Трагики и комедиографы греческого театра доклад

Обновлено: 02.07.2024

Театр и музыка Античности

Непреходящей ценностью художественной культуры Древней Греции является создание театрального искусства, истоки которого восходят к Великим Дионисиям — особо почитаемому у греков празднику. В марте, когда все растения были в цвету, он отмечался необыкновенно пышно и торжественно. Жрец, воссе­давший в ладье на колесах, изображал Диониса. Многочисленная свита сатиров в козлиных шкурах сопровождала шест­вие дифирамбами (хоровыми обрядо­выми песнями). Строгие судьи решали, какой из хоров пел лучше, и присужда­ли победителям треножник. Позднее именно из хоровых песен возникла гре­ческая драма.

На празднике обычно присутствова­ла маска Диониса, ставшая впоследст­вии символом театрального искусства. Актеры, занятые в театральных пред­ставлениях, надевали маски: веселые и грустные, трагические или комические. Их меняли в зависимости от содержания спектакля.

Официальной датой рождения греческого театра считается 534 г. до н. э. год, с которого в Афинах регулярно ста ли проводиться драматические состязания. Все великие трагики и комедиографы Древней Греции участвовали в них.

Трагики и комедиографы греческого театра

Отцом греческой трагедии по праву называют Эсхила (525—456 гг. до н. э.). Его вклад в становление греческого театра трудно переоценить. Он начал свою деятельность, когда театральное искусство находилось на начальной ступени своего развития. В популярной тогда трагедии отсутствовал драматический конфликт и преобладали песни хора, а все роли исполнялись одним актером. Поначалу и в произведениях Эсхила песни занимали существенное место, но постепенно хор теряет свое основополагающее значение. Главное внимание автор сосредоточил на развитии драматического действия, которое позволяло держать зрителей в напряжении. С этой целью Эсхил ввел сначала второго, а затем и третьего актера. Характеры его героев не меняются на протяжении спектакля.

Театральное и цирковое искусство Древнего Рима

Длительное время в Риме не строили постоянных театральных сооружений, первый каменный театр был возведен только в 55 г. до н. э.

По сравнению с Грецией профессия актера здесь не была так популярна. Римские граждане, особенно высоко ценившие государственную службу, считали для себя зазорным заниматься этой профессией. Во время театральных представлений публика могла щедро наградить актера или публично высечь его палками тут же на сцене. Театральное искусство приходилось по вкусу лишь немногим, для большинства римлян оно было непонятным и чуждым.

Особым успехом у зрителей пользовались цирковые зрелища. Трибуны Большого цирка в Риме вмещали 150 тыс. зрителей. Все в сборе. Нетерпение растет, трубят трубы, публика издает ликующие вопли, представление начинается! Атлеты соревнуются в беге, наездники мчатся на колесницах или стоя во весь рост на крупах двух лошадей. Рискуя жизнью, они совершают головокружительные трюки. А вот номер, не имеющий себе равных, — битва кровожадных львов с 20 слонами. Через некоторое время манеж окрашивается кровью, публика неистовствует. Затем на арену выходят искусные фокусники, ловкие жонглеры, бесстрашные эквилибристы, конные акробаты, экзотические животные.

Музыкальное искусство Античности

Рождению музыки, как свидетельствует один из известных мифов, мы обязаны Древней Греции. Благодаря грекам достоянием музыкальной культуры стали такие важнейшие понятия, как мелодия, гармония и ритм, хор и оркестр, рапсодия и симфония.

Многое могут рассказать о роли музыки и происхождении музыкальных инструментов древнегреческие мифы, скульптура, росписи на вазах и стенах храмов. Любовью и уважением пользовались странствующие певцы — сказители эпических преданий аэды и рапсоды, воспевавшие подвиги героев и деяния богов. Они исполняли песнопения в сопровождении лиры (формингса), струны которой натягивались поперек черепахового панциря.

Музыкальное искусство древних греков было по преимуществу вокальным (пение в инструментальном сопровождении). Предпочтение отдавалось струнным щипковым инструментам: формингсу (древней разновидности лиры), лире и кифаре, которые лучше всего подходили для возвышенного музицирования. Среди духовых инструментов были распространены флейта Пана и авлос (инструмент типа гобоя). Авлос обычно сопровождал театральные представления, гимнастические и танцевальные выступления. Считалось, что этот инструмент более других способен волновать душу человека.

К сожалению, восстановить истинное звучание древнегреческой музыки сегодня невозможно из-за практически полного отсутствия нотных записей.

Исключительным спросом пользовались учителя музыки и танцев. Именно такую профессию поэт Марциал (ок. 40 — ок. 104 гг.) советует избрать сыну друга: лишь в этом случае ему будет обеспечена карьера. Хорошим вкусом у римских меценатов считалось содержать оркестры из рабов. Впервые была введена практика организации музыкальных концертов. Большой успех имели публичные концерты греческой классической музыки и выступления виртуозов, многие из которых были любимцами императоров. В честь некоторых музыкантов на площадях городов возводились памятники. Особой популярностью пользовались музыкальные состязания поэтов, певцов и кифаристов (исполнителей на кифаре). Победителей торжественно чествовали и увенчивали лавровыми венками.

Римская музыка была теснейшим образом связана с лирикой. Не случайно Ювенал называл истинным поэтом того, кто сочетает стихи € мелодиями. Положенные на музыку лирические произведения Овидия, Горация и Катулла демонстрировали органическое единство этих искусств. Среди музыкально-поэтических жанров Древнего Рима можно назвать песни триумфальные или победные, застольные, свадебные и поминальные.

Музыка звучала и во время народных праздников, например, сбора урожая. В хвалебных гимнах люди выражали благодарность богам за собранный урожай и молили их о будущем. Знамениты и любимы были праздники бога Вакха — вакханалии, сопровождавшиеся музыкой, пением и плясками.

Постепенно музыка становилась ремеслом, способный лишь забавлять и развлекать публику, а поэтому некоторые современники той эпохи утверждали, что музыка, если и возбуждает чувства, то не больше, чем поварское искусство.

Вопросы и задания

1. Каковы истоки театрального искусства Древней Греции? Как осуществлялись первые постановки на театральной сцене?

2. Вспомните содержание греческих мифов об Орфее, флейте Пана, состязании Аполлона и Марсия. Как они дополняют наши представления о значении музыки в жизни греческого общества?

3. Расскажите о музыкальной культуре Древней Греции. Как вы думаете, почему музыкальное искусство носило преимущественно вокальный характер?

4. Расскажите об особенностях развития театральной и музыкальной культуры Древнего Рима.

5. Почему искусство цирка пользовалось большим успехом в Древнем Риме?

2. Посмотрите одну из современных театральных постановок древнегреческих трагедий или комедий. В чем заключается причина их неослабевающей популярности? Напишите рецензию на этот спектакль, отметив режиссерский замысел и его воплощение, игру актеров, музыку и декорации.

Книги для дополнительного чтения

Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967. Античная комедия. Ростов н/Д, 1997.

Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1988.

Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М., 1996.

Герцман Е. В. Музыка Древней Греции и Рима. СПб., 1995.

Головня В. В. История античного театра. М., 1972.

Голосовкер Я. Логика мифа. М., 1987.

Греческая трагедия. Ростов н/Д, 1997.

Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993. Музы и маски: Театр и музыка Античности. СПб., 2005.

Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. М., 1986.

Ярхо В. Н. Античная драма: Технология мастерства. М., 1990.

Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса. М., 2004

Музыкальное искусство Древней Греции



флейта Пана

Музыка Древнего Рима



Победителей торжественно чествовали и увенчивали лавровыми венками.


Римская музыка была теснейшим образом связана с лирикой. Не случайно Ювенал называл истинным поэтом того, кто сочетает стихи с мелодиями. Положенные на музыку лирические произведения Овидия, Горация и Катулла демонстрировали органическое единство этих искусств. Среди музыкально-поэтических жанров Древнего Рима можно назвать триумфальные или победные песни, песни застольные, свадебные и поминальные.
Музыка звучала и во время народных праздников, например сбора урожая. В хвалебных гимнах люди выражали благодарность богам за собранный урожай и молили их о будущем. Знамениты и любимы были праздники бога Вакха – вакханалии, сопровождавшиеся музыкой, пением и плясками.



устройство гидравлоса

После завоевания римлянами Египта в моду вошли водяные органы – гидравлосы , украшающие роскошные виллы и дворцы знати. Пронзительное и громкое звучание этого огромного и неповоротливого инструмента могло распространяться на несколько километров. Вода служила в нем для поддержания давления воздуха, поступавшего в трубы. В римских легионах создавали большие духовые оркестры, сопровождавшие воинов в походах. В них использовались довольно примитивные рога и трубы, разнообразные по форме и тембру. Зато они хорошо выполняли свою функцию – подавать сигналы к действию и ободрять солдат во время сражений.
Постепенно музыка становилась ремеслом, способным лишь забавлять и развлекать публику, а поэтому многие мыслители той эпохи утверждали, что музыка, если и возбуждает чувства, то не больше, чем поварское искусство.

Презентация МХКпо программе Даниловой11 класс.Из опыта работы учителя изобразите

№ слайда 1

ТРАГИКИ И КОМЕДИОГРАФЫ ГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА.

№ слайда 2

ТРАГИКИ И КОМЕДИОГРАФЫ ГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА.

Эсхил. 525 – 456 гг. до н.э. Его называют отцом греческой трагедии.Им написано о

№ слайда 3

Вклад Эсхила в театральное искусство. Выписать из учебника на странице 103.

№ слайда 4

Вклад Эсхила в театральное искусство. Выписать из учебника на странице 103.

Софокл. Ок.496 – 406 гг. до н.э. Он победил на состязаниях трагических поэтов са

№ слайда 5

Вклад Софокла в театральное искусство. Выписать из учебника на странице 104.

№ слайда 6

Вклад Софокла в театральное искусство. Выписать из учебника на странице 104.

Вклад Еврипида в театральное искусство. Выписать из учебника на странице 104.

№ слайда 8

Вклад Еврипида в театральное искусство. Выписать из учебника на странице 104.

Аристофан. Сатирический, обличающий смех Аристофана обращал людей к добру, любви

№ слайда 10

Аристофан. Сатирический, обличающий смех Аристофана обращал людей к добру, любви и взаимопониманию, поэтому он долго выступал в роли учителя и воспитателя афинского общества, в особенности молодежи.

Вопросы для закрепления. Кто является отцом греческой трагедии?Что нового он внё

№ слайда 11

Вопросы для закрепления. Кто является отцом греческой трагедии?Что нового он внёс в театральное искусство?Кто его победил на состязании трагиков?Кто увеличил состав исполнителей до 15 человек?

В этот список можно включить таких известных античных авторов, как Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Аристотель. Все они писали пьесы для представлений на празднествах. Было, конечно, еще много авторов драматургических произведений, но либо их творения не дожили до наших дней, либо имена их были забыты.

Эсхил (рис. 3) родился в 525 году до н. э. в Элевсине, близ Афин. Происходил он из знатной семьи, поэтому получил хорошее образование. Начало его творчества относится ко времени войны Афин против Персии. Из исторических документов известно, что Эсхил сам принимал участие в сражениях при Марафоне и Саламине.


В произведениях Эсхила показаны не только люди, но и боги, и титаны, которые олицетворяют моральные, политические и социальные идеи. Сам драматург имел религиозно-мифологическое кредо. Он свято верил, что боги управляют жизнью и миром. Однако люди в его пьесах – не безвольные существа, которые слепо подчинены богам. Эсхил наделил их разумом и волей, они действуют, руководствуясь своими размышлениями.

Для усиления трагического конфликта и для более полного действия театральной постановки Эсхил ввел роль второго актера. По тем временам это был просто революционный ход. Теперь вместо старой трагедии, имевшей мало действия, единственного актера и хор, появились новые драмы. В них сталкивались мировоззрения героев, самостоятельно мотивировавших свои действия и поступки. Но трагедии Эсхила все же сохранили в своем построении следы того, что они происходят от дифирамба.

В этой трилогии поэтическим языком Эсхил рассказал о борьбе между отцовским и материнским правом, которая шла в те времена в Греции. В результате отцовское, т. е. государственное, право оказалось победителем.

В произведениях Эсхила показана вся героика греко-персидских войн, которые играли важную роль при воспитании патриотизма у народа. В глазах не только своих современников, но и всех последующих поколений Эсхил навсегда остался самым первым поэтом-трагиком.

Умер он в 456 году до н. э. в городе Гел, что на Сицилии. На его могиле имеется надгробная надпись, которая, по преданию, была сочинена им самим.

Софокл (рис. 4) родился в 496 году до н. э. в зажиточной семье. Его отец имел оружейную мастерскую, которая давала большие доходы. Уже в юном возрасте Софокл проявил свою творческую одаренность. В 16 лет он руководил хором юношей, которые прославляли победу греков в сражении при Саламине.


Поначалу Софокл сам принимал участие в постановках своих трагедий в качестве актера, но затем из-за слабости голоса ему пришлось отказаться от выступлений, хотя он и пользовался большим успехом. В 468 году до н. э. Софокл одержал свою первую заочную победу над Эсхилом, которая заключалась в том, что пьеса Софокла была признана лучшей. В дальнейшей драматургической деятельности Софоклу неизменно везло: он за всю жизнь ни разу не получил третьей награды, а практически всегда занимал первые места (и только изредка вторые).

Драматург активно участвовал в государственной деятельности. В 443 году до н. э. греки избрали знаменитого поэта на должность казначея Делосского союза. Позднее он был избран на еще более высокую должность – стратега. В этом качестве он вместе с Периклом принимал участие в военном походе против острова Самос, который отделился от Афин.

Нам известны только 7 трагедий Софокла, хотя написал он больше 120 пьес. По сравнению с Эсхилом Софокл несколько поменял содержание своих трагедий. Если у первого в пьесах действуют титаны, то второй ввел в свои произведения людей, хотя и немного приподнятых над обыденной жизнью. Поэтому исследователи творчества Софокла говорят, что он заставил трагедию спуститься с неба на землю.

Человек со своим духовным миром, разумом, переживаниями и свободной волей стал главным действующим лицом в трагедиях. Конечно, в пьесах Софокла герои ощущают воздействие на свою судьбу Божественного провидения. Боги у него такие же могущественные, как и у Эсхила, они тоже могут низвергнуть человека вниз. Но герои Софокла обычно не полагаются безропотно на волю судьбы, а ведут борьбу за осуществление своих целей. Эта борьба иногда заканчивается страданиями и гибелью героя, но отказаться от нее он не может, так как в этом он видит свой нравственный и гражданский долг перед обществом.

В это время во главе афинской демократии был Перикл. При его правлении рабовладельческая Греция достигла огромного внутреннего расцвета. Афины стали крупным культурным центром, в который стремились писатели, художники, скульпторы и философы всей Греции. Перикл начал застройку Акрополя, но закончена она была только после его смерти. К этой работе были привлечены выдающиеся архитекторы того периода. Все скульптуры были выполнены Фидием и его учениками.

Помимо этого, бурное развитие наступило в сфере естественных наук и философских учений. Возникла потребность в общем и специальном образовании. В Афинах появились учителя, которых называли софистами, т. е. мудрецами. За плату они обучали желающих разным наукам – философии, риторике, истории, литературе, политике – учили искусству выступать перед народом.

Некоторые софисты были сторонниками рабовладельческой демократии, другие – аристократии. Самым знаменитым среди софистов того времени был Протагор. Это ему принадлежит высказывание, что не бог, а человек является мерой всех вещей.

Софокл ввел в трагедию третьего актера, который очень оживил действие. На сцене теперь было три персонажа, которые могли вести диалоги и монологи, а также выступать одновременно. Поскольку драматург отдавал предпочтение переживаниям отдельной личности, то он не писал трилогий, в которых, как правило, прослеживалась судьба целого рода. На состязания выставлялось по три трагедии, но уже теперь каждая из них была самостоятельным произведением. При Софокле также были введены расписные декорации.

Софокл старался во всех своих трагедиях вывести героев с сильным характером и несгибаемой волей. Но в то же время этим людям были присущи доброта и сострадание. Такой была, в частности, Антигона.

Трагедии Софокла ярко показывают, что рок может подчинить себе жизнь человека. В этом случае герой становится игрушкой в руках высших сил, которые у древних греков олицетворялись с Мойрой, стоящей даже над богами. Эти произведения стали художественным отображением гражданских и нравственных идеалов рабовладельческой демократии. В числе этих идеалов были политическое равенство и свобода всех полноправных граждан, патриотизм, служение Родине, благородство чувств и побуждений, а также доброта и простота.

Умер Софокл в 406 году до н. э.

Еврипид (рис. 5) родился ок. 480 года до н. э. в зажиточной семье. Поскольку родители будущего драматурга не бедствовали, они смогли дать сыну хорошее образование.


У Еврипида был друг и учитель Анаксагор, у которого он учился философии, истории и другим гуманитарным наукам. Кроме этого, Еврипид много времени проводил в обществе софистов. Хотя поэт и не интересовался общественной жизнью страны, в его трагедиях было множество политических изречений.

Еврипид, в отличие от Софокла, не принимал участия в постановке своих трагедий, не выступал в них в качестве актера, не писал к ним музыки. Это делали за него другие люди. Большой популярностью в Греции Еврипид не пользовался. За все время участия в состязаниях он получил только пять первых наград, одну из них посмертно.

В течение своей жизни Еврипид написал примерно 92 драмы. До нас в полном объеме дошли 18 из них. Кроме этого, имеется еще большое количество отрывков. Все трагедии Еврипид писал несколько иначе, чем Эсхил и Софокл. Драматург изображал в своих пьесах людей такими, какие они есть. Все его герои, несмотря на то что они были мифологическими персонажами, имели свои чувства, мысли, идеалы, стремления и страсти. Во многих трагедиях Еврипид критикует старую религию. Боги у него зачастую оказываются более жестокими, мстительными и злыми, чем люди. Такое отношение к религиозным верованиям можно объяснить тем, что на мировоззрение Еврипида повлияло общение с софистами. Это религиозное свободомыслие не нашло понимания у простых афинян. Видимо, поэтому драматург не пользовался успехом у сограждан.

Еврипид был сторонником умеренной демократии. Он считал, что опора демократии – это мелкие землевладельцы. Во многих своих произведениях он резко критиковал и обличал демагогов, которые лестью и обманом добиваются власти, а потом используют ее в своих корыстных целях. Драматург боролся против тирании, порабощения одного человека другим. Он говорил, что нельзя разделять людей по происхождению, что благородство заключено в личных достоинствах и поступках, а не в богатстве и знатном происхождении.

Отдельно следует сказать об отношении Еврипида к рабам. Он старался во всех своих произведениях высказать мысль о том, что рабство – это несправедливое и позорное явление, что все люди одинаковы и что душа раба ничем не отличается от души свободного гражданина, если у раба чистые помыслы.

В то время Греция вела Пелопоннесскую войну. Еврипид считал, что все войны бессмысленны и жестоки. Оправдывал он только те, которые велись во имя защиты родины.

Драматург старался как можно лучше понять мир душевных переживаний окружающих людей. В своих трагедиях он не боялся показать самые низменные человеческие страсти и борьбу добра со злом в одном человеке. В связи с этим Еврипида можно назвать самым трагичным из всех греческих авторов. Очень выразительными и драматичными были женские образы в трагедиях Еврипида, недаром его справедливо называли хорошим знатоком женской души.

Поэт использовал в своих пьесах трех актеров, но хор в его произведениях уже не был главным действующим лицом. Чаще всего песни хора выражают мысли и переживания самого автора. Еврипид одним из первых ввел в трагедии так называемые монодии – арии актеров. Пробовал использовать монодии еще Софокл, но наибольшее развитие они получили именно у Еврипида. В самые важные кульминационные моменты актеры выражали свои чувства пением.

Охваченная жаждой мести Медея страшна в гневе. Сначала она при помощи отравленных даров убивает молодую жену Ясона и ее отца. После этого мстительница убивает своих сыновей, рожденных от Ясона, и улетает на крылатой колеснице.

Создавая образ Медеи, Еврипид несколько раз подчеркивал, что она волшебница. Но ее необузданный характер, буйная ревность, жестокость чувств постоянно напоминают зрителям, что она не гречанка, а уроженка страны варваров. Зрители не принимают сторону Медеи, как бы она ни страдала, потому что не могут простить ей страшных преступлений (в первую очередь детоубийства).

В этом трагическом конфликте Ясон является противником Медеи. Драматург изобразил его эгоистичным и расчетливым человеком, который во главу угла ставит только интересы своего рода. Зрители понимают, что именно бывший муж довел Медею до такого исступленного состояния.

Сюжет трагедии таков. Агамемнон повел флотилию кораблей на взятие Трои. Но ветер стих, и парусники не могли идти дальше. Тогда Агамемнон обратился к богине Артемиде с просьбой послать ветер. В ответ он услышал приказ принести в жертву свою дочь Ифигению.

Агамемнон вызвал в Авлиду жену Клитемнестру и дочь Ифигению. Предлогом послужило сватовство Ахилла. Когда женщины приехали, обман раскрылся. Жена Агамемнона была в ярости и не давала убить дочь. Ифигения умоляла отца не приносить ее в жертву. Ахилл был готов защитить свою невесту, но она отказалась от помощи, когда узнала, что должна принять мученическую смерть ради своей отчизны.

Во время жертвоприношения произошло чудо. После удара ножом Ифигения куда-то исчезла, а на алтаре оказалась лань. У греков существует миф, в котором рассказывается о том, что Артемида сжалилась над девушкой и перенесла ее в Тавриду, где та стала жрицей храма Артемиды.

В этой трагедии Еврипид показал мужественную девушку, готовую пожертвовать собой для блага родины.

Выше было сказано, что Еврипид не пользовался популярностью у греков. Публике не нравилось то, что драматург стремился как можно реалистичнее изобразить жизнь в своих произведениях, а также его свободное отношение к мифам и религии. Многим зрителям казалось, что тем самым он нарушает законы жанра трагедии. И все же наиболее образованная часть публики с удовольствием смотрела его пьесы. Многие из поэтов-трагиков, живших в то время в Греции, пошли по пути, открытому Еврипидом.

Незадолго до смерти Еврипид переехал ко двору македонского царя Архелая, где его трагедии пользовались заслуженным успехом. В начале 406 года до н. э. Еврипид умер в Македонии. Это произошло за несколько месяцев до смерти Софокла.

Слава пришла к Еврипиду только после его кончины. В IV веке до н. э. Еврипида стали называть величайшим трагическим поэтом. Это утверждение сохранилось до конца античного мира. Объяснить это можно только тем, что пьесы Еврипида соответствовали вкусам и требованиям людей более позднего времени, которые хотели видеть на сцене воплощение тех мыслей, чувств и переживаний, которые были близки их собственным.

Аристофан (рис. 6) родился примерно в 445 году до н. э. Родители его были свободными людьми, но не очень зажиточными. Свои творческие способности юноша проявил очень рано. Уже в 12—13 лет он начал писать пьесы. Первое его произведение было поставлено в 427 году до н. э. и сразу же получило вторую награду.


Рис. 6. Аристофан

Творчество Аристофана пользовалось заслуженным успехом у его современников. Публика валом валила на его представления. Такое положение вещей можно объяснить тем, что в греческом обществе назрел кризис рабовладельческой демократии. В эшелонах власти процветали взяточничество и продажность чиновников, казнокрадство и наушничество. Сатирическое отображение этих пороков в пьесах находило самый живой отклик в сердцах афинян.

Так же как и трагедия, комедия начиналась прологом с завязкой действия. За ним шла вступительная песня хора, когда он выходил на орхестру. Хор, как правило, состоял из 24 человек и делился на два полухория по 12 человек в каждом. За вступительной песней хора следовали эписодии, которые отделялись друг от друга песнями. В эписодиях диалог сочетался с хоровым пением. В них всегда был агон – словесный поединок. В агоне противники отстаивали чаще всего противоположные мнения, иногда он заканчивался дракой персонажей друг с другом.

В хоровых партиях присутствовала парабаза, во время которой хор снимал маски, делал несколько шагов вперед и обращался непосредственно к зрителям. Обычно парабаза не была связана с основной темой пьесы.

Последняя часть комедии, так же как и трагедии, называлась эксодом, в это время хор покидал орхестру. Эксод всегда сопровождался веселыми, задорными танцами.

В конце комедии Колбасник отваривает Демоса в котле, после чего к тому возвращается молодость, разум и политическая мудрость. Теперь уже Демос ни за что не станет плясать под дудку бессовестных демагогов. Да и сам Колбасник впоследствии становится добрым гражданином, который трудится на благо своей родины и народа. По сюжету пьесы оказывается, что Колбасник просто притворялся, чтобы одержать верх над Кожевником.

Поднявшись на небо, земледелец узнал, что богов на Олимпе больше нет. Зевс переселил их всех на самую высокую точку небесного свода, потому что разгневался на людей за то, что они никак не могли закончить войну. В большом дворце, который стоял на Олимпе, Зевс оставил демона войны Полемоса, предоставив ему право делать с людьми все, что захочется. Полемос схватил богиню мира и заточил ее в глубокой пещере, а вход завалил камнями.

Тригей позвал на помощь Гермеса, и, пока не было Полемоса, они освободили богиню мира. Сразу после этого прекратились все войны, люди возвратились к мирному созидательному труду и началась новая, счастливая жизнь.

Умер Аристофан в 385 году до н. э.

С точки зрения идейного содержания, а также зрелищности комедии Аристофана – это феноменальное явление. По словам историков, Аристофан является одновременно вершиной древней аттической комедии и ее завершением. В IV веке до н. э., когда в Греции изменилась социально-политическая обстановка, комедия уже не обладала такой силой воздействия на публику, как раньше. В связи с этим В. Г. Белинский назвал Аристофана последним великим поэтом Греции.

Это произведение дошло до нас не в полном объеме. Сохранилась только первая часть, в которой Аристотель рассуждал об эстетической значимости искусства и о специфике отдельных его видов.

По мнению Аристотеля, трагедия должна состоять из 6 неравноценно значимых частей. На первое место он ставит фабулу (последовательность изображения событий), которая, как он считает, должна быть законченной, целостной и иметь определенный объем.

Что касается характеров, выведенных в трагедиях, то о них Аристотель пишет, что они должны быть благородными, правдоподобными и последовательными. Героем трагедии должен быть лучший, а не худший человек, тот, кто страдает не от своей преступности или неполноценности, а от случайной ошибки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Древнеримские драматурги

Древнеримские драматурги В число самых известных авторов римской комедии и трагедии можно включить Плавта, Теренция, а также создателей комедий-тогата Титиния, Афрания и Атта.ПлавтТит Макций Плавт (ок. 254—184 годы до н. э.) считался продолжателем дела Невия, т. е. он тоже

Читайте также: