Психология детей инвалидов доклад

Обновлено: 02.07.2024


В работе представлены аспекты изучения проблемы становления личности ребенка-инвалида в логике развития психологической науки — от классического к постнеклассическому этапу изучения личности.

Ключевые слова: инвалидность, ребенок-инвалид, самосознание, постнеклассическаая психология, теория психологических систем (ТПС) Клочко

Обозначенная в заглавии статьи проблематика и ее всестороннего рассмотрения обусловлена особенностями задач, стоящих перед органами здравоохранения и, шире, обществом в целом. Поскольку для благополучного становления индивида важно переживание собственного состояния здоровья или нездоровья, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на формирование жизненного мира личности [2]. Всемирной Организацией Здравоохранения отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 %. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10 % населения (при разбросе этого показателя от 1 % до 27 %) [10].

Также увеличивается контингент детей с ограниченными возможностями, приобретая все больший статистический веc — число детей-инвалидов в России увеличилось почти на 10 % за последние пять лет: в России на 2014 год детей-инвалидов — 540837 тысяч человек, согласна данным Министерства Труда и Соцзащиты [9].

Длительное время проблема абилитации и реабилитации инвалидов находилась в пределах исследования медицинских наук, ее решение являлось прерогативой врачей. Однако с развитием наук об обществе, в том числе прикладных, проблема инвалидности все более становилась проблемой общественной.

В классический период развития психологической науке одним из первых проблемы инвалидности рассматривал Э. Фромм, исследуя эту вопрос в работах о социальных характерах, трактуя их как продукт общественного функционирования. Для отечественной психологии и педагогики важной вехой в рассмотрении искомого вопроса стал фундаментальный тезис. Л.С Выготского о дивергенции культурного и биологического при аномальном развитии.

Дети с отклонениями в развитии лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций.

Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении [6].

В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие: причины нарушений, виды нарушений с последующей конкретизацией их характера, последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни. В настоящее время наибольшую популярность, приобрела классификация отклонений в развитии, предложенная В. В. Лебединским. Он выделяет шесть видов дизонтогенеза: психическое недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное психическое развитие (прежде всего, центральной нервной системы), дефицитарное развитие, искаженное развитие — сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития, дисгармоническое развитие [8].

Таким образом, диапазон различий в развитии детей с ОВЗ широк, как и внутри самих групп, включая как легкие нарушения развития, так необратимые поражения центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Большое значение для анализа становление личности лиц с ограниченными возможностями имеет положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития человека. Л. С. Выготский подчеркивал единство действия биологических и социальных факторов в процессе развития.

Особенности развития детей с ОВЗ приводят к оскудению межличностного взаимодействия, недостатку опыта социальной перцепции, искажению способов межличностной коммуникации, как следствие, затрудняется адаптация в социуме и социализация, происходит замедление усвоения социального опыта.

В данном аспекте могут фигурировать такие особенности личности ребенка-инвалида, как неадекватная самооценка — переоценка или недооценка собственных возможностей, способностей, достижений. Это связано с замедленным формированием основных структурных компонентов личности — самосознания, эмоционально-волевой сферы, мотивации, уровня притязаний; ограничением контактов с людьми; реакцией личности на психотравмирующую ситуацию, обусловленную постепенным осознанием своей несостоятельности (Ю. А. Кулагин, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова, Ж. И. Шиф и др.).

Так, например, у детей с интеллектуальными нарушениями присутствует неадекватная самооценка, снижение критичности мышления, неустойчивость эмоциональных переживаний и т. д. (Рубенштейн С. Я.) [5].

Таким образом, проявление общих закономерностей может быть своеобразным в зависимости от типа нарушенного развития. В первую очередь это относится к времени проявления, длительности и степени выраженности (В. И. Лубовский). Наряду с закономерностями, общими для нормального и аномального психического развития, выделяются закономерности, общие для всех типов аномального развития (Т. А. Власова, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф и др.) [5].

Одной из важных личностных особенностей детей-инвалидов с разной степенью нарушений функций является ослабление волевой активности и инфантильность [17]. При этом, на развитие волевых качеств индивида с ограниченными возможностями оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы, а именно: особенности течения основного дефекта, отношение к заболеванию социального окружения. Важную роль играет специфика семейного воспитания, когда родители гиперопекают ребенка-инвалида, что приводит к снижению инициативности, неуверенности в себе и робости, или, напротив, извлечению инвалидом вторичной выгоды из ситуации болезни, манипуляции за счет состояния здоровья и эгоцентричности [1,3,7]. Важно и то, как относится сам ребенок с ограниченными возможностями к наличию болезни. По данным исследований, дети с нарушениями зрения начинают осознавать заболевание в 3–5 лет, дети с разными формами ДЦП — в 7–8 лет. Соответственно, реакцией на это может быть или стремление замкнуться и отгородиться от социума и, как следствие, робость, неуверенность в себе, или агрессивность и повышенная конфликтность. В обоих случаях возникает ощущение собственной неполноценности, что ведет к формированию соответствующего комплекса.

Учеными (М. И. Земцовой, Л. И. Солнцевой) выделены определенные стадии формирования компенсаторного механизма, отличающихся по структуре, иерархичности организации, имея прочную взаимосвязь со степенью развития когнитивных способностей инвалида и уровня развития психических новообразований и качественных свойств, позволяющих основные виды деятельности.

В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.

Таким образом, ограничение возможностей не является чисто количественным фактором — это интегральное, системное изменение личности в целом, наблюдающееся у ребенка- (подростка-)инвалида, что порождает особые потребности в психолого-педагогическом сопровождении и исследовании особенностей данного индивида с системной антропо-психологической точки зрения. Наличие основного дефекта психофизиологической организации накладывает отпечаток на последующее формирование высших психических функций, специфику социализации и систему коммуникации с социальной средой.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, аномальное развитие, возможность, основной дефект, психологическая наука, длительное время, межличностная коммуникация, межличностное взаимодействие, неадекватная самооценка, центральная нервная система.

Читайте также: