Чувашские музыкальные инструменты доклад

Обновлено: 04.07.2024

Во многих исследовательских работах отмечалась особая наклонность чувашей к пению. "Слух у них по большей части хорош… Голос редко бывает сильный, но почта всегда пригодный для пения". "Среди чувашей нередко можно встретить лиц с очень хорошей музыкальной памятью, знающих не один десяток народных песен" .

Первыми собирателями и исследователями чувашской песни были А.Риттих и В.Мошков. Они публикуют первые чувашские мелодии, записанные ими, в конце 19 в. Настоящая же работа по записыванию и исследованию чувашского фольклора началась в 20в. когда это стало делом чувашских исследователей В.Воробьева, Г.Лискова, композиторов и музыковедов — Ф.Васильева, Ю.Илюхина, М.Кондратьева.

Чувашское население проживало в древности племенами. с 10 в в составе Волжской Булгарии. В 14 – сер. 16 века в составе Золотой Орды и Казанского ханства. В дальнейшем в составе Казанской губернии и соседних губерний Российской империи. У них не было своей особой территории, своего государства, тем не менее, исследователи отмечали их особую привязанность к родным местам, своей семье.Чуваши всегда ценили свои обычаи, музыку, языкЭта преданность проявлялась в патриотизме чувашей.Когда наступали общенародные бедствия (война, голод, повальные болезни), в чувашских деревнях прекращались увеселения не только в среде взрослых, но и подростков и детей.

Сдержанность присущи чувашскому менталитету и языку. Даже самые сильные чувства старались не проявлять, не беспокоить окружающих. Обычно чувства выражались в песнях.Человек, единственный из всех живых существ обладающий речью, должен беречь язык и не допускать туда плохие слова, Есть особенная деликатность в отношениях.избегают сказать кому-либо грубость, что-либо обидное, унижающее, оскорбительное. В чувашских песнях нет никогда ничего циничного, грубого, неприличного. Они глубоко религиозны, целомудренны, нравственны.Многие исследователи отмечали высокий художественный вкус чувашей, их музыкальность, способности к искусствам и творчеству.

К страшным и недопустимым чувашским традициям относили тип шар — самоубийство из-за сильной обиды. Человек не сам решает, когда ему приходить в этот мир, и он по своему решению не имеет права уходить из этого мира.

Создание мира по представлениям предков чуваш. Вселенная вечна, всегда существовала и будет существовать.Вселенная имеет создателей — одно или несколько божеств. Например, как и у многих древних народов, великая богиня-мать.В некоторых мифах первоначальный мир представлялся в виде хаоса, абсолютного беспорядка, смеси воды и огня, тьмы и света, времени и пространства. Затем божества приводили мир в порядок — сначала создавали огонь и воду, землю и воздух-небо, потом — светила, звезды, растения, животных, людей, разные вещи, обычаи и т.д.Во многих мифах рассказывается, что сначала в мире ничего не было, кроме воды в виде бескрайнего океана. Затем из него выделилась земля. Утка или другое существо достало изпод воды кусочек ила, и из этого образовалась земная твердь. Следующим этапом созидания мира было отделение неба от земли. По древним представлениям чувашей, небо было очень низкое, и его рукой можно было достать с крыши дома. Но люди запачкали небо, и оно, обидевшись, поднялось наверх.

Устройство мира. По древнейшим представлениям чувашей, вселенная состоит из трех миров (слоев):

1. Верхний мир. Состоит из трех или семи слоев, на которых обитают верховные боги и добрые духи, небесные светила — солнце, луна, звезды.

2. Светлый мир. В этом мире живут люди и животные. В центре мировая гора. На ней растет дерево мира. Крона дерева достигает верхнего мира, корни уходят в нижний мир. Своими ветвями, упирающимися во все углы мира, оно поддерживает небесный свод.

3. Нижний мир. Он состоял из трех или семи слоев и представлялся как остаток хаоса, где в нижних слоях обитали злые духи, чудовища.

В древней религии чувашей существовало множество божеств и духов. (около 2000.) Среди них выделялись главные божества.Главным божеством был бог неба и создатель вселенной — Турă=Тенгри. По представлениям чувашей, сразу после рождения у человека появлялись два пирĕшти (ангела). Один записывал все добрые дела человека, другой — злые.

Главным злым духом был Шуйттан=шайтан, его помощниками — дух смерти, разные змеи —и др. чудовища. Все эти существа могли проникать в светлый мир и творить зло. Во многих народных сказках существует сюжет о битвах богатырей и драконов.

Многие существа-духи становились героями сказок и песен.

Чтобы вернуть в мир порядок или отблагодарить божества за благополучную жизнь, чуваши проводили обряды чÿк. —обряд моления с жертвоприношением. Чÿк обычно проводили всем родом, целой деревней или несколькими деревнями.Самым многолюдным был обряд Аслăчÿк. Обычно он проходил раз в 9 л. На него собирались жители близлежащих деревень, могли прийти несколько тыс чел. Обряд чÿк представлял собой торжественное и возвышенное действо, а в глубокой древности во время таких обрядов звучала специальная сакральная музыка.В каждой народнойпесне отражались представления людей о мире, событиях.

В старинной народной культуре, как и в природе, соблюдался принцип единства эстетического и утилитарного — что удобно, то и красиво, что красиво, то и удобно. У многих народов в древности новый год начинался весной. Большинство тюркских народов до сих пор справляет праздник нового года в день весеннего равноденствия. По чувашским поверьям, как и по традициям многих народов, весной наступал новый год. Но перед его наступлением обязательно нужно было вспомнить, почтить своих предков. Этому посвящался обряд калăм. Вечером собирались в доме старшего родственника. В молениях приглашали предков за стол. После начинался пир и веселье с песнями и танцами. В последний день калăм проводили специальный обряд изгнания злых духов, болезней, всей нечистой силы. Сс музыкой, танцами, песнями, криками, шумом обходили всю деревню. На следующий день молодежь, дети и старики собирались на краю деревни встречать первый восход нового года. В момент восхода старики призносили молитвы.Затем дети ходили с песнями и добрыми пожеланиями по домам, Весь день дети веселились, играли.Взрослые ходили в гости к родственникам и соседям: пели, танцевали.

Одним из древнейших весенне-летних обрядов чувашей, в измененном виде сохранившийся до наших дней, был Акатуй.Его проводили всей деревней или несколькими деревнями сразу, и в каждой местности были свои особенности.

После торжественной и долгой молитвы начиналось веселье с музыкой, песнями, танцами. Венгерский ученый Д.Месарош писал: «Они целыми ночами поют одна другой прекрасней пирушечные гостевые песни, самые душевные и самые милые произведения чувашской народной поэзии. Само пение тут не только дело естественное, но даже является долгом каждого. Хозяин бы обиделся, если кто-нибудь из гостей ушел, не исполнив ни одной песни.

Праздником, связанным с зимним солнцеворотом (когда самые короткие дни в году — 21—22 декабря), был сурхури,.Дети ходили по домам с песнями и пожеланиями. Обойдя деревню, ребята собирались у кого-нибудь дома, угощались, рассказывали сказки, пели, плясали .

Исследователи отмечают очень развитую народную музыкальную культуру чувашей. В древности ни одно обрядовое действие, праздник, какое-нибудь событие, часто даже игры детей не проходили без музыки.Среди всех поволжских народов чуваши выделялись большим количеством муз инструментов. Ученые считают, что мн инструменты, бытующие в Поволжье, были привнесены предками чувашей. Тем более, что с принятием мировых религий — ислама и христианства — мн нар рус, татар башк инструменты были утеряны. Всего их более 50. По способу извлечения звука 4 группы:1. Духовые которые звучат при помощи выдуваемого воздуха.

2. Струнные— звук создается дребезжанием струн.

3. Мембранные— у этой группы деталью, с помощью которой извлекают звук, является мембрана — натянутая пленка, обычно из кожи.

4. Самозвучащие— эти инструменты звучат, когда их приводят в движение: трясут, вертят и т. п.

Духовые подразделяются на три подгруппы: язычковые, флейтовые и мундштучные.

1. Язычковые, например, надрезанный на трубке из гусиного пера. Воздух вдувается в трубку — язычок дребезжит, и получается звук.Шăпăр — особенный обрядовый инструмент, обязательно использовавшийся на свадьбах. Этому инструменту и музыканту приписывали волшебные свойства. Таким же обрядовым инструментом был сăрнай. Его воздушный резервуар изготавливали из цельной шкурки козленка или теленка. В инструменте сĕрен также использовали пузырь животного.Из глины лепили тăмсăрнай. Своеобразной губной гармошкой был тута купăсĕ, звучащими язычками служили полоски бересты.В летнее время из трав, стеблей и стручков растений дети мастерили для себя музыкальные игрушки

2. Флейтовые. Нăй, шăхлич, изготавливали из трубчатых растений или из древесины. Для палнай использовали несколько таких трубок. Любимой детской музыкальной игрушкой был забавный тăмшăхлич в виде птиц, коней и т. п.

3. Мундштучные Военным музыкальным инструментом, изготовлявшимся из металла, был кавал. Похожий инструмент, но из рога,. Древняя металлическая нахра использовалась в особо торжественных случаях. Ее длина могла быть до 2—3 метров. Более длинной могла быть труба из древесины и коры,.

Струнные музыкальные инструменты подразделяются на две подгруппы:

1. Смычковые. Для игры на этих инструментах необходим смычок.Самым известным и широко применяемым инструментом на всех чувашских праздниках был купăс и его разновидности.

Мембранные музыкальные инструменты делятся на две подгруппы:

1. Ударные. К ним относятся разные барабаны и бубны (тункăр). Для барабанов обычно использовали шкуры собак.

2. Мирлитонные. К этой группе относится тура купăс — расческа с полоской бересты.

Самозвучащие музыкальные инструменты делятся на две подгруплы:1. Щипковые. Единственный представитель этой группы, широко распространенный в Азии и Сибири — купас - кубыз.2. Ударные. К ним относятся разные колотушки, трещетки, колокольчики, бубенцы и т. п.

Ближе к XX в в обиходе мн нар Поволжья появилась гармоника,. Название наиболее распространенного среди чувашей музыкального инструмента — скрипки (купăс) перешло в название гармоники. В первые десятилетия советской власти на изготовление некоторых нар муз инструментов требовалось специальное разрешение властей. Поэтому стали использовать ложки, вальки, бутылки с водой, печные заслонки и т. п.

Свадьба была большим праздником.И со стороны жениха, и со стороны невесты выбирался руководитель свадьбы . Обязательно приглашали несколько музыкантов, которые порой составляли целый оркестр.Во время одевания невеста пела песни-причитания.Подруги, сменяя ее, пели более веселые, шутливые песни. Затем невеста вместе со своими родными, подругами под музыку скрипок, барабанов с песнями и танцами отправлялись в гости к родственникам. Они сажали гостей за стол, вместе с ними пели, плясали, напутствовали девушку, прощались с ней.

"Мой народ сохранил сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч узоров", - сказал в конце XIX в патриарх духовного возрождения чуваш И.Я.Яковлев. Фраза эта стала крылатой, потому что отразила любовь и гордость, которыми окружал народ свои духовные ценности. Примером архаики может послужить чувашская народная музыка. Попав в поле зрения европейски образованных ценителей в XIX в., она сразу же предстала как "песнь народа, две тысячи лет сквозь всю ломку пронесшего с собой яркий образ прежней жизни".венгерского музыканта 3. Кодая. Сравнивая старинные венгерские и чувашские напевы, пришел к выводу, что чувашская музыка весьма важна для познания древних истоков его родной музыкальной культуры, ибо она "углубляет наши знания о самих себе. У нас общие предки, от которых мы отошли дальше вследствие того, что развивались под влиянием большего числа и сильнее отличавшихся факторов. Чувашская музыка тоже не могла сохраниться без изменений на протяжении почти полутора тысячелетий, но она осталась больше похожей на древнюю"Отношения чуваш к музыке и пению ярко раскрывается в легендах, сказках, преданиях и пословицах. В них говориться, например, о том, что песня всегда жила в большой дружбе с народом, что она была неразлучна с ним в труде, и на отдыхе, что она делила с народом и горе, и радость: "Люди радуются, и песня радуется; люди печалятся, и песня грустит…"В образной форме рассказывается о том, как добрая песня сопутствовала народу в тяжелые, беспросветные годы его существования, как помогала она бороться против зла и несправедливости, против угнетения и произвола, как окрыляла народ, вселяя в его душу непобедимую силу и вечную молодость.И как бы в благодарность этому чувашский народ сложил немало песен о песне, в которых люди обращаются к ней, как к своему лучшему другу - вечному спутнику жизни. Без нее жизнь чувашина пуста, бесцветна, для него песня - язык души

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Издавна
чуваши придавали особое, сакральное значение звучанию музыкальных
инструментов. Ощущая необыкновенную силу воздействия инструментальной
музыки, в народе было сложено о ней много поговорок и загадок. Само же
появление музыкальных инструментов и инструментальной музыки
приписывалось разным божествам. Музыканты, владевшие исполнительским
искусством, были весьма почитаемы как носители сверхъестественной силы.

Сĕрме купăс (скрипка)

Один
из наиболее популярных инструментов самодельного или кустарного
производства. В Чувашии несколько сотен лет назад бытовали различные
названия и формы этого инструмента, в совокупности характеризующие
скрипку как деревянный совок, звук которого извлекается путем трения и
напоминает жужжание. В древности, если музыкант играл сидя, то скрипку
держали, опирая на колени. Если же музыкант стоял, то инструмент упирали
о левую часть груди. Позже возник плечевой способ игры. Строй открытых
струн – общепринятый, однако у некоторых чувашей, живущих на территории
Татарии, четвертая струна настраивалась не в квинту, а в кварту по
отношению к третьей. На скрипке играли чаще всего только небольшие
танцевальные мелодии.

Кĕсле (гусли)

На
этом инструменте играли и женщины, и мужчины, и дети. Чувашские гусли
могли быть разных размеров и соответственно иметь разное количество
струн – от 15 до 40. Чаще всего встречались инструменты с 20-28
струнами. Корпус изготавливали из досок хвойных или лиственных пород.
Играли на инструменте сидя, держа гусли в наклонном положении на коленях
и упирая вершиной в грудь. Левой рукой извлекались более низкие звуки,
правой – более высокие. Репертуар гусляров был разнообразен и обширен:
старинные и современные народные песни и плясовые молоди, частушки. В
музыкальном быту чувашского народа гусли занимали очень значительное
место, являясь любимым инструментом на пирушках, посиделках, ярмарках и в
особенности на свадьбах.

Тăмра (домра)

Шăпăр (волынка)

Шăхлич (свирель)

Палнай (многоствольная флейта)

Нахра (труба)

Тăм шăхличĕ (свистулька, окарина)

Это сделанный из обожженной глины духовой инструмент в форме животных или птиц. Размеры инструмента различны: от 5 до 10 см.
По обе стороны корпуса расположены два игровых отверстия. В настоящее
время окарины имеют распространение только в качестве детских игрушек.

Параппан (барабан)

Хуткупăс (гармонь)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования республики Башкортостан муниципальное казенное учреждение отдел образования Администрации муниципального района Бижбулякский район муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Кистенли-Богданово

Малая академия наук 2013

Номинация: культура Башкортостана

Особенности чувашских народных музыкальных инструментов

Выполнил работу: Данилов Альберт

Юрьевич обучающийся 8 класса

Руководитель: Максимова Антонида

Федоровна учитель чувашского

языка и литературы

Глава I. Чувашские народные музыкальные инструменты………. 4

1.1.История появления чувашских народных музыкальных инструментов……………………………………………………………………. 4

1.2. Исследователи чувашского музыкального инструментария…………. 5

1.3 Классификация музыкальных инструментов…………………………. 5-6

Глава II. Художественно-эстетическая функция чувашских музыкальных инструментов во время праздников…………………………………………. 7

2.1. Использование скрипки во время свадьбы и похорон………………. 8

2.2. Использование волынки на праздниках………………………………….…9

Используемая литература……………………………. 11

Актуальность исследования: Актуальность исследования объясняется интересом истории появления и развития музыкального инструментария.

Цели и задачи : рассмотреть и описать виды чувашских музыкальных инструментов; раскрыть различные функции музыкальных инструментов в обряде.

Объект исследования: чувашские народные музыкальные инструменты.

Предмет исследования: культура Башкортостана

Методы исследования: наблюдение, опрос, исследование.

Практическая значимость: изучение особенностей чувашских музыкальных инструментов позволяет нам познать культуру и быт чувашского народа.

Выводы: Чувашские музыкальные инструменты многозначны, они отражают многовековую историю чувашского народа, по своему источнику звука подразделяется на четыре группы: струнные, духовые, мембранные, самозвучащие. В традиционной культуре чувашей музыкальные инструменты выполняют разные функции. Музыкально-эстетическая функция выступает на первый план во время праздников и развлечений.

Глава I . Чувашские народные музыкальные инструменты

Для изготовления музыкальных инструментов мастера использовали древесину, кость, глину, шкуры, гусиные перья, растения. Струны делали из конского хвоста (так как это самые длинные волосы животных), а также из бараньих кишков, сухожилий. Кишки мыли, разрезали вдоль, вычищали и нарезали на тонкие полоски, которые скручивали и высушивали.

История появления чувашских народных музыкальных инструментов

Учеными доказано, что древнейшие предки чувашей обитали на территории Центральной Азии уже около четырех тысяч лет назад. В середине I тысячелетия до нашей эры племена - носители проточувашского языка – вошли в состав Хуннской державы. Позднее они стали мигрировать на запад. На своем пути создали несколько государственных объединений. В конце IV века н.э. проточуваши в составе гуннского объединения оказались в Европе. По исследованием зарубежных ученых, некоторые инструменты были привнесены булгарскими племенами в Европу и распространились среди европейских народов. Несомненно, влияние музыкальной культуры предков чувашей на тюркскую, монгольскую культуру и культуру народов Сибири.

Знаменитый словарь чувашского языка Н.И.Ашмарина хранит в себе названия более 150 музыкальных инструментов.

Несомненно, что такая богатая и разнообразная музыкальная культура чувашей, в том числе и инструменты, не могли бы сохраниться, не имея своим надежным фундаментом старинные традиции, идущие из глубины веков.

Исследователи чувашского музыкального инструментария

Большую роль в изучении музыкальных инструментов своего народа сыграли чувашские исследователи С.М.Михайлов, Ф.П.Павлов, Ю.А. Илюхин, А.И.Иванов – Ехвет, М.Г.Кондратьев и другие.

1.3 Классификация музыкальных инструментов

К настоящему времени выявлено и установлено более пятидесяти наименований чувашских народных инструментов, которые в той или иной форме применялись при исполнении различных ритуалов, на праздниках, в детских играх. Среди них есть духовые, струнные, мембранные, самозвучащие инструменты.

Духовые ( в .рк.=лисем ) – инструменты, которые звучат при помощи выдуваемого воздуха. Они подразделяются на три подгруппы.

Язычковые ( ч.л.хлисем ):

1) ш ёпёр (пузырь)

2) шёпёр вулли (жалейка двойная)

3) тём сёрнай (сурна из глины)

4) тута купёс (гармоника губная)

5) сёрнай: сёрнай вулли (род жалейки)

6) сёрнай (род волынки)

7) хут купёс (гармоника)

8) т\т\т (дудка из катушки)

Флейтовые (ш ёхёртмаллисем ):

шёвё= шёхлич (свистулька из жести)

тём шёхлич (свистулька глиняная)

палнай (флейта Пана)

шёхлич (род продольной флейты)

пёкёллё шёхлич (род продольной флейты с пробкой)

Муншдучные (мёштёклисем)

кавал (рог военный)

какёр (рог охотничий)

пуч (труба деревянная)

нухра (труба медная)

II? Струнные ( х.л.хлисем ) – звук создается дребезжанием струн. Струнные музыкальные инструменты подразделяются на две подгруппы.

Щипковые ( ч.п.тмеллисем )

к.сле (гусли)

тёваткал к.сле (гусли четырехугольные)

тинч.л.х; трнеч.л (род гуслей)

тёмра: тумра (балалайка)

Смычковый (с.рк.чли)

купёс: с.рме купёс (скрипка)

с.рк.ч (смычок для скрипки)

III? Мембранные (=урхахлисем)

тункёр (бубен)

параппан (барабан)

т\нкки (гулкий барабан)

Мирлитонный (ч.рп.нк.лли)

тура купёс: турапа калани (игра на гребне)

IV? Самозвучащие (хёй т.лл.н янраканнисем)

Щипковый (ч.п.тмелли)

вархан: пёнкёлти: тим.р купёс (варган)

Вращательный (=авёрттармалли)

с.р (подражание жужжащих)

Ударные (=апмаллисем)

шакмак (колотушка)

тинкелтин (род самозвучащих)

хёнкёрав (бубенчик)

=атёрка (трещотка)

шёнкёрав (колокольчик)

Глава II. Художественно-эстетическая функция чувашских музыкальных инструментов во время праздников

В традиционной культуре чувашей музыкальные инструменты выполняют разные функции. Музыкально-эстетическая функция выступает на первый план во время праздников и развлечений. Наиболее совершенные и употребительные инструменты XVIII – XIX вв.- с.рме купёс: шёпёр: сёрнай: к.сле?

Некоторые музыкальные инструменты используются и в прикладных функциях. Сигнальные функции выполняли рог, труба, колокол, колотушки ночных сторожей, колокольчики при пастьбе скота. Бубенчики в конской упряжи. Ряд инструментов использовался в детских ансамблях.

Использование скрипки во время свадьбы и похорон

2.2. Использование волынки на праздниках

Волынку обычно делали из кожи теленка либо домашней козы. Играют на нем сидя, отбивая ритм ногами. Считается, что волынка обладает магической силой. На нем играли, когда нужно было заговорить злых духов. Игру волынки можно было услышать на любом обряде, посвященных главным событиям в жизни человека – рождение, свадьба или похороны. У чувашей главным праздником считался сурхури, который отмечали в период зимнего солнцестояния. Открывали этот праздник колядки и все пожелания и заклинания пелись только под волынку.

Во время гонений на волынщиков, проходивших во многих странах, чуваши показали себя наиболее хитрыми и неистребимыми защитниками своего инструмента. Из-за волыночных репрессий в мире сохранилось мало старинного инструмента такого рода. Ведь чувашская волынка – это инструмент с очень капризным характером, требующий исполнительского мастерства и незаурядного терпения

Единение Культур Единение Искусств

Единение Культур Единение Искусств

Единение Культур Единение Искусств запись закреплена

▒ Чувашские народные инструменты ▒

🔸

Сĕрме купăс (скрипка). Один из наиболее популярных инструментов самодельного или кустарного производства. Строй открытых струн скрипки квинтовый, у низовых чувашей встречалась настройка двух нижних струн в кварту. Имелось два способа держать сĕрме купăс при игре: вертикально, опирая на левое колено, или горизонтально, прижимая к левому плечу. На скрипке играли чаще всего только небольшие танцевальные мелодии. Скрипка, наряду с волынкой и гуслями, являлась самым активным инструментом, используемым в традиционных ритуалах чувашей: она традиционно звучала на праздниках, свадьбах, похоронах, поминках, сольно и в ансамблях. В мифологии создание сĕрме купăс связывается с главным божеством Турă, а использование серы (канифоли) для натирания смычка – с Шуйттаном, он представлялся духом, носящимся в вихре, играя на сĕрме купăс. В этом скрыто двойственное отношение к звукам сĕрме купăс, которым приписывалась магическая сила. В пантеоне духов существовал также специализированный йĕрĕх - дух, покровительствующий скрипке.

🔸

Кĕсле (гусли). Чувашские гусли могли быть разных размеров и соответственно иметь разное количество струн – от 15 до 40. Чаще всего встречались инструменты с 20-28 струнами. Настройка обычно диатоническая, возможны и хроматические звуки. Звук кĕсле негромкий, отличается, благодаря объёму резонатора, тембровым богатством. Играли на инструменте сидя, держа гусли в наклонном положении на коленях и упирая вершиной в грудь, звук извлекается щипком одним или несколькими пальцами обеих рук: правая ведёт мелодию в высоком или среднем регистре, левая – аккомпанемент в низком и части среднего регистра. Аналогичные кĕсле инструменты известны в быту народов Поволжья. Вопрос о происхождении этого инструмента у народов Поволжья спорный. Непосредственно у чувашей кĕсле известен по источникам с XVIII в., активно бытовал до XX в. Репертуар гусляров был разнообразен и обширен, в музыкальном быту чувашского народа гусли занимали значительное место, являясь любимым инструментом на пирушках, посиделках, ярмарках и в особенности на свадьбах, звучал в обрядах погребения и поминок.

🔸

Тăмра (домра). Чувашская тăмра – тамбуровидный струнный щипковый инструмент, напоминает аналогичные инструменты многих тюркских и других евроазиатских народов и отличается от купăс отсутствием смычка. Играли на ней путем защипывания струн, как на балалайке. Количество струн предположительно от 2 до 4. Архаический прототип не сохранился, однако нередко упоминается в старинных народных песнях в качестве привычного атрибута традиционной культуры.

🔸

Шăхлич (свирель). Продольная флейта из твердой древесины, один из самых распространенных чувашских музыкальных инструментов. Материал, из которого изготавливается шăхлич – липовая кора, клен, камышовый тростник, жесть. Играла на нем преимущественно молодежь (мужчины) в весеннюю и летнюю пору. Чаще всего можно было услышать игру на нем по окончании весеннего сева и в период сенокоса. Мелодии, исполняемые на инструменте, преимущественно лирического или танцевального происхождения, песенные мелодии исполняются редко. Каждый исполнитель обычно сочиняет мелодии сам.

🔸

Палнай (многоствольная флейта). Состоит из набора закрытых с одной стороны трубок разной длины в количестве 5-7 штук. Трубки изготавливались из тростника или древесины и соединялись нитками или клеем. Слово введено в обиход композитором Ф. П. Павловым в статье 1928 года. В период подъёма фольклорного движения 1970–80-х гг. описание Павлова было интерпретировано как многоствольная флейта, и в этом качестве палнай стал изготовляться мастерами и использоваться фольклорными ансамблями. Ранее в музыкальной культуре чувашей бытование многоствольной флейты не фиксировалось.

🔸

Нахра (труба). Духовой мундштучный музыкальный инструмент, изготовленный из латуни, меди, серебра. Сохранилось только название (реконструирована В.С. Черновым). Он предположительно имел военное назначение и использовался как сигнальный, им могли сопровождаться и торжественные мероприятия и парады. Есть сведения, что нахра применялась как пастушеский инструмент.

🔸

Тăм шăхличĕ (свистулька, окарина). Сделанный из обожженной глины духовой инструмент в форме животного или птицы размером от 5 до 10 см с двумя игровыми отверстиями по обе стороны корпуса. В настоящее время окарины имеют распространение только в качестве детских игрушек.

🔸

Параппан (барабан). Один из самых распространенных чувашских народных инструментов. Параппан нередко включался в ансамбль в сочетании с шăпăр, сăрнай и другими инструментами. Традиционно использовался в культовой практике верховых чувашей, на ярмарках, масленичных и др. молодёжных гуляньях, пирушках. Ни одно свадебное действо не обходилось без использования нескольких параппанов. При игре вешается на верёвке через плечо, используются колотушки тукмак кеглевидной формы: левой, более короткой, отбиваются мелкие ритмические доли.

🔸

Шакмак (колотушка). Представляет собой пару деревянных дощечек, которыми играющий хлопает друг о друга. Для фольклорных ансамблей изготавливаются ШАКМАК с выдолбленными полостями-резонаторами и ручками для удобства игры.

🔸

Шăнкăрав (колокольчик). Использовался в конской упряжи, подвешивался на шею свободно пасущихся домашних животных. Весь круг примеров с применением колокольчика в чувашских праздниках, обрядах и верованиях можно разделить на три группы: свадебные, рекрутские и похоронно-поминальные.

Наиболее употребительны в быту сĕрме купăс, шăпăр, сăрнай, кĕсле (в XX в. они всё более вытесняются гармоникой). В ансамблях с ними могут выступать также самозвучащие и мембранные. Эти же инструменты выполняют обрядово-магические функции во время семейно-бытовых и календарно-земледельческих обрядов, а искусным исполнителям на этих инструментах молва приписывала магическую силу. Ансамбли – основная форма инструментального исполнительства у чувашей – сочетают в себе духовые (волынки), струнные (сĕрме купăс или кĕсле), мембранные и самозвучащие инструменты. Составы таких ансамблей сильно варьируются.

Слайд 4
Для изготовления музыкальных инструментов мастера использовали древесину, кость, глину, шкуры, гусиные перья, растения. Струны делали из конского хвоста (так как это самые длинные волосы животных), а также из бараньих кишков, сухожилий. Кишки мыли, разрезали вдоль, вычищали и нарезали на тонкие полоски, которые скручивали и высушивали.

Слайд 5
Все чувашские музыкальные инструменты можно разделить на 4 группы:

Слайд 7
2. Духовые.
К духовым относятся инструменты, в которые нужно дуть, это – пузырный инструмент – шăпăр, волынка (сăрнай), деревяные флейты (нăй), разные дудочки (палнай, шăхлич), трубы (хяпхя, пуч), рога(какăр, кавал) и многие другие. К музыканту , владеющему шǎпǎр, у чуваш было особое отношение. Считалось, что этот человек сродни волшебникам и звуками шăпăр он может подчинять себе людей. Дети с удовольствием играли на глинянных свистульках (тăм шăхлич)

Слайд 8
3. Ударные.
Это разные барабаны (параппан, тянкки) и бубны (тункăр). Барабаны могли использоваться для передачи команд вождей во время военных действий. Во время праздников часто играли одновременно на нескольких барабанах – трех, пяти, семи. В древности изготовляли мощные барабаны, которые держали 3-4 человека, а еще 3-4 человека выбивали мелодию.

Слайд 9
4. Самозвучащие.
К самозвучащим инструментам относятся разные колотушки (шакăртма, шакмак), трещетки (затăркка), колокольчики(шăнкăрав) и т.п. Дети часто делали для себя музыкальные игрушки из растений, трав, дощечек. Одной из таких была жужжалка (сěр).

Слайд 10
Провели опрос среди учащихся: Какие чувашские народные музыкальные инструменты вы знаете?

Слайд 11
Выводы:
- Все чувашские музыкальные инструменты делятся на 4 группы. - Чувашские народные музыкальные инструменты , в основном, были сделаны из природного и животного материала. - Самый распространенный народный музыкальный инструмент – Купас.

Слайд 12
Используемые ресурсы:
Е.Енькка. Родной край. Чув.книгоиздат. 2005Иванов В.П. Культура чувашского края. Чув.книгоиздат. 1994

Читайте также: