Доклад на тему сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

Обновлено: 18.05.2024

Появившись на свет, ребёнок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т. е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды, дальше он начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное развитие.
(Слайд)
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить.

Цель моей работы стало: повышение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Задачи, которые я поставила перед собой:
• Научить детей воспринимать и представлять предмет и явления, анализировать их, сравнивать, обобщать через игру.
• Использовать в своей работе с детьми основные виды игровых технологий для формирования сенсорных эталонов младших дошкольников.
• Формировать навыки самостоятельной деятельности, повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
• Сплотить детский коллектив.

Поэтому в своей работе в первую очередь подошла к вопросу о создании условий для сенсорного развития детей младшего возраста.

Для этого я разнообразила развивающую предметно-пространственную среду в группе, создала сенсомоторный уголок, стараюсь развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт через игровые технологии и также веду работу с родителями по повышению знаний по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
(Слайд)

Создание развивающей среды.
Особое внимание уделяю созданию предметно- развивающей среды, так как малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к общению. Предметы обстановки группы подбираю таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.
(Слайд)
В группе мною создан сенсомоторный уголок, где находятся различные пособия и игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.(Слайд)

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей это - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Сенсорное развитие детей осуществляю через игровые технологии, так как именно игровые технологии — фундамент всего дошкольного образования.(Слайд)

Это последовательная деятельность педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности.

Главный компонент игровой технологии - это непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Игровые технологии, которые использую в своей работе: (Слайд)
1) Блоки Дьенеша.
2) Палочки Кюизенера.
3) Ковролинография.
4) Математический планшет.
5) Технология Монтесори.

Сейчас немного расскажу о каждой технологии.

Блоки Дьенеша. (Слайд)
Логические блоки Дьенеша- это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной, использовать можно с 2-х лет.
Для того, чтобы ребенку было интересно играть и заниматься, можно привлечь любимые игрушки, специальные пособия с яркой картинкой.
Игры с блоками способствуют развитию у детей: памяти, логического мышления, комбинаторики, внимания.

Ковролинография. (Слайд)
Ковролинография используется при знакомстве с предметным миром, при обучении ориентировке в пространстве, рассказыванию сказок, моделированию из геометрических фигур.

Математический планшет.(Слайд)
Математический планшет позволяет научить детей ориентироваться на плоскости. У детей развивается мелкая моторика, зрительное восприятие.

Игры с камешками Марблс - разноцветное счастье детей! (Слайд)
Камешки Марблс и декоративные камешки-это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал. Они получили название от английского слова ,т.е. мраморные. Применяю я данную технологию как в групповых занятиях, так и индивидуально. При работе осуществляю следующие задачи:
1. Развиваю мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию, внимание, память и мышление, фантазию ребенка
2. Воспитываю при этом положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.

Все игры направлены на развитие мелкой моторики.
Таким образом: сенсорное развитие младших дошкольников это одно из важных направлений в личностном развитии детей и основа для успешного интеллектуального развития ребенка. А применение игровых технологий помогают получению знаний, умений и навыков, которые ребенок пронесет через всю свою жизнь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Цель работы: создание условий для сенсорного воспитания детей младшего возраста в условиях ДОУ.

Мною были поставлены следующие задачи:
- разнообразить развивающую среду в группе;
- развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
- вовлекать родителей в процесс работы по развитию сенсорных способностей детей.

Сенсорные ощущения могут быть разными:
• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

Основные задачи сенсорного воспитания от рождения до 4-х лет

1-й год жизни: Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины;

2-3 год жизни: дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине;

4 год жизни: У детей формируют сенсорные эталоны. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов.(формы, цвета, величины)

К ним относятся:

- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, звуки родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача педагогов и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Особое внимание уделяю созданию предметно- развивающей среды, для этого в группе создан уголок сенсорного развития, так как малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Предметы обстановки группы подбираю таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.

Особое внимание уделяю обогащению и накоплению сенсорного опыта детей через дидактические игры. Работу вне занятий или необходимой индивидуальной работы или в самостоятельной деятельности детей, а также для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близким по целям, но предполагающих действия с разными предметами.

В центре активности размещены игры и пособия, развивающие сенсорные представления детей:

Уголок содержит постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от интересов, потребностей детей, обучающих и развивающих задач, поставленных воспитателем.

Обогащению чувственного, сенсорного опыта способствует не только сенсорный уголок, но и вся предметно-развивающая среда группы.

Например, в спортивном уголке имеются кубики разных цветов и размеров, мячи разных диаметров, ребристые дорожки, кегли, мешочки с разными наполнителями: песок, крупы; дорожки со следами, массажные коврики, кольцеброс и др. Спортивный уголок направлен не только на развитие физических качеств, но и на закрепление представлений детей о цвете, форме, величине, свойствах материалов: пластмасса, резина.

В уголке художественного творчества для ребят имеется бумага разной фактуры, карандаши разного цвета, кисточки, трафареты, раскраски. Дети имеют возможность рисовать различными изобразительными средствами на различной поверхности.

Уголок конструирования позволяет детям интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит).

Материал для игр размещён в доступных местах для детей, безопасны. В каждой зоне достаточно красочного, привлекательного материала, компактно расположенного на разном уровне, чтобы ребёнок постоянно мог заниматься активной практической деятельностью, позволяющей осуществлять свои замыслы, получать определённую информацию.

Родители активно участвуют в процессе формирования у детей сенсомоторных навыков, создают игры своими руками.

Таким образом, условия, созданные в группе, способствуют:

- стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание);

- развитию мелкой моторики рук ребёнка;

- стимуляции двигательной активности;

- активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия;

- снятию мышечного и психоэмоционального напряжения;

- повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

В повседневной жизни я обращаю внимание на цвет одежды, цвет, размер, форму и количество предметов в групповой комнате, на прогулке.

Своё выступление хотелось бы закончить стихотворением:

Воспитатели в саду
Создают детям уют,
Сказки малышам читают,
Песенки для них поют,
Занимаются, играют
Прямо с самого утра.
Развиваться помогает
Сенсорная им игра.

Ведь сенсорика поможет
Научить детей всему:
Пирамидки собирать,

Появившись на свет, ребенок способен воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды (видит, слышит, чувствует тепло и холод).

Но далеко не у всех детей в достаточной мере развиваются природные способности. Формированием полноценного восприятия окружающего мира и служит сенсорное воспитание.

В моей группе находятся дети 2 – 3 х лет. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека.

И я, как педагог, должна расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними.

В своей работе я поставила задачи :

формировать у детей представления о цвете, форме, величине

учить устанавливать сходства и различия между двумя одинаковыми по названию предметами (большой стул, маленький стул, одинаковые кубики)

Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду, где поместила разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаику).

Я использую многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. (Растёгивание и застёгивание молний, пуговиц, использование шнуровок); оформила уголок сенсорики.

В своей работе я использую следующие методы и приемы: практический (игры и упражнения,

наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение,

словесный (беседа, рассказывание, чтение художественной литературы).

Реализовывать поставленные задачи я решила через игру, т. к. игра – наиболее доступный для детей вид деятельности способ ознакомления с окружающим миром.

Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.

Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки. Предлагаю детям войти в образ животного или сказочного персонажа.

Для правильного определения величины у детей формирую следующие представления:

подбор одинаковых величин по образцу;

различия между предметами по величине путем прикладывания и наложения;

Осуществляю такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание, рисование. После освоения практических действий ребенку легче узнать фигуры, которые необходимо знать в младшем возрасте. Задания расположены с постепенным усложнением.

При знакомстве с цветом - обучаю детей таким практическим действиям как прикладывание предметов друг к другу, выбор и группировка предметов по цветовому признаку.

Задание считается выполненным успешно в том случае, если ребёнок хоть один раз группировал объекты по цвету, даже при беспорядочном их размещении.

Умение выбрать кружок, кубик определенного цвета приучает малышей первичному подбору предметов по какому – то одному признаку.

При развитии сенсорных эталонов я приучаю детей смотреть за моими действиями с предметами, слушать, как они характеризуются, называю свойства предметов, их количество, величину, цвет. Наряду с этим создаю условия для развития и восприятия речи.

С детьми я многократно повторяю самые разнообразные игровые комбинации с игрушками в течении дня, вызываю у детей положительные эмоции.

Заряжая детей смехом, бодростью и радостью стараюсь укрепить их здоровье.

Выше изложенная работа дала следующие результаты: у детей моей группы хорошо развиты сенсорные способности.

Они самостоятельно обследуют предметы, выделяя их цвет, форму, величину, устанавливают сходства и различия между двумя одинаковыми предметами.

Ведь формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и является основой правильного отношения детей к окружающему миру.

Сенсорное воспитание детей 2–3 лет посредством дидактических игр Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта)

Сенсорное воспитание младших дошкольников (из личного опыта) Успешность умственного, физического, эстетического воспитания дошкольников зависит от того, насколько ребёнок слышит, видит, осязает окружающие.

Автор: Артемьева Елена Владимировна

Населенный пункт: Костромская область, с. Гнездниково

Появившись на свет, ребёнок способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод, т. е. воспринимать бесконечное разнообразие окружающей среды, дальше он начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Работая с детьми младшего возраста, я обратила внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У них плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика, глазомер. Они не знают цвет, форму, качества предмета. Поэтому я решила уделять больше внимания данной проблеме, планомерно и систематически включать во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Целью моей работы стало : создание условий для сенсорного развития детей младшего возраста.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

  • разнообразить развивающую предметно-пространственную среду в группе.
  • развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.
  • повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

В своей работе с детьми придерживаюсь следующих принципов:

  • Принцип дифференцированного подхода (помню о том, что ребенок – уникальная личность, стараюсь ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать).
  • Принцип сотрудничества (даю понять ребенку, что я всегда готова оказать ему личную поддержку и прийти на помощь).
  • Принцип психологического комфорта каждого ребенка (проявляю понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаюсь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях).
  • Принцип вариативности (для поддержания интереса, стараюсь использовать варианты заданий близкие по целям, но предполагающие действия с разными предметами).

Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.

Потребовалось немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе развивающую предметно-пространственную среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта. Предметы обстановки группы подбираю таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величины, материалов, гармонию окружающего мира.

Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество, что соответствует ФГОС дошкольного образования.

Кроме того, в уголке присутствуют дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы недели.

Работу с детьми веду на протяжении всего дня, включая все виды детской деятельности:

Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры. Я одновременно являюсь и учителем, и участником игры. Я учу и играю, а дети, играя, учатся.

Организуя игры с детьми, учитываю следующую особенность: чем больше анализаторов (зрительный, тактильный, слуховой, двигательный, обонятельный) участвуют в восприятии, чем активнее ребенок, тем глубже впечатление и прочнее запоминание.

Игра пронизывает все виды деятельности детей.

Изобразительная деятельность. Лепка, аппликация: игры с фольгой, цветной бумагой, картоном, ватой, салфетками, клеем, пластилином, тестом.

Рисование: игры с красками (на белом фоне, цветном, по мокрому, внутри контура, пальцами)

Восприятие художественной литературы и фольклора. Детские песенки, потешки, стишки (сопровождающие все другие виды деятельности), книжки из разных материалов, книжки с музыкальными эффектами, красочные книжки разных размеров.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд .

Трудовые поручения по сбору игрушек и группировке по местам игрушек в группой комнате; приведение в первоначальный вид разобранных дидактических пособий.

В результате проделанной работы прослеживается положительная динамика:

  • Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
  • С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
  • Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.
  • Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
  • Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы
  • Повысилась компетентность родителей по сенсорному развитию детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная мною цель была успешно достигнута. Своевременное сенсорное воспитание - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.


Проблема формирования сенсорных эталонов в современной педагогике достаточно востребована и изучена. Вопросом развития сенсорных способностей через дидактические игры и в процессе предметной деятельности занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи — педагоги и психологи. И в своем исследовании мы обратились к трудам таких зарубежных ученых, как J. Piaget, D&Е. Gibson, M. Montessori, F. Fröbel.

Важным моментом концепции J. Piaget, заслуживающим нашего внимания, является то, что ученый обратил внимание на совершенствование перцептивной деятельности через восприятие. Концепции D.&Е. Gibson впервые раскрыли и проанализировали систему изменяющихся в ходе развития отношений между информацией и восприятием.

Принципиально иной научный подход к проблеме восприятия имеет место у отечественных психологов. Нами рассмотрена и, отличная от зарубежной, позиция отечественных представителей психолого-педагогической науки — А. И. Ануфриевой, Т. Г. Васильевой, Р. И. Теплицкой, А. Р. Лурии, В. Г. Нечаевой и др.

Сейчас система воспитания и образования, реализует новую концепцию дошкольного воспитания, которая уже не опирается на критерии усвоения определенных знаний, приобретения навыков и умений каждым ребенком, а стремится к поиску неформальных, альтернативных путей развития личности ребенка. В современной отечественной педагогике наблюдается повышенный интерес к дидактическим системам F. Fröbel, M. Montessori, G. J. Dekroli, которые следовали основному принципу образования Песталоцци, который говорил, что обучение должно строиться в соответствии с естественным ходом умственного развития ребенка.

Сенсорное воспитание (развитие) как нельзя лучше отвечает этим принципам и формирует полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира. На данный момент в отечественной педагогике все больше исследователей заинтересованы в создании системы сенсорного воспитания. Теоретически обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие сенсорных способностей и личностных качеств детей младшего дошкольного возраста; обсуждаются и внедряются изменения в практике дошкольного образования на основе правительственных постановлений, касающихся проблем воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Все это позволяет говорить о высокой актуальности выбранной нами темы. В нашем исследовании мы обратились к изучению процесса формирования сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.

Программа дошкольного воспитания групп раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду на первое место по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. И обращает внимание на необходимость развития у ребенка восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения), также, у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют основу умственного развития.

К трем годам у ребенка появляется желание взаимодействовать со взрослым, что дает возможность взрослому (воспитателю, родителям) руководить деятельностью ребенка. Основная задача этого взаимодействия — способствовать расширению и углублению естественные для раннего возраста урони развития. Это возможно при умелом руководстве традиционными в раннем возрасте видами деятельности. При этом, конечно, необходимо знать, чему и как учить, какие методы использовать.

Руководство взрослого, его непосредственное участие в формировании представления об окружающем мире облегчает, ускоряет, приводит в систему восприятие ребенка. Без формирования взрослым правильного восприятия и обучения ребенка основным умственным операциям, восприятие ребенком новых объектов и явлений может оказаться поверхностным и неполным. Все дети разные, и развитие каждого ребенка индивидуально. Но вместе с тем есть некий минимум умений в развитии, который соответствует уровню трехлетнего ребенка:

1) Умеет играть. Использует игрушки и предметы-заместители для построения простейшей последовательности игровых действий.

2) Способен построить предмет из двух деталей (домик из кубика и призмы, стульчик для куклы из кубика и кирпичика). Воспринимает постройку как игровой материал.

3) Проявляет желание рисовать. Рисует изображения, узнаваемые для него, которые может описать.

Определяющим будет являться то, что наблюдая за игрой нам необходимо выяснить — ребенок играет? Или манипулирует предметами, повторяя действия взрослого? На основании исследований Л. А. Венгер отметим некоторые характеристики игры в младшем дошкольном возрасте.

По мнению исследователя, ребенок играет, если: воспринимает игрушечную машинку как настоящую, видит в кукле настоящего ребенка, готовит в игрушечной посуде воображаемую еду и принимает ее за настоящую.

Мы использовали методику восприятия сенсорных эталонов Л. А. Венгер с целью выявления первоначального уровня сформированности сенсорных эталонов детей младшего дошкольного возраста. Мы руководствовались следующими критериями: принятие и понимание задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, результат.

На начало учебного года дети показали следующие результаты. В диагностике и участие дети младшей возрастной группы, в количестве 21 человек. Низкий уровень восприятия сенсорных эталонов был выявлен у 3 детей. Это означает, что ребёнок не понимает и не принимает задания даже в условиях обучения (показа взрослым). Средний уровень у большинства детей — 15 человек. Дети данной группы действуют, не ориентируясь на образец, а после обучения продолжают опускать игрушки без учета основного принципа. Качественный высокий уровень показали 3 человека. На этом уровне ребенок опускает игрушки, но не во всех случаях ориентируется на образец, но заинтересован в конечном результате и стремится к нему после обучения.

Для того чтобы успешно формировать развитие сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте, рекомендуется использовать ведущий вид деятельности ребенка — игру. Нами с этой целью используются дидактические игры. Через дидактическую мы сможем развивать у детей внимание, зрительную память, умение группировать предметы по цвету. Помочь детям сформировать творческие, мыслительные способности, развивать восприятие и воображение. Такие игры нетрудно изготовить своими руками из обычных бытовых предметов — разноцветных пластиковых крышек, прищепок, цветной бумаги и других подручных материалов.

Таким образом, формирование сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте обусловлено полноценным восприятием детьми окружающей действительности, служит основой познания мира. Можно сказать, что почти все дети обладают способностями с ярко выраженной сенсорной основой. Сензитивным периодом для развития сенсорного восприятия является ранний и младший дошкольный возраст. Упускать этот возраст ни в коем случае нельзя: он важен для дальнейшего развития ребёнка. Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений, потому что невозможно представить себе жизнь без визуальных. слуховых, зрительных ощущений и впечатлений. Для полноценного развития с самого рождения ребенку жизненно необходима тренировка органов чувств. Тогда во взрослой жизни он приобретет способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Основные термины (генерируются автоматически): младший дошкольный возраст, ребенок, развитие, внимание, окружающая действительность, окружающий мир, основа познания мира, полноценное восприятие, ранний возраст, сенсорное воспитание.

Читайте также: