Словарная работа на уроках русского языка и литературы доклад

Обновлено: 16.05.2024

Все уроки русского языка и литературы построены на работе со словом, со смысловым чтением текста. И работа со словарями – один из эффективных способов познания семантики и грамматики слова, который способствует расширению словарного запаса школьников, формированию знаний об этимологии, правилах написания и произношения слов. Поэтому так много внимания уделяется формированию у обучающихся навыков работы со справочной литературой. Важно помнить, что словарная работа на уроках должна быть тщательно спланированная и хорошо организованная.

На уроках русского языка и литературы чаще всего мы обращаемся к следующим словарям:

1) Школьный орфографический словарь используют дети на уроках русского языка, когда у них возникают сомнения в написании слов. Считаю, что его необходимо систематически использовать на каждом уроке русского языка, начиная с 5 класса, особенно во время изложений и сочинений (постепенная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ), а также только в 5 классе разрешаю их использовать во время диктантов.

Цель: формирование орфографической зоркости, зрительной памяти, наблюдательности, запоминание формы слова, самоанализ.

Подбор слов из словаря на определённый тип орфограммы (5-10 слов). Например, при орфографической минутке: Классная работа, подберите из словаря 5 слов с удвоенной согласной в корне слова (касса, шоссе, аллея и т.д.);

Поиск новых словарных слов с пропущенными орфограммами;

Например, по литературе словарный диктант по терминам – жанрам произведений. И другие.

Цель: расширение кругозора, обогащение словарного запаса обучающихся, уточнение и коррекция знаний о семантике слова.

Составление и ведение словариков с 5 по 9 класс (1. по литературе ведём словарики терминов и непонятных слов, которые они встречают во время чтения текста. Состоят они из двух столбиков: слово – значение слова по словарю или по учебному приложению; 2. по русскому языку обучающиеся ведут словарики понятий, как этап подготовки к сочинению в 9 классе. Например:

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение всех этих правил поведения.);

Определите значение слова;

Запишите слово по его значению;

Лексический диктант, диктую слова, а дети записывают их и дают им определение. И другие.

На уроках литературы использую работу по этимологии при уточнении значения новых слов или дополнительной информации по уже известным словам. Например, в 5 классе такая работа проходит по сказкам: значение слов кощей, знахарь, ведьма, вещий, кольчуга, околица и другие.

Цель: формирование навыков правильного произношения слов.

Орфоэпические словарные диктанты: расставь правильно ударение, взаимопроверка по словарям.

Сгруппируй слова по месту ударного слога (ударение на 1 слог, 2,3)

Исправь ошибки, проверяя по словарю

Произнеси правильно (работа по цепочке слова произносим)

Цель: формирование навыков подбора однокоренных слов, определения способов словообразования.

Выясните по словарю, какой морфемой является конечный – ий в прилагательных медвежий, красный, чистый.

От корня –вод - образуйте три словарных гнезда. Правильность выполнения задания проверьте по словообразовательному словарю.

Найди приставки, например, по-, под-, подо- в слова походка, подосиновик, подошёл и т.п.

Цель: формирование у обучающихся стремления к самообразованию, точное употребление слов в соответствии с их значением и стилистической характеристикой.

Образуйте синонимический ряд к слову милосердие. После выполнения задания обратитесь к словарю, чтобы самостоятельно проверить себя, свой активный словарный запас.

Найдите в художественных произведениях или небольших текстах антонимы/синонимы/фразеологизмы.

Словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Методический семинар

hello_html_39eb45dc.jpg

Полянская Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

ст. Дондуковская

2017-2018 учебный год

Словарная работа на уроках русского языка в 5-10 классах

I. Актуальность и проблематика.


В современном мире образование является непременным условием для становления гармонично развитой личности. Какой будет личность ученика? С какими сложностями ему придется столкнуться? Как подготовить ученика к жизни в сложном и противоречивом мире? Именно в школе у ребенка выстраивается система знаний, умений, навыков и ценностей, которыми он будет пользоваться на протяжении всей жизни.

В условиях модернизации образования перед школой сегодня стоит важнейшая задача - воспитание личности, отличающейся самостоятельностью и независимостью суждений, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной свободно выражать свои мысли и чувства, как в устной, так и в письменной форме, обладающей достаточным словарным запасом, чтобы уметь ценить богатейшее наследие русской классики, понимая и принимая её за образец.

Главное на уроке русского языка – это постижение красоты языка , удивление перед его возможностями и – открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значения для науки. Через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей ученики придут к грамотной устной и письменной речи. Одной из глобальных проблем современного общества является неумение четко и грамотно выражать свои мысли. И поэтому главной задачей учителя-словесника становится необходимость научить школьников правильно и свободно использовать все богатства родного языка, обогатить словарный запас школьника.

Качество владения устной и письменной неразрывно связано с размером словарного запаса и оборотов речи, умении выстроить гармоничное, логически верное предложение. И с этой точки зрения словарная работа является одним из важных средств овладения грамотной речью, так как решает одновременно несколько задач.

К ним относятся:

Расширение словарного запаса ученика;
2. Перевод слов из пассивного запаса в активный;
3. Правильное и грамотное умение излагать свои мысли на письме и устно.


В последние годы в школе возрос большой интерес к методике проведения словарной работы на уроках русского языка. Школа претерпела серьезные изменения, произошла модернизация образовательных программ и форм ученической деятельности. Однако вопрос о необходимости проводить словарную работу был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И.Буслаевым, И.И.Срезневским, К.Д.Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И.Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но более для понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи.

Словарная работа на уроках русского языка должна быть разнообразной. Словообразовательный анализ позволяет проникнуть в суть смысловых отношений между словами, как в языке, так и в речи.


II. Методы и приемы обучения словарной работе.


Приемы словарной работы на уроках русского языка тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных в корне.

На своих уроках я ставлю во главу угла следующее: чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

Словарной работе в 5-7 классе я отвожу достаточно много времени на каждом четвертом уроке.

- Нередко мы с детьми работем со словарями, ведь такой прием обучения имеет большое воспитательно-образовательное значение.

- Кроме работы со словарями мы работаем со значениями многозначных слов, учимся различать их оттенки, составляем с каждым из них словосочетания и предложения. Эта работа позволяет выявить у учеников объем уже имеющихся слов, а также обогатить его запас новыми значениями.

- Также работа по составлению словосочетаний и предложений с новыми словами позволяет показать разнообразие вариаций, озвученных разными учениками.

- Нередко работа со словарными словами плавно перетекает в тему урока, где среди текстов упражнений встречаются уже изученные и проработанные в начале урока словарные слова. Это помогает ребятам более уверенно использовать новые слова в устной и письменной речи.

Все эти приемы позволяют осуществить главную задачу: запоминание слов и их значений, а также активное использование их в речи.


Значения новых для ребенка слов могут быть раскрыты несколькими путями:

1. Показ картинок на слайде;

2. Подбор пословиц и поговорок со словарными словами;

4. Замена словарного слова синонимом;

5. Выполнение морфемного разбора слова;

6. Выяснение значения в толковом словаре;

8. Работа с фразеологизмами;

9. Привлечение ИКТ, например, готовый текст словарного диктанта школьникам пред-лагается в электронном виде переделать в упражнение с пропущенными буквами или создать из данных слов тест.

Личный опыт показывает, что количество новых слов, вводимых за один раз на уроке, не должно превышать трех-пяти. Но и это условие еще не дает полной гарантии в том, что объясненные учителем слова ученики обязательно запомнят в правильном виде и значении. Значение слова усваивается учащимися несколько позже, чем само слово. Это связано с недостаточностью жизненного опыта и знаний детей определенного возраста. Учитель должен возвращаться к данным словам, проверять, как понимают их школьники, давать дополнительные разъяснения. Разовое изучение словарных слов не даст результата.


Приемы запоминания словарных слов:

1. Запись слова на доске с постановкой ударения и подчеркиванием непроверяемых букв;

2. Проговаривание слова по слогам;

3. Определение значения слова путем перечисления его признаков;

4. Составление предложения или словосочетания с новым словарным словом;

6. Проведение творческих работ со словарными словами (составление мини-рассказов, изложений, сочинений, юмористических рассказов);

7. Ведение Словариков трудных слов;

8. Составление словарей ошибок.


В основном, отбор словарных слов на моих уроках основывается на материале учебника, но активно привлекается рабочий материал: ошибки в письменных работах, в том числе по другим предметам: истории, биологии, химии, физики, обществоведению. Также словарная работа ведется с неологизмами, постоянно пополняющими активный запас уверенных пользователей интернета - наших детей, способных научить нас, педагогов, новым возможностям и новым словам, необходимым для взаимопонимания и взаимообогащения.

В методике различают словарно-семантическое, словарно-орфографическое и словарно-стилистическое направление словарной работы, способствующие обогащению словарного запаса учащихся и формированию навыков правописания.

Слово рассматривается одновременно в четырёх аспектах:

Орфоэпическом (написанное на доске слово должно прозвучать);

Лексическом (выяснение значения слова);

Орфографическом (учимся писать это слово);

В контексте с другими словами (составляем словосочетания или предложения).

Для выяснения лексического значения слова очень часто провожу творческие диктанты (даётся толкование слова, учащиеся записывают само слово). Например:

Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. ( Айсберг );

Человек, занимающийся спортом. ( Спортсмен );

Коллективная спортивная игра на льду с шайбой. ( Хоккей );

Объявление о спектакле, концерте, вывешиваемое в публичных местах. ( Афиша ).

Текст должен быть небольшим: 3-7 предложений (в зависимости от класса).

Творческий диктант, где необходимо заменить существительные с предлогами, близкими по смыслу прилагательными ( ночь без сна – бессонная ночь, человек без страха – бесстрашный человек, даль без предела - …, жидкость без цвета - …).

III. Итоги.

Итак, мы выяснили, что словарная работа составляет неотъемлемую часть школьной программы обучения русскому языку, так как способствует решению многих важных задач:
1. Во-первых, помогает формировать личность ученика, его мировоззрения, расширяет словарный запас и наделяет ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности;

2. Во-вторых, во время словарной работы происходит знакомство ученика с богатством родного языка и показ его стилистических возможностей.

Словарная работа, проводимая почти на каждом уроке, способствует обогащению словарного запаса учащихся, вырабатывает орфографическую зоркость, развивает речь, а в целом, способствует формированию навыков грамотной письменной речи. Умение точно и целесообразно отбирать языковые средства в соответствии с содержанием, целями и задачами высказывания, является одним из компонентов правильной письменной речи. Формированию этого умения во многом способствует систематическая словарно-стилистическая работа, т.е. работа со стилистически окрашенной лексикой, и прежде всего с различными группами лексических синонимов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

МКОУ Мастюгинская ООШ

Выполнила:
учитель русского языка и литературы Симонова В.Е.

“Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”. Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово - инструмент познания мира.

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

Мы, учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:

а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их
активный словарь;

б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;

в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.

С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для первоочерёдного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приёмах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.

При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:

Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.

Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.

Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.

Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.

На уроках грамматики при объяснении нового материала обычно вводится (как и по другим предметам) новая специальная терминология, а в примеры, иллюстрирующие грамматические правила, вводятся новые слова, обогащающие речь учащихся. Перед контрольным диктантом учитель объясняет непонятные для учащихся слова; давая задание на дом по учебнику, он обязательно проверяет, всё ли понятно, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны учащимся.

Большое место словарная работа должна занимать в системе занятий на уроках литературы в процессе изучения художественного произведения. Однако, при этом имеется в виду, что на таких занятиях работа ведётся в первую очередь над словами, которые предполагается вводить в активный словарь ученика. Диалектизмы, архаизмы, просторечные слова могут являться предметом характеристики или разбора лишь во вторую очередь.

В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографические направления словарной работы. Мы же рассматриваем её как единство этих двух видов. На уроке нас интересуют не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых Вадим Шефнер писал так:

“Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв.
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо -
Не скудела в наши дни”.

Объединив словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроках мы рассматриваем слово одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.

Следуя принципу A.M. Пешковского. утверждавшего, что “сперва услышать, а затем смотреть, как это писано”, мы вначале знакомимся с орфоэпическим обликом слова. Написанное на доске слово должно прозвучать. Дети должны услышать и запомнить, как оно произносится. Затем мы пытаемся выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения, сначала самостоятельно (опираясь на знания учащихся, предположения, ассоциации), потом с помощью толкового словаря или объяснения учителя.

Работа на смыслом слова начинается с его лексического значения, то есть с его семантизации. Для этого используются два основных приёма:

1) указание на род и видовой признак

2) обращение к лексическому значению исходного слова и значению словообразовательной морфемы.

Выбор основного приёма семантизации определяется структурой слова. Если слово непроизводное (например, сосна, таять, короткий), то используется первый приём, если же слово производное (например, футболист, ржаной, зеленеть), то уместно обращение ко второму приёму. Элементы этих двух приёмов могут сочетаться.

Например, в определении “Проталина - место, где протаял снег, и открылась земля”, с помощью первого приёма разъясняется следующее: “место, где от снега открылась земля”, а с помощью второго приёма указано на связь с исходным словом (проталина - протаять) Кроме основных приёмов семантизации применяется ряд дополнительных.

Один из них - сопоставление неизвестного слова с известным - синонимом (оранжевый - апельсиновый) или антонимом (затейливый - простой).

Использование наглядности состоит в показе рисунка, схемы или самого предмета, Контекст (словесное окружение) даёт либо общее представление о лексическом значении слова (рыбаки вышли в море на ловлю тунца, т.е. какой-то морской рыбы), либо уточняет значение слова (лист дерева).

Подбор однокоренных слов и подбор слов на смысловую тему тоже используется для уточнения лексического значения толкуемого слова. Выбор дополнительного приёма семантизации незнакомого слова определяется типом его лексического значения. Так для слов с конкретным значением целесообразно использовать наглядность, а для слов с абстрактным значением - контекст. И в том, и в другом случае полезен подбор однокоренных слов на одну и ту же смысловую тему.

Сопоставление неизвестного слова с известным возможно, если у него есть синонимы и антоним. Выяснив семантику слова, непременно отметим его однозначность или многозначность, подберём близкие по значению слова и только после знакомства с произношением и семантикой переходим к усвоению орфографии данного слова. Ведь практически всегда звучание таких слов не совпадает с написанием. Поэтому, зная, как слово произносится, говорится, мы начинаем учиться его писать. На доске чётко и аккуратно написано слово, выделены орфограммы, поставлено ударение. Работа над орфографией начинается с проговаривания по слогам. Как известно, знакомство с новым видом орфограмм начинается с организации восприятия новых знаний. Восприятие как этап объяснения на уроке орфографии должно быть трёхкомпонентным:

1) на основе повторения видов орфограмм, имеющих черты сходства с изучаемой на уроке орфограммой;

Далее идет осознание и запоминание орфограммы. После этого пробуем заставить слово работать в контексте - словосочетании и предложении. Но этим работа над освоением слова не завершается. Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точного слова, соответствующего стилю высказывания, творческие задания, словарные диктанты из слов с одной определённой орфограммой, с разными орфограммами, блоками орфограмм; орфографический разбор; тренировочные упражнения, повышающие общую грамотность учащихся; работа над ошибками, орфографический диктант - это тоже работа со словом.

Лучше усвоить семантику и орфографию незнакомого слова позволяет этимологическая справка. Как правило, этимологические справки даёт учитель. Этот приём - этимологическая справка - формирует интерес к слову, к языку, к его истории.

В 5-9 классах я стараюсь использовать всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку.

Смысл этой работы в том, чтобы в отдельно взятом слове найти его фонетические, лексические, грамматические, стилистические и иные свойства и признаки, а затем установить его связи с другими единицами языка, указав на имеющиеся однокоренные слова, синонимы, антонимы, возможные словосочетания и т.д. Всесторонний анализ слова - качественно новый вид разбора. Обращение к такому комплексному заданию, естественно, воспитывает у учащихся более широкий взгляд на слово как живую речевую единицу, обладающую многообразными закономерностями. Выполнение упражнений по всестороннему анализу слова требует от учащихся систематического повторения, умения держать в памяти упорядоченные сведения регулярно, использовать их применительно к разному дидактическому материалу и под разными углами зрения.

Начинать упражнения по всестороннему анализу слова можно с того времени, когда учащиеся накопили некоторую сумму сведений по русскому языку. Такая работа уже посильна учащимся 5 класса в пределах изученного ими материала. Постепенно, по мере расширения у школьников представлений, объём заданий увеличивается.

Задание, предусматривающее изложение главных сведений, изученных па сегодня, может быть выполнено, если учащиеся обладают хорошо систематизированными знаниями. И само это упражнение помогает укреплять знания учащихся, обобщать и систематизировать их. Поэтому работу по всестороннему анализу слова уместнее всего проводить по итогам изученной темы или при повторении.

В 5 классе, после повторения материала начальной школы, предлагаю детям задание по указанию грамматических признаков названного слова, по обоснованию правильного написания, по составу, по определению лексического значения слова (опережающее обучение). Затем, после изучения программных разделов за курс 5 класса, будут добавляться новые вопросы, будут усложняться упражнения. Но первоначально упражнения по всестороннему анализу слова выполняются только под руководством учителя. Эти совместные занятия показывают детям целесообразность работы, её объём, последовательность, ее трудности и неожиданности. Можно начинать работу с игры “Кто больше?” Смысл этой игры состоит в том, чтобы выявить ученика, сумевшего о слове сказать больше и лучше других. Выполняя упражнения по всестороннему анализу слова, учащиеся искренне стремятся ответить на все вопросы.

Каждый класс имеет свой полный вариант задания, в соответствии с объёмом изученного материала.

Приведём пример выполнения задания: Снег - атмосферные осадки (лексическое значение) Белый снег.

У слова снег нет синонимов.

В переносном смысле не употребляется.

Снег - односложное слово.

с - [с] - согласный глухой, твёрдый
н - [н,] - согласный звонкий, непарный, мягкий
е - [э] – гласный
г - [к| — согласный глухой, твёрдый

Снег - снежный, снеговик, снежок, снегирь, подснежник.

Слово подснежник образовано морфологическим способом из сочетания под снегом путём одновременного присоединения приставки под- и суффикса -ник.

Слово снег нейтральное, может употребляться в любом стиле.

Снежок - безударная гласная проверяется: снег; ударение падает на последний слог, значит, надо писать после шипящей не е, а о.

Данный порядок может меняться. Так, можно начать разговор с грамматической характеристики слова, затем перейти к указанию других качеств и свойств.

Когда совместная с учителем работа покажет, что учащиеся освоили её принципы и методику, можно предлагать самостоятельные, а затем и контрольные задания. Завершением этой работы является рассказ (сочинение) о слове.

Во всех случаях - в ходе тренировочной работы или работы контрольной - учащимся следует предлагать вопросник, который одновременно может служить и планом ответа. Во время обучающих занятий вопросник полезно составлять совместно с учащимися. Только на самом высоком уровне работы, когда учитель рассчитывает получить обстоятельный ответ в виде рассказа о слове, вопросник, чтобы не сдерживать самостоятельности и инициативы учащихся, не предлагается. Выполнение заданий на разных этапах этой работы может быть устным и письменным (для письменного анализа требуется от 20 до 40 минут, поэтому такая работа проводиться часто не может).

Для всестороннего анализа удобно не каждое слово. Нужно, чтобы оно было учащимся понятно и давало бы много материала при его объяснении,

Поэтому для такой цели лучше избирать слова самостоятельные, а не служебные. Перед тем, как предложить учащимся слово для разбора, его обязательно следует до урока всесторонне разобрать самому учителю. Всесторонний анализ слова является перспективным упражнением, помогающим систематически проверять материал программы, воспитывающим у детей более полное, “объёмно” представление о языке как системе систем.

Для обогащения словаря учащихся часто использую следующие упражнения:

Лексический диктант (диктуемым словам учащиеся дают толкование)

Диктант “Угадай словечко!” (учитель даёт толкование, дети записывают само слово).

Орфографический диктант (правильное произнесение записанных на уроке слов)

Задание “Объясни разницу” - работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (представить - предоставить, надеть - одеть); она помогает предупредить ошибки в употреблении данных слов, вызванные незнанием их точного значения. Таким образом, идёт усвоение лексико-семантического уровня слова.

Проверочные словарные диктанты (2 раза в месяц)

Большое внимание уделяю работе со словарями. Школьный орфографический словарь - необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка.

Кроме орфографического словаря, нам необходим также и толковый словарь. В классе, как правило, мы пользуемся “Школьным толковым словарём” Трудность заключается в невозможности иметь полный комплект толковых словарей для всего класса.

К.Д. Ушинский писал, что “дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”,

Именно поэтому так много внимания уделяется формированию потребности и использовании справочной литературы. Работа со словом, теснейшим образом связанная со словарём, способствует повышению не только языковой культуры учащихся, но и их общей культуры. Словарная работа как важная часть урока способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса и присутствует на каждом уроке, являясь важным моментом в его структуре. Дело учителя определить в уроке подходящее место для неё, сократить или увеличить время знакомства со словом, освоения его.

Собственно словарная работа, ограниченная тесными временными рамками, требует выхода на внеурочный уровень. Она может быть продолжена на факультативе или предметном кружке по общим вопросам культуры речи или вопросам истории языка.

Я считаю, что благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка и литературы, у моих учащихся возрос интерес к словарной работе и к русскому языку в целом. Они любят и умеют работать со словарями и справочной литературой.


Целью работы является обогащение словарного запаса учащихся через различные виды диктантов, упражнений и использование словарей на уроках русского языка; максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь; научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие слова для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей; помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.

Содержимое разработки


Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся.

Доклад подготовила:

учитель русского языка

и литературы Князева Е.В.

2011 – 2012 учебный год

Целью моей работы является обогащение словарного запаса учащихся через различные виды диктантов, упражнений и использование словарей на уроках русского языка; максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь; научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие слова для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей; помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.

Основные вопросы, рассматриваемые в докладе:

1. Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку.

2. Система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка:

А) работа над словом в орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом аспектах;

Б) всесторонний анализ слова как один из приёмов обучения русскому языку и его значение.

3. Значение словарной работы на уроках русского языка.

Эти слова должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инструмент познания мира.

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

На уроках русского языка в целях повышения грамотности и речевой культуры учащихся я использую методику, которая способствует повышению орфографической грамотности учащихся.

Во-первых, важно заинтересовать детей, и не столько занимательным материалом, сколько тем фактом, что они занимаются серьёзным делом на уроке. Именно серьёзное отношение к предмету пробуждает интерес к его постижению. Если они, будучи взрослыми, напишут записку или деловую бумагу с ошибками, то их не будут уважать. Можно настойчиво объяснить ребятам, почему нельзя писать с ошибками. Такой текст с трудом читается, его смысл не сразу доходит, а иногда понимается искажённо. Это чревато многими бедами. Писать с ошибками опасно ещё и потому, что формируется первичный, очень крепкий навык. Необходимо несколько раз написать слово правильно, чтобы избавиться от последствий первоначального ошибочного написания. Нужно приучать ребят чаще обращаться к словарям, различным справочникам.

Во-вторых, нужно, чтобы ученики старались писать неторопливо, каллиграфическим почерком – это способствует сосредоточению внимания, фиксации в памяти ребёнка формы слова, позволяет припомнить соответствующее правило правописания.

Прежде чем написать, мы должны:

1. познакомиться с орфоэпическим обликом слова;

2. выяснить смысл слова;

3. объяснить написание с помощью этимологии (этимологическую справку даёт учитель).

После приступаем к орфографии:

1. орфографическое чтение слова учителем;

2. орфографическое чтение слова учениками хором, индивидуально, запоминая;

3. запись слова в тетрадь с проговариванием.

А далее в ходе урока закрепляется написание слов, эти слова продолжают работать в контексте словосочетаний и предложений.

- Зрительный диктант. Для зрительного диктанта берутся предложения, в которых встречаются эти слова. Предложения записываются на полосках бумаги и поочередно демонстрируются ученикам по 10–30 секунд. За это время ученики должны прочитать предложение про себя (или шепотом) орфографически (в 5-м классе учитель сначала сам читает предложение) и запомнить его, затем молча записать в тетрадь. По окончании диктанта записанное в тетрадях сверяется с записями на полосках бумаги, ошибки (если таковые имеются) исправляются ручкой с зеленой пастой. Затем предложения читаются учениками вслух орфографически.

– Составление учениками собственных словосочетаний и предложений с этими словами (или с теми, в которых они допустили ошибки в зрительном диктанте).

– Затем ученики получают домашнее задание:

1. Составьте кроссворд, используя как можно больше изученных слов. (Такая работа приучает пользоваться толковым словарем, учит правильно формулировать значение слова.)

2. Попробуйте составить рассказ, используя изученные слова.

3. Выучите написание слов.

Таким образом, записав слово несколько раз, ученик невольно запоминает его.

На последующих уроках закрепляется правописание этих слов в различных письменных работах, например:

Следующий этап словарной работы – диагностический словарный диктант. В результате такой работы выявляются слова, наиболее трудные для учеников. Именно к ним будем обращаться в течение последующих уроков по теме.

Систематическая работа дает положительные результаты: увеличивается количество хороших и отличных оценок, значительно меньше двоек. Систематическая, тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа не только вырабатывает орфографическую зоркость, грамотность, но и расширяет словарный запас учащихся, развивает речь, а также дисциплинирует детей, способствует устойчивости внимания. И как следствие – уважение к родному языку, повышение интереса к предмету.

Большое внимание нужно уделять регулярной работе над ошибками.

Каждый день ученики, допустившие ошибки в классной или домашней работе, дома выполняют в рабочей тетради работу над ошибками, в столбик выписывая все слова в исправленном виде, выделяют при помощи простого карандаша орфограммы, графически объясняя их написание, или пишут рядом проверочное слово.

Затем проводится работа с пунктограммами: в тексте домашнего задания ученик расставляет знаки препинания и графически объясняет их расстановку.

Раз в четверть и в конце года на дополнительных занятиях проводится контрольный словарный диктант (или на уроке, тогда ученики работают в парах, по очереди диктуя друг другу слова).

Учитель раздает проверенные работы, ученики открывают свои тетради и делают индивидуальную работу над ошибками. Далее учитель раздает текст диктанта, который дети писали (в нем уже подчеркнуты буквы в словах, которые неправильно написаны учениками) и просит объяснить правописание этих слов. Затем ученики получают задание: подготовить орфографическое чтение этого текста с учетом подчеркнутых букв.

Цель работы – развить умение систематизировать собственную деятельность, учить исправлять и предупреждать ошибки.

Ученики пишут друг другу письма по схеме.

Развить орфографическую и пунктуационную зоркость возможно, но для этого требуются два условия:

1. Помощь со стороны родителей.

2. Заинтересованность и помощь преподавателей других предметов. Писать грамотно надо не только на уроках русского языка.

Только в комплексе, в совместной работе можно добиться результатов, какой бы проблемы это ни касалось.

Читайте также: