Доклад психология управления для педагогического коллектива организации

Обновлено: 02.07.2024

Психологический характер сторон этой деятельности усугубляется ввиду действия мотивационных и личностных факторов в поведении людей, участвующих в общем трудовом процессе. Динамическая форма и структура управления приводит к возникновению многих противоречий, а подчас и парадоксов, являющихся следствием самого процесса управления.

Одна из особенностей управленческой деятельности – временные и человеческие затраты. Исследование этого вида человеческой деятельности как сложной системы взаимодействия многих составляющих полностью исключает ее одностороннее рассмотрение. Только диалектический метод изучения управленческой деятельности может приблизить нас к понимаю сущности этого сложнейшего явления. Внутри самой системы управления существуют в своем единстве противоречия и парадоксы, без которых не может быть ее дальнейшего развития.

Однако устранить противоречия внутри управления полностью не представляется возможным, поскольку они наиболее стойкие и одновременно динамичные. Все хозяйственные операции можно в конечном счёте свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у Вас нет надёжной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать. Деятельность руководителя имеет многообразный характер. Чтобы успешно осуществлять работу предприятия, принимать оптимальные решения, работать с людьми, талантливый руководитель должен сочетать в себе способности, опыт, знания, умение их применять.

Руководитель должен иметь подготовку во многих сферах деятельности. В честности и в сфере психологии. Работа руководителя – это прежде всего работа с людьми, которая является одним из сложных видов деятельности. Уже только этот факт порождает необходимость психологической подготовки менеджера. Руководитель должен знать, как вести себя с исполнителями, корректировать свое поведение в зависимости от состояния, уметь выявить сильные стороны исполнителя и заметить их недостатки с целью наиболее эффективного распределения кадров.

Проблема психологического климата коллектива в современной научной .

. отношений как психологической категории; • Рассмотреть классификации стилей управления руководителя; • Эмпирически изучить влияние стиля управления руководителя на межличностные отношения сотрудников; • Разработать рекомендации по . касающиеся понятий межличностных отношений, трудового коллектива, рассмотрены типы управленческих стилей, изучены методы оптимизации межличностных отношений и стиля .

Его обязанности — создать сильный сплоченный коллектив, к котором каждый его член занимает свое место, в котором сведены к минимуму возможности возникновения конфликтных ситуаций, который способен слаженно и эффективно работать. Менеджер должен изучить и исполнять те факторы окружающей среды, которые оказывают благоприятное влияние на исполнителей и повышение эффективности работы коллектива.

Выполняя воспитательную функцию, руководитель должен активизировать, развивать в исполнителях те личностные качества, которые способствуют более плодотворной работе отдельного исполнителя и коллектива в целом. Все эти многообразные функции менеджера невозможно осуществить, не обладая достаточными знаниями в области психологии и опытом их применения в практической деятельности.

В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи: 1. Изучить человеческую сущность социального управления. 2. Изучить специфику психологического и педагогического подхода к управлению. 3. Рассмотреть психологические и педагогические основы организации управления. 4. Изложить, как влияет личность руководителя на подчиненных ему сотрудников. 5. Сказать о конфликтах, как одной из проблем современного управления. Объект изучения — управленческая деятельность как иерархически организованная совместная деятельность в естественных условиях ее реализации.

Реферат - Психология принятия управленческих решений

. желаемого состояния объекта управления или результата деятельности. Если фактическое состояние не соответствует желаемому, то имеет место проблема. Средством разрешения этой проблемы и служит управленческое решение. Таким образом, . обнаруживает себя в склонности к тщательной проверке предлагаемых проектов и гипотез. О людях с этим качеством говорят, что они ничего не принимают на веру, тщательным .

Главная особенность их в том, что они – общности людей. Это и определяет и сущности управления ими – управление поведением людей. Поэтому социальное управление успешно постольку, поскольку ориентировано на человека и имеет гуманный, человеческий характер.

Это так же означает, что оно должно отвечать социальным, духовным и материальным потребностям людей и интересам общества. В системах, образованных людьми и обслуживающих людей, всегда есть элементы психологии и педагогики. Комплекс психологических и педагогических факторов в управлении включает две группы: 1. Внутренний контур управления, т.е. присущих самой организации. — психологические: особенности людей, работающих в ней, их профессиональной деятельности, управленческой деятельности, психологии коллектива; — педагогические особенности образования, обученности, воспитанности и развитости сотрудников организации, отдельных групп, руководства и коллектива. 2. Внешний контур управления: психологический и педагогические особенности людей, коллективов и деятельности других организаций, с которыми контактирует данная организация и на которые она влияет, решая свои задачи.

Эта среда функционирования, имеющая общественные, ведомственные, региональные, местные особенности.

Все эти факторы нуждаются при управлении в понимании, должной оценке, принятии во внимание и при необходимости в изменении. 2.

Специфика психологического и педагогического подхода к управлению

Обычно управление на практике содержит разные сочетания типов и все они могут быть приемлемы в конкретных условиях. Мировой опыт, однако, показал неприемлемость авторитарного и либерального типов управления как постоянных и массовых.

Недостатки первого хорошо известны по 70-летнему опыту социалистического периода истории нашей страны. Попытки применения либерального типа управления – период реформ 90-х годов – продемонстрировали его псевдогуманитарность и псевдодемократичность: люди действовали практически бесконтрольно, свободу многие воспринимали как вседозволенность, получили развитие индивидуализм, безответственность, авантюризм, криминал, резко упал уровень жизни и морали в обществе, в стране возникла разруха.

Анализ соц-псих методов управления в организации и эффективность .

. труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности. С помощью экономических методов осуществляется материальное стимулирование коллективов и отдельных работников. Социально-психологические методы управления основаны на использовании .

Личностного роста и материального благополучия каждого работника – третья часть непосредственной среды, мобилизирующая на проявление всех своих способностей на работе и педагогически благоприятно сказывающаяся на них. 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ К основным психологическим факторам, лежащим в основе организации порядка, относятся: — психологические особенности личностей, которые работают в учреждении; — психология коллектива, распространенные в нем массовидные социально-психологические явления и взаимоотношения; — целевое единство персонала; — развитость саморегуляции в коллективе; — особенности личности, профессионально-психологической подготовленности, стиля и содержания управленческой деятельности персонала и прежде всего руководителя; Организационный порядок связан и с педагогическим факторами: — образованностью, обученностью, развитостью людей, из которых состоит трудовой коллектив; — социально-педагогической подготовленностью руководителя служб и подразделений; — свойствами трудового коллектива как воспитывающего, обучающего и развивающегося коллектива.

Реальность этих факторов и их влияние требуют, чтобы при управлении проводилась систематическая психологическая и педагогическая работа по управлению организационного порядка, включающая: — профессионально- психологический и педагогический отбор при приеме на работу, расстановке кадров и особенно выдвижении на управленческие должности; — организационное обучение и воспитание, предполагающее знание каждым работником обязанностей, прав, ответственности; — воспитательная работа – индивидуальная, с группами, коллективом и через коллектив, обеспечивающая сплоченность, рабочее настроение, добросовестный труд, взаимную поддержку; — профессиональное обучение, непрерывное повышении профессионализма работников; — привлечение работников к участию в управлении жизнью и деятельностью организации, что улучшает решение ее задач. 4. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ Влияние личности руководителя объективно задано положением его в коллективе.

Сотрудники и граждане пристально, даже придирчиво наблюдают за ним. Буквально все в его личности и поведении подвергаются оценке, находит тот или иной психологический и педагогический отклик: его свойства и качества, отношение к людям, принимаемые решения, даже выражение лица, особенности речи, манеры, принимаемые решения, поза, как он здоровается и пожимает руку и прочее.

Особенности формирования коллектива младших школьников

. особенностей коллектива психолог Л. И. Уманский разработал типологию и построил некоторый континуум (протяжённость) различных типов групп, расположив их в зависимости от уровня влияния на личность, . основные методы и формы формирования коллектива младших школьников; - выявить основные направления деятельности классного руководителя по формированию коллектива младших школьников; - провести свое .

Все это по крупицам входит в психологию и воспитанность людей и выливается не только в отношение к руководителю, его распоряжениям, но и во все поведение в организации.

Разумно специально заботиться, чтобы лучшие, сильные качества и стороны своей личности проявлялись чаще, и сдерживать, сводить до минимума проявление слабых, отрицательных. Никогда не упускать возможности совершать поступки, которые ценятся сотрудниками: стать на защиту попавшего в беду, помочь семье, не пропустить отметить чей-то юбилей, выразить уважение ветеранам, не пройти мимо.

Примеры похожих учебных работ

Анализ деятельности в организации женщины-руководителя на примере школы

. результаты. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, руководства, мотивации сотрудников и контроля. Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения .

Психологическая характеристика педагогической деятельности

. педагогическая деятельность. Предмет исследования - психологическая характеристика педагогической деятельности. Цель данной работы - исследование педагогической деятельности и ее психологической . чувство одушевленности" сторонних людей, а не просто .

способствовать овладению молодых руководителей навыками психологического влияния.

. управленческой компетентности молодого руководителя является социально-психологический тренинг. Адрес: данный тренинг предназначен для молодых руководителей. Цель тренинга – способствовать овладению молодых руководителей навыками психологического .

Социально-психологические и организационные основы разработки управленческих решений .

. организации возникает необходимость управления организацией, вопросы, требующие от руководителей принятия управленческих . организация, как утверждают Мэскон и Хедоури в своей работе "Основы менеджмента" - это группа людей, деятельность . коллективов .

Эволюция развития методов эффективного управления организацией

. управления) характерно для всех субъектов деятельности. Основными составляющими эффективности управления организации являются : . практическая реализация управленческих . управления влияет отношение персонала к работе, руководителю и организации. .

Организация труда руководителя 3

. организации, в особенности их функционирования накладывают очень существенный отпечаток на управленческую деятельность, а в ряде случаев и оказывают на нее определяющее влияние. Кроме того, деятельность руководителя, ее психологические особенности .

Психология управления педагогическим коллективом На современном этапе развития системы образования является приоритетным направлением российской государственной политики. Это подтверждается рядом федеральных и региональных документов, которые призваны модернизировать систему образования, повысить качество преподавания и обучения. Модернизация затрагивает все компоненты школьного образования: цели, содержание, способы, методы, технологии обучения и контроля.

Реализация этой национальной образовательной инициативы осуществляется посредством перехода на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствования учительского состава, изменения школьной инфраструктуры, сохранения и укрепление здоровья школьников, расширения самостоятельности школ. В соответствие с этим государство предъявляет новые требования как к педагогам, так и к управленцам современной школой.

Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления в соответствие с новыми требованиями. Хотя эти механизмы все еще мало изучены, но уже имеющиеся результаты научных исследований могут существенно расширить возможности руководителя создавать условия, способствующие формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе школы.

Управление персоналом, как особая сферу профессиональной деятельности (из опыта работы заместителя директора по ИЯ ГОУ СОШ №1179 ЮАО)

Образовательное учреждение как организация

со своими правилами

Развитие доверия и навыки ведения персонального диалога как важная составляющая управленческой эффективности

Максимальное использование человеческого ресурса как задача управления организацией.

Важные понятия в психологии управления – систематическое повышение квалификации, развития мотивации и творческого потенциала сотрудников ОУ с целью их максимально эффективного использования для стратегических целей организации. Диагностика сильных сторон личности профессионала, развитие чувства принадлежности и готовности работать в команде (партнерских установок).

Этим новый заместитель директора и занимается. Повышает квалификацию на занятиях курсов, работает в сотрудничестве со всеми учителями школы, защищает и поддерживает. Изучает психологические и профессиональные особенности и потребности каждого педагога, дает возможность проявить себя с лучшей стороны. Когда она, как коллега, пусть не совсем пока, как руководитель, принята коллективом – можно и стратегические задачи решать.

Культура достоинства как мировоззрение и основание для развития конструктивной мотивации в образовательном учреждении

– поддерживать чувство интеллектуальной и коммуникативной состоятельности

– научить учителя влюблять в свой предмет детей и родителей

– организовать процесс передачи этого профессионального опыта

– поощрять и поддерживать попытки учителей учить молодых

Как мы уже говорили, коллектив школы 1179 очень сплоченный, всегда чувствуется помощь и поддержка друг друга. Наше общее дело – воспитание и обучение наших учеников и каждый вносит посильный вклад. Задача заместителя директора – увидеть, кто из учителей к какому виду деятельности склонен (кто-то проектами занимается, кто-то пишет сценарии спектаклей для школьного театра, музыку и тексты песен, кто-то усиленно готовит учеников к олимпиадам и интеллектуальным марафонам, у кого-то всегда можно проконсультироваться по вопросам использования ИКТ) и дать возможность продемонстрировать результаты труда школьников по руководством заинтересованного преподавателя. .

Развитие и поддержание собственной инициативы педагогов

-Создание временных творческих коллективов по работе над различными проектами

Заключение.

Вот 5 шагов успешного руководителя. Рекомендации психологов.

Для 1 шага потребуется:

От привычного отношения к сотруднику перейти к исследовательскому отношению.

Можете ли Вы ответить на вопрос о том, как живет этот человек, какое настроение ему, как правило, соответствует, что его печалит или радует в частной жизни, любит ли он свою работу, если да, то за что?

Для исследовательской установки нужно:

– Проявлять позитивный интерес.

– Собирать и точно формулировать факты.

– Избегать субъективных оценок.

Для 2 шага потребуется:

– Научиться понимать сотрудника, взглянуть на мир как бы из его субъективного бытия, почувствовать его.

– Объективно описать, в чем этот человек силен: может и готов делать.

– Найти индивидуальный способ формулировать поручения для этого сотрудника с учетом его способа мышления и чувствования

– Найти способ наиболее эффективной приемлемой похвалы

– Для выращивания доверия необходимо развивать собственное мужество: способность выдерживать неопределенность и отрицательные опыты.

Не нужно требовать от себя в отношениях больше, чем-то, что вы сможете вынести.

3 шаг. Разработка тактики элиминирования незрелого поведения на случай его проявления. Разработка индивидуальной тактики контроля, отчетности и оценки работы

Для 3 шага потребуется:

– Деликатное применение стратегии твердого, но неагрессивного поведения в коммуникации, требующей выполнения правил. Роль руководителя – следить за выполнением совместно принятых правил.

– Знание мотивов незрелого поведения, нарушающего конвенцию:

Привлечение внимания – некоторые учителя выбирают незрелое поведение, чтобы получить особое внимание от администрации и коллег. Они все время хотят быть в центре внимания, отнимая слишком много времени и сил у окружающих, не оставляя в общении пространства кому-нибудь еще.

Месть — для некоторых учителей главной целью их присутствия в школе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как коллеге, так и руководителю, а также кому-то из учеников или всему миру.

Знать истинный мотив поведения подчиненного руководителю нужно не только для построения своей реакции, но и для понимания реакции подчиненного на то или иное поручение или замечание.

Чтобы достичь эффекта, воздействие должно быть быстрым и верным.

В зависимости от результатов диагностики руководитель может спроектировать наилучший способ контроля профессиональной деятельности данного сотрудника (что именно, как часто и кто будет выполнять внутренний аудит в организации).

4 шаг. Включение педагогов в различные организационные проекты в соответствии с его ценностями и пожеланиями.

Для 4 шага потребуется:

– Для ответа на вопрос о максимальном развитии кадрового потенциала важно правильно построить разговор с сотрудниками на эту тему. Важно учитывать возможности сотрудника и его мотивы.

– Не стоит давать задач выше уровня возможностей (по возрасту, здоровью, загруженности), иначе вы вызовете только избыточный стресс и окончательно разрушите мотивацию.

5 шаг. Разработка стратегии карьерного и профессионального роста в данной организации.

Для 5 шага потребуется:

– Научиться принимать отказы подчиненных без личных обид.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

2. Кабаченко Т. С. Психология управления. – М. , 2000.

3. Поддубный С. Е, Смирнова НЛ. , Хащенко В. А. Влияние индивидуально– психологических характеристик подчиненных на представления об идеальном руководителе // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства. М, 1999. С. 190-202.

Хотите получать уведомления о возможности бесплатной публикации в журналах из списка ВАК и РИНЦ?

Опубликовать статью в журнале из списка ВАК - бесплатно без регистрации

Эльвира Захарченко
Психология управления педагогическим коллективом в условиях внедрения ФГОС (игры и упражнения).

Представители педагогического труда испытывают двойные нагрузки в связи тем, что их деятельность отличается высокой эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Многие педагоги тяжело переносят скачки в образовании (то вводят ФГТ, то ФГОС ДО, негативно воспринимают такие перемены и не справляются с новой нагрузкой.

Социально-психологической службой было принято решение о проведении тренингов по улучшению психологического самочувствия всех участников педагогического процесса : младших воспитателей, педагогов (воспитателей, инструкторов по физической культуре, учителя-логопеды, специалистов ДОУ.

Цель: улучшение психологического самочувствия участников педагогического процесса в ДОУ.

1. Формирование положительного эмоционального состояния с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы.

2. Трансформация негативных переживаний в положительные эмоциональные состояния.

3. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью обретения состояния внутренней стабильности, умения благополучно переживать критические жизненные ситуации.

4. Снижение психической и физической напряженности.

5. Развитие личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Инструкция: Выберите в каждом из предложенных наборов суждений то, которое лучше всего описывает Ваше состояние сейчас. Список утверждений.

Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие участниками тренинга друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

Материал: мяч или клубок

Участникам предлагается пропеть звуки, которые определенным образом воздействуют на организм. Исходная позиция – стоя с выпрямленной спиной, состояние спокойное, расслабленное. Перед произнесением каждого звука делается глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносится звук, насколько хватит дыхания.

Звуки: А- весь организм

Е- щитовидная железа

И- мозг, глаза, нос и уши

О- сердце и легкие

У- органы, расположенные в области живота

Я- весь организм

М- весь организм

Х- очищение организма

ХА- повысить настроение

четким ритмическим рисунком).

Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен.

Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

*Уприте ладонь правой руки в голову. Начинайте толкать ладонью голову, а головой сопротивляться. Тоже с левой.

*Ухватитесь за сиденье стула. Сделайте глубокий вдох. Напрягите все тело, стараясь поднять себя вместе со стулом. На пике вдоха задержите дыхание. Удерживайте максимальное напряжение во всем теле. Удерживайте дыхание как можно дольше. На выдохе полностью расслабьтесь. Повторите несколько раз.

*Разбейтесь по парам. Встаньте друг к другу лицом и прикоснитесь ладонями к ладоням партнера. По команде начинайте давить на ладони партнера, стараясь оттолкнуть его дальше. Используйте максимум сил, чтобы почувствовать сильное напряжение, но недостаточное, чтобы вытолкнуть партнера.

*Тоже, толкая друг друга левым боком, затем правым.

Начните с плавного вращения глазами – дважды в одном направлении, а затем дважды в другом. Зафиксируйте свое внимание на отдаленном предмете, а затем переключите его на предмет, расположенный поблизости. Нахмурьтесь, напрягая окологлазные мышцы, а потом расслабьтесь. После этого широко зевните несколько раз. Расслабьте шею, сначала покачав головой, а затем покрутив ею из стороны в сторону. Поднимите плечи до уровня ушей и медленно опустите, расслабьте запястья и поводите ими. Сожмите и разожмите кулаки, расслабляя кисти рук. Теперь обратитесь к торсу. Сделайте 3 глубоких вдоха. Затем мягко прогнитесь в позвоночнике вперед-назад и из стороны в сторону. Напрягите и расслабьте ягодицы, а затем икры ног. Покрутите ступнями, чтобы расслабить лодыжки. Сожмите пальцы ног таким образом, чтобы ступни изогнулись вверх, повторите 3 раза.

Цель: снижение эмоционального напряжения.

Педагоги располагаются по всему залу и ложатся по одному на коврики. Инструкция педагогам : Представьте себя сидящими в салоне самолета, вы летите высоко в небе. Выгляните в окно, посмотрите вниз. Вы вспоминаете ситуацию, неприятную для вас, вызывающую будоражащие чувства. Попробуйте увидеть, что вы делаете в этой неприятной ситуации, что вы чувствуете. Наблюдайте за ситуацией. А теперь представьте, что то, что вы видите, становится более блеклым, неясным, ситуация становится еле видимой. Вы летите дальше. А теперь посмотрите в окно перед собой - вы видите голубое небо, белые облака, чувствуете запах свежего воздуха. А теперь представьте, что ваш самолет разворачивается, и вы возвращаетесь обратно тем же путем. Взгляните в окно. Вы опять видите эту ситуацию, но в ней все меняется к лучшему. Ситуация стала такой, какой бы вы хотели ее увидеть. Она приятная и радостная для вас. Вы с удовольствием смотрите вниз на то, что вы теперь делаете, что чувствуете. У вас на душе спокойно и хорошо. Представьте эту ситуацию в ярких красках, ощутите их полноту. Представьте, что все закончилось благополучно. Итак, наше путешествие на самолете заканчивается, мы возвращаемся в нашу привычную обстановку.

1. В течение 3 минут вам необходимо нарисовать свою ладошку и раскрасить ее. Сосредоточьтесь на настроении. Оцените свое настроение. Какое оно? Хорошее, плохое, среднее, веселое, грустное, приподнятое?

2. Расскажите о своей ладошке. Что вы чувствовали, когда ее рисовали? Какое у вас настроение и какими цветами вы его изобразили?

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС до «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Использование ИКТ в проектировании и реализации ООП в условиях внедрения ФГОС ДО Использование ИКТ в проектировании и реализации ООП ДО в условиях внедрения ФГОС ДО «Если сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдём.

Отчет о проделанной работе по реализации задач поставленных педагогическим коллективом на 2015–2016 учебный год. Отчет о проделанной работе по реализации задач поставленных педагогическим коллективом на 2015-2016учебный год. В условиях внедрения ФГОС.

План мероприятий с родительской общественностью и педагогическим коллективом на летний период 2016 г Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Работа с педагогическим коллективом. Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому - работа сердца и нервов, требует ежедневного, ежечасного.

Работа с педагогическим коллективом. Тренинг на сплочение коллектива Психологический тренинг для педагогов Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной.

Психология управления коллективом. Педагогический коллектив – ансамбль отношений, слайд №1
Психология управления коллективом. Педагогический коллектив – ансамбль отношений, слайд №2
Психология управления коллективом. Педагогический коллектив – ансамбль отношений, слайд №3
Психология управления коллективом. Педагогический коллектив – ансамбль отношений, слайд №4
Психология управления коллективом. Педагогический коллектив – ансамбль отношений, слайд №5
Психология управления коллективом. Педагогический коллектив – ансамбль отношений, слайд №6
Психология управления коллективом. Педагогический коллектив – ансамбль отношений, слайд №7
Психология управления коллективом. Педагогический коллектив – ансамбль отношений, слайд №8
Психология управления коллективом. Педагогический коллектив – ансамбль отношений, слайд №9
Психология управления коллективом. Педагогический коллектив – ансамбль отношений, слайд №10
Психология управления коллективом. Педагогический коллектив – ансамбль отношений, слайд №11
Психология управления коллективом. Педагогический коллектив – ансамбль отношений, слайд №12
Психология управления коллективом. Педагогический коллектив – ансамбль отношений, слайд №13
Психология управления коллективом. Педагогический коллектив – ансамбль отношений, слайд №14

 Психология управления коллективом Педагогический коллектив – ансамбль отношений

Слайд 1

 Основные понятия Управление – научная дисциплина, занимающаяся изучением закономерностей, принципов и методов управления различными системами с целью повышения эффективности и качества работы. Психология управления – отрасль науки, изучающая личность и группы в социальной системе управления; наука, определяющая психологические знания для дальнейшего решения проблем и управления деятельностью определённого коллектива.

Слайд 2

Основные понятия Управление – научная дисциплина, занимающаяся изучением закономерностей, принципов и методов управления различными системами с целью повышения эффективности и качества работы. Психология управления – отрасль науки, изучающая личность и группы в социальной системе управления; наука, определяющая психологические знания для дальнейшего решения проблем и управления деятельностью определённого коллектива.

 Задачи психологии управления Психологический анализ деятельности руководства; Изучение механизмов осуществления психической регуляции деятельности трудового коллектива как в нормальных, так и экстремальных условиях; Исследование лидерства и его психологических особенностей; Разработка психологических управленческих рекомендаций по практическому применению психологических знаний в сфере управления; Изучение процессов группового взаимодействия; Исследование способов и механизмов мотивации сотрудников коллектива.

Слайд 3

Задачи психологии управления Психологический анализ деятельности руководства; Изучение механизмов осуществления психической регуляции деятельности трудового коллектива как в нормальных, так и экстремальных условиях; Исследование лидерства и его психологических особенностей; Разработка психологических управленческих рекомендаций по практическому применению психологических знаний в сфере управления; Изучение процессов группового взаимодействия; Исследование способов и механизмов мотивации сотрудников коллектива.

 Понятие коллектива Коллектив – это разновидность социальной общности и совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. Характеризуется определёнными чертами.

Слайд 4

Понятие коллектива Коллектив – это разновидность социальной общности и совокупность людей, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. Характеризуется определёнными чертами.

 Стили управления коллективом

Слайд 5

 Психологические методы управления Комплектование малых групп и коллективов; гуманизация труда; психологическое побуждение (мотивация); профессиональный отбор и обучение.

Слайд 6

Психологические методы управления Комплектование малых групп и коллективов; гуманизация труда; психологическое побуждение (мотивация); профессиональный отбор и обучение.

 Методы психологического побуждения

Слайд 7

 Особенности педагогического коллектива Полифункциональность; самоуправляемость; ненормированный рабочий день (отсутствие временных рамок на выполнение тех или иных видов педагогического труда); преимущественно женский состав.

Слайд 8

Особенности педагогического коллектива Полифункциональность; самоуправляемость; ненормированный рабочий день (отсутствие временных рамок на выполнение тех или иных видов педагогического труда); преимущественно женский состав.

 Права члена коллектива Право на личностное пространство; право быть независимым; право на успех; право быть выслушанным; право отвечать отказом; право на собственные потребности; право на ошибку и ответственность за нее; право на проявление чувств.

Слайд 9

Права члена коллектива Право на личностное пространство; право быть независимым; право на успех; право быть выслушанным; право отвечать отказом; право на собственные потребности; право на ошибку и ответственность за нее; право на проявление чувств.

 Принципы развития педагогического коллектива Гласность Ответственная зависимость Перспективные линии Параллельное действие

Слайд 11

Принципы развития педагогического коллектива Гласность Ответственная зависимость Перспективные линии Параллельное действие

 Стадии развития коллектива

Слайд 12

 Педагогический коллектив – ансамбль отношений Взаимоотношения между членами коллектива — это явление динамичное, определенное внешними и внутренними факторами. Главным проявлением положительных взаимоотношений в педагогическом коллективе является формирование модели поведения и деятельности педагога, обусловленных возникающими ситуациями внутри коллектива. Взаимоотношения также можно определить как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся объективно в способах и характере взаимовлияний, которые люди оказывают друг на друга в совместной деятельности и общении.

Слайд 14

Педагогический коллектив – ансамбль отношений Взаимоотношения между членами коллектива — это явление динамичное, определенное внешними и внутренними факторами. Главным проявлением положительных взаимоотношений в педагогическом коллективе является формирование модели поведения и деятельности педагога, обусловленных возникающими ситуациями внутри коллектива. Взаимоотношения также можно определить как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся объективно в способах и характере взаимовлияний, которые люди оказывают друг на друга в совместной деятельности и общении.

Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. С началом введения ФГОС происходит планомерное обновление всех сфер жизнедеятельности каждого образовательного учреждения.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Поэтому главной и важной задачей администрации нашего лицея стало взращивание мыслящего и творческого педагога, способного сделать выбор не только в познавательном, но и жизненно-практическом плане.

А это возможно при качественном управлении и рассматривается как профессиональная деятельность. От уровня управления зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, в также удовлетворенность потребностей у родителей и общества, которые являются заказчиками.

Каждый руководитель не раз задумывался об эффективности управления педагогическим коллективом, применяя те или иные теории менеджмента на собственной практике.

Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.

Система управления педагогическим коллективом школы

Система управления - это совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.
Среди функций управления образовательной организации можно выделить: планирование, организацию, руководство и контроль. К этим основным функциям следует добавить педагогический анализ, целеполагание и регулирование.

Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности администрации школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. Основное назначение педагогического анализа как функции управления состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

Функция организациив управлении школой понимается как совместная деятельность руководителей школы, учителей, родительских комитетов и органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.

По своей природе организаторская деятельность человека - есть деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, родителями и учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.

Организаторская деятельность администрации школы направлена также на формирование педагогического коллектива, т.е. коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителей, его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Недостаточно только построить организационную структуру образовательной организации, необходимо обеспечить эффективность совместной деятельности людей. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы. Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения всех этих условий, называют руководством.

Задачи при реализации функции руководства:

1) подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;

2) анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе;

3) стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;

4) создание условий для профессионального роста подчиненных.

Принцип управления - это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей. В теории управления множество систем управленческих принципов. Проанализировав некоторые из них, мы выделим несколько принципов, которые достаточно полно и всесторонне отражают сущность управления педагогическим коллективом:

  1. Уважение и доверие к человеку,
  2. Сотрудничество,
  3. Системность и целостность в управлении,
  4. Гласность,
  5. Справедливость,
  6. Единство коллегиальности и единоначалия,
  7. Индивидуальный подход в управлении,
  8. Поддержка инициативы, стимулирование деятельности,
  9. Постоянное повышение квалификации,
  10. Делегирование полномочий, участие учителей в управлении,
  11. Объективность и полнота информации.

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя, который должен обладать следующими качествами:

  • общечеловеческие;
  • психофизиологические;
  • деловые качества и организаторские способности;
  • коммуникативные;
  • профессиональные знания.

Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.

Читайте также: