Школьники в интернете доклад

Обновлено: 16.05.2024

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что современный мир невозможно представить без Интернета, и социальные интернет-сети стали неотъемлемой частью жизни людей. Многие дети еще до школы начинают знакомство с Интернетом, они намного быстрее чем взрослые накапливают свой пользовательский опыт. С каждым годом аудитория интернет-пользователей становится моложе. По данным сайта "Интернет-контроль", аудитория пользователей Интернета составляет более 10 млн детей в возрасте до 14 лет, три четверти из которых пользуются сетью без контроля со стороны взрослых. Можно констатировать, что в современных социальных условиях огромная часть жизни старшеклассника проходит в информационном пространстве - социальные сети, игры, многочисленные развлекательные и познавательные сервисы. Отсутствие цензуры и несовершенная система контроля за активностью в Интернет делает виртуальное пространство небезопасным для подростков и молодежи, вследствие чего может повлечь за собойапатию, депрессию и суицидальные мысли.

Одно неоспоримо: сейчас необходимо понять значение системы Интернет в жизни старшеклассника, его положительные и отрицательные стороны, проработать все варианты развития события и спрогнозировать движение в нужном социальном русле. Вышеизложенное послужило выбором темы настоящего исследования.

Цель исследования: выявить и изучить особенности интернет – зависимости у детей старшего школьного возраста, выявить и изучить особенности влияния интернета на формирование личности подростков. Установить влияние отдельных составляющих Интернета на психику подростка.

Объект исследования: Интернет, интернет-зависимость старшеклассника.

Предмет исследования: особенности влияния интернет – зависимости на жизнь старшеклассника.

Методы исследования:

- теоретические (системный, сравнительный, исторический, психологический) методы:

- научно-логические (анализ, синтез, прогностический, статистический) методы;

- эмпирические методы (опрос (интервью и анкетирование) эксперимент, наблюдения, анализ документов, социометрический) метод. В анкетировании приняли участие 21 человек (учащиеся 10-11 классов)

РОЛЬ ИНТЕРНЕТА В ЖИЗНИ СТАРШЕКЛАССНИКА

Безусловно Интернет занимает большую часть жизни подростка. С помощью Интернета школьники приобретают знания и социальные навыки, которые помогут им в недалеком будущем стать успешными людьми. Но вместе с полезной информацией в Сети активно развита развлекательная сфера, что способствует склонности подростка скорее получать удовольствие от Интернета, наслаждаться им, нежели анализировать и критически осмысливать полученную информацию.[2]

Школьники активно используют Интернет в качестве коммуникации: ведут свой блог, пользуются электронной почтой, общаются в онлайн-чатах и социальных сетях.

Можно точно сказать, что Всемирная паутина становится с каждым днем все популярнее среди школьников. И, к сожалению, не все умеют правильно ею пользоваться. В связи с этим можно выделить как положительные, так и отрицательные черты существования Интернета в жизни подростка.

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ: ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Кроме того, каждый может найти в Интернете сообщество по интересам. Интернет предоставляет безграничные возможности для создания сообществ. Во-первых, в нем легче найти людей со схожими взглядами; во-вторых, знакомство и общение в Интернете происходит намного легче, так как человек здесь чувствует себя более комфортно и расслабленно, чем в реальной жизни; в-третьих, Интернет предоставляет возможность для свободного обмена чувствами и мыслями, каждый человек может высказывать мнение по социальным, экономическим, политическим или экологическим темам с помощью блогов, социальных сетей, видеороликов, электронных книг и т.д.[3]

Важно отметить тот факт, что Интернет дал людям возможность самообразования и получения дистанционного образования.

Тем неменее, этот глобальный ресурс порой становится источником зависимого поведения уже сюного возраста.

Отрицательные стороны влияния Интернета на жизнь старшеклассников. В современном цифровом пространстве можно проводить неограниченное количество времени, что приводит к серьезным последствиям, связанным с трудностями социализации и приобретением коммуникативных навыков.

Люди, поглощенные своей деятельностью в цифровом пространстве, в большинстве случаев, забывают, что в их окружении есть реальные люди, нуждающиеся в их внимании, они не могут нормально взаимодействовать со своей семьей, друзьями и коллегами, не говоря уже о встрече с незнакомыми людьми. Из-за социальных сетей люди придают большее значение виртуальным друзьям, чем реальным.

Онлайн-игры могут вызывать зависимость и привыкание у детей, подростков и даже взрослых. Это отнимает драгоценное время, которое можно было бы использовать для чего-то более важного и полезного, например для общения со сверстниками и приобретения коммуникативных навыков. Кроме того, один из членов семьи может быть настолько зависим от онлайн-игр, что в итоге полностью отдаляется от своей семьи. Эта проблема может затронуть людей абсолютно разных возрастных категорий.

В Интернете есть и другие факторы, которые также негативно влияют на социализацию подростков, например, огромное количество незаконной и неподобающей информации, доступ к которой почти не имеет каких-либо ограничений, либо способ обхода этих ограничений находится простым интернет-серфингом всего за несколько минут. Психика и умы детей могут быть травмированы, что может повредить механизмы их социализации.

Одной из самых главных сторон, негативно влияющих на социализацию, является тот факт, что чрезмерное использование Интернета может вызывать зависимость, приводящую к различным болезням, например такой как депрессии.

Зависимость от интернета возникает по ряду причин и может проявляться в различных формах.

Интернет-зависимые как большинство психически нездоровых людей не осознают тяжести своего состояния и с раздражением и агрессией относятся к попыткам отвлечь их от источника зависимости, но это происходит, когда болезнь зашла уже слишком далеко. До этого еще можно и самостоятельно обнаружить у себя признаки формирующейся зависимости и, если хватит силы воли, вовремя остановиться.

Для этого состояние характерны следующие признаки:

- Потеря ощущения времени при использовании устройства;

- Эйфория при использовании устройства;

- Досада и раздражение при невозможности выйти в Интернет, в частности отвращение ко всем остальным видам деятельности;

- Прекращение взаимоотношений с друзьями и знакомыми;

- Интересует только то, что связано с предметом увлечения - играми, социальными сетями и т.п.;

- Использование устройства тайно или тайком от посторонних.

ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ- ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА

Существуют и другие подходы к проблеме, но они не всегда являются достаточно эффективными. Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи компьютеров не расценивают признаки, характеризующие риск развития компьютерной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной компьютерной зависимости. Кроме того, пользователи компьютеров, их родители и учителя не достаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение.[1]

Уберечь детей отинтернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий[5].

1.Находите время для общениясподростком. Важно, чтобы всемье быладоверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы онне мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.

2.Будьте для подростка проводникомвинтернет, ане наоборот. Родители должныбыть немного впередисобственного ребенка вобласти освоения интернета. Нужно самим показать подростку все возможности сети – и нетолько игры и социальные сети.

4.Позаботьтесь одосугеребенка. Если уподростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – унего небудет много времени для бесцельного блуждания посети, да и мотивации использовать интернет вполезных целях будет значительно больше.

Необходимо сделать вывод, что профилактика аддиктивного поведения приобретает особенную значимость в подростковом возрасте. Но особенно нужно уделять внимание тем, у кого уход от реальности еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведения в тяжелых спорах с потребностями среды, кто потенциально может быть вовлечен в разные виды аддиктивной реализации.

Также со стороны государства необходимы системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием Интернета и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту. В число основных задач государства необходимо обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Для решения этих задач предполагается[6]:

- создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах;

- создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей;

- создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа;

- принятие на законодательном уровне мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.

Законодатель установил дополнительные ограничения на распространение информации посредством Интернета, в частности:

- введена обязанность для лиц, организующих доступ другим лицам к Интернету в местах, доступных для детей (владельцев интернет-кафе, гостиниц, других пунктов коллективного доступа к Интернету, кроме провайдеров), обеспечивать все возможные меры и средства для защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;

- установлено право (именно право, а не обязанность) владельца сайта (за исключением сайтов - СМИ) размещать на нем знак информационной продукции или текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей. Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно;

- введена обязанность интернет-провайдеров ограничивать доступ к опасной информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начиная с конца прошлого столетия, цифровое пространство постепенно внедрялось в жизнь человека. В настоящее время возможности Интернета стали глобальными. Сейчас подключиться к Интернету может любой желающий, несмотря ни на место его проживания, ни на финансовое состояние. Всемирная сеть стала неотъемлемой частью жизни в развитых и развивающихся странах.

Я провела опрос среди учеников 10 и 11 классов с целью узнать роль Интернета в жизни учащихся старших классов. Проанализировав результаты можно сделать вывод, что Интернет действительно имеет сильное влияние в жизни старшеклассника.

Изучив диаграммы, можно понять, что лишь малая часть подростков считают себя интернет-зависимыми, хотя результаты показывают обратное. Опираясь на данные опроса, подросток в среднем ежедневно проводит более 5 часов в Интернете, это больше 2 000 часов в год, а именно около 90 суток. Данное время большая часть (67%) подростков тратит на общение в социальных сетях и чатах, 23% на развлекательный контент и лишь 9% старшеклассников пользуется Интернетом в целях развития и самообразования. И хоть данные показывают, что 47% подростков не считают себя интернет-зависимыми, 33% осознают это, что также показывает сильное влияние Интернета на жизнь школьников. Особая опасность заключается в том, что несмотря на огромное количество недоброжелательной информации в Сети, родители абсолютно не контролируют ребенка на посещение опасных сайтов.

Вопреки большому количеству времени проведенному в Интернете, по данным опроса подростки не особо замечают за собой эмоциональных перемен при долгом отсутствии игр или пребывании в Сети. Важно отметить то, что в различного рода играх дети в первую очередь находят отдых и в большей степени чувствуют расслабление, чем азарт.

Особое внимание заслуживает то, что большому количеству старшеклассников (76%) Интернет помогает учиться. Этот результат доказывает позитивное влияние цифрового пространства на успеваемость и жизнь подростка.

Интернет действительно может негативно и очень опасно влиять на жизнь подростков, изучив диаграммы, можно сделать вывод, что тенденция интернет-зависимости у школьников действительно присутствует, но несмотря на это цифровое пространство помогает старшеклассникам общаться, обучаться и отдыхать.

Таким образом, я выяснила, что ни негативная, ни позитивная сторона Интернета не преобладает над другой, так как каждый человек, пользующийся Интернетом, сам определяет, в какой мере и как это будет влиять на него.

Учитывая, что воздействие Интернета на социализацию детей может быть как положительным, так и отрицательным, необходимо управлять этой технологией в интересах человека.

Профилактика аддиктивного поведения приобретает особенную значимость в подростковом возрасте. Неоценимый вклад в профилактику аддикции может внести государство, общение с родителями, а также массовая культура.

Сегодня все больше компьютеров подключаются к Интернету. И с каждым годом аудитория Сети молодеет. Интернет предоставляет детям и молодежи невероятные возможности для совершения открытий, общения и творчества. Прекрасное место для обучения, для общения с друзьями, для отдыха, для заведения новых знакомств.

Через Интернет дети и подростки открывают для себя мир, формируют собственную личность. Но, как и реальный мир, Сеть не безопасна, в виртуальном мире мы можем встретить все те же проблемы, что и в реальном.

И главная задача взрослых – обеспечение безопасности работы ребенка с мировой паутиной. Следует понимать, что, подключаясь к Интернету, ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Проблема защиты детей в Сети находит самый широкий резонанс, и это не случайно.

96% детей пользователей Интернетом в возрасте от 10 до 17 лет , 51% из них не знает об опасностях в сети.

52% детей выходят в Интернет прежде всего для общения в социальных сетях, где оставляют данные о своём телефоне (46%), о домашнем адресе (36%), а также личные фото (51%).

Согласно онлайн-опросу RUметрики, проведённому в конце апреля, только четвёртая часть юных пользователей выходит в Интернет под надзором взрослых. О самостоятельном пользовании сообщили 75% респондентов, включая самих детей и родителей, позволяющих своим чадам самостоятельно постигать премудрости сети.

Только 48% пользователей сети до 14 лет интернет-ресурсов с нежелательным содержимым не просматривают.

72,5% детей и 77% родителей хотят больше получать информации о возможности обезопасить себя в сети. Так вот об этом сегодня и пойдет наша беседа.

Давайте сначала разберемся, а какие угрозы могут ожидать наших детей в сети Интернет.

I. Основные угрозы для детей в сети Интернет

Одна из самых опасных угроз заключается в том, что преступники, используя данные программы, обманывают детей и подростков и представляются им другим человеком, чем они есть на самом деле.

Другая опасность состоит еще в том, что к подобным преступлениям часто прибегают педофилы. Их задача – собрать сведения о детях и подростках, а затем договориться с ними о реальной встрече или заставить их пойти на встречу. Педофилы зачастую представляются другими молодыми людьми, профессиональными фотографами или т.п.

Образование – это самый лучший способ защитить детей от подобного рода угроз. Посоветуйте им не общаться с незнакомцами, причем не только в онлайне, но и в обычном мире. Дети должны обладать достаточной уверенностью, чтобы быть способными открыто обсуждать с родителями или учителями свои проблемы.

2. Электронная почта

Электронная почта – это другой источник опасности для молодых ребят. В этом случае также существует несколько угроз:

Лучший способ защитить детей и подростков от этих угроз – это научить их быть бдительными по отношению к письмам из неизвестных источников . Они должны знать, что большинство из написанного в этих письмах является ложью, и что они никогда не

должны открывать файлы или нажимать на ссылки в письмах подобного рода.

3. Программы обмена файлами

Обмен файлами в сетях является еще одним из основных источников распространения инфекций. Большинство вредоносных кодов (преимущественно, черви) копируются в папки с этими программами под заманчивыми именами (названия фильмов, программ и т.д.) для того, чтобы привлечь внимание других пользователей, которые захотят скачать эти файлы и запустить их на своих компьютерах.

По сути дела, это еще один вариант социальной инженерии: названия файлов могут быть умышленно созданы таким образом, чтобы привлечь именно детей и подростков, которые по незнанию скачают вредоносные программы на свои компьютеры.

Именно по этой причине детям следует знать, какие файлы они могут скачивать, а какие скачивать нельзя. Более того, очень хорошая идея – это проверять каждый скаченный файл с помощью решения безопасности до момента их первого открытия / запуска.

Если при запуске файла возникает ошибка или открывается диалоговое окно с вопросом о лицензии или предложением скачать дополнительный кодек, то подобные действия должны сразу же Вас заставить быть бдительным, потому что, скорее всего, данный файл содержит в себе вирусы или другое вредоносное программное обеспечение.

4. Социальные сети и блоги

Сайты социальных сетей (например, Facebook, MySpace, одноклассники, Вконтакте) широко используются для распространения фотографий и видео, общения с людьми и пр., так же как и блоги. В обоих случаях необходимо создавать персональный профиль для того, чтобы получить к ним доступ. Эти профили, зачастую, содержат такую конфиденциальную информацию как имя, возраст и т.д.

Детям следует постоянно напоминать, что необязательно предоставлять эту информацию, а достаточно только указать адрес электронной почты и имя, которое может быть псевдонимом. Нельзя распространять такую информацию, как возраст, адрес проживания, а также свои фотографии и видео.

Многие подростки используют блоги в качестве своих персональных дневников. Как правило, такие онлайн-журналы содержат значительно более широкую информацию, чем следовало бы публиковать. Крайне важно предотвратить публикацию любых данных, которые могли бы идентифицировать пользователя как ребенка или подростка, а также содержать информацию о месте проживания, учебы и другую персональную конфиденциальную информацию.

Аналогично, в некоторых социальных сетях, например в MySpace, есть возможность обмениваться файлами с другими пользователями. Необходимо отдельно обратить внимание ребенка на то, какими файлами он может обмениваться с другими пользователями и кому он может разрешить просматривать эту информацию. Совсем не сложно, например, разместить свои фотографии, но защитить их паролем, который будет доступен только своим друзьям и семье.

Родителям следует знать об этих новых сервисах, а также о том, как они работают и какие риски они представляют для пользователей. Родители также должны быть способны проинструктировать своих детей о том, как использовать эти сервисы правильно и безопасно.

5. Мобильные телефоны с выходом в Интернет

Стремительное распространение сотовых телефонов во всем мире сделало их одним из основных направлений для проведения кибер-атак за последние несколько лет. Исследование показало, что такие технологии как Bluetooth (позволяет обмениваться файлами между устройствами по беспроводному каналу) и высокоскоростной доступ в Интернет сделали сотовые телефоны очень уязвимыми для атак.

В настоящее время сотовые телефоны широко используются детьми и подростками. Соответственно, они сталкиваются с точно такими же рисками, как и при использовании ПК, подключенного к Интернету.

II. Советы по безопасности, или Как Вы можете защитить своих детей.

  1. Создайте список домашних правил Интернета при участии детей.
  2. Используйте программы по защите детей в сети.

Существует ряд программ, позволяющих защитить собственного ребенка от посещения, нежелательных сайтов.


Судьба каждого человека все больше зависит от того, насколько он способен своевременно получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в повседневной жизни: в труде, учебе, на досуге, в быту. Поэтому возрастает значимость информационной культуры и человеку требуются навыки взаимодействия с информационной средой, умение использовать ее возможности.
Целью исследования самарских социологов стало изучение уровня информационной культуры школьников.
Ученые попытались построить типологию подростков по уровню их информационной культуры.
Информационная культура понималась исследователями как культура поиска информации, ее создание, переработка, хранение и потребление. Социологам также было интересно посмотреть, как школьники осознают свое место в информационном пространстве, как они диагностируют себя в качестве создателя и потребителя информации.
В исследовании принимали участие школьники Самары и Тольятти. Все они имеют доступ к Интернету в школе или дома. Всего было опрошено 145 человек.

Социологический портрет посетителя класса открытого доступа в Интернет

В класс открытого доступа в Интернет приходят из ближайших 44 школ города Самары в основном мальчики – около 70 процентов. Среди девочек Интернет пользуется явно меньшей популярностью – 30 процентов. Средний возраст посетителей – пятнадцать с половиной лет. До 15 лет только 19,2 процента школьников занимаются в классе, а самому маленькому посетителю – 10 лет.
Все респонденты достаточно рано познакомились с компьютером, в среднем когда им было десять с половиной лет. Но Интернет вошел в их жизнь сравнительно недавно, примерно сорок процентов опрошенных познакомились с ним полтора года назад, семнадцать процентов начали свои путешествия во Всемирной паутине менее полугода назад.
В ходе исследования выяснилось, что существует большой разрыв между доступом к компьютеру и Интернету. Так, у 72 процентов школьников есть домашний компьютер, а подключен он к Интернету только у 29 процентов.
В самарских школах только 12,5 процента школьников имеют возможность пользоваться Интернетом в своих школах, в основном желающие прибегают к услугам класса открытого доступа в Интернет, который создан в городе специально для школьников. Социологи считают, что для социализации подростков необходимо создать в городе несколько подобных классов.

Как сами школьники оценивают роль Интернета в своей жизни

Большинство опрошенных школьников – 69 процентов – рассматривают Интернет как источник информации, которым удобно иногда пользоваться. 19,3 процента подростков считают Интернет такой же важной сферой жизни, как школа и друзья, без него жизнь стала бы для них неинтересной. Лишь очень немногие школьники – 7,6 процента – считают Интернет средством развлечения, демонстрируют непонимание возможностей, которые дает всемирная Сеть. Таким образом, для большинства школьников Интернет – это средство получения необходимой им информации, а показатель интернет-зависимости для самарских школьников весьма невелик, хотя и эта цифра не может не настораживать.

Доверяют ли школьники информации, размещенной в Интернете?

Треть опрошенных учеников считают, что интернет-информация абсолютно достоверна. Большинство респондентов – 55,9 процента – полагают, что во Всемирной паутине больше правдивой, чем непроверенной информации. И только 4,8 процента уверены, что в ней много недостоверной информации.

Положительные и отрицательные стороны Интернета глазами школьников

Большинство подростков уверены в абсолютной универсальности Интернета, считают, что в нем можно найти информацию на любую тему. При этом 66,2 процента уверены, что в нем огромное количество полезной, нужной для учебы информации. Только пять процентов подростков сомневаются в полезности Интернета для своего образования.
Достоинствами Интернета подростки считают то, что в нем они могут легко найти интересующую их информацию (71,5 процента опрошенных). Что Интернет экономит их время на подготовку к занятиям, считают 43,8 процента. На то, что сеть расширяет их круг общения, указали 35,4 процента школьников. И 28,5 процента подростков считают, что Интернет делает их школьные занятия гораздо более интересными, чем раньше.
Какие отрицательные стороны использования Интернета видят подростки? Мнения ребят разделились. 31 процент считают, что в использовании Интернета вообще нет никаких отрицательных сторон. 29,2 процента уверены, что Интернет отвлекает их от учебы в школе и 28,5 процента полагают, что он занимает слишком много их свободного времени.
Таким образом, результаты исследования показывают, что школьники достаточно адекватно воспринимают возможности Интернета как источника информации в первую очередь.

Основные формы деятельности школьников в Интернете

Основная форма деятельности школьников в Интернете – познавательная, поиск самой разнообразной информации. Ею заняты 74,5 процента опрошенных. Причем самой востребованной на сегодняшний день стала информация на тему “Развлечения, юмор”, на втором месте – информация о компьютерах, вычислительной технике, самом Интернете, наконец, на третьем месте по востребованности – информация о музыке и спорте.
Вторая основная форма деятельности школьников в Интернете – это коммуникативная деятельность, общение. 36,6 процента ребят указали в анкетах, что они с помощью сети общаются с разными интересными для них людьми.

Уровень интернет-грамотности школьников

Для того чтобы общаться и искать необходимую информацию в Интернете, школьнику нужны определенные специальные знания. Самарские социологи выделили три уровня интернет-грамотности ребят, условно назвав их низкий, средний и высокий.
Как показал опрос, большинство школьников обладают высоким уровнем интернет-грамотности – 76,6 процента. Примерно каждый пятый опрошенный принадлежал к среднему уровню и лишь 5,5 процента школьников показали низкий уровень интернет-грамотности.
Социологам было интересно выяснить, к какой категории пользователей Интернета относят себя сами школьники. И вот что они получили. Большинство ребят (47 процентов) считают себя любителями работать в Интернете, а каждый третий считает себя только начинающим осваивать всемирную Сеть. Любопытно, что только 17,9 процента подростков назвали себя продвинутыми пользователями.
Таким образом, самооценка ребят оказалась строже, чем результаты предложенного теста. Причем, чем выше уровень интернет-грамотности по тесту, тем ниже сам школьник оценивает свои возможности и менее других склонен называть себя продвинутым пользователем.
Обратясь к отдельным навыкам деятельности школьников в Интернете, социологи выяснили, что лучше всего ребята умеют искать, отбирать и оценивать информацию. Хуже – обобщать и сортировать. Только 56,3 процентов школьников могут назвать конкретные поисковые системы, которыми они пользуются в Интернете. Составить же правильный запрос в поисковую систему в состоянии только 19 процентов школьников.

Общение в Интернете

Коммуникативная деятельность во всемирной Сети популярна среди школьников. Две трети ребят обзавелись своими электронными ящиками. Но наиболее предпочтительная форма общения для них – чат (58,5 процента). Подростки говорят, что такое общение привлекает их своей анонимностью, безопасностью и быстротой передачи информации. Большинство из них (62,4 процента) при общении в Интернете представляются вымышленным именем или псевдонимом.

Самарские социологи приходят к выводам, что в подростковой среде идет процесс формирования информационной культуры. Этот новый тип культуры незнаком пока педагогам и психологам. Подростки, посещающие Интернет, начинают все меньше и меньше пользоваться другими источниками информации. При этом школьники, как правило, верят в безграничность возможностей Всемирной паутины и доверяют информации, содержащейся в ней. Отыскав в сети нужную информацию, они пока еще плохо умеют с ней работать.
Интернет для общения или для игры
подросткам нужен гораздо реже, чем предполагали социологи. Так что говорить об уходе подростка от реальных социальных контактов в некий виртуальный мир нет никаких оснований. Лишь небольшая часть школьников
участвует постоянно в каких-либо интернет-сообществах, для большинства же общение в сети – это скорее эпизодическое развлечение. Кроме всего сказанного, исследование самарских социологов показало необходимость формирования у школьников культуры поведения в Интернете и устойчивого неприятия к любым формам девиантного поведения во всемирной Сети.

Доверие к источникам информации

1. Телевидение
2. Радио
3. Пресса (газеты, журналы)
4. Книги
5. Интернет
6. Реальное общение с друзьями
7. Затрудняюсь ответить

Для чего школьнику нужен Интернет

1. Читать интересную мне информацию
2. Находить и скачивать нужную информацию
3. Общаться с разными людьми (чат, ICQ)
4. Просто “бродить” по Интернету в поисках
чего-нибудь интересного
5. Отправлять и получать письма
6. Участвовать в обсуждении различных тем
(в конференциях)
7. Пользоваться услугами Интернет-рассылок
8. Играть в сетевые игры
9. Другое

Где школьники пользуются.

1. В специальных классах открытого доступа
2. В школе
3. В компьютерном клубе, кружке
4. Дома у друзей, знакомых
5. На работе у родителей, знакомых
6. Дома
7. Другое

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интернет охватил практически весь мир и все сферы жизнедеятельности. Почти у каждого подростка есть персональный компьютер, планшет или телефон с подключением к локальной сети Интернет. Сейчас очень трудно представить нашу жизнь без этого ресурса. Интернет и социальные сети оказывают самое серьезное влияние на социализацию современной молодежи.Интернет охватил практически весь мир и все сферы жизнедеятельности. Почти у каждого подростка есть персональный компьютер, планшет или телефон с подключением к локальной сети Интернет. Сейчас очень трудно представить нашу жизнь без этого ресурса. Интернет и социальные сети оказывают самое серьезное влияние на социализацию современной молодежи.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 3 г. Пролетарска Ростовской области

итоговый индивидуальный проект

«Интернет в жизни старшеклассника :

Работу выполнил: Семёнов Евгений

учащийся 10 А класса МБОУ гимназии № 3

Руководитель проекта: Мазуренко Е. А.,

Учитель истории и обществознания

Что такое социальные сети и их влияние на старшеклассника………………………………………

Положительные стороны интернета в жизни старшеклассника……………

Отрицательные стороны интернета в жизни старшеклассника……………………….

Результаты социального опроса ……………………………………….

выявить и изучить особенности влияния интернета на формирование личности старшеклассников.

Выяснить: какие положительные и отрицательные стороны интернет имеет в жизни старшеклассника.

Провести социальное исследование на тему плюсов и минусов интернета для старшеклассника среди старших учеников нашей школы.

Сделать выводы на основе нашего исследования.

Актуальность темы: Интернет охватил практически весь мир и все сферы жизнедеятельности. Почти у каждого подростка есть персональный компьютер, планшет или телефон с подключением к локальной сети Интернет. Сейчас очень трудно представить нашу жизнь без этого ресурса. Интернет и социальные сети оказывают самое серьезное влияние на социализацию современной молодежи.

Объект исследования: интернет как источник информации.

Предмет исследования: влияние интернета на молодёжь.

а) теоретические: изучение литературы по данной проблеме;

б) эмпирические: анкетирование , беседа , устные опросы.

Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 20 человек – учащихся 10 классов в возрасте 16 лет .

База исследования: МБОУ гимназия № 3.

Наше поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Почему интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности? В своей работе я пытался определить наличие проблемы интернет-зависимости среди учеников нашей школы, основываясь на социологических исследованиях.

Об интернет-зависимости впервые заговорили на Западе еще в середине девяностых годов прошлого века. Под интернет-зависимостью понимают непреодолимую тягу к нахождению во всемирной сети Интернет, характеризующуюся навязчивыми желаниями подключиться, и затем не выходить из нее.

Первыми признаками интернет-зависимости являются многочасовые ”общения” в чатах, ICQ, форумах, ”Одноклассниках” и ”Контактах”, азартные онлайн-игры и бесконечное ”изучение” всевозможных ”познавательных” интернет-сайтов.

По оценкам специалистов, интернет-зависимостью страдают приблизительно 5-10% пользователей глобальной сети. Учитывая, что возраст подавляющего большинства пользователей составляет 10 – 35 лет, проблема интернет-зависимости становится в один ряд с другими социальными проблемами молодежи.

Я выбрал эту тему, потому что эта проблема сейчас актуальна среди подростков. Любые виды зависимости у детей появляются очень быстро, в том числе — зависимость от телевидения, Интернета и компьютерных игр.

В своей работе я попытаюсь найти ответы на поставленные вопросы.

Что такое интернет

Интернет - всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему. Интернет предоставляет широчайшие возможности свободного получения и распространения научной, деловой, познавательной и развлекательной информации. Глобальная сеть связывает практически все крупные научные и правительственные организации мира, университеты и бизнес-центры, информационные агентства и издательства, образуя гигантское хранилище данных по всем отраслям человеческого знания. Виртуальные библиотеки, архивы, ленты новостей содержат огромное количество текстовой, графической, аудио и видео информации.

Интернет стал неотделимой частью современной цивилизации. Стремительно врываясь в сферы образования, он порождает новые формы общения и обучения.

Что такое социальные сети и их влияние на старшеклассника

Социальные сети — неотъемлемая часть современной жизни. Благодаря им люди, находящиеся на любом расстоянии, имеют возможность беспрепятственно общаться, обмениваться фотографиями и другой интересной информацией. Но обретя такую полезную возможность, многие начинают ею злоупотреблять. Бесконтрольное времяпровождение в интернете приводит к размытию границ между реальностью и иллюзией, в результате чего влияние социальных сетей может представлять настоящую опасность.

- заводить друзей и поддерживать с ними отношения;

- завоевывать популярность и одобрение сверстников;

- ощущать необходимую поддержку;

- получать достаточно внимания;

- самоутверждаться в глазах знакомых.

Родители же, в свою очередь, могут отмечать беспричинное раздражение, угнетенное настроение или, наоборот, неконтролируемый прилив эмоций у своих детей. Причиной тому является излишняя впечатлительность, присущая подросткам. Именно она мешает им получать пользу от социальных сетей. Чтобы оценить весь масштаб проблемы, нужно разобраться, в чем заключается опасность этой модной виртуальной тенденции.

Несмотря на кажущуюся безобидность, сайты для общения в интернете наносят реальной жизни непоправимый урон. Они отнимают массу ценного времени, которое могло бы быть потрачено на учебу или физическое развитие. Помимо колоссальных временных затрат, они препятствуют адекватному мышлению, оказывая влияние и искажая чувство мировосприятия. В результате такого воздействия и без того восприимчивый подросток обретает массу психологических проблем, становясь более закомплексованным и нервным.

Результатом влияния социальных сетей на подростка может стать:

- неумения общаться в реальной жизни;

- проблемы с учёбой в школе и др.

Положительные стороны интернета в жизни старшеклассника

Одной из положительных сторон интернета в жизни современного школьника, по моему мнению, является то, что интернет заменил объёмные книги в библиотеках и множество документаций в архивах на быстро доступные электронные сайты. Каждый ученик может в любой момент почерпнуть необходимую ему информацию.

Так же, одним из плюсов является быстрый обмен информацией. Каждый школьник во время изучения новой темы может не прийти на урок, имея уважительную или неуважительную причину. Таким образом, он пропускает получение важной информации. Те ученики, которые находятся на уроке могут переслать через интернет всю необходимую информацию ученику, пропустившему занятия.

Самообразование – это большой плюс интернета в жизни подростка. Если старшеклассник по какой – либо причине не может учиться в школе , он всегда может заняться им, но самообразование не заменит обычную школьную программу. Заниматься самообразованием непросто, необходимо составить удобный график и наметить конкретные задачи, важно относиться к учебному процессу ответственно, искать мотивацию и настраивать себя на усердную работу.

Отрицательные стороны интернета в жизни старшеклассника

Нередко источники данных в интернете недостоверны. Например, мы узнаем, что отряд генерала Власова не преступники и предатели, а патриоты и во Второй Мировой войне победу над фашистской Германией одержали США, а наши герои - освободители стали оккупантами и захватчиками.

Использование интернета не по назначению. Нередко локальная и глобальная сеть в ходе учебного процесса используется не для обучения, а с целью развлечения. Вследствие чего возникает потребность в высококвалифицированном персонале, способном не только ограничить поток информации, защищать сеть от вирусов и т.п., но и выступать в качестве цензуры для ученика.

Отрицательное влияние на здоровье. Огромные проблемы, возникшие в здравоохранении за последние 10-15 лет свидетельствуют о том, что здоровье молодого поколения в стране резко ухудшается, а компьютер – один из наиболее мощных факторов отрицательно влияющий на зрение человека и его иммунную систему в целом.

Воспитание агрессии и ненависти. Слишком большое количество бесконтрольной агрессивной информации выплескивается на посетителей сети Интернет. И не всегда учащийся способен адекватно и критично оценивать её отрицательное влияние. Вследствие чего воспитывается общество со смещенными ценностными ориентирами и асоциальной культурой.

Результаты социального опроса

Среди учащихся 10-х классов был проведен опрос с целью определения зависимости учеников нашей школы от интернета по следующим вопросам:

Сколько времени в день Вы тратите на посещения сайтов интернета?


Помогает ли вам интернет с учёбой?


Вы используете интерне только в учебных целях?


Как вы считаете интернет оказывает более положительное влияние на старшеклассника нежели отрицательное ?


Как выдумаете нужен ли интернет старшекласснику вообще?


Вывод: В итоге проведенных исследований были получены следующие результаты : основная масса опрошенных тратит на посещение сайтов в интернете от 2 до 4-х часов. В основном , опрошенные используют интернет не в учебных целях. Хотя многие считают, что интернет помогает им в учёбе, оказывает положительное влияние на старшеклассников .

Т.е. 95% опрошенных сделали вывод о необходимости интернета в их жизни.




Появление интернета в жизни школьника очень поменяло его отношение к учёбе и овладению знаний. Можно подобрать большое количество плюсов и минусов пользования интернетом, но все они, в совокупности, показывают, что школьники достаточно сильно стали зависимы от интернета и проводят в нем большую часть дня, заменяя общение в реальности общением в интернете.

Но образование - непрерывный и динамичный процесс и основная задача школы - создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни. Большую роль играет здесь способность учителя заинтересовать ученика, в том числе, и посредством применения компьютерных технологий.

Подводя итог выше сказанному я хочу сказать , что старшеклассник не должен проводить много времени в интернете , чтоб не стать зависимым от него, но тот короткий, промежуток времени проведённый в интернете он должен использоватьс пользой для себя и для своего образования.

Чем хороши такие исследования, как мое, так тем, что можно со стороны посмотреть на проблему, которая реально касается каждого из нас в данный момент и вынести для себя определенный урок, и сделать вывод, что для тебя важнее: живые люди или интернет с его вытекающими последствиями.


В докладе разбираются вопросы, связанные с безопасностью детей в Интернете. Рассматриваются виды угроз и способы защиты от них.

Описание разработки

Мы обращаемся к проблеме информационной безопасности для школьников в Интернет, поскольку на наш взгляд эта проблема приобретает все большую актуальность для здоровья и интеллектуального, нравственного развития молодежи.

Вряд ли кто-то будет оспаривать факт, что в XXI веке компьютеры и Интернет стали неотъемлемым фактором существования взрослого общества. Что касается детей, то те же самые компьютеры и Интернет являются не только прекрасным инструментом обучения и развлечения, но и таят в себе реальную опасность. Эту опасность представляют киберхулиганы, которые могут использовать Интернет, чтобы изводить или запугивать других людей.

"Кибер-хищники", которые умело ведут ничего не подозревающих чад с одного сайта на другой, завлекая обещаниями заманчивой информации, а в результате ребенок оказывается на порносайте, из которого выхода нет, во всяком случае, "закрыть" его оказывается весьма проблематично.

Кроме того, известны случаи детской смертности от "передозировки" компьютерными играми. Социальные сети заменяют реальное общение на виртуальное. Существует масса сайтов, пропагандирующих насилие, изготовление наркотиков, суицид.

Все чаще родители и педагоги говорят о негативном влиянии Интернета на психологическое, эмоциональное и физическое здоровье школьников и сходятся на мысли, что Сеть в большей степени отвлекает школьников, чем обучает.

Согласно данным Европарламента, на сегодняшний день в Интернете существует около 260 млн. страниц порнографического содержания. По приведенным на круглом столе данным, 44% детей, пользующихся Интернетом, так или иначе, знакомятся с порнографическими материалами, при этом только 15% родителей подозревают об этом. Кроме того, 40% детей уже сталкивались со случаями онлайновых обращений к ним людей, просивших о личной встрече, и 14% откликнулись на эти предложения.

Российский Интернет - один из самых динамично развивающихся в мире, а число пользователей давно превысило отметку в 17 млн. По оценкам экспертов, более 2 млн. из них - дети. Британская Nationals Children's Home недавно обнародовала исследования о происхождении детского порно в Интернете: Россия заняла второе место по объему "информации" для педофилов, пропустив вперед только США.

Безопасность детей в Интернете (доклад)

Проведенные в России межрегиональные исследования показали, что в странах Евросоюза в среднем и взрослые и дети примерно одинаково пользуются Интернетом (примерно 80%). Наши школьники не отстают от своих сверстников, это видно из диаграммы, приведенной в межрегиональном исследовании (рис.1).

По данным Института социологии РАН обеспеченность компьютерами в Самарской области по сравнению со среднероссийскими показателями (52%) достаточно высока (90%).(рис.2).

Соответственно проблема безопасности детей в Интернете в нашей области стоит достаточно остро. И школьникам, и родителям необходимо знать о том, что в виртуальном мире существует целый свод правил, которыми нужно руководствоваться при работе и общении в сети:

Родителям необходимо:

Обсуждать с детьми о том, что они делают в Интернете

Установить четкие правила использования Интернета

Держать личные сведения в секрете

Использовать программные продукты для обеспечения семейной безопасности

Это должны знать дети:

Когда ты регистрируешься на сайтах, старайся не указывать личную информацию (номер мобильного телефона, адрес электронной почты, свое фото).

Используй веб-камеру только при общении с друзьями. Проследи, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, так как он может быть записан.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Безопасность детей в Интернете.

Т.В. Ивонтьева

МОУ Школа №174 имени и.п. Зорина г.о. Самара

Мы обращаемся к проблеме информационной безопасности для школьников в Интернет, поскольку на наш взгляд эта проблема приобретает все большую актуальность для здоровья и интеллектуального, нравственного развития молодежи. Вряд ли кто-то будет оспаривать факт, что в XXI веке компьютеры и Интернет стали неотъемлемым фактором существования взрослого общества. Что касается детей, то те же самые компьютеры и Интернет являются не только прекрасным инструментом обучения и развлечения, но и таят в себе реальную опасность. Эту опасность представляют киберхулиганы, которые могут использовать Интернет, чтобы изводить или запугивать других людей. "Кибер-хищники", которые умело ведут ничего не подозревающих чад с одного сайта на другой, завлекая обещаниями заманчивой информации, а в результате ребенок оказывается на порносайте, из которого выхода нет, во всяком случае, "закрыть" его оказывается весьма проблематично. Кроме того, известны случаи детской смертности от "передозировки" компьютерными играми. Социальные сети заменяют реальное общение на виртуальное. Существует масса сайтов, пропагандирующих насилие, изготовление наркотиков, суицид.

Все чаще родители и педагоги говорят о негативном влиянии Интернета на психологическое, эмоциональное и физическое здоровье школьников и сходятся на мысли, что Сеть в большей степени отвлекает школьников, чем обучает.

Согласно данным Европарламента, на сегодняшний день в Интернете существует около 260 млн. страниц порнографического содержания. По приведенным на круглом столе данным, 44% детей, пользующихся Интернетом, так или иначе, знакомятся с порнографическими материалами, при этом только 15% родителей подозревают об этом. Кроме того, 40% детей уже сталкивались со случаями онлайновых обращений к ним людей, просивших о личной встрече, и 14% откликнулись на эти предложения. Российский Интернет - один из самых динамично развивающихся в мире, а число пользователей давно превысило отметку в 17 млн. По оценкам экспертов, более 2 млн. из них - дети. Британская Nationals Children's Home недавно обнародовала исследования о происхождении детского порно в Интернете: Россия заняла второе место по объему "информации" для педофилов, пропустив вперед только США.

Проведенные в России межрегиональные исследования показали, что в странах Евросоюза в среднем и взрослые и дети примерно одинаково пользуются Интернетом (примерно 80%). Наши школьники не отстают от своих сверстников, это видно из диаграммы, приведенной в межрегиональном исследовании (рис.1).



По данным Института социологии РАН обеспеченность компьютерами в Самарской области по сравнению со среднероссийскими показателями (52%) достаточно высока (90% ).(рис.2).




Соответственно проблема безопасности детей в Интернете в нашей области стоит достаточно остро. И школьникам, и родителям необходимо знать о том, что в виртуальном мире существует целый свод правил, которыми нужно руководствоваться при работе и общении в сети:

Родителям необходимо:

Обсуждать с детьми о том, что они делают в Интернете

Установить четкие правила использования Интернета

Держать личные сведения в секрете

Использовать программные продукты для обеспечения семейной безопасности

Когда ты регистрируешься на сайтах, старайся не указывать личную информацию (номер мобильного телефона, адрес электронной почты, свое фото).

Используй веб-камеру только при общении с друзьями. Проследи, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, так как он может быть записан.

Ты должен знать, что если ты публикуешь фото или видео в Интернете — каждый может посмотреть их.

Не добавляй незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger ит.д.)

Если тебе приходят письма с неприятным и оскорбляющим тебя содержанием, если кто-то ведет себя в твоем отношении неподобающим образом, сообщи об этом взрослым.

Если рядом с тобой нет взрослых, не встречайся в реальной жизни с людьми, с которыми ты познакомился в Интернете. Если твой виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к твоей заботе о собственной безопасности!

Никогда не поздно рассказать взрослым, если тебя кто-то обидел или расстроил.

Правила есть, но проблема все равно остается.

В связи с этим мы хотим предложить свои способы решения этой проблемы.

Мы предлагаем создать комитет по Интернет безопасности, который будет отслеживать и просматривать вновь создаваемые сайты на наличие нежелательного контента.

В данное время существует достаточно много ресурсов, которые посвящены безопасной работе в Интернете. На некоторых есть и фильтрующие программы, и советы родителям, детям.

Читайте также: