Лирические протяжные песни доклад

Обновлено: 19.05.2024

Лирическая протяжная
песня - одна из
непревзойденных
вершин в развитии
музыкальной творческой
мысли русского народа.
Ведущим жанром
становится с XVI – XVII
веков – период
становления
Московского государства.
Выкристаллизовалась из
календарных и
свадебных песен.

Он глубоко вздохнул и запел… Первый звук его
голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил
из его груди, но принёсся откуда-то издалека,
словно залетел случайно в комнату. За этим
первым звуком последовал другой, более твёрдый
и протяжный, но всё ещё видимо дрожащий, как
струна, когда, внезапно прозвенев под сильным
пальцем, она колеблется последним, быстро
замирающим колебаньем, за вторым — третий, и,
понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась
заунывная песня.

Лирические песни
часто поются
многоголосно,
небольшими
группами.
Как правило, петь
начинает кто-то один
– запевала.
Остальные
подтягивают с
середины фразы.

Содержание
лирических песен
довольно
многообразно: о
любви к русской
земле, природе,
родному краю, о
горе разлуки с
родной стороной,
смерти на чужбине,
тяжелой
крестьянской доле,
жизни бурлаков,
солдат, казаков.

13. Мужская традиция

16. Женская традиция

Исходила младенька все луга и болота,
Все луга и болота, а и все сенные покосы.
Пристигала младеньку меня темная ночка!
Ах, ахти, горевати, где мне ночь коротати?
Мне на ум-то запало про родного братца;
Уж я стук под окошко, уж я бряк во колечко:
– Дома ль, дома ли, братец, дома ль, белый голубчик?
– Дома, дома, сестрица, дома, бела голубка.
– Ты укрой меня, братец, да от темныя ночи,
Что от темныя ночи, ты от лютого зверя!
– Ах, сестрица, голубка, да светелка маленька,
Да светелка маленька, и своя и семейка!
Выходила невестка, выходила злодейка,
Выпускала собак, все собаки лихие.
– Чтобы эта да гостья непочасту ходила,
Непочасту ходила, неподолгу гостила!
Как пошла-то сестрица, как пошла-то лугами,
Как пошла-то лугами, залилася слезами.

Народные лирические песни очень своеобразны как по содержанию, так и по художественной форме. Их своеобразие обусловлено жанровой природой и конкретными условиями возникновения и развития. Здесь мы имеем дело с лирическим родом поэзии, отличным от эпического по принципам отражения действительности. В лирическом роде передаются мысли, чувства, настроения исполнителей. На этот факт в свое время обратил внимание еще В.Г. Белинский. Он писал:

"Эпическая поэзия употребляет образы и картины для выражения образов и картин в природе находящихся, лирическая поэзия употребляет образы и картины для выражения безобразного и бесформенного чувства, составляющего внутреннюю сущность человеческой природы" 1 .

Основное назначение народных лирических песен – в выражении мыслей, чувств и настроений человека. На эту особенность указывали русские писатели и критики. Так, Н.А. Добролюбов писал, что в народных лирических песнях "выражается внутреннее чувство, возбужденное явлениями обыкновенной жизни" 2 . Н.А. Радищев видел в них отражение души народной, скорбь душевную. А.С. Пушкин – "разгулье удалое" и "сердечную тоску".

Лирические песни делятся на протяжные и частые.

Им свойственно многообразие эмоционального настроения. Выделяют следующие виды лирических песен: трагические, оптимистические, сатирические и юмористические.

Вместе с тем лирические песни многообразны по тематике, а, в зависимости от этого, и по героям. В основном они посвящены проблемам семейно-бытовой жизни крестьянства.

Лирические песни являются своеобразным жанром песенного фольклора. Включая мотивы символического характера, они отражают мир чувств и переживаний человека. В песнях заключена искренность переживаний людей, мироощущение и свойство национального характера.

Лирические песни – яркий образец художественного творчества народа. Они внесли в национальную культуру особый художественный язык и образцы высокой поэзии, отразили душевную красоту, идеалы и чаяния народа, нравственные устои крестьянской жизни.

Лирические песни охватывают самые разные по происхождению, содержанию и поэтике произведения.

Содержание

Лирические песни охватывают самые разные по происхождению, содержанию и поэтике произведения. Лирическая песня - это словесно-музыкальное произведение, в котором раскрывается эмоциональное отношение человека к явлениям окружающего мира.

В лирической песне слово соединяется с музыкой, мелодией. Они существуют неразрывно. Лирическая песня выражают чувства, мысли и переживания человека. Они могли быть веселыми и грустными..

Отличаются от обрядовой поэзии по функциям. Лирические песни не связаны с обрядами. Они могли исполняться в любое время и при любых занятиях.

Особенность лирических песен заключается в том, что в них создан красочный условный мир.

История

По мнению музыковедов, основной состав лирических песен сформировался в 16-17 вв. Их предыстория неизвестна. Жанр лирической песни сложнее и разнообразнее, чем остальные жанры народной песни. Это объясняется тем, что обрядовые песни возникли на более ранних этапах развития общества. Обрядовые песни употреблялись при определенных действиях , поэтому сохранилась устойчивость образов, содержания, поэтических приемов.

Лирическая песня в отличие от обрядовых более подвижна, открыта для нового. Историческое развитие жанра лирической песни документально зафиксировано на протяжение трех столетий. Лирическая песня принимала новые сюжеты, образы, использовала новые поэтические средства.

В народе лирические песни назывались по способу или месту исполнения. Лирические псни возникают в разное время, они неоднородны, их внутренний состав разнообразен.

При анализе лирических песен ученые пользуются принципами классификации:

Во-первых, используется тематический принцип: любовные, семейные, разбойничьи, тюремные..

Кроме тематической классификации используется этнографическая классификация (географическая).

По характеру исполнения – частые и протяжные.

Частые песни – веселые, шуточные, сатирические. По происхождению древнее протяжных. Они связаны с творчеством скоморохов. Герои – молодые люди, их родители, друзья, соседи, муж и жена. В частых песнях изображены забавные бытовые эпизоды, в них высмеиваются пороки, трагедия превращается в фарс. Основным приемом частых песен являются ирония.

Протяжные песни. Герои – подруга – соперница, родители, молодая жена , старый муж, молодые любовники и наоборот свекор и свекровь. За пределами семейного быта героями были рекрут, солдат, разбойник, узник, ямщик, бурлак купец. Общий эпизодический тон – грусть, тоска обида.

Делятся на 2 группы:

    1. Песни-повествования. Имеют четко выраженный сюжет, однако в отличие от эпических произведений сюжет в них менее развит. В них изображаются конкретные жизненные ситуации. Это своего рода энциклопедия старого уклада жизни.

Композиция

Композиция лирической песни достаточно проста. Они могут представлять собой, монолог, диалог или монолог +диалог. В песнях используется параллелизм (символический и не символический). Символический предполагает двучастное строение песни ( 1 часть – картина из мира природы, 2 часть – картина переносится на мир людей). Ступенчатое сужение образа ( как правило в начале песни изображается широкая картина места действия, затем взгляд сосредотачивается на главном герое).

В лирической песне используется 2 художественные системы: 1. Описание; 2. Иносказание, построенное на символике. В песнях есть свой условный язык, который состоит из традиционных формул. Без знания трудно понять содержание лирической песни

В песнях внутреннее состояние передается через внешнее (сидение – формула грусти, задумчивости.). Чувства человека раскрываются в сопоставление с природой. Природа одушевлена и поэтому часто становится главным героем. В л.п. богато представлена символика. Символы устойчивы, песенная символика восходит к архаическим представлениям. Символичны песенные персонажи, растения, животные.

В песнях присутствует богатая цветовая гамма , причем в одном тексте встречается до 10 цветовых сочетаний. Цвет не имеет символический характер, он носит оценочный характрер

Читайте также: