Горный институт воронихин доклад

Обновлено: 04.07.2024

Творчество Андрея Никифоровича Воронихина открывает важный этап развития русского зодчества, именуемый высоким классицизмом. Созданный архитектором Казанский собор явился первым на берегах Невы ансамблевым зданием в широком градостроительном значении. Неповторимый классический облик города немыслим без другого произведения зодчего — здания Горного кадетского корпуса (с 1866 г. Горный институт). Возведенные Воронихиным строения украшают пригороды Петербурга — Павловск и Петродворец.

Воронихин Андрей Николаевич

Годы жизни: 1759 г. — 21.02.1814

Творчество Андрея Никифоровича Воронихина открывает важный этап развития русского зодчества, именуемый высоким классицизмом. Созданный архитектором Казанский собор явился первым на берегах Невы ансамблевым зданием в широком градостроительном значении. Неповторимый классический облик города немыслим без другого произведения зодчего — здания Горного кадетского корпуса (с 1866 г. Горный институт). Возведенные Воронихиным строения украшают пригороды Петербурга — Павловск и Петродворец.

Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 г. на Урале, в Новом Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. Его отец Никифор Степанович и мать Пелагея Ивановна были крепостными графа А. С. Строганова. Сведения о детстве, юности и первых годах самостоятельного творчества будущего зодчего очень скудны. Первоначальное образование Воронихин получил в родных краях — в селе Ильинском, в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова, куда попадали в возрасте 6-7 лет. Здесь он овладевал основами иконописных знаний, а к 13-14 годам начал проявлять пристальный интерес к архитектуре.

Способности его не остались без внимания Строгановых. В 1777 г. талантливого юношу отправили в Москву для дальнейшего овладения профессией. Воронихин попал в архитектурную команду выдающегося русского зодчего В. И. Баженова. Вскоре он обратил на себя внимание другого ведущего архитектора Москвы — М. Ф. Казакова, предсказавшего ему большое будущее. По сохранившимся документам можно предположить, что Воронихин принимал участие в росписи сеней Троице-Сергиевой лавры в 1778 г.

В конце 1779го или в начале следующего года по распоряжению А. С. Строганова Воронихин впервые приехал в Петербург.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Выписав из Парижа по рекомендации знаменитого французского философа-просветителя Дени Дидро для своего сына Павла Строганова учителя Жильбера Ромма, А. С. Строганов решил дать такое же домашнее воспитание и образование своему талантливому крепостному. Под руководством Ромма Воронихин получает систематические знания по истории, математике и естественным наукам.

В систему такого домашнего образования, практиковавшегося в аристократических семьях, входили длительные путешествия по России и за границу в сопровождении учителя. Совершив путешествие по России, Украине и Крыму, Воронихин вернулся в Петербург, а получив вольную в 1786 г., отправился в Швейцарию и Францию, где продолжал знакомство с памятниками архитектуры, изучал достижения современных инженеров и зодчих.

Следующими работами Воронихина явились перестройки дачи А. С. Строганова и сооружение пристани, строительство малой дачи, предназначавшейся для П. А. Строганова, благоустройство парка между Большой Невкой и Черной речкой в Новой деревне. Эти работы были выполнены в основном в 1795-1796 гг.

Первый государственный заказ Андрей Никифорович получил в 1800 г. в связи с реконструкцией Большого грота и ковша Самсона в Петергофе. Архитектору поручается разработка проекта перестройки колоннад возле ковша. Эта работа позволила ему окончательно утвердиться в звании архитектора, хотя к тому времени он уже получил должность адъюнкт-профессора Академии художеств по части архитектуры.

1800 г. явился переломным в жизни и творчестве Воронихина: был утвержден проект Казанского собора. 3 декабря создается Комиссия по построению Казанского собора во главе с А. С. Строгановым, а в следующем году Андрей Никифорович начинает его строительство.

В конце 1801 г. он женится на англичанке Мэри Лонд, после чего переезжает из Строгановского дворца в один из домов вблизи строящегося Казанского собора.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Из неосуществленных градостроительных замыслов Воронихина значительный интерес представляет проект татарского подворья. В сущности это архитектурный ансамбль, задуманный с большим размахом на достаточно обширной территории.

В начале XIX в. Воронихин выполнял работы в Фонтанном доме графа Шереметева (наб. р. Фонтанки, 34).

Еще выше, на Фонтанке, 18, сохранился дом князя А. Н. Голицына — сравнительно небольшое трехэтажное здание, отмеченное со стороны реки четырехколонным портиком. Среди чертежей Воронихина, хранящихся в фондах Научно-исследовательского музея Академии художеств, имеются чертежи фасада и плана дома Голицына.

Из осуществленных работ Воронихина наибольший интерес представлял перестроенный им в 1807-1812 гг. Розовый павильон, для которого он спроектировал также мебель. Во время второй мировой войны павильон сгорел. В настоящее время он восстановлен, правда не в дереве, а в камне.

Воронихин являлся участником конкурса на проект памятника-мавзолея Павлу I в Павловске.

Среди других работ, выполненных Воронихиным для Павловского парка, следует отметить мост через реку Славянку около Пиль-башни.

Малоизученной стороной деятельности архитектора остаются его работы в качестве реставратора. Сохранился документ 1809 г., согласно которому Воронихин реставрировал Румянцевский обелиск, воздвигнутый по проекту В. Бренны в 1799 г. на Марсовом поле у Невы, и памятник А. В. Суворову работы скульптора М. И. Козловского, сооруженный там же, но ближе к Мойке.

Свою проектную и строительную деятельность Воронихин сочетал с педагогической работой. Воспитанники Академии художеств проходили практику на строительстве Казанского собора и Торного кадетского корпуса. С 11 декабря 1802 г. Андрей Никифорович профессор, а 23 сентября 1811 г. определен старшим профессором архитектуры, сменив на этом посту автора Адмиралтейства А. Д. Захарова.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Движимый патриотическими чувствами, вызванными событиями 1812-1814 гг., он создает проекты храма-памятника и триумфальной колонны из трофейных французских пушек. Но они так и остались на бумаге. 21 февраля 1814 г. Андрей Никифорович внезапно скончался. Похоронили его на Старолазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле был поставлен памятник в виде колонны. Ствол ее пересекает каменный руст, на котором высечен барельеф с изображением Казанского собора.

Воронихин навсегда остался в памяти народной не только как выдающийся зодчий и талантливый строитель-практик, прокладывавший новые пути в развитии русской архитектуры. Его произведения помогают воспитанию чувств высокой гражданственности, патриотизма и любви к Родине, которой Андрей Никифорович отдал все свои силы и незаурядный талант.

Вернувшись в Россию Воронихин занимается реконструкцией дворца Строгановых на Мойке, и усадьбы на Черной речке. Он создает прекрасные архитектурные отделки внутреннего убранства залов, в то же время продолжая свое самообразование.

Строительная деятельность Андрея Никифоровича Воронихина не ограничивалась столицей и её окрестностями. Помимо своих крупнейших работ в Петербурге, Павловске, Петергофе, А. Н. Воронихин строил также и в русской провинции. Недалеко от Калуги по проекту Воронихина была создана усадьба Городня - прекрасный образец усадебно-паркового зодчества того времени. Здесь Воронихин создал и общий план всего усадебного участка, и самый парк с аллеями, сходящимися к помещичьему дому, и ворота со львами, и павильон, и ряд других небольших парковых построек.

Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе . С 1802 года он стал профессором Академии художеств. Всю жизнь этот человек оттачивал свой талант и знания упорным трудом, что не мешало создавать вокруг его имени мутный ропот завистников и интриганов.

Зодчий, необыкновенно цельный по характеру своего творчества, сохраняющий свою индивидуальную художественную манеру во всём, что он создавал, А. Н. Воронихин отличается исключительной разносторонностью своего дарования. В его личности и во всей его деятельности сказывается сочетание самобытного русского таланта с широкой образованностью и упорной неутомимой работой над собой .

Значительной работой Воронихина стало здание Горного кадетского корпуса - первого высшего инженерного учебного заведения Петербурга. Его сооружение велось параллельно со строительством Казанского собора, но главным творением жизни архитектора стал Казанский собор.


В числе других работ Воронихина — дом Государственного казначейства, колоннады и каскад в Петергофе , интерьеры дворцов в Стрельне , Гатчине и Павловске .


Работая на строительстве садовых павильонов и мостов в Павловском парке, он часто отлучался туда к Камерону. Была тому и другая причина. В Павловске же на строительстве, в Стрельне и Петергофе стала часто появляться помощница зодчего Камерона, чертежница Мери Лонг, англичанка, дочь британского пастора.

Воронихин женится на 31-летней Марии Фёдоровне (принявшей православие) проработавшей с ним около десяти лет и служившей гувернанткой в доме Строгановых. У супругов было шесть сыновей, двое умерли в детстве, остальные тоже прожили немного, не оставив потомков.


Вид на Строгановскую дачу. худ.Воронихин А.Н 1794 г

Казанский собор освятили в мае 1811 года. Общее мнение было единым — это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, является одним из самых замечательных и самых оригинальных в Европе.

Умер Воронихин А.Н в 1814году, прожив всего 54года, исполнив до конца свое жизненное предначертание. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На этом же кладбище покоится прах покровителя архитектора и его бывшего барина - графа Строганова.

Казанский собор.Петербург.

Сейчас уже невозможно представить Петербург без Казанского собора на Невском проспекте. Это здание стало лучшим творением замечательного русского архитектора эпохи классицизма Андрея Никифоровича Воронихина (1759-1814 гг.). Другие его замечательные работы — Горный институт, Дом Государственного Казначейства,коллонады и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине, Павловске, мостики, арки, фонтаны, беседки, предметы прикладного искусства и многое другое. Талант Воронихина был многогранным- он прославился не только как архитектор, но и как график, живописец, оформитель интерьеров. У великого зодчего была необычная судьба.

портрет А.Н.Воронихина

Неизвестный художник. Портрет А. Воронихина. нач.19 в.

Молодые годы

Воронихин родился 17 (по новому стилю 28) октября 1759 года в селе Новое Усолье на Урале — в центре обширных вотчин графов Строгановых, крепостным которых и был будущий зодчий. Художественные способности у Воронихина обнаружились еще в детстве. Он в 1777 году попал в Москву. Здесь Воронихин мог получить первые уроки зодчества у прославленных архитекторов — В.Баженова и М.Казакова. Успехи в учении, которых добился талантливый юноша. привлекли к нему внимание сиятельного хозяина — графа А.С.Строганова, известного любителя и покровителя искусств, возглавлявшего работу Публичной библиотеки и Академии художеств в Петербурге.

Выполняя желание графа, Воронихин переезжает в Петербург и становится “домашним художником” Строгановых. Он получает возможность познакомиться со многими выдающимися представителями русской культуры, посещавшими Строгановский дворец. Среди них были литераторы Г.Р.Державин, И.А.Крылов, Д.И.Фонвизин, живописцы С.Щукин и В.Боровиковский, скульптор И.Мартос, композитор Д.С.Бортнянский, географ и путешественник П.С.Паллас, математик Л.Эйлер. Общение с ними, несомненно, оказало на развитие будущего зодчего самое благотворное влияние. Дружеские отношения завязались между Воронихиным и воспитателем юного графа Павла Строганова — Жильбером Роммом, позже принявшим активное участие в событиях французской революции. Вместе с П.Строгановым и Ж.Роммом молодой Андрей Воронихин совершил несколько поездок по России, во время которых смог познакомиться с памятниками зодчества и народного искусства.

Воронихин с семьей. Художник А. Ф. Лагрене. 1810-е гг.

Воронихин с семьей. Художник А. Ф. Лагрене. 1810-е гг.

Поездка за границу

За границей Воронихин продолжал упорно заниматься рисованием, акварельной живописью, архитектурой. Какой силой воли, какой настойчивостью нужно было обладать, чтобы без посторонней помощи, шаг за шагом овладевать секретами сложнейшей профессии архитектора! Но эти усилия окупились.

А.Н.Воронихин.Вид замка в Глене (Швейцария).1787 г.

А.Н.Воронихин.Вид замка в Глене (Швейцария).1787 г.

Работы Воронихина

Интерьеры в Строгановском дворце

В 1793 году, через три года после возвращения в Россию, Воронихину предоставляется возможность выполнить первую крупную самостоятельную архитектурную работу. Он проектирует и осуществляет отделку парадных интерьеров Строгановского дворца и возводит корпус, предназначенный для размещения картинной галереи графа.

Превосходную акварель с ее изображением, выполненную Воронихиным, А.С.Строганов представил на рассмотрение совета Академии художеств.

Значительной работой было и создание в Строгановском дворце двухярусного минерального кабинета. Здесь Воронихин реализовал сложное пространственное решение.

Строгановский дворец. Архитектор В.В.Растрелли.1753-1754 гг. А.Н.Воронихин. Вид картинной галереи в Строгановском дворце.1793 г. Минеральный кабинет в Строгановском дворце.1791-1792 гг.

Строгановская дача

Вскоре Воронихин выполнил для Строгановых еще одну архитектурную работу — спроектировал в пригородных владениях графа, на Большой Невке, парковый павильон, названный “Строгановской дачей”. Это здание было предназначено для приема гостей. К сожалению, сооружение до наших дней не сохранилось, но осталось на холсте автора.

За картину маслом с изображением дачи (картина хранится в Государственном Русском музее) Воронихин в 1797 году удостоен звания академика перспективной и миниатюрной живописи.

А. Н. Воронихин.Вид на Строгановскую дачу в Петербурге. 1797 г.

А. Н. Воронихин.Вид на Строгановскую дачу в Петербурге. 1797 г.

Скульптура у входа и скульптура в парке объединяют дачу с окружающей природой.

А.Н.Воронихин. Фонтан Нептун. Строгановская дача.

А.Н.Воронихин. Фонтан Нептун. Строгановская дача.1797 г.

Колоннады в Петергофе

В 1800 году Воронихину удается получить заказ на составление проекта перестройки колоннад у “ковша Самсона” в Нижнем парке Петергофа. С этим заказом мастер справился великолепно, что стало началом для официального признания Воронихина архитектором. А колоннады назвали Воронихинскими, в честь зодчего.

Но еще раньше, в марте 1800 года, он был принят в Академию художеств в качестве преподавателя архитектурного класса. С этого времени начинается успешная педагогическая деятельность зодчего, которая продолжалась до самой его кончины в 1814 году.

Воронихинские колоннады. Петергоф

Воронихинские колоннады. Петергоф

Казанский собор

Граф Строганов не сомневался в успехе, когда рекомендовал царю Павлу I разработанный Воронихиным проект Казанского собора в Петербурге. И действительно, проект произвел должное впечатление и был утвержден.

На главной магистрали Петербурга — Невском проспекте — возвышается здание, неизменно привлекающее внимание своим обликом. Это Казанский собор, обращенный к проспекту крыльями колоннад, между которыми расположена полукруглая площадь. Легко, без напряжения, несут высокие коринфские колонны перекрытие, увенчанное балюстрадой. Разбег колоннад словно останавливается массивными портиками с рельефными фризами. В центре сооружения еще один портик, под сенью которого величественные бронзовые статуи. Над его треугольным фронтоном купол, поднятый на стройном цилиндрическом барабане. В этой уникальной архитектурной композиции чувствуется удивительное сочетание, казалось бы, противоположных качеств — уверенной мощи и порывистого движения, настороженнной суровости и торжественного пафоса.

Казанский собор в Петербурге.1814 г.

Казанский собор в Петербурге.1814 г.

Казанский собор — лучшее произведение замечательного русского зодчего Андрея Никифоровича Воронихина. Бывает так, что имя художника входит в историю искусства благодаря одному выдающемуся творению. Например, “Горе от ума” А.С.Грибоедова, опера “Князь Игорь” А.П.Бородина, “Явление Христа народу” знаменитое полотно А.Иванова. Казанский собор совсем не единственное творение Воронихина. Но именно в этой постройке, которой зодчий отдал лучшие годы жизни, выразились мощь и своеобразие его таланта. И поэтому столь неразделимо связаны имя архитектора и созданное им здание.

Казанский собор возводили с 1801 по 1811 год. Это было время знаменательное в истории города на Неве. Значительно повысился интерес к градостроительству, разработке крупных архитектурных ансамблей.

Проектируя Казанский собор, Воронихин одним из первых среди русских зодчих продемонстрировал новое отношение к решению этих задач. Композиция Казанского собора сложилась на основе точного учета градостроительной ситуации.

Здание собора имеет в плане форму вытянутого с запада на восток латинского креста. Его поставили в глубине квартала. Восточным фасадом, необычайно выразительным по пластике, здание обращено к каналу Грибоедова (бывшего Екатерининского), который был одной из важнейших водных артерий Петербурга.

Купол, поднимающийся над собором на высоту 62 метра, ясно выделяет в силуэте города узловую точку его планировочной структуры — пересечение радиальной (Невский проспект) и кольцевой (канал Грибоедова) магистралей. При помощи наружных колоннад, расположенных на северном фасаде, здание органично связано с Невским проспектом, тем самым определяется принадлежность собора к ансамблю главной улицы города.

Боковые бортики колоннад размещены строго по осям отходящих от проспекта проездов — набережной канала и улицы Казанской. Благодаря колоннадам в застройку Невского проспекта вводится широкий разрыв, возникает дополнительная, боковая перспектива, эффектно замыкающаяся центральным портиком и куполом.

Согласно проекту Воронихина наряду с площадью, раскрытой к Невскому проспекту, в композицию здания вошла еще одна — полукруглая площадь, расположенная перед западным входом в собор — со стороны Казанской улицы. Эту площадь ограничивает высокая чугунная ограда, звенья которой укреплены между массивными гранитными устоями в виде колонн. Монументальность общего решения и четкость ритмического рисунка композиционно связывают ограду с возвышающимся рядом громадным зданием.

Внутри Казанского собора, Петербург. 2010-е гг. Решетка, отлитая по рисунку А.Н.Воронихина, у Казанского собора. Петербург. 2010-е гг.

Для России начало 19-го века явилось временем трудных испытаний, борьбы народа против наполеоновского нашествия. Мажорная, торжественная архитектура Казанского собора, сооружение которого завершилось незадолго до начала Отечественной войны 1812 года, оказалась созвучной героике борьбы с иноземными захватчиками и пафосу победы над врагом.

Патриотическая тема нашла воплощение и в скульптурных произведениях, составивших с архитектурными формами единое целое. Да и сама жизнь позаботилась о том, чтобы связать собор с важнейшими историческими событиями, сделать здание памятником русской воинской славы.

Именно из Казанского собора после торжественного молебна отправился в действующую армию Михаил Илларионович Кутузов. И сюда же в июне 1813 года, когда французские войска был изгнаны за пределы России, доставили прах великого полководца из маленького немецкого городка Бунцлау. Тело Кутузова погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма, со стороны Невского проспекта. Рядом на специальных кронштейнах, укрепленных на стенах, разместили трофейные знамена и ключи от сдавшихся русской армии городов.

Мемориальное значение Казанского собора в 1837 году закреплено установкой перед боковыми портиками колоннад двух монументов, посвященных М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю-де-Толли, возглавлявшим русские войска во время Отечественной войны 1812 года.

Строгая ограда у могилы Кутузова и кронштейны для трофеев, сделанные по рисункам Воронихина, — последние завершающие детали замечательного ансамбля, прославившего зодчего.

Горный институт

Проектируя Казанский собор и осуществляя руководство строительством, Воронихин создал и множество других проектов, в которых его талант засверкал яркими гранями. В 1806-1811 годах по плану Воронихина полностью перестроили дома, занятые Горным кадетским корпусом. Тогда это было одно из старейших учебных заведений Петербурга, созданное на базе Горного училища, позже преобразован в Горный институт.

Разрозненные строения были соединены в одну постройку, единый архитектурный ансамбль.

В результате реконструкций на берегу Васильевского острова образовалось монументальное здание с колоссальной дорической колоннадой в центре. Горный институт, которым со стороны моря началась застройка невских берегов, символизирует их строгую красоту и величавость.

А.Н.Воронихин.Проект Горного кадетского корпуса. Горный институт в Петербурге

Павловский парк

В 1800-х годах Воронихин много работал в пригородах столицы, больше всего — в царском Павловске. Павловский парк украсился мостами, спроектированными Воронихиным, и построенным по его же проекту поэтичным Розовым павильоном. Во дворце, пострадавшем в 1803 году от пожара, Воронихин восстанавливал анфилады великолепных залов.

В южной галерее был создан малый кабинет, названный “Фонарик”, изящной формы, с изысканным интерьером, в котором дворцовая роскошь естественно сочетается с уютом жилых покоев.

Розовый павильон в Павловском парке.1811-1812 гг. Кабинет Фонарик в Павловском дворце.1808 г.

Дом в усадьбе Братцево

Пейзажный английский парк срастался с фруктовым садом и вместе с беседкой, каменным мостом, каскадом прудов и статуями составляли единый ансамбль усадьбы.

Наследие А.Н.Воронихина

Графическое наследие зодчего, в которое входят сотни чертежей, рисунков, акварелей, подготовительных эскизов, выполненных карандашом или тушью, говорит о Воронихине как о художнике, обладавшем характерной техникой мягкого, размытого штриха. Разрабатывая свои замыслы на бумаге, зодчий серьезное внимание уделял как композиции в целом, так и мельчайшим ее деталям. Это и обеспечивало его произведениям то великое единство стиля, к достижению которого Воронихин постоянно стремился.

В 2019 году была юбилейная дата — 260 лет со дня рождения А.Н.Воронихина. Это стало еще одним поводом оглянуться назад, вновь оценить глубину таланта и влюбленность в свое дело архитектора, достигшего мастерства не только за счет природной одаренности, но и в значительной степени благодаря осознанию своего жизненного предназначения, подкрепленному вдохновенным трудом.

А.Н.Воронихин.Проект Исаакиевского собора.1813 г. А.Н.Воронихин.Проект храма, посвященного победе 1812 года. 1813 г. А.Н.Воронихин.Проект моста в виде руин. А.Н.Воронихин.Проект фонтана у Пулковской горы.

Андрей Воронихин родился 28 октября 1759 года в селе Новое Усолье Пермской губернии. Отец будущего архитектора был крепостным графа Александра Сергеевича Строганова. По другой версии, он был внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова, приходившегося двоюродным братом графу. Документальных подтверждений этой версии нет, потомки архитектора опровергают данное предположение.

В юности Воронихин обучался живописи у иконописца Гаврилы Юшкова. В 1777 году граф Строганов отправил его в Москву на учебу. Здесь он в течение двух лет изучал живопись и архитектуру. По некоторым данным в этот период он обучался у Матвея Казакова и Василия Баженова. В 1779 году Воронихин переехал в Петербург, где, поселившись во дворце Строганова, продолжил изучать живопись и архитектуру.

В 1785 году граф дает Воронихину вольную. В том же году архитектор вместе с сыном графа и его учителем Шарлем-Жибером Роммом совершили путешествие по России, а в 1786 году отправились в европейский вояж. За четыре года они посетили Францию, Германию и Швейцарию, где Воронихин продолжил обучение. В 1790 году Ромм решает остаться в революционной Франции, а Воронихин вместе с Павлом Строгановым возвращается в Петербург.

С этого времени 30-летний Воронихин начинает профессионально заниматься архитектурой. В 1791 году он обновляет интерьеры Строгановского дворца, заменив барочные формы Растрелли строгим классическим стилем. В 1795-1796 годах он аналогичным образом перестраивает Строгановскую дачу, а также усадебный дом Строгановых в деревне Городне. В 1797 году ему присваивают звание академика перспективной живописи. В 1800 году за проект колоннад в Петергофе он получает звание академика архитектуры.

В 1801 году Воронихин приступил к постройке самого известного своего здания – Казанского собора в Петербурге. Строительство продолжалось на протяжении 10 лет, по его итогам архитектор был пожалован орденом Св. Анны 2-й степени. Параллельно с этим Воронихин занимается постройкой здания Горного института. После окончания строительства собора Воронихин сосредотачивается на преподавании, до самой смерти в 1814 году, он ведет архитектурный класс в Академии художеств.

Умер архитектор 5 марта 1814 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Читайте также: