Символика политических партий доклад

Обновлено: 05.07.2024

Социально-политическая жизнь в определенном смысле носит символический характер, хотя она и не сводится к некоему комплексу представлений и символов. Утверждать, что она символична, значит полагать, что она должна быть понята и интерпретирована, что жесты, объекты, слова отсылаются к чему-то другому, чем они сами. Как отмечает французский политолог С. Лятуш, «переход от представления… Читать ещё >

Политическая символика. Политическая философия и социология ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

В истории часто бывало так, что миф, символ, предание, легенда оказывались более могущественными силами, двигавшими людьми, нежели самые что ни на есть объективные реальности. На политическое поведение людей зачастую гораздо более сильное влияние могут оказать значения, придаваемые ими действиям правительства, политических партий и деятелей, чем реальное содержание этих действий.

Можно без преувеличения утверждать, что у истоков большинства, если не всех человеческих институтов и феноменов, будь то государство, религия, культура, искусство, династии и т. п. в гой или иной форме или ипостаси находится символ, миф. В этом плане само человечество невозможно представить мифологического начала.

Во всяком случае национально-государственные символы и идеалы составляют неотъемлемую часть формирования, фиксации и воспроизводства идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности. Символ представляет собой концентрированное выражение основной идеи или идеала народа или нации. В качестве государственных символов выступают эмблемы, гербы, флаги и другие атрибуты, воплощающие, прежде всего, идею национально-государственного единства и величия.

Как отмечал О. Шпенглер, единство всякой культуры зиждется на общем языке ее символики. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы. Национальная идея или национальную идентичность, само существование любого государства как правило сопряжено с наличием главных символов или знаковых атрибутов — герба, флага и гимна, олицетворяющих форму или систему его устройства, комплекса социальных, нормативно-правовых, духовных и иных ценностей, принципов, установок и самое главное — национально-государственный суверенитет.

Эта традиционная триада представляет исторически сложившуюся и общепринятую систему государственных символов большинства стран современного мира. Герб и флаг — знаковые символы государства, гимн — его символическое музыкальное обозначение. Важнейшая функция любых государственных символов — представительская, опознавательная. Они должны быть легко узнаваемы, обладать ясными отличительными признаками.

Тем не менее сами по себе символы, не связанные с реальной действительностью, с центральным идеалом, господствующим в общественном сознании, не могут правильно объяснить подлинные механизмы и мотивы, которые определяют и регулируют поведение отдельных индивидов и социальнополитических группировок ["https://referat.bookap.info", 9].

Символы можно изображать графически, как, например, христианский крест, серп и молот, человеческие фигуры, как, например, Марианна (Франция), Джон Булл (Англия), Дядя Сэм (США). Такие символы приобретают значимость не сами по себе, а как средство выражения чего-то такого, что связано с обществом.

Такие комплексные системы, как речь, письмо или математические знаки, тоже охватываются понятием символ, поскольку звуки и знаки, используемые сами по себе, не имеют смысла и могут иметь значимость лишь для тех, кто знает, как их интерпретировать в понятных для них терминах.

Часть символов формируется спонтанно в процессе жизнедеятельности всех или большинства членов национального сообщества, а другая часть создается и целенаправленно внедряется элитами. Со времени возникновения национального государства политические лидеры создавали и использовали национальные символы для обоснования проводимого ими политического курса.

Человек усваивает и воспринимает лишь те из символов и знаков, которые укладываются в систему координат его мировоззрения и картины мира. Так, например, избиратель может голосовать разными способами, скажем, поднятием руки, опусканием бюллетеня, но не всякое поднятие руки есть акт голосования, необходимо, чтобы таковым его считали все те, для кого он имеет значение.

Политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников, среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Современная политическая система России – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей, государственных органов и организаций, политических партий и общественных объединений, участвующих в политической жизни страны.

Содержание
Работа содержит 1 файл

ОКС Шерстобитов.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

КАФЕДРА Туристстого бизнеса

по дисциплине: Основы корпоративной символики

на тему: Символика и эмблематика политический партий в современной России

Исполнитель студент Шерстобитов Г.В.

учебной группы 2-СД-49

Шифр зачетной книжки 1135175

Руководитель Ландер И.Г.

Оценка ______________________________ __________

Оглавление

Введение

Политическая жизнь современного общества сложна, противоречива и многообразна. В ней занято огромное число участников, среди которых одно из самых видных мест принадлежит политическим партиям. Современная политическая система России – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей, государственных органов и организаций, политических партий и общественных объединений, участвующих в политической жизни страны.

Политика является специфической областью общественной жизни, а символика служит языком политики. Поэтому изучение содержания политической символики и ее функций актуально и наше время.

Первоначальное значение слова партия – часть, группа, как часть целого. На протяжении веков менялось значение слова партия, и менялись, усложнялись явления, предшествующие современным политическим партиям. В предельно широком смысле слова можно сказать, что партия –это часть населения, политически определённым образом сориентированная (занимающая по каким-то политическим вопросам сходные позиции). Политическая партия является одним из важнейших институтов политической власти. Основную функцию политической партии как института можно определить как посредничество между обществом и властью. То есть, главная задача партии заключается в формулировании требований, которые общество предъявляет существующей власти и в доведении этих требований до сведения последней.

Политический символ – чувственно-воспринимаемый или абстрактный способ воплощения нации, политической системы, определенных позиций политических субъектов. Различают предметные (флаг, герб), вербальные (гимн, патриотические песни, лозунги), поведенческие (праздничные демонстрации, церемонии), политические символы. 1

Именно знаковость политической символики можно назвать ее спецификой. Политические символы нельзя отнести семантически только к естественным знакам. В политическую знаковую систему могут быть включены реальные объекты природы и кроме этого иконические (портреты людей, конвенциональные (ордена, медали), церемониальные знаки (митинги, собрания). Политическая символика вбирает в себя языковые знаковые системы и так называемые коды (математические символы). Таким образом главной особенностью политической символики есть свойство синтеза разных знаков из иерархии знаковых систем и использование их в политических целях.

Данная работа посвящена изучению символики и эмблематике ведущи х политических партий современной России и направлена на теоретическое исследование символа. Цель работы описать сущность политической символики партий России на современном этапе.

Для наилучшего раскрытия выбранной темы предполагается рассмотреть следующие задачи:

1. политические партии современной России;

2. классификация эмблетик;

3.символика и эмблематика ведущих политических партий современной России.

1. Символика и эмблематика политический партий в современной России.

1.1Политические партии современной России.

Эмблематика политических партий и движений современной России начала формироваться в конце 1980-х гг., и процесс этот еще далек от завершения, как далека от завершения и сама российская структура политических организаций. Целый ряд партий, движений и блоков, едва возникнув, прекращал свое существование, как из-за внутренних разногласий, так и из-за потери актуальности своего существования (в случае сугубо предвыборного характера объединений). Некоторые из них не успевали выработать устойчивой эмблематики, ограничиваясь временными знаками для избирательной кампании или же не успевали сузить до одной-двух эмблем разнообразие вариантов, использовавшихся отдельными активистами. Однако часть организаций сохраняла стабильность или, по крайней мере, преемственность, даже если они в силу тех или иных обстоятельств проходили через расколы, реорганизации или оказывались под запретом.

24 марта 2012 депутаты Госдумы единогласно приняли закон, упрощающий процедуру регистрации партий в России. О его необходимости президент РФ Дмитрий Медведев впервые заговорил в декабре 2011 года вскоре после массовых протестных акций в Москве и в других городах России.

Самым значительным нововведением закона является то, что количество членов партии, необходимое для регистрации, уменьшено с 40 тыс. (как было последние годы) до 500 человек.

Помимо этого Госдума отменила требования к минимальной численности членов партии в ее региональных отделениях (которые ранее должны были существовать в половине субъектов федерации). Сейчас эти требования могут определяться уставом самой партии.

Новым партиям будет запрещено использовать наименования ныне уже существующих партий и их аббревиатуры.

Согласно новому закону, партия, которая не принимает в течение семи лет подряд участия в выборах, подлежит ликвидации. Ранее этот срок равнялся пяти годам. 2

Современная отечественная политическая эмблематика, даже если исключить локальные, в первую очередь национальные, движения, насчитывает более сотни разновидностей знаков. Как с политической, так и с культурологической точек зрения представляют интерес формальная систематизация эмблем и последующее сопоставление полученных классов с политологической систематизацией самих политических движений. При классификации эмблем необходимо учесть регулярность их использования, устойчивость в ходе политического процесса и особенности дизайнерского решения.

По степени регулярности использования эмблемы политических партий и движений подразделяются на:
1) систематически используемые при оформлении различных политических мероприятий в качестве логотипов изданий и в качестве индивидуальных членских знаков (повязок, значков и т. д.);
2) используемые эпизодически, лишь в ходе избирательных кампаний.

По степени устойчивости использования эмблемы подразделяются на:
1) устойчивые, кодифицированные партийными документами;
2) устойчивые некодифицированные, что приводит к периодической незначительной модификации;
3) неустойчивые, подверженные периодической корректировке;
4) разовые, создаваемые по мере необходимости (к выборам).

По особенностям дизайнерского решения эмблемы подразделяются на два класса.
1. Текстовые - основу составляет полное или, чаще, сокращенное название организации.
2. Изобразительные, которые делятся на подгруппы:
2.1) геометрические простые, образованные сочетанием геометрических фигур (крест в различных вариантах, трех- или четырехлучевая свастика, вихревая розетка, удвоенный зигзаг, звезда и др.);
2.2) геометризированные простые, образованные геометризированными изображениями (серп и молот, яблоко, передаваемое сочетанием круга с треугольником и др.);
2.3) геометрические и геометризированные усложненные, со знаком или геометризированным изображением (пятиконечная звезда или серп и молот в центре, иногда серп и молот в центре звезды, колокол и др.), окруженным текстом;
2.4) негеометризированные изобразительные, обычно сопровождаемые текстом. 3

Сравнение первичных результатов политологического анализа и систематизации эмблем политических движений показывает их несомненную взаимосвязь. Демократические движения, ориентирующиеся на осознанный выбор граждан, с приоритетным значением прав человека и экономических свобод, но с ограниченной (хотя и разной) степенью учета социальной справедливости, вообще не имеют устойчивой и регулярно используемой политической символики, их эмблемы играют сугубо служебную роль и могут легко изменяться; чаще всего они текстовые или, реже, негеометризированные изобразительные. При нарастании роли социальных аспектов и популизма появляется геометризация. Политическим движениям, ориентированным на ностальгию по прошлому и, особенно, на непосредственную реакцию сторонников, свойственно систематическое и устойчивое использование эмблем. При этом чем выше роль непосредственных реакций, чем выше роль непарламентских методов, чем выше роль национальных, социальных или религиозных ценностей, тем более геометричными становятся эмблемы; чем выше в иерархии ценностей роль порядка, сильного государства, тем эмблемы сложнее и изобразительнее. Так, простые, чисто геометрические эмблемы свойственны радикальным националистам, простые геометризованные - радикальным коммунистам и национал-коммунистам, усложненные геометрические, геометризованные и, особенно, изобразительные - коммунистам-государственникам и национал-государственникам и государственникам авторитарного типа. 4

Основные цели партии:

1.Обеспечение соответствия государственной политики, решений, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, интересам большинства населения Российской Федерации.

2.Формирование общественного мнения в Российской Федерации в соответствии с основными положениями Программы Партии, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности, органов государственной власти и органов местного самоуправления и влияние на формирование их политической воли, выражаемой ими в голосовании на выборах и референдумах.

Политическая символика: становление и истоки

Краткая аннотация: работа изучает истоки становления теоретических направлений происхождения политической символики и направлена на теоретическое исследование заявленной проблематики. Цель статьи – освещение сущности политической символики. Статья направлена на выявление первоначала определения и прослеживание истории изучения символа; вскрытие природы, характера и функций политической символики.
Ключевые слова: символ, знак, политическая символика, политическая культура, политическая реальность.

Существование сферы политики без символов не возможно. Символ стал одним из базовых элементов построения и осмысления политической реальности. Становится неоспоримым и актуальным факт необходимости исследования политической реальности, как с объективной, так и с символической стороны. Ведь в сознании формирование картины политического мира на уровне индивида и общества огромное влияние оказывают традиции, обычаи, символы и мифы, относящиеся к сфере символического.

Политика является специфической областью общественной жизни, а символика служит языком политики. Поэтому исследование сущности, содержания политической символики и ее функций имеет практическое и теоретическое значение. Научных исследований посвященных изучению роли символов в политике чрезвычайно мало, как правило, разрабатываются отдельные аспекты данной проблематики. Несмотря на актуальность изучения заявленной темы в нашей стране это политологическое направление развивается слабо. Это связанно, как представляется. с природой изучения политической символики, которую не возможно познать и изучить количественными и рационально-эмпирическими методами. Символический же подход переносит исследование политической символики в плоскость иррационального.

Исследуя природу символа, необходимо упомянуть точки зрения на данный вопрос несомненных авторитетов политической науки. Известный немецкий философ И. Кант считал символ — чувственным способом представления идей ума. А попытка же познания символа есть попытка познания прообраза либо идеи, заключенной в символе [5]. Г.В. Гегель оговаривал, что символ есть смысл и выражение смысла, но приобретая смысл он превращается в образ [6]. Природа символа заключена в единении общего и особенного: общее не есть особенное, а особенное не сесть общее, но общее и особенное есть единое целое. Такова природа символа, по мнению Ф.В. Шеллинга [7].

Представители политологической школы в своих исследованиях отмечали — в природе символа заложен некий изоморфизм природной, социальной и символической структур (К. Леви-Стросс). Символическая нагрузка на знак ложиться временно – любому обществу в определенный период времени присущи свои особенные символы – но переменить данную временность довольно сложно. Например, эмблема серпа и молота всегда будут ассоциироваться с СССР [8].

Именно знаковость политической символики можно назвать ее спецификой. Политические символы нельзя отнести семантически только к естественным знакам. В политическую знаковую систему могут быть включены реальные объекты природы и кроме этого иконические (портреты людей, конвенциональные (ордена, медали), церемониальные знаки (митинги, собрания). Политическая символика вбирает в себя языковые знаковые системы и так называемые коды (математические символы). Таким образом главной особенностью политической символики есть свойство синтеза разных знаков из иерархии знаковых систем и использование их в политических целях.

Среди элементов политической культуры выделяются политические символы, которые способствуют сплочению людей и ориентации их политического поведения. А опираясь на вышеизложенное можно сказать – политическая символика это система знаков, идей, понятий, заключающая в себе не только свое собственное значение, но и предписанное ему политикой. Говоря проще – символы, функционирующие и прикасающиеся к сфере политического. Политическая символика служит основным фактором социализации и делает акцент на ценностях более значимых для политической системы. Кроме этого символы в политике выступают средством пропаганды и утверждения, зримое выражение приверженности их носителя к определённой позиции в политике. Именно такую смысловую нагрузку несут на себе гербы государств, эмблемы политических партий, цвета национальных флагов, ордена и многое другое.

Несколько слов о символах государства. Создание, закрепление, воспроизводство идентичности нации и государства заключается в государственных символах. Символ служит для сосредоточения и описания основной идеи, явления или понятия политического. Государственная символика является специфическим средством общения между народами и способна дать понятие о конкретной социальной общности, раскрыть центральную идею государства. Единство всякой культуры зиждется на общем языке ее символики (О. Шпенглер).
Государственный символы чаще всего представлены эмблемами — герб, флаг и прочие атрибуты воплощения идей государственно-национального единства. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы. Возникновение символов может происходить по-разному, хаотично в процессе жизни общества, либо целенаправленно и навязывается властью. Политические лидеры всегда создают национальные символы как основу для их политического курса.

Стоит заметить, что изучение политической символики происходит на стыке наук: политологии, культурологии, социологии, семиотики, психологии, антропологии, что дает основания для многоуровневой классификации. Символы, относящиеся к сфере политики разнообразны к ним относят стиль политической речи, обороты выступлений, политические декларации, специфические политические национальные праздники, официальные визиты, и кроме этого архитектуру официальных зданий и монументов и даже стиль одежды Классификацию политической символики можно представить следующим образом:

Исторически сложилось, что символ имеет общественно-политический характер. Каждая эпоха человеческой истории оставила после себя ряд символов, опираясь на которые возможно рассмотрение истории сквозь призму символики. Во все времена народы для идентификации своей общности создают свою, только им присущую символику. В наши дни невозможно представить страну, которая не была бы представлена на геополитической арене своими политическими символами. Кроме функций идентификации и социализации политическая символика, как и язык, выполняет функции коммуникации. Она осуществляет создание понятийных структур и иллюзий, поскольку главной задачей политических символов есть объединение народа страны. Они выполняют объединяющую и мобилизирующую роль, являются средством агитации. Приверженность политическим символам выявляет обозначение политической позиции, с помощью системы политических символов формирование, органзация и регулирование политической жизни.

Быкова Т.Н. —
Аспират кафедры политических наук
философского факультета
Таврического национального
университета им. В.И. Вернадского

Как правило, это простые по структуре образные знаки с высокой сигнальной активностью. Знаки с горизонтально-верти­кальной формой воспринимаются как более статичные, стабиль­ные, консервативные, диагональные композиции имеют, по преимуществу, движения динамические, агрессивные, мобильные, наступательные по духу. Примером первого и второго типа сим-: волов могут служить тевтонский крест и свастика. Чаще всего в динамических знаках, символизирующих активность, присут­ствуют острые углы, стрелы, ломаные линии, предметы с заост­ренными краями: три стрелы социал-демократов, серп в серпе и молоте - эмблеме российского рабоче-крестьянского государст­ва, звезда. В качестве политических символов фигуры зверей ис­пользуются достаточно редко (в отличие от геральдических сис­тем) и чаще имеют шутливый характер: осел как символ демо­кратов и слон как символ республиканцев в США.

Орел и лев- имперские символы, выражающие превосход­ство, силу, обновление, созерцательность, царственность. Орел в геральдической стилистике часто имеет две головы. Античная I зоология приписывала орлу не мигая смотреть на Солнце и до-Встигать не доступных для человека просторов неба. Как победитель змей и драконов - символ победы света над силами тьмы.

Грифон - сказочное животное, символизирующее господст­во над двумя сферами бытия: землей (посредством львиного ту­ловища) и воздухом (посредством орлиных головы и крыльев). В Греции грифоны символизировали уверенное в своих силах, но при этом бдительное, проницательное могущество. У Данте становится символом божественной и человеческой природы Христа, вследствие его владычества на земле и на небе. В геральди­ке - символ ума и силы.

Знамена (флаги, хоругви)- символы чести военных под­разделений, залог победы и величия, а также символ и атрибут богов. Со знаменем часто изображается воскресший Христос как преодолевший силы тьмы, также архангел Михаил, победитель Люцифера, и воинствующие святые (Жанна д'Арк, Георгий По­бедоносец, герцог Леопольд Святой).

Кентавр- символ двойственности, олицетворение грубой природной силы и господства инстинктов. В христианском уче­нии - символ еретика, знающего учение христианства, но при­меняющего его неверно и тем самым остающегося двойствен­ным. В средневековой символике - противоположность благо­родного рыцаря, а также олицетворение порока высокомерия.

Жезл Эскулапа - палочка, вокруг которой обвивается змея - эмблема аптек, символ врачебной профессии. В его основе - еже­годная смена кожи у змеи, что воспринимается как символ омо­ложения. Жезл Эскулапа не следует путать с кадуцеем, обвитым двумя змеями - крылатым жезлом бога Гермеса (Меркурия).

Как правило, это простые по структуре образные знаки с высокой сигнальной активностью. Знаки с горизонтально-верти­кальной формой воспринимаются как более статичные, стабиль­ные, консервативные, диагональные композиции имеют, по преимуществу, движения динамические, агрессивные, мобильные, наступательные по духу. Примером первого и второго типа сим-: волов могут служить тевтонский крест и свастика. Чаще всего в динамических знаках, символизирующих активность, присут­ствуют острые углы, стрелы, ломаные линии, предметы с заост­ренными краями: три стрелы социал-демократов, серп в серпе и молоте - эмблеме российского рабоче-крестьянского государст­ва, звезда. В качестве политических символов фигуры зверей ис­пользуются достаточно редко (в отличие от геральдических сис­тем) и чаще имеют шутливый характер: осел как символ демо­кратов и слон как символ республиканцев в США.

Орел и лев- имперские символы, выражающие превосход­ство, силу, обновление, созерцательность, царственность. Орел в геральдической стилистике часто имеет две головы. Античная I зоология приписывала орлу не мигая смотреть на Солнце и до-Встигать не доступных для человека просторов неба. Как победитель змей и драконов - символ победы света над силами тьмы.




Грифон - сказочное животное, символизирующее господст­во над двумя сферами бытия: землей (посредством львиного ту­ловища) и воздухом (посредством орлиных головы и крыльев). В Греции грифоны символизировали уверенное в своих силах, но при этом бдительное, проницательное могущество. У Данте становится символом божественной и человеческой природы Христа, вследствие его владычества на земле и на небе. В геральди­ке - символ ума и силы.

Знамена (флаги, хоругви)- символы чести военных под­разделений, залог победы и величия, а также символ и атрибут богов. Со знаменем часто изображается воскресший Христос как преодолевший силы тьмы, также архангел Михаил, победитель Люцифера, и воинствующие святые (Жанна д'Арк, Георгий По­бедоносец, герцог Леопольд Святой).

Кентавр- символ двойственности, олицетворение грубой природной силы и господства инстинктов. В христианском уче­нии - символ еретика, знающего учение христианства, но при­меняющего его неверно и тем самым остающегося двойствен­ным. В средневековой символике - противоположность благо­родного рыцаря, а также олицетворение порока высокомерия.

Жезл Эскулапа - палочка, вокруг которой обвивается змея - эмблема аптек, символ врачебной профессии. В его основе - еже­годная смена кожи у змеи, что воспринимается как символ омо­ложения. Жезл Эскулапа не следует путать с кадуцеем, обвитым двумя змеями - крылатым жезлом бога Гермеса (Меркурия).

Читайте также: