Реформы сервия туллия доклад

Обновлено: 04.07.2024

Сейчас в науке о русловых процессах конкурируют представления о нескольких основных руслоформирующих факторах; два из них: транспортирующая способность потока и отношение максимума руслоформирующего расхода к отметке поймы. Целесообразно взять лучшее из объяснений руслоформирования обоих этих руслоформирующих факторов.

При рассмотрении каждого из этих руслоформирующих факторов именно этим фактором объясняются фактически одни и те же типы русловых процессов (одни и –те же типы располагаются по каждой из этих руслоформирующих осей). Некоторые типы располагаются на этих отдельных осях удачно, некоторые – нет.

Какие типы русловых процессов не объясняются только лишь одним руслоформирующим фактором? Во-первых, изменение транспортирующей способности или расхода наносов не приводит к разработке пойменных проток и образованию пойменной многорукавности; другая причина, а именно – превышение отметки руслоформирующего расхода над уровнем поймы, приводит к разработке пойменных проток. С другой стороны, во-вторых, русловая многорукавность не объясняется относительным положением максимума руслоформирующего расхода и “линии осерёдков”, а логично объясняется перегрузкой русла наносами.

Противоречие заключается в разных определяющих факторах, выделяемых для одних и тех же типов русловых процессов.

В то же время у каждого из этих руслоформирующих факторов есть свои преимущества. Представляется целесообразным объединить, то есть рассмотреть совместно два эти руслоформирующих фактора. Для этого расположим все типы руслового процесса не на одну ось, или все на другую, а сразу на две оси. Получаем двумерную таблицу. По горизонтали отложена степень затопления поймы, по вертикали – относительная транспортирующая способность потока.

Таким образом, в равнинных широкопойменных реках можно выделить два фактора руслоформирования, каждый из которых является независимым и по-своему определяет тип руслового процесса. Первый из них – относительная транспортирующая способность потока – увеличивается при переходе по такой цепочке типов руслового процесса: русловая многорукавность, ленточногрядовый тип, побочневый процесс, ограниченное меандрирование, свободное меандрирование. Второй фактор руслоформирования: отношение руслоформирующего уровня к отметке поймы. При руслоформирующем уровне, меньшем, чем отметка поймы, имеем ту цепочку типов руслового процессов, которая перечислена выше (в неразветвлённом русле), а при пике большем, чем отметка поймы, имеем те же типы руслового процесса, только в разветвлённом русле.

Стоит обратить внимание, что именно в таком порядке, как в первом столбце, происходит смена этих типов руслового процесса как в классификации Н.Е. Кондратьева и И.В. Попова, так и в классификации Б.Ф. Снищенко. Противоречие в порядке типов между этими классификациями происходит в случае введения в них разветвлённых русел.

Второй столбец начинается типом, который соответствует сочетанию пойменной и русловой многорукавности. По транспортирующей способности он соответствует русловой многорукавности (так же перегружен наносами), а по условиям образования проток соответствует пойменной многорукавности. Такой тип руслового процесса наблюдается на реке Амур у города Хабаровск и противоречит обеим типизациям, в которых русловая многорукавность и пойменная многорукавность разнесены на разные концы классификации.

Рассматриваемая двухфакторная таблица типов руслового процесса даёт возможность отвечать и на новые вопросы. А именно, прогнозировать изменение типа руслового процесса при изменении руслоформирующих факторов.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Например: 1) При перегрузке потока наносами согласно таблице можно прогнозировать изменение руслового процесса и появление островов. На практике: река Зея в своём низовье, подойдя правым берегом к Белым горам из песчаника, стала их размывать. Поток перегрузился наносами. Тип руслового процесса на десятках километров изменился, извилистое русло выпрямилось, и в нём появилось много островов.

При увеличении же транспортирующей способности согласно таблице можно прогнозировать противоположный процесс: размывы берегов и появление извилистости реки, как, например, произошло на реке Миссисипи при широкомасштабных спрямлениях излучин.

2) При повышении уровня руслоформирующего расхода выше отметки поймы согласно нашей таблице прогнозируем улучшение условий для образования пойменных проток. Например, река Тулва в своём низовье в результате подпора от Воткинского гидроузла изменила свой тип руслового процесса со свободного меандрирования на разветвлённое русло (по типу пойменной многорукавности).

И, наоборот, при снижении руслоформирующего уровня и отмирании второстепенных проток можно прогнозировать постепенное формирование неразветвлённого русла.

Очевидны преимущества этой таблицы в решении практических и научных задач.

Обычно меандрирование разделяется на ограниченное и свободное; что это разделение происходит по величине относительной транспортирующей способности потока. Подчёркивая такой истинный генезис различных типов меандрирования, возможно, следовало было бы назвать их по иному, например, развитое и неразвитое меандрирование. Дополнительно необходимо подразделять разные виды меандрирования по степени проявления ограничивающих условий.

В случае если большой дисбаланс между поступлением наносов и транспортирующей способностью потока происходит в реке, протекающей в узкой долине, и реке следовало бы развиваться по типу свободного меандрирования, русло сможет развиваться в этом случае лишь по типу в самом деле ограниченного меандрирования. Но важно то, что эта же самая река в случае меньшего превышения транспортирующей способности над поступлением наносов изменится так, чтобы по достижении равновесного состояния деформации проходили не по схеме свободного меандрирования, а по схеме ограниченного меандрирования даже в том случае, если пойма будет широкая, и в ней, вроде бы, могло развиваться свободное меандрирования.

Это заключение даёт нам возможность ответить на вопрос: может ли существовать ограниченное меандрирование без ограничивающих условий? Ответ: да. Так же, как и может существовать прямое русло без ограничивающих факторов.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Получается, что двух терминов (ограниченное, свободное) для характеристики меандрирования как процесса не достаточно. В гидроморфологической теории подразумеваются только варианты под буквами В и Г. Можно предположить, что следует использовать двойную классификацию: 1) по степени ограничения – ограниченное или свободное меандрирование и 2) по генетической причине – например, “развитое” и “неразвитое”.

Вывод: Ограничивающие условия – это третий независимый руслоформирующий фактор. Одновременно нельзя ограничиваться только отношением ширины поймы к ширине русла как единственным определяющим фактором для всех типов руслового процесса. В широких долинах на широких поймах могут быть не только извилистые реки, но и прямые, и разветвлённые.

Рассмотрим таблицу морфодинамических типов русловых процессов, предложенную Р.С. Чаловым [3]. Очень важно, что она является таблицей, то есть, – имеет две размерности. Значит, размещённые в ней типы русел обусловлены двумя руслоформирующими факторами.

Вертикальная ось представляет собой ограничивающее условие, и именно – отношение ширины поймы к ширине русла. Действительно, в широком русле может быть и прямое, и извилистое, и многорукавное русло. На горизонтальной оси расположены извилистые, прямые неразветвлённые русла и русловая многорукавность. На рисунке 1 показано, что определяющим фактором для такого ряда типов является относительная транспортирующая способность потока.

В этой таблице типы расположены по двум руслоформирующим факторам:

1 – относительная транспортирующая способность и

2 – ограничивающие условия.

Следующий шаг – объединить не два, а сразу три руслоформирующих фактора:

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

1 – относительная транспортирующая способность;

2 – относительное затопление поймы;

3 – относительная ширина поймы.

На плоскости затруднительно отобразить получающийся куб типов руслового процесса по этим трём руслоформирующим факторам. На рисунке 1 представлена двухфакторная таблица, которая является проекцией трёхмерного куба руслоформирующих факторов на две оси:

1 – относительная транспортирующая способность;

2 – относительное затопление поймы;

а двухфакторная таблица Р.С. Чалова [3] – это проекция того же трёхмерного куба на плоскость с двумя другими руслоформирующими факторами:

3 – относительная ширина поймы.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Приём объединения альтернативных гипотез плодотворен. Он позволяет взять лучшее из каждой гипотезы и лишает каждую из отдельных гипотез присущих им недостатков. Применение такого объединения гипотез на проблему формирования типов русловых процессов даёт возможность прогнозировать изменения типов русловых процессов при изменении нескольких независимых руслоформирующих факторов.

Список литературы

Кондратьев Н.Е., Попов И.В., Снищенко Б.Ф. Основы гидроморфологической теории руслового процесса. — Л.: Гидрометеоиздат, 1982. — 272 с.

Маккавеев Н.И. Русло реки и эрозия в её бассейне. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. — 346 с.

Гост

ГОСТ

Социально-административные реформы

Сервий Туллий – согласно легенде шестой царь (среди них второй из этрусских царей) Древнего Рима, правивший в нем с 575 по 535 год до н.э. По преданию его матерью была Окресия - знатная женщина, но пленница и служанка царицы Танаквиль.

Он был первым правителем, пришедшим к власти без всенародного голосования (579 г. до н.э.). Пол Мартин видит в этом знак экзогамической преемственности по материнской линии царской власти, когда римский царь вступает на престол путем брака с дочерью своего предшественника. Сервий Туллий инициировал строительство двух этрусско-римских храмов с видом на культовый район Сант-Омобоно. Первый храм был посвящен богине Фортуне, а второй богине Матери Матуте.

Согласно легенде, Сервий Туллий покорил сабинов и присоединил к городу три холма:

  • Квиринальский,
  • Виминальский,
  • Эсквилинский.

На социальном уровне Сервий Туллий интегрировал новых граждан в общество, принимая во внимание критерии экономического характера.

Сервий Туллий разделил римлян на три трибы:

У каждого триба и курии была общая святыня, и, скорее всего, в поклонении этой святыне участвовали не только патриции, но и плебеи. Жители каждого округа, согласно новым законам царя Сервия Туллия, образовывали особую общину, имевшую своего суверена, который вел списки жителей и их земельных владений, домов и прочего имущества; эти списки использовались для набора войск и распределения налогов.

Трибы включали всех римских граждан, владевших землей. Раньше считалось, что введенное царем Сервием Туллием распределение триб касалось только плебеев, а патриции к племенам не принадлежали. Это ошибка, причина которой заключалась в том, что позже, когда было установлено достоинство народных трибунов, плебеи были вызваны трибунами на народные собрания, на которые патрициев не допускали (concilia plebis). В этих собраниях плебеи группировались в трибы. Но были собрания, которые созывались патрицианскими сановниками (трибутные комиции) – на них присутствовали все граждане, плебеи и патриции.

Готовые работы на аналогичную тему

Каждая из триб делилась на 10 курий, которые, в свою очередь, образовывались группами семей или родов. Таким образом, разделение было основано на родстве, при этом преобладали патрицианские роды. Каждая курия была связана с определенной местностью, как, например, Велиан или Фориан. Каждая из 30 курий имела голос в архаической форме народного собрания – куриатных комициях. Также курии составляли основу первоначальной организации армии. Как политические и военные подразделения, курии были вытеснены последующей организацией римских граждан по окружным трибам, так что трибутные и центуриатные комиции стали высшим законодательным органом Рима.

Военно-политические реформы Туллия

Сервий Туллий ввел цензуру. Сервий радикально изменил римскую конституцию: голосование перестало быть индивидуальным и зависело от цензуры. Отныне власть полностью принадлежала самым богатым.

При Сервии, после проведения всеобщей переписи в Риме насчитали восемьдесят три тысячи римских граждан, включая жителей сельской местности. Сервий Туллий ввел в Древнем Риме принцип топографического деления.

Это деление основывалось на физической пригодности человека к военной службе и его имущественном положении:

  • в первую категорию вошли люди, владевшие имуществом не менее 100 тысяч ассов (древнеримская медная монета);
  • во вторую – 75 тысяч ассов;
  • в третью – 50 тысяч ассов;
  • в четвертую– 25 тысяч ассов;
  • в пятую – 11,5 тысячи ассов.

Каждый класс выставлял определенное количество воинских частей – центурий (сотен). При этом наибольшая нагрузка ложилась на граждан первой категории: 80 из них прошли подготовку для хорошо вооруженной пехоты, а 18 – для кавалерии. Остальные классы выставляли только пехотой:

  • второй класс – 22 центурии,
  • третий – 20 центурий,
  • четвертый – 22 центурии,
  • пятый – 30 центурий,
  • шестой – всего одну центурию.

Пролетарии были отстранены от военной службы, так как Сервий не хотел доверять оружие гражданам, которые ничего не имели, не интересовались государственными делами, а также не выказывали государству своей лояльности.

Такое распределение граждан оказало значительное влияние на политическую организацию города, так как центурия была воинской единицей, но также и единицей для голосования.

В конечном итоге Сервий обладал большой авторитарной и демагогической властью, отдавал предпочтение менее удачливым, но более состоятельным, что впоследствии способствовало созданию оппозиции.

В свою очередь, политическая организация строилась по образцу военной организации, что породило систему плутократического характера: абсолютное большинство принадлежало первому классу с его 98 центуриями. Следовательно, в центуриатных комициях преобладали самые богатые.

При всем неравенстве политического влияния граждан разных классов их распределение по центуриям было важным шагом на пути к объединению патрициев и плебеев в государственном обществе, поэтому собрания людей по центуриям считались истинными собраниями всего народа. Распределение граждан по центуриям, приписываемое Сервию Туллию, навсегда оставалось основной формой политической активности римского народа. Но со временем происходили изменения в зависимости от меняющихся обстоятельств в количестве три, сословий, центурий и в цифрах ценза, согласно которым граждане были разделены на классы.

Возникновение римской государственности. Реформа Сервия Туллия. Реформа Сервия Туллия повлияла на становления и развития государственности и вместе с ней армии, как неотъемлемой части любого государства. Рим - могущественная держава.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.04.2006
Размер файла 12,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования РФ

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя школа №33 г.Ярославля.

Реферат на тему:

Реформа Сервия Туллия.

Выполнил ученик 10-2 кл.

Ярославль

Содержание Стр.

Введение 3

1. Возникновение римской государственности 4

2. Реформа Сервия Туллия 6

Заключение 11

Список использованной литературы 12

Древний Рим первоначально представлял собой родовую общину, превратившуюся затем в рабовладельческий город-государство (полис), подчинивший весь Апеннинский полуостров. Со временем Рим стал могущественной державой , которая включала в себя значительную часть Европы , побережье Северной Африки , Египет , Малую Азию и Сирию.

Я выбрал эту тему реферата поскольку, она насыщенна открытыми вопросами и увлекательна, она имеет огромное значение в истории Древнего Рима.

Реформа Сервия Туллия повлияла на становления и развития государственности и вместе с ней армии, как неотъемлемой части любого государства.

Цель моего реферата - проанализировать реформу Сервия Туллия, подчеркнуть изменения в общественном строе Древнего Рима и сделать вывод, какие результаты принесла эта реформа. Для этого также необходимо иметь представление о римской государственности (я даю ей краткую характеристику в 1 разделе).

Кроме того, данная работа позволяет определить место Древнего Рима в общеисторическом процессе. Она знакомит нас с общественным строем Древнего Рима до реформы Сервия Туллия и показывает его изменения в процессе реформы.

1.Возникновение римской государственности.

Государственная надстройка, отражая и закрепляя в интересах экономически-господствующего класса основные процессы, претерпела в своем развитии существенные изменения . Поэтому при изучении римского государства необходимо выделять следующие периоды:

1.Разложение родового строя - военная демократия. Для этого периода характерна ожесточенная сословная борьба между патрициями и плебеями, появления классов , возникновения новых органов государственной власти.

2.Римская республика ( III - I века до н.э. ). В этот период ранней Республики шел процесс укрепления римского рабовладельческого государства и распространения ею господства вначале на весь Апеннинский полуостров, а затем и на многие тер-рии Средиземноморья. Вследствие этого во время поздней Республики старые органы государственной власти оказались неспособными удерживать в повиновении эксплуатируемые массы свободных граждан и рабов , а также осуществлять управление захваченными территориями. Этот период сопровождался усилением классовой борьбы . Это привело к кризису Римской империи.

3.Римская империя (I век до н.э. - V век н.э.) - это период глубоких социальных потрясений римского общества. На первом этапе, после гражданских войн, происходит стабилизация рабовладельческого хозяйства. Войны ведутся лишь на окраинах Империи. Бурно развивается экономическая жизнь провинций. Но обострение классовой борьбы, углубление кризиса рабовладельческой системы привело к установлению военной диктатуры. Восстания рабов и гражданские войны потребовали установления жестких мер для охраны классового господства рабовладельцев.

Процесс возникновения древнеримского государства был весьма длительным и отличается большой сложностью. Родовая община представляла собой родственную , хозяйственную общность людей . В течении длительного времени такая община была и ячейкой общественного самоуправления. На собрании всех членов рода рассматривались и разрешались дела, представляющие общий интерес, избирался предводитель рода. Его власть основывалась на личном авторитете и уважении всех сородичей.

Развитие производительных сил привело к возникновению частной собственности отдельных семей. Богатеющие семьи получали возможность эксплуатировать своих сородичей и соплеменников.

На смену родовой общине приходит сельская, соседская община, которая объединяла людей не по родственному, а по территориальному признаку. Несколько родов составляло племя. Оно обладало общей территорией, имело свой язык, свои религиозные обряды. Родовой строй превратился в свою противоположность.

Организация власти выступает в виде военной демократии, т.к. война и организация для войны становятся регулярными функциями общественной жизни. Военноначальник является необходимым должностным лицом. Избравшая ею родовая знать и образует совет при военноначальнике, совет воинов.

В этот период римская община состояла из двух основных социальных групп: патрициев и плебеев.

Патриции - члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для решения важных вопросов своей общины собирались по куриям.

Плебеи - это население, образовавшиеся из покоренных жителей других латинских общин , а также из чужестранцев. Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле.

Браки между патрициями и плебеями не признавались законными.

2. Реформа Сервия Тулия

Мощный удар родовой организации патрициев был нанесен в середине VI века до н.э. реформой Сервия Туллия, шестого рекса по римской исторической традиции. Она проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримского государства.

Первоначально римское войско было преимущественно патрицианским. Плебеи не входили в военную организацию. Возникло несоответствие между населением Рима и количеством выставляемых им воинов. А захватническая политика требовала увеличения войск и расходов на ведение войн.

Необходимость привлечения к военной службе плебеев стала очевидной. Поэтому все население Рима - было разделено по имущественному цензу на 5 разрядов, каждый из которых был обязан выставить определенное количество воинских подразделений - центурий.

Разряды Число выставленных Имущественный ценз

центурий в югерах в ассах

1 80 от 20 100.000

2 20 20 - 15 75.000

3 20 15 - 20 50.000

4 20 15 - 5 25.000

5 30 менее 5 11.000

Так выглядела центральная организация в зависимости от имущественного ценза.

Помимо этих центурий, были еще 18 центурий всадников из самых богатых римлян, а цензом свыше 100.000 ассов (из них шесть исключительно патрицианских); а также пять не вооруженных центурий: две - ремесленников, две - музыкантов и один из неимущих, которых называли пролетариями. Таким образом, всего было 193 центурии.

Центурии каждого из пяти разрядов делились на две части: одна из них, старая, куда входили римляне от 45 до 60 лет, предназначалась для гарнизонной службы; другая - войны от 17 до 45 лет - младшая, предназначалась для боевых походов.

Для оценки имущества граждан, вся территория Рима была разделена на трибы, которые, не имели ничего общего, с прежними тремя племенными трибами. Новых, территориальных триб вначале было создано 21 : 4 городских и 17 сельских. По трибам производился набор войска и взимался налог на военные нужды.

Со временем состоящее из центурий войско стало принимать участие в решении вопросов, связанных не только с войной и военным делом. Постепенно к центуриатным собраниям переходило решение дел, которыми ранее ведали собрание римских патрициев по куриям. По традиции, центурии собирались за городской чертой, а куриатные собрания проводились в городе. Там возник новый вид народных собраний, в которых были представлены и патриции, и плебеи - центуриатные собрания.

Каждая из 193 центурий обладала при голосовании одним голосом. Самые богатые римляне, преимущественно патриции,- всадники и центуриаты 1 разряда, обладали 98 голосами, что обеспечивало им перевес в решении любых вопросов. Однако патриции преобладали в центуриатных собраниях не как таковые, в силу своих родовых привилегий, а как наиболее состоятельные землевладельцы. Поэтому и плебеи могли попасть в эти центурии. Следовательно, плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.

Таким образом, важное социальное значение реформы Сервия Туллия состояло в том, что она заложила основы новой организации римского общества не только по родовому, а по имущественному и территориальному признаку.

Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Причем только постепенно, центуриатные собрания вытеснили родовую организацию. Это происходило в ожесточенной борьбе плебеев с патрициями, которая особенно обострялась после свержения последнего рекса.

Во всем процессе образования римского государства значительное место занимают войны, военная организация населения.

Созданием Сервием Туллием нового ополчения, сменившего родовые дружины, послужило разрушению древнего патриархального строя и оформлению новых порядков, носящих политический характер. Устранив родоплеменное деление населения и разделив все общество, включая плебеев, на имущественные разряды, Сервий Туллий тем самым лишил почти всякого значения родовую знать и родовую организацию. Вместе с тем его реформа послужила основой для создания римской армии в форме рабовладельческой милиции. Войско состояло теперь только из имущих граждан, вооружение и характер военной службы которых зависел от величины имущества.

Важно иметь в виду, что центуриатная организация предназначалась и для политических целей, поскольку центуриатные комиции приобрели право на решение важнейших политических вопросов.

Центуриатные комиции представляли собой собрания войска, в котором 98 центурий первого разряда уже составляли большинство против 95 центурий всех остальных разрядов вместе взятых. Цель такой политической организации вполне очевидна. Она определена Цицероном: голосование в новых комициях должно было находиться во власти богатых, а не массы народа.

Таким образом, в VI-V в.в. до н.э. имущественная разница в Риме нашла отражение в его военной организации. Участие того или иного гражданина в защите общинной собственности и в совместном распоряжении её зависело от величины принадлежащего земельного участка. На данном этапе публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан.

Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам. По территориальным трибам проводился ценз, согласно которому граждане зачислялись в тот или иной сервианский разряд в зависимости от их имущественного положения. Кроме того, по трибам производился набор в войско и взимался налог с граждан на военные нужды. Основой нового деления населения состояла в удовлетворении, прежде всего военных нужд государства и организации государственного единства, поэтому это можно назвать военно-административным делением.

Верховное командование в армии осуществлял орган патрицианской знати - сенат. Сенат играл огромную роль в объявлении войны и всех делах, связанных с ведением войн, распределял командование между магистратами, награждал полководцев, выделял средства на ведение войны.

Магистры получали верховное командование от центуриатных комиций (преторы, консулы) либо от сената ( диктаторы ). Они воплощали институт верховного командования.

Все главные римские магистры, согласно реформе Сервия Туллия, были связаны с военным ведомством: квесторы ведали военными расходами; цензоры, проводя ценз, определяли воинскую и налоговую повинность граждан.

Офицеры делились на высших и низших. Низшие офицеры были, по указанию Сервия Туллия, командирами центурий. Они выдвигались на эту должность из простых легионеров и, как правило, не достигали более высоких постов. Высшее офицерство составляли военные трибуны, легаты, квесторы и начальники конницы. Военные трибуны принадлежали к сенатскому или всадническому сословию и обычно начинали этой службой свою политическую карьеру. В каждом легионе было по шесть трибунов. Легаты, непосредственные помощники главнокомандующего, назначались сенатом и сами были сенаторами. Они командовали легионами или их соединениями.

Военнообязанными считались граждане в возрасте от 17 до 60 лет, удовлетворяющие требованием имущественного ценза. Освобождались от воинской повинности пехотинцы, прослужившие не менее 16-20 лет (участники - 16-20 походов), и всадники, прослужившие не менее 10 лет.

Лица, владевшие землей, но непригодные к воинской службе, вместо воинской повинности платили деньги на содержание всаднических лошадей. Набор осуществлялся для каждой военной кампании.

В период реформы Сервия Туллия армия "брала" на себя выполнение целого ряда важнейших функций, внутренних и внешних, экономических: снабжение хозяйства рабами и материальными ценностями. Разрастание магистратур происходило вследствие завоеваний. Таким образом, усложнение государственного аппарата в значительной мере было обусловлено военным фактором.

Так на рубеже VI-V в.в. до н.э. создавалось рабовладельческое римское государство, которому были присуще классовое и территориальное разделение населения, особая публичная власть и налоги, необходимые для ее содержания. Она существовала в форме рабовладельческой республики. Рим данного периода - город-государство, в котором свободные граждане сообща владели государственным земельным фондом и имели частные земли. Одновременно они являлись объединением воинов, охраняющим земли.

Эта же военная организация воплощает главную силу власти господствующего класса и играет ведущую роль внутри государства. Его элементами выступали центуриатные и трибутные комиции, где сосредотачиваются три вида власти. Войско здесь выступает органом власти и принуждения одновременно.

Заключение.

Таким образом, реформа Сервия Туллия проводилась как военная реформа, однако социальные последствия ее вышли далеко за пределы только военного дела, оказав решающее значение в образовании древнеримской государственности.

Она заложила основы новой организации римского общества не по родовому, а по имущественному и территориальному признаку. Итогом сословной борьбы плебеев с патрициями явилось то, что родовой строй был подорван разделением на классы и заменен государственной организацией, а плебеи вышли из своего изолированного положения по отношению к римской общине.

Тем не менее, родовой строй еще не был сокрушен окончательно. Организация власти, основанная на родовом строе, продолжала существовать рядом с новой, причем только постепенно новая вытесняла её.

Война и организация для войны были регулярными функциями общественной жизни; публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан. Военная организация воплощала главную силу власти господствующего класса и играла ведущую роль внутри государства.

Для оформления и утверждения государства в Риме большое значение имело разделение населения согласно реформе Сервия Туллия по территориальным округам - трибам.

Также реформа позволила создать мощную, обученную армию Древнего Рима, чтобы вести захватническую политику.

Список использованной литературы.

1. Бирюков Ю.М. "Государство и право Древнего Рима".

2. Орлов Г.В. "История государства и права зарубежных стран"

3. Кузницин А.А. "История Древнего Рима"

Подобные документы

Возникновение римской государственности. Реформа Сервия Туллия. Реформа позволила создать мощную, обученную армию Древнего Рима, чтобы вести захватническую политику.

реферат [12,8 K], добавлен 26.04.2006

Родоплеменная организация в Риме накануне его перехода к цивилизации и государственности. Единство религиозного культа, моральный контроль рода над своими сочленами. Социальное положение населения Древнего Рима. Основная идея реформы Сервия Туллия.

контрольная работа [23,4 K], добавлен 17.01.2010

История и предпосылки реформ в Древних Афинах и Древнем Риме. Особенности и анализ реформ Солона. Реформы Клисфена в Древних Афинах. Реформа Сервия Туллия. Сравнительный анализ реформ Солона и Клисфена в Древних Афинах и Сервия Туллия в Древнем Риме.

курсовая работа [31,6 K], добавлен 21.06.2010

Характеристика римских народных собраний. Сенат как высший орган Римской республики, его структура, права и функции. Магистраты как носители исполнительной власти. Общественный строй древнего Рима: патриции, клиенты, плебеи. Реформа Сервия Туллия.

курсовая работа [38,0 K], добавлен 20.03.2010

Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме. Особенности государственного устройство Древнего Рима в царский период. Государственный строй. Реформы Сервия Туллия и их влияние на процесс становления государства.

курсовая работа [42,4 K], добавлен 01.10.2005

Италики, латины и зарождение Рима. Древнейший общественный и государственный строй. Царь, сенат, народное собрание. Сакральный строй. Источники права. Уголовное право, уголовный суд, Гражданский процесс. Реформа Сервия Туллия и падение царской власти.

реферат [73,4 K], добавлен 27.05.2010

Основные этапы в истории древнегреческой цивилизации. Характеристика материальной культуры Крита в начале II тыс. до н.э. Возникновение первых государственных образований на территории Италии. Особенности реформаторской деятельности Сервия Туллия.

Любимец народа Древнего рима — Сервий Туллий

Сервий Туллий

Легенду происхождения Сервия фактически одинаково излагают и Дионисий Галикарнасский и Тит Ливий, но Дионисий (так же как и Овидий) приписывает Сервию другого отца — бога Вулкана. Цицерон же утверждает, что Окрезия зачала сына уже будучи рабыней, от гостя царя.

Приход к власти

По преданию, жена Луция, Танаквиль, как-то раз увидала огненное сияние вокруг головы мальчика и расшифровала это как знак его высокого положения в будущем. Женщина посоветовала мужу растить приемного ребенка, не отделяя его от собственных детей.

Приход к власти Сервия Туллия

Возмужавший Сервий стал зятем Тарквиния. После гибели мужа от рук сыновей Анка Марция, Танаквиль объявила, что Луций тяжело, но не смертельно ранен и просит, чтобы римский народ до его выздоровления возглавил Сервий Туллий.

Так Сервий стал временным правителем (прекарием). Изгнав сыновей Анка Марция из города, и конфисковав их имущество, Сервий Туллий объявил о смерти царя Луция. Он созвал на собрание патрициев и сенат, и с их поддержки стал полноправным властителем.

Альтернативная версия. Император Клавдий знал историю этрусков (и даже написал 20 томов на эту тему). Выступая в 48 году н. э. в сенате он заявил, что история рождения Сервия Туллия от рабыни – миф, и что был он этрусским разбойником, которого звали Мастарна. Он проник в Рим для спасения своего плененного друга Целия Вибенны. Поселившись в царском доме Тарквиния, разбойник сменил имя и захватил власть без избрания сенатом. Однако по поводу этой легенды мнения антиковедов разделяются.

Внешняя политика

Военные походы Сервия на этрусские города были успешны. Он принудил их признать верховную власть Рима. Теперь Рим стал городом на 7-ми холмах (к нему относились Эсквилийский, Витинальский, Квиринальский, Палатинский, Капитолийский, Целийский и Авентинский холмы).

Миф или реальность?

Тит Ливий пишет о присоединении к Риму во времена правления Сервия Квиринальского и Виминальского холмов, Дионисий Галикарнасский уверяет, что это были Виминальский и Эсквилинский холмы.

Античные источники пишут о возведении Сервиевой стены, оградившей 7 холмов и превратившей Рим в Septimontium. А вот современные археологи настаивают на том, что стена была построена почти двумя веками позже – в 1-й половине 4 в. до н.э.

Реформы Сервия Туллия

Основная реформа Сервия Туллия

Плебеи не могли участвовать в Народном собрании, занимать должности и не обладали политическими правами. Эта ситуация угрожала народным бунтом. Туллий включил плебеев в гражданскую общину, т.е. дал им политические права (возможность голосовать, а значит — управлять государством) и доступ к общинным землям. Однако воспользоваться этими благами могли только богатые плебеи.

Вместе с правами граждан Рима плебеи приобрели и обязанности, которых до сих пор у них не было — уплачивать налоги и нести военную службу.

Царь помог неимущим, запретил одевать оковы на должников. Он заплатил их долги и выделил кусочки земли (из государственной), чем вызвал возмущение патрициев.

Все преобразования и реформы были заложены Сервием в основу так называемой Сервиевой конституции.

Имущественная реформа

Мужское население – и патрициев и плебеев — царь поделил на 5 разрядов (классов) по нескольким параметрам:

Класс/разряд населенияДеление по размеру земельного участка, в югерах (югер – ¼ гектара)Деление по размеру годового дохода в ассах (асс – медная монета в 327,5 гр.)Деление по центуриям - сотням (1 центурия – 100 человек)
Iсвыше 20-ти100 000 и более18 (всадники) и 80 (тяжеловооруженная пехота) – из них 50% -люди от 18 до 46 лет
IIот 15 до 2075 00020 (пехотинцы)
IIIот 10 до 1550 00020 (пехотинцы)
IVот 5 до 1025 00020 (пехотинцы)
Vдо 5-тине менее 12 50030 (легковооруженные пехотинцы)

Пояснения

Граница между бедными и нищими в 11 тысяч либеральных ассов (по Титу Ливию), в описываемое время была достаточно немалой суммой. Поэтому предполагается, что пересчет стоимости имущества указан в ценах более позднего времени — времени Октавиана Августа.

Так как набрать по 100 человек на 1 центурию не удавалось, по факту количество людей в центуриях часто было меньше сотни.

Из созданных Сервием 193-х центурий одну составляли невооруженные пролетарии — совершенно неимущие люди (в их собственности были только их дети). Они остались за рамками классового разделения.

Пролетарии – беднейшее, но юридически свободное сословие римских граждан. Они не платили налог за детей и за имущество, освобождались от военной службы.

Четыре оставшихся центурии были особыми – они состояли из трубачей и горнистов, плотников, и оружейников.

На каждый класс возлагались военные обязанности, соответствующие их положению:

  • Богатые люди (1-й разряд) должны были содержать коня и являться в полном тяжелом вооружении. Количество выставляемых воинов у них было самым большим, так как вооружаться надо было за свой счет (а они могли себе это позволить). Вооружение воинов первого разряда — это круглый щит и панцирь, бронзовый шлем и набедренник, меч и копье. В бою они стояли впереди фаланги.

Всадники были привилегированной группой, они состояли из самых богатых и молодых людей. По Титу Ливию их было 12, а не 18 центурий. Расходы на приобретение и содержание коня частично компенсировало государство, а частично – специальный налог, взимаемый с незамужних женщин.

Ни пехотинцы, ни всадники жалованья не получали!

Для представителей 2-4-го класса – амуниция была облегченной.

  • 2-й разряд распадался (как и 1-й) на два возрастных сегмента. В вооружении они не имели панциря, а их щиты были вытянутыми и более легкими.
  • 3-й разряд также состоял из молодых и старых воинов (по 10 центурий). В их вооружении уже не было не только панциря, но и набедренника.
  • 4-й разряд (с возрастной градацией на 2 части) имели в наличии только щит, меч, копье и дротик.
  • Самые бедные (5-й класс) были вооружены лишь пращами (что мог купить бедняк?), иногда – копьями. Они сражались вне фаланги. В этот же класс входили музыканты и ремесленники, сопровождающие войско (по 2 центурии).

Праща – холодное оружие (веревка или ремень с петлей на конце) для метания камней или снарядов.

Территориальная реформа

Далее шло разделение римлян на 4 городские трибы и 17 сельских (позже их стало 35-ть). После этого деления хлебный паек стал раздаваться в т.ч. плебсу.

Трибы – деление римских граждан сначала по родовому признаку (рамны, тиции и люцеры), а затем – по территориальному.

В трибах проводились собрания граждан – трибутные комиции, на которых определялось имущественное положение, проводилась перепись населения, сбор налогов, набор в войско.

Тит Ливий сообщает, что первая перепись населения показала, что в Риме проживало 80 тысяч человек (не включая рабов).

Кроме того, Сервий Туллий ввел:

  • Цензорские списки – перечень проживающих в данном округе свободных граждан и их имущество.
  • Новую форму Народных собраний – центуриатные комиции. В них голосование проводилось по центуриям. Каждая сотня имела только один голос. Так как в первом разряде было больше всего сотен, то и на народных собраниях этот разряд получил право подавать больше голосов, чем люди из небогатых разрядов. Следовательно, в руках 1-го разряда оказалась вся законодательная власть.

Военная реформа Сервия Туллия

Однако куриальные собрания патрициев как и прежде решали вопросы войны и мира, избрания нового царя и т.д. Также за ними оставались должности сенаторов и патронов, судей и жрецов, только добавилась обязанность – согласовывать решения центуриальных комиций.

Легенда о хитром жреце

Сервий Туллий воздвиг храм в честь Фортуны (богиня счастья), и убедил латин построить храм богини женственности и плодородия – Диане на Авентине. На строительства храма Дианы со всех городов Латинского союза были собраны взносы.

В день завершения строительства у одного латинянина разродилась корова. Теленок был необычайно крупный. В эту же ночь мужчине приснилось, что высшей властью будет обладать тот народ, представитель которого принесет это парнокопытное в жертву Диане.

Приведя теленка на Авентин, латинянин поведал об этом римскому жрецу. Хитрый жрец предложил мужчине сперва омыть руки под проточной водой, и пока латинянин ходил к Тибру, заколол его теленка.

Так жрец приобрел славу себе и власть для римлян.

Во времена Сервия были установлены праздники:

  • богиней смерти, так как являла собой могилу всего;
  • покровительницей браков;
  • устроительницей миропорядка;
  • упразднительницей землетрясений.

Реформы Сервия Туллия ослабляли патрициев и разрушали родовой строй древнеримского общества. Неравенство в правах между богатыми и бедными усилилось — у богатых стало их еще больше, но и траты богатых на налоги и римскую армию были больше.

Интересен тот факт, что Сервий Туллий, как и любой царь римский мог провести реформу, только если для этого уже были предпосылки, то есть градация населения по группам уже существовала (просто официально ее никто не объявлял).

Сервию же удалось обойти сакральные нормы, формально их не нарушив. В основу его идеи легло деление народа по возрастам. Раньше возрастное деление было только внутри курии – сугубо мужского военного союза. Сервий Туллий распространил это деление по всему Риму, разбив город на трибы (участки).

Интересно. Пожизненная должность царя, как военачальника при достижении 60 лет должна была прекращаться, но он мог передать ее военному заместителю.

Система возрастных классов, которую предложил Сервий Туллий:

Конец правления

Родных сыновей предыдущего царя Тарквиния Приска (по Титу Ливию) или его внуков (по Дионисию Галикарнасскому) – надменного Луция и миролюбивого Арунса (Аррунта) — Сервий сделал членами семьи, отдав им в жены своих дочерей – Туллию Старшую и Туллию Младшую.

Однако, не смотря родство, поддержку народа и бурную политическую деятельность Сервия, Луций Тарквиний не смог признать его власть. Он захотел свергнуть царя и сговорился с женой своего брата (дочерью Сервия) – Туллией, которая считала, что ее отцу не место во главе государства.

Туллия и Луций жестоко расправились со своими супругами и затем поженились. Гонимые жаждой власти, они не остановились и перед убийством старого Сервия.

Луций созвал сенаторов и народ на форум, где стал всячески поносить старого царя, а когда Сервий поднялся к Луцию и потребовал от него немедленно покинуть трон и форум, Луций приподнял его и со всей злостью, на которую был способен, швырнул старого правителя с лестницы. Так погиб Сервий Туллий.

Убийство Сервия Туллия

Луций не позволил похоронить убитого тестя, но Туллия все же похоронила отца, только сделала это неподобающим образом – ночью тело престарелого Сервия было просто зарыто в землю.

Своими поступками Туллия осквернила и себя, и домашних богов, предопределив недолговечность и трагичность их царствования.

Читайте также: