Доклад на тему керченский пролив

Обновлено: 02.07.2024

В зимнее время, вообще, многие кочевники перебирались с одного полуострова на другой посредством водного пространства. Об этом твердят уже более современные исторические книги и писания. Многочисленные военные действия не раз выдерживал зимний Керченский пролив, а в теплое время года – морские боевые сражения.

Геродот в своих сводках неоднократно упоминал некие Киммерийские переправы, названные в честь народов, пересекающих канал. История Керченского пролива богата и многообразна. Он имеет множество названий, соответствующих разным временным промежуткам. Это и Таврический пролив, и Еникальский, и Керчь-Еникальский.

Народы, владеющие близлежащей сушей, присваивали его себе, отсюда и появились всевозможные имена Керченского пролива. Ближе к современности Керченский пролив стал достоянием славянских народов, а именно – территорией СССР. Для того чтобы появилась возможность железнодорожному транспорту переправляться через него, в послевоенное время началось строительство моста. Хотя, по некоторым источникам, стало известно, что его собирались возводить еще до начала Второй мировой.

Материалами служили трофеи, полученные во время боевых военных действий. К большому сожалению, строительство было прекращено весной 1945 года из-за того, что сходивший после зимы лед повредил треть уже установленных опор. Восстановление на тот момент было практически невозможно. Оставшиеся строительные материалы были сняты и ликвидированы.

К середине 50-х годов через Керченский пролив была открыта переправа для паромов, протяженностью около 5 км. Проходила она от Крыма до Краснодарского края. А уже к 80-м годам все виды перевозок были приостановлены по причине износа паромов. Практически 15 лет через переправу перевозили только автомобили.

Восстановление и новое строительство требовало больших денежных затрат, из-за чего оно так и не было начато. Бассейны двух морей разделяются Керченским каналом. Южное побережье Азовского моря, образованное полуостровами Таманским и Керченским, имеет холмистый и обрывистый рельеф. В некоторых местах расположены утесы и мысы. То же касается и берегов Черного моря.

С этой стороны можно найти большее количество песчаных кос и мелководий, самыми крупными из которых являются Чушка и Тузла. Расстояние Керченского пролива сопровождается высокими берегами. На всей его протяженности прорыт канал. Навигационное оборудование, которое там расположено, обеспечивает свободное и безопасное передвижение по нему.

От главного канала проходят более мелкие, ведущие к обустроенным портам и некоторым населенным пунктам. Их называют фарватерами или рекомендованными путями. Из-за мелководья в зимнее время Керченский пролив замерзает. В весенние паводки и летние дожди для него характерно поднятие уровня воды.

Расположен пролив в полосе с умеренно континентальным климатом (жаркое лето и довольно теплая зима). Широко развито на территории водного бассейна Керчи рыболовство, оно достигает огромных масштабов.

Керченский пролив соединяет Азовское и Черное моря, находится между двумя полуостровами – Крымским и Таманским. До 2014 года он было еще и морской границей между сопредельными государствами – Россией и Украиной. В настоящее время через пролив построен Керченский мост, под которым проходит судоходная артерия из Азии в Европу.

Мост через Керченский пролив

Не менее интересна и история этих мест. За них сражались насмерть, их вожделели цари и империи. Побережья двух морей – земли, овеянные легендами и славой.

Содержание:

Керченский пролив: где находится и как добраться

Географически Керченский пролив располагается между полуостровом Крым и Таманским полуостровом Краснодарского края Российской Федерации. Таманский и Динской заливы в его акваторию не входят. Границей выступает узкая коса Чушка. Вдоль нее проходит Керчь-Еникальский канал.
Чтобы понять, как добраться до Керченского пролива, следует отталкиваться от собственного местоположения. Находясь на территории Краснодарского края, нужно ехать на запад, в направлении станицы Тамань. Ниже на карте показан маршрут из Краснодарского края в Керчь, по Крымскому мосту.

Именно он является единственной (на данный момент) сухопутной транспортной артерией, связавшей Крым с материковой Россией. Из Тамани в Керчь ходят рейсовые автобусы.
Добраться из Крыма также несложно. Достаточно выбрать направление на восток. Причем доступ к Керченскому проливу с крымской стороны гораздо проще – много выходящих к акватории населенных пунктов. Это села Заветное, Набережное, Челядиново, Глазовка, Пролив и собственно город-герой Керчь.
Географические координаты Керченского пролива: 45°14?50.4?N, 36°28?55.8?E.

История

Город Пантикапей на берегу Керченского пролива


Картина Валентина Полюшкина
В городе был водопровод и канализация, дома были накрыты черепицей. Более подробно о Пантикапее можно узнать и посмотреть экспонаты в Керченском историко-археологическом музее.
Во времена владения полуостровом турками, в ХVIII веке в самой узкой части пролива была построена крепость Еникале (которая сохранилась до наших дней), с которой турки обстреливали российские корабли проходящие мимо.

Крепость Еникале на берегу Керченского пролива

Во время Русско-турецкой войны в 1771 году была взята Российской армией без боя. В году 1790-м знаменитый флотоводец Ф. Ушаков разгромил в Керченском проливе османский флот, не подпустив его к крымским берегам.

Бой Российского флота с турками в Керченском проливе

В XX веке территория стала принадлежать СССР. Советский Союз даже сумел возвести через пролив железнодорожный мост из 115 пролетов по 27 метров. Только в феврале 1945-го он оказался разрушен ледоходом. Правда, Сталин все же успел проехать, когда возвращался с судьбоносной Ялтинской конференции. К сожалению, восстановить переправу ослабленной войной стране не удалось. Поэтому остатки конструкции сняли и ликвидировали.
В 1950-х годах на Керченском проливе начала работу паромная переправа. Ее протяженность составляла всего 5 километров.
После 1991 года за пролив бесконечно спорила Украина с Россией. Но паромная переправа работала, хотя объемы перевозок были не большими.

Паромная переправа через Керченский пролив

После катастрофы 2007-го, когда в акватории потерпели крушение несколько кораблей, вопрос о капитальном мосте встал с прежней остротой. Решить его удалось только после присоединения Крыма к РФ. Сегодня стройка века закончена. Над водами Керченского пролива исправно действует новый совершенный мост, вмещающий автомобильные и железнодорожные магистрали.

Описание Керченского пролива

Керченский пролив фото

В области Тамани – равнины и даже низменности. Это обусловлено меньшим поднятием земной коры в этом районе. Берега извилистые, сильно изрезанные. Много мелких бухточек и полуостровов.
Керченский пролив мелководен. Наибольшая глубина составляет всего 18 метров. Наименьшая – возле портов – не более 8 метров. Поэтому в холода артерия стабильно замерзает. В особенно суровые зимы ее поверхность бывает скована толстым ледяным панцирем. Хотя случается это довольно редко. Ведь в этих широтах царит умеренно-континентальный климат, следовательно, довольно теплые зимы и летняя жара. Весной уровень пролива поднимается.
Природа Керченского пролива – довольно своеобразная, но характерная географии. Ввиду климата растительность тут скудная, редкая. По берегам встречаются низкие кустарники и деревца, заросли камыша и трав.

Природа берега Керченского пролива

Ихтиофлора и фауна напротив, довольно богаты – теплая, хоть и довольно мутная, постоянно циркулирующая вода приносит много питательных веществ. Благодаря этому хорошо развито рыболовство. Этот промысел и рыбопереработка – основные сферы деятельности обоих побережий, не считая действующих портов.
Данные о протяженности Керченского пролива в разных источниках сильно отличаются. Эта цифра лежит в диапазоне от 40 до 45 километров. Ширина колеблется в пределах 4,5-15 километров в зависимости от конкретной береговой точки.

Легенды, сказания, факты

Легенды о Керченском проливе

История покорения Керченского пролива: крымские мосты

Мост через Керченский пролив 1944 год

Заключение

Значение Керченского пролива для Крыма и РФ в целом невозможно переоценить. Он важен и для военного потенциала страны, и для экономической деятельности. В первом случае – как практически непреодолимый рубеж материковой России и путь снабжения. Во втором – как судоходная артерия, соединяющая порты Азовского и Черного морей через Средиземное с международными морскими путями.
Каждый день через пролив под Крымским мостом проходят суда из Ейска, Таганрога, Ростова-на-Дону и прочих портов. Это – единственная морская коммуникация для судов, следующих к Волго-Донскому каналу, через который можно попасть в Каспийское море.
Немаловажен Керченский пролив и с точки зрения туризма. Ежегодно сотни тысяч гостей прибывают на полуостров по Крымскому мосту и наслаждаются потрясающей панорамой. Она поистине уникальна: бескрайний морской простор, простирающийся на десятки миль вокруг, а на горизонте в дымке – вожделенная суша. Особенно красиво в акватории по ночам, когда ее середина утопает в кромешной тьме, а берега манят россыпью ярких огней. В России мало мест, подобных Керченскому проливу, и увидеть его своими глазами действительно стоит. Не пожалеете!
В заключении нашей статьи предлагаем посмотреть обзорное видео о природной достопримечательности юга России.

Единственной перемычкой, соединяющей Азовское море с Чёрным, а через него – с Атлантическим океаном, является Керченский пролив. Он располагается между Крымом и Таманским полуостровом и является важной судоходной артерией для портов Азовского моря.


Вид с башни Еникальского маяка на Керченский пролив. Wikimedia Commons / Solundir (CC BY-SA 3.0)

Важность Керченского пролива сложно переоценить: достаточно сказать, что без него Азовское море превратилось бы в огромное озеро.

Особенности Керченского пролива

На западном берегу пролива находится город Керчь. В античные времена на этом месте стоял богатый греческий город Пантикапей, через который велась активная торговля с народами, населяющими причерноморские степи. Сегодня Керчь является крупным центром судостроения и металлургии. В городе имеется морской порт, где возведены терминалы по перевалке сжиженного газа и нефтепродуктов. До 2020 года функционировала паромная переправа, с помощью которой автомобили, железнодорожные составы и пассажиры попадали в Крым из Краснодарского края. Сегодня берега Керченского пролива соединяет Крымский мост.

История Керченского пролива

С точки зрения геологии Керченский пролив является довольно молодым образованием. На его месте в течение многих миллионов лет разливались воды Чёрного моря, однако около 25 миллионов лет назад дно моря начало медленно подниматься. Тектонические процессы завершились около миллиона лет назад.


Керченский пролив со спутника. Wikimedia Commons / NASA.

Спасаясь от укусов, корова бросилась в воду и переплыла пролив. Легенда имеет под собой реальную основу: в древности воды пролива в зимнее время покрывались прочным льдом, и кочевники перегоняли по нему стада на продажу.

После падения Византии Керченский пролив был под контролем генуэзских купцов, которых спустя несколько столетий сменили османы. С 1771 года Керчь, как и остальной Крым, вошёл в состав Российский империи.

Керчь-Еникальский канал

Поскольку естественная глубина Керченского пролива была очень невелика, в конце XIX века было принято решение об углублении дна и строительстве судоходного канала, в который могли бы заходить крупные суда. Он был назван Керчь-Еникальским, так как находился на территории Керчь-Еникальского градоначальства, которое курировало дноуглубительные работы. В 1877 году его глубина составила всего 5,7 метров, однако впоследствии канал несколько раз подвергался реконструкции. В 1908 году его глубина достигала 7,3 метра, а протяжённость – 26 километров.

Работы по расчистке и углублению канала были возобновлены лишь после Великой Отечественной войны. В настоящее время его глубина поддерживается в пределах от 8,3 до 9,2 метра, ширина достигает 120 метров. Канал способен пропускать до 150 судов в течение суток. Движением судов управляет администрация морского порта Керчь.

Крымский мост

Без преувеличения, мировую известность Керченский пролив получил в результате строительства Крымского моста. Это грандиозное сооружение длиной 19 километров, состоящее из автомобильного и железнодорожного путей. Согласно расчётам, мост выдерживает 9-балльное землетрясение. Он состоит из 596 опор, каждая из которых весит около 400 тонн. Мост проходит на высоте 35 метров над уровнем моря, длина одного пролёта равна 227 метрам.

Через Крымский мост в течение суток могут проехать 38 тысяч автомобилей и 47 пар железнодорожных составов. В строительстве участвовали около 20 тысяч человек. Ажурные пролёты стали настоящей визитной карточкой Керченского пролива, на фоне которых обязательно фотографируется каждый турист, приезжающий на отдых в Крым.

Керченский пролив

Керченский пролив принадлежит к акватории Азовского моря и соединяет его с Черным. Черноморская часть пролива начинается от мыса Панагия, расположенного на юго-западе Таманского полуострова.
Пролив в принципе судоходен в любое время года, но зимой покрыт плавучими льдами. Обычно течение в проливе направлено из Азовского моря в Черное море, но в некоторых случаях, например при сильном ветре с юга, возможно изменение течения.

Керченский пролив между Керченским (Крым) и Таманским (Кавказ) полуостровами соединяет Азовское и Черное моря. Крайние мысы — Ак-Бурун на Керченском полуострове (Украина) и мыс Тузла на Таманском (Россия). Глубина Керченского пролива — от 5 до 15 м. Берега Керченского полуострова возвышенные, Таманского — низкие, изрезанные бухтами, заливами и лиманами.
Керченский полуостров в районе пролива занят возвышенностью, местами обрывистый и скалистый, тогда как берег Таманского полуострова низкий. Осадков на берегах пролива выпадает немного, и поэтому здесь редкая растительность. Линия побережья очень извилистая, с множеством мелких полуостровов и бухт. От российского берега выступают длинные песчаные косы.

История

Керченский пролив

Общая информация

Местоположение : между Керченским (Крым) и Таманским (Кавказ) полуостровами. Соединяет Азовское и Черное моря.

Происхождение : тектоническое.
Крупнейший город и порт : Керчь (Украина) — 145 319 чел. (2012 г.).
Языки : русский, украинский.

Климат и погода

Экономика

Достопримечательности

Любопытные факты

Мыс Тузла — самая западная точка Краснодарского края, если не принимать во внимание восстановленный в 2003 г. участок Тузлинской косы. Местные жители именуют мыс Тузла мысом Верблюд за его внешнее сходство с этим горбатым млекопитающим.

Мыс Панагия высотой около 30 м представляет собой риф древнего теплого океана Тетис. Он состоит из мшанок — древних представителей беспозвоночных животных, размер которых не превышал 1-3 мм.

Раскопки Фанагории ведутся с 1936 г. и прервались только раз — во время Второй мировой войны. Значительный вред античным постройкам наносят жители станицы Сенная, разбирающие древнегреческие постройки и использующие камни для сооружения фундаментов частных домов.

С начала 1990-х гг. обеими сторонами — российской и украинской — разработано около 20 проектов моста через Керченский пролив. Мост позволил бы сократить дорогу между Крымом и Кавказом на 400 км. Принятие проекта тормозится тем, что до сих пор неясна техническая возможность и экономическая целесообразность такого строительства.

Керченский Лапидарий — хранилище древних надписей — по количеству греческих надписей занимает 12-е место среди хранилищ классических эпиграфических памятников мира.

Кроме частично затопленных древнегреческих городов в проливе также есть останки османских военных кораблей.

Читайте также: