Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках фгос ноо доклад

Обновлено: 02.07.2024

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования придает этому направлению работы принципиально новую значимость.

Проблема раннего выявления и обучения талантливых детей является приоритетной в современном образовании. В итоге от ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал: от развития одаренной личности к формированию одаренного общества, от образования элиты - к элитарному образованию. Эта проблема стоит перед всем образовательным сообществом. В связи с этим каждое образовательное учреждение пытается ее решить по - своему. Школа занимает в этом ряду особое место, так как она призвана развивать таланты и склонности, готовить будущую интеллигенцию с элитарным образованием.

Это направление воспитания реализует такие основные концептуальные положения школ как создание условий для полноценного развития детской одаренности, формирование информационной культуры, оптимальное сочетание основного и дополнительного образования.

Развитие одаренности у детей включает в себя комплекс мер по созданию эффективного образовательного пространства, благоприятного для реализации творческого потенциала учеников, повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей, а так же развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию.

Одаренный ребенок получает сильные, положительные эмоции при занятиях любимым видом деятельности. На ряду с этим такие дети очень любознательны, поэтому направленны на глубокое, всестороннее осмысление интересующего объекта. У одаренного ребенка проявляется невероятное трудолюбие, работоспособность, целеустремленность, умение контролировать свои поступки, действия (при необходимости, способность очень долго концентрироваться на чем-то одном.

Признаки одаренности проявляются в деятельности ребенка и выявляются на уровне наблюдения за характером его действий. Но, перед тем как выявить всех, кто интересуется различными областями науки, техники, искусства и помочь превратить в жизнь их мечты и реализовать планы, необходимо помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Прежде всего, важно узнать чем они интересуются.

Чтобы выявить наиболее характерные способы для развития способностей одарённых детей необходимо продумать как правильно выстроить работу, поставить цели и задачи. Для полного раскрытия их способностей в программе должны присутствовать различные методы и формы работы с одарёнными детьми.

Обучение в начальной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования осуществляется на основе системно - деятельностного подхода, через развивающие технологии, организацию исследовательской деятельности.

Специфической составляющей в отношении целей обучения одарённых детей являются высокий уровень и широта общеобразовательной подготовки, что влияет на развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся.

Учитель должен стремиться использовать каждую возможность для участия одаренных учащихся в олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня. В свою очередь дополнительное образование позволяет реализовать индивидуальные интересы одаренных учащихся, которые невозможно реализовать в рамках традиционных учебных предметов.

Немаловажным является проведение мониторингов интеллектуальных и творческих, а также спортивных достижений учащихся, качества знаний, сформированности учебной деятельности, а также здоровья учащихся для формирования банка данных по одарённым детям.

Важной и неотъемлемой частью деятельности школы в данном направлении всегда было взаимодействие с родителями. Общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством - ключевая идея нового стандарта.

Родителям принадлежит особая роль - содействие развитию. В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов - оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.

Взаимодействие семьи и школы осуществляется так, что способствует подведению одарённого ребёнка к лучшему пониманию своих творческих возможностей, жизненных целей. Все это оказывает положительное влияние на интеллектуальный и нравственный рост, самораскрытие и самореализацию школьника, его личностное становление.

Неотъемлемой составляющей частью работы с одаренными учащимися непременно остается психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса. Где стоит заметить, что не всегда уместно практиковать выделение одаренных детей в особые группы для тренинговой работы. Выделение ребенка из коллектива на особые позиции может еще больше отдалить его от сверстников. Поэтому лучше всего тренинговую работу планировать со всем классом, но при этом одаренных детей держать в поле своего внимания, разрешая в общем тренинге их личностные и социальные проблемы (понимание и принятие их одноклассниками, повышение самооценки, самореализация, самораскрытие, снижение конфликтности, если это необходимо и т. п.).

В ходе реализации Федерального государственного образовательного стандарта перед учителем стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, а значит, и её одарённости. Поэтому так важно установить уровень способностей и их разнообразие у обучающихся, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

Разглядеть в ребенке талант, раскрыть его - актуальная задача, стоящая перед современной школой. Поэтому грамотное педагогическое и психологическое сопровождение развития учащихся - важное условие успешного решения этой задачи.

1. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - с. 39.

3. Савенков А. А. Интеллектуальная одарённость и исследовательское поведение // Одарённый ребёнок. - 2003. - №6.

4. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М. : Моск. Ун-та, 1982.- с. 136.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы)

Индивидуальное развитие ребенка как программа развития талантливости и одаренности дошкольника В современном обществе существует потребность воспитания неординарной творческой личности. Многие исследователи считают, что именно дошкольное.

Развитие критического мышления учащихся начальной школы в рамках ФГОС Основным приоритетом развития современного образования становится его личностно-ориентированная направленность. Сегодня необходимо критически.

Развитие речи детей раннего возраста в рамках введения ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования,«речевое развитие включает владение речью как.

Создание условий в семье для творческого самовыражения детей как один из показателей детской одаренности СЛАЙД 1 Представляю вашему вниманию опыт работы по теме: Создание условий в семье для творческого самовыражения детей, как один из показателей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Развитие детской одарённости в образовательной сфере

Подготовила: Новикова И.С.,

учитель начальных классов

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности. Современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Процесс воспитания одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются: вопросы выявления одаренных детей, создание оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности. Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло своё отражение в ФГОС нового поколения, подводит нас к выявлению безусловных ценностей личности ученика, реализации творческого, исследовательского компонента деятельности учителей.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Для выявления одаренности необходимо стараться вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам. В раннем возрасте - в игровые ситуации. постарше - в исследовательскую и проектную деятельность. Задача педагога состоит в том, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности.

Выявление одарённых детей – одна из главных задач современной школы.

Сейчас одарёнными принято считать: детей с интеллектом выше среднего; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Целью работы по развитию детской одарённости в начальной школе в условиях реализации ФГОС является обеспечение возможности самореализации личности в различных видах деятельности.

При этом решаются такие задачи: создание системы урочной и внеурочной работы с учащимися, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности, организация исследовательской работы учащихся.

Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствии не востребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 9-летнем возрасте их примерно 60 – 70%, то к 14 годам 30 – 40%, а к 17 годам – 15 – 20%.

Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в начальной школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно. При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.

Одарённого ребёнка легче сопровождать в обучении, если соотнести характеристики успешных младших школьников с типами одарённости .

Единой классификации типов одарённости на сегодня не существует. Однако большинство педагогов, работающих с одарёнными детьми, придерживается сегодня ниже приведённой классификации. Для начальной школы она будет выглядеть следующим образом:

Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания обычных детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов - само собой разумеется. всё время стремятся к новому, отличаются значительной умственной самостоятельностью.

Художественная одарённость присуща учащимся, которые имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном. Здесь очень важно отметить уровень достижений учащегося. Эти дети могут не проявлять способностей к обучению и не иметь высокий интеллектуальный коэффициент.

Творческая одарённость (креативность) обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются выбором средств для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать. Творческая одарённость выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя.

Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении эти дети не всегда успешны. Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и другое).

Лидерская или социальная одарённость . Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя. Их лидерство удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния Они не принуждают с ними дружить. С ними советуются, считаются, а нередко им добровольно подчиняются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры будут играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного ребёнка он всё равно будет лидировать.

Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость.

После того, как данные об одарённом ребёнке получены и тип одарённости определён, педагог может скорректировать педагогические условия для развития или проявления одарённости.

Работа по развитию детской одарённости должна вестись в системе и состоит из следующих компонентов:

- выявление одарённых детей;

-развитие творческих способностей на уроках;

-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

-создание условий для всестороннего развития одарённых детей, а так же составление индивидуального образовательного маршрута и портфолио ученика.

Кроме уже названных особенностей одарённых детей педагогу следует учитывать и другие ярко проявляемые характеристики большинством одарённых учащихся. В основном эти характеристики на начальном этапе обучения в школе могут быть следующие проблемы одарённых детей:

Неприязнь к школе . Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

Игровые интересы . Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

Конформность . Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы . Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием . Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

Стремление к совершенству . Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых . В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) - это эффективное средство формирования универсальных учебных действий ученика, имеющего проблемы в обучении или успешного в обучении ученика.

Использование ИОМ позволяет создать условия для каждого конкретного ученика и даёт учителю полную картину о личностном развитии ученика.

ИОМ рассчитывается и строится на определённое время. Маршрут постоянно корректируется с учётом актуального и ближайшего развития ребёнка.

Первоначально учитель проводит диагностику ребенка, выявляя его увлечения, интересы к предметам и творчеству. Все данные заносятся в карту. Далее ребенок самостоятельно или с помощью родителей заполняет анкету. Все данные так же фиксируют в карте. Планируются, дополнительные занятия, кружки, которые будет посещать ребенок, викторины, олимпиады и другие виды деятельности. После выполнения какого-то пункта плана, результаты ребенка фиксируются в диагностическую карту.

В паре с ИОМ всегда находится портфолио. Внедрение портфолио в начальной школе является формирование активной жизненной позиции ученика, воспитание неравнодушного человека, способного принести пользу современному обществу.

В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником в ходе учебной и в иных формах деятельности (творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно -оздоровительной, трудовой).

Для заполнения ИОМ и портфолио необходима работа как в учебной, так и внеурочной деятельности.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми должна состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.

Урочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности:

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

Внеурочная деятельность.

В соответствии с ФГОС, развитие универсальных учебных действий (формирование общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования проявляется в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

-внеклассная работа по учебным предметам (предметные недели по русскому языку, математике, окружающему миру, ПДД, технологии и ручному труду, английскому языку);

-выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках, на уроках по изобразительному искусству, технологии);

-участие в школьных и мунципальных олимпиадах, марафонах и конкурсах (по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ)

-активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 2-4 классов на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита работ на школьных мероприятиях;

Хочется закончит словами Сократа: "Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться".

То есть одарённый ребёнок требует от учителя постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того. что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Литература

- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.

- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.

- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.

- Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО,ЧГИИК, 1993. – 40 с.

- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П. 1997.- 35 с.

- Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.

- Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.

- Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.

- Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полезная информация для повышения качества самообразования.

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Развитие детской одаренности в образовательной сфере

учитель начальных классов

ШМО учителей начальных классов

Человек, обладающий врожденным талантом,

испытывает величайшее счастье тогда,

когда использует этот талант.

Иоганн Вольфганг Гёте

В каждом человеке с самого момента рож­дения заложено его личное предназначение в жизни, его место в ней, его оп­ределённый спектр деятельности. Кто-то находит истинное наслаждение в математике, кто-то парит в танце, кто-то утопает в искусстве и красках, кто-то строит, кто-то учит и воспитывает талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей, на мой взгляд, очень важный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, с одной стороны, и проблемами социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, с другой

Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась яростным нападкам.

Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов.

Реальная педагогическая практика научилась различать лишь три категории одаренных детей.

- Первая категория одаренных, которую принято выделять, - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

- Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены. Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребен­ка, во всех случаях значение семьи остается ре­шающим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном выступлении раскрываются задачи современного общества, создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Основные формы работы с одаренными детьми.

учитель высшей категории

Бойкова Елена Васильевна

Работа с одаренными детьми как одно из приоритетных направлений современного образования в рамках реализации ФГОС

Модернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки выпускников школы в условиях ФГОС, введение новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Приоритетная задача современного общества: создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.

Обеспечить возможности самореализации личности в различных видах деятельности.

Создание системы внеурочной работы с учащимися.

Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

Организация исследовательской работы учащихся.

В настоящее время создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одарённых и высокоинтеллектуальных детей сегодня нельзя переоценить.

Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы комплексного развития и дифференциацию обучения. Эти требования можно расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их возможностей является одной из приоритетных социальных задач.

Первыми заказчиками выступают, конечно, родители. Для них важно, чтобы школа дала не только прочные знания их детям, но и выявила, раскрыла и развила способности детей, их одарённость. При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности школьника вообще и личности одарённой в частности.

Работа с одарёнными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня подрастающего поколения.

Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Основной задачей тогда должно стать воспитание молодых людей, обладающих нестандартным мышлением, склонных к научным исследованиям, тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов этих исследований в жизнь.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, направленность на гуманистические, личностно - ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век инновационных технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала, так как это один из решающих факторов экономического развития страны. Следовательно, создание условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.

Важнейшим приоритетом в такой ситуации, на мой взгляд, становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому, одаренные дети должны рассматриваться как национальное достояние страны и быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание России связаны именно с одаренными молодыми людьми.

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъёма уровня духовной культуры обучающихся, я вижу решение проблемы в наиболее полном соответствии целям и задачам современного образования.

Основные формы работы и поддержки одаренных детей

Крайне важно пробудить в ребенке познавательную мотивацию, но для развития его одаренности и тем более для обеспечения полноценной творческой отдачи этого еще недостаточно. Необходимо предоставить ему возможности адекватно удовлетворять пробудившуюся страсть к познанию. Поддержка одаренных детей и учащихся - обеспечение оптимальных условий их обучения и развития.

Формы работы с одаренными детьми (индивидуальная и групповая) организация факультативных и кружковых (дополнительное образование) занятий в школе;

работа с одаренными детьми в условиях обычных классов (на основе внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных

форм работы на уроке);

проектная деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);

участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, творческих выставках;

поддержка участия детей во всероссийских и международных предметных олимпиадах;

участие в акциях; научно-практических конференциях

проведение психологических тренингов: интеллектуальных, личностного роста, развитию креативности;

психолого-методическое сопровождение работы с одаренными детьми;

консультации для детей, подростков и родителей, нуждающихся в психологической поддержке.

Обучение одарённых детей в условиях общеобразовательной школы

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам отдельных учебным предметов и т.д.).

Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Занятия по свободному выбору — факультативные и особенно организация малых групп — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие считаю одним из важнейших аспектов в своей работе. В работе по развитию детской одарённости по русскому языку и литературе выделяю следующие моменты: работа на уроках - дифференцированный подход; проблемное обучение; проектная деятельность; развитие критического мышления; работа в группах; применение педагогических технологий.

Работу с одаренными детьми по русскому языку, математике и литературе провожу в форме индивидуальных консультаций и групповых занятий.

Так же во внеурочной деятельности актуальными для учащихся считаю олимпиады, позволяющие выявить способных и одарённых детей.

Такие конкурсы позволяют учащимся в максимальной степени раскрыть свой творческий потенциал. С целью стимулирования интереса к предмету практикую участие детей и в конкурсах собственного сочинения стихотворений.

Этому способствует и проведение внеклассных мероприятий по русскому языку и литературному чтению, в рамках которых одарённые учащиеся проявляют способности, участвуя в выставках творческих работ; в викторинах по русскому языку и литературе, формирующие определённые навыки и умения отвечать на вопросы, увеличивающие объём знаний и расширяющие кругозор.

Атмосфера успеха вызывает у школьников желание идти вперёд, стремиться к новым победам. Я считаю, что организация работы с одарёнными детьми как направление внеурочной работы является важным способом формирования и развития ключевых компетенций учащихся. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя.
Все это дает возможность детям развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике. Таким образом, проектно-исследовательская деятельность помогает формировать творческую личность, стимулирует активность, целеустремлённость школьников, а значит, помогает решению главных задач современной школы – раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире.

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Читайте также: