Правовое регулирование атомной энергетики доклад

Обновлено: 04.07.2024

Структура закона "Об использовании атомной энергии". Принципы правового регулирования. Разграничение ответственности и функций органов государственного регулирования, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии и организаций.

Рубрика Государство и право
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 03.08.2016
Размер файла 312,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Использование атомной энергии как предмет правового регулирования. Обеспечение безопасности как главный приоритет. Права граждан в области использования атомной энергии. Особенности деятельности по использованию атомной энергии и международное право.

реферат [22,8 K], добавлен 11.12.2008

Взаимодействие ведомств при использовании атомной энергии. Классификация видов деятельности по надзору за соблюдением норм и правил использования атомной энергии. Виды чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Цели и типы инспекций.

презентация [220,7 K], добавлен 03.08.2016

Нормативно-правовые акты, которые регулируют лицензирование деятельности в области использования атомной энергии. Основные сведения, включенные в лицензию. Органы, осуществляющие лицензирование деятельности в области использования атомной энергии.

презентация [734,2 K], добавлен 13.05.2014

Система атомного законодательства. Система нормативных документов Российской Федерации в области использования атомной энергии и технологического надзора. Особенности стандартизации продукции. Структура перечня российских федеральных норм и правил.

презентация [1,1 M], добавлен 03.08.2016

Разрешение на право ведения работ в области использования атомной энергии согласно законодательству РФ. Государственное регулирование процедуры лицензирования. Организации, осуществляющие экспертизу. Задачи Ростехнадзора при аттестации подразделений.

презентация [210,5 K], добавлен 03.08.2016

Основные участники безопасного производства электроэнергии. Особенности сферы использования атомной энергии. Варианты административной подчиненности атомного надзора. Административный регламент осуществления государственной функции, процедура разработки.

презентация [612,4 K], добавлен 03.08.2016

История возникновения института государственной корпорации; ее место в системе юридических лиц. Имущественный статус и гражданско-правовая ответственность государственных корпораций. Деятельность российских корпораций по атомной энергии и нанотехнологиям.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ханалиева Женнет Висампашаевна

Статья содержит оценку и определение перспектив развития российского атомного законодательства в сфере использования ядерной энергии, сделан акцент на еще не решенные задачи и пробелы правового регулирования в данной сфере деятельности. Сформулированы некоторые предложения по совершенствованию правовых взаимоотношений, возникающих в сфере использования ядерной энергии.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ханалиева Женнет Висампашаевна

Правовое регулирование вопросов использования атомной энергии в законодательстве государств-членов ЕАЭС (перспективы инновационной стратегии)

Normative legal regulation features of Russian nuclear industry

This article contains an assessment and determination of prospects of the Russian nuclear legislation development in the area of nuclear energy, focusing on yet unresolved problems and gaps in the legal regulation of this sphere. Formulated some suggestions to improve the legal relations arising in the area of nuclear energy.

Особенности нормативно-правового регулирования атомной отрасли России Normative legal regulation features of Russian nuclear industry

4 МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Postgraduate student of the World Economics Department of the PRUE

Аннотация: Статья содержит оценку и определение перспектив развития российского атомного законодательства в сфере использования ядерной энергии, сделан акцент на еще не решенные задачи и пробелы правового регулирования в данной сфере деятельности. Сформулированы некоторые предложения по совершенствованию правовых взаимоотношений, возникающих в сфере использования ядерной энергии. Summary: This article contains an assessment and determination of prospects of the Russian nuclear legislation development in the area of nuclear energy, focusing on yet unresolved problems and gaps in the legal regulation of this sphere. Formulated some suggestions to improve the legal relations arising in the area of nuclear energy.

Keywords: atomic laws, regulations, regulatory and legal framework, the concept of nuclear law, technical regulations, nuclear damage, the state corporation "Rosatom".

Для успешного развития современного атомного энергетического комплекса крайне важное значение имеет формирование нормативно-правовой базы в соответствии с нормами международного права и общими принципами правового режима мирного использования ядерной энергетики в развитых странах, включая рекомендации Международного агентства по атомной энергии.

В настоящее время Россия остро нуждается в ускоренных и устойчивых темпах опережающего развития атомной отрасли, поскольку это соответствует общемировой задаче повышения энергопотребления с одновременным снижением негативного воздействия на окружающую экологию.

Ввиду приоритетности атомной отрасли в хозяйственном комплексе Российской Федерации, первостепенное значение приобретает интенсификация законотворческой деятельности, являющейся правовой основой широкомасштабного развития отрасли.

Конкретные проблемы и пути их решения при реализации государственной атомной стратегии определены федеральными целевыми программами, политическими решениями Президента РФ и Правительства РФ, а также Энергетической стратегией России на период до 2030 года.

В развитие выше отмеченных законопроектов принято множество подзаконных нормативных правовых актов, входящих в концепцию правового регулирования использования ядерной энергетики в Российсекой Федерации.

Необходимо отметить как положительное явление то обстоятельство, что в нормативном правовом массиве вырос удельный вес законов в противовес доминировавшим прежде подзаконным актам. Тенденция к главенству законодательного регулирования отношений должна служить условием последовательной реализации конституционного принципа разделения властей и построения в России правового государства [1].

Тем не менее, существующее правовое обеспечение деятельности в сфере применения ядерной энергетики не гарантирует в полной мере интересы развития атомного комплекса государства, а входящие в нее законы имеют необходимость в последующем совершенствовании. Это связано с тем, что длительное время не принимаются, либо тормозятся на разных стадиях законодательной процедуры многочисленные законодательные акты, нацеленные на регулирование важнейших проблем функционирования и развития ядерного энергетического комплекса страны. Основные

законодательные акты, регулирующие вопросы использования атомной энергии, такие, как законы об использовании атомной энергии и о радиационной безопасности населения, нуждаются в последующей модернизации, доработки тех норм, которые на настоящий момент времени уже не соответствуют интересам отрасли и не гарантируют ее успешного функционирования. Осуществление эффективных экономических и организационных реформ и последующее становление правовой системы государства настоятельно требуют приведения в соответствие с ними норм атомного законодательства, ставя перед последним новые задачи улучшения государственного управления и государственного регулирования безопасности в сфере применения атомной энергии, формирования форм собственности и организационно-правовых форм учреждений атомной энергетики, а также правового режима их имущества и лицензирования видов деятельности; технического регулирования и т. д. [2].

Кроме основных, системных законов атомного права, отрасль критически нуждается в целом ряде специальных законодательных актов (о радиационной безопасности населения, об обращении с радиоактивными отходами, о выводе из эксплуатации объектов применения атомной энергии, о гражданской ответственности за ядерный ущерб и ее финансовом обеспечении). Потребность в данных законопроектах очевидна и неоспорима.

Изложенное дает возможность сделать вывод, что современное развитие ядерного энергетического комплекса страны обуславливает потребность модернизации правовых

отношений, образующихся в сфере применения атомной энергии. Максимум стараний необходимо прикладывать не только для толкования нормативно-правовых актов, содержащих в себе пробелы, противоречия и прочие недочеты, но, главным образом, обращать данные усилия на разработку новых, качественных федеральных законов, прежде всего прямогодействия.

Научной и методологической базой улучшения законотворческой деятельности в сфере применения атомной энергии в целях оптимизации всей нормативно-законодательной базы атомной отрасли может быть подготовленная учеными и экспертами в сфере применения атомной энергии и ратифицированная заинтересованными органами Концепция атомного права. Она будет регламентировать вопросы развития главных принципов и задач законодательного обеспечения в сфере применения атомной энергии, совершенствования правового режима государственного управления использованием атомного энергетического комплекса и государственного регулирования безопасности в сфере применения атомной энергии, определения особенностей лицензирования, контроля и надзора в атомной отрасли, формирования эффективного правового механизма ответственности за правонарушения.

Это повысит статус органов государственного регулирования безопасности в сфере применения атомной энергии и избавит их от нехарактерных для них функций и тем самым повысит их результативность и качество выполняемых работ. Также это послужит росту уровня безопасности для населения и окружающей среды при эксплуатации объектов ядерного энергетического комплекса, повышению готовности к предупреждению и ликвидации последствий аварий на ядерных объектах. Вместе с этим повысится правовая аргументированность применения государственных разрешительных методов в соответствии с функционирующим законодательством и рекомендациями МАГАТЭ, что, в свою очередь, также должно привести к снижению радиофобии и позитивному восприятию общественностью функционирования и развития ядерного энергетического комплекса страны, ускоренному внедрению атомных инноваторских технологий во все сферы жизнедеятельности.

1. Грищенко А. И. Основные проблемы совершенствования атомного законодательства России на современном этапе / А. И. Грищенко // Юрист. - 2011. - № 11.

3. Гордон Б.Г. О техническом регулировании при использовании атомной энергии. / Вестник Госатомнадзора России, № 3, 2003.

4. Грищенко А.И.О концепции ядерного права России/Грищенко А.И.//Правовой энергетический форум//. - 2014. - № 4.

Основными принципами правового регулирования в области использования атомной энергии являются:

обеспечение безопасности при использовании атомной энергии - защита отдельных лиц, населения и окружающей среды от радиационной опасности;

ГАРАНТ:

См. Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденные указом Президента РФ от 13 октября 2018 г. N 585

доступность информации, связанной с использованием атомной энергии, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную тайну;

участие граждан, коммерческих и некоммерческих организаций (далее - организации), иных юридических лиц в обсуждении государственной политики, проектов федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также в практической деятельности в области использования атомной энергии;

возмещение ущерба, причиненного радиационным воздействием; предоставление работникам объектов использования атомной энергии социально-экономических компенсаций за негативное воздействие ионизирующего излучения на здоровье человека и за дополнительные факторы риска; обеспечение социальной защиты граждан, проживающих и (или) осуществляющих трудовую деятельность в районах расположения этих объектов;

разграничение ответственности и функций органов государственного регулирования безопасности, органов управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии и организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

независимость органов государственного регулирования безопасности при принятии ими решений и осуществлении своих полномочий от органов управления использованием атомной энергии, уполномоченного органа управления использованием атомной энергии и от организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии;

соблюдение международных обязательств и гарантий Российской Федерации в области использования атомной энергии.

Основными задачами правового регулирования отношений, возникающих при осуществлении всех видов деятельности в области использования атомной энергии, являются:

создание правовых основ системы государственного управления использованием атомной энергии и системы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;

установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и иных юридических лиц и граждан.

Из истории вопроса

Постановка вопроса о необходимости разработки квалифицированным сообществом специалистов в области использования атомной энергии и юристов, занимающихся вопросами законодательного обеспечения использования атомной энергии, современной Концепции ядерного права имеет длинную и весьма любопытную предысторию.

Хорошо известно, что идеи совершенствования атомного права и создания Концепции неоднократно высказывалась в печати и обсуждалась на многочисленных форумах, посвященных различным проблемам атомной отрасли. Авторы могли бы указать несколько десятков статей со своим участием, чтобы проследить актуальность тех или иных вопросов, возникавших в разные периоды реструктуризации отрасли. Однако мы ограничимся здесь ссылкой только на некоторые из них (1-27).

Нам приходилось быть участниками нескольких попыток разработки Концепции атомного права, предпринятых в 1992г. Верховным Советом РСФСР, и неоднократно в конце 90-х - начале 2000-х Минатомом России.

Много позже, начиная с 1998–1999 гг. Министерством по атомной энергии неоднократно создавался Координационный совет по атомному праву под председательством трёх последовательно сменявших друг друга заместителей Министра и организовывалась работа по инвентаризации отраслевого нормативного правового поля и анализу законопроектной деятельности в отрасли. По результатам этой работы даже была подготовлена (реанимирована) и утверждена Концепция нормативного правового регулирования использования атомной энергии. Однако, к сожалению, дальнейшей практической работы по реализации этой Концепции не велось, на чем все и закончилось.

Несколько примеров из современной истории.

В выступлениях участников (О.А.Супатаева) отмечалось, что совершенствование законодательства об использовании атомной энергии в современных условиях должно сопровождаться комплексной инвентаризацией всего правового поля в этой области – как действующего законодательства, так и законотворческой деятельности (разрабатываемых законопроектов). Справедливо отмечалось, что только на основе такой инвентаризации, а также постоянного законодательного мониторинга состояния и прогноза развития правового регулирования может осуществляться выработка новых подходов и принципов к совершенствованию законодательства. При этом подчеркивалось, что имеющийся опыт позволяет отметить, что темпы развития законодательного обеспечения серьезно отстают от темпов и масштабов развития отрасли. До настоящего времени (читай – и сегодня!) не приняты многие важные законопроекты, необходимость разработки которых была определена такими основополагающими документами, как утвержденные Президентом Российской Федерации "Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" и "Программа развития атомной отрасли", а также планами мероприятий и распоряжениями Правительства Российской Федерации по их реализации.

Было бы неплохо, отмечалось в Докладе, посвятить специальное заседание нашего Экспертного совета этой проблеме; а также проблеме создания современной, отвечающей требованиям времени Концепции атомного права России .

И, наконец, форумы и публикации прошлого года (23-26) в этой области. В частности, 8 июня 2010г. в Москве, в рамках II Международного форума "Атомэкспо-2010" прошел круглый стол, посвященный законодательному обеспечению развития атомной отрасли. В выступлениях докладчиков отмечались отдельные недостатки действующего законодательства, создающие излишние административные барьеры на пути инновационного развития атомной отрасли или оставляющие неурегулированными отдельные аспекты деятельности в области использования атомной энергии, а также вносились различные предложения по устранению этих недостатков.

Как отмечалось в докладе, одной из первоочередных задач совершенствования законодательства в области использования атомной энергии в современных условиях модернизации и инновационного развития атомной отрасли является создание современной научно обоснованной Концепции его развития - Концепции атомного права России - 2010. Задачей Концепции атомного права, по мнению авторов, является всесторонняя проработка вопросов, связанных с созданием обновленной правовой базы использования атомной энергии в России. При этом особое внимание должно быть уделено регулированию глобальной ядерной опасности (26).

Опыт развития других отраслей российского права и законодательства

В то же время, во многих отраслях российского законодательства разработаны и активно совершенствуются такие Концепции - например, хорошо известная Концепция развития гражданского законодательства, Концепция корпоративного законодательства, Концепция экологического законодательства и т.д. Принятые на высоком государственном уровне (например, Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства) указанные документы являются важными ориентирами для научно обоснованного и систематизированного совершенствования отдельных отраслей (подотраслей, институтов) законодательства. В то же время отсутствие или слабость отраслевых концепций законодательства затрудняет разработку научных основ всего российского законодательства в целом.

При работе над предлагаемой Концепцией ядерного права целесообразно использовать опыт разработки аналогичных концепций в других отраслях российского законодательства (включая перечисленные).

Опыт реализации мероприятий, предусмотренных Основами государственной политики в области ядерной и радиационной безопасности

Концептуальным документом, предусматривающим основные направления развития национального законодательства в области ядерной и радиационной безопасности являются хорошо известные Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности (2003 г.). В 2005г. был утвержден План мероприятий, связанных с выполнением второго этапа реализации указанных Основ; однако известно, что до сих пор по целому ряду причин, в том числе и объективных, из 12 пунктов мероприятий не выполнена почти половина и, в том числе:

  • п.7. Подготовка предложений о внесении изменений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии", предусматривающих усиление роли государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
  • п.8. Разработка проекта федерального закона о ядерных установках военного назначения;
  • п.12. Разработка предложений о государственном надзоре за ядерной и радиационной безопасностью при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

То же самое можно сказать и о законопроекте о ядерных энергетических установках военного назначения, разработка которого резво стартовала лет семь тому назад – первые редакции даже направлялись на согласования в Министерства, и который сейчас скорее мёртв, чем жив. А о законопроекте о ядерном оружии (1-4) сейчас вообще предпочитают не вспоминать. Есть и другие забытые законопроекты, например в сфере лицензирования и технического регулирования (9,10,12,13,18,21), не потому ли, что у атомной отрасли исчез Федеральный орган исполнительной власти, призванный осуществлять нормативно-правовое регулирование на уровне государственной политики – Министерство?

Система нормативных актов, регулирующих деятельность по использованию атомной энергии и обеспечение её безопасности, по-прежнему является не полной, а входящие в неё законы нуждаются в дальнейшем совершенствовании. В целях устранения отмеченных недостатков в 2010 г. мы высказывали следующее предложение: Правительству Российской Федерации, в целях корректировки и формирования основных принципов и задач государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности, поручить Госкорпорации "Росатом", компетентным федеральным органам исполнительной власти и другим заинтересованным организациям разработать План мероприятий, связанных с выполнением третьего этапа реализации "Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" и обеспечить контроль за его реализацией.

Однако, поскольку ситуация в атомной отрасли и нашей страны и во всем мире меняется, сегодня, в 2011 г. может быть более актуальной была бы разработка новой редакции Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ и дальнейшая последовательная работа по их выполнению. Ответ на этот вопрос также могла бы дать Концепция ядерного права.

Ядерное право России и международные требования

В 2010 г. году МАГАТЭ выпустило 2 редакцию “Справочника по ядерному праву". Как указывается в Справочнике, во-первых, чтобы ядерное законодательство было эффективным и действенным, оно должно соответствовать общей правовой и регулирующей структуре государства и отражать уровень и направленность его ядерной программы. Во-вторых, несмотря на индивидуальные потребности национальных правовых систем, весьма выгодным было бы достижение наибольшей согласованности и соответствия между законодательными базами государств в ядерной области на основе международных требований и рекомендаций.

Рассмотрим реализацию этого важнейшего положения в российской законодательной практике в области использования атомной энергии на примере совершенствования правового режима гражданской ответственности за ядерный ущерб и гармонизации его с нормами международного права.

В настоящее время подготовлена новая редакция законопроекта для рассмотрения его во втором чтении. Анализ законопроекта показывает, что он по-прежнему не учитывает основных тенденций развития международно-правового регулирования в области гражданской ответственности за ядерный ущерб и законодательства зарубежных стран в рассматриваемой области.

Законопроект разработан с учетом положений ратифицированной Россией в 2005 г. Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 г. Однако, сегодняшний этап развития атомной энергетики требует новых подходов к обеспечению безопасности людей и окружающей среды и повышению государственных гарантий финансового обеспечения такой безопасности. В области гражданской ответственности за ядерный ущерб в настоящее время такие гарантии формируются на основе всеобъемлющих и почти идентичных режимов:

а) универсального (глобального) режима, формируемого Венской конвенцией 1997 г. и дополняемого Конвенцией о дополнительном возмещении за ядерный ущерб 1997г.;

б) регионального режима (для стран членов OECD), формируемого Парижской конвенцией 2004г. и Брюссельской дополнительной конвенцией 2004г. (обе конвенции в редакции соответствующих протоколов 2004 г.)

Участие в одном из названных режимов относятся сегодня к международному стандарту гражданской ответственности за ядерный ущерб. Основные принципы и важнейшие положения рассмотренных конвенций признаются на международном уровне в качестве надлежащих юридических средств при рассмотрении ядерных рисков. Они являются международным критерием для оценки того, соответствует ли национальное законодательство об ответственности за ядерный ущерб имеющимся рискам. Поэтому МАГАТЭ считает, что национальным законодателям следует учитывать преимущества согласования своего внутреннего ядерного законодательства с этими конвенциями.

Этот вопрос, а также многие другие вопросы, касающиеся направлений, основных целей, принципов и идей развития российского ядерного законодательства, нуждаются в последовательном концептуальном обосновании.

Новые проблемы развития атомного законодательства

Помимо давно известных, но так и не решенных до сих пор проблем, в российском законодательстве в области использования атомной энергии закономерно возникают и новые – такие, например, как проблемы законодательного обеспечения кадрового состава атомной отрасли.

Приведенный краткий анализ современного состояния и ключевых проблем развития национального ядерного законодательства вынуждает нас повторить хорошо известные, но так и не воплощенные в жизнь выводы и предложения:

Инновационное развитие атомной отрасли (включая ее блок обеспечения глобальной ядерной безопасности) требует адекватной законодательной поддержки. Одной из первоочередных задач совершенствования законодательства в области использования атомной энергии в современных условиях модернизации и инновационного развития атомной отрасли является создание современной научно обоснованной Концепции его развития - Концепции ядерного права России, в которой в полной мере должны быть отражены современные тенденции международно-правового режима безопасного использования атомной энергии и передовая зарубежная практика в этой области.
Следовало бы создать при Экспертном Совете по вопросам законодательного обеспечения атомной отрасли Комитета по энергетике Государственной Думы Российской Федерации рабочую группу по подготовке указанной Концепции, опираясь на опыт работы аналогичной группы экспертов Верховного Совета РСФСР в 1992г.

Авторы:

Эксперты Комитета Государственной Думы по энергетике (секция по вопросам законодательного обеспечения атомной отрасли)

Ссылки на предыдущие публикации

Эксперты Комитета Государственной Думы по энергетике (секция по вопросам законодательного обеспечения атомной отрасли)

Читайте также: