Доклад курсанта на занятии

Обновлено: 05.07.2024

Качество отработки программы по дисциплине "Тактика" во многом зависит от уровня методической подготовки руководителей, вырабатываемой у офицерского состава в процессе методической работы.

Цель методической подготовки заключается в привитии преподавателям умений проводить на высоком теоретическом и методическом уровне все виды занятий, доходчиво передавать свои знания обучаемым и умело их воспитывать, качественно разрабатывать учебные материалы.

Главными задачами методической работы являются: совершенствование методики, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий, повышение педагогического мастерства преподавательского состава, совершенствование организации и обеспечения образовательного процесса.

Основными формами методической работы является:

учебно-методические (методические) сборы и совещания, научно-методические конференции и семинары;

заседания ученого совета, и предметно-методических комиссий с рассмотрением вопросов методики обучения и воспитания;

разработка и совершенствование учебно-методических материалов, совершенствование материально-технического обеспечения образовательного процесса;

проведение педагогических (методических) экспериментов и внедрение их результатов в образовательный процесс, изучение и внедрение передового педагогического опыта и опыта боевой подготовки войск;

проведение контроля учебных занятий.

Учебно-методические (методические) сборы проводятся перед началом или в начале учебного года. На сборах подводятся итоги методической работы за прошедший период обучения и ставятся задачи на новый учебный год, обобщается опыт методической работы преподавателей, и популяризируются лучшие педагогические приемы обучения и воспитания, вырабатываются единые взгляды по вопросам учебной, воспитательной и методической работы; проводятся инструкторско-методические, показные и другие занятия, организуется чтение лекций; даются указания по реализации в образовательном процессе новых требований руководящих документов и опыта войск.

Методические совещания проводятся по мере необходимости в целях решения конкретных вопросов образовательного процесса: определения методики проведения учений, занятий. Обеспечения взаимосвязи смежных учебных дисциплин и других.

Инструкторско-методические занятия проводятся по наиболее важным и сложным темам учебной программы, перед отработкой семинаров, задач, летучек, групповых упражнений. Они проводятся в целях выработки единой организации и методики проведения занятий, освоения наиболее эффективных методических приемов. На этих занятиях, кроме того, проверяется знание преподавателями организации и боевых возможностей войск, теоретических положений и учебного материала; обсуждаются возможные варианты решений курсантов по соответствующей обстановке и дается их оценка; рассчитывается учебное время и определяется содержание частных и общего разбора. После их проведения преподаватели продолжают личную подготовку к занятиям. По семинару, тактической летучке, групповому упражнению и небольшой по объему задаче проводится одно, а по комплексной задаче - несколько занятий.

Инструкторско-методическое занятие перед проведением учения проводит руководитель учения. Занятие проводится обычно в течение двух дней. В первый день с преподавателями разбираются вопросы организации учения, изучается план его проведения и другие учебные материалы. Во второй день - методика отработки учебных вопросов по этапам учения. Если учение проводится на местности – то этот день посвящается работе в поле, где конкретно рассматривается порядок отработки учебных вопросов по обстановке на определенное время.

Наиболее сложные вопросы по занятиям отрабатываются непосредственно на руководителях, которые действуют по обстановке в роли тех или иных должностных лиц и последовательно прорабатывают действия на занятии или учении. Такой методический прием позволяет преподавателям глубже усвоить учебный материал и при необходимости лично показать фрагмент работы командира, в роли которого будут действовать обучаемые, предвидеть возможные варианты решения и проработать заблаговременно адекватную решениям обстановку.

Показные занятия проводятся лучшими методистами с целью показать образцовую организации и методику проведения занятий, методы эффективного использования технических средств обучения. Показные занятия организуются в соответствии с расписанием учебных занятий.

Открытые занятия проводятся на с целью обмена опытом, оказания помощи преподавателям в организации занятий и методике их проведения, а также в целях контроля учебных занятий.

Пробные занятия проводятся в целях определения подготовленности преподавателя, и допуска его к самостоятельному проведению занятий, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам и вопросам, определения целесообразности использования новых технологий и методов обучения при проведении занятий. Пробные занятия проводятся только перед руководителями. Анализ проведенного открытого занятия и его оценки, кроме того, заносятся в журнал контроля учебных занятий.

Подготовка руководителя к занятию включает:

- Уяснение содержания занятия и определение его дидактической цели, и конкретных учебно-воспитательных задач (целей);

- определение структуры занятия, основных учебных вопросов и времени на их изучение (отработку);

- подбор и изучение соответствующего учебного материала, обеспечивающего оптимальное раскрытие темы занятия и решение поставленных учебно-воспитательных задач (целей);

- выбор методов и приемов обучения;

- подготовку материального обеспечения занятия;

- составление плана проведения занятия.

Основными видами учебных занятий с курсантами иностранцами являются: лекции, семинары, групповые упражнения, групповые занятия.

Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по тактике, раскрывать в динамической взаимосвязи наиболее сложные вопросы. Лекции должны носить, как правило, проблемный характер, отражать актуальные вопросы теории и практики, современные достижения военной науки, способствовать развитию у обучаемых творческого мышления и их углубленной самостоятельной работе.

Подготовка лекции включает: уяснение (уточнение) исходных данных; составление календарного плана подготовки лекции; разработку лекционного материала, обсуждение лекции на кафедре или в предметно-методической комиссии, доработку ее после обсуждения; оформление и подготовку дидактических материалов к лекции, разработку плана ее чтения, а также подготовку лектора и обучаемых.

Исходными данными лекции являются ее тема, учебные вопросы и продолжительность, указания, для кого она читается, а также материально-техническое обеспечение. Эти данные содержатся в тематическом плане кафедры. В результате уяснения исходных данных автор должен определить: место и роль лекции в теоретическом курсе дисциплины; учебные цели, основное содержание лекции и ее границы; какие вопросы лекции необходимо изложить традиционным методом, какие рассмотреть с использованием элементов проблемного обучения, с какими положениями ознакомить курсантов, какие вопросы деятельности командира раскрыть на конкретных примерах; какие качества необходимо воспитывать при чтении лекции.

Семинары являются одним из главных активных видов теоретической подготовки обучаемых, в ходе которой путем творческой дискуссии и взаимного обмена мнениями обучаемые глубоко обсуждают поставленные вопросы и приходят под руководством преподавателя к обоснованным обобщениям и выводам. Семинары проводятся по основным и наиболее сложным темам (разделам, вопросам) учебной программы. Цели семинара заключаются в углублении и закреплении теоретических знаний, полученных курсантами на лекциях и в ходе самостоятельной работы над учебной и научной литературой, а также в привитии им навыков поиска, обобщения и изложения учебного материала. Кроме того, семинары развивают творческую самостоятельность, способствуют формированию у них научных и профессиональных знаний.

На семинарских занятиях выполняется несколько функций. Главными из них являются: углубление и закрепление знаний обучаемых; привитие им умений в творческом мышлении и навыков в логическом изложении материала; воспитание обучаемых. На семинарах применяются различные методы обучения: устное изложение (рассказ, объяснение); обсуждение изучаемого материала (беседа, дискуссия, полемика); показ, демонстрация (личный показ, показ или демонстрация слайдов, плакатов и т.п.); упражнение, упражнение с использованием ЭВТ. Наряду с вышеперечисленными методами следует широко применять и другие эффективные методы, такие как метод проблемного обучения, дискуссия по отдельным вопросам семинара с использованием методов "военной игры" и "круглого стола", моделирование и др.

Семинар начинается вступительным словом преподавателя. В нем он должен раскрыть актуальность темы, учебные и воспитательные цели, вопросы, выносимые для обсуждения на семинаре, а также порядок их рассмотрения. Положения, излагаемые преподавателем во вступительном слове, подкрепляются требованиями МВД, ГК ВВ, опытом войн и учений.

Групповые упражнения - один из основных практических видов учебных занятий при изучении тактики. Они проводятся на фоне конкретной тактической обстановки в целях привития обучаемым умений и навыков в планировании, организации и всестороннем обеспечении боя, управлении подразделениями в ходе его ведения, более глубокого теоретических положений, а также формирования высоких моральных, боевых и психологических качеств.

Групповые упражнения по тактике проводятся при отработке учебно-методических, комплексных, тактических задач и как самостоятельное занятие в классах и на местности.

Методические задачи позволяют: на конкретной тактической обстановке изучать с курсантами содержание и методику работы командира по подготовке боя и управлению подразделениями в ходе его ведения; научить их всесторонне оценивать боевые возможности своих войск и противника, правильно учитывать влияние различных факторов обстановки на ход и исход боевых действий; готовить курсантов к самостоятельной творческой работе при изучении практического курса тактики.

Тактическая летучка - один из видов индивидуального практического обучения. Она предназначается для тренировки обучаемых, а также для проверки их знаний, умений и навыков в самостоятельном и быстром анализе обстановки, принятии решений и обосновании их расчетами, четкой и грамотной постановке боевых задач подчиненным, а также для выявления наиболее слабых мест в их подготовке.

Практические занятия проводятся с целью освоения вооружения и военной техники, овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта; выработки навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов; отработки приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; практического овладения иностранными языками. Практические занятия могут проводиться методом тренировок (тренажей). Главным их содержанием является практическая работа каждого обучаемого.

Тактические (тактико-специальные) занятия.

Тактические (тактико-специальные) занятия являются основой практического обучения организации и обеспечению боевых действий подразделений (отделения; взвода и им, равных) и управлению ими в бою.

Тактические (тактико-специальные) занятия имеют целью совершенствование умений и навыков в организации, обеспечении боевых действий и управлении в бою подразделениями (отделения, взвода и им равных). Обучаемые исполняют на занятиях обязанности командиров подразделений. Данный вид занятий хорошо изучен, методика его проведения отработана в институте десятилетиями и в данном пособии оно не будет рассматриваться.

Военная игра - один из видов занятий для подготовки курсантов, заключающийся в решении участниками игры различных тактических задач на местности и на топографических картах (схемах). В ходе военной игры каждый из участников выполняет функциональные обязанности по занимаемой на игре должности. Тема и масштаб (действия батальона, роты) определяются целями занятия. По форме военные игры бывают командные, командно-штабные и специальные, а по организации - одностепенные, двусторонние или односторонние.

Военная игра проводится по важнейшим темам тактических и военно-специальных дисциплин с целью дать практику в исполнении конкретных должностей при планировании, организации и ведении боя и его всестороннего обеспечении.

С помощью этого вида занятий предусматривается изучение способов действий войск и управление ими в ходе боя.

Обучаемые распределяются по ролям (должностям). В ходе отработки учебных (теоретических) вопросов они создают модель боя.

Розыгрыш того или иного эпизода по созданной модели боя не должен быть громоздким ни по времени, ни по организации. Он должен осуществляться в интересах более качественного усвоения и закрепления курсантами учебного материала.

Кроме того, здесь налицо большие возможности по применению ЭВТ. Это способствует интенсификации занятия, расширению тактического кругозора обучающихся, обеспечивает углубленный анализ обстановки, в том числе предвидение возможных результатов противоборства сторон. Здесь большие возможности, как для углубления знаний, так и для развития творческих способностей курсантов.

Однако этот вид занятий используется крайне редко. Причины тому следующие. Во-первых, сложность и громоздкость подготовки, как руководителей, так и обучаемых. Во-вторых, такой подход в значительной степени дублирует групповое упражнение, что в определенной мере отрицательно влияет на выполнение функций военной игры.

Постоянное развитие и усложнение тактики общевойсковых подразделений, все возрастающие требования к подготовке офицерских кадров предъявляют повышенные требование к подготовке преподавателей.

Реалии современной жизни и положение дел в войсках приводят нас к мысли необходимости дальнейшего повышения качества подготовки высококвалифицированных офицерских кадров, способных успешно решать задачи как по обучению и воспитанию подчиненных, так и по управлению вверенными им подразделениями в современном бою и повседневной жизни.

В этой связи повышается роль преподавательского состава, непосредственно участвующего в организации и ведении образовательного процесса, за его дальнейшее совершенствование, качество обучения и воспитания.

Совершенствование знаний преподавателей в вопросах методики обучения тактике идет по многим каналам. Главнейшим из них являются вопросы теории методики тактической подготовки, изучение опыта лучших педагогов-мастеров своего дела, постановка проведение педагогических экспериментов, дающих основание для оценки пригодности метода или приема обучения.

Сложность задачи заключается в том, что совершенствование метода преподавания осуществляется при одновременном сокращении времени обучения по дисциплине. Поэтому обязательным условием совершенствования подготовки является введение новых методик преподавания, современных технологий получения и усвоения знаний, обеспечивающих необходимую интенсификацию учебного процесса.

Изучить указанную литературу. По вопросам семинара законспектировать ответы в тетради, быть в готовности к ответу на поставленные вопросы с использованием классной доски, на которой вычерчивать схемы или Smart доски, комментирующие ответ на поставленный вопрос.

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР

Отдел общевоенной и тактической подготовки

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА

ВУС-063300, 445000.

По дисциплине: "Общая тактика"
Тема №7: "Инженерное обеспечение боевых действий подразделений и частей".
Семинар №7: "Виды и назначения укрытий".

Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить задачи и особенности инженерного обеспечения боевых действий.

2. Изучить требования, предъявляемые к инженерному обеспечения боя.

3. Воспитывать готовность к решительным действиям при выполнении инженерных задач.

4. Формировать у студентов высокие морально-психологические и профессиональные качества российского офицера, необходимые для выполнения воинского долга.

Время 90 минут

Расчёт учебного времени:

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Основные задачи инженерного обеспечения боевых действий.
2. Требования, предъявляемые к инженерному обеспечению боя.
3. Выбор места расположения укрытий на местности.
4. Виды и назначение укрытий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебно- материальное обеспечение:

1. Методическая разработка.

2. Компьютерное и мультимидийное оборудование аудитории.

3. Презентация Microsoft Office PowerPoint по теме "Инженерное обеспечение боевых действий подразделений и частей".

4. Тетради, канцелярские принадлежности.

5. Журнал учета занятий по военной подготовке.

Литература для подготовки к семинару:

1. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Часть II (БУСВ) М.: Воениздат, 2004.

2. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Часть III (БУСВ) М.: Воениздат, 2004.

3. Инженерное обеспечение боя. М.: Воениздат, 1988.

4. Инженерное обеспечение марша и встречного боя мотострелкового (танкового) батальона. М.: Воениздат, 1967.

6. Фортификация: прошлое и современность. М.: Воениздат, 1987.

7. Словарь военных терминов сост. А.М. Плеханов. – М.: Воениздат, 1988.

8. Тактика в боевых примерах. Батальон М.: Воениздат, 1974.

9. Тактика в боевых примерах. Рота. М.: Воениздат, 1974.

Методические указания по подготовке и проведению занятия:

Приступая к работе над занятием, преподаватель начинает с:

1. Изучения Квалификационных требований, предъявляемые к выпускнику по ВУС-063300, 445000 в части, касающейся изучения данной темы.

2. Изучения программы подготовки специалистов по ВУС-063300, 445000, тематический план.

3. Изучения методических указаний к проведению семинара.

4. Подбора и изучения литературы, периодической печати и ресурса интернет.

5. Доработка методических указаний к семинару.

6. Подборки и подготовки учебно-материальной базы для проведения занятия.

7. Составления плана проведения семинарского занятия.

Занятие проводится в классе (аудитории), ведется в темпе, позволяющем отработать основные положения материала, на занятия отводится два часа.

Структурно семинар по теме занятия состоит из трех взаимосвязанных частей: вступления, основной части, заключения.

Во вступлении рекомендуется дать под запись а) название темы семинара б) распределение времени на его изучение, в) учебные цели семинара (воспитательные цели при этом не объявляются), г) учебные вопросы семинара и д) рекомендуемую литературу. Затем следует обосновать важность изучения данной темы, ее актуальность, связь с последующими темами курса и взаимосвязь с другими предметами обучения.

Переходя к изложению основного содержания семинара, преподаватель должен повторно сформулировать перед аудиторией первый вопрос, как исходный тезис, поставить проблему, обоснованию которой будет подчинена вся логика его рассуждений в ходе изложения материала.

Закончив изложение первого вопроса, преподаватель должен сделать вывод по изложенному материалу, предложить студентам задать возникшие в ходе лекции вопросы и кратко на них ответить. Затем в той же последовательности приступить к изложению последующих вопросов.

При раскрытии учебных вопросов необходимо подчеркнуть и выделить основные положения вопроса (в тексте занятия эти положения выделены жирным курсивом).

В ходе занятия:

При обсуждении первого вопроса необходимо особое внимание обратить на основные задачи инженерного обеспечения боевых действий в наступлении, обороне и при совершении марша. Обсуждая материал второгоучебного вопроса необходимо обратить внимание на требования, предъявляемые к инженерному обеспечению современного боя в период реформирования ВС РФ. При рассмотрении третьего учебного вопроса выбор места расположения укрытий на местности особое внимание необходимо уделить рельефу местности и почвенному составу грунта.

При раскрытии четвертого учебного вопроса основной упор делается на изучение видов и назначение укрытий применяемых в ВС РФ.

С целью активизации обучаемых, лекцию по теме целесообразно проводить активным методом. Используя элементы визуальной иллюстрации (применяя показ слайдов или наглядных пособий) и принципа обратной связи, используя в этих целях заранее подготовленные вопросы обучаемым по изучаемой теме.

В ходе изложения основного содержания семинара для разъяснения учебных вопросов рекомендуется использовать SMART доску с подготовленным набором слайдов, на которых должны быть представлены:

– название и вопросы семинара;

– рекомендуемая литература для самостоятельного изучения;

– новые понятия, раскрываемые в ходе обсуждения материала;

С целью контроля усвоения изложенного материала рекомендуется в ходе лекции задавать 1 – 2 вопроса по каждому из основных вопросов занятия.

По первому основному вопросу:

Назначенный ранее курсант представляет реферат по вопросу:

– Сущность, цель и основные задачи инженерного обеспечения боевых действий.

По второму основному вопросу:

– Какие требования, предъявляются к инженерному обеспечению боя.

По третьему основному вопросу:

– Какие требования предъявляются к выбору места расположения укрытий.

Назначенный ранее курсант представляет реферат по вопросу:

– Виды и назначение укрытий.

Преподавателю следует оценить каждый ответ и выставить оценки в журнал. Таким образом, в ходе занятия должны быть оценено до 100 % присутствующего личного состава.

В заключении преподаватель:

– делает краткие выводы по теме занятия;

– оценивает участие обучаемых в ходе занятия и степень достижения поставленных учебных целей;

– отвечает на вопросы обучаемых по теме семинара.

1.Порядок проведения семинара:

Принять доклад командира учебного взвода о готовности взвода к занятию.

Перед отработкой основной части занятия, преподаватель доводит до студентов важность данной дисциплины, как в воинской деятельности, так и в повседневной жизнедеятельности. Обращает внимание на актуальность темы занятия. Устанавливается контакт с обучаемыми.

2. Основная часть:

а) Доклад курсанта с рефератом по теме первого вопроса.

б) Далее осуществляется постановка контрольных вопросов по теме второго вопроса.

в) Контрольный опрос, обсуждение по теме третьего вопроса.

г) Доклад курсанта с рефератом по теме четвертого вопроса.

д) Ответ на возникшие в ходе занятия вопросы.

2. Заключительная часть:

– сделать общий вывод по теме занятия;

– отметить положительные моменты в работе студентов и указать недостатки

– напомнить дату проведения самостоятельной работы по данной теме;

– ответить на вопросы студентов;

Прокрутить вверх


Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.


ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.


Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.


Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.

Учебные занятия – составная часть учебной работы, в ходе которой осуществляются теоретическое, практическое обучение и воспитание курсантов. Основными формами занятий в учебных воинских частях являются: плановые и контрольные занятия, а также самостоятельная подготовка.

Каждое учебное занятие должно быть всесторонне и тщательно подготовлено.

Одним из элементов подготовки к занятию является составление подробного плана-конспекта занятия, который считается основным методическим документом для проведения занятия и утверждается непосредственным начальником руководителя занятия, который обязан предоставить руководителю занятия необходимое время на подготовку.

Утверждение планов-конспектов (планов) занятия является одной из форм методической подготовки руководителей занятий и элементом контроля готовности к проведению занятий. В ходе изучения плана-конспекта и беседы с руководителем занятия старший начальник должен определить степень его готовности и дать методические советы и рекомендации по проведению и материально-техническому обеспечению занятий.

План-конспект разрабатывается лично руководителем занятия и независимо от формы и метода проведения занятия должен включать:

– наименование предмета обучения, темы занятия с указанием привлекаемого к занятию подразделения (учебной группы);

– учебные цели, учебные вопросы;

– дату, время и место проведения;

– указание материального обеспечения занятия, используемых руководств, пособий и методических разработок, вооружения, военной и специальной техники, снаряжения и необходимых материальных средств;

– порядок проведения занятия с указанием учебных вопросов и времени на их отработку, действия руководителя и обучаемых (при необходимости со схемой смены учебных мест обучаемыми) с указанием отрабатываемых нормативов;

– требования техники безопасности при проведении занятия.

При необходимости также указываются тактическая обстановка, выполнение норм и правил охраны окружающей среды. Приложениями к плану-конспекту могут быть схемы смены личным составом обучаемых учебных мест на занятии с указанием маршрутов движения и временных показателей, карты (для конкретных форм занятий).

Из плана-конспекта исключаются содержание материала, являющегося перечислением требований руководящих документов, или текстовые варианты самих документов. Эти сведения также оформляются приложениями.

Допускается использовать в плане-конспекте ссылки на материал разработанных методических пособий и индивидуальных заданий (с указанием номеров конкретных статей, пунктов, глав и т.д.), утвержденных к использованию в учебном процессе методическим советом соединения (воинской части), при условии наличия данного материала у руководителя на месте проведения занятия.

Учебный материал должен содержать слайды, схемы, алгоритмы действий, изображения местности с отражением порядка действий или последовательности происходящих процессов.

При подготовке к составлению плана-конспекта руководитель занятия изучает требования программы к содержанию занятия по данной теме и определяет цель занятия.

Учебные вопросы рекомендуется преподавать обучаемым в последовательности от общего к частному: например, назначение машины, ее тактико-технические характеристики, возможности и область применения, наименование составных частей, принцип действия или работы, принципы работы и взаимодействие составных частей, устройство каждой отдельно взятой составной части, неисправности и способы их устранения, техническое обслуживание, требования безопасности.

Большое значение для правильного обучения личного состава имеет выбор места проведения занятия. Практика показывает, что занятия по тактической (тактико-специальной) подготовке и по боевой работе необходимо проводить на объектах учебно-тренировочных комплексов в реальных климатических условиях, с созданием обстановки, наиболее приближенной к боевой (психологическое воздействие, имитация огневого поражения, группы имитации действий противника) (фото 1а). В классе, как правило, проводят занятия по изучению устройства вооружения и военной техники, а также ознакомительные занятия по изучению основ и определений предметов программы обучения (фото 1б).


Использование на занятии материального обеспечения способствует более глубокому изучению военнослужащими своей специальности.

К материальному обеспечению относятся уставы и наставления, учебники, плакаты, макеты приборов, вооружения, военной техники, боеприпасов, действующие макеты отдельных механизмов и узлов, учебные видеофильмы, экипировка военнослужащих, штатная техника, вооружение, имущество медицинской службы, горючее и смазочные материалы, средства освещения (для проведения ночных занятий).

Разрабатывая план-конспект, руководитель занятия определяет, что конкретно из имеющегося материального обеспечения он будет использовать, в каком количестве и на каком учебном месте (фото 2).


Лучшей формой подготовки военнослужащих являются практические занятия и тренировки на штатной технике и при наличии оружия. Однако обучение на реальных образцах может быть сопряжено с определенными сложностями. Поэтому в обучении необходимо широко использовать тренажеры. При их использовании руководитель занятия в плане-конспекте определяет, какие упражнения будут выполнять обучаемые и порядок их смены на тренажере (фото 3).


В случае проведения занятия на нескольких учебных местах в плане-конспекте дополнительно указываются действия помощников руководителя занятия. Также каждый помощник руководителя занятия разрабатывает свой план-конспект применительно к своему учебному месту. При необходимости может оформляться схема выдвижения к учебным местам. Смена учебных мест производится по команде руководителя занятия, который занимается на учебном месте, где отрабатывается основной или наиболее сложный вопрос (схема 1).

Схема 1. Смена учебных мест


Если военнослужащие вынуждены перемещаться при смене учебных мест, то в обязательном порядке должна проводиться попутная тренировка по тактической (тактико-специальной), физической, строевой подготовке и т.п.

Данные попутные тренировки также отражаются в плане-конспекте с указанием упражнения (приема, норматива), спланированного к отработке.

Структура плана-конспекта включает следующие части.

Содержание вводной части занятия (п. 1, время проведения 10 мин.)

Содержание учебного вопроса

Действия руководителя занятия

Действия обучаемых

Содержание контрольного опроса:

Вопрос № 1. Элемент пролетного строения СРП-33.6;

Вопрос № 2. Основные характеристики СРП-33.6 (масса без мостового полотна, с мостовым полотном, строительная высота);

Вопрос № 3. Основные характеристики СРП-33.6 (наибольшая длина элемента, наибольшая масса элемента)

Принимаю доклад от дежурного по взводу.

Провожу проверку наличия личного состава (с учетом в журнале учета боевой подготовки взвода), их внешнего вида и готовности к занятию. Проверяю оформление наряда-допуска на производство крановых работ, наличие удостоверений у крановщика и руководителя крановых работ, заполняю необходимые документы. Провожу целевой инструктаж по требованиям техники безопасности при проведении занятия и на учебных местах

Дежурный по взводу докладывает о наличии личного состава и его готовности к занятию

Провожу контрольный опрос по пройденным ранее темам.

Оцениваю обучаемых, выставляю оценки в журнал учета боевой подготовки

Назначенные военнослужащие отвечают на поставленные вопросы

Довожу тему занятия, его цель и учебные вопросы, порядок проведения занятия

Записывают тему занятия в тетради для конспектов

Опрос может осуществляться устно, с помощью технических средств контроля знаний и другими методами, по усмотрению руководителя занятия. Руководитель занятия должен стремиться в процессе опроса вовлечь в активную работу возможно большее число обучаемых, в этих целях после ответа одного обучаемого другие привлекаются к дополнению и уточнению ответа. Если отвечающий излагает материал правильно, можно предложить другому продолжить ответ. После каждого ответа руководитель занятия кратко отмечает положительные стороны и недостатки, исправляет допущенные ошибки и неточности. Если в результате опроса будет установлено, что обучаемые недостаточно твердо усвоили пройденный материал, руководитель должен произвести краткое его повторение в процессе занятия и предусмотреть восполнение материала во время самоподготовки.

К письменному опросу могут привлекаться все обучаемые одновременно или их часть с одновременным проведением устного опроса остальных курсантов. При проведении письменного опроса вопросы выдаются по вариантам, а при частичном охвате темы – на заранее подготовленных руководителем занятия карточках.

При опросе руководитель занятия объявляет оценки, полученные курсантами, и выставляет их в журнал учета боевой подготовки.

2. Основную часть, в которой излагается основной материал или порядок отработки учебных вопросов (действий, приемов, вводных), подлежащих изучению (повторению, отработке, практическому показу), с применением наиболее целесообразной методики их изложения (отработки) (табл. 2).


Изучение материала основной части занятия проводится в соответствии с уровнем подготовленности курсантов и наиболее рациональными методами изложения учебного материала.

Руководитель занятия должен в соответствии с планом-конспектом (планом) занятия логически и последовательно довести до обучаемых содержание учебных вопросов, делая выводы после каждого из них и соблюдая логические связи при переходе от одного учебного вопроса к другому, обеспечивая при этом доступность изложения, раскрытие терминов, выделяя наиболее важные положения, связанные с будущей практической деятельностью обучаемых, приводя примеры из опыта службы.

При изложении содержания занятия руководитель должен добиваться устойчивого внимания и высокой активности обучаемых по усвоению учебного материала, используя классную доску, изучаемые образцы вооружения, военной и специальной техники, необходимые учебно-наглядные пособия и технические средства обучения (фото 5).


После разъяснения каждого вопроса руководитель занятия, как правило, отвечает на возникшие у обучаемых вопросы и проводит проверку качества усвоения и закрепление нового материала. В случае когда обучаемые затрудняются ответить на поставленные перед ними вопросы (правильно выполнить необходимые действия), руководитель вновь разъясняет необходимый материал (производит правильный показ действий).

При отработке учебных задач (нормативов) должны строго выполняться требования безопасности, определенные уставами, курсами, соответствующими наставлениями, руководствами, инструкциями и правилами, а также дополнительно установленные руководителем занятия. Данные требования в обязательном порядке должны быть указаны в плане-конспекте (при большом объеме информации оформляются как приложение).

Ответственность за соблюдение личным составом требований безопасности на занятии возлагается на руководителя и его помощников.

3. Заключительную часть, в которой руководитель проводит разбор занятия, подводит итоги, сообщает литературу, рекомендуемую обучаемым для самостоятельного изучения, дает задание на самостоятельную подготовку и вопросы для самоконтроля (при необходимости) (табл. 3).


В этом задании указывается, на что следует обратить внимание в ходе самостоятельной работы, и даются методические рекомендации по изучению учебного материала.

В ходе разбора необходимо объективно оценить результаты действий личного состава на занятии. Разбор должен иметь тесную связь теории с практикой, наглядность, убедительность и поучительность.

Для обоснования объективности оценок личного состава за действия в ходе занятия и выводов по итогам занятия разбор должен базироваться на анализе качества отработки личным составом учебных вопросов, обеспечивать развитие инициативы обучаемых, а также способствовать вскрытию причин неудачных действий и устранению недостатков.

На практических занятиях руководитель разбирает каждую технологическую операцию, которую выполнял личный состав, указывает на недостатки в работе обучаемых, дает оценку действиям каждого обучаемого и общую оценку согласно нормативу.

Каждый руководитель занятия должен помнить – качественная разработка плана-конспекта и, как следствие, качественное проведение занятия способствуют росту профессионального мастерства личного состава. С приобретением твердых навыков у обучаемых появляются интерес к мероприятиям боевой подготовки и уверенность в себе.

Разработанные планы-конспекты (планы проведения занятия), методические материалы, используемые при проведении занятий, хранятся у руководителей занятий до конца следующего периода обучения.

Данные рекомендации необходимо использовать в своей практической деятельности творчески, исходя из конкретных условий и уровня обученности личного состава.

В статье проанализирован коммуникационный подход к обучению курсантов первого курса, изу-чена роль информационно-образовательной среды в процессе накопления знаний и навыков. Рассмотре-ны особенности учебной деятельности курсантов первого курса, обсуждаются проблемы интенсифика-ции обучения с применением инновационных технологий, в том числе комплекса электронных учебных материалов и ресурсов электронных библиотек. Компетентностный подход к обучению вместе с система-тичностью и последовательностью включает и научность, заключающуюся в выборе преподавателем информации, составляющей содержание обучения. Отмечается сложность обучения курсантов первого курса в силу ряда объективных причин, обсуждаются факторы, обеспечивающие правильную организацию самостоятельной работы курсантов с привлечением информационных ресурсов цифровой среды вуза. Приводятся направления научно-исследовательской работы, в которую могут быть вовлечены курсанты первого года обучения, примеры возможного участия курсантов в работе научных групп. По-казана роль профессорско-преподавательского состава подразделений военного вуза в повышении мотивации курсантов к занятиям научной работой. На примере химии обсуждается интеграция науки и образования, обсуждается возможность включения в учебный процесс достижений современной химической науки, что способствует лучшей успеваемости курсантов.


1. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. 2008. № 6. С. 3-11.

4. Горемыкин В.П. Военное образование: цель – на развитие // Вестник военного образования. 2017. №1. С.4-13.

5. Беляев Р.В. Формирование информационной культуры курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2017. 190 с.

6. Тренин И.В. Интеграция информационных и дидактических ресурсов в образовательном процессе военного вуза: дис. … канд. пед. наук. Москва. 2017. 295 с.

7. Машин В.Н., Соломатин М.С., Машина А.В. Формирование информационной культуры курсантов военных вузов в цифровом формате // Перспективы науки. 2019. № 7(118). С. 192-194.

8. Вековцева Т.А. Основные направления саморазвития преподавателя вуза в профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-2. С. 326-330.

9. Мокшина Н.Я., Кочетова Ж.Ю. Аналитическая химия как часть учебной и научной деятельности преподавателей военного вуза // Тез. докл. Третьего съезда аналитиков России. М.: ГЕОХИ РАН, 2017. С. 21.

В связи с развитием технических средств передачи информации коммуникация стала рассматриваться как самостоятельный объект социальных наук. Использование технических средств, усложнение организационных условий обусловили необходимость специального изучения закономерностей опосредствования информации. Результатом деятельности преподавателя военного вуза должны быть высокие показатели учебной деятельности курсантов. Для достижения таких показателей и повышения мотивации к обучению на первом курсе преподаватели профильных кафедр решают следующие задачи: 1) оценка мотивационных установок курсантов при поступлении в вуз, в процессе обучения и при промежуточной аттестации; 2) формирование мотивации к получению и применению знаний в профессиональной деятельности; 3) повышение индивидуализации обучения; 4) развитие личностных и профессиональных качеств, позволяющих совершенствовать навыки и умения.

В условиях интенсификации обучения и особенностей школьного ЕГЭ значительно возрастает число слабоуспевающих курсантов, которые не могут освоить программу по предмету, отстают от сверстников, не воспринимают учебный материал, что не способствует личностному становлению и развитию. Поэтому необходима специальная поддерживающая работа, помогающая курсантам, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Можно выделить две основные причины неуспеваемости: физиологические проблемы (частые болезни) и психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления и др.). В многочисленных группах курсантов (до 30 человек) уровень их подготовки по различным дисциплинам сильно различается, что должно учитываться в образовательном процессе.

Цель исследования – показать особенности и трудности обучения курсантов первого курса, обсудить роль интеграции научно-исследовательской и учебной деятельности для повышения мотивации к успешному освоению различных дисциплин.

Результаты исследования и их обсуждение. Специфика обучения в военных вузах допускает большие перерывы в занятиях, что мешает проявлению необходимой настойчивости в овладении изучаемыми дисциплинами. Особенно это относится к курсантам первого курса, которые только начинают привыкать к воинской дисциплине, распорядку дня и еще не нашли правильных путей организации своих занятий. На первом курсе совершается трудный переход курсантов от системы занятий, принятой в средней школе, к вузовской системе занятий. Кроме того, курсанты первого курса не имеют четких представлений об условиях обучения и требованиях к учебе в военном вузе, а это существенно осложняет адаптацию к учебному процессу. Сложность преподавания на первом курсе заключается и в том, что курсанты более подвержены различным заболеваниям, чем на старших курсах, а также задействованы для осуществления воинской службы, что приводит к пропускам занятий. Для своевременной помощи курсантам преподаватели постоянно взаимодействуют с руководством факультетов. Практика экзаменационных сессий показывает, что первокурсники сдают экзамены менее успешно, чем курсанты старших курсов. Это в значительной мере является следствием недостаточного внимания преподавателей к организации самостоятельной работы курсантов и консультативной помощи со стороны преподавателя. Для эффективного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса в военном вузе особое значение имеет развитая информационно-коммуникационная предметная среда. Она обеспечивает совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучающимся, преподавателем и средствами информационно-коммуникационных технологий [1].

Правильная организация взаимодействия курсантов с преподавателем и возможность применения электронного учебного комплекса повышают эффективность учебной деятельности в целом [6, 7]. Применение такого комплекса позволяет как можно быстрее адаптироваться к успешной образовательной деятельности молодым преподавателям, недавно защитившим диссертации.

Наличие всех необходимых печатных и электронных ресурсов позволяет оценить взаимосвязь разделов дисциплин; повысить мобильность повторения основных понятий и определений из предыдущих тем с помощью глоссария; наглядно представить теоретический материал, увеличить количество задач, решаемых самостоятельно или индивидуально на практических занятиях. При проведении лабораторного практикума преподаватель имеет возможность показать опыты, которые нельзя продемонстрировать в лабораториях кафедры, при просмотре видеофильмов; улучшить качество подготовки курсантов к отчетам по лабораторным работам и проверке остаточных знаний. Использование всего научно-методического комплекса в результате повышает объективность преподавателей при 100%-ной аттестации курсанта на занятии.

Большое значение в военном вузе придается научной работе с курсантами. С первого курса курсанты учатся делать доклады, обсуждать результаты своей работы с другими курсантами и преподавателями кафедр. Регулярно проводятся заседания секции военно-научной работы, где курсанты могут доложить результаты своей экспериментальной работы. В ежегодных конференциях курсантов и молодых ученых по возможности принимают личное участие все курсанты первого курса, задействованные в научной работе подразделений.

Профессиональная деятельность преподавателя вуза специфична в силу ее полифункциональности. Она относится к числу профессий, требующих от работника целого ряда качеств, и предполагает грамотную и эффективную реализацию преподавателем многочисленных профессиональных функций. Считается, что если преподаватель перестает заниматься научными исследованиями, то он начинает повторять самого себя. Для успешного преподавания имеют значение количество и качество публикаций, прогресс в исследовательской деятельности, систематическое участие в реализации образовательных программ, вовлеченность в профессиональную деятельность не менее 5 лет. Преподаватель вуза должен быть организованным и доброжелательным во взаимодействии с коллегами, курсантами; иметь инициативный и ответственный подход в работе [7].

Каждый преподаватель должен ставить перед собой цель, связанную с высокими показателями учебной деятельности курсантов. Для достижения такой цели следует формировать мотивацию к получению и применению знаний в профессиональной деятельности, повышать индивидуализацию обучения, развивать личностные и профессиональные качества, позволяющие совершенствовать навыки и умения, полученные в процессе обучения. Отметим, что формирование учебно-профессиональной мотивации у курсантов первого курса в процессе изучения естественно-научных дисциплин возможно в том случае, если преподавателю удается заинтересовать обучаемых, в том числе своими личными достижениями в сфере науки. Компетентностный подход к обучению наряду с систематичностью и последовательностью включает и научность, заключающуюся в тщательном подборе преподавателем информации, составляющей содержание обучения [8].

От личности и научного авторитета руководителя научной группы зависит ее успех. Обязанности профессора – руководителя научной группы многогранны: создание коллектива, разработка программы действий, постановка перед каждым преподавателем и научным сотрудником конкретных задач и обсуждение их решения на всех этапах, творческое участие в оформлении получаемых результатов в виде разработки и внедрения инновационных проектов, а также в виде монографий, патентов, докладов на крупных научных конференциях, публикаций в престижных журналах.

Заключение. В заключение отметим, что информационно-коммуникативный подход к обучению курсантов военных вузов позволяет мотивировать их к саморазвитию и повышению уровня специальной подготовки. С учетом особенностей жизнедеятельности обучаемых в военном вузе создаваемая цифровая среда является необходимым условием образовательного процесса и военно-научной работы курсантов, способствующей качественному обучению и формированию личности военнослужащего. Учебно-методическая и научная деятельность преподавателей военного вуза специфична и направлена на получение и применение специальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей успешной службы офицеров.

Читайте также: