Проявления секуляризации в философии возрождения доклад

Обновлено: 09.05.2024

Эта эпоха характеризовалась умственным и художественным движением, выразившимся в стремлении восстановить греко-римскую образованность. Первоначальная цель этого умственного и художественного движения была послужить более качественному изложению и распространению христианской культуры. Сторонников такого движения стали называть гуманистами.

Наступившее Возрождение и гуманизм характеризовались национализмом, индивидуализмом, мирским духом, критицизмом, обращением к духовной античности. В эпоху Возрождения возникает скрытая, но реальная враждебность к католическому христиантсву, еоторое стремилось умерить, обуздать человеческие инстинкты, которые кажутся многим естественными и таким образом католичество станоится потенциальныи и реальным их противником.

Эпоха религиозной реформации.

Следующим этапом падения авторитета церкви были события, связанные с религиозной реформой Лютера, Кальвина и других ерисиархов 16 века.

Однако, назовем причины религиозной реформации:

Изменение морально-идеологических ценностей, что отрицательно отразилось на нравственном состоянии духовенства, как высшего, так и низшего и вообще всего христианского общества

Падение авторитета пап. Злоупотребление высшим духовенством богатством, роскошью и просвещенностью.

Ненависть к церкви распространяемая иноверцами и антицерковными писателями.

Отрицательным последствием религиозной реформации и созданной ею протестантизм углубили кризис в христианстве и привели к утрате его монополии в человеческих умах.

Наступила эпоха крайнего религиозного субъективизма в понимании истины. В протестантском христианстве исчез вероучительских авторитет. На почве такого толкования возникли сотни новых христианских сект, нарушилось единство европейских народов. Возникли межрелигиозные войны. Христианским мир утратил церковное единства. Пала христианская нравственность, многие перестали быть практикующими христианами.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм, секуляризация, пантеизм и формирование научно-материалистического понимания. Высокий интерес к социальным проблемам, обществу, государству и развитие идей социального равенства.

Рубрика Философия
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 08.11.2010
Размер файла 38,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1 Общая характеристика эпохи Возрождения

2 Основные черты философии Возрождения

2.1 Гуманизм -- возвышение человека

2.2 Антропоцентризм -- человек, а не Бог в центре исследования

2.3 Секуляризация -- освобождение от церковного влияния

2.4 Пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии

2.5 Высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства

Итоги развития философской мысли эпохи Возрождения

Список использованной литературы

1 Общая характеристика эпохи Возрождения

В итоге эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, то есть развитием материального производства.

В политической области эпоха Возрождения -- это эпоха зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств, эпоха борьбы с феодальной реакцией, глубоких социальных конфликтов.

В естествознании это время великих открытий и изобретений, в частности:

- великие географические открытия, такие как открытие Америки;

- расширение познаний о космосе (установление новой астрономической системы, связанной с именем Коперника);

- развитие знаний об окружающей среде и о живом мире (начало систематизации растений, возникновение научной анатомии, положившей начало современной медицине) [10].

Данные революционные изменения в политическом строе, промышленности и естествознании требовали освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и ведущие деятели и мыслители данного времени стремились возродить ценности и идеалы классической древности и античной философии. Отсюда и само название эпохи -- Возрождение, когда вызванные к жизни творчеством гуманистов открытия философов Древней Греции и Рима дали мощнейший толчок развитию философской мысли.

Таким капиталом, наследием для мыслителей и деятелей Возрождения было средневековье. Хотя, Возрождение и противопоставляет себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несет на себе отпечаток многих ее черт. Объективно эпоху Возрождения следовало бы характеризовать как эпоху перехода, потому, что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего, в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология гуманизма [13].

2 Основные черты философии Возрождения

2.1 Гуманизм -- возвышение человека

Если в средневековом обществе были очень сильны корпоративные и сословные связи между людьми, а средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации и он утверждал себя через максимально деятельное включение с социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок. То в эпоху Возрождения, напротив, индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, но самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.

Другими словами, средневековый человек считал себя всецело обязанным традициям, даже если вносил существенный вклад в них, а индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги себе. При этом стремлению стать выдающимся мастером -- художником, поэтом, ученым и т.д. - содействует общая атмосфера, окружающая одаренных людей буквально религиозным поклонением: их чтут теперь так, как в античности героев, а в средние века -- святых. Идеалом возрожденческого человека стал разносторонне развитый индивид [4].

Однако у Данте тленному миру земли противостоит вечный мир небес. И в этом противостоянии роль среднего звена выполняет человек, ибо он причастен к обоим мирам. Смертная и бессмертная природа человека обуславливает и его двоякое предназначение: внеземное существование и осуществимое на земле человеческое блаженство. Земное предназначение реализуется в гражданском обществе, а к жизни вечной человека ведет церковь. Таким образом, человек реализует себя в земном предназначении и в вечной жизни. Разделение земной и загробной жизни ставит проблему отказа церкви от притязаний на светскую жизнь.

2.2 Антропоцентризм -- человек, а не Бог в центре исследования

Чем же возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового?

Таким образом, человек здесь -- не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ. Он господин над всей природой. Этот библейский мотив теперь существенно преобразован: в эпоху Возрождения постепенно ослабевает характерное для средневековья убеждение в греховности человека и испорченности человеческой природы, а в результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

Поскольку человеку не нужна теперь милость бога, он сам теперь - творец, а потому фигура художника-творца становится как бы символом Ренессанса. Отныне художник подражает не просто созданиям бога, но самому божественному творчеству. Поэтому в эпоху Возрождения возник культ красоты, и живопись, изображающая прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников -- Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает свое наивысшее выражение [4].

Таким образом, теперь не Бог, а человек поставлен в центре внимания.

2.3 Секуляризация -- освобождение от церковного влияния

Процесс секуляризации -- освобождение от религии и церковных институтов -- проходил во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Правда, этот процесс совершается вначале очень медленно и по-разному протекает в разных странах Европы.

Такому процессу способствовал крупнейший кризис римско-католической церкви. Так апогеем ее нравственного упадка и, предметом особого возмущения стала продажа индульгенций -- грамот, свидетельствующих об отпущении грехов. Торговля ими открывала возможность искупить преступление без всякого раскаяния, а также купить право на будущий проступок. Это вызвало бурное негодование во многих слоях населения [16].

2.4 Пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии

В решении онтологических проблем философия Возрождения ориентировалась в основном на сочинения Платона.

Идею мира как Бога активно прорабатывает и Николай Кузанский (1401-1464), пытаясь решить проблему соотношения мира и Бога не в теологическом прочтении, а в философском исследовании.

Можно отметить следующие его выводы:

Было бы неверно видеть в космологических построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но расшатывая традиционные представления о Мире, он открывал путь к освобождению космологии от религиозного толкования [16].

Уподобление человека Богу осуществляется на путях познания мира. Причем возможность познания человеком мира не ограничивается трактовкой и толкованием Священного Писания. Эта возможность заложена в самой природе человеческого ума, в его практической деятельности. Так же, как Бог развертывает из себя мир, так и человек развертывает из себя предметы рассудка. Ум человека основывается на ощущениях, соединенных с воображением. Начало процесса познания невозможно без чувственного возбуждения. Этим Кузакский по сути закладывает основы философской гносеологии - теории познания, в которой высшим формам познавательной деятельности предшествуют ощущения и восприятия [10].

Это было вольное содружество единомышленников, влюбленных в Платона и собиравшихся для ученых бесед о нем - платоническая семья, как называли ее сами члены академии. Сюда входили представители самых различных профессий и сословий: медик и священнослужитель Марсилио Фичино, граф и философ Пико делла Мирандола, поэт Луиджи Пульчи, профессор латинского и греческого красноречия Анджело Полициано, оратор и ученый-дантовед Кристофоро Ландино, государственные мужи Лоренцо и Джулиано Медичи и многие другие.

Пантеизм и гуманистический антропоцентризм обеспечили устойчивую веру человека в способность познать мир и самого себя в этом мире, что и осуществляли естествознатели. Имя пионера современного естествознателя по праву заслужил Леонародо да Винчи (1452-1519). Своей многогранной творческой деятельностью он проложил дорогу науке будущего. Его многочисленные заметки, сделанные особым зеркальным почерком, не предназначались для печати. Они не стали достоянием современников - он работал для будущих поколений.

Откровению Священного писания, астрологии и алхимии, сновидениям и мистике Леонардо противопоставил опыт. Обращение к опыту, как источнику познания, явилось следствием повседневной практики естествоиспытателя. Он полагает, что неапробированная мысль может породить обман, не приблизить, а увести от истины. Только знание, опирающееся на опыт, может претендовать на достоверность, а последняя является отличительным признаком подлинной науки.

Следовательно, так как теология не имеет опоры в опыте, она не может быть наукой, не может претендовать на обладание истиной - не может быть науки и там, где опыт подменяют спор и крики, где бал правят эмоции.

Другую помеху на пути к истине Леонардо усматривает в излишнем преклонении перед авторитетами - не подражать нужно, а работать, искать [8].

В результате таких экспериментов трудно обозреть круг изобретений и проектов Леонардо да Винчи - в области военного дела (идея танка), ткацкого производства (проект автоматической самопрялки), воздухоплавания (включая идею парашюта), гидротехники (идея шлюзов). Почти все они далеко обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и по достоинству оценены только в прошлом и настоящем столетиях [7].

- Учение Коперника развивает Иоганн Кеплер (1571-1630), чьи научные идеи стали непосредственной предпосылкой развития науки и философии Нового времени. Предвосхищая открытие закона всемирного тяготения, Кеплер обосновал положение о том, что планеты движутся вокруг Солнца не по идеальным круговым, а по эллиптическим орбитам; что движение планет вокруг Солнца неравномерно и что время обращения планет зависит от их расстояния до Солнца. Кеплер создал научную астрономию, на которую ориентировались в своем развитии естествознание и философия, с которой пришлось считаться и религии. Его открытия создали предпосылку для реабилитации учения Коперника.

- Еще один шаг в становлении науки как самостоятельной формы сознания общества, как специфического вида освоения мира сделал Галилео Галилей (1564-1642). Занимаясь вопросами математики и механики, он сконструировал телескоп с увеличением в 30 раз. Благодаря телескопу небо предстало совершенно в новом виде [8].

Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж.Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр - его звезда.

Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и его отношении к миру. - у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира [16].

Таким образом, познание мира опирается на опыт и разум, а не на интуицию. А в результате видения в природе не только божественного творения, но и прежде всего совокупности присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства, натурфилософия эпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIII вв.

2.5 Высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства

Гуманистическая мысль эпохи Возрождения многогранна.

В недрах феодального общества рождались буржуазные общественные отношения, которые требовали создания сильной централизованной государственной власти, свободной от церкви. Одним из идеологов зарождающейся буржуазии был Никколо Макиавелли (1469-1527). Идеалом Макиавелли является монархия в форме пожизненной, единоличной и неограниченной диктатуры.

Макиавелли сформулировал идеи, которые выглядят как политически значимые постулаты.

1 человеческая природа и качества личности представляют собой фундамент для всего политического поведения;

2 при рассмотрении политических феноменов следует освободиться от теологических ограничений - отсюда вопрос о морали в политике приобретает у флорентийца совершенно другое звучание;

3 происходит признание того, что в политической практике существует колоссальный разрыв между декларируемыми целями и действительной волей к их peaлизации;

3 Итоги развития философской мысли эпохи Возрождения

Подводя итоги развития философии эпохи Возрождения, нужно отметить, что безусловно, философия этого периода является новым этапом развития философии, хотя она и осуществляла свои новации, опираясь во многом на античность и вбирала в себя все лучшее, что дало наследие средневековья.

Основные характерные черты философии Возрождения составляют:

- гуманизм -- возвышение человека;

- антропоцентризм -- человек, а не Бог в центре исследования;

- секуляризация -- освобождение от церковного влияния;

- пантеизм - становление опытных наук и формирование научно-материалистического понимания, свободного от теологии;

- высокий интерес к социальным проблемам, обществу и государству и развитие идей социального равенства.

Таким образом, культура эпохи Возрождения подготовила интенсивное развитие философских достижений Нового времени. И самое главное -- произошло изменение направления развития мысли от схоластики к реальности, обращение философской мысли к человеку и природе, философии и науке была придана практическая направленность -- с этого времени не Бог, а человек привлекает все большее внимание философии и культуры.

Список использованной литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 1998. - 568 с.

2. Васильева Л.Н Новый Макиавелли: теория политического реформирования // Социально-гуманитарные знания. - 2009.- №4.- С.64-79.

3. Введение в философию. Под ред. А.Л. Субботина. М.: Центр, 2001. - 365 с.

4. Введение в философию. Под ред. И.Т. Фролова. М. : Политиздат, 1989. - 367 с.

5. Грядовой Д.И. Философия: структурированный учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 383 с.

6. Иванова А. Флорентийская академия // Исторический журнал. - 2007. - №2. - С.85-91.

7. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая: Философия ХV-XIX вв.). М.: ГЛК, 1996. - 557 с.

8. Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов. Спб.: Лань, 2003. - 512 с.

9. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 448 с.

10. Курбатов В.И. История философии. Конспект. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 448 с.

11. Мареева Е.В. Пьетро Помпонацци:у истоков культурно-исторической методологии // Вопросы философии. - 2006. - С. 146-159.

12. Основы философии. Под ред. Е.В. Попова. М.: ВЛАДОС, 1997.-320 с.

13. Радугин А.А. Философия. М.: Центр, 1997. - 272 с.

14. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2003. - 736 с.

15. Философия. Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М.: Академический Проект, 2003. - 656 с.

16. Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 1998. - 584 с.

17. Философия. Под ред. О.А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002.-655 с.

Подобные документы

Общая характеристика эпохи Возрождения. Гуманизм, антропоцентризм и проблема личности в философии Ренессанса. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.

контрольная работа [30,1 K], добавлен 14.02.2011

Антропоцентризм, гуманизм и развитие человеческой индивидуальности как периоды в развитии философии эпохи Возрождения. Натурфилософия и становление научной картины мира в работах Н. Кузанского, М. Монтеля и Дж. Бруно. Социальные утопии эпохи Возрождения.

контрольная работа [33,1 K], добавлен 30.10.2009

Человек эпохи Возрождения: специфика мироощущения. Натурфилософия эпохи Возрождения. Мистический пантеизм Николая Кузанского. Социальная доктрина Возрождения, утопии эпохи (Т. Мор, Т. Кампанелла). Натуралистический пантеизм Дж. Бруно. Феномен гуманизма.

контрольная работа [53,7 K], добавлен 07.07.2014

Гуманизм и неоплатонизм: сравнение основных идей, наиболее известные представители, а также тенденции развития. Анализ натурфилософских воззрений эпохи Возрождения. Общая характеристика социально-политических взглядов основных философов эпохи Возрождения.

реферат [31,4 K], добавлен 03.11.2010

Изучение антропоцентрической телеологии философии эпохи Возрождения. Значение термина "гуманизм". Развитие пантеизма и философии неоплатонизма. Исследование магико-алхимического понимания и величия природы, пантеистической натурфилософии Джордано Бруно.

контрольная работа [33,4 K], добавлен 20.01.2015

Философия Возрождения - направление в европейской философии XV-XVI вв. Принцип антропоцентризма. Натурфилософы Возрождения. Гуманизм. Этика эпохи Возрождения. Детерминизм - взаимообусловленность. Пантеизм. Концепция человека в философии эпохи Возрождения.

реферат [29,2 K], добавлен 16.11.2016

Основные идеи философии Возрождения. Механическая картина мира. Итальянский гуманизм и антропоцентризм в философии Возрождения. Диспуты схоластов и диалоги гуманистов. Открытия Коперника, основные идеи Галилея, Ньютона, законы движения планет Кеплера.

1. Основные направления и проблемы философии эпохи Возрождения (Х1У-ХУ1 вв.).

2. Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения.

3. Натурфилософия и новое естествознание.

4. Социально-политические учения эпохи Возрождения.

5. Реформация. Формирование протестантской этики.

Несмотря на осмысленную ориентацию на античность, Возрождение, разумеется, не могло стать абсолютным повторением этой культуры, т.к. явилось результатом развития средневековой христианской культуры. Кроме того, в центре внимания ренессансного мышления оказывается не Космос, а человек, поэтому его главная характеристика - антропоцентризм.

1. Основные черты философии эпохи Возрождения:

Гуманизм, антропоцентризм, индивидуально-личностное начало, активно-преобразующее отношение к миру, пантеизм, натурфилософия, секуляризация, художественно-эстетическая направленность.

Антропоцентризм. В отличие от христианской теоцентрической философии средневековья, Возрождение (узловой проблемой которого становится человек) считается эпохой антропоцентризма.

Разносторонность как идеал возрожденческой личности воплощают многие деятели этого периода. Так, Леон Баттиста Альберти (1404-1472) был художником, теоретиком архитектуры, живописи и ваяния, математиком, картографом, философом, этиком, эстетиком, педагогом. Подобный широкий круг интересов и знаний отличал и других творцов, которые сплачивались в так называемые кружки гуманистов, возникшие в Италии - во Флоренции, Неаполе, Риме. Эти оппозиционные традиционным средневековым центрам церковной культуры союзы определили элитарный характер Возрождения и зарождение светской интеллигенции.

Секуляризация. Формируются основания светской культуры, направленной на земную реальность, ее совершенствование и преобразование. Происходит секуляризация философского мышления. Важнейшей особенностью философии Возрождения становится антисхоластическая направленность. Обращение к политеизму античности на этапе христианской культуры придает мышлению эпохи специфические черты смешения язычества и христианства.

2. Специфика гуманизма Возрождения.

Как без луны и солнца свод небесный,

Как ветра воздух, почва без растений,

Как человек безумный, бессловесный,

Как океан без рыб и без волнений,

Так будет все недвижно в мраке ночи

Когда она навек закроет очи…

Она живет - и жизнь зовут бесценной;

Она исчезнет - счастье жизни бренной

И мощь мою навек возьмет с собой.

Джованни Боккаччо (1313 -1375) – автор многочисленных переводов античных авторов и памфлетов, проникнутых гуманистическими идеалами и протестом против аскетической морали. «Декамерон – книга новелл, написанных на итальянском языке (считавшемся тогда простонародным) прославляет материально-телесное начало человека, высмеивает духовенство и дворянство, прославляет практический разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан.

При этом Монтень объявляет сомнение двигателем знания, науки, т.е. стоит на позициях скептицизма, считает необходимым активизировать все средства человеческого разума в поисках истины. Философия для Монтеня - наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать.

Итак, гуманисты Возрождения вырабатывают убеждение в том, что человек - высшая ценность. Это приводит к развитию индивидуализма и эгоцентризма в западноевропейском типе мышления.

3. Натурфилософия и новое естествознание. Философия природы.

В эпоху Возрождения философия обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как трансформируется средневековое отношение к природе как к несамостоятельной сфере. Пантеизм эпохи уравнивает мир сотворенный (природа, человек) и мир божественный (нетварный). Постижение божественного замысла теперь признается возможным через формы природы. Сама Библия являет себя как символическая Книга Природы, написанная божественным языком. В результате философия, соединяясь с естествознанием, обретает себя как натурфилософия – философия природы. Результатом этого периода становится материалистическое понимание мира, основанное на новом научном мировоззрении и экспериментально-опытном познании.

С 14 по 17 век в Европе возникали и развивались новые философские направления. Постепенно они объединились в отдельное течение – философию эпохи Возрождения. Ее основные идеи были взяты из античности: апологеты направления отрицали авторитет Церкви и рассматривали человека как отдельную личность, наделенную безграничными возможностями. Философия эпохи Возрождения – уникальный исторический этап, давший старт развитию современных социологических наук.

Как зарождалась философия эпохи Возрождения

фото 520

Эпоха Возрождения (ее второе название – Ренессанс) возникла, как естественный ответ на актуальные потребности человека. В средневековье, авторитет Церкви был непоколебим. Простолюдины были вынуждены платить огромные налоги на содержание духовенства, а монархи не имели права принимать никаких значимых решений без одобрения Папы. Сложившаяся ситуация не устраивала ни первых, ни вторых.

Благодаря активному развитию науки в 14-15 веках, люди получили возможность путешествовать, изучать явления природы, знакомится с другими культурами. Появлялись и укреплялись новые торговые связи. Развивалось общество: появились первые парламенты и независимые от церковного влияния общества. Уровень образованности городского населения вырос в несколько раз. В совокупности, это привело к формированию нового общества, которое переросло насильственное насаждение догматической религии.

Основные предпосылки к развитию новой культурной эпохи:

  • политический кризис – массовые протесты против феодализма возникали во всех европейских странах, и в основном – в Италии, колыбели христианской философии;
  • технический прорыв – изобретение и совершенствование орудий труда, появление огнестрельного оружия, нового медицинского оборудования и методов лечения;
  • усиление отдельных городов – развитие инфраструктуры превращало их в независимые торгово-промышленные, военные и культурные центры.

Вера в христианские постулаты стала резко угасать. Церковные (схоластические) идеалы подвергались все большему скептицизму. Технические достижения и торжество науки над религиозными мифами положили начало новому восприятию человека. Во главе всего была индивидуальная личность – значимая и неповторимая. Философы не отрицали существование Бога, но отвергали идею о его безграничном влиянии на человека.

Суть философии: основные идеи и особенности

Специфика нового философского направления – отказ от раболепного поклонения Богу, как высшему Творцу, и возврат к идеалам Древнего Рима. Он характеризовался гуманизмом – течением, исповедующим принципы личностной свободы, индивидуализма и равенства. Человек – новый предмет изучения в 14 веке, и он же – основной источник знаний.

Основы философии эпохи Возрождения:

  1. Антропоцентризм, созданный на постулатах античного гуманизма. Человек – основа мироздания. Согласно представлениям гуманистов, Бог наделил первого человека Адама свободой воли, возможностью самостоятельно определять свою судьбу.
  2. Приоритетное внимание развитию науки. Познание – способ понимания мира, его устройства и скрытых свойств. Особое внимание уделялось географии, физике, математике и литературе.
  3. Натурфилософия, как единственное восприятие мира. Согласно ей, природа – цельный организм, ни один предмет не может существовать сам по себе. Познать все природные процессы и явления можно только через сравнение и противопоставление. Знаменитый натурфилософ Парацельс рассматривал природу сквозь призму алхимии – оккультного направления, призванного управлять силами природы с помощью тайных знаний.
  4. Пантеизм – религиозное учение, согласно которому Бог равен природе, сливается с ней в единое целое. Оно было призвано объединить науку и церковь, отвергавшую любые попытки поставить под сомнение христианские догмы. Благодаря пантеизму, стало возможным прогрессивное развитие физики, химии, медицины.

Основоположниками философии Ренессанса стали не признанные философы того времени, а представители богемы: поэты, реторы, педагоги, ученые. Новая культура зарождалась в коммунах, домах патрициев и на уличных собраниях. Она распространялась быстро и охотно принималась представителями разных слоев населения, несмотря на активное противодействие Церкви.

Периоды и их ключевые достижения

Эпоху Возрождения разделяют на 3 периода. Каждый из этих периодов философии имеет своих знаменитых последователей:

  1. Гуманистический этап. Начался в середине 14 века и продлился до середины 15 века. Ранний век развития философии Возрождения акцентирует внимание на человеке, как творце. Он достоин счастливой жизни и должен к ней стремиться. Высшая задача человека – уподобиться Богу.
  2. Неоплатонический этап. Продлился с середины 15 века до середины 16 века. Философы стремились объединить в общественном сознании образ Бога и человека. Вопреки церковным представлениям о ценности загробной жизни, они выдвигали идею о смертности души. Высказывались революционные призывы свержения правящего режима и установления социального равенства.
    Натурфилософский этап. Начался ближе к концу 16 века и закончился к
  3. Натурфилософский этап. Начался ближе к концу 16 века и закончился к середине 17 века. В этот период, активно развивались естественные науки. Впервые была выдвинута теория о бесконечности Вселенной.

К концу 17 века, окончательно сформировалось восприятие Бога и Вселенной, как единого целого. Попытки Церкви запретить распространение нового восприятия не увенчались успехом. Основные идеи философии Возрождения распространялись, несмотря на появление инквизиции, постоянные гонения и казни.

Характерные черты Ренессанса

Среди общих черт, характеризующих периоды эпохи Возрождения, можно выделить следующие особенности:

  1. Богоборчество. Философы пытались найти компромисс между своими представлениями о мире и устоявшимся взглядами, диктуемыми христианством. Они не оспаривали существование Бога, но старались отойти от концепта божественного превосходства.
  2. Естественнонаучный способ познания мира. В основу развития науки лег принцип рационализма – познания методом опыта. Сначала выдвигалась гипотеза, после проводились опыты, и полученный результат либо подтверждал, либо опровергал первоначальную версию.
  3. Быстрое распространение новых культурных тенденций. Основы философской идеи, зародившиеся в Италии, проникли во все европейские страны.
  4. Благотворительность. Основанное на ценностях гуманизма, постепенно сформировалось резко негативное отношение к финансовому неравенству. Благотворительность, как идея разделения богатства поровну, нашла живой отклик у многих общественных деятелей.
  5. Толерантность. Терпимость к иному – прямое следствие принятия уникальности человеческой личности.
  6. Отрицание демагогии. Любые споры, основанные на теоретических знаниях, считались пустой тратой времени и попыткой отвлечь разум человека от его истинного предназначения – активного изучения мира.
  7. Индивидуализм. Поощрялось саморазвитие, удовлетворение своих личных потребностей, которые могли не соответствовать общественным ожиданиям.

фото 521

Отдельные черты эпохи Возрождения поддерживали одну общую мысль – счастливым может быть только свободный человек.

Идеологии и их последователи

В основу идеологий легли древнегреческие представления о мире и человеке. Среди многочисленных течений, зародившихся в начале 15 века, можно выделить 4 основных направления.

Идеологии эпохи Возрождения:

  1. Гуманизм. Этическая позиция, предполагавшая наличие у человека права на самоопределение.
  2. Секуляризм. Социально-политическое движение, предполагавшее разделение церкви и правительства.
  3. Гелиоцентризм. Согласно этому учению, Солнце – центр системы мира. Земля вращается вокруг него и подчиняется его влиянию. Гелиоцентризм зародился во времена античности, а в эпоху Возрождения был переосмыслен и получил широкое распространение.
  4. Неоплатонизм. Направление философии, основанное на учении Платона, древнегреческого философа. Оно базируется на идеях космической иерархии и восхождении души к уровню первоистока – Бога.

Последователи

Среди знаменитых философов эпохи Возрождения, присутствуют следующие:

фото 522

Эпоха Возрождения – период расцвета научной мысли. Благодаря ему зародилось восприятие человеческой жизни, как высшей ценности, отказ от средневекового аскетического мировоззрения, стремление к созданию равноправного общества. Достижения современной науки стали возможны благодаря открытиям, совершенным с 14 по 17 век, а имена их авторов известны и почитаемы по сей день.

Читайте также: