Психическое здоровье доклад воз

Обновлено: 07.05.2024

Психическое здоровье – это не только отсутствие психических расстройств. Психическое здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Оно является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья человека.

По инициативе Всемирной федерации психического здоровья 10 октября, начиная с 1992 года, официально признано Всемирным днем психического здоровья. Впоследствии День психического здоровья стал отмечаться ежегодно и был введен в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

Целью проведения этого дня является повышение информированности населения в отношении проблем психического здоровья и способов его укрепления, а также профилактики и лечения психических расстройств, а также объединение усилий специалистов медицинских, социальных, юридических, общественных организаций и служб в поддержку психического здоровья.

Каждый четвертый взрослый человек хотя бы раз испытывал трудности в области психического здоровья, но не многие получали нужную помощь в полной мере или не получали ее вообще, когда они оказывались в чрезвычайной ситуации. В отличие от людей с физическими недугами, многие люди, страдающие от психических расстройств, имеют сложности с получением необходимого им лечения.

Тысячи людей в мире, страдающие психическими заболеваниями, подвергаются активному нарушению своих прав, дискриминации и стигматизации (пренебрежению и недоверию) со стороны общества. Кроме того, такие люди часто становятся объектами эмоционального и физического насилия работников психиатрических учреждений и широкой общественности.

Всемирная организация здравоохранения сообщает, что люди, страдающие психическими заболеваниями, либо получают минимальную медицинскую помощь, либо не получают никакой вообще. Материальные расходы на психическое здоровье во всем мире недостаточны и эта сфера привлекает очень мало квалифицированных специалистов. Такие проблемы приводят к дальнейшим психическим травмам и нарушениям у больных.

Психическое здоровье: критерии ВОЗ

Психическое здоровье и индивидуальное развитие человека

  • От рождения до 3 лет. Помимо элементарных навыков произвольного движения и самоконтроля, вербальных и невербальных средств выражения, ребенок должен научиться доверять миру взрослых, осознать непрерывность существования предметов и людей даже в периоды их отсутствия.
  • От 3 до 6 лет. В этот период возрастающей самостоятельности и инициативы ребенка формируется его способность устанавливать взаимоотношения, делиться тем, что имеет, выносить элементарные нравственные суждения, а также отождествлять себя и других с мужским или женским полом.
  • От 6 до 13 лет. Это относительно свободный от кризисов период, в течение которого у ребенка закрепляются ранее приобретенные навыки, начинает развиваться нравственное чувство в ходе игр и иного участия в групповой активности, возникает адаптация ко внесемейному окружению.
  • От 13 до 19 лет. Этот период сопровождается резким скачком в физическом (преимущественно половом) развитии и конфликтом, связанным с будущими ролевыми ожиданиями. Как правило, этот период начинается с почти безоговорочного следования установкам сверстников, затем переходит в фазу исследования и экспериментирования и завершается отходом от родителей и развитием собственных стиля, целей и установок.
  • Зрелость. В большинстве сообществ этот период предполагает наличие планов, связанных с браком, детьми и работой, приобретение рациональных, реалистичных установок и целей, способность отличать мысль от действия, умение заботиться о других. В инволюционном периоде, который обычно начинается с шестого десятилетия, утрата друзей и сужение возможностей может вызывать эпизоды депрессии. Однако и в этом периоде существуют источники удовлетворенности, особенно если есть внуки или стареющий человек пользуется уважением в своей среде.

Следует отметить, что психическое здоровье не означает свободу от тревоги, вины, подавленности и других отрицательных эмоций. Поскольку оно подразумевает относительную свободу от психологических проблем, здесь важна именно способность их преодолевать. Таким образом, наличие этих проблем – еще не признак болезни, однако неспособность учиться на опыте и стереотипность мышления и поведения свидетельствуют о неблагополучии в эмоциональной сфере.

Психическое здоровье: методы лечения

Основные методы лечения – это психотерапия, лекарственная терапия, шоковая терапия и терапия средой, применяемые по отдельности или в различных сочетаниях.

Психотерапия. Большинство психотерапевтических подходов может быть отнесено к одной из двух школ – психоанализу З. Фрейда или поведенческой терапии, основанной на теориях научения и условных рефлексов психофизиологов Б. Скиннера и И.П. Павлова. В психоаналитически ориентированной терапии неадаптивные формы поведения пациента и симптомы его заболевания рассматриваются как результат глубинных, неосознаваемых конфликтов в мышлении, чувствах и мотивах. Освобождение от болезни при такой терапии происходит за счет осознания и разрешения внутренних конфликтов, а также выявления их источников (как правило, восходящих к детству). Целью поведенческой психотерапии является устранение неадаптивных форм поведения и научение новым, более продуктивным.

Лекарственная терапия. Психотропные препараты получили широкое применение с конца 1940-х годов. Первоначально они назначались в стационарных условиях, позже стали применяться и в амбулаторной практике. В настоящее время транквилизаторы, стимуляторы, антидепрессанты и противосудорожные средства используются очень широко, являясь более гуманным способом контроля, чем методы физического ограничения, практиковавшиеся прежде. Их применение сокращает пребывание в стационаре и смягчает остроту панических расстройств, депрессий и припадков у пациентов.

Шоковая терапия. Возникла на основе наблюдений над тем, как спонтанные судороги прерывали острые психотические и депрессивные состояния. Первоначально для шока использовались химические вещества, позже были разработаны методы электросудорожной терапии. Хотя курс такой терапии эффективен в случаях депрессий в позднем возрасте или при юношеской шизофрении, не существует общепринятой теории, объясняющей механизм ее действия.

Терапия средой. Включает такие взаимодополняющие методы, как трудовая терапия, групповая дискуссия, совместное планирование, навыки самопомощи и самоконтроля. Терапия средой широко используется, чтобы избежать полного отрыва пациента от жизни при госпитализации.

Психическое здоровье: профилактические меры

Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели:

  1. Предотвращение или снижение частоты психических заболеваний;
  2. Облегчение тяжести или сокращение длительности заболевания;
  3. Уменьшение воздействия заболеваний на трудоспособность.

Органические нарушения вызываются болезнями или травмами, поэтому направление профилактических программ здесь достаточно легко прослеживается. Например, недоедание или энцефалит могут повреждать центральную нервную систему. Мерами по профилактике такого рода нарушений служат вакцинация против клещевого энцефалита и обеспечение соответствующего питания. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом.

Причины психогенных (неорганических) расстройств менее ясны. Специалисты считают их результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия окружающей среды. В настоящее время роль генетических факторов интенсивно исследуется и не исключено, что удастся снизить распространенность некоторых типов расстройств с помощью генетического консультирования.

Основные научные школы значительно расходятся во взглядах на причины возникновения психогенных расстройств, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее, все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы вырасти психически здоровым. Есть убежденность в том, что ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье. При наличии соответствующих домашних и общественных условий ребенок придет к зрелости с верой в себя и свою способность справляться с жизненными трудностями.

Учреждения школьного образования и здравоохранения, различные социальные и религиозные группы разрабатывают профилактические программы, чтобы помочь родителям и детям решать семейные проблемы. Эти программы носят в основном образовательный характер, они предполагают лекции и групповые дискуссии, направленные на лучшее понимание психологии развития. Программы по психическому здоровью особенно полезны для родителей, имеющих детей со специфическими эмоциональными нарушениями, физической инвалидностью или находящихся в необычных жизненных ситуациях.

Одним из основных факторов, провоцирующих высокую смертность, сокращение продолжительности жизни населения России являются психические расстройства. Психические заболевания оказываются причинами снижения качества жизни больных, длительной и рецидивирующей нетрудоспособности. Возрастание числа лиц с психическими нарушениями наблюдается, прежде всего, в развитых странах, что, по мнению ряда специалистов, объясняется не только улучшением выявляемости психических расстройств, но и комплексом факторов, способствующих их истинному росту. Психическое здоровье человека в современном мире определяется воздействиями социальных, психологических, экологических и многих других факторов. В статье представлена медико-социологическая интерпретация психического здоровья и болезней, проводится типологизация социальных рисков психических расстройств. Стресс, урбанизация, бедность большинства населения России, высокие психоэмоциональные нагрузки являются, по мнению авторов, ведущими социальными предикторами психических расстройств в современной России.


1. Абрамов В. А., Лебедев Д. С. Психическая дезадаптация // Журнал психиатрии и медицинской психологии. – 1996. – № I (2). – С. 45-55.

3. Александровский Ю. А. Социально-стрессовые расстройства: клинико-социальная оценка и терапевтические возможности // XIV съезд психиатров России. – М., 2005. – С. 155.

7. Дмитриева Т. Б. Новые направления социальной психиатрии в системе совершенствования охраны общественного здоровья // XIV съезд психиатров России: материалы съезда (Москва, 15-16 нояб. 2005 г.). – Москва, 2005. – С. 50-51.

8. Европейская декларация по охране психического здоровья. // Российский психиатрический журнал. – 2005. – №4. – С. 62-63.

9. Заславская Т. И. Трансформация социальной структуры российского общества // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства: материалы Междунар. симп. / под общ. ред. Т. И. Заславской. – Москва, 1996. – Вып.3. – С. 11–12.

10. Ивлиева Е. В., Тепер Г. А. Охрана психического здоровья в контексте проблемы социально-ориентированного управления системой здравоохранения // Профессионализация социального менеджмента: сб. науч. ст. / Сарат. гос. техн. ун-т. – Саратов, 2008. – С. 88.

11. Ивлиева Е. В., Тепер Г. А. Проблемы и перспективы охраны психического здоровья жителей Саратова: роль социальной работы // Профессионализация социального менеджмента: сб. науч. ст. / Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов, 2008. – С. 235-236.

12. Охрана психического здоровья: учеб. пособие. Ч. 1 / Бойко О. В., Герасимова Е. Ю., Григорьева Н. Ю., Чернецкая А. А. – Саратов: СГТУ, 2003. – С. 20, 21, 71.

13. Польская Н. А. Психически больной в современном обществе: проблема стигмы // Социологический журнал. – 2004. – № 31/2. – С.145–158.

15. Сучкова Е. Л. Социально-психологический портрет женщин, живущих за чертой бедности: дис… канд. психол. наук. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 13 с.

19. Dohrenwend B. P. Dohrenwend B. S. Social and cultural influences on psychopathology // Annual Review of Psychology. – 1974. – № 25. – P. 417-452.

20. Jarvis E. Insanity and Idiocy in Massachusetts: Report of the Commission of Lunacy. Cambridge: Harvard University Press. – 1971. – P. 52-53.

Одним из основных факторов, провоцирующих повышенную смертность, сокращение продолжительности жизни населения России являются психические расстройства [4]. Возрастание числа лиц с психическими нарушениями наблюдается, прежде всего, в развитых странах, что, по мнению ряда специалистов, объясняется не только улучшением выявляемости нарушений психической деятельности, но и комплексом факторов, способствующих их истинному росту. Психические заболевания, как правило, поражают лиц трудоспособного возраста и зачастую оказываются причинами значительного снижения качества жизни больных, а также длительной и рецидивирующей нетрудоспособности [2].

В докладе ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире (2001) подчеркнуто, что психические и поведенческие расстройства поражают более 25 % всех людей в определенные периоды их жизни. От 250 до 300 млн человек страдают психическими нарушениями, вызывающими утрату трудоспособности и социальные ограничения [1]. О неблагополучии ситуации с состоянием психического здоровья в современной России свидетельствуют высокие показатели заболеваемости психическими расстройствами, широкая распространенность в обществе агрессивного и аутоагрессивного поведения [7].

Проблемы социальной обусловленности индивидуального и популяционного здоровья являются традиционной темой для обсуждения в рамках как медицинской, так и социологической науки. Первые попытки междисциплинарного научного объяснения влияния социальных факторов на заболеваемость и смертность были предприняты еще в XIX в. французским ученым J. Guerin.

В современной отечественной литературе представлены исследования рисков психического здоровья, эксплицированы проблемы социально-исторической специфики и рисков современного российского общества (О. Н. Яницкий, Н. Н. Моисеев, В. А. Ядов), соотношения рисков, неопределённости и нестабильности социальных процессов (А. В. Мозговая, Н. Л. Смакотина, Ю. А. Зубок) [17]. Контекстуализация социальных факторов риска выступает важнейшим методом понимания особенностей их воздействия на здоровье человека и предполагает осознание условий, детерминирующих существование, интенсификацию или, напротив, исчезновение социальных факторов риска, непосредственно связанных с состоянием здоровья человека [12].

В последние десятилетия возрастает количество исследований воздействия на большие группы населения макросоциальных стрессовых ситуаций, связанных с переустройством общества. По данным, которые приводит Ю. А. Александровский, число лиц с предболезненными и сформировавшимися психическими расстройствами из-за стрессовых воздействий в России достигает 10 миллионов. Однако выборочные исследования свидетельствуют, что их больше: 250-300 на 1000 человек, т.е. подобные расстройства возникают у 25-30 % жителей страны. В большинстве случаев речь идёт о пограничных психических расстройствах [3].

Значительный рост смертности и сокращение продолжительности жизни в первой половине 90-х годов в России объясняются не только резким снижением уровня жизни большей части населения, но и социально-психологическим стрессом. Его главными жертвами стали мужчины и женщины в рабочих возрастах, так как на них легла основная тяжесть активного приспособления к новым экономическим и социальным условиям [5]. По мнению S. Syme, современные психосоциальные нагрузки являются в большей степени условиями здоровья, чем материальные обстоятельства жизни [21].

Интенсивная урбанизация в России как процесс изменений в образе и условиях жизни большинства населения страны связана с массовой миграцией населения, изменением структуры занятости, перестройкой семейных отношений, что сопровождалось необходимостью адаптации к непривычным условиям жизни [14]. Информационные и интеллектуальные перегрузки вызывают у горожан психическую усталость, эмоциональные стрессы. Все большее распространение среди городских жителей получает социально-психологическая напряженность, связанная со снижением социальной, экономической и экологической безопасности [5]. Современная урбанизация может отрицательно сказываться на психическом здоровье с учетом воздействия увеличивающегося числа стрессовых факторов и неблагоприятных событий в жизни, таких, как перенаселенность или загрязненность окружающей среды, бедность и зависимость от классовой экономики, высокий уровень насилия и низкий уровень социальной поддержки и многих других.

Приблизительно половина городского населения в странах с низким и средним уровнем дохода живет в бедности, и десятки миллионов взрослых и детей являются бездомными. Обычно миграция не влечет за собой улучшения социального благосостояния. Бедность и состояния, с ней ассоциируемые, такие, как девиации, безработица, низкий образовательный уровень, лишения и бездомность, распространены не только в бедных странах - они характерны также для значительного меньшинства в богатых странах [10].

Ситуация, характеризующая состояние психического здоровья населения Саратовской области, отражает российские тенденции. Ежегодно распространенность психических расстройств в области увеличивается в среднем на 0,8 % [11].

В соответствии с Европейским планом действия по укреплению и охране психического здоровья предлагаются пути осуществления и усиления комплексных стратегий охраны психического здоровья в странах Европейского региона ВОЗ. Стратегия предусматривает деятельность по ряду направлений [8] в области охраны психического здоровья, среди которых: разработка и усовершенствование государственной политики, конкретные программы по улучшению и сохранению психического здоровья населения.

Рецензенты:

Изображение по теме: Психическое здоровье. От чего зависит его благополучие, и как его сохранить?

Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

Обозначим критерии психического здоровья:

При полном отсутствии этого критерия возникают деперсонализация и дереализация, когда собственное тело или его части кажутся чуждыми, мир и себя видишь как будто со стороны.

2. Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

3. Критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

Этот критерий можно обозначить как способность к самонаблюдению и самоанализу, к рефлексии. Способность оценивать то, что человек говорит и делает, и оценивать последствия этих слов и дел.

4. Соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

5. Способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

6. Способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.

Лобные доли мозга отвечают за умение планировать и действовать в соответствии с этими планами. Люди, не способные к планированию и реализации планов, очень внушаемы, ведомы, ими легко управлять, они не обладают собственной волей.

7. Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Хоть и последний в списке, но один из наиболее очевидных критерий психического здоровья. Умение быть адаптивным, обладание гибкостью мышления и поведения – важные функции здоровой психики человека.

Далее рассмотрим признаки психического здоровья по Ненси МакВильямс

1. Способность любить. Способность вовлекаться в отношения, открываться Другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать.

2. Способность работать. Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для Других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал.

3. Способность играть. Здесь речь идет как о прямом смысле "игры" у детей, так и о способности взрослых людей "играть" словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие.

4. Безопасные отношения. К сожалению, нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в насильственных, угрожающих, зависимых - одним словом, нездоровых отношениях.5. Автономия. У людей, обращающихся в психотерапию, часто отмечается ее недостаток (но огромный потенциал, раз они в терапию все-таки пришли). Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают "выбрать" (прислушаться к себе), чего же им хотеть.6. Постоянство себя и объекта или концепция интегрированности. Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это также способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться. Это контакт между ребенком, которым я был, тем, кто я есть сейчас, и той личностью, которой я буду через 10 лет. Это способность учитывать и интегрировать все, что дано природой и то, что я в себе сумел развить. Одним из нарушений этого пункта может быть "нападение" на собственное тело, когда оно бессознательно не воспринимается, как часть себя. Оно становится чем-то отдельным, что можно заставить голодать или резать и т.п.

7. Способность восстанавливается после стресса (сила Эго). Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну негибкую защиту, не срывается. Он способен самым лучшим способом адаптироваться к новой ситуации.

8. Реалистичная и надежная самооценка

9. Система ценностных ориентаций. Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им.

10. Способность выносить накал эмоций. Выносить эмоции - значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями - своей рациональной частью.11. Рефлексия - способность посмотреть на себя как бы со стороны. Люди с рефлексией способны видеть, что именно является их проблемой, и соответственно, обходиться с ней таким образом, чтобы решить ее, максимально эффективно помогая себе.

12. Ментализация - обладая этой способностью люди способны понять, что Другие - это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Такие люди также видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов и тем, что на самом деле Другой человек не хотел их обидеть.

13. Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании.14. Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения. Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнера, с которым есть отношения.

15. Чувство витальности - способность быть и чувствовать себя живым.

16. Принятие того, что мы не можем изменить. Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.

Таким образом, психическое здоровье является неотъемлемой частью здоровья организма в целом.Под нормальным уровнем психического здоровья понимается гармоничное развитие психики, соответствующее возрасту и возрастной норме конкретного человека.

Благоприятное функциональное состояние характеризуется множеством факторов. Так одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др.

Высокая умственная работоспособность — один из основных показателей психического здоровья и важный индикатор благоприятного функционального состояния организма в целом.

Так как сохранить свое по истине ценное психическое здоровье?

Положительное влияние на укрепление психического здоровье оказывает созидательная деятельность (посадка растений, разведение животных, различные хобби).

Укрепление психического здоровья включает действия, которые могут включать создание окружающей среды, поддерживающей психическое здоровье.

Атмосфера, в которой обеспечены уважение и защита основных потребностей человека. Сохранение его прав, является основой психического здоровья. При отсутствии безопасности и свободы, обеспечиваемых правами, поддерживать высокий уровень психического здоровья сложно.

Что такое здоровье и что такое болезнь — эти вопросы до сих пор вызывают споры у ученых и докторов. Одни считают что здоровье это отсутствие болезней и страданий. Другие определяют здоровье как функцию, которая должна выполнять определенные задачи. Есть даже мнение, что абсолютное здоровье это абстракция, и на практике его не существует.

Психическое здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Психическое здоровье — это состояние, при котором отсутствуют страдания, человек реализует свои возможности, адаптируется, противостоит жизненным трудностям и стрессам, осуществляет продуктивную социальную и профессиональную деятельность, развивается, вносит вклад в жизнь общества.

Психическое здоровье

Критерии психического здоровья:

Для осуществления осознанной психической деятельности и достижения душевного здоровья человеку необходима адекватная работа всех функций психики, а также основных психических познавательных процессов (память, восприятие, внимание, мышление).

Факторы, которые негативно влияют на психику человека:

  • Проблемы здоровья (тяжелые соматические заболевания, врожденные уродства, операции);
  • Проблемы в семейных отношениях (развод родителей, неадекватный выбор модели воспитания, воспитание вне родительской семьи, зависимости родителей, конфликты в семье);
  • Влияние ПАВ на формирование и осуществление необходимых критериев психического здоровья;
  • Социальные конфликты (военные действия, потеря работы, материальные трудности, религиозные конфликты);
  • Производственные конфликты (перегрузки, конфликты отношений);
  • Психоэмоциональные нагрузки (которые выражаются в невозможности человека прислушиваться к собственным ощущениям, приводящим к возникновению переутомления, психическим заболеваниям);
  • Малоподвижный образ жизни (отсутствие физических упражнений, плохое питание, сон) и т.д.;
  • Нарушенный режим сон-бодрствование.

Как сохранить психическое здоровье. Советы психолога.

  • В первую очередь, насколько это возможно отгородите себя от негативной информации (не общайтесь или сократите общение с "токсичными" людьми, не подогревайте интерес к вещам, угнетающим вас);
  • пытайтесь даже в самых неприятных событиях увидеть положительные стороны;
  • излишняя критика тоже ни к чему (ни к себе, ни к окружающим);
  • старайтесь не поддаваться отчаянию и унынию;
  • не сравнивайте себя с кем либо, все мы разные, наоборот, направьте свое внимания на заботу о себе;
  • старайтесь спокойно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях (не было бы вкуса и яркости жизни, если бы не было взлетов и падений, падать – не страшно, просто дайте себе время, не вините себя и снова поднимайтесь, и живите!).

Помимо рекомендаций, представленных выше стоит также выделить:

  1. Стремление к правильному питанию;
  2. Физическая активность;
  3. Преодоление зависимостей;
  4. Развитие навыков стрессоустойчивости;
  5. Развитие собственных способностей и интересов;
  6. Изменение образа мышления;
  7. Умение распознавать эмоции и правильно выражать их;
  8. Выражение позитивных эмоций.

Об укреплении психического здоровья можно посмотреть ЗДЕСЬ .

Если у Вас возникли вопросы по теме психического здоровья или есть жалобы на психическую сферу, пожалуйста, обращайтесь к нам. Клиника Роса — частная клиника психиатрии и психотерапии, которая занимается обследованием, диагностикой, лечением и реабилитацией всех видов психических расстройств и нарушений поведения.

Читайте также: