Доклад на тему комплекс упражнений для совершенствования техники перемещений и стоек волейболиста

Обновлено: 25.06.2024

Повышение уровня спортсмена требует постоянные тренировки. В совершенствовании техники игры в волейбол помогают базовые приемы, которые можно выполнять самостоятельно.

Методики и приемы

Методика совершенствования техники игры в волейбол состоит из нескольких частей. Они все требуют выполнения, без комплексного подхода тяжело достигнуть уверенного результата. Три основных этапа тренировочного процесса:

  • Подготовительный – разминка, выполнение упражнений для суставов плеч, кистей, голеностопа. Сюда также входят движения, имитирующие волейбольные приемы.
  • Основная часть занятия. Отработка новых элементов, повторение уже изученных. Как вариант – волейбольный матч с применением полученных навыков. Выполнение упражнений для повышения мастерства.
  • Завершающий – заминка. Проведение кардио-упражнений для снятия напряжения с мышц тела. Например – легкий бег.

Использование соревновательно-игрового метода не только способствует закреплению приемов, но и улучшает уровень в целом. Способ поможет как и новичкам, так и опытным волейболистам.

Базовые упражнения для развития навыков

Во время разминки необходимо проработать перемещения и стойки волейболиста. В них условно включают бег, ходьбу, любые падения и остановки. Это позволит игроку лучше координироваться в пространстве. Затем отрабатывается передача мяча. Начинают с передач двумя руками, постепенно переключаясь на одну. В ходе занятия необходимо научиться выполнять блокирование и нападающие удары.

Базовые упражнения по совершенствованию техники и тактики игры:

  • передача снаряда снизу в парах;
  • отработка блока с мячом (парная);
  • проработка нападающего броска (самостоятельно или в парах);
  • набивание снаряда (над собой, с поворотом или без);
  • передача снаряда в защите сверху.

Перечисленных действий хватит для того, чтобы улучшить свою технику игры. Главное правило успеха – постоянные, регулярные занятия и усердие.

Параллельно проводится оттачивание тактики. Правильный анализ сложившейся обстановки на игровом поле и выбор наиболее подходящего для каждого из конкретных случаев приема – залог успеха волейболиста. Улучшение командных навыков проходит с применением соревновательно-игрового метода.

Тренируйтесь профессионально

Даже у опытного спортсмена могут возникнуть вопросы по волейбольным техникам. Наши специалисты готовы помочь вам в обучении любым техникам и приемам в волейболе.

Занятия проходят в неформальной обстановке. Вы можете всегда обратиться к профессионалам, чтобы получить подробную консультацию. Сотрудники с радостью ответят на любые ваши вопросы.



Тренерский состав SW — супер! Сложно выделить кого-то одного! И командные тренировки у Степана и тренировки, акцентированные на отдельные элементы у Славы. В общем я рад, что волею судеб меня занесло в Sunny Wind и у меня есть возможность обучаться замечательной игре у настоящих мастеров!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ООО Учебный центр

Реферат по дисциплине:

Первушин Павел Павлович

Москва, 2018 год

Технические элементы игры

Методика обучения элементам волейбола

В последнее время волейбол набирает все большую популяцию в мире. Сборная России в последние года занимает верхние строчки в рейтинге Всемирной ассоциации волейбола. Это не остается незамеченным, поэтому подростки начинают увлекаться игрой волейбол.

Что хорошо для этой игры, так это то, что она не требует сложнооборудованных площадок. Поэтому поиграть в волейбол можно и на природе, и на пляже, и даже у себя во дворе или в парке. Достаточно натянуть веревку между двумя деревьями и иметь, пригодный для игры, мяч. Из этого следует, что волейбол может быть не только профессионально-спортивной дисциплиной, а и служить как мероприятие для досуга и активной релаксации.

Из вышесказанного, целью моей работы будет рассмотрение технических элементов, которые применяются в игре волейбол, и описание упражнений для овладения этими элементами.

Технические элементы игры

В волейболе, в отличии от многих игр, нельзя сделать акцент на какой-то определенный прием и доводить его до совершенства. Из-за специфики игры, каждый игрок должен уметь выполнять все технические действия. Систематично их можно поделить на игру в нападении (нападающий удар, передача и подача) и игру в защите (прием мяча и блокирование). Технически прием перемещения по площадке используется и в момент нападения, и в момент игры в защите.

Перемещение могут быть выполнены в виде шагов, бега, скачков и выпадов. Эти перемещения так же применяются в различных стойках: высокая, средняя и низкая. Стойки применяются в зависимости от игрового момента, и так же могут незначительно отличаться (например, игрок, готовящийся к приему мяча, и игрок, готовящийся к блокированию).

Для передвижения шагом используют одиночный или двойной шаг, а также приставной шаг. Для передвижения бегом обычно используют взрывной стартовый рывок. Выпады используются обычно при приеме мяча, когда необходимо незначительно изменить свое положение по отношению к мячу. Для более быстрого перемещения к мячу на короткое расстояние может быть использован скачок.

В волейболе существуют следующие виды подач: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая, верхняя боковая и прямая подача в прыжке.

Для начала обучения подойдет нижняя прямая подача. Она выполняется из положения, когда игрок стоит лицом к сетке, левая нога выставлена вперед, масса тела переносится на правую, при этом коленные суставы полусогнуты. Мяч держится в левой руке по траектории движения правой (бьющей руки) на уровне ниже пояса. Правая рука, выполняя замах по прямой линии, наносит удар в область чуть ниже центра мяча, при этом вес тела переносится на левую ногу, которая в свою очередь выполняет разгибание. Удар по мячу может осуществляться фалангами пальцев, собранных в кулак, или открытой ладонью.

Более эффективная и, в тоже время, сложная подача – это верхняя прямая подача. Игрок стоит в пол-оборота к сетке, вес равномерно распределен на обе ноги, мяч держится на ладони вытянутой вперед левой руки. Правая рука отводится для замаха и сгибается в локтевом суставе. Подброс мяча выполняется вверх-вперед на расстояние не меньше 1 м. над игроком, бьющая рука выполняет разгибание в направлении вперед-вверх. Удар по мячу должен быть выполнен, когда мяч находится перед игроком на высоте вытянутой вверх-вперед руки. Различают 2 вида полета мяча при выполнении верхней прямой подачи – с вращением и без вращения (планирующая подача). Для того чтобы выполнить подачу с вращением, необходимо выполнить подброс мяча, придав ему вращение и в момент удара совершить движение кистью вниз. Для планирующей подачи удар наносится строго по центру мяча резким коротким движением напряженной кисти. Соответственно, подброс мяча выполняем также без вращения.

Существуют такие виды передач как, передача двумя руками сверху в опорном положении, в прыжке, в падении и передача одной рукой. Для того, чтобы выполнить передачу мяча двумя руками сверху игрок располагается в стойке с параллельно поставленными ногами (или одна нога выставлена немного вперед), коленные суставы согнуты (их степень зависит от высоты полета мяча), туловище и руки направлены по движению мяча. Для выполнения передачи кисти выполняют аммортизирующее движение к себе, а затем резким движением от себя - усилием кистей и пальцев, а также разгибанием локтевых суставов, мяч отправляется в нужном направлении. Стоит заметить, что принято выполнять передачу, когда мяч находится перед игроком чуть выше уровня головы. При этом сама передача осуществляется пальцами, а именно большим, указательным и средним (безымянный и мизинец служат для контроля мяча в боковой плоскости), ладони при передаче мяча не касаются.

В зависимости от тактических и игровых действий передача может осуществляться как в прыжке, так и в падении. При этом техника остается той же. А вот при передаче мяча за голову немного изменяется положение кистей и туловища. В момент аммортизации приема мяча кисти передающего игрока направленны вниз тыльной стороной ладони и в момент выпрямления локтевых суставов для передачи туловище прогибается в спине назад, а кисти выполняют движение назад-вверх.

Передача одной рукой наиболее сложная в техническом плане и редко выполняется в игре. Но в те моменты, когда пасующий игрок с трудом дотягивается до мяча или мяч находится над верхним краем сетки, единственным вариантом отдать передачу остается игра одной рукой. Здесь техника передачи несколько другая. Пальцы ставится по середине мяча, и основную силу передаче придает кистевое сгибание.

В волейболе используют прямой нападающий удар, боковой нападающий удар и удар с поворотом кисти и туловища.

Для обучения в школе применяют прямой нападающий удар. Начинают нападающий удар с разбега и скачка. Обычно это 2-3 быстрых шага и толчок двумя ногами вверх. Прыжок вверх начинается с отведения прямых рук назад и затем, вместе с выпрямлением ног в коленных суставах, руки выносятся вертикально вверх для замаха. Для замаха бьющая рука отводится согнутая назад-в сторону, игрок прогибается в груди и пояснице, а вторая рука служит рычагом для более быстрого обратного движения бьющей руки. В момент удара рука выпрямляется подобно движению кнута, мышцы туловища резко сокращаются и кисть в расслабленном состоянии накладывается резко на мяч, при этом удар производится всей ладонью выше горизонтальной оси мяча. В момент приземления игрок опускается на обе ноги, смягчая приземление сгибанием в коленных суставах.

Прием мяча двумя руками снизу.

Определив направление и высоту передачи мяча для нападающего удара, игрок передвигается к предполагаемому месту встречи с мячом приставными шагами, скачком или медленным бегом. При этом ноги его незначительно согнуты в коленных, а руки – в локтевых суставах, кисти находятся на уровне головы. Перед блокированием игрок сильнее сгибает ноги в коленных и голеностопных суставах, ноги на ширине плеч, а предплечья согнутых рук, поднимаются несколько выше головы. При блокировании нападающих ударов, выполняемых после обычных передач, игрок отталкивается от опоры в тот момент, когда нападающий находится в безопорном положении. Определив действия нападающего, блокирующий отталкивается от опоры, при этом движение начинается руками, а затем ногами. Резким разгибанием ног, выпрямлением туловища и энергичным махом руками игрок принимает вертикальное положение. Руки выносятся над сеткой так, чтобы предплечья имели небольшой наклон по отношению к сетке, пальцы рук разведены несколько меньше диаметра мяча и оптимально напряжены. При приближении мяча руки перемещаются вперед-вверх в сторону соперника. Одновременно кисти сгибаются в лучезапястных суставах и пальцами выполняется движение вперед-вниз. После блокирования игрок приземляется на согнутые ноги.

Методика обучения элементам волейбола

Специфика волейбола, выражающаяся в удержании мяча в воздухе в течение длительного времени посредством технических приемов, выполняемых без задержек, причем, оцениваемых судьями экспертно, позволяет отнести волейбол к технически сложным играм. Эмоциональная привлекательность, доступность и простота оборудования (сетка и мяч), отчасти позволяют компенсировать сложность в обучении, сохраняя интерес к волейболу.

Основные проблемы, связанные с обучением технике выполнения игровых элементов, в самом общем виде можно сформулировать следующим образом. Как научить игровому элементу: а) без ошибок, б) быстро.

Обучение без ошибок является необходимым условием быстрого обучения (на исправление ошибок у преподавателя уходит времени намного больше, чем на освоение игрового элемента), но недостаточным, ибо желание избежать ошибок часто приводит к многократному повторению уже освоенных упражнений. Этому способствует неумение отделить грубые ошибки от мелких погрешностей и недочетов в технике, которые на эффективность игровых действий влияют незначительно.

Анализ режимов тренировки ведущих детских тренеров России позволяет определить следующие требования, являющиеся реализацией принципов доступности и постепенности в обучении. Упражнение мгновенно прекращается, если игрок перестает контролировать движение. Это количество, по мнению спортивных психологов, для сложных движений равняется 1-2 повторениям, для движений средней сложности оно равно 3-10 повторениям и для простых движений не превышает 30-ти. Упражнение не должно применяться в обучении, если игрок не может выполнить предлагаемое движение со второй, максимум с третьей попытки. Создание правильного представления необходимо, но недостаточно, потому что у игрока может просто не хватать двигательной базы для освоения приема. Движение расчленяется на доступные элементы.

От учителя здесь требуется умение правильно подобрать подводящие упражнения, исходя из принципа постепенного усложнения заданий. Система многочисленных имитационных упражнений и упражнений в упрощенных условиях – необходимый компонент эффективного обучения технике. Обилие упражнений не должно заслонять игроку задачу, стоящую при обучении. Упражнений может быть несколько десятков, но все они должны быть подчинены одной задаче, стоящей в тренировке.

Комплекс упражнений для обучения игре в волейбол.

Упражнения для обучения и совершенствования верхней передачи:

1. Игрок выполняет последовательную одну за другой передачи мяча над собой. Высота передачи – средняя и высокая: 1,5 и 2,5 м. Во время выполнения упражнения надо стремиться, чтобы игрок не допускал значительных передвижений. Это является показателем правильного выполнения задания. 2. Игрок выполняет одну за другой передачи над собой, делая хлопок ладонями за спиной между передачами. Передача при этом должна быть достаточно высокой.

3. Во время ходьбы игрок выполняет передачи вверх–вперед над собой. 4. Игрок бросает мяч вперед–вверх, бежит вслед за мячом и выполняет передачу над собой. 5. То же, передачу выполняет партнеру.

6. Игрок передачей направляет мяч в стенку многократно. Неточности в передачах создают игроку дополнительные трудности. Таким образом он приучается к точности выполняемых действий. Расстояние игрока от стены составляет 2,5–3 метра. 7. То же, при этом меняется поочередно высота передачи. 8. Игрок выполняет две передачи: первую в направлении стенки, вторую над собой после отскока мяча от стенки.

9. Игроки стоят в двух шеренгах. Расстояние между игроками 5–6 м. Игроки в парах выполняют передачу мяча, стараясь точно передать его друг другу.

10. То же, игроки выполняют обоюдные передачи по трем различным траекториям: высокой, средней и низкой. (Необходимо установить определенную последовательность.)

Упражнения для обучения и совершенствования нижней передачи и приема мяча снизу:

1. Прием мяча снизу – мяч набрасывает партнер (расстояние 2–3 м, которое затем постепенно увеличивается до 10–15 м).

2. У стенки: отбивание мяча снизу многократно, встречное движение рук незначительное и производится преимущественно за счет разгибания ног.

3. Бросить мяч вверх–вперед, догнать и выполнить прием снизу после его отскока 10–15 раз.

4. Прием мяча снизу в движении по периметру волейбольной площадки, мяч не ниже 1,5–2 м.

5. Игрок с мячом стоит у сетки, партнер на расстоянии 6–7 м. Первый игрок набрасывает мяч, второй отбивает, подсаживаясь приемом снизу, 10–15 раз, затем игроки меняются местами.

6. То же, только игрок, стоящий у сетки, выполняет верхнюю передачу точно на партнера.

7. То же, только игрок, стоящий у сетки, направляет мяч в сторону партнера обычным ударом.

8. Два игрока стоят с мячами у сетки. Поочередно они посылают их произвольным способом перед собой. Игрок 6-й зоны должен выполнить перемещение вправо, затем влево (и т.д.) и каждый раз передавать мяч снизу к сетке. После 5–6 таких передач его место занимает следующий игрок 6-й зоны. Упражнение повторяется.

9. Игрок 3-й зоны, имея два мяча, посылает поочередно их произвольным способом игрокам 6-й зоны, в пределы площадки, каждый из которых направляет мяч нижним способом в 3-ю зону. Направление передач определяет преподаватель.

10. Прием подачи в 6-й зоне у линии нападения и передача в 3-ю зону.

11. Прием подачи в зонах 6, 5, 1 у линии нападения и первая передача в зоны 2, 4.

12. В парах – подача верхняя прямая и прием мяча. Расстояние между занимающимися 8–10 м.

13. То же через сетку.

Следует отметить, что навык приема подачи формируется гораздо успешнее, если вначале применять подачу нижнюю прямую. Занимающиеся овладевают навыками нижней подачи сравнительно быстро и делают меньше ошибок (потерь подачи). Кроме того, нижней подачей мяч можно послать точно, что в упражнениях по приему подачи имеет особое значение.

Упражнения для обучения и совершенствования техники нападающего удара:

Обучение ритму разбега, отталкивания и прыжка, прыжок вверх с разбега один, два, три шага.

Удары кистью по мячу – стоя на месте, у стены, в паре.

Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбегу.

Удары через сетку после разбега в два, три шага с подбрасыванием мяча преподавателем.

Прямой нападающий удар с разбега в три шага из 4-й зоны, а затем из 2-й зоны. Высота мяча 1,5–2 м.

Прямой нападающий удар с передачи партнера, стоящего в 3-й зоне.

Нападающий удар в парах со своего подбрасывания.

То же с передачи партнера.

Нападающие удары с обеих сторон с передачи пасующего.

10. Каждый нападающий, имея три мяча, выполняет с передачи связующего нападающий удар в зоны 1, 6, 5 (из исходного положения в зонах 4, 2).

11. Выполнение удара с заниженной, короткой передачи.

Упражнения для обучения и совершенствования техники блокирования:

Прыжки у сетки с имитацией блокирования на месте 15–20 раз.

То же с одного шага 15–20 раз.

То же с разбегом от линии нападения 10–15 раз.

Прыжки вдоль сетки на каждый приставной шаг с имитацией одиночного блока.

Имитация блока в 2, 3, 4 зонах, перемещение вдоль сетки с крестным шагом.

Упражнение в парах, игроки стоят по разные стороны сетки, игрок с мячом выпрыгивает и бросает мяч сверху вниз двумя руками: влево, вправо, вперед, а другой, блокирующий, выпрыгивает и закрывает ход движения мяча.

Блокирующий стоит в зоне 2 (3, 4), а игроки группы выполняют поочередно нападающие удары по ходу из зоны 4 (3, 2) с противоположной стороны сетки. При блокировании, особенно двойном, необходимо больше обращать внимание на четкость перемещения. Во время двойного блокирования важно, чтобы игроки не мешали друг другу, действовали согласованно при перемещении и непосредственно в прыжке.

Упражнения для обучения и совершенствования техники подач :

Освоение подброса мяча. Мяч на ладони левой руки. Подбросить его вертикально вверх на высоту 60–80 см и дать упасть на пол 15–20 раз.

2. Освоение ударного движения. Прямой рукой игрок сбивает мяч с ладони выпрямленной на уровне пояса левой руки – для прямой нижней подачи; сбивание мяча, расположенного на пальцах выпрямленной вперед–вверх левой руки – для прямой верхней подачи.

3. Игрок принимает стойку готовности в 6 метрах от сетки, мяч на ладони левой руки – правой рукой сделать замах, мяч подбросить вверх и ударом правой руки перебить через сетку.

4. Пять подач подряд из-за лицевой линии в пределы площадки.

5. Подачи в правую, левую половины площадки.

6. Подачи в дальнюю, ближнюю части площадки.

7. Подачи мяча, чередуя различные способы (снизу, сверху).

8. Подачи на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.

9. Подачи на силу – верхняя прямая и боковая.

Волейбол – один из самых распространённых видов спорта в мире. За счет своей простоты в правилах и доступности к оборудованию он получил такую распространённость среди любых возрастных категорий людей. Волейбол развивает такие качества как ловкость, силу, быстроту реакции и мышления, а также воспитывает чувства коллективизма, настойчивости, решительности и благоприятно влияет на эмоциональное состояние занимающихся. Поэтому остановив свой выбор на этом виде спорта, можно не сомневаться, что вы сделали правильно.

2. Волейбол. Пер. с нем. Под общ. Ред. М. Фидлер. – М.: Физкультура и спорт, 1972

3. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. – М: Физкультура и спорт, 1965

4. Мондозолевский Г.Г. Щедрость игрока. – М.: Физкультура и спорт, 1984

5. Основы волейбола./Сост. О.Чехов. М.: Физкультура и спорт, 1979

6. Правдин В.А. и др. Волейбол – игра для всех – М.: Физкультура и спорт, 1966

Спортбокс.бай — это сайт о спорте, на котором Вы найдете много полезной информации о спорте. На нашем сайте есть информация про многие виды спорта. Sportbox.by предоставляет каждому читателю многочисленные физические упражнения, тренировки обучения и многое-многое другое.

Совершенствование падений в волейболе осуществляется с помощью специальных упражнений, в которых они сочетаются с различными перемещениями.


При выполнении падений в волейболе встречаются следующие ошибки:

  • Недостаточная группировка при выполнении падения на спину.
  • Падение из основной стойки, а не из низкой.
  • Недостаточный прогиб в пояснице при падении на грудь.
  • При выполнении падения на спину голова откинута назад.
  • При падении на грудь голова не откинута назад.
  • Падение на грудь осуществляется без амортизирующего сгибания рук.
  • При падении о.ц.т. высоко поднят.
  • При падении на грудь носки ног не оттянуты, а взяты на себя.

Техника способов перемещений в волейболе совершенствуется в различных сочетаниях, характерных для игрового процесса. Дальнейшее совершенствование техники перемещений осуществляется путем:

  • Овладения навыком применения того или иного способа перемещения в конкретной ситуации.
  • Значительного улучшения качества выполнения каждого способа перемещения.
  • Сочетания различных способов перемещения между собой и с другими приемами в различной последовательности.

Для приобретения навыка сочетания разных способов перемещений между собой необходимо:

  • Научиться изменять темп перемещения, переходить от ходьбы к ускоренному бегу с внезапными остановками, изменять направление движения, способы и разновидности перемещений.
  • Научиться выполнять остановки, бег, прыжки, ходьбу, падения в различном сочетании.
  • Уметь начинать движение в любом направлении с любой заданной скоростью из различных начальных положений после прыжков, падений, остановок, поворотов.
  • Научиться выполнять различные приемы и разновидности перемещений с различной скоростью.
  • Для совершенствования таких навыков в волейболе используются упражнения типа заданий, в которых сочетаются различные перемещения. Примерные перемещения:

Упражнение № 1. Волейболисты становятся в круг, дистанция 2-3 метра. Все двигаются по кругу бегом. По сигналу каждый совершает рывок, стараясь дотронуться до впереди бегущего игрока. Варианты упражнения:

1. По сигналу остановиться и сделать рывок, догоняя впереди бегущего.

2. То же упражнение, но выполнить рывок после поворота кругом, догоняя сзади бегущего.

Упражнение № 2. Построившись в шеренги на лицевой линии, занимающиеся бегут к противоположной лицевой линии. По сигналу совершают прыжок толчком обеих ног и продолжают бег до конца площадки.

Упражнение № 3. Построившись в колонну. Волейболисты двигаются бегом и по условным сигналам тренера совершают различные перемещения. К примеру, тренер подбрасывает мяч вверх, группа поворачивается на 90 градусов и продолжает перемещение в том же направлении приставными шагами и т.п.

В волейболе техника приобретает ведущее значение, т. к. подвергается оценке судьи и тем самым непосредст­венно влияет на результат.

Высокий уровень технической подготовленности масте­ра волейбола характеризуется следующими критериями:

— надежностью — стабильное выполнение технических приемов, несмотря на сбивающие факторы;

— разносторонностью — владение всеми техническими приемами и умение выполнять их совершенными способами;

— Приспособляемостью — умение использовать арсе­нал технических приемов и способов в различных иг­ровых ситуациях при активном противодействии со­перника;

— специализацией — владение в совершенстве комп­лексом приемов при выполнении определенных функций в команде;

Процесс совершенствования техники сугубо индивиду­ален, но основная направленность тренировок для всех волейболистов такова, чтобы посредством различных уп­ражнений и методических приемов выработать у игроков надежность, разносторонность и помехоустойчивость технических действий в процессе соревнований. Этого совершенства можно добиться только многократным по­вторением упражнений, создавая определенные трудно­сти (сбивающие факторы) при выполнении технических приемов (дополнительная физическая нагрузка, не стан­дартное выполнение заданий, психическая нагрузка, тре­нировки не идеальными мячами в залах с недостаточным освещением и т. д. ).

В практике волейбола используются (как основные) уп­ражнения приближенные к характеру игры с решением ин­дивидуальных тактических задач, комплексные упражне­ния, игровые формы совершенствования.

Используя комплексные упражнения и игровые формы тренировки тренер обязан помнить о том, что игрокам надо предлагать только технически посильные упражнения, про­думывать детали при совершенствовании элементов тех­ники, воспитывать способность понимать, над чем работа­ют спортсмены, почему тренируются так, а не иначе, совер­шенствовать технику только при хорошем самочувствии.

Ниже приведены основные комплексы упражнений для совершенствования технических приемов волейбола. При творческом подходе к тренировочному процессу, сохра­няя структуру самих упражнений, можно увеличить коли­чество вариантов данных упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ВОЛЕЙБОЛА

Условные обозначения:


ПОДАЧА

Подача одно из средств активного нападения, с по­мощью которой можно выиграть очко или нарушить ор­ганизацию атакующих действий соперника. Это дости-

гается точностью, разнообразием и силой подач. Ана­лиз игры команды соперника позволяет игроку, выпол­няющему подачу, решить одну из выигрышных тактиче­ских задач:

—подавать в зону нападения, к лицевой и боковым ли­ниям;

—подавать на слабо владеющего приемом мяча, на выходящего для второй передачи, на выходящего на замену, на допустившего ошибку при приеме мяча;

—подача между игроками.

При совершенствовании техники подач необходимо выполнять следующие положения:

—сначала точность, потом сила

—в одной попытке выполнять 5—10 подач

Примерные упражнения

1. Подачи в зоны площадки

2. Серия подач через 5 сек. на точность при одинаковой удаленности цели от сетки

3. Подача между сеткой и шнуром над сеткой (0,7—1 м)

4. И. П. игрока спиной к сетке. После подброса мяча повернуться лицом к сетке и выполнить подачу в цель

5. Серия подач на точность после имитации блокирова­ния в зонах 3 и 2, имитация приема мяча с падением


6. Серия подач на точность после серий приема мяча в защите

7. Серия подач на точность после челночного бега

8. Подача на точность, за­тем перемещение в зону 5 и прием мяча в защите от игрока зоны 4. Пере­мещение в зону 1 — прием мяча в защите от игрока зоны 2 Перемеще-

ние в зону 6 — прием мяча в защите от тренера и на подачу. 9. Серия подач на точность — планирующая, силовая

ПРИЕМ ПОДАЧ

Прием подач является средством тактической подго­товки нападающих ударов и должен соответствовать по направлению, длине и высоте особенностям расположе­ния игроков на площадке и выбранного стиля игры. При­ем подач всегда увязан с атакой и поэтому посылаемый связующему или атакующему игроку мяч должен быть легко обрабатываем, т. е. должна быть точная посылка мяча в намеченную точку. Почти все команды используют основной способ приема подач в современной игре — прием мяча снизу двумя руками.

Примерные упражнения

1. Подача в стену — прием (расстояние от стены 9—12 м)

2. Подача в парах через сетку (один подает, другой при­нимает над собой и подача в первого)

3. Игрок в центре площадки спиной к сетке. По сигналу на подачу мяча, поворачивается лицом к сетке и при­нимает мяч в цель

4. 4—5 игроков располагаются в шеренге у сетки лицом к подающим подачи игрокам. Подача в зону 5. После подброса мяча для подачи левофланговый игрок у сетки быстро перемещается в зону 5 и принимает

мяч, после чего встает в шеренгу справа (вари­ант: прием подачи на левофлангового игрока у сетки, тот выполняет передачу для нападаю­щего удара за линию нападения игроку при­нявшего подачу и тот атакует)

5. То же, но расположение принимающих подачу игроков в левой стороне площадки и подача в зону один (вариант: в любую зону подача)

6. Прием мяча двумя (тремя) игроками. После каждого приема смена зон

7. Прием мяча двумя парами игроков. Синхронная подача из зоны 1 в зону 5 и из зоны 5 в зону 1. После приема мяча пара отхо­дит за лицевую линию. Принимает подачу дру­гая пара. На следующую попытку в паре смена

8. Прием мяча двумя игроками после кувырка и смены зон (кувырок-прием-смена зон)

9. Прием мяча двумя (тремя) игроками. После приема рывок до сетки и на и. п. (вариант: и. п. сидя на полу спиной к сетке).

10.Прием подач на закрытой сетке (после приема смена зон)

11.И. П. двух пар игроков у сетки в зонах 4 и 2 лицом к сетке. После подброса мяча игроком подающим по­дачу одна пара спортсменов быстро перемещается в зоны 1 и 5 и принимает подачу (вариант: синхронная подача из зон 1 и 5)


12. Игрок (2—3 игрока) жонглирует мячом в 6—7 м от сетки. В это время с другой стороны площадки производится подача. Принять подачу


13. Прием подачи в зоне 5 (6, 1) после пробегания игро­ком отрезка 12-15 м, стартуя из зоны 1 другой сторо­ны площадки (пробегание за пределами площадки)

14. Прием подач в расстановке команды Примечание: в каждом упражнении прием мяча в зо­ну нападения по заданию, или на связующего игрока, или в целевые точки.

Методика обучения.Волейбол.Стойки и перемещения.

Стойки и перемещения

Динамичность игры требует от волейболиста постоян­ной готовности к выполнению игровых приемов. Успеш­но реализовать их он мо­жет только тогда, когда своевременно принимает рациональную стойку и быстро перемещается по площадке. Каждая из стоек характеризуется сгибанием ног и накло­ном туловища.

При приемах и пере­дачах мяча, летящего с небольшой скоростью, а также перед выполнени­ем удара и блокирования игрок ставит ноги на ширине плеч, одна впереди; сгибание ног и наклон туловища не­значительны, руки перед туловищем, вес тела равномер­но распределен по всей площади опоры . При приеме подачи, при страховке волейболист чуть больше сгибает ноги .При игре в защите (прием мячей, летящих с большой скоростью) игрок находится в полуприседе, туловище слегка наклонено вперед, о. ц. т. перемещен на переднюю часть опоры . Находясь в стойке, волейболист внимательно следит за мячом. Для того чтобы игрок не был скован, лучше рекомендовать ему переступание с ноги на ногу (динами­ческая стойка).Перемещения игроков различны по скорости. Выпол­няют их ходьбой (приставным или обычным шагом), бегом или скачком. Иногда перемещения выполняют со­четанием ходьбы, бега и скачков.Перемещаются к мячу, летящему в стороне от зани­мающегося, приставными шагами. В конце каждого пере­мещения делают стопорящее движение, которое позволя­ет волейболисту быстро остановиться, занять устойчивое положение или продолжить движение в другом направ­лении.

Изучать стойки и перемещения начинают в начале обучения волейболу. После ознакомления с исходными стартовыми положениями занимающийся учится прини­мать их при перемещении в различных направлениях, по­степенно увеличивая расстояние и скорость передви­жения.

Ошибки, встречающиеся в стойках и при выполнении перемещений:

1. Ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в ко­ленях.

3. Чрезмерный наклон вперед.

4. Несоответствие скорости перемещения скорости по­лета мяча.

5. Нерациональный способ перемещения.

6. Неустойчивое положение перед приемом мяча,

Подготовительные упражнения включают: ходьбу выпадами, в по­луприседе, на внешней и внутренней стороне стопы, на носках и пятках; пробегание отрезков 15—20 м с ускоре­нием; чередование ходьбы и бега; передвижения разно­образными способами в различных направлениях по зрительным и звуковым сигналам; бег из различных ис­ходных положений лицом или спиной вперед, боком при­ставными шагами; ускорения; бег с прыжками; эстафе­ты, включающие бег, прыжки, кувырки, падения и т. д.

Подводящие упражнения

1. В парах. Подброс мяча одним игроком является сигналом для другого—принять высокую стойку; подброс мяча с имитацией удара — принять низкую стойку.

2. Передвижение приставными шагами левым, правым боком вперед.

3. То же, что упр. 2, но остановка выпадом.

4. В парах. Один выполняет перемещения, другой, не отставая, повторяет его движения как бы в зеркальном отображении.

5. То же, что упр. 4 около сетки.

6. Броски и ловля мяча в колоннах с выходом под мяч и принятием средней стойки.

7. По сигналу тренера — поднятая вверх рука, зани­мающиеся передвигаются приставными шагами влево на 3 м и принимают среднюю стойку; рука в сторону — ус­корение вперед, принять низкую стойку; рука вперед — поворот кругом, ускорение с остановкой выпадом; рука за голову — продвижение прыжками правым боком впе­ред и т. п.

8. В парах. Один игрок набрасывает мяч, другой, вы­полняя выпад влево, вперед, ловит его.

9. Мячи установлены в держателях над сеткой. Зани­мающиеся продвигаются вдоль сетки и касаются мячей.

10. Бег по кругу, ловля мяча и бросок двумя руками за голову.

11. Занимающиеся выстраиваются на линиях нападе­ния лицом к сетке. По сигналу устремляются к сетке и выполняют остановку прыжком на левую (правую) ногу, не переступая среднюю линию.

12. В парах. Занимающиеся стоят лицом друг к дру­гу на расстоянии 4 м; один бросает мяч за голову друго­му, тот разворачивается, бежит к месту падения мяча и ловит его.

13. Занимающиеся построены в колонну в зоне 1. Во­дящий из зоны 6 бросает мяч в зону 2; из колонны за­нимающиеся поочередно перемещаются к сетке и ловят мяч, затем возвращают его водящему, а сами перемеща­ются в конец колонны.

14. То же, что упр. 13, но занимающиеся располага­ются в зоне 5, а водящий бросает мяч в зону 4.

15. Занимающиеся построены в колонну в зоне 4 в 3 м от сетки: поочередно бросают мяч партнеру, стоящему в зоне 3, и, выбегая к сетке, прыгают вверх; из зоны 3 мяч возвращают следующему игроку, стоящему в ко­лонне.

16. То же, что упр. 15, но колонна занимающихся рас­положена в зоне 2.

17. Занимающиеся располагаются около сетки лицом к ней. По сигналу перемещаются спиной вперед к линии нападения и принимают стойку как при игре в защите.

18. Занимающиеся перемещаются прыжками вдоль сетки и имитируют блокирование.

Специальные упражнения

1. Перемещение шагом вперед, в стороны, назад, вы­полняя передачи мяча над собой.

2. То же, что упр. 1, но перемещаются бегом.

3. Занимающиеся построены в колонну в зоне 6. Преподаватель из зоны 4 бросает мяч в зону 3, куда вы­ходит учащийся и передачей возвращает ему мяч.

4. То же, что упр. 3, но преподаватель бросает мяч из зоны 2.

5. В парах. Один игрок выполняет передачи в раз­личных направлениях, другой после перемещения пере­дачей возвращает ему мяч.

6. В парах. Один занимающийся передает мяч тихим ударом, другой, перемещаясь вперед, в стороны, возвра­щает ему мяч передачей двумя руками снизу.

7. Занимающиеся построены в колонну в зоне 1. Преподаватель из зоны 6 посылает мяч в зону 2, куда по­очередно выходят учащиеся, которые передают мяч в зо­ну 3.

8. То же, что упр. 7, но занимающиеся построены в зоне 5, а преподаватель посылает мяч в зону 4.

9. Перемещение занимающихся в противоположную колонну после встречной передачи мяча.

10. Перемещение приставными шагами вдоль сетки и выбивание мячей из держателей.

11. Из зоны 4 выход к сетке, прыжок и имитация на­падающего удара.

12. Выход вперед и прием нападающих ударов.

13. Индивидуальные и групповые упражнения с пере­мещением по площадке и выполнением игровых приемов.

Читайте также: