Доклад меры административного пресечения

Обновлено: 02.05.2024

Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. “По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил общежития.”

“ В отличие от административно-предупредительных мер меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим.” В одних случаях пресекается конкретное действие, - неправомерная линия поведения, образ действий. В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (например, мелкое хулиганство”, в-третьих - систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие бродяжничеством, тунеядством и т.п.).” Отдельные авторы считают, что меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны… общественных отношений от наличных или возможных на них посягательств… основное назначение пресекательных мер в системе правоохранительных средств состоит в принудительном прекращении противоправных действий. Превенция их пресекательными мерами сближает последние с мерами административно-предупредительными. “Разумеется, мерами пресечения… общественные отношения охраняется охраняются от правонарушений, более того, осуществление этой задачи является основным назначением некоторых из них задержание нарушителей и т.п. Однако отдельные меры административного пресечения могут применяться при отсутствии виновного противоправного деяния. Таковы принудительные действия, пресекающие общественно-опасную деятельность душевнобольных и малолетних”. Но в отличие от последних, основанием применения мер пресечения является не возможная, а непосредственная опасность, угрожающая охраняемым административным правом отношениям.”

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

Меры административного пресечения многообразны. Это обусловлено тем, что “в различных условиях, в отношении различных субъектов различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер пресечения свидетельствует о том, что основное внимание в нашей стране уделяется профилактике правонарушений, своевременному предотвращению дальнейших противоправных действий. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).”

В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер административного пресечения.

К админитративно-пресекательным мерам относятся следующие:

“- Задержание применяется как средство прекращения правонарушения для доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о правонарушении.

- Арест и изъятие имущества применяются в отношении предметов, находящихся в неправомерном владении.

- Приостановление работ может быть применено в отношении предприятий, допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которые угрожают здоровью и жизни людей. Особым случаем такого приостановления является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых создает угрозу безопасности движения.

- Временное отстранение от работы используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств транспорта, находящихся в состоянии опьянения.

- Требования прекратить неправомерное поведение может применяться управомоченными на то органами управления в случае обнаружения такого поведения (нарушений общественного порядка и др.) Такого рода требование носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой надлежащую ответственность.

- Ликвидация результатов неправомерных действий является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенных строений.

- Принудительное лечение может применяться в отношении лиц, больных венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших общественно - опасные деяния.”

Общим основанием административного задержания служит административный проступок. Помимо общей предпосылки-совершения проступка - для задержания необходимо одно из следующих условий (дополнительных): “наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжатся, что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе; отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.); отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе.”

“Административное задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя.

Следует отличать административное задержание от личного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступных действий.

Последнее производится в случаях прямо предусмотренных уголовным законом:

“Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:

- когда это лицо застигнуто непосредственно после его совершения;

- когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

- когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

“Задержание производится, если совершено правонарушение и имеется хотя бы одно из названных выше дополнительных условий необходимых для:

- обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела;

- обеспечения исполнения постановления по делу об административном правонарушении.”

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на две группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания.

"Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее, поэтому оно может производится только в случае совершения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого хулиганства."

К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, "которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении."

Законодательство закрепляет пять специальных видов административного задержания:

- задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения;

- задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство;

- задержание лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;

- задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках;

- задержание нарушителей пограничного режима.

В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения.

Проблема заключается в осознании политическим (государственным) руководством и широким общественным мнением актуальности, важности и незаменимости управления. Развитые западные страны давно осознали эту истину. Пора и нам ускорить этот процесс.

1.Гражданское право.Часть 1.Учебник/ Под ред.Ю.К.Толстого,А.П. Сергеева.- М.:Издательство ТЕИС,1996. - 292-300с.

2.Гражданский кодекс Украинской ССР: Нучн.-практ.коммент. Пер. с укр. /И.Г.Агапов,М.И.Бару,И.А.Беленчук и др. -К: Политиздат Украины,1981.- 639 с.

3.Кодекс Украины об административных правонарушениях /Утвержден Законом от 18.12.1984г.//ВВС Украины.- Приложение к N51.-ст.1122

4.Кодекс законов о труде Украины/Утвержден Законом УССР от 10 декабря 1971 г.//ВВС УССР.-1971.-N50.-ст.375.

5.О предприятиях в Украине:Закон Украины от 27.03.1991 г.//Ведомости Верховного Совета Украины.-N24.- Ст.272

6.О свободе совести и религиозных организациях: Закон Украины от 23 апреля 1991 г.//Ведомости Верховного Совета Украины.-N25.-Ст.281.

7.О хозяйственных обществах: Закон Украины от 19 сентября 1991 г. //Ведомости Верховного Совета Украины.-1991.-N49.-ст.682.

8.Советское административное право: Учебник.- С56 М.: Юрид.лит.,1985г.

9.Политологический словарь. - К.: ИнноЦентр. Варшава - 1991.

10. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях

11. Комментарий с Основам законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях под ред. Лазарева Б.М. - М.: Юрид. лит., 1983

12. Советское административное право: Учебник под ред. Василенкова П.Т. - М.: Юрид. лит., 1990

13. Право Республики Польша. Части Общая и Особенная:, - Гданьск, 1978

14. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. - Тюмень: ТГУ, 1994

15. Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. М. Юрид. лит. 1977

16. Бахрах Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР. Свердловск, 1989

17. Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству. Учебное пособие. М., 1988

18. Бахрах Д.Н. Административное принуждение в ССР, его виды и основные тенденции развития. М., 1972

19. Бахрах Д.н. Советское законодательство об административной ответственности. Пермь, 1969

20. Веремеенко И.И. Администратино-правовые санкции. М.: Юрид. лит., 1975

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 42402
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Доклад - Меры административного пресечения

Доклад написан на основе учебника по Административному праву 2008г. авторы учебника: Д. Н. Бахрах, Россинский, Старилов.

Дипломная работа - Административное задержание

  • формат doc
  • размер 69.19 КБ
  • добавлен 26 января 2011 г.

Понятие и система методов административно-правового принуждения. Административно-принудительные меры выявления угроз безопасности. Меры административно-правового пресечения. Меры административно-правового восстановления. Меры административного сдерживания. Правовые основания административного задержания и доставления граждан в орган внутренних дел. Организация разбирательства с лицами, доставленными в дежурную часть за совершение административных.

Контрольная работа - Административное принуждение

  • формат doc
  • размер 124.5 КБ
  • добавлен 10 июля 2011 г.

Конспект по теме "Административное принуждение" Сделан самостоятельно для уяснения положений данной темы. Содержание - виды административного принуждения: * Административно-предупредительные меры * Меры административного пресечения * Меры административно–процессуального обеспечения * Меры административной ответственности (меры наказания) Материал снабжён большим количеством выдержек из соответствующих нормативных-праваовых актов в качестве поя.

Контрольная работа - Организация административно-правовой охраны общественного порядка. Понятие и характеристика пресечения в административном праве

  • формат doc
  • размер 135.5 КБ
  • добавлен 27 октября 2010 г.

Общие и специальные меры пресечения. Понятие и характеристика пресечения в административном праве. Виды мер административного пресечения. Меры специального назначения. Меры государственного контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Этапы становления органов госнаркоконтроля. Меры государственного контроля за оборотом наркотиков. Правовой статус Дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД РФ. Основные формы несения дорожно-патруль.

Курсовая работа - Административное принуждение

  • формат doc
  • размер 20.47 КБ
  • добавлен 16 ноября 2009 г.

Введение. Понятие и особенности административного принуждения: Понятие административного принуждения. Характерные черты административного принуждения. Виды административного принуждения и их правовая характеристика: Характеристика административного принуждения. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения их особенности и виды. Меры взыскания. Заключение. Библиографический список. Объём работы 23 стр.

Курсовая работа - Административное принуждение

  • формат doc
  • размер 113.5 КБ
  • добавлен 15 января 2010 г.

Введение, Понятие и особенности административного принуждения, Понятие административного принуждения, Характерные черты административного принуждения, Виды административного принуждения и их правовая характеристика, Характеристика административного принуждения, Административно-предупредительные меры, Меры административного пресечения их особенности и виды, Меры взыскания, Заключение, Библиографический список

Лекции по административному праву

  • формат doc
  • размер 694 КБ
  • добавлен 20 апреля 2010 г.

Предмет и метод административного права Административное право как отрасль российского права, исполнительная деятельность публичной администрации, предмет административно-правового регулирования, метод административно-правового регулирования, система административного права Нормы административного права Административные правоотношения Административно-правовой статус индивидуальных субъектов ОИВ ФОИВ Государственная служба в РФ Акты государственно.

Реферат - Административное право

  • формат doc
  • размер 13.5 КБ
  • добавлен 13 июня 2010 г.

I. Понятие, предмет, методы, источники административного права. II. Административное принуждение и его виды: -административно-предупредительные меры; -меры административного пресечения; -меры административной ответственности. 2010

Реферат - Административное принуждение

  • формат doc
  • размер 46.5 КБ
  • добавлен 20 марта 2009 г.

Введение Понятие административного принуждения Виды административного принуждения, их правовая характеристика Административно-предупредительные меры Меры административного пресечения Меры взыскания Заключение

Реферат - Административное принуждение в Республике Казахстан 2010

  • формат doc
  • размер 110 КБ
  • добавлен 14 декабря 2010 г.

Казахстан, г. Алматы. 2010 год. КазНУ им. Аль-Фараби. Факультет международных отношений, международное право. Реферат состоит из 22 страниц Понятие административного принуждения Основания классификации мер административно-правового принуждения Система мер административного принуждения: Административно-предупредительные меры Меры административного пресечения Меры административной ответственности Административно-восстановительные меры

Реферат - Административное принуждение понятие и виды

  • формат doc
  • размер 120.5 КБ
  • добавлен 29 января 2010 г.

ВГИ филиал ВолГУ, юриспруденция, стр. 26, Содержание: Введение Понятие административного принуждения Виды мер административного принуждения Меры административного предупреждения Меры административного пресечения Меры административной ответственности Административно-восстановительные меры Заключение Список используемой литературы

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

кафедра Конституционного права

Реферат по международному праву на тему:

Меры административного пресечения

Выполнил: студентка 2 курса, 21 группы Митяева М.К.

Красноярск 2014 СодержаниеВведение. Понятие и сущность мер административного пресечения

II. Классификация мер административного пресечения Введение В принудительной деятельности исполнительной власти главное - пресечение. Только она имеет необходимые кадровые, материальные, информационные ресурсы, чтобы своевременно выявить и прекратить противоправные действия. Использование пресекательных средств позволяет предотвратить новые нарушения, новые вредные последствия, а также привлечь виновных к ответственности. В силу предупредительной направленности административное пресечение играет важную роль в охране режима законности, в защите прав граждан, общества и государства.

Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок.

Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями.

Меры административного пресечения являются средством защиты общественных отношений от опасности независимо от того, возникла она вследствие правонарушения или иного деяния или события.

Применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций. I. Понятие и сущность мер административного пресечения

административный правонарушение пресечение

Как разновидность административного принуждения, пресечение обладает всеми его признаками, но в то же время имеет ряд особенностей.

Цель пресечения - прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.

Фактическим основанием пресечения является правонарушение, виновное противоправное действие. Но меры пресечения используются и для прекращения объективно противоправных, невиновных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными. А с другой стороны, помещение в медвытрезвитель, применение огнестрельного оружия и иные средства административного пресечения могут быть использованы и в связи с преступлениями. Иными


В статье 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях является защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений [1].

Одной из функций административного права является — правоохранительная функция. Именно административное право регламентирует правила привлечения лиц к административной ответственности, назначает наказания.

Правоохранительная функция осуществляется через методы государственного управления — убеждение и принуждение. Если метод убеждения только стимулирует должное поведение участников правоотношений, то методу принуждения характерно привлечение к административной ответственности и т. д.

В свою очередь, меры административное принуждение также принято разделять на четыре группы: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административной ответственности и меры административно-процессуального обеспечения.

В рамках настоящей статьи рассмотрим основание и порядок применения мер административного пресечения.

Под мерами административного пресечения понимаются средства и способы административно-правового характера, используемые соответствующими субъектами государственного управления в целях принудительного прекращения противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок [6].

Основанием для применения мер административного пресечения являются реальные правонарушения, которые представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. В целях защиты их интересов требуется незамедлительное принятие соответствующих мер органами исполнительной власти и должностными лицами.

Среди других мер административного принуждения меры административного пресечения наиболее многочисленны и разнообразны. Это обусловлено тем, что в различных условиях, в отношении различных объектов, различные органы государственной власти должны применять наиболее эффективные средства воздействия для прекращения противоправных действий. В связи с этим в разное время, разными авторами проводились попытки классифицировать и систематизировать эти меры.

В настоящее время принято считать более точной, лаконичной и практичной классификацию мер административного пресечения, данную А. П. Кореневым.

А. П. Коренев предложил классификацию мер административного пресечения исходя из их целей, характера и объекта воздействия:

− меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя;

− меры имущественного характера;

− меры технического характера;

− меры санитарно-эпидемиологического характера;

− меры финансово-кредитного характера [7].

Так, в частности, согласно данной классификации к мерам, применяемые непосредственно к личности правонарушителя можно отнести требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в полицию и др. К меры имущественного характера относится изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и т. д. Меры технического характера запрещают эксплуатации неисправного транспорта, приостанавливают работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещают или ограничивают ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности. Меры финансового характера осуществляют прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др. Меры Санитарно-эпидемиологического характера направлены на отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и т. д.

Под порядком применения мер административного пресечения понимается законодательно установленная последовательность осуществления определенных действий, которыми должны руководствоваться уполномоченные должностные лица перед, в момент и после применения административно-пресекательных мер при возникновении условий, наличие которых позволяет им осуществить рассматриваемые меры.

При этом говоря о порядке применения мер административного пресечения следует учитывать способ их принудительного воздействия, который закреплен диспозицией правовой нормы, ее устанавливающей, так например, проверка документов, требование прекратить противоправные действия, досмотр сотрудниками полиции граждан на предмет взрывоопасных предметов при посещении культурно-массовых мероприятий и другое, реализуется в процедурном порядке.

Меры же административного пресечения, способ принудительного воздействия которых закреплен санкцией правовой нормы, ее устанавливающей, реализуются в порядке, включающем следующие действия:

− документальная фиксация конкретной ситуации;

− рассмотрение уполномоченным должностным лицом данного конкретного дела и принятие по нему решения;

− исполнение принятого по делу решения, т. е. реализация предусмотренного санкцией правовой нормы принудительного способа воздействия.

Все эти действия составляют процессуальный порядок применения мер административного пресечения, способ принудительного воздействия которых закреплен санкцией правовой нормы.

Следует также отметить, что рассмотрение и разрешение дел о применении некоторых мер административного пресечения осуществляется также и в порядке административного судопроизводства, например, о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке (п.6 ч.3 ст. 1 КАС РФ).

Реализация ряда мер административного пресечения, уполномоченными на то органами и должностными лицами, происходит без обращения в суд. В то же время некоторые меры административного пресечения могут быть применены только судьями (административный арест, лишение водительских прав, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства и т. д.). Следовательно, все меры административного пресечения можно разделить на применяемые во внесудебном порядке и применяемые только по решению суда.

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: текст с изменениями и дополнениями на 17 марта 2019 г. — Москва: Эксмо, 2019. — 544 с.
  2. Административное право: учебник для бакалавриата /Н. М. Конин, Е. И. Маторина, — М.: Издательство Юрайт, 2014. — 574 с.
  3. Административное право России: учеб. пособие /В. И. Кайнов. — Ростов н/Д: Феникс, 2018. — 332 с.
  4. Административное право. Учебное пособие для вузов/Н. В. Макарейко. –М.: Юрайт, 2016.-336с.
  5. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. Учебное пособие/Л. А. Гречина.-М.: Проспект, 2017.-112с.
  6. Административно-процессуальное право. Словарь терминов и понятий. Орёл: Орловский юридический институт МВД России, 2010 г. - 172 с.
  7. Ковшевацкий В.И. Проблемы классификации отдельных мер административного пресечения. //Юридические науки. 2017. №2. С. 49.

Основные термины (генерируются автоматически): административное пресечение, мера, правовая норма, административная ответственность, государственное управление, принудительное воздействие, РФ, ФЗ РФ, Российская Федерация, Санитарно-эпидемиологический характер.

Читайте также: