Начало массовой реабилитации лиц репрессированных в годы сталинской диктатуры доклад

Обновлено: 19.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

XX съезд КПСС и политика реабилитации

XX съезд обычно считается моментом, положившим конец сталинской эпохе и сделавшим обсуждение ряда общественных вопросов несколько более свободным. Он ознаменовал ослабление идеологической цензуры в литературе и искусстве и возвращение многих прежде запретных имён. Съезд укрепил позиции Хрущева в борьбе за власть, способствовал росту его популярности.

Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия — Джугашвили) — российский революционер грузинского происхождения, советский политический, государственный, военный и партийный деятель, Генералиссимус Советского Союза (1945). С конца 1920-х — начала 1930-х годов до своей смерти в 1953 году Сталин был лидером Советского государства.

Одержав верх во внутрипартийной борьбе за власть, завершившейся к концу 1920-х годов разгромом оппозиционных течений, Сталин взял курс на форсированную индустриализацию и сплошную коллективизацию сельского хозяйства для осуществления перехода в кратчайшие сроки от традиционного аграрного общества к индустриальному путём всемерной мобилизации внутренних ресурсов, сверхцентрализации экономической жизни и формирования в СССР целостной командно-административной системы.

В конце 1930-х годов в обстановке обострения внешнеполитической ситуации в Европе Сталин пошёл на сближение с нацистской Германией, достигнув договорённости о разграничении сфер интересов, на основании которой после начала Второй мировой войны СССР присоединил к себе территории Западной Украины и Западной Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины, а также организовал нападение на Финляндию.

Подвергшись в июне 1941 года нападению Германии, СССР под руководством Сталина как верховного главнокомандующего Вооружёнными силами понёс тяжёлые материальные и человеческие потери, присоединился к антигитлеровской коалиции и внёс решающий вклад в победу над нацизмом, что способствовало расширению сферы влияния СССР в Восточной Европе и Восточной Азии, формированию мировой социалистической системы, что, в свою очередь, привело к холодной войне и расколу мира на две противоборствующие системы. В послевоенные годы Сталин способствовал созданию в стране мощного военно-промышленного комплекса и превращению СССР в одну из двух мировых сверхдержав, обладающую ядерным оружием и соучредителя ООН, являющуюся постоянным членом Совета безопасности ООН с правом вето.

Правление Сталина характеризовалось наличием автократического режима личной власти, господством авторитарно-бюрократических методов управления, чрезмерным усилением репрессивных функций государства, сращиванием партийных и государственных органов, жёстким контролем государства за всеми сторонами жизни общества, нарушением фундаментальных прав и свобод граждан, депортациями народов, массовой гибелью людей в результате голода 1932—1933 годов и репрессий.

Георгий Максимилианович Маленков — советский государственный и партийный деятель, соратник И. В. Сталина, председатель Совета Министров СССР (1953—1955). Участник антипартийной группы.

Член ЦК КПСС (1939—1957), кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) (1941—1946), член Политбюро (Президиума) ЦК (1946—1957), член Оргбюро ЦК ВКП(б) (1939—1952), секретарь ЦК КПСС (1939—1946, 1948—1953), депутат Верховного Совета СССР (1938—1958). Курировал ряд важнейших отраслей оборонной промышленности, в том числе создание водородной бомбы и первой АЭС в мире. Фактический руководитель Советского государства в марте — сентябре 1953 года. В 1955 году был подвергнут критике и смещён с должности председателя Совета Министров, назначен министром электростанций, однако сохранил за собой должность члена Президиума ЦК КПСС.

Краткое время правления Маленкова отличалось снятием множества запретов: на иностранную прессу, пересечение границ, таможенные перевозки. Однако новая политика преподносилась Маленковым как логическое продолжение прошлого курса, поэтому городское население страны мало обратило внимания на перемены, плохо поняло и не запомнило их.

Реабилитация — восстановление — восстановление в правах. Реабилитацией считается вынесение оправдательного приговора при пересмотре дела, постановление или определение о прекращении дела за отсутствием состава преступления или за недоказанностью участия в совершении преступления, а также постановления о прекращении дела об административном правонарушении. Ряд особенностей имеет Реабилитация. жертв политических репрессий и реабилитация репрессии народов. Реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются льготы, выплачиваются компенсации.

Процесс реабилитации репрессированных лиц в СССР начался в 1953—1954 гг., были отменены незаконные акты против народов, подвергнувшихся переселению и высылке, признаны незаконными решения внесудебных органов ОГПУ—НКВД—МГБ, вынесенные по политическим делам. Однако, уже в середине 60-х гг. число реабилитированных постепенно сокращается, причиной чему становятся рецидивы тоталитарной политики государства, в числе которых имеются попытки вернуться к сталинским идеологическим установкам.

В СССР политические репрессии приобретают массовый характер с началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индустриализации в конце 1920-х — начале 1930-х годов, а также укреплением личной власти Сталина. Особенного размаха они достигли в 1937—1938 годы, когда сотни тысяч граждан были расстреляны или отправлены в лагеря ГУЛАГа по обвинениям в совершении политических преступлений. С разной степенью интенсивности политические репрессии продолжались до самой смерти Сталина в марте 1953 г.

ГУЛАГ - Главное управление лагерей и мест заключения (ГУЛаг, также даётся сокращение Гулаг с расшифровкой Главное управление исправительно-трудовых лагерей ) — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами заключения и содержания в 1930—1960 годах. 7 апреля 1930 было организовано Управление исправительно-трудовых лагерей. С 1 октября 1930 УЛаг преобразовано в Главное Управление исправительно-трудовых лагерей Объединённого государственного политического управления. 10 июля 1934 года был создан Народный комиссариат внутренних дел СССР, в состав которого вошли пять главных управлений. Одним из них было Главное управление лагерей (ГУЛаг). В 1934 году Внутренней охране НКВД были переподчинены Конвойные войска СССР. 27 октября 1934 в ГУЛаг перешли все исправительно-трудовые учреждения Наркомата юстиции РСФСР.

Система объединяла 53 лагерных управления с тысячами лагерных отделений и пунктов, 425 колоний, а также более 2000 спецкомендатур. Всего свыше 30 000 мест заключения ГУЛаг осуществляло руководство системой исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Территориально лагеря подчинялись лагуправлениям, а организационно — специально созданным главкам в соответствующих наркоматах (лесной, нефтяной, машиностроительной промышленности и др). В общем случае, система подчинения ИТЛ была довольно запутанной — в зависимости от экономической ситуации в стране и задач правительства отдельным министерствам, главки периодически ликвидировались, создавались вновь, переподчинялись другим главкам, или преобразовывались в отдельные главки. В свою очередь, лагуправления вместе с лагерями также ликвидировались, переподчинялись другим главкам, создавались вновь и т.д. Особенно это было ощутимо во время и после Великой Отечественной войны — с началом войны практически все ресурсы и рабсила ГУЛАГа был брошены на производство и обслуживание военных потребностей — металлургия (сталь для техники). С окончанием войны, когда страна уже больше нуждалась в восстановлении, основные мощности ГУЛАГа были развернуты вокруг лесозаготовок (напр., шпалы), добыча драгметаллов, разработка гидротехнических сооружений (напр., отвод рек, производство каналов) и т.д.

После смерти Сталина в СССР с 1954 года постепенно началась реабилитация жертв политических репрессий. После XX съезда КПСС она приобрела массовый характер.

Кампания по реабилитации жертв политических репрессий затронула и БССР. Только за первые пять лет (1955–61 гг.) Верховный суд БССР реабилитировал около 40 тысяч жителей республики, а военный трибунал Белорусского военного округа — около 20 тысяч.

Однако, во-первых, это было очень мало по сравнению с общим числом людей, подвергшихся политическим репрессиям за период с 1921 по 1953 годы — максимум 10 % в отношении более чем 600 тысяч жертв.

Во-вторых, власти реабилитировали преимущественно партийных, советских, комсомольских и хозяйственных работников, начальствующий состав вооруженных сил и спецслужб, научно-техническую интеллигенцию. Случаи оправдания репрессированных деятелей культуры, искусства, религии составляли ничтожное меньшинство в общем массиве реабилитационных дел.

Вот пример. В декабре 1967 года научный сотрудник Института истории партии при ЦК КПБ В. Якутов, а в марте 1968 года преподаватель Минского педагогического института А. Клочко обратились в ЦК КПБ с заявлениями о необходимости реабилитации Дм. Жилуновича (Тишки Гартного) в партийном порядке. Член парткомиссии при ЦК КПБ А. Рушкин, рассмотревший их заявления, с возмущением отметил:




После смерти Сталина в СССР с 1954 года постепенно началась реабилитация жертв политических репрессий. После XX съезда КПСС она приобрела массовый характер.

Кампания по реабилитации жертв политических репрессий затронула и БССР. Только за первые пять лет (1955–61 гг.) Верховный суд БССР реабилитировал около 40 тысяч жителей республики, а военный трибунал Белорусского военного округа — около 20 тысяч.

Однако, во-первых, это было очень мало по сравнению с общим числом людей, подвергшихся политическим репрессиям за период с 1921 по 1953 годы — максимум 10 % в отношении более чем 600 тысяч жертв.

Во-вторых, власти реабилитировали преимущественно партийных, советских, комсомольских и хозяйственных работников, начальствующий состав вооруженных сил и спецслужб, научно-техническую интеллигенцию. Случаи оправдания репрессированных деятелей культуры, искусства, религии составляли ничтожное меньшинство в общем массиве реабилитационных дел.

Вот пример. В декабре 1967 года научный сотрудник Института истории партии при ЦК КПБ В. Якутов, а в марте 1968 года преподаватель Минского педагогического института А. Клочко обратились в ЦК КПБ с заявлениями о необходимости реабилитации Дм. Жилуновича (Тишки Гартного) в партийном порядке. Член парткомиссии при ЦК КПБ А. Рушкин, рассмотревший их заявления, с возмущением отметил:

За годы советской власти миллионы людей были подвергнуты репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальному и национальному признакам.

После 20-го съезда КПСС (февраль 1956 г.), на котором в докладе 1-го секретаря Центрального комитета КПСС Н.С.Хрущёва говорилось о массовых репрессиях 1930-х – начала 1950-х гг., реабилитация приобрела массовый характер.

В 1987 г. была образована комиссия Политбюро Центрального комитета КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 1930–1940-х и начала 1950-х гг.

В 1988 г. органам прокуратуры и государственной безопасности СССР было поручено продолжить работу по пересмотру дел на лиц, репрессированных в 1930-х – начале 1950-х гг., независимо от наличия заявлений и жалоб граждан.

В ходе реализации указа было реабилитировано 1 миллион 730 тысяч человек.

Репрессии 1920–1950-х гг. в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении других лиц по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам были признаны незаконными; репрессированные граждане были полностью восстановлены в правах.

Реабилитированные лица восстанавливались в социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращались государственные награды, предоставлялись льготы, выплачивались компенсации.

Кроме того, в 1990-е гг. были восстановлены в законных правах российские граждане – бывшие советские военнопленные и гражданские лица, репатриированные в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период, реабилитированы репрессированные народы, казачество, приняты меры по реабилитации пострадавших от репрессий священнослужителей, верующих и др. Реабилитация осуществлялась органами внутренних дел и прокуратуры.

Действовали комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, в том числе в Татарстане. Деятельность федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации по реализации Федерального закона о реабилитации координировала комиссия при Президенте Российской Федерации.

В 1989–1998 гг. Прокуратурой Республики Татарстан было пересмотрено 11636 уголовных дел, в результате чего реабилитировано 20643 человек. МВД Республики Татарстан рассмотрело свыше 48700 заявлений от жителей Российской Федерации и Содружества Независимых Государств, по которым реабилитировано более 64500 человек.

В Казани открыты мемориал и памятник жертвам политических репрессий.

В 2006 г. органы прокуратуры Российской Федерации завершили работу по проверке уголовных дел в отношении жертв политических репрессий; свыше 775 тысяч человек были реабилитированы.

30 октября в Российской Федерации объявлен Днем памяти жертв политических репрессий.

Литература

Султанбеков Б.Ф., Хакимзянов Р.Г. Политические репрессии в Татарстане: Законы, исполнители, реабилитация жертв. Казань, 2002.

Мостафин Р.Ә. Репрессияләнгән татар әдипләре. Казан, 2009.

Мустафин Р.А. Поимённо вспомним всех = Һәрберсен исемләп искә алыйк = Remember their names. Казань, 2014.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Хрущевская реабилитация репрессированных: что с ней было не так


В советское время миллионы человек были репрессированы. Уголовное преследование многих осуществлялось необоснованно, по сфабрикованным делам и под надуманными предлогами. Первый шанс восстановить своё доброе имя беспочвенно осуждённые получили после 1953 года, когда началась реабилитация, в том числе посмертная, жертв Сталинского режима. Но оправдание велось выборочно, часто – под завесой секретности, так что в итоге процесс затянулся на долгие годы и, по сути, до сих пор не закончен. Что этому мешало и какое значение реабилитация имеет сегодня?

Репрессии как часть госполитики

Репрессии в СССР с самого начала рассматривались как часть государственной политики. Ещё до образования советского государства пришедшие к власти большевики расправлялись со своими противниками при помощи Красного террора. На смену ему пришёл период раскулачивания, когда крестьян повально преследовали по имущественному признаку. А наиболее массово неугодных начали ликвидировать в 1937-1938 годах в рамках так называемого Большого террора. В это время сотни тысяч человек были расстреляны или отправлены в лагеря ГУЛАГа, что для некоторых оказалось равносильно смертному приговору.

Зависимость от настроения

Смерть Сталина привела к трансформации правящей верхушки. Никита Хрущёв, ставший новым руководителем СССР, попытался отстраниться от последствий репрессивной политики предшественника и нивелировать его культ. Для этого к 1956 году был взят курс на десталинизацию, составной частью которой стало оправдание жертв сталинского режима. При этом оказалось, что реабилитация, как и сами репрессии, находятся в полной зависимости от настроений элиты.

К восстановлению прав невинно осуждённых советские власти толкали в том числе объективные причины. Например, возросшее в результате победы в Великой Отечественной войне самосознание народа и растущее социальное напряжение, назревшая потребность смены методов управления страной и очевидная необходимость пересмотра действующего уголовного законодательства, а также банальная переполненность лагерей. В то же время партийной верхушкой двигало стремление сохранить свои привилегии и положение, из-за чего реабилитация при Хрущёве на деле вышла неполноценной.

Власти попросту не были заинтересованы в гласном процессе и не могли привлечь к ответственности организаторов репрессий, так как это бросило бы тень на них самих. А поскольку главной их целью было укрепить свои позиции, оправдание проводилось выборочно, критерии носили политико-прагматический и иногда личностный, но далеко не юридический характер. В первую очередь реабилитировались родственники и друзья высших партийцев, особое предпочтение отдавалась старым большевикам – тем, кто вступил в партию до 1917 года.

Реабилитация же сотен тысяч необоснованно подвергнутых репрессиям граждан при Хрущёве проводилась постольку, поскольку это могло разгрузить лагерную систему. За время его руководства число оправданных, по мнению историков, колеблется от 800 тысяч до двух миллионов человек. В то же время речь не шла о полном восстановлении прав – часто наказание не отменялось совсем, а смягчалось, что позволяло выпустить людей на свободу.

Время признать ответственность

Половинчатость проводимой Хрущёвым реабилитации объясняется в том числе тем, что советское государство в середине XX века оставалось тоталитарным. Предполагалось, что оно дарует гражданам определённые права, очерчивает круг обязанностей и устанавливает границы свободы. Вместе с тем постановка вопроса об ответственности госаппарата перед гражданами сама по себе была неуместна.

Сдвиг в сторону открытости произошёл во время правления Михаила Горбачёва, при котором начался второй период реабилитации жертв репрессий. В этот раз процесс ввёлся, в соответствии с веянием времени, гласно и имел действительно массовый характер. Важно, что руководство страны признало сам факт репрессий в СССР, что позволило создать необходимую для восстановления прав притеснённых законодательную базу.

С течением времени подлежащими реабилитации признаются не только отдельные пострадавшие, но и целые категории репрессированных. В частности, в 1996 году вышел указ президента о реабилитации участников волнений в Новочеркасске 1-2 июня 1962 года; в 2014 году был подписан указ о реабилитации крымских татар.

Впрочем, восстановление своего честного имени репрессированными до сих пор сопряжено с множеством трудностей. Так, не ведётся заметной работы по реабилитации людей, формально осуждённых по уголовным статьям, но в реальности пострадавших за свои убеждения или гражданскую активность. Очень трудно оправдаться гражданам, подвергнутым насильственной госпитализации в психиатрическую больницу. Проблемы остаются и в части получения компенсаций. Их устранение, пожалуй, и будет свидетельством того, насколько государство готово нести ответственность за своё прошлое.

Иван Рощепий

http://nasledie-eao.ru/

http://bounb.eao.ru/

http://www.gazetaeao.ru/

http://eao.ru/

РЕАБИЛИТАЦИЯ

Как это было

13 августа 1990 года президент СССР Михаил Горбачев подписал указ "О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920-1950-х годов".

В соответствии с указом были признаны незаконными, противоречащими основным гражданским и социально-экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 1920-1950-х годах, права которых должны быть полностью восстановлены.

Указ не распространялся на лиц, обоснованно осужденных за совершение преступлений против Родины и советских людей во время Великой Отечественной войны, в предвоенные и послевоенные годы.

Совету Министров СССР поручалось внести в Верховный Совет СССР проект законодательного акта, определяющего перечень этих преступлений и порядок признания по суду лиц, осужденных за их совершение, не подлежащими реабилитации по основаниям, предусмотренным настоящим Указом.

В годы советской власти массовым репрессиям по политическим мотивам были подвергнуты миллионы человек. По данным статистики I спецотдела бывшего МВД СССР (ныне — МВД РФ), в период с 1 января 1921 года по 1 июля 1953 года по обвинениям в совершении контрреволюционных и других особо опасных государственных преступлений было осуждено 4 060 306 человек, из них 799 455 — к высшей мере.

Процесс реабилитации жертв политических репрессий начался с доклада первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева "О культе личности и его последствиях" на XX съезде КПСС 25 февраля 1956 года. 13 августа 1990 года был подписан указ Президента СССР "О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920-1950-х годов". 18 октября 1991 года был принят закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий". В 1992 году была создана Комиссия при Президенте по реабилитации жертв политических репрессий. 14 марта 1996 года вышел Указ Президента РФ "О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий".

30 октября 1991 года в России впервые отмечался День памяти жертв политических репрессий в память о голодовке узников лагерей в Мордовии, начавшейся 30 октября 1974 года.

Изучать дела жертв сталинских репрессий могут только их родственники

Справки о реабилитации жертв политических репрессий содержат конфиденциальные сведения, которые могут раскрываться только их родственникам. К такому выводу пришел Верховный суд России.

По действующему законодательству заявление о реабилитации вправе подать заинтересованные лица или общественные организации. Тогда как согласно утвержденному МВД России административному регламенту, для получения справки родственникам репрессированных требуется предоставить свидетельство о смерти, а также доказать свое родство с погибшим. Иные заинтересованные лица (в том числе общественные объединения) могут получить желаемые документы, только если жертва репрессий жива и выдала заявителю соответствующую доверенность.

По мнению Владимира Трегубова, обратившегося в Верховный суд России, закон гарантирует право подать заявление о реабилитации любому заинтересованному лицу, а потому требования доказательств родства или доверенности ограничивает его права на получение справки о реабилитации.

Но служители Фемиды не поддержали его доводов, указав на конфиденциальность сведений о репрессированных гражданах. Ведь действующим законодательством на срок 75 лет установлены ограничения на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни. До окончания этого срока архивные сведения могут выдаваться только с письменного разрешения самого гражданина, а после его смерти – с санкции его наследников. Поэтому судья Валентина Емышева пришла к выводу о законности установленных МВД России ограничений.

Кроме того, в самой справке указываются лишь общие данные о пострадавшем, виде, дате и месте репрессии. Эти сведения активно собираются и публикуются историками, в том числе в виде мартирологов.

ФСБ обещает выдавать архивные справки любому желающему

Федеральная служба безопасности готова бесплатно выдавать архивные справки и копии документов. Административный регламент предоставления такой услуги, подписанный главой ведомства Александром Бортниковым, вступит в силу 23 февраля.

На рассмотрение запроса и выдачу архивной справки или выписки, а также копий архивных документов, сотрудникам ФСБ отводится в сумме 30 календарных дней.

В то же время в выдаче информации может быть отказано, в том числе, когда запрашиваемые сведения содержат персональные данные о третьих лицах, а заявитель не представил полномочия на их получение. Также спецслужбы не должны выдавать материалы, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Кроме того, основанием для отказа являются формальные ошибки заявителя (отсутствие реквизитов, невозможность прочесть запрос, наличие нецензурных либо оскорбительных выражений и так далее).

Реабилитация

Куда обращаться репрессированным

Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам. Это и лишение жизни или свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворение из страны и лишение гражданства. К репрессиям относятся выселение групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод граждан. А точнее лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам. Причем меры принуждения осуществлялись по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:

дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;

дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

Пострадавшими от политических репрессий признаются дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя.

К обращению необходимо приложить нотариально заверенные копии документов, подтверждающих факт родства с репрессированным (свидетельства о рождении, о заключении брака, если изменялась фамилия, и т. д.).

Срок рассмотрения заявлений о реабилитации не может превышать трех месяцев.
В соответствии со ст. 8.1 Закона по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций органы прокуратуры и внутренних дел составляют заключения и выдают справки о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий.

Реабилитированные лица, а с их согласия или в случае их смерти - родственники имеют право на ознакомление с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получение копий документов. Ознакомление других лиц с указанными материалами производится в порядке, установленном для ознакомления с материалами государственных архивов.

Реабилитированные лица и их наследники имеют право на получение сохранившихся в делах рукописей, фотографий и других личных документов.
По ходатайству заявителей органы, осуществляющие архивное хранение дел, связанных с репрессиями, обязаны, если располагают соответствующими сведениями, сообщить им время, причины смерти и место погребения реабилитированного.

Реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях. Им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, установленном законом и законами субъектов Российской Федерации.

Реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета.

Так, например, признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

Списки реабилитированных лиц с указанием основных биографических данных, обвинений, по которым они признаны реабилитированными, периодически публикуются органами печати.

Илона Матяш, старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в апелляционной и кассационной стадиях уголовного судопроизводства уголовно-судебного управления прокуратуры Хабаровского края.

Читайте также: