Предметная сфера педагогики основные понятия педагогики доклад

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

ПЕДАГОГИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Реферат по дисциплине:

«Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы

Трушенкова Яна Владимировна

1. Объект и предмет педагогики. 4

2. Задачи и функции педагогики. 5

3. Методы педагогики. 7

Список использованной литературы. 11

Существование человеческого общества невозможно без передачи подрастающему поколению накопленного обществом опыта. Еще на заре общественной жизни взрослые в нелегкой борьбе с природой должны были учить детей тому немногому, что они сами знали и умели: как разжигать костёр, как изготавливать лук и стрелы для охоты на диких зверей и т.п. Такая передача знаний и умений молодому поколению и была той деятельностью, которую мы теперь называем обучение.

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Цели данной работы - знакомство с предметом педагогики, рассмотрение педагогики с научной точки зрения, определение педагогики.

понять как возникла и развивалась эта наука;

изучить, что исследует педагогика;

определить границы и предмет области педагогики.

Изученность работы - в изложении кратко и емко описана информация по основным темам курса Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики, основные категории педагогики, связь педагогики с другими дисциплинами, образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

Актуальность данной работы в том, что знание педагогики необходимо огромному количеству людей: родителям, работникам сферы обслуживания, работникам правоохранительных органов и другим.

Структура работы - содержание, введение, основная часть работы, список использованной литературы.

Объект и предмет педагогики

Такое понимание педагогики сохранилось в плоть до середины XX в. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. [1]

Педагогика - это наука изучающая закономерности и целенаправленную практику обучения и воспитания человека, приобщение человеческих существ к жизни общества, связанные с этим педагогические процессы и педагогическую деятельность. Иначе говоря, наука, обеспечивающая изучение и реализацию педагогических закономерностей, выявление которых - цель и результат исследования ее объекта и предмета. [2]

Область внимания и влияния научной педагогики так же связана и с изучением, и с реализацией педагогических явлений и процессов. Возможные разные взгляды на объект и предмет педагогической науки. Среди них следующий: ее объектом является образование - сфера обучения и воспитания, а предметом - закономерности процессов, происходящие в системе отношений, которые формируются в этой сфере.

Иначе существует педагогическая практика - сознательная или стихийная. Её объектом выступает реальное взаимодействие участников педагогического процесса, а предметом - способы взаимодействия, обусловленные его целями и содержанием и обуславливающие его методы и формы. Здесь действуют механизмы управления и организации деятельности, отношений и общения людей, их самоорганизациях в группах и коллективах, рефлексии и самовоспитания каждого человека.

Закономерности педагогической науки и педагогической практики взаимосвязаны, опираются друг на друга, проверяются опытом, но в принципе различны: первые сосредоточены на изучении педагогических процессов, вторые – на их содержании и технологии. И те и другие действительно служат совершенствованию своего предмета, только когда они предстают во взаимодействии, т.е. в единстве идеи и ее осуществления. В этом смысле, и правда, нет ничего практичнее хорошей теории, как нет ничего более продуктивного для науки чем хороший опыт. [4]

Так же в предмет педагогики входит такое понятие как дидактика (др.- греч. поучающий) теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Задачи и функции педагогики

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т.д.

К таким задачам можно отнести:

– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

– изучение и распространение педагогического опыта;

– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;

– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:

Функции педагогики - своего рода производные от её задач: направления, сферы компетенции, необходимые для решения этих задач. В свою очередь функции задают программу, содержание и технологию, определяют условия эффективности и характер анализа результатов такого решения. То есть, проще говоря, функции педагогики - познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Функции педагогической науки: теоритическая, технологическая. К теоритической относят:

1.Описальный и объяснительный - изучение передового педагогического опыта, его трактовка.

2.Диагностический - выявление состояния педагогических явлений, успешности деятельности педагога, установление условий и причин, её обеспечивающих.

3.Прогностический - исследование педагогической действительности и построение на её основе модели образования.

К технологической относят:

1. Проективный разработка методических материалов, определяющих план педагогической деятельности, её содержание и характер.

2.Преобразовательный - внедрение достижений педагогической науки в практику.

3.Рефлексивный и корректировочный - оценка влияния научных исследований на практику обучения с последующей коррекцией научной и практической деятельности.

3. Методы педагогики

Методы исследования - это способы решения научно-исследовательских задач.

К ним относятся следующие:

1. Педагогическое наблюдение

Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.

2. Исследовательская беседа

С помощью этого метода исследователь выясняет мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.

3. Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся

Изучая стимулирующую роль оценки знаний учащихся для их успеваемости, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обучения.

4. Педагогический эксперимент

Сущность эксперимента как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предложений, или гипотез.

В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный.

Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме.

Сущность созидательно-преобразующего эксперимента заключается в разработке теоретических основ и конкретных методических мер по решению исследуемой проблемы. Создается новая психологическая ситуация, с тем чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону. Дальнейшим этапом исследования этой проблемы является проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой школьной практике. Эта задача решается с помощью контрольного эксперимента, сущность которого заключается в применении апробированной методики в работе других школ и учителей.

Суть естественного эксперимента состоит в анализе тех или иных педагогических явлений, стремлении создавать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учителей и в этом смысле носили естественный характер.

5. Изучение и обобщение передового педагогического опыта

Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание.

При необходимости массового изучения тех или иных вопросов правомерно провести анкетирование и предложить школьникам ответить на несколько специально подобранных вопросов. Таким образом можно сравнительно быстро изучить эту проблему и опросить большое количество учащихся.

6. Рейтинг - метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности. Близким к нему является метод компетентных оценок.

7. Методы математической статистики используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала.

8. Теоретический анализ педагогических идей позволяет делать глубокие научные обобщения по важнейшим вопросам обучения и воспитания и находить новые закономерности там, где их нельзя выявить с помощью эмпирических (опытных) способов исследования.

Педагогика - одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребёнка, существа почти исключительно биологического, формируется личность - существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.

Итак, педагогическая наука - это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука - это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса - основа учительского мастерства.

К усвоению педагогики надо подходить как к научно - познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь - путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.

Список использованной литературы

1. Анисимов В.В Общие основы педагогики: учебник для вузов/ В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д Никандров. – М.: Просвещение, 2006.-574с.

2.Вигман С.Л Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-208 с.

4. Подласый И. П. Педагогика: учебник – М.: Юрайт – Издат, 2009.- 540 с.

5. Педагогика: учебное пособие / под редакцией П.И. Пидкасистого. – М.: Издательство Юрайт, Высшее образование, 2009.-430 с.

6. Шевченко Т.В. Педагогика за 24 часа/ Т.В. Шевченко. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 286 с.

[1] Вигман С.Л Педагогика в вопросах и ответах с 4.

[2] Педагогика: учебное пособие / под редакцией П.И. Пидкасистого с 26.

[3] Вигман С.Л Педагогика в вопросах и ответах с 4.

[4] Педагогика: учебное пособие / под редакцией П.И. Пидкасистого с 28.

Педагогика изучая процессы передачи и усвоения социально – исторического и культурного опыта, не может не задеть субъектов этого процесса, понимание динамики их личностного развития и влияние на личность различных факторов. Поэтому педагогический аспект проблемы личности заключается в выявление и изучение наиболее эффективных условий для полноценного развития личности в процессе обучения и воспитания. В педагогике Личность рассматривается как целостное явление, сложного взаимно обусловленного влияния природных и социальных факторов, по разному проявляющихся в онтагенезе. Личность (Выготский Л.С.) - целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Личность формируется, существует и проявляется в деятельности и общение. Развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс в котором происходяи и количественные изменения и качественные преобразования. Движущимися силами процесса развития выступают возникающие противоречия развития (потребностями и возможностями их удовлетворения), которые разрешаются в ходе воспитания и обучения. Педагогика изучает возможности личностного развития и пути его оптимизации в образовательном процессе.

Основные категории педагогики:

Образование – это процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний , умений и навыков, определенного уровня интеллектуального и эмоционального развития, формирование мировоззрения и познавательных интересов. Оно характеризуется: усвоением опыта накопленного в процессе культурно – исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие. В процессе образования человек получает навыки, знания, умения которые необходимы для формирования личности и эффективного вкл. Ее В жизнь общества.

Звенья Системы образования : дошкольное воспитание, общее, профессионально –техническое, средне –специальное, высшее, послевузовское, повыш. квалификация и переподготовка кадров.

Основные элементы в системе образования : учебно – воспитательные учреждения, социальные общности, учебный процесс.

Воспитание (в шир.) - вкл. В себя воздействие на личность общества в целом (социализация).

Воспитание (в узк.) – это целенаправленная деятельность, нацеленная на формирование у воспитанников определенных качеств личности, взглядов и убеждений. Процесс воспитания представляет собой социальное взаимодействие различных субъектов – инд., групповых и условно социальных институтов воспитания. Центральными фигурами в процессе воспитания, остаются воспитатель и воспитуемый . Взаимодействие в процессе воспитания представляет между собой обмен между его участниками информацией, типами и способами деятельности, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избирательный х-р.

Обучение ( как и воспитание) направлено на развитие личности, она реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Цель и обуч. И воспит. –это система требований общества к формированию таких качеств личности, которые позволили бы ей самостоятельно включиться в нужные обществу социальная деятельность и социальные отношения.

Педагогическая деятельность – это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования. Обучение и воспитание –это виды педагогич. деятельности. Важным критерием эффективности обучения является достижения учебной цели. Воспитательная работа не преследует прямого достижения цели, она предусматривает последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Критерии решения задач – позитивное изменение в сознание воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях и поведение.

В структуре педагогической деятельности можно выделить три компонента:

1)конструктивная деятельность – конструктивно – содержательная(отбор и сочетание учебного материала), Конструктивно –оперативная (планирование своих действий и действий уч-ся) и конструктивно –материальное .

2)организаторская деятельност ь – выполнение системы действий. Направленных на вкл. уч-ся в различные виды деятельности и организацию совместной деятельности.

3) коммуникативная деятельность – установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, представителями общественных организаций, родителями.

Педагогический процесс –это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения ед-ва обучения и воспитания.

П.П. –это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, нацеленное на решение развивающих и образовательных задач.

Важнейшей хар-кой П.П. является его целостность, которая может быть рассмотрена с позиции системного подхода, позволяющего увидеть всю педагогическую систему. Целостность –синтетическое качество П.П. хар –щее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий участвующих в нем субъектов . Два компанента ПП. – содержания образования, средства образования.

Педагогическое взаимодействие – всегда имеет два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и обратная реакцию воспитанника. Воздействия и обратные реакции могут быть разнообразны. П.В. является следствием взаимодействия педагогов и воспитуемых.

Педагогические (отнош. Воспит. И воспитанников)

Взаимные (Отношения со взрослыми и сверстниками)

Предметные (отнош. Воспитан. С предметами материальной культуры)

Отношение к самому себе.

Педагогическая технология ( технологии образования) – фиксирует целесообразные и оптимальные этапы и способы достижения выдвинутых целей образования. П.Т. – это последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением различных методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса . П.З. – э то ситуация воспитания и обучения. хар-щая взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство – они яв-ся задачами соц. Управления и их решения предпологает наличие след. Этапов- анализ ситуации и постановка задачи; проектирование вариантов решения и выбор оптимального для них условий, осуществления плана решения задач на практике; анализ результатов решения.

Похожие страницы:

Основные категории педагогики (2)

. определены три фунда ментальные категории (основные понятия педагогики) — воспитание, обучение, образование. Воспитание как . последние определяют основные пути развития педагогической науки. В настоящее время педагогика представляет собой .

Педагогика. Предмет и основные категории педагогики

. педагогики. История и классовый характер воспитания. Связь педагогики с другими науками. 1. Предмет и основные категории педагогики. К числу основных понятий педагогики .

Педагогика в системе наук о человеке

Педагогика как наука (7)

. сверстниками, в чтении, телевизионных передачах, кинофильмах. Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются . сверстниками, в чтении, телевизионных передачах, кинофильмах. Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них .

Педагогика (6)

. категориального аппарата. Каковы основные понятия (категории) педагогической науки? Место педагогики в системе наук о . и сверстниками, в чтении, телевизионных передачах, кинофильмах. Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них отражаются .

Педагогика, как и всякая другая наука, оперирует свои­ми понятиями:

воспитание, обучение, образование, педагоги­ческая деятельность, педагогический про­цесс.

Сущность педагогики, закономерно­сти воспитания, обучения, педагогического процесса раскрываются с помощью таких понятий:

метод, средство, прием, принцип, урок, занятие и др.

Кроме того, педагогика использует понятия, которые очень важны для нее, но основными являются для других наук (междисциплинарные по­нятия):

развитие, среда, формирование, деятельность, лич­ность и др.

Многие науки (психология, соци­ология, физиология, этнография, история и др.) использу­ют основные педагогические понятия, которые выступают для этих наук как междисциплинарные.

Предметизучения педагогики - воспитание, воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека. Она изучает сущность воспитания, его глубинные внутренние ме­ханизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними ус­ловиями ее существования. Основное поня­тие педагогики - воспитание, все остальные понятия конк­ретизируют и расширяют его. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Рассмотрим понятие воспитание в основных значениях: социальном и педагогическом.

Воспитание

В широком социальном смысле В широком педагогическом смысле

- воспитательное воздейст­вие на - целенаправленное воздействие,

человека всего общественного строя, осуществляемое в учебно-

всех ин­ститутов, воспитательных учреждениях

соци­альное явление, функция и охватывающих весь

общества, которая заключается учебно-воспитательный процесс

в подготовке подрастающего В узком педагогическом смысле

поколения к жизни. - специ­альная работа, направленная

(социализация) на формирование черт и

Воспитание - категория вечная и общая, порожденная потреб­ностью сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, ус­тановить преемственность между поколениями.

Воспитание

Явление историческое Носит классовый характер

Содержание и характер воспитания В одну и ту же историческую эпоху

в разные историчес­кие времена воспитание детей, относящихся

меняются под влиянием экономических к разным классам общества,

условий жизни обще­ства, способов различно. Господствующие классы

производства материальных благ, а также используют воспитание для

политики, культуры, религии. укреп­ления своей власти, своего

положения в обществе.

Цели воспитания всегда носят ярко выраженный исторический характер. В первобытном строе цель – вовлечение детей в трудовую деятельность. В Древней Греции цель воспитания – гармоническое и всестороннее развитие. В современной педагогике цели воспитания:

1. Формирование у каждого ребенка системы общечеловеческих ценностей (любви, добра, патриотизма, высоких духовных и культурных потребностей личности) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Личностное развитие каждого ребенка в зависимости от его особенностей.

Таким образом цели воспитания – это определенная перспектива, идеал личности, определяющие тенденции развития и совершенствования педагогического воспитательного процесса.

Воспитание

Это воздействие на воспитуемого из­вне. Внутренними воспитательные воздействия

Однако не все внешние воздействия оказывают могут быть когда человек сам предъявляет

воспи­тывающее влияние на ребенка. Воспитательное к себе требования, пытается с помощью

воздействие взрослого дети пропускают через призму определенной деятельности воздействовать

своего жизненного опыта, отвергают или при­нимают на себя с целью формирования

его и в зависимости от этого строят свое поведение. каких-то качеств. Такая работа над собой

называется самовоспитанием.




Воспитание и самовоспитание органически взаимосвя­заны. Эффективно только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания. Но, с другой сторо­ны, чем больше ребенок хочет и может работать над собой, тем восприимчивее он к воспитательным воздействи­ям взрослых.

Обучение - это специально организованный процесс вза­имодействия педагога (взрослого, который выполняет фун­кции обучающего) и учащихся (учеников, студентов, воспи­танников детского сада и др.), направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются так­же воспитание, формирование, развитие. Обучение самый важный и надежный способ получения систематического образования. Обучение есть специфический процесс познания, управляемый педагогом. Только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку деятельности – учении. В процессе обучения идет движение от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика на пути познания: от незнания к знанию. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находится преподавание и учение. Успех обучения определяется отношением воспитанников (учащихся) к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки. Ученик – субъект педагогического процесса, поэтому основой обучения является не преподавание, а учение. Цели обучения:

1. Цель начальной школы – подготовить детей к новым изменениям в их жизни, переходу на новую ступеньку.

2. Соответствие знаний и умений детей по каждому предмету (разделу) государственным образовательным стандартам в начальной школе и дошкольном учреждении, т. е. тем целям, которые поставлены перед школой, детским садом обществом и государством.

Образование - процесс и результат усвое­ния человеком общественно необходимой системы знаний, а также умений и навыков, обобщенных в науках о природе, обществе, человеческом мышлении.

Образование– единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Основную роль в образовании человека играют педагогический процесс и две его составляющие – обучение и воспитание. Т.о. образование – это процесс и результат воспитания и обучения, т.е. освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития.

Педагогика, как и всякая другая наука, оперирует свои­ми понятиями:

воспитание, обучение, образование, педагоги­ческая деятельность, педагогический про­цесс.

Сущность педагогики, закономерно­сти воспитания, обучения, педагогического процесса раскрываются с помощью таких понятий:

метод, средство, прием, принцип, урок, занятие и др.

Кроме того, педагогика использует понятия, которые очень важны для нее, но основными являются для других наук (междисциплинарные по­нятия):

развитие, среда, формирование, деятельность, лич­ность и др.

Многие науки (психология, соци­ология, физиология, этнография, история и др.) использу­ют основные педагогические понятия, которые выступают для этих наук как междисциплинарные.

Предметизучения педагогики - воспитание, воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека. Она изучает сущность воспитания, его глубинные внутренние ме­ханизмы, взаимосвязь с развитием личности и внешними ус­ловиями ее существования. Основное поня­тие педагогики - воспитание, все остальные понятия конк­ретизируют и расширяют его. Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Рассмотрим понятие воспитание в основных значениях: социальном и педагогическом.

Воспитание

В широком социальном смысле В широком педагогическом смысле

- воспитательное воздейст­вие на - целенаправленное воздействие,

человека всего общественного строя, осуществляемое в учебно-

всех ин­ститутов, воспитательных учреждениях

соци­альное явление, функция и охватывающих весь

общества, которая заключается учебно-воспитательный процесс

в подготовке подрастающего В узком педагогическом смысле

поколения к жизни. - специ­альная работа, направленная

(социализация) на формирование черт и

Воспитание - категория вечная и общая, порожденная потреб­ностью сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, ус­тановить преемственность между поколениями.

Воспитание

Явление историческое Носит классовый характер

Содержание и характер воспитания В одну и ту же историческую эпоху

в разные историчес­кие времена воспитание детей, относящихся

меняются под влиянием экономических к разным классам общества,

условий жизни обще­ства, способов различно. Господствующие классы

производства материальных благ, а также используют воспитание для

политики, культуры, религии. укреп­ления своей власти, своего

положения в обществе.

Цели воспитания всегда носят ярко выраженный исторический характер. В первобытном строе цель – вовлечение детей в трудовую деятельность. В Древней Греции цель воспитания – гармоническое и всестороннее развитие. В современной педагогике цели воспитания:

1. Формирование у каждого ребенка системы общечеловеческих ценностей (любви, добра, патриотизма, высоких духовных и культурных потребностей личности) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Личностное развитие каждого ребенка в зависимости от его особенностей.

Таким образом цели воспитания – это определенная перспектива, идеал личности, определяющие тенденции развития и совершенствования педагогического воспитательного процесса.

Воспитание

Это воздействие на воспитуемого из­вне. Внутренними воспитательные воздействия

Однако не все внешние воздействия оказывают могут быть когда человек сам предъявляет

воспи­тывающее влияние на ребенка. Воспитательное к себе требования, пытается с помощью

воздействие взрослого дети пропускают через призму определенной деятельности воздействовать

своего жизненного опыта, отвергают или при­нимают на себя с целью формирования

его и в зависимости от этого строят свое поведение. каких-то качеств. Такая работа над собой

называется самовоспитанием.

Воспитание и самовоспитание органически взаимосвя­заны. Эффективно только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания. Но, с другой сторо­ны, чем больше ребенок хочет и может работать над собой, тем восприимчивее он к воспитательным воздействи­ям взрослых.

Обучение - это специально организованный процесс вза­имодействия педагога (взрослого, который выполняет фун­кции обучающего) и учащихся (учеников, студентов, воспи­танников детского сада и др.), направленный на овладение определенной суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются так­же воспитание, формирование, развитие. Обучение самый важный и надежный способ получения систематического образования. Обучение есть специфический процесс познания, управляемый педагогом. Только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку деятельности – учении. В процессе обучения идет движение от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика на пути познания: от незнания к знанию. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находится преподавание и учение. Успех обучения определяется отношением воспитанников (учащихся) к учению, их стремлением к познанию, способностью осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки. Ученик – субъект педагогического процесса, поэтому основой обучения является не преподавание, а учение. Цели обучения:

1. Цель начальной школы – подготовить детей к новым изменениям в их жизни, переходу на новую ступеньку.

2. Соответствие знаний и умений детей по каждому предмету (разделу) государственным образовательным стандартам в начальной школе и дошкольном учреждении, т. е. тем целям, которые поставлены перед школой, детским садом обществом и государством.

Образование - процесс и результат усвое­ния человеком общественно необходимой системы знаний, а также умений и навыков, обобщенных в науках о природе, обществе, человеческом мышлении.

Образование– единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.

Основную роль в образовании человека играют педагогический процесс и две его составляющие – обучение и воспитание. Т.о. образование – это процесс и результат воспитания и обучения, т.е. освоения определенных обществом уровней культурного наследия общества и связанный с ним уровень индивидуального развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогика как часть науки – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем. Можно утверждать, что педагогика это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека, это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Объектом педагогики является воспитание в широком смысле этого слова.

Предмет педагогики – целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Главной задачей педагогики можно считать накопление и систематизацию знаний о воспитании человека.

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Реферат по дисциплине:

Сак Наталья Александровна

педагог дополнительного

образования

г.Урень 2017 год

Основные категории педагогики

2. Формирование и социализация личности

3. Педагогический процесс

Наука – система истинного, логически непротиворечивого и иерархически упорядоченного знания и деятельность по производству нового знания. В силу того, что наука является деятельностью по производству нового знания, она оказывается средством развития интеллектуального потенциала. Наука должна быть нацелена на развитие интеллектуального потенциала человечества путём производства нового истинного знания в жизненно важных для него сферах.

Педагогика как часть науки – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем. Можно утверждать, что педагогика это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека, это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Объектом педагогики является воспитание в широком смысле этого слова.

Предмет педагогики – целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования.

Главной задачей педагогики можно считать накопление и систематизацию знаний о воспитании человека.

Педагогика рассматривается как прикладная наука, которая направляет все свои усилия на решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования и обучения. Педагогика выполняет социальную функцию и как следствие оказывает большое влияние на дальнейшее развитие общества. До настоящего момента у педагогов нет единого мнения о том, какие понятия педагогики являются категориями, а какие нет, поэтому в разных источниках можно найти различные классификации. Однако можно выделить основные педагогические категории, к которым относятся такие категории как воспитание, обучение, образование, а также общенаучные категории – развитие и формирование.

Основной функцией педагогики является познание законов воспитания, образования, обучения людей и на этой основе возможность указывать лучшие пути и способы достижения поставленной цели.

Основные категории педагогики.

Педагогика как любая наука имеет свой категориальный и понятийный аппарат, который определяется ее предметом. Соответственно в педагогике понятие это форма знания, в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений. Понятия в педагогике определяют явления и компоненты педагогического процесса.

Категория применительно к педагогике – это общее, фундаментальное понятие, которое выражает существенные свойства, отношения и связи того или иного явления из реальной действительности.

Большинство современных ученых – педагогов сходятся в том, что к основным категориям педагогики можно отнести :

Воспитание служит базисом для более широких категорий, смысл

- В широком социальном смысле воспитание определяется как передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, способы мышления, этические,

правовые, нравственные нормы.

- В узком социальном смысле под воспитанием можно понимать направленное воздействие со стороны общественных институтов на человека с целью формирования у него определенных взглядов и убеждений, нравственных ценностей.

- В широком педагогическом смысле воспитание воспринимается как процесс и результат всех оказанных влияний на человека.

- В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение как общественное явление есть целенаправленная, организованная, систематическая передача старшим и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры производительного труда, знаний об активном преобразовании и охране окружающей среды. 1

Гуревич П.С., Психология и педагогика: учебник для студентов вузов М.;Юнити-дана,2015 с.249

Основу обучения составляют знания, умения и навыки, выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных компонентов содержания, а со стороны учеников – в качестве продуктов усвоения. Обучение всегда представляет собой двусторонний процесс, в котором

происходит соединение деятельности преподавателя и деятельности учеников.

Цели образования заключаются во внесении желательных изменений в

опыт, понимание и поведение учеников. Таким образом, обучение является

составной частью образования.

Обучение представляют с разнообразных сторон – как процесс, как деятельность, как вид, как явление и как взаимодействие.

В наиболее общем значении, обучение – это работа над собой с целью получения больших знаний, умений и навыков. Иногда обучением называют приобретение опыта. Обучение происходит постоянно и в любых условиях. Для ускорения процесса обучения и были организованы учебные заведения, в которых обучение проводят специально подготовленные люди - педагоги. Передавая ученикам, определенные знания педагоги всегда придают нужную направленность, формируя при этом мировоззренческие, идеологические, социальные, нравственные и многие другие установки. Поэтому можно утверждать, что обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать и обратное, в любом воспитании всегда содержится элемент обучения.

Образование – это специально организованная система внешних условий,

создаваемых обществом для развития человека. К социально сформированной образовательной системе относятся учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. Здесь осуществляются передача и использование опыта поколений согласно целям,

программам и структурам с помощью подготовленных педагогов.

Образование как термин чаще всего рассматривается как существительное от глагола "образовывать" и имеет значение "создавать", "формировать", "выращивать", "развивать ментально", "давать вид, образ" ,

создавать нечто новое, целое.

Долгое время понятие "образование" употреблялось как синоним понятия "воспитание" в широком смысле. В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.

Сегодня образование понимается как:

- ценность развивающегося человека и общества;

- процесс обучения и воспитания человека;

- как система (сеть образовательных учреждений разного типа и уровня).

Образование есть процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.

Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.

Цель образования заключается во внесении желательных изменений в опыт, понимание и поведение учеников. Таким образом можно сказать, что в образовании объединяются обучение и воспитание, которые обеспечивают готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей.

Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное). Это изменение которое представляет собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему, в конечном итоге происходит постепенное накопление количественных изменений приводящее к наступлению качественных изменений. Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.

Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Развитие личности - сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физические, психические, духовные, социальные и другие стороны. Развитие личности происходит, в том числе и в виде саморазвития, активного, последовательного, прогрессивного и необратимого изменения психологического статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании. Осуществляется развитие личности двумя путями:

- путем формирования личности

- в процессе биологического созревания

Результатом развития личности является ее формирование. Формирование личности это процесс развития и становления под влиянием внутренних, внешних воздействий и собственной активности личности (самовоспитания); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.

Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Формирование и социализация личности

Формирование есть некоторый этап относительной завершенности процесса развития. После обучения школьника в начальных классах наступает этап формирования ученика. Следовательно, формирование личности предполагает придание развитию некоторой законченности и относительной устойчивости.

Путь развития, в процессе которого происходит формирование, называют периодом. Период — это время, которое необходимо для наступления очередного, более высокого этапа (стадии) развития человека. В частности, говорят о развитии ребенка в период дошкольного детства, в период младшего школьного возраста, в период юности и т.п.

Процесс развития и наступления какого-либо этапа формирования личности происходит по преемственно-перспективному принципу. Развитие идет по спирали в соответствии с законом отрицания, когда наступивший этап развития как бы преемственно концентрирует, аккумулирует все то, что было на предыдущей стадии развития. Опыт развития на достигнутой стадии далее не копируется и не повторяется лишь на достигнутом уровне, а служит необходимой отправной точкой для последующего перспективного развития, передвигающегося к этапу более высокого уровня. Формирование личности неразрывно связано с социализацией личности.

Социализация – это взаимодействие человека с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, включения в социальную среду.

Педагогический процесс – это способ организации организации

воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. 2

Педагогический процесс в школе является соединением разных процессов. К таким процессам можно отнести процессы обучения, воспитания и развития. Сущность педагогического процесса заключается в передаче социального опыта старшими и использовании его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на реализацию потребностей современного общества во всесторонне и гармонично развитой личности. У каждого процесса должна присутствовать цель. В системе педагогического процесса цель занимает важно место. Цель это то, к чему нужно стремиться, что нужно осуществить. Для правильного понимания цели педагогического процесса нужна ее классификация. Обычно ее делят на общую, конкретную и промежуточную.

Общая цель – это цель, осуществляемая в любом учебном заведении, любым организатором педагогического процесса. Конкретная цель отвечает на определенный, конкретно поставленный вопрос. Промежуточные цели – это цели отдельных “мероприятий”. Они, как правило, ориентированы на промежуточный результат. Таким образом, цель педагогического процесса – сложное образование.

2 Ермаков В. А. Психология и педагогика: учебное пособие М,:Изд.центр ЕАОИ, 2011 с.229

В ней имеются общечеловеческие, региональные, национальные элементы. Можно сказать, что педагогический процесс реализует цели образования в условиях педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он является главной структурной единицей образования и контролирует систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Сущностную характеристику педагогического процесса составляет педагогическое взаимодействие.

Педагогическое взаимодействие – это процесс, который происходит

между воспитателем и воспитанником в ходе всей учебно - воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка. Педагогическое взаимодействие выступает как развивающийся двусторонний процесс. В ходе этого процесса происходит становление личности воспитанника и одновременно совершенствуется личность педагога. Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности в познании, игре, труде, общении. Педагогическое взаимодействие предполагает равенство отношений. В ситуациях неравноправия у учащегося может возникнуть ответная реакция. Опытные и талантливые педагоги обладают особым педагогическим чутьем и тактом и умеют управлять взаимоотношениями, совершенствуясь по мере усложнения духовных и интеллектуальных потребностей учеников.

Педагогическое взаимодействие можно разделить на несколько видов, а следовательно и отношений.

Педагогические - отношения между воспитателями и воспитанниками

Взаимные - отношения со взрослыми, сверстниками, младшими

Предметные – отношения воспитанников с предметами

Отношения к самому себе.

Педагогическое взаимодействие, как указывалось выше, всегда имеет две

стороны – педагогическое воздействие и ответное действие воспитанника. Воздействия могут быть разные по типу, характеру, содержанию и формам предъявления. Столь же сложны и многообразные могут быть и ответные действия воспитанников. Педагогическое взаимодействие неразрывно связано с педагогической задачей.

Педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.

Педагогическая задача возникает тогда, когда появляется необходимость подготовить переход человека от "незнания" к состоянию "знания", от "непонимания" к " пониманию", от "неумения" к "умению", от беспомощности к самостоятельности.

Таким образом, можно утверждать, что педагогическая задача есть результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У воспитанника как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в ходе решения педагогической задачи в результате должен измениться уровень знания, умения или качества личности.

Каждый человек неповторим, поэтому шаблонов решения педагогической задачи не существует. Необходимо применять различные способы перевода человека от одного состояния к другому.

Педагогические задачи можно разделить на два класса.

- задачи по обучению человека

- задачи по воспитанию человека

Каждый из основных классов подразделяется на группы задач. Задачи обучения - это изложение материала о млекопитающих, проверка на знание таблицы умножения, использование различных способов пересказа книги. Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, стимулировать ответственные поступки, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.

Выполнение этих задач должно привести к формированию заданных свойств воспитуемых, т.е. к решению содержательных педагогических задач.

Как любая другая наука, педагогика представляет собой совокупность знаний. В данном реферате было показано, что воспитание, обучение, образование и развитие являются основными категориями педагогики. Мы пришли к выводу, что процесс обучение делиться на два основных элемента : учение и преподавание. Нами установлено, что процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции, которые не могут существовать раздельно. Выяснили, что к педагогическим категориям можно также отнести и такие достаточно общие понятия как формирование и социализация личности, педагогический процесс и др.

Вместе с тем мы убедились, что процесс обучения относится к сложным, многофакторным социальным процессам и требует к себе постоянного пристального внимания.

Читайте также: