Доклад семейное групповое консультирование

Обновлено: 01.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Семейное консультирование

Семейная психотерапия представляет собой особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи (Мягер, Мишина). Иными словами, это психотерапия пациента в семье и при помощи семьи. Сатир под семейной психотерапией понимала все вмешательства, изменяющие семейную систему.

Семейное консультирование является разновидностью семейной психотерапии. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной психотерапией, и они взаимно обогащали друг друга.

Цель консультативной работы - стремиться к выявлению индивидуальных причин семейных дисгармоний и содействовать устранению этих причин в конкретных случаях.

Семейное консультирование целесообразно, когда:

• семейная проблема является проблемой взаимоотношений, такой как супружеский конфликт, сильное соперничество между сводными детьми, конфликт между поколениями;

• рассматриваемая проблема имеется у одного члена семьи, а на остальных его симптоматика оказывает сильное воздействие; например: алкоголизм, наркомания, правонарушения подростка, психоз;

• консультант интенсивно работал с проблемой, имеющейся у одного из членов семьи, а успех был незначительным. В этой ситуации семейный психолог должен принимать во внимание гомеостатическую функцию, в которой симптомы одного клиента служат опознавательными знаками патологии всей семейной системы. Например: длительная депрессия у женщины средних лет может рассматриваться ею как единственный способ управления мужем и детьми;

• наконец, это огромное количество семей, которые хотят больше узнать о себе, изменяться и совершенствоваться. Такие семьи часто обращаются к психологу сами.

Семейное консультирование может быть противопоказано, когда:

• члены семьи пытаются решить свои проблемы своими силами и не желают вмешивать посторонних;

• неблагополучие семьи кроется не столько в межличностных отношениях или психологических особенностях членов семьи, сколько в конфликтных отношениях семьи с обществом, одно только психологическое воздействие малоэффективно;

• семья характеризуется антиобщественной направленностью (пьянством, аморальным образом жизни, жестоким обращением с детьми), она должна быть объектом всей системы воспитательных воздействий общества;

• наиболее значимые члены семьи отсутствуют или не желают принимать участие (госпитализированы, в тюрьме и т.д.);

• один член семьи имеет такую сильную патологию, из-за которой сеансы не могут состояться;

• структура семьи или супружеская коалиция являются настолько хрупкой, что непосредственное вмешательство было бы слишком для нее угрожающим. В этом случае, возможно, лучше встретиться с каждым из супругов отдельно.

Модель профессиональной консультативной психологической помощи предполагает: 1) установление контакта с клиентом, который здоров с медицинской точки зрения, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней; 2) проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определение возможных форм помощи; 3) собственно консультативную работу, коррекционные или психотерапевтические мероприятия, направленные на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собственных психологических ресурсов клиента или семьи в целом.

Многообразие приемов и методов С. к. обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая психотерапия, в том числе рационально-эмоциональная психотерапия, системное и эмпирическое направления (Минухин (Minuchin S.), Сатир (Satir V.) и др.). Э. Г. Эйдемиллер (1994) приводит основные принципы и правила семейного консультирования.

Что же такое консультирование? Беркс и Стэффлре предложили такое определение: “Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как “личность-личность”, хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера”.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….3
Групповые формы семейного консультирования…………………. 5
Современные подходы к семейному консультированию……………7
Способы организации процесса семейного консультирования…….10
Методы и приемы, используемые в семейном консультировании….12
Основные принципы и правила семейного консультирования……..15
Заключение……………………………………………………………..18
Список литературы…………………………………………………….20

Файлы: 1 файл

К.р консул псих.doc

Харьковский гуманитарный университет

Кафедра: Общей и прикладной психологии

По курсу: Основы консультативной психологии

На тему: Групповое семейное консультирование

Контрольная работа здана

Студентка 3 курса гр.СМ-31

Козлова Евгения Павловна

Милославская Елена Владимировна

  1. Введение………………………………………………………… …….3
  2. Групповые формы семейного консультирования…………………. 5
  3. Современные подходы к семейному консультированию……………7
  4. Способы организации процесса семейного консультирования…….10
  5. Методы и приемы, используемые в семейном консультировании….12
  6. Основные принципы и правила семейного консультирования……..15
  7. Заключение…………………………………………………… ………..18
  8. Список литературы…………………………………………………… .20

Психологическое консультирование как профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Здесь мы сталкиваемся, прежде всего, с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе, неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т.п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы.

Что же такое консультирование? Беркс и Стэффлре предложили такое определение: “Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как “личность-личность”, хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера”.

Психологическое консультирование семьи должно быть направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейной Мы, гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами.

При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация, но если говорить об общей задаче консультирования семьи - то это вовсе не "обеспечение психологического комфорта" и "избавление от страданий"; главное в кризисной ситуации - помочь принять жизнь во всех ее проявлениях (не исключая страдания), пройти через жизненные трудности и, переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию.

Семейное консультирование - это вовсе не обязательно работа со всеми членами семьи одновременно. На различных этапах процесса в различных пропорциях могут сочетаться различные способы организации процесса семейного консультирования: общение со всей семьей, индивидуальное консультирование одного из ее членов, работа с супружеской парой, работа с нуклеарной семьей, то есть с семьей в узком смысле слова (отец - мать - дети), работа с расширенной семьей (она включает также прародителей и тех близких, которые оказывают влияние на семейные отношения: тети, дяди и других); работа с экосистемой или социальной сетью.

Групповые формы семейного консультирования

В последние годы значительно возросло количество обращений за психологической помощью, что, по нашему мнению, говорит о повышении психологической грамотности населения, а также об информированности людей о возможных способах разрешения проблемных ситуаций.

Обычно семья приходит на консультацию с проблемой, связанной с ребенком. Это могут быть трудности в обучении, в поведении, проблемы со здоровьем, с общением и т.д. Для консультантов эта проблема является первичной. То есть мы с самого начала стремимся расширить представления о том, в чем именно состоит проблемная ситуация, и почему семья обратилась за консультацией именно в данный момент.

Родители предъявляют симптом ребенка, бывает, что и не один, и часто отрицают существование любых сложностей в сфере супружеских взаимоотношений. В ходе консультирования выясняется, что этот симптом является стабилизатором семейной системы. Стабилизаторами может быть, в принципе, что угодно: измены, детский энурез, болезни, девиантное поведение ребенка и многое другое.

Свои стабилизаторы существуют, как в дисфункциональной, так и в функциональной семье. Стабилизаторы в функциональной семье - общее место проживания, общие деньги, общие развлечения, интерес друг к другу, выполнение общих дел. В дисфункциональной семье - дети, болезни, нарушения поведения (Варга А.Я., 2001).

Видя такую закономерность, мы пришли к выводу о необходимости использования именно семейного консультирования с привлечением как можно большего числа членов семьи.

Семейную систему можно рассматривать как единое образование, совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и обладающее определенной структурой. Изменение в одной ее части приведет к изменениям во всей системе, что в итоге даст более стабильный результат психологической работы.

Способы организации процесса семейного консультирования

Индивидуальная работа с одним из членов супружеской пары. В этом случае развиваются классические отношения "консультант - клиент", однако и здесь незримо присутствует контекст семейных отношений (в памяти и образах клиента, в его рисунках и проигрываемых ситуациях и тому подобное). Семья продолжает существовать "в плане представления, вторичного образа и может получить истолкование и оценку пациента".

Если при индивидуальном консультировании возникают семейные проблемы или жалобы на непонимание домочадцев, то нужно мягко и ненавязчиво подвести клиента к мысли о том, что бессмысленно ставить себе цель "изменить жену или детей и их отношения ко мне". Однако возможно измениться самому, продумать свое поведение и свою роль в семье, и тогда, скорее всего, близкие люди будут относиться по-другому. Для этого вполне возможно использовать прием терапевтических притч.

Индивидуальная консультация вполне уместна, когда кому-либо из членов семьи сложно рассказать о проблеме открыто, и человек предпочитает индивидуальную беседу, где легче поделиться наболевшим, тем, что он долго и мучительно скрывал от домочадцев. В этих случаях индивидуальные беседы приводят к тому, что чуть позже человек сможет доверить тайну, рассказать "о стыдном" в присутствии других членов семьи. В такие моменты клиент зачастую испытывает большое облегчение: обнаруживается, что чувство вины, которое долго мучило его, было преувеличено, а замалчивание лишь усиливало его.

Но есть и другие случаи, когда успешное индивидуальное консультирование одного из членов супружеской пары вызывает сопротивление другого. Если консультируется один человек, а другой не хочет никаких изменений в семейных отношениях, то возникает опасность разбалансировки эмоциональной динамики семейной системы. Домашние начинают испытывать тревогу и могут попытаться вернуть человека к прежним ролевым стереотипам, к саморазрушительному поведению.

Есть ситуация, когда супружеская пара способна по собственной воле прийти к психологу. Уже сам такой приход свидетельствует о том, что у них имеется установка на сохранение совместной жизни, а значит, есть надежда на изменения к лучшему. Задача состоит в том, чтобы найти позитивный потенциал супружеской пары, столь необходимый для выхода из кризисной ситуации и реконструировать семейные отношения.

Работа с супружеской парой. В этом случае муж и жена приходят на консультацию вместе, их поведение делает наглядными привычные модели взаимодействия друг с другом. Консультант может непосредственно подвести их к осознанию конфликтных, непродуктивных форм взаимодействия. В ходе работы с парой можно рассмотреть сложную жизненную ситуацию с разных точек зрения, помочь супругам обрести новый взгляд на жизненные трудности и свою роль в их преодолении, а затем найти новые, более продуктивные способы взаимодействия и решения трудных вопросов. Однако все не так просто: на первом этапе работы супружеская пара может доставить консультанту немало беспокойств и поставить под угрозу саму возможность консультирования.

Конструктивный диалог по праву считается наиболее эффективным методом работы с супружеской парой или семьей в целом на начальных стадиях консультирования. Организация конструктивного диалога включает три этапа: подготовительный, переговоры и компромиссных решений.

Возможны, по крайней мере, два варианта прихода в консультацию: обоих супругов вместе или одного из них с жалобами на себя или партнера. Наиболее частый вариант - последний.

При формулировании жалоб субъектный локус (то есть на кого жалуется клиент) может приобрести следующие варианты:

· первый жалуется на второго;

· первый и второй жалуется на третьего;

· первый и второй совместно хотят в чем-то разобраться;

· первый жалуется на себя, второй хочет ему помочь. 11 Кратохвил С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний. - Москва. 1998 г.

Основная задача консультанта на первом этапе - установить контакт с клиентом (-ами) и разобраться в том, что именно привело его или их на прием. На втором этапе консультант выступает как психологический посредник. Он следит за диалогом и при необходимости вмешивается, направляя его.

Психотехнические приемы, используемые психологом в консультировании супружеской пары, сходны с теми, которые используются в индивидуальном консультировании, то есть консультант внимательно слушает, периодически перефразирует и резюмирует сказанное. Однако перефразирование часто направлено не на то, чтобы показать клиенту, что консультант его понимает и поддерживает, а на то, чтобы клиента понял его партнер.

Методы и приемы, используемые в семейном консультировании

Традиционно основным методом психологического консультирования считается интервью, то есть терапевтическая беседа, направленная на социально-психологическую поддержку семьи и помощь ей. Однако сегодня в практике консультирования (в том числе и семейного) широко применяется все богатство методов и приемов, разработанных в различных психоропевтических школах: диалогическое общение, поведенческие методы, психодрама и ролевое моделирование, репертуарные решетки Келли, анализ истории семьи, генограмма, а также методы групповой терапии. Для обеспечения обратной связи используются видеозаписи и такие психотехники, как "социограмма в действии", "семейная скульптура", "семейная хореография" (они представляют собой нечто подобное "живым картинкам", когда члены семьи, выбирая позы и расположения в пространстве, пытаются изобразить свои взаимоотношения в статике или динамике).

В последние годы значительно возросло количество обращений за психологической помощью, что, по нашему мнению, говорит о повышении психологической грамотности населения, а также об информированности людей о возможных способах разрешения проблемных ситуаций.

Обычно семья приходит на консультацию с проблемой, связанной с ребенком. Это могут быть трудности в обучении, в поведении, проблемы со здоровьем, с общением и т.д. Для консультантов эта проблема является первичной. То есть мы с самого начала стремимся расширить представления о том, в чем именно состоит проблемная ситуация, и почему семья обратилась за консультацией именно в данный момент.

Родители предъявляют симптом ребенка, бывает, что и не один, и часто отрицают существование любых сложностей в сфере супружеских взаимоотношений. В ходе консультирования выясняется, что этот симптом является стабилизатором семейной системы. Стабилизаторами может быть, в принципе, что угодно: измены, детский энурез, болезни, девиантное поведение ребенка и многое другое.

Свои стабилизаторы существуют, как в дисфункциональной, так и в функциональной семье. Стабилизаторы в функциональной семье — общее место проживания, общие деньги, общие развлечения, интерес друг к другу, выполнение общих дел. В дисфункциональной семье — дети, болезни, нарушения поведения (Варга А.Я., 2001).

Видя такую закономерность, мы пришли к выводу о необходимости использования именно семейного консультирования с привлечением как можно большего числа членов семьи.

Семейную систему можно рассматривать как единое образование, совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и обладающее определенной структурой. Изменение в одной ее части приведет к изменениям во всей системе, что в итоге даст более стабильный результат психологической работы.

В тренинге участвовали как отдельные члены семей, так и супружеские пары. Возраст участников от 25 до 46 лет.

Нами были обсуждены правила групповой работы, особенно принцип конфиденциальности, как основное условие создания атмосферы психологической без­опасности и самораскрытия. Мы старались донести до членов группы наше убеждение в том, что их готовность предъявить свою боль очень существенна для успешного результата групповой работы.

Работа в группе дала возможность проанализировать свою сегодняшнюю ситуацию, отношения с членами семьи и, может быть, остановить порочный конвейер деструктивных семейных взаимоотношений, передающихся из поколения в поколение. Работа включала теоретические и практические блоки.

В процессе работы была возможность оценить степень эмоциональной близости между членами семьи, проанализировать семейную иерархию, гибкость или ригидность семейных правил. Было уделено внимание семейным мифам — определенным неосознаваемым соглашениям между членами семьи, поддерживающим семейное единство и определяющим характер коммуникаций.

В описываемой нами паре данный процесс не был завершен, что повлекло за собой практически полное разрушение супружеских отношений. У матери с сыном продолжалась симбиотическая связь, несмотря на возраст мальчика (10 лет). Супруги видели себя только в роли родителей.

Во время тренинга Ольге и Сергею удалось увидеть взаимную заботу и любовь, которая существует между ними. Они смогли начать общаться друг с другом по-человечески, а не как с ролевыми функциями. Им удалось понять, что невозможно прожить жизнь вместе, ничего не вкладывая во взаимоотношения, и не включаясь друг в друга эмоционально. Эмоциональная близость представляет собой не единичное событие, а процесс, который обусловлен достаточным уровнем безопасности для обоих супругов.

По прошествии двух месяцев после тренинга по гармонизации семейных взаимоотношений можно говорить о положительных изменениях в семьях участников.

У описываемой нами пары восстановились супружеские и интимные взаимоотношения, возникло чувство спокойствия и умиротворенности. Супругам теперь не было страшно оставаться наедине друг с другом. Растущее чувство свободы и смелость членов семьи поражали. Они смогли открыто обсуждать, то о чем долго молчали, надеясь на то, что партнер сам догадается о потребностях и чувствах другого. У их сына Саши прекратились поведенческие отклонения и наладился более теплый контакт с родителями.

У одной из участниц 40 лет исчезли проявления острых астматических приступов, в данный момент заболевание находится в стадии ремиссии.

Молодая женщина 28 лет, смогла прекратить тяготившие ее уже много лет взаимоотношения с гражданским мужем.

По окончании консультирования или групповой работы в области семейных взаимоотношений не всегда присутствует сиюминутный результат. Основная работа членов группы выполняется в их реальной семейной жизни, и психологические изменения могут иметь отсроченный эффект.

Гост

ГОСТ

Семейное консультирование — это вид психологического группового консультирования. В качестве его объекта выступает семья, или, как часто говорится для выделения системного характера отношений — семейная система.

Особенности семейного консультирования

Изначально семейное консультирование в качестве вида помощи принадлежало к сфере системной семейной психотерапии. Тем не менее, его функции существенно шире, так как их нельзя сводить только к психотерапевтическому воздействию.

Задачи семейной психологической помощи чаще всего возложены на консультации, которые находятся при органах гражданской регистрации. Здесь молодые супруги получают информацию по психологической совместимости, адаптации к браку. Также подобные консультации проводят специальные социальные службы, предоставляющие социально-психологическую помощь проблемным семьям.

Важная особенность семейной жизни заключается в закрытом характере какой-либо информации о ней. Это относится к семейным проблемам, прежде всего, травмам, включая физические, моральные или сексуальные. О них не любят говорить ни агрессоры, ни жертвы, что чаще всего связано с чувством вины (истинной или мнимой).

Проблемы, решаемые семейной психотерапией

Семейная психотерапия и семейное консультирование в своей основе имеет системный подход, то есть рассмотрение семьи происходит в качестве единой психологической системы. Это означает, что психологические проблемы могут касаться семьи и всех ее членов, а не только отдельного человека. При этом симптомы данных проблем могут быть сконцентрированы на одном конкретном члене семьи.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве подобных проблем выступают:

  • алкоголизм и прочие виды зависимого (аддиктивного) поведения отдельных членов семьи;
  • нездоровая психологическая зависимость людей друг от друга (созависимость);
  • нарушение семейных отношений, включая семейную агрессию, конфликты, супружеские измены и др.;
  • детские проблемы, в том числе болезнь, школьные фобии, невроз, нарушение поведения и др. (являются реакциями на неблагоприятный климат в семье или конфликтные отношения взрослых).

В сферу семейного консультирования, помимо проблем супружеских отношений, включены вопросы взаимодействия различных подсистем семьи. Сюда относятся детско-родительские отношения, отношения представителей разных поколений, которые живут вместе, а также отношения семьи и внешних институтов, детских учреждений.

Отношения между родителями и детьми бывают не менее драматичны, чем супружеские отношения. Они также перегружены большим числом проблем, включая силовые. Дети, как правило, всегда усваивают типичные родительские роли.

Отношение родителей к мужской и женской роли создает сценарные убеждения их детей по семейным ролям партнеров по браку и в целом перспектив семейных отношений.

Психотерапевтическая помощь семьям

Отдельная отрасль семейного консультирования представлена консультированием родителей в отношении проблем детей и детского воспитания. Родители должны понимать, что детские проблемы редко могут существовать отдельно, сами по себе. Здесь помощь требуется всей семье, в частности, даже родителям.

Целевая психотерапевтическая помощь ребенку может не дать результата тогда, когда не будет изменений во всей семейной системе. Этого не произойдет, если не провести оздоровление всей системы семейных отношений.

Психологическую помощь необходимо оказывать комплексно. Она должна представлять удобную модель семейных отношений в виде семейных ролей. В них, с одной стороны, закладываются основные функции, статусы и положение членов семьи, с другой, они являются личностными модусами, в которых с помощью ролевой идентичности функционирует каждая личность.

Важное условие взаимодействия в семье состоит в принятии роли. Это, в свою очередь, относится к конгруэнтности ролевых ожиданий и притязаний участников взаимодействия. Если принять это к учету, то можно сделать вывод о ролевой совместимости в семье.

В работе с семьями психологи имеют дело и с прочими психологическими семейными феноменами, включая семейные стереотипы, игры, мифы, тайны и истории. Они используются как диагностический инструмент и в качестве материала для психологической коррекции.

Семейное консультирование также предусматривает использование состояния возрастной регрессии, соответствующей исследуемому промежутку жизни. В ролевой игре переживаются даже повторные рождения или может быть сыграна будущая смерть. Такая глубинная работа требует не высокой квалификации психолога, а также готовности клиента. В этом случае не обойтись без проницательности и смелости испытуемого в качестве исследователя своей души, ведь встречаться придется не только с ностальгическими и приятными воспоминаниями, но и с прошлыми призраками.

Серьезная помощь семьям с погружением в истоки семейных проблем в любом случае в будущем дает положительные результаты, что способствует семейному благополучию.

Семейное консультирование, как вид психологической помощи семьям, имеет свои особенности, ограничения и возможности вмешательства. Цель семейного консультирования — совместно с консультантом изучить проблему члена(ов) семьи с целью изменения ролевого взаимодействия в семье и создания возможностей для личностного роста.

Работа с основными методами и техниками в рамках моделей психологического консультирования семьи - Концепции семейного консультирования

Концепции семейного консультирования

Существует множество концепций семейного консультирования: от модификации психоаналитической модели Фрейда до позитивной семейной терапии Н. Пезешкяна. Однако в последнее время специалисты-практики отдают предпочтение интегративным подходам, таким как системный и структурный подходы.

Основатели системного подхода (М. Боуэн, С. Минухин, В. Сатир, К. Витакер) рассматривают семью не только как ассоциацию личностей, связанных родственными связями, но и как целостную систему, в которой никто не страдает в одиночку: Семейные конфликты и кризисы оказывают разрушительное воздействие на всех. Поскольку семья — это система, не так важно, какой из ее элементов изменяется. На практике изменения в поведении любого члена семьи влияют на него и другие подсистемы (других членов семьи), на которые они влияют одновременно.

Помогая семье в трудные периоды ее жизни, нет смысла пытаться определить психоаналитические причины конфликта: Гораздо важнее изменить отношения между членами семьи с помощью конкретных, целенаправленных действий. В случае успеха стратегии и тактики, семейное окружение улучшается по мере выполнения рекомендаций специалиста. Изменения приводят к сдвигам в механизме функционирования семьи и помогают уменьшить симптомы психологического стресса у одного или нескольких ее членов.

Например, М. Боуэн, автор теории семейных систем, утверждает, что члены семьи не могут действовать независимо друг от друга, так как такое поведение приводит к внутрисемейным дисфункциям. Это приближает его к системным терапевтам. Но есть различия: М. Боуэн рассматривает все человеческие эмоции и поведение как продукт эволюции. И не индивидуально, уникально, а связано со всеми формами жизни. Он разработал восемь тесно связанных между собой концепций, включая концепции самодифференцировки, эмоциональных треугольников, семейных проекций и другие. По его мнению, механизм внутрисемейных отношений аналогичен всем другим живым системам.

Терапевты этой школы считают, что самодифференциация во время сеансов семейной психотерапии приводит к успокоению семьи клиента, способствует ответственному принятию решений и облегчению симптомов семейной дисфункции. Роль консультанта в этой системе семейного консультирования приближается к позиции тренера: он обучает членов семьи дифференцированному общению в семье, пониманию существующих способов взаимодействия в семье, овладению более продуктивными из них. При этом психологу поручено не обращаться к семье с предвзятыми рекомендациями, а проводить совместный поиск. Трудно не согласиться, совместный поиск позволяет членам семьи продуктивно выйти из проблемных ситуаций, развить чувство субъективности и веру в свои силы, что приводит к устойчивым изменениям в семейной жизни после того, как негативные симптомы утихают.

М. Боуэн широко использует идею жизненного цикла семьи в своей теории и практике семейной терапии, а также считает необходимым учитывать национальные особенности клиента.

Другим вариантом работы с семьей, который приобрел популярность во всем мире, является структурная семейная терапия С. Минучина.

Три аксиомы составляют основу этого подхода. При оказании психологической помощи необходимо учитывать интересы всей семьи. Каждый член семейства должен рассматриваться как его подсистема.

Терапия семьи меняет свою структуру и приводит к поведенческим изменениям в каждом члене семейной системы.

Работая с семьей, психолог присоединяется к ней, создавая терапевтическую систему, которая позволяет семье меняться.

Семья представляет собой дифференцированное целое, подсистемы которого являются индивидуальными или множественными членами семьи. Каждая подсистема (родительская, супружеская, дочерняя) имеет свои специфические функции и предъявляет определенные требования к своим членам. При этом каждая подсистема требует определенной степени свободы и автономии. Например, супругам необходима определенная степень свободы от влияния детей и внесемейной среды, чтобы приспосабливаться друг к другу. Поэтому проблема границ между подсистемами семейства становится актуальной.

Смущенная семья быстро и интенсивно реагирует на любые изменения, ее члены практически заражают друг друга своим настроением. Но в апатической семье преобладает отчуждение, ребенок не чувствует любви и заботы.

Описанная классификация и подход к психологической помощи направлены, прежде всего, на признание и преодоление недостаточной близости членов семьи, достижение симбиотической взаимозависимости и оказание помощи каждому человеку в признании и установлении границ между собой и другими.

Роль психолога в системе С. Минучина понимается следующим образом — ему поручается вступить в семью и временно стать одним из ее членов.

С. С. Минучин выделяет семь категорий действий психолога по перестройке семьи: это обновление моделей семейного взаимодействия, установление или обозначение границ, эскалация стресса, постановка задач, использование симптомов, стимулирование определенного настроения и поддержки, обучение или руководство.

Широко используется и другой вариант системного подхода — стратегическая семейная терапия (Дж. Хейли, К. Маданес, П. Вацлавик, Л. Хоффман), в котором основная работа терапевта заключается в построении ответственности друг за друга среди членов семьи.

Другой конструкцией, используемой для анализа супружеских взаимодействий, является мысль о том, что в основе семейных конфликтов лежит неосознанная борьба супругов за власть и влияние, конкуренция и соперничество друг с другом. Работа консультанта в этой модели психотерапии направлена на установление равновесия между супругами, поскольку доходы или убытки одного из них уравновешиваются доходами или убытками другого.

Психоаналитический (Н. Аккерман, К. Сагер) и когнитивно-поведенческий (Р. Драйкурс, А. Эллис) подходы к семейной терапии более традиционны по сравнению с системным подходом.

Помня о том, что реактивные психотерапевты теоретически ориентированы в первую очередь на психоанализ, легко понять как происхождение этой работы, так и ее суть. Психоаналитический подход предполагает, что в своей деятельности терапевт выполняет обе функции (идентификация с клиентом, а также отрыв, разъединение от клиента). В процессе взаимодействия с клиентом, он поочередно идентифицирует себя с ним, глубоко проникает в его проблемы, и отделяет себя от клиента и его ситуации для того, чтобы сделать объективное суждение.

Принципы и правила семейного консультирования

Основные принципы и правила семейного консультирования сводятся к следующему:

Методы и приёмы семейного консультирования

Традиционно основным методом психологической консультации является беседа — то есть терапевтическая беседа, направленная на социально-психологическую поддержку и помощь семье. Однако сегодня в практике консультирования используется все богатство методик и приемов, разработанных в различных психотерапевтических школах: диалогическое общение, поведенческие техники, психодрама и ролевое моделирование, семейно-исторический анализ, а также методы групповой терапии.

Стратегии и тактики семейного психологического консультирования включают в себя следующее:

  1. Ориентирование клиента на принятие собственной вины и ответственности за происходящее.
  2. Ориентирование клиента на понимание, анализ и принятие собственного чувства как единственный способ понять себя и свое собственное поведение.
  3. Подготовка к более глубокому контакту с другим лицом, с которым клиент не строит отношений, используя чувства и переживания клиента как основу для построения более доверительных отношений.
  4. Планирование и реализация некоторых конкретных поведенческих шагов для немедленного изменения ситуации.

Реализация данной стратегии работы с клиентом базируется на двух различных аспектах работы консультанта, которые представляют собой синтез принципов гуманистической и поведенческой психотерапии

  1. Способность понимать, сопереживать, поддерживать и анализировать чувства клиента.
  2. Способность четко и конкретно планировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь и корректировать то, что он говорит.

Во многих отношениях выбор методов и способов контакта определяется уровнем, на котором проводится консультирование. Обычно различают внешний и внутренний уровни консультирования.

Работа на внешнем уровне вполне достаточна для решения глубоко укоренившихся личных и семейных проблем. Часто используется на первой встрече. В этом процессе консультант широко использует приемы формирования помогающих отношений, разработанные в гуманистической психологии (К. Роджерс, Ф. Василюк). Доверительные отношения, которые развиваются в этом случае, создают открытость, которая помогает каждому члену семьи выразить свои истинные чувства.

На более глубоком уровне (при работе с проблемами созависимости, перераспределения власти), когда необходимо воздействовать на менее сознательные процессы, консультант использует методы, разработанные в области психоанализа, гештальт-терапии, психодрамы.

Этот эклектизм вполне уместен, но только при определенных условиях.

Следовательно, консультация эффективна только в том случае, если она способствует заботе о семье в целом, ее сохранению и развитию. Она должна соответствовать принципу гуманного отношения к каждому члену семьи и семье в целом, а также вере в ее силу. Консультирование должно осуществляться в логике положительных возможностей для развития семьи, а не искусственно навязывать цели супругам извне.

Способы организации процесса семейного консультирования

Способы организации процесса семейной консультации включают в себя:

Этот вид консультирования подходит в тех случаях, когда члену семьи трудно открыто говорить о какой-либо проблеме. В этих случаях занятия один на один приводят к тому, что человек позже может поделиться своим секретом с остальными членами семьи. В такие моменты клиент часто испытывает огромное облегчение: выясняется, что чувство вины, которое долгое время мучило его, было преувеличено, и что молчание только усиливало его.

Но есть и другие случаи, когда успешное индивидуальное консультирование одного члена пары вызывает сопротивление со стороны другого. Если один человек получает консультации, а другой не хочет изменений в семейных отношениях, существует опасность того, что эмоциональная динамика семейной системы станет несбалансированной. Домашняя обстановка становится беспокойной и может попытаться вернуть человека к прежним ролевым стереотипам, к саморазрушающему поведению.

2) Работа с женатой парой. В этом случае муж и жена приходят на совместную консультацию, и их поведение выявляет знакомые модели отношения друг к другу. Консультант может привести их непосредственно к осознанию непоследовательных, непродуктивных форм взаимодействия. В процессе работы с парой можно посмотреть на сложную жизненную ситуацию с разных сторон, помочь паре по-новому взглянуть на жизненные трудности и их роль в их преодолении, а затем найти новые, более продуктивные способы общения друг с другом и решения сложных вопросов.

Провести прием с двумя клиентами (и даже с конфликтующими) намного сложнее, чем консультировать одного клиента. Хотя работа с двумя супругами более эффективна, при индивидуальном консультировании результаты не столь глубоки; они с меньшей степенью вероятности решают глубинные проблемы, лежащие в основе супружеских разногласий. Для того чтобы заставить супругов работать вместе, организовывать и вести конструктивный диалог, требуются особые навыки и умения со стороны консультанта.

(3) Конструктивный диалог считается наиболее эффективным методом работы с парой или семьей в целом на начальных этапах консультирования. Организация конструктивного диалога включает в себя три этапа: Подготовка, переговоры и разрешение компромиссов.

На первом этапе основной задачей консультанта является установление контакта с клиентом и выяснение того, что именно привело его на прием. На втором этапе консультант выступает в качестве психологического посредника. Он следит за ходом диалога и, при необходимости, вмешивается в него в качестве руководства.

Психологические методы, используемые консультантом при консультировании пар, схожи с теми, которые используются при индивидуальном консультировании, т.е. консультант внимательно слушает и периодически пересказывает и резюмирует сказанное. Однако перефразировка часто делается не для того, чтобы показать клиенту, что консультант понимает и поддерживает его, а для того, чтобы помочь клиенту понять своего партнера.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: