Просветительская деятельность музыкальных обществ россии доклад

Обновлено: 30.06.2024

Подпрограмма "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" обозначила пункты, касающиеся музыкального искусства: обеспечение свободы творчества, создание условий для развития профессионального искусства, сохранение традиций отечественного музыкального искусства и исполнительских школ, развитие филармонических коллективов, создание условий для выявления и становления одаренной творческой молодежи, создание возможностей приобщения к искусству широких слоёв населения. В рамках подпрограммы была разработана система мероприятий, позволяющая решить обозначенные проблемы.

Активную позицию в деле просветительства занимают руководители музыкальных учебных заведений. Так в Норильском колледже искусств (2002-2004 учебные годы) директор Павленко Е.И. придавала большое значение концертно-просветительской работе, как важной составляющей формирования духовно-нравственного облика общества, социально-экономического и политического развития города. При её поддержке автор данной работы смогла организовать и осуществить большую программу музыкально-просветительской деятельности, охватывающую детское и взрослое население г. Норильска. Главным принципом стало вовлечение в концертную жизнь возможно большее количество учащихся и преподавателей. План работы составлялся с учётом желаний, возможностей и перспектив развития каждого члена коллектива.

В силу географического положения Норильска, его удалённости от культурных центров страны, колледж искусств призван быть очагом музыкальной культуры города. В этом учебном заведении накоплен немалый опыт организации различных форм концертно-просветительской деятельности. Одна из них – тематические концерты, где особое внимание уделяется межпредметным связям. Они дают возможность разнообразия и широты используемого репертуара, комплексного и глубокого понимания содержания музыкальных произведений. Привлечение смежных видов искусств вносит в сценарий эмоциональный колорит, придаёт концертам зрелищность, театральность, красочность.

Анализ состояния музыкальной жизни современной России позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время страна переживает период возрождения музыкально-просветительской деятельности; его важность осознаётся выдающимися и рядовыми музыкантами; в процесс вовлекаются всё большее количество общественных и музыкальных организаций; возрождаются традиции благотворительности и меценатства; совершенствуются старые и появляются новые формы музыкального просветительства. Огромное значение имеет факт участия в этом процессе государства.

Заключение

Исторический обзор музыкального просветительства свидетельствует о том, что этот вид деятельности с самого своего возникновения тесно связан с вопросами воспитания, образования и эстетики. Основной задачей музыкального просветительства было и есть – приобщение людей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры, распространение знаний о музыке. Особенностью этого процесса является тот факт, что музыка оперирует художественными образами, обращается к чувствам людей и, вследствие этого, обладает возможностью их нравственного очищения. Специфика его – в добровольной инициативе исполнителей и посетителей, в стремлении к самообразованию.

Концертно-просветительская деятельность осуществлялась: любителями, сохранявшими традиции домашнего музицирования; профессиональными музыкантами учебных заведений, обществ и организаций, устраивавшими публичные концерты; меценатами, способствующими поддержке и развитию музыкального искусства; государством (как в СССР).

В процессе становления сформировалось назначение музыкального просветительства – реализация просветительской, пропагандистской, гедонистической и общесоциологической функций музыкального искусства. Сложились два основных вида этой деятельности: лекции-концерты и мероприятия дискуссионного характера, не утративших своего значения и в настоящее время.

Своим рождением музыкальное просветительство обязано Западной Европе, а расцветом – России, в особенности, её советского периода. Благодаря государственной поддержке в процесс музыкально-просветительской деятельности вовлекались все музыкальные организации и заведения, концертирующие музыканты и педагоги, студенты и учащиеся музыкальных школ, участники художественной самодеятельности. Музыкальной пропагандой охвачены практически все слои населения. Не случайно, что именно в советское время, когда была создана богатая музыкальная атмосфера множеством любителей этого вида искусства, в стране появляется огромная плеяда выдающихся музыкантов – исполнителей, педагогов и композиторов.

Наблюдение позволяет сделать следующий вывод: результаты музыкально-просветительской деятельности сказываются как на общем духовно-нравственном, культурном уровне населения, так и на появлении в этой среде талантливых музыкантов-профессионалов. Изучение исторического опыта возникновения, становления и развития музыкального просветительства даёт толчок к творческой фантазии в совершенствовании форм и методов организации этого вида деятельности.

Литература

6. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. – М., 1992.

7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. – Л., Музыка, 1973.

9. Асафьев Б.В. Великие традиции русской музыки. Избранные труды, т.4, М., Издательство Академии наук СССР, 1955.

16. Бэлза И.Ф. История польской музыкальной культуры, т. II – М., 1957

19. Восточный альманах. Вып. 3 – М., Гослитиздат, 1960

20. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.

21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 1991.

34. Дашкова Е. Р. Записки, 1743-1810 г.г. – Л., 1985г., - с. 10

37. Ерошенков И.Н. Музыкально-просветительская деятельность учреждений культуры. – М., МГУК, 1998.

42. Иллюстрация. 1846, №30, с. 474

43. Ильин В.В. Очерки русской хоровой культуры. – М., 1985.

52. Крюков А.И. Б. В. Асафьев. – Л., Музыка, 1984.

53. Крюков А.И. Могучая кучка. – Лениздат, 1977.

57. Лейес Р. Энеску. Музыка 20 века. Очерки, ч.2, кн.5. – М., Музыка, 1987.

59. Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. – М., 1985 – 1988.

66. Михель П. Музыкальное воспитание в ГДР на службе всестороннего и гармонического развития личности. – М., Междунар. Общество по музыкальному воспитанию детей. Конференция 9-я. Доклады 74, 1970.

67. Московский вестник, 1828, №9, с. 109

68. Музалевский В.И. Русское фортепианное искусство XVIII в. – первая половина XIX века. – Л., Гос. музыкальное издательство, 1961г.

71. Нечто о двух концертах Геништы – Московский вестник, 1828, №9, с. 109).

75. Опись сенатских указов Баранова № 10975

77. Пантеон, 1843, ч. 4.

80. Платек Я.М. На музыкальных просторах. – Музыкальная жизнь, 2001, №10, с.2-3.

81. Платон. Соч. в 3-х томах, т.1.

84. Постановление правительства Российской федерации от 14.12. 2000 г. № 955.

86. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2000.

91. Ройтерштейн М.И. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. – Л., 1981.

103. С-Петербургские ведомости, 1792, с.1803.

104. Старикович Л. Возрождая традиции меценатства. – Музыкальная жизнь, №2, 2001г, с 22

109. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., 1973.

112. Тугаринов Е.Л. В.С.Орлов – выдающийся мастер русской хоровой культуры /Московская консерватория. – М., 1987.

115. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений. – М., Л., 1959г., - т.2, - с.331

118. Халабузарь П.В. Просветительская деятельность музыкальных школ и её значение в эстетическом воспитании. – М., мин. Культуры, 1968

120. Хренников Т.Н. О Всесоюзном съезде композиторов. Сов. культура. М., 1974, 3 марта.

125. Шнеерсон Г. Портреты американских композиторов. Л. Бернстайн. – М., Музыка, 1977.

ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1. Сущность и особенности музыкального просвещения подростков

1.2. Деятельность Российского Музыкального общества по музыкальному просвещению.

1.3. Взаимосвязь региональных, культурно-исторических и образовательных традиций как содержательная основа музыкального просвещения (на примере становления и развития Тамбовского Музыкального общества (XVI1I-X>Cbb.);

ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА НА ПРОЦЕСС МУЗЫКАЛЬНОГО ПР

Подпрограмма "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" обозначила пункты, касающиеся музыкального искусства: обеспечение свободы творчества, создание условий для развития профессионального искусства, сохранение традиций отечественного музыкального искусства и исполнительских школ, развитие филармонических коллективов, создание условий для выявления и становления одаренной творческой молодежи, создание возможностей приобщения к искусству широких слоёв населения. В рамках подпрограммы была разработана система мероприятий, позволяющая решить обозначенные проблемы.

Активную позицию в деле просветительства занимают руководители музыкальных учебных заведений. Так в Норильском колледже искусств (2002-2004 учебные годы) директор Павленко Е.И. придавала большое значение концертно-просветительской работе, как важной составляющей формирования духовно-нравственного облика общества, социально-экономического и политического развития города. При её поддержке автор данной работы смогла организовать и осуществить большую программу музыкально-просветительской деятельности, охватывающую детское и взрослое население г. Норильска. Главным принципом стало вовлечение в концертную жизнь возможно большее количество учащихся и преподавателей. План работы составлялся с учётом желаний, возможностей и перспектив развития каждого члена коллектива.

В силу географического положения Норильска, его удалённости от культурных центров страны, колледж искусств призван быть очагом музыкальной культуры города. В этом учебном заведении накоплен немалый опыт организации различных форм концертно-просветительской деятельности. Одна из них – тематические концерты, где особое внимание уделяется межпредметным связям. Они дают возможность разнообразия и широты используемого репертуара, комплексного и глубокого понимания содержания музыкальных произведений. Привлечение смежных видов искусств вносит в сценарий эмоциональный колорит, придаёт концертам зрелищность, театральность, красочность.

Анализ состояния музыкальной жизни современной России позволяет сделать следующий вывод: в настоящее время страна переживает период возрождения музыкально-просветительской деятельности; его важность осознаётся выдающимися и рядовыми музыкантами; в процесс вовлекаются всё большее количество общественных и музыкальных организаций; возрождаются традиции благотворительности и меценатства; совершенствуются старые и появляются новые формы музыкального просветительства. Огромное значение имеет факт участия в этом процессе государства.

Заключение

Исторический обзор музыкального просветительства свидетельствует о том, что этот вид деятельности с самого своего возникновения тесно связан с вопросами воспитания, образования и эстетики. Основной задачей музыкального просветительства было и есть – приобщение людей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры, распространение знаний о музыке. Особенностью этого процесса является тот факт, что музыка оперирует художественными образами, обращается к чувствам людей и, вследствие этого, обладает возможностью их нравственного очищения. Специфика его – в добровольной инициативе исполнителей и посетителей, в стремлении к самообразованию.

Концертно-просветительская деятельность осуществлялась: любителями, сохранявшими традиции домашнего музицирования; профессиональными музыкантами учебных заведений, обществ и организаций, устраивавшими публичные концерты; меценатами, способствующими поддержке и развитию музыкального искусства; государством (как в СССР).

В процессе становления сформировалось назначение музыкального просветительства – реализация просветительской, пропагандистской, гедонистической и общесоциологической функций музыкального искусства. Сложились два основных вида этой деятельности: лекции-концерты и мероприятия дискуссионного характера, не утративших своего значения и в настоящее время.

Своим рождением музыкальное просветительство обязано Западной Европе, а расцветом – России, в особенности, её советского периода. Благодаря государственной поддержке в процесс музыкально-просветительской деятельности вовлекались все музыкальные организации и заведения, концертирующие музыканты и педагоги, студенты и учащиеся музыкальных школ, участники художественной самодеятельности. Музыкальной пропагандой охвачены практически все слои населения. Не случайно, что именно в советское время, когда была создана богатая музыкальная атмосфера множеством любителей этого вида искусства, в стране появляется огромная плеяда выдающихся музыкантов – исполнителей, педагогов и композиторов.

Наблюдение позволяет сделать следующий вывод: результаты музыкально-просветительской деятельности сказываются как на общем духовно-нравственном, культурном уровне населения, так и на появлении в этой среде талантливых музыкантов-профессионалов. Изучение исторического опыта возникновения, становления и развития музыкального просветительства даёт толчок к творческой фантазии в совершенствовании форм и методов организации этого вида деятельности.

Литература

6. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. – М., 1992.

7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. – Л., Музыка, 1973.

9. Асафьев Б.В. Великие традиции русской музыки. Избранные труды, т.4, М., Издательство Академии наук СССР, 1955.

16. Бэлза И.Ф. История польской музыкальной культуры, т. II – М., 1957

19. Восточный альманах. Вып. 3 – М., Гослитиздат, 1960

20. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968.

21. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М, 1991.

34. Дашкова Е. Р. Записки, 1743-1810 г.г. – Л., 1985г., - с. 10

37. Ерошенков И.Н. Музыкально-просветительская деятельность учреждений культуры. – М., МГУК, 1998.

42. Иллюстрация. 1846, №30, с. 474

43. Ильин В.В. Очерки русской хоровой культуры. – М., 1985.

52. Крюков А.И. Б. В. Асафьев. – Л., Музыка, 1984.

53. Крюков А.И. Могучая кучка. – Лениздат, 1977.

57. Лейес Р. Энеску. Музыка 20 века. Очерки, ч.2, кн.5. – М., Музыка, 1987.

59. Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. – М., 1985 – 1988.

66. Михель П. Музыкальное воспитание в ГДР на службе всестороннего и гармонического развития личности. – М., Междунар. Общество по музыкальному воспитанию детей. Конференция 9-я. Доклады 74, 1970.

67. Московский вестник, 1828, №9, с. 109

68. Музалевский В.И. Русское фортепианное искусство XVIII в. – первая половина XIX века. – Л., Гос. музыкальное издательство, 1961г.

71. Нечто о двух концертах Геништы – Московский вестник, 1828, №9, с. 109).

75. Опись сенатских указов Баранова № 10975

77. Пантеон, 1843, ч. 4.

80. Платек Я.М. На музыкальных просторах. – Музыкальная жизнь, 2001, №10, с.2-3.

81. Платон. Соч. в 3-х томах, т.1.

84. Постановление правительства Российской федерации от 14.12. 2000 г. № 955.

86. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2000.

91. Ройтерштейн М.И. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. – Л., 1981.

103. С-Петербургские ведомости, 1792, с.1803.

104. Старикович Л. Возрождая традиции меценатства. – Музыкальная жизнь, №2, 2001г, с 22

109. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., 1973.

112. Тугаринов Е.Л. В.С.Орлов – выдающийся мастер русской хоровой культуры /Московская консерватория. – М., 1987.

115. Фонвизин Д.И. Собрание сочинений. – М., Л., 1959г., - т.2, - с.331

118. Халабузарь П.В. Просветительская деятельность музыкальных школ и её значение в эстетическом воспитании. – М., мин. Культуры, 1968

120. Хренников Т.Н. О Всесоюзном съезде композиторов. Сов. культура. М., 1974, 3 марта.

125. Шнеерсон Г. Портреты американских композиторов. Л. Бернстайн. – М., Музыка, 1977.

ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1. Сущность и особенности музыкального просвещения подростков

1.2. Деятельность Российского Музыкального общества по музыкальному просвещению.

1.3. Взаимосвязь региональных, культурно-исторических и образовательных традиций как содержательная основа музыкального просвещения (на примере становления и развития Тамбовского Музыкального общества (XVI1I-X>Cbb.);

ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА НА ПРОЦЕСС МУЗЫКАЛЬНОГО ПР

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Тема: Значение и роль просветительской творческой деятельности музыканта на современном этапе.

Автор статьи : Борисова Ирина Анатольевна

Должность : учитель музыки

Место работы : ГБОУСОШ № 512

Адрес: 192029 г. Санкт – Петербург,

Невский р-н, ул. Ткачей д.5 кв.21,

Введение. Актуальность проблемы просветительской направленность творческой деятельности музыканта.

Глава 1. Из истории музыкального просветительства России.

1.1. Музыкальное просветительство в дореволюционной России.

  1. Музыкальное просветительство послереволюционного периода.
  2. Современная музыкально - просветительская деятельность.

Введение. Актуальность проблемы просветительской направленность творческой деятельности музыканта

Социологические исследования последних лет говорят о том, что в нашей стране произошли большие изменения в области культуры. Перестройка 90-х годов в России привела к тому, что в стране мерилом благополучия, уважения и успеха в жизни людей стали деньги. Они потеснили такие понятия, как патриотизм, национальная гордость, благородство, милосердие и т.п. Духовному миру человека противопоставлены стереотипы потребительства и прагматизма. Отмечается падение культуры среди населения и особенно среди молодежи.

Критическое состояние духовного и культурного уровня населения нашей страны вызывает тревогу и опасение. Утрата нравственных ориентиров, растворение национальной самобытности в массовой культуре отрицательным образом сказались на обще-музыкальном образовании и воспитании целого поколения.

Засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности а, зачастую и потребности людей в общении с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. В этом факте кроется опасность обеднения духовного мира человека, оскудение его мироощущения, и, как следствие, формирование нежелательных черт в его характере.

  1. Из истории музыкального просветительства России
  1. Музыкальное просветительство в дореволюционной России

Музыкальное просветительство в России возникло более ста лет назад. Оплотом музыкального просветительства в России было Императорское Российское музыкальное общество. Открытие консерваторий, Бесплатной музыкальной школы, музыкальных классов, школ, кружков не только в столице, но и в различных провинциальных городах и губерниях России, свидетельствовали о большом размахе народного просветительского движения.

  1. Музыкальное просветительство послереволюционного периода

В первое послереволюционное десятилетие молодая страна Советов в число важнейших задач поставила задачи просвещения рабочих и крестьян. Для решения задач музыкального просвещения стало необходимым развитие профессионального музыкального образования и обще-музыкального воспитания.

Широко была организована работа с детьми: в школах были введены обязательные уроки музыки, хоровые кружки, оркестровые и театральные коллективы. В оперных театрах и филармониях в воскресные дни и в каникулы устраивались детские музыкальные программы. С подобными программами филармонические коллективы выступали и на школьных площадках, в пионерских лагерях и.т.д.

Для взрослого населения в Петербурге, а, затем, в Москве открылись Народные школы музыкального просвещения. Требования к специализированным музыкальным школам заключалось в том, что музыка не должна замыкаться в стенах школы, а выходить за её пределы, нести музыкальную культуру в массы.

В свете решения этих задач были национализированы Петербургская и Московская консерваторий, обучение в которых стало бесплатным. Музыкальному просветительству была подчинена в значительной степени концертная деятельность консерваторий. Студенты и преподаватели регулярно выступали с лекциями-концертами для населения. Они несли в массы прекрасные образцы симфонической, оперной и камерной музыки.

В ходе реформ музыкального образования учебные заведения были разделены на три типа: музыкальные школы, техникумы и консерватории. Большое место в их работе занимала просветительская деятельность. С огромным энтузиазмом педагоги и учащиеся вели систематическую концертную деятельность. Музыкальные учебные заведения стали очагами музыкального просвещения населения районов и городов.

Просветительской идеей была пронизана деятельность профессиональных музыкантов-исполнителей всей страны. Солисты и участники камерных ансамблей, симфонические оркестры и оркестры народных инструментов ездили с концертами в самые отдалённые уголки страны.

Тесная связь с профессиональными музыкантами способствовала небывалому росту музыкальной культуры простого населения. В результате чего образовывалось множество новых самодеятельных музыкальных коллективов, появлялись талантливые исполнители, переходившие зачастую на профессиональную работу. Культурно-просветительское движение распространилось по всей стране и охватило различные слои общества.

Музыкальное просветительство в Советской России обрело новый стимул к развитию и совершенствованию благодаря тому, что задачи просвещения масс были поставлены на уровень государственной политики. Главным непременным требованием к таким мероприятиям был высокий художественный уровень музыкальных произведений.

1.3. Современная музыкально - просветительская деятельность.

Современное отечественное музыковедение, многие годы разрабатывавшее научные и педагогические направления в академическом образовании, явно снизило интерес к музыкально-просветительской деятельности – одной из важнейших в искусстве.

Проблема просветительства широко рассматривается на межрегиональных и общероссийских педагогических конференциях, находит отражение в печати.

Влияние на общественную жизнь музыкального просветительства бесспорно, и профессионализация данного рода деятельности – потребность времени. Уровнем культуры измеряется сила духа нации, её будущее, и потому так актуально, более того, жизненно необходимо сегодня возрождение и утверждение приоритетов духовности через активную культурно - просветительскую работу.

Музыкально - педагогические Вузы и консерватории должны обеспечить кадровый потенциал музыкантов - просветителей, которые должны стать трибунами духовного и культурного возрождения России. В крупных городах этим должны заниматься не только театры, Вузы, филармонии, но и музыкальные школы, клубы, дома и дворцы культуры. Необходимо наладить связь филармоний, театров со школами, больницами, предприятиями. Чтобы в каждую школу один или два раза в месяц приезжали с лекциями-концертами артисты или музыканты.

В настоящее время страна переживает период возрождения музыкально-просветительской деятельности, однако эти положительные тенденции занимают в общей картине музыкальной культуры страны, к сожалению, не самое большое место. Понадобятся десятилетия интенсивной работы, прежде чем восстановятся утраченные Российские традиции музыкального просветительства.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыкально-просветительная деятельность в России конца XIX – начала XX века.
(Могучая кучка П.И.Чайковский, Антон и Николай Рубинштейны, С.Дягилев).

Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн (16 ноября 1829, Выхватинец, Подольская губерния — 8 ноября 1894, Петергоф) — композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианиста Николая Рубинштейна.
Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён.Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория. Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства.
Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

Никола́й Григо́рьевич Рубинште́йн (2 июня 1835, Москва — 11 марта 1881, Париж) — русский пианист-виртуоз и дирижёр. Основатель Московской консерватории (соучредитель князь Николай Петрович Трубецкой) и первый её директор.

Национально-просветительские стремления Н.Г.Рубинштейна сказались в пропаганде им творчества русских композиторов. Особенно велико его значение как интерпретатора сочинений П. И. Чайковского и композиторов- современников.

Алекса́ндр Порфи́рьевич Бороди́н (31 октября 1833, Санкт-Петербург — 15 февраля 1887, там же) — русский композитор, учёный — химик и медик. Участник "Могучей кучки" Основоположник русского эпического симфонизма.
Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.

Алекса́ндр Ильи́ч Зило́ти (27 сентября 1863, Харьков — 8 декабря 1945, Нью-Йорк) — выдающийся русско-американский пианист, дирижёр и музыкально-общественный деятель.

Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов (20 марта 1873, Семёново, — 28 марта 1943, Беверли-Хиллз , США) — русский композитор , выдающийся пианист-виртуоз и дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века.

И́горь Фёдорович Страви́нский (5 июня 1882, Ораниенбаум, Российская империя — 6 апреля 1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции на кладбище Сан-Микеле) — русский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века.

Алекса́ндр Константи́нович Глазуно́в (29 июля (10 августа) 1865, Санкт-Петербург — 21 марта 1936, Нёйи-сюр-Сен) — русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, профессор Петербургской консерватории (1899), в 1907—1928— её директор.

Глазунов начал обучаться игре на фортепиано с девяти лет, сочинять с одиннадцати. В 1879 он познакомился с Милием Балакиревым, который отметил незаурядный талант юноши и рекомендовал его Николаю Римскому-Корсакову. С Римским-Корсаковым Глазунов начал частным образом изучать теорию музыки и композицию, и за полтора года прошёл весь курс гармонии, форм и инструментовки. Уже в 1882 году Глазунов написал свою Первую симфонию, которая с успехом была исполнена под управлением Балакирева, а вскоре появился его первый струнный квартет.
После Октябрьской революции Глазунов выступал как дирижёр на фабриках, в клубах и др., принимал участие в музыкально-общественной жизни страны. В 1922 ему было присвоено звание народного артиста Республики.

При подготовке к конкурсу по музыкальной литературе мы обратили внимание интересную тему – музыкальное просветительство в России. Мы не нашли ни одной книги или статьи, где эта тема была бы раскрыта, ни одной работы обобщающего характера. Только в отдельных главах серьёзных трудов по истории музыки. Свою работу представляю как главу школьного учебника по музыкальной литературе, описываю в ней формы музыкально-просветительской деятельности в XIX веке, выявляю их значение и роль.

Первая половина XIX века

Среди форм музыкального просветительства первой половины XIX века преобладает концертное просветительство, распространяющееся благодаря кружкам и салонам музыкантов-любителей и музыкальным просветительским организациям.

Кружок рода Львовых. Столь же серьёзными программами отличались концерты, устраиваемые в доме А. Ф. Львова, известного скрипача-виртуоза, занимавшего пост директора Придворной певческой капеллы. В его доме проходили еженедельные квартетные вечера.

Почти одновременно с Обществом любителей музыки в Петербурге в 1828 году возникла Музыкальная академия. Основателем её стал Ф. П. Львов. Концерты всех этих организаций носили просветительский характер и были одобрены прессой в лице Ф. Одоевского.

Во многих домах собирались кружки любителей бытового музицирования: у В. Ф. Одоевского, А. С. Грибоедова.

Новая перспектива возникла с деятельностью открывшегося в Петербурге Филармонического общества, сыгравшего огромную просветительскую роль в развитии музыкальной жизни России. Основанное в 1802 году, оно стало первым официальным музыкальным учреждением, имеющим государственную поддержку. Оно было создано прежде всего с благотворительной целью. Основу общества составили придворные музыканты, создавшие фонды для оказания помощи семьям умерших своих коллег и выплаты ежегодных пособий их вдовам и сиротам. Капитал общества составляли не только сборы с концертов, но и частные пожертвования в его пользу. Основой репертуара концертов являлись хоровые произведения: кантаты, оратории. Постоянным дирижёром был А. Парис.

В концертной жизни Петербурга наметились определённые направления: благотворительные концерты, устраиваемые Филармоническим обществом и любителями музыки, публичные и частные концерты, объявленные отдельными артистами. Лишь к началу 50-х годов наиболее полно развёртывается просветительская деятельность первых в России специальных концертных организациях (Филармонического общества, Университетских концертов, Симфонического общества), преследующих цель пропаганды высокого искусства.

В Петербурге концертировали известные музыканты, завоевавшие славу не только исполнителей, но и педагогов – воспитателей русских талантов. Это были пианисты Ф. Шоберлехнер, К. Мейер, А. Герке, композитор, дирижёр, скрипач Л. Маурер, скрипач Ф. Беем. Большой успех имели концерты известных музыкантов-гастролёров: М. Шимановской, Т. Штейн, П. Виардо.

Заметно расширились международные музыкальные связи России в этот период. В 1840-х годах русская публика рукоплескала великим мастерам, ярким представителям романтизма – Листу, Шуману, Берлиозу. Существенно обогатился репертуар русских концертов, в который прочно входили произведения Бетховена, Мендельсона, Баха, Шуберта, Шопена.

Всё большее внимание уделяется просветительскому назначению концертов.

Вторая половина XIX века

В 60-80-е годы XIX столетия можно говорить уже о сложившейся системе музыкально- концертного и музыкально-образовательного просветительства в России, которая явилась детищем демократических процессов в обществе и культуре того времени.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Очень долго, фактически до середины XIX века, Россия оставалась крупной европейской страной, в которой не было ни одного специального музыкально-образовательного учреждения. Главными пенатами подготовки музыкантов были классы Придворной певческой капеллы, театральных училищ Петербурга и Москвы, женских привилегированных институтов, частные школы отдельных педагогов – певцов и пианистов.

Первая русская консерватория учла опыт западноевропейских музыкально-образовательных учреждений и синтезировала его. За рубежом в университетах концентрировались музыковедческие силы, а музыкальные – в консерваториях. В рамках одного учебного заведения объединилась подготовка музыкантов-исполнителей, композиторов и теоретиков музыки. Это осталось традицией и особенностью отечественного музыкального образования до сегодняшнего дня.

С одной стороны все музыканты-консерваторцы участвовали в хорах РМО, в том числе и композиторы, что сближало их с живой практикой, с другой – имели высокий уровень музыкально-теоретической подготовки. Русские консерватории того времени в этом отношении были сильнее некоторых западноевропейских. Специфически отечественной особенностью стало преподавание предметов общеобразовательного цикла. С самого начала работали классы русского, немецкого, итальянского языков, истории, географии и математики.

В состав профессоров Петербургской консерватории вошли выдающиеся музыканты-педагоги.

Фёдор Осипович Лешетицкий

Антон Августович Герке

Карл Юльевич Давыдов

Николай Иванович Заремба

В том же 1862 году открылась Бесплатная музыкальная школа (организаторы и руководители её на общественных началах М. А. Балакирев и хормейстер Г. Я. Ломакин). Первое учреждение общего музыкального образования было близко по направленности воскресным общеобразовательным школам 60-х г. г. XIX века. БМШ было призвано давать музыкальное образование представителям средних и низших слоёв населения. Занятия в БМШ проводились по теории музыки, сольфеджио, хоровому пению с целью подготовки учителей хорового пения в сельских школах. Балакирев увидел в этом учреждении возможность пропаганды русской музыки посредством концертов, Ломакин мечтал учить пению, музыкальной грамоте, воспитывать хоровых дирижёров. Хоровая музыка занимала значительное место в программах концертов. В них широко звучали хоры из русских опер – Глинки, Даргомыжского, Кюи, опер западноевропейских композиторов – Глюка, Моцарта, Вебера.

Широко популярные концерты оркестра и хора БМШ явились центром пропаганды русской музыки, а также творчества зарубежных композиторов классической и романтической эпохи. Они сыграли громадную роль в развитии отечественного хорового исполнительства, формировании национальной школы.

Открытие Московской консерватории состоялось 1 сентября 1866 года.

А. Д. Александрова-Кочетова

С момента открытия Петербургской и Московской консерваторий началось формирование системы высшего профессионального музыкального образования в России.

КОНЦЕРТНАЯ ЖИЗНЬ

Общественный подъём 50-х-60-х годов вызвал новые взаимоотношения всё более широкого круга людей с музыкой. В музыкальной практике произошёл настоящий перелом: от сборного концерта, к концерту виртуоза, от него к концерту интерпретатора, и наконец, к концерту композитора; от сочинений второстепенных авторов – к шедеврам; от преобладания зарубежных музыкантов – к регулярным выступлениям музыкантов русских.

Филармоническое общество, основанное в 1802 году, к сожалению, в эти годы играло малозаметную роль. Два концерта в год: один – с участием итальянских звёзд, другой – с классической программой. По-прежнему, сборы предназначались для помощи семьям артистов-музыкантов. В 1863 году по инициативе Филармонического общества в Россию приехал Рихард Вагнер.

Интерес к итальянской опере не ослабевал и в последующие десятилетия. Концерты серьёзной музыки зачастую проходили в полупустых залах. Но не все. Об одном из таких концертов, который дал И. Промбергер, были в прессе отзывы Ц. А. Кюи (отрицательный) и А. Н. Серова (положительный). Но дело не в разноречивости оценки. Этот концерт носил научно-просветительный характер. Были составлены и напечатаны аннотации к исполняемым произведениям, артист драматической труппы прочитал текст вслух. Публика прерывала его много раз. Новшество не понравилось, тем не менее, постепенно укрепилось. В наше время аудитория спокойно, с интересом, воспринимает словесные пояснения ведущих концерта.

Кто из солистов с успехом концертировал в эти годы? Бельгийский и французский скрипач А. Вьетан, пианист Т. Лешетицкий, виолончелист К. Ю. Давыдов, скрипач Г. Венявский.

Тем не менее, русский симфонический и камерно-ансамблевый репертуар был ограничен, и в адрес РМО постоянно звучали обвинения в преобладании немецкой музыки.

Значимым явлением в деятельности РМО было привлечение широкого круга любителей к участию в исполнении хоров. Уже на самом первом заседании Комитета директоров было напечатано приглашение петь в хоре, являться на репетиции в Михайловский дворец. Были также организованы занятия по обучению пению и, что немаловажно, бесплатно. В 1869 году открылись приготовительные классы хорового пения.

8 лет А. Г. Рубинштейн был директором РМО. Период его правления был отмечен планомерной просветительской работой, в одном лице он совмещал руководителя консерватории и дирижёра концертов РМО

Председателем дирекции в 1867 – 1869 годы стал А. Даргомыжский. Большинство симфонических собраний шло под управлением Балакирева. Облик концертов быстро изменился: уже во втором из них преобладали сочинения русских композиторов. Благодаря Балакиреву, его усилиям по пропаганде новинок русской музыки, росла и набирала силы русская композиторская школа, активно пополнялся симфонический репертуар. К сожалению, ему дали продирижировать концертами всего в двух сезонах.

На его место был приглашён Э. Ф. Направник, при котором концерты РМО приняли более академический характер.

Вслед за Петербургом в 1860 году открылось отделение РМО в Москве, а затем в городах Поволжья, Урала, Сибири, Украины и в Тбилиси. В Москве большой популярностью пользовались концерты духовной музыки. Лучшими духовными хорами были чудовский, синодальный, семинарский, князя Ю. Н. Голицына; всего в конце 60-х годов насчитывалось около 20 хоровых коллективов. В репертуаре сочинения С. Давыдова, Д. Бортнянского, М. Березовского. В отношении хоровой культуры Москва шла впереди: именно здесь в конце 70-х годов возникло Русское хоровое общество.

Московское РМО возглавлял Н. Г. Рубинштейн, пианист, дирижёр. Ещё в большей степени приверженец новейшего направления в музыке, чем его брат. Как пианист выступал с концертами в России и за рубежом (на Всемирной выставке в Париже в 1877 году), представляя отечественное композиторское творчество. Его выступления блестяще послужили пропаганде русской музыки за рубежом.

Подведём итоги работы РМО.

Деятельность РМО охватывала две сферы музыкального просветительства: музыкально-образовательную и концертную. В области музыкального образования РМО выступило организатором музыкальных классов, из которых впоследствии выросли музыкальные училища, а затем и консерватории. Некоторые из консерваторий были открыты ещё до 1917 года: помимо Петербургской и Московской – Саратовская, Одесская, Харьковская, Тбилисская.

Музыкальные деятели этого периода могут быть названы просветителями универсального типа: каждый из них оставил след во многих областях культуры.

МУЗЫКАЛЬНО – КРИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

В это время ещё не было специальной музыкальной прессы. Событиям музыкальной жизни уделяли внимание газеты и журналы общего типа.

Кроме Одоевского и Улыбышева во второй четверти 19 века следует назвать Н. А. Мельгунова, Д. Ю. Струйского, М. Д. Резвого, В. П. Боткина.

В 40-50-х годах появляются первые статьи о музыке В. В. Стасова и А. Н. Серова.

Одоевский неустанно пропагандировал творчество Глинки, с симпатией отнёсся к молодому Чайковскому.

Музыкальные критики видели свою задачу в том, чтобы разъяснять слушательской аудитории значение музыкальных шедевров и способствовать пониманию их внутреннего смысла.

Развитие музыкально-просветительского процесса в России испытывало определённые сложности и противоречия. Но в целом, XIX век – век подъёма музыкально-просветительского движения: наблюдается расширение форм его реализации, содержательной стороны, конкретизация на различные слои общества.

Музыкальное искусство издавна играло огромную роль в духовном и нравственном совершенствования личности и общества. Музыкальное просветительство, сформировавшееся в вид деятельности, было направлено на распространение знаний о музыке, приобщение людей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.
Задачи и содержание музыкального просветительства определялись обозначенной эпохой, состоянием культуры и уровнем эстетического развития общества, его потребностями. В настоящее время, когда подъём общей и музыкальной культуры общества стал необходимым условием его благополучного существования, организация систематической и планомерной музыкально-просветительской работы обретает особенную актуальность и требует научного подхода в разработке её методов.

Файлы: 1 файл

Музыкальное просветительство.docx

Музыкальное просветительство в России: История и современность.

Музыкальное искусство издавна играло огромную роль в духовном и нравственном совершенствования личности и общества. Музыкальное просветительство, сформировавшееся в вид деятельности, было направлено на распространение знаний о музыке, приобщение людей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры.

Задачи и содержание музыкального просветительства определялись обозначенной эпохой, состоянием культуры и уровнем эстетического развития общества, его потребностями. В настоящее время, когда подъём общей и музыкальной культуры общества стал необходимым условием его благополучного существования, организация систематической и планомерной музыкально-просветительской работы обретает особенную актуальность и требует научного подхода в разработке её методов.

На данный период времени в литературе не существует труда, в котором достаточно полно и убедительно рассматривались бы сущность, задачи, содержание и формы музыкально- просветительской деятельности в контексте исторических эпох.

Зарождение музыкально-просветительской деятельности в России происходило под влиянием западноевропейской культуры. Принятие христианства, в его Византийской форме, способствовало распространению хорового и партесного пения. На русской культурной почве прижились европейские традиции домашнего музицирования. Образовавшиеся творческие сообщества и кружки, первые концертные организации и нотоиздательские фирмы способствовали распространению знаний о музыке, знакомству с произведениями отечественных и западно-европейских композиторов. Музыка вводилась в программы учебных заведений. Но музыкальное просветительство имело и свои специфические особенности, это: тесная связь с народным искусством и культурой, за которую ратовали выдающиеся деятели науки, литературы, искусства;

Музыкальное просветительство в Советской России обрело новый стимул к развитию и совершенствованию благодаря тому, что задачи просвещения масс были поставлены на уровень государственной политики. Для успешного претворения поставленных целей были организованы и привлечены к просветительской деятельности музыкальные концертные и учебные заведения, Народные школы музыкального просвещения, Союз композиторов, средства массовой информации. Появились новые направления музыкального просветительства: шефская работа по культурному обслуживанию рабочих, крестьян, армии и флота; организация университетов культуры для взрослых; работа по музыкальному просветительству среди детей и юношества; рождение и развитие художественной самодеятельности при поддержке профессиональных музыкантов. Наряду со ставшими традиционными типами концертов – сольными и тематическими, зародились и новые: концерты-митинги, концерты-встречи с композиторами и исполнителями, концерты-беседы. Главным непременным требованием к таким мероприятиям был высокий художественный уровень музыкальных произведений.

В настоящее время страна переживает период возрождения музыкально-просветительской деятельности; его важность осознаётся выдающимися и рядовыми музыкантами; в процесс вовлекаются всё большее количество общественных и музыкальных организаций; возрождаются традиции благотворительности и меценатства; совершенствуются старые и появляются новые формы музыкального просветительства. Огромное значение имеет факт участия в этом процессе государства.

И в заключении хотелось бы отметить, что исторический обзор музыкального просветительства свидетельствует о том, что этот вид деятельности с самого своего возникновения тесно связан с вопросами воспитания, образования и эстетики. Основной задачей музыкального просветительства было и есть – приобщение людей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры, распространение знаний о музыке. Особенностью этого процесса является тот факт, что музыка оперирует художественными образами, обращается к чувствам людей и, вследствие этого, обладает возможностью их нравственного очищения. Специфика его – в добровольной инициативе исполнителей и посетителей, в стремлении к самообразованию.

Читайте также: