Доклад упч в спб

Обновлено: 18.05.2024

2020 год навсегда войдет в историю событиями непреходящего значения как для России, так и для всего мирового сообщества: коренные изменения Конституции Российской Федерации, направленные на укрепление гарантий социальных прав граждан, суверенитета и основных ценностей нашего государства и общества, 75-летие окончания Второй мировой войны и Великой Отечественной войны - самой разрушительной и жестокой за все время существования человечества, наиболее масштабной по нарушению прав человека, когда само понятие "права человека" было растоптано и уничтожено (превращено в пыль), 75-летие образования ООН и 70-летие принятия Конвенции о защите прав человека и основных свобод. И, конечно же, этот год останется в памяти миллиардов людей нашей планеты как год пандемии COVID-19, борьбы за спасение людей от заражения коронавирусом, изменения привычного образа жизни, переформатирования сознания и всех систем общественного бытия, а также механизмов и инструментариев соблюдения и защиты прав человека и гражданина.

Эти события в значительной степени детерминировали перезагрузку и всей деятельности института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) и уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации (далее - региональные уполномоченные или уполномоченные в субъектах Российской Федерации), включая формы и контент работы.

В представляемом докладе изложены взгляды Уполномоченного на ситуацию с правами человека в России и в мире в системе координат современных реалий, в концентрированном виде показаны проблемы на правочеловеческом треке и представлены возможные пути их решения, подводятся итоги работы за нелегкий и во многом судьбоносный 2020 год.

Общее падение уровня жизни, увеличение безработицы, сложности передвижения и публичного выражения своих прав, цифровое неравенство и сужение личного пространства - все это стало реалиями сегодняшнего дня. Особенно тяжело эти обстоятельства отразились на наиболее уязвимых слоях населения: людях старшего поколения, многодетных семьях, инвалидах и других.

В условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией в нашей стране была по сути создана принципиально новая система прав на социально- экономическую поддержку, которую установило государство для широких слоев населения на время пандемии и в посткарантинный период: отсрочки по налогам, кредитам и страховым взносам, льготные кредиты, арендные каникулы, мораторий на банкротство, социальная поддержка семей с детьми и тех, кто потерял работу, субъектов малого и среднего предпринимательства, застройщиков и туроператоров, смягчение требований в лицензировании и в иных разрешительных процедурах, освобождение от штрафов за просрочку оплаты услуг ЖКХ, страховые и стимулирующие выплаты медицинским работникам и гражданам, принявшим на патронаж инвалидов и престарелых людей, отмена оформления специального продления патентов, разрешений на временное проживание и других документов, легализующих нахождение иностранных граждан на территории России, и многие другие.

Острая востребованность в помощи института государственной правозащиты человека стала ощущаться с первых дней пандемии. На специально организованную горячую линию и по электронной почте в этот период к нам поступило около трех тысяч обращений. Они были крайне эмоциональными, наполненными тревогой, а порой и отчаяньем. Особенно когда дело касалось потери работы, невозможности вернуться на Родину из других стран из- за закрытых границ или, напротив, выехать с территории России к месту постоянного проживания и воссоединиться с семьей, сложностей в обеспечении для детей- школьников дистанционного обучения ввиду отсутствия в доме компьютеров для каждого ребенка, оказания срочной медицинской помощи, недопусков адвокатов к лицам, находившимся под стражей, и т.д.

Несмотря на то что сотрудники Аппарата Уполномоченного также перешли на дистанционную форму работы, выполняя предписания о самоизоляции, рассмотрение и принятие мер по обращениям граждан не останавливались ни на один день. По видео- конференц- связи велся личный прием, большая доля переписки стала осуществляться по электронной почте. В результате удалось добиться восстановления прав свыше 5 тыс. человек только по обращениям, поступившим на горячую линию.


В таком же режиме трудились и региональные уполномоченные. Они проводили масштабную работу по соблюдению и защите прав человека в условиях стремительного распространения COVID-инфекции. Укрепление взаимодействия между уполномоченными позволило не только не снизить результативность в решении вопросов по оказанию помощи людям в защите прав, но и, напротив, улучшить эти результаты.

Всего в 2020 году удалось оказать содействие в защите прав по 1701 обращению 6492 гражданам. А вместе с неопределенным кругом лиц, т.е. когда, например, по одному обращению оказывалась помощь всем жильцам аварийного дома или целой группе лиц, содержащихся в лечебном учреждении, доме ветеранов, психоневрологическом интернате и т.д. - около 500 тыс. гражданам.

На этом фоне проявились морально устаревшие, не отвечающие современным потребностям законодательные акты, как, например, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также отсутствие в законах и подзаконных актах норм, регулирующих правоотношения в условиях ограничительных мер, вводимых в связи с пандемией или другой чрезвычайной ситуацией. В настоящем докладе содержатся предложения и рекомендации государственным органам по этому поводу, сформулированные на основе примеров конкретных жизненных ситуаций, которые нам пришлось разрешать в наиболее острые фазы действия режимов ограничительных мер.

Кроме того, нам удалось, как представляется, не снизить темпы в работе и по другим направлениям: в области международного сотрудничества, правового просвещения, законотворчества и координации деятельности региональных уполномоченных.

В непростых условиях, под натиском угроз современности обязанностью всех демократических сил является укрепление правозащитного инструментария как на международном, так и на национальном уровнях. Этим целям была подчинена и деятельность Уполномоченного, направленная на развитие форм правозащитной дипломатии, консолидацию национальных институтов защиты прав человека на двусторонней и многосторонней основах. Нами была организована и проведена IV Международная научно- практическая конференция "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов", в работе которой приняли участие более 80 человек, среди которых зарубежные омбудсмены из 18 государств, представители 6 международных организаций, 2 заседания Евразийского Альянса Омбудсменов (в апреле 2020 года, посвященное 75-летию победы в Великой Отечественной войне, и в ноябре 2020 года - по вопросам защиты прав человека в условиях COVID-19), подписан меморандум о сотрудничестве с омбудсменом Катара, проведены встречи с Генеральным секретарем Совета Европы М. Пейчинович-Бурич, Комиссаром Совета Европы по правам человека Д. Миятович.

На правопросветительском направлении были проведены все без исключения традиционные мероприятия. Реализовано 12 масштабных правопросветительских проектов. Среди них: Всероссийский единый урок по правам человека, охвативший впервые студентов вузов; интерактивный просветительский проект "Школа правозащитников: учиться и действовать"; Всероссийский социально-ориентированный проект "Правовой марафон для пенсионеров"; Всероссийский конкурс "Инновационные технологии в правовом просвещении по вопросам прав и свобод граждан, форм и методов их защиты"; в интернет- формате впервые был запущен "Правозащитный диктант" для студентов вузов и другие. В дека бре 2020 года состоялась очередная церемония награждения медалью Уполномоченного "Спешите делать добро".

Законотворческая активность в 2020 году была ознаменована не только изменениями в Конституцию Российской Федерации, о которых говорилось в первых строках вступительного слова, но и принятием многочисленных законов, направленных на укрепление гарантий прав граждан буквально во всех сегментах общественной жизни.


Продолжала развиваться и укрепляться правоприменительная практика института региональных уполномоченных, осуществлялись ротации омбудсменов в субъектах Российской Федерации, которым предшествовала процедура согласования соответствующих кандидатов на эту должность. Был проведен Всероссийский координационный совет по вопросам защиты прав граждан в условиях пандемии.

2020 год позволяет подвести и итоги моей пятилетней работы в должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Еще придет время более объемному и глубокому по содержанию описанию этого непростого, но, как представляется, вполне результативного периода в истории института Уполномоченного и, конечно же, моей жизни.

Если же говорить о прошедшей пятилетке прав человека в самом сжатом виде, языком цифр и юридических фактов, то следует отметить, что за это время к нам поступило свыше 200 тыс. обращений, более 20 тыс. граждан пришли на личный прием.

Пройден огромный путь по укреплению системы реальной защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе с помощью использования новых механизмов. Мы всегда помним, что за каждым обращением стоят судьбы людей, горе и страдания, годы мытарств по разным инстанциям в поисках истины и справедливости.

Вместе с сотрудниками рабочего аппарата - командой профессионалов и сподвижников благодаря достаточно обширному инструментарию, предоставленному Уполномоченному Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", по каждому обращению проводилась большая кропотливая работа. В случае установления нарушений прав человека использовались все возможности, чтобы их устранить и восстановить справедливость.

В общей сложности за прошедшие 5 лет Аппарат Уполномоченного оказал содействие более чем миллиону граждан, в том числе по резонансным делам. В частности, речь идет об освобождении К. Вышинского, М. Бутиной, И. Голунова и других.

Высшей наградой за эту работу являются благодарности людей, которым удалось помочь на основе конструктивного взаимодействия с компетентными органами. Например, от российских моряков, освобожденных из пиратского плена в Нигерии, от эвенков, проживающих на Байкале, в связи с отменой им запрета на вылов омуля, от 6 тыс. строителей космодрома "Восточный", которым была погашена задолженность по заработной плате, от членов экипажа судна "Норд", более полугода удерживаемых на Украине без малейших на то оснований, от жителя села Ворга в Смоленской области (в отношении него отменили незаконный отказ в регистрации кандидатом в районные депутаты), от чернобыльца, наконец получившего квартиру, и многих других.

Наряду с рассмотрением обращений граждан непрерывно осуществлялась работа по совершенствованию законодательства, итогом которой становились решение системных правовых проблем и закрепление механизмов упреждения нарушений и защиты прав неограниченного круга лиц. Установление права осужденных на перевод в исправительное учреждение вблизи места жительства или места жительства их родственников; введение зачета времени содержания под стражей до вступления в силу приговора суда при определении срока отбывания наказания в виде лишения свободы; установление гарантий защиты прав добросовестных приобретателей недвижимости; определение порядка учета лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, - вот лишь некоторые результаты законопроектной работы, в которой институт Уполномоченного принял непосредственное участие. Нередко такая деятельность требовала многолетних совместных усилий с органами государственной власти, научным и правозащитным сообществами.

Удалось решить одну из главных задач, которая стояла передо мной как перед федеральным омбудсменом несколько лет, - подвести деятельность региональных уполномоченных под прочную, единую законодательную основу.

За эти годы выстроена разветвленная система правопросветительской работы, ориентированной на различные категории граждан и возрастные группы населения. Аппаратом Уполномоченного за 2016-2020 годы организовано порядка 500 мероприятий по правовому просвещению. Одним из наиболее масштабных стал Единый урок по правам человека, проводимый ежегодно с 2017 года. За это время в нем приняли участие более 27 млн школьников и студентов.

С 1 февраля 2019 г. на базе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) действует созданный при поддержке Президента Российской Федерации Научно- образовательный центр по правам человека, который не только содействует научному и методическому обеспечению деятельности омбудсмена, но также организует обучение уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, государственных служащих их аппаратов, членов общественных наблюдательных комиссий.

Одним из результатов пятилетней работы стало укрепление международных связей, что особенно важно в условиях геополитических противоречий и конфликтов, характерных для современного мира. Выстроены каналы взаимодействия Уполномоченного со структурами в рамках ООН и Совета Европы, осуществлялось тесное сотрудничество с омбудсменами зарубежных государств. С 2017 года дан старт работе Евразийского Альянса Омбудсменов, учредителями которого выступили омбудсмены трех государств: России, Армении и Киргизии. На сегодняшний день он насчитывает 8 участников. Альянс позволяет объединить усилия государственных правозащитников в деле обмена опытом и, что особенно важно, защиты прав конкретных граждан, попавших в беду.

Многосторонняя и двусторонняя правозащитная дипломатия стала действенным инструментом для отстаивания нарушенных за рубежом прав россиян и соотечественников. Ярким примером может служить участие Уполномоченного в российско- украинском обмене заключенными, в результате которого в Россию в 2019 году вернулись 35 граждан, а также состоявшийся в 2018 году обмен российскими и украинскими рыбаками рыболовецкого судна "Норд" с российской стороны и судна "ЯМК-0041" - с украинской.


Работа уполномоченных по правам человека сегодня как никогда востребована и получила признание среди граждан, о чем свидетельствуют и опросы общественного мнения. Всякий раз, когда удается помочь людям и изменить правила жизни в их пользу, я чувствую за этим не просто перемену к лучшему, но ощущаю институт омбудсмена частью будущего. Того, в котором человек - нет, не застрахован от нарушения своих прав, так не бывает в жизни, мы живем и будем жить в условиях конфликта интересов, - но в котором он может рассчитывать на объективное и беспристрастное установление истины по своему делу, на уважение его прав и реальную возможность восстановления их в случае нарушения.

Прошедшие пять лет и особенно 2020-й год показали, что права человека наиболее эффективно защищены там, где общество и государство не только умеют слушать и слышать друг друга, но и объединяют свои усилия ради достижения высокой цели. Возможно, для меня как Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в этом и заключается главный вывод доклада, который предлагается вашему вниманию.

В представленном докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации сохраняется преемственность с докладами прошлых лет.

Как и прежде, в нем приведены: тематическая статистика, инфографика о динамике состояния дел в сфере прав человека, актуальная информация о системных проблемах защиты прав и свобод человека и гражданина в России, о мерах, которые были приняты в целях обеспечения их гарантий, соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Доклад состоит из вступительного слова, 10 глав, объединяющих 32 параграфа.

Традиционно он завершается рекомендациями и предложениями, адресованными государственным органам власти в целях принятия мер, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики для повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.

По аналогии с прошлым годом во избежание значительного увеличения объема доклада в качестве самостоятельного издания выпущен сборник лучших практик Уполномоченного и Аппарата по оказанию содействия в защите прав человека 1 .

В заключение хотела бы поблагодарить служащих Аппарата Уполномоченного за многолетнюю добросовестную работу, неравнодушное отношение к делу и проблемам, с которыми к нам обращаются люди, слаженность коллектива и профессионализм.

Выражаю также свою искреннюю благодарность членам Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, моим коллегам - региональным омбудсменам, представителям правозащитного сообщества, государственным учреждениям и общественным объединениям, оказавшим содействие в подготовке настоящего доклада.


Назначенная уполномоченным по правам человека в Петербурге Светлана Агапитова рассказала, как собирается взаимодействовать с чиновниками в новой должности. Воевать с властями она не намерена.

Омбудсмену и раньше приходилось взаимодействовать с госструктурами, рассказала она "Петербургскому дневнику". По её мнению, с чиновниками "надо работать, а не ругаться".

"Иногда они не по злобе что-то делают или не делают, иногда просто чего-то недопонимают. Я за конструктивный диалог. Взрослые должны разговаривать, уметь друг друга слушать и слышать. Если орать и бросаться с кулаками, конструктива точно не получится", — добавила уполномоченный по правам человека.

К своим обязанностям Агапитова намерена приступить уже в ближайшие дни. По её прогнозам, на следующей неделе предстоит много бумажной работы. Также она намерена встретиться со своим предшественником Александром Шишловым, который провёл на этом посту более 9 лет.

Особое внимание новый омбудсмен намерена уделять закрытым учреждениям: психоневрологическим интернатам, СИЗО, колониям и домам престарелых.

"Там взрослые часто становятся заложниками других взрослых людей. И поэтому там возможны нарушения каких-то общечеловеческих прав", — пояснила Светлана Агапитова.

Как писал "ДП", бывший детский омбудсмен Светлана Агапитова стала новым уполномоченным по правам человека в Петербурге с 1 декабря. Её утвердили в этой должности депутаты Законодательного собрания города.

Агапитова получила в свою поддержку 39 голосов. На пост омбудсмена в окончательном списке претендовало девять кандидатов, среди которых депутаты шестого созыва — Надежда Тихонова и Ольга Ходунова. Ещё один экс-депутат Евгений Никольский снял свою кандидатуру на прошлой неделе, хотя ряд депутатов собирались его поддержать.

Голосование проходило в два тура. По итогам первого тура в финал прошли Светлана Агапитова (40 голосов "за") и Илья Черменёв (27 голосов "за"). За экс-депутата Тихонову проголосовали 5 депутатов, а за Ходунову — 6.

Александр Шишлов оставил пост омбудсмена сразу после избрания депутатом в седьмой созыв ЗакСа. Теперь он руководит фракцией "Яблоко" в петербургском парламенте.

В документе федеральный омбудсмен обратила внимание на нарушения прав адвокатов, внесение поправок в КоАП и УПК, создание института региональных омбудсменов и рост случаев домашнего насилия в период действия режима самоизоляции


К Уполномоченному по правам человека стали чаще обращаться по поводу нарушений уголовно-исполнительного законодательства

При этом, согласно ежегодному докладу Татьяны Москальковой, обращения по вопросам нарушений в сфере уголовно-процессуального законодательства стабильно занимают первое место

В сфере права на защиту семьи, материнства, отцовства и детства Уполномоченный указала, что пандемия новой коронавирусной инфекции обострила такие проблемы, как задержки или невыплата зарплаты либо дополнительных стимулирующих мер, рост безработицы, ограничение доступа к госорганам, трудности в дистанционном образовании, сужение сферы санаторно-курортного обеспечения и иные негативные явления. Всего поступило 2060 обращений от семей, что на 10% превышает показатели 2019 г. (1866).

Уполномоченный также посчитала, что в целях повышения эффективности правозащитной деятельности на региональном уровне целесообразно проводить изучение общественного мнения по вопросам соблюдения и защиты прав человека и гражданина в регионах.

По мнению Антона Лебедева, особую пользу могут принести профессиональные объединения специалистов, обладающих познаниями в области правовой защиты, – ассоциации юристов и адвокатские палаты. Например, может формироваться объединение, состоящее из юристов и адвокатов, желающих осуществлять правозащитную деятельность на условиях pro bono. Для специалистов интерес может представлять освещение этой деятельности в СМИ, а для доверителей – возможность получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

В докладе омбудсмена отмечается, что в 2020 г. апелляционной инстанцией отменено 16 284 обвинительных (в 2019 г. – 4393) и 521 оправдательный (в 2019 г. – 424) приговор. В этот же период изменено 12 253 приговора (в 2019 г. – 12 386). Судом кассационной инстанции по жалобам и представлениям рассмотрено 21 857 уголовных дел, из них 11 350 удовлетворены. Причиной обращений участников уголовного процесса в апелляционные и кассационные инстанции послужило отсутствие в приговорах мотивов, по которым отвергаются представленные ими доказательства.

Тем не менее, указал юрист, как минимум одна из обозначенных проблем была упомянута сугубо декларативно. Речь идет о жалобах участников уголовного процесса, связанных с отсутствием в приговорах мотивов, по которым отвергаются представленные ими доказательства, а также о немотивированном отказе суда в приобщении к делу материалов, поддерживающих доводы в пользу невиновности обвиняемого.

Юрист полагает, что бороться с данной проблемой можно, например, с помощью введения самостоятельного состава преступления. Однако каких-либо конструктивных предложений, кроме указания на необходимость судов следовать разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, в докладе не приводится, заметил Андрей Коновалов.

Согласно докладу по вопросам соблюдения прав участников уголовного процесса в связи с пандемией в адрес уполномоченного поступило 306 обращений. Самая большая группа обращений касалась объективности, полноты и сроков предварительного расследования (125 обращений). По вопросам объективности, полноты и сроков проведения доследственных проверок, а также обоснованности избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу на горячую линию Уполномоченного поступило 110 обращений. Указывается, что по вопросам законности, обоснованности и справедливости приговоров по уголовным делам на горячую линию поступило 48 обращений.

По мнению Татьяны Москальковой, необходимо внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство, которые позволят учитывать процессуальные особенности расследования уголовных дел в случае возникновения эпидемий или иных чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу безопасности человека. Нормы могли бы устанавливать возможность приостановления производства по уголовному делу по специальному основанию, связанному с особым режимом, которое предусматривало бы также возможность возобновления производства после окончания такого режима или до его окончания по мотивированному ходатайству участников уголовного процесса; процедуры, обеспечивающие непрерывное производство по уголовному делу с лицами, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (с применением видеосвязи, электронного документооборота и т.п.). Кроме того, омбудсмен считает необходимым расширить возможности применения видео-конференц-связи в уголовном процессе при производстве следственных действий.

В отзыве правительства, в частности, отмечено, что отнесение ряда преступлений к уголовным проступкам нецелесообразно

Отмечается, что принципиальное значение для развития уголовной политики России по пути гуманизма и справедливости имеет скорейшее принятие внесенного в Госдуму проекта поправок в УК и УПК РФ в связи с введением понятия уголовного проступка (законопроект № 1112019-7). Федеральный омбудсмен неоднократно указывала на своевременность принятия данной законодательной инициативы.

Виктория Шевцова отметила, что в период пандемии возбуждено огромное количество уголовных дел, расследование по которым не только идет очень медленно, но и не всегда эффективно. Таким образом, нарушаются права сразу широкого круга лиц.

В рамках взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями к Уполномоченному поступило 11 обращений, касающихся отказов в допуске членов ОНК и адвокатов в учреждения УИС, оказания медпомощи осужденным, перевода осужденного в другое учреждение, совершенствования законодательства в части условий содержания заключенных.

Отмечается, что почти на 50% возросло число обращений, в которых заявители выражали несогласие с действиями сотрудников правоохранительных органов при пресечении публичных мероприятий. Граждане преимущественно сообщали о необоснованных, на их взгляд, задержаниях участников акций и митингов. По данным ГИАЦ МВД России, было задержано 2452 человека. Многие жалобы задержанных на несанкционированных митингах были связаны с недопуском к ним адвокатов.

Согласно докладу в конце 2020 г. на общественное обсуждение был представлен разработанный Минюстом России проект поправок в УК и УПК, устанавливающий режим уголовно-правовой охраны профессиональных прав адвокатов от преступных посягательств.

По мнению омбудсмена, целесообразно рассмотреть вопрос о присоединении России к Европейской конвенции о выплате компенсации жертвам тяжких преступлений от 24 ноября 1983 г. Ее сторонами на сегодняшний день являются 26 стран. Источниками формирования компенсационного фонда, указано в докладе, могли бы служить средства, получаемые в результате уплаты штрафов, внесения залогов, а также конфискации имущества осужденных и имущества госслужащих, которые не могут обосновать его происхождение, и т.п.

Андрей Коновалов поддержал инициативу омбудсмена по созданию государственного фонда, целью которого была бы выплата компенсаций жертвам преступлений. Как справедливо отмечено в докладе, размер компенсаций, которые удается получить потерпевшим непосредственно с причинителей вреда, в настоящее время крайне низок, и, по мнению эксперта, государству следует рассмотреть данное предложение.

В докладе отмечается работа Уполномоченного по принятию Закона об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ.

Илья Сливко указал, что федеральному омбудсмену представлено право обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту нарушенных прав как отдельного гражданина, так и неопределенного круга лиц, а также право обращаться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда, знакомиться с материалами гражданских и административных дел, решение по которым вступило в законную силу, и т.п.

В докладе также отмечается, что ввиду обращения Уполномоченного в Минздрав России препарат для лечения граждан, страдающих спинальной мышечной атрофией, включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2021 г.


Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге

(с изменениями на 9 августа 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
8 июля 2020 года

Статья 1. Общие положения

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Уставом Санкт-Петербурга и настоящим Законом Санкт-Петербурга в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Санкт-Петербурга.

2. Должность Уполномоченного является государственной должностью Санкт-Петербурга.

3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов Санкт-Петербурга, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

4. Средствами, указанными в Федеральном законе, настоящем Законе Санкт-Петербурга, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию законодательства субъекта Санкт-Петербурга, муниципальных нормативных правовых актов, принятых в Санкт-Петербурге (далее - муниципальные нормативные правовые акты), в части защиты прав и свобод человека и гражданина, правовому просвещению в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты, а также развитию международного сотрудничества в области прав человека.

Статья 2. Правовая основа деятельности Уполномоченного

Правовую основу деятельности Уполномоченного составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Санкт-Петербурга, настоящий Закон Санкт-Петербурга и иные законы Санкт-Петербурга.

Статья 3. Принципы деятельности Уполномоченного

1. Деятельность Уполномоченного основывается на принципах справедливости, гуманности, законности, гласности, беспристрастности.

2. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц, а также неподотчетен им.

Статья 4. Требования, предъявляемые к кандидату на должность Уполномоченного

1. На должность Уполномоченного может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

2. Кандидат на должность Уполномоченного не может иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Статья 5. Порядок избрания на должность Уполномоченного

2. Кандидат на должность Уполномоченного представляет свое письменное согласие занять указанную должность и биографические сведения, изложенные в произвольной форме, а также документы, подтверждающие соответствие кандидата требованиям, установленным федеральными законами, законами Санкт-Петербурга.

3. Уполномоченный избирается на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга (далее - Законодательное Собрание) в порядке, установленном нормативным правовым актом Законодательного Собрания.

4. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вносить:

1) Губернатор Санкт-Петербурга;

2) депутаты Законодательного Собрания;

3) группы депутатов Законодательного Собрания;

4) представительные органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге;

5. Законодательное Собрание принимает постановление об избрании на должность Уполномоченного не позднее 45 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

6. До рассмотрения кандидатур на должность Уполномоченного Законодательное Собрание согласовывает их с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. В адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации направляются письменное обращение и копии всех внесенных предложений и сопроводительных материалов о каждом кандидате на должность Уполномоченного. В случае непоступления в Законодательное Собрание в течение тридцати дней со дня получения документов о согласовании (несогласовании) Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации представленных кандидатур все кандидатуры считаются согласованными.

7. Избранным на должность Уполномоченного считается кандидат, за которого проголосовало большинство от общего (установленного) числа депутатов Законодательного Собрания.

Статья 6. Срок полномочий Уполномоченного

1. Уполномоченный избирается на срок 5 лет.

2. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения им присяги на заседании Законодательного Собрания непосредственно после его избрания на должность.

При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания:

"Посвящая себя служению человеку, торжественно клянусь:

честно и беспристрастно исполнять обязанности Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге;

защищать права и свободы человека и гражданина;

дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности и моральной чистоты;

руководствоваться в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, законами Санкт-Петербурга, справедливостью и голосом совести.".

3. Уполномоченному в течение 14 дней со дня избрания Председателем Законодательного Собрания или по поручению Председателя Законодательного Собрания заместителем Председателя Законодательного Собрания вручается удостоверение, образец которого установлен законом Санкт-Петербурга.

4. Истечение срока полномочий Законодательного Собрания или его роспуск не влечет прекращения полномочий Уполномоченного.

5. Одно и то же лицо может занимать должность Уполномоченного не более двух сроков подряд.

Статья 7. Требования, ограничения и запреты, связанные с замещением должности Уполномоченного

1. Уполномоченный не вправе:

1) иметь гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 23 августа 2021 года Законом Санкт-Петербурга от 9 августа 2021 года N 393-89. - См. предыдущую редакцию)

2) одновременно быть сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом Законодательного Собрания, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности Санкт-Петербурга, муниципальные должности, а также находиться на государственной или муниципальной службе;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;

4) заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

5) быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

2. На Уполномоченного распространяются иные ограничения, а также обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, Федеральным законом "О противодействии коррупции".

3. Уполномоченный в четырнадцатидневный срок обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий.

4. Если в течение срока, определенного в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Законодательное Собрание избирает нового Уполномоченного в порядке, установленном Федеральным законом и настоящим Законом Санкт-Петербурга.

5. Уполномоченный при наличии оснований и в порядке, которые определяются законом Санкт-Петербурга, обязан сообщать Председателю Законодательного Собрания о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии коррупции".

6. Уполномоченный обязан постоянно проживать на территории Санкт-Петербурга в течение срока исполнения им своих полномочий.

7. Уполномоченный обязан соблюдать иные требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Законом Санкт-Петербурга и другими законами Санкт-Петербурга.

Статья 8. Прекращение полномочий Уполномоченного

1. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента вступления в должность нового избранного Уполномоченного, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно по решению Законодательного Собрания, принятому большинством голосов от общего (установленного) числа депутатов Законодательного Собрания, в случае:

2) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим либо объявления его умершим;

3) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

4) его выезда за пределы территории Санкт-Петербурга на постоянное место жительства;

5) прекращения гражданства Российской Федерации или наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 23 августа 2021 года Законом Санкт-Петербурга от 9 августа 2021 года N 393-89. - См. предыдущую редакцию)

3. По решению Законодательного Собрания после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации полномочия Уполномоченного могут быть прекращены досрочно также в случае:

1) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

2) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

4) несоблюдения им иных требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом, другими федеральными законами, настоящим Законом Санкт-Петербурга и другими законами Санкт-Петербурга.

4. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается постановлением Законодательного Собрания, принимаемым большинством голосов от общего (установленного) числа депутатов Законодательного Собрания.

5. Принятие Законодательным Собранием постановления о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного влечет немедленное освобождение Уполномоченного от должности. Полномочия представителя нанимателя (работодателя) для сотрудников аппарата Уполномоченного до избрания нового Уполномоченного осуществляет Законодательное Собрание.

6. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного новый Уполномоченный должен быть избран Законодательным Собранием не позднее 60 дней со дня принятия решения о досрочном прекращении полномочий предыдущего Уполномоченного.

7. Избрание нового Уполномоченного осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом и настоящим Законом Санкт-Петербурга.

Статья 9. Принятие к рассмотрению жалоб, иных обращений и их рассмотрение Уполномоченным

При рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства Уполномоченным применяется порядок, установленный Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб и иных обращений Уполномоченным, установленных Федеральным законом, в том числе сроков рассмотрения жалоб.

Читайте также: