Пьер корнель доклад 7 класс

Обновлено: 28.06.2024

Прославленный драматург Пьер Корнель считается отцом французской трагедии. Работая в 17-м веке, в эпоху, когда главенствующим жанром считался классицизм, Корнель написал десятки пьес, в ряде которых в основу легли античные сюжеты о Медее, Эдипе, Андромеде и других персонажах древнегреческих мифов. Корнель привнес во французский театр движение, силу и страсть, заставляя стойких героев переживать конфликты между долгом и чувством и роковые последствия выбора.

Детство и юность

Французский современник Уильяма Шекспира Пьер Корнель родился в городе Руан в 1606 году. Ребенок воспитывался в семье юридического чиновника, а образование получал в иезуитском колледже, который окончил к 16 годам. Впоследствии учебному заведению присвоили имя драматурга. Выбор дальнейшей профессии был предопределен отцом, и Корнель занялся изучением права, получив степень лиценциата юриспруденции в 1624 году.

Спустя 4 года Пьер уже служил прокурором Руана, а впоследствии занимал еще ряд чиновничьих должностей, однако к работе страсти не испытывал. Мужчина всегда тяготел к изящной словесности, любил писать стихи, хотя при непосредственном общении держался простовато и изъяснялся на простонародном диалекте. Косноязычие даже помешало ему построить адвокатскую карьеру, которая требовала острого языка, бойко поспешающего за глубоким умом.

Однако в умении строить сюжеты и излагать мысли посредством поэтических слов Корнель преуспел, став виднейшим автором своей эпохи. Его славу пытался подхватить младший брат Тома Корнель, ставший в Париже популярным драматургом. Несмотря на то, что комедии Тома пользовались спросом, масштаб литературного дарования братьев несоизмерим. Однако это не помешало глубочайшей привязанности, которую они пронесли через всю жизнь.

Личная жизнь

Поэзия не была для Корнеля праздным развлечением. Книги и пьесы для театра служили источником дохода, благодаря которому поэт содержал семью — жену и шестерых детей. Супруга Поля Мари де Ламперье приходилась родной сестрой жене его младшего брата Тома, поэтому личная жизнь членов семейства была тесно переплетена. Со временем все они перебрались из Руана в Париж. В 1637 году отцу Корнеля было присвоено дворянское звание, а вслед за ним и всему потомству, включая Поля и его детей. Это произошло уже после театральных успехов писателя.

Творчество

Библиография Корнеля начинается с комедий, среди которых “Мелита” (1629), “Вдова” (1632) и “Компаньонка” (1634). Этими пьесами начинающий автор снискал благосклонность в аристократических кругах, но подлинную славу ему принес жанр трагедии, к которому автор обратился в 1635 году. Первые попытки были слабыми и подражательными, но в 1636-м выходит “Сид ” — драма об испанском герое Родриго Диасе, которую признали шедевром.

Из-за ряда политических мотивов пьесу и автора осуждали власти, но это не заставило театры снять постановку, которая набрала грандиозную популярность. “Гораций” (1640) не смог повторить успех предшественника, но закрепил за Корнелем славу главного французского драматурга. В 1647 году мужчина стал членом Французской академии.

С начала 1650-х Пьер увлекся религиозной поэзией. В этот период его пьесы становятся все слабее и менее интересны публике. Из последних произведений, обладающих несомненной художественной новизной и ценностью, критики выделяют “Родогуну” (1644) и “Никомед” (1651).

Смерть

В последние годы жизни от драматурга отступила былая слава. Разочарованный политической обстановкой во Франции, Корнель уже не создавал благородных героев-борцов, которые так вдохновляли зрителей. Поздний период творчества писателя принято называть “третьей манерой”, и она уже не содержит художественных открытий. В 1670 году в поэтическом состязании с Жаном Расином, когда обоим необходимо было написать пьесу по одному сюжету, Корнель уступил.

Доживал отец французской трагедии в безвестности и нищете, под конец жизни получая от государства небольшое пособие. Умер мужчина в Париже в 1684 году в 78 лет. О причине смерти в его биографии не говорится, однако известно, что ей предшествовала продолжительная болезнь. Могила классика расположена в церкви Сен-Рош, о чем свидетельствует фото мемориальной доски с барельефом писателя.

Сын руанского чиновника. Окончил коллеж иезуитов (1622; ныне — лицей имени Корнеля). Лиценциат юриспруденции (1624). На протяжении четырёх лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте. В (1628) получил место прокурора, однако мало интересовался служебной карьерой.

Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало, Корнелю была назначена маленькая пенсия.

2. Творчество Корнеля

Драматургия Корнеля (полный список пьес)

2.2. Раннее творчество

Апогей творчества Корнеля:

В 1647 г. Корнель избран был членом французской академии (кресло № 14). Появившиеся после того пьесы:

принадлежат, за исключением последней, к более слабым его произведениям.

2.4. Религиозная поэзия

3. Значение творчества

Значение Корнеля для французского театра заключается прежде всего в создании национальной трагедии. До него театр был рабским подражанием латинской драме Сенеки, и даже такие талантливые предшественники Корнеля, как Арди, Гарнье, Жан Ротру и другие, не сумели сломить рамок условности, превращавшей трагедию в мертвую, сухую декламацию. Корнель первый оживил французскую драму, привив ей испанский элемент движения и силы страсти; с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных по своему существу, но стоящих выше обыденной жизни по своей силе.

4. Переводчики Корнеля

Пьесы Корнеля переведены на русский яз.:

· При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

· Couton G. Le vieillesse de Corneille. — Paris: 1949.

· Dort B. Pierre Corneille dramaturge. — Paris: 1972.

· Prigent M. Le Héros et l’État dans la tragédie de Pierre Corneille. — Paris: 1988.

· Niderst A. Pierre Corneille. — Paris: 2006.

· Le Gall A. Pierre Corneille en son temps et en son oeuvre : enquête sur un poète de théâtre au XVIIe siècle . — Paris: 2006.

· Мокульский С. С. Корнель и его школа // История французской литературы. Т. 1. — М.-Л.: 1946. — С. 405—438.

· Балашов Н. И. Пьер Корнель. — М.: 1956.

· Сигал Н. А. Пьер Корнель. — М.-Л.: 1957.

· Большаков В. П. Корнель. — М.: 2001.

1. Корнель П. Театр. В 2-х т. Т. 1. Пер. с фр. / Ст. и коммент. А. Д. Михайлова. — М.: Искусство, 1984. — С. 539

Высокая трагедия как ведущий жанр литературы классицизма. Пьер Корнель как создатель французского трагедийного театра и основатель французской комедии характеров. Особенности конфликта личных чувств главных героев в трагедии Пьера Корнеля "Сид".

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.07.2013
Размер файла 34,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Высокая трагедия как ведущий жанр литературы классицизма

Классицизм сформировался во Франции и оттуда распространился в страны Европы. Историческим основой классицизма был абсолютизм, в котором люди того времени видели ручательство мира, согласия.

Государство большинство художников того времени воспринимало как воплощение ума наций. Поэтому служение государству и его символа - королю - становится для многих писателей выполнением гражданского долга, который лежит выше за личные интересы.

Ведущим жанром литературы классицизма становится трагедия. Во-первых, потому, что она давала возможность поставить проблемы, которые волновали современников: гражданский долг и личные интересы, ум, обязанность и чувства, страсти. Во-вторых, театр играл важную роль в формировании общественной мысли, спектакль смотрело большое количество людей, идея талантливой пьесы могла захватить зрителя. Неслучайно действие трагедий, по правилам классицистов, должна была разворачиваться в давние времена, в далекой стране, чтобы конкретная жизнь, знакомая зрителям, не мешало им воспринимать идею произведения.

Высочайшего развития трагедия классицизма достигла в творчестве французских драматургов Пьера Корнеля и Жана Расина. Они сосредоточили свое внимание на раскрытии сложных моральных проблем. Основой формирования личности они считали заповеди Библии, тем не менее жизнь часто выдвигает проблемы, решить которые должен лишь самый человек. Основной конфликт, который рассматривают драматурги, - это конфликт между страстями и умом, здравым смыслом, обязанностью.

Трагедия классицизма открыла новые возможности театрального искусства сосредоточить внимание зрителей на внутреннем миру героев.

корнель французский трагедия

Пьер Корнель (1606-1684 гг.) -- создатель классицистической трагедии во Франции. В конце двадцатых годов молодой провинциал, готовившийся стать адвокатом, страстно увлекся театром и последовал за гастролировавшей в его родном Руане труппой в Париж. Здесь он познакомился с доктриной классицизма и понемногу перешел от ранних комедий и трагикомедий к тому жанру, который теоретики классицизма утвердили как высший. Всенародную славу Корнелю принесла его первая оригинальная пьеса "Сид", поставленная в январе 1637 года. У публики она имела оглушительный успех, с тех пор во французский язык вошла поговорка "Прекрасно, как "Сид"". Однако можно ли рассматривать "Сида" как образцовую классицистическую трагедию? Верно ли утверждение, что с "Сида" начинается история французской классицистической трагедии? Ответы на эти вопросы не могут быть однозначными.

На титульном листе пьесы стоит авторское обозначение жанра -- "трагикомедия". Трагикомедия -- жанр барочный, смешанный, резко критиковавшийся классицистами. Ставя в подзаголовок "трагикомедия", Корнель указывает на то, что у его пьесы счастливый финал, не мыслимый для трагедии, которая должна заканчиваться смертью главных героев. "Сид" не может закончиться трагически, потому что его сюжетные источники восходят к средневековым испанским романсам о юности Сида. Сид в трагедии -- тот же реально существовавший герой Реконкисты Родриго Диас, который выведен в испанском героическом эпосе "Песнь о моем Сиде". Только взят другой эпизод из его жизни -- история его женитьбы на Химене, дочери убитого им на поединке графа Гормаса. Непосредственным источником для Корнеля, помимо испанских романсов, была пьеса "Юность Сида" (1618 г.) испанского драматурга Гильена де Кастро.

Пьеса на испанском материале вызвала неудовольствие кардинала Ришелье. Главным внешним противником Франции в тот момент была Испания, с Испанией французы вели длительные войны за положение господствующей европейской державы, и в этой обстановке Корнель ставит пьесу, в которой испанцы показаны доблестными и благородными людьми. К тому же главный герой выступает спасителем своего короля, в нем есть нечто непокорное, анархическое, без чего не может быть истинного героизма -- все это заставило Ришелье отнестись к "Сиду" с опаской и инспирировать "Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии "Сид"" (1638 г.), в котором содержались очень серьезные упреки относительно идейного и формального плана пьесы.

Значит, сюжет Корнель заимствует не из античности, но он имеет под собой прочную историческую и литературную традицию; сюжет имеет благополучную развязку, невозможную в трагедии. Корнель отступает от александрийского стиха, местами обращаясь к более сложным строфическим формам, заимствованным из испанской поэзии. Что же тогда в "Сиде" трагедийного? Это первая в истории французской литературы пьеса, воплотившая главную философско-моральную проблему классицизма -- конфликт долга и чувства.

Родриго, страстно влюбленный в Химену, вынужден вызвать на поединок отца своей возлюбленной, графа Гормаса, который нанес оскорбление его отцу дону Диего. Родриго колеблется между любовью и долгом родовой чести, ему больно терять Химену, но в конце концов он выполняет свой сыновний долг. После смерти отца Химена не может в одночасье разлюбить Родриго и оказывается точно в такой же ситуации: ей предстоит сделать столь же мучительный выбор между любовью и дочерним долгом мести убийце отца, и, столь же идеальная героиня, как ее возлюбленный, Химена требует у короля смерти Родриго. Однако ночью Родриго возглавляет отряд, отражающий внезапное нападение мавров. Его патриотический подвиг и верная служба королю служат толчком к благополучной развязке. Король принимает решение о поединке между Родриго и защитником Химены доном Санчо: кто одержит верх в этом поединке, тот и получит руку Химены. Когда перед трепещущей в ожидании Хименой появляется дон Санчо -- он послан к ней победившим его Родриго, -- она, полагая, что Родриго убит, обнаруживает свои истинные чувства. После этого Химена вынуждена отказаться от мести за отца, и король назначает время их с Родриго свадьбы.

С поразительной симметрией в пьесе развертывается конфликт между чувством -- горячей и взаимной любовью -- и высшими требованиями надличной чести. Внешне герои неукоснительно следуют долгу чести, но величие Корнеля в том, что он показывает муки выполнения этого долга. Первым тяжкий выбор осуществляет Родриго:

Я предан внутренней войне;

Любовь моя и честь в борьбе непримиримой:

Вступиться за отца, отречься от любимой!

Тот к мужеству зовет, та держит руку мне.

Но что б я ни избрал -- сменить любовь на горе

Иль прозябать в позоре, --

И там, и здесь терзаньям нет конца.

О, злых судеб измены!

Забыть ли мне о казни наглеца?

Казнить ли мне отца моей Химены?

И далее в знаменитых стансах Родриго в конце первого акта приводит все аргументы спора с самим собой, и на глазах у зрителя приходит к должному решению. Позже столь же сильные и такие же разумные слова находит для описания своих мук Химена:

Увы! Моей души одна из половин

Другою сражена, и страшен долг, велевший,

Чтоб за погибшую я мстила уцелевшей.

В каждый из моментов трагедии корнелевские герои точно знают, как следует поступить в их ситуации, и самоанализ помогает им в борьбе с личным чувством. Они жертвуют надеждой на личное счастье ради долга.

Фамильный долг мести -- архаичный пережиток в системе ценностей становящегося буржуазного мира. С родовой местью медлил Гамлет, а герои Корнеля, полностью сознающие свой долг, решаются на месть, отказываясь от любви. Такое развитие конфликта воистину трагично и исключает возможность личного счастья. Однако Корнель находит сюжетное и психологическое разрешение конфликта, введя в пьесу еще одну, высшую градацию долга, перед которой равно умолкают и долг индивидуальной любви, и феодальный долг родовой чести. Этот высший долг -- долг перед своим монархом, перед своей страной, который оценивается в пьесе как единственно истинный. Соблюдение этого высшего долга выводит Родриго из поля действия обычных норм, отныне он национальный герой, спаситель трона и отечества, король благодарен и обязан ему, поэтому все требования долга, действующие для простых людей, отменяются по отношению к нему государственной необходимостью. И этот моральный урок делает "Сида" показательным произведением ранней поры классицизма.

Столь же типичны для классицизма способы и приемы создания характеров у Корнеля. Нация в эпоху Ришелье находилась в "героическом" периоде истории, и корнелевский герой призван был воплотить мечту о подлинном величии и благородстве. Он пробуждает в зрителе и читателе восторженное удивление (admiracion) своей мощью, цельностью, неколебимостью. Подмечено, что герои Корнеля неизменны: положительные -- в своей верности, отрицательные -- в своем коварстве. Они как бы сопротивляются внешним воздействиям, в своей верности себе они в каждой сцене "бьют в одну точку". Их внутренний мир представлен пространственно, что соответствует традиционным представлениям о сути героического. Конечно, Испания у Корнеля -- чистая условность, вряд ли кто-то примет героев "Сида" за испанских идальго, они французы эпохи Людовика XIII.

Корнелевская трагедия своим обилием движения, частыми изменениями положения героев относительно друг друга как бы иллюстрирует атомистическую философию XVII века: ее персонажи точно так же, как частицы материи у Декарта, первоначально двигаются по всем направлениям, постепенно сбивают свои острые углы друг об друга, располагаются в "хорошем порядке" и, наконец, принимают "весьма совершенную форму Мира".

В "Мнении Французской Академии…" зафиксированы многочисленные отступления Корнеля в "Сиде" от норм классицизма (присутствие побочной сюжетной линии инфанты, влюбленной в Сида; якобы нескромное поведение Химены, которая ни под каким видом не может стать женой убийцы своего отца; неправдоподобное нагромождение событий в сюжете). Эта критика с самого верха имела парализующее действие на Корнеля -- он уехал в Руан и вернулся в Париж два года спустя с новыми пьесами, написанными уже в полном соответствии не только с духом, но и с буквой классицизма, -- "Гораций" и "Цинна".

Высшая слава Корнеля пришлась на тридцатые-сороковые годы, и хотя он еще очень долго работал для театра, во второй половине века ему на смену приходят новые великие драматурги. Расин поднимает классицистическую трагедию на новую ступень, а Мольер создает классицистическую комедию.

Корнель во французской литературе

Между Корнелем и Расином пролегала целая эпоха, изменившая умонастроения зрителей. Сопоставление этих двух имен раскроет нам эволюцию французского классицизма, просуществовавшего во Франции примерно двести лет.

В 1662 г. драматург переезжает в Париж; он все еще пишет, но слава его меркнет, слабеет поэтическое обаяние образов, гаснут творческие силы. Корнель не слышит новых голосов времени, не видит происшедших во Франции перемен.

Политическая деградация сопутствует деградации творческой. Корнель, прежде гордый и независимый, теперь опускается до жалкого пресмыкательства перед сильными мира.

Корнель перестал писать в 1674 г., а через десять лет, в ночь с 30 сентября на 1 октября 1684 г. умер в возрасте 78 лет.

Поэт пережил свою славу, но в глазах современников, как бы дурно он ни стал писать впоследствии, оставался великим Корнелем. Любопытны некоторые воспоминания и отзывы о Корнеле его современников. Они рисуют оригинальный портрет драматурга.

Список использованной литературы:

1. Маршова Н. Ричард Бринсли Шеридан. - М., 1990.

2. Колесников Б. Роберт Берне. - М., 1997.

3. Томашевский Б.В. Пушкин и Франция. - Л., 1990.

4. Сигал Н.А. Пьер Корнель. - М.; Л., 1997.

5. Мокульский С.С. Расин. - Л., 1970.

6. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. - М., 1968.

7. Яхонтова М.А. и др. Очерки по истории французской литературы. - М., 1988.

С именем Пьера Корнеля связаны первые большие достижения французского национального театра.

Отставание французского театра от литературы, характерное для XVI в., было ликвидировано только во второй трети XVII в., когда начал писать свои трагедии Корнель. С этого времени драма становится во Франции основным родом поэзии, как бы беря реванш у других родов за свое длительное пребывание на задворках большой литературы. Имена Корнеля, Расина и Мольера получили мировую славу, во Франции же их пьесы составили основу национального классического репертуара, его золотой фонд.

Все названные великие драматурги Франции были классицистами. Они примыкали к ведущему художественному направлению во Франции XVII в., которое выражало в сфере художественного творчества основные идейные принципы, присущие французскому абсолютизму. Дворянская монархия, лавируя между дворянством и буржуазией, стремилась выдать себя за общенациональную власть, защищающую интересы всех слоев общества. При этом она сбрасывала со счетов основной антагонизм между эксплуататорами и трудящимися (крестьянско-плебейскими массами), которые являлись объектом самой жестокой эксплуатации.

Классицистское искусство пропагандировало принципы абсолютизма. Оно учило подчинению личности государству, выдвигало принципы государственной полезности, как критерий высшей эстетической ценности, распространяло идеи государственного и национального единства, общественного служения как важнейшей жизненной цели. Все эти идеи классицистской драматургии являлись исторически прогрессивными. Однако облекались они в монархически ограниченную форму. Так подчинение личности государству подменялось служением подданного монарху. Высшей добродетелью объявлялось подавление во имя монарха всех желаний и чувств.

Для французских классицистов XVII в. было характерно сочетание дворянско-монархической идеологии с рационалистическим декартовским методом, который устанавливал критерием истины разум.

Классицизм достиг своего расцвета в период апогея абсолютизма, при королях Людовике XIII и Людовике XIV. Министр Людовика XIII кардинал Ришелье придавал огромное значение литературе и искусству, сделал их проводниками абсолютистской политики. Под воздействием Ришелье классицистский стиль, и в особенности его ведущий жанр — трагедия, получил определенную дворянско-монархическую направленность.

Задачей трагедии стало прославление борьбы с эгоистическими страстями и проповедь самоотречения во имя монархии как высшего выражения героизма. Эта задача решается во всех трагедиях Корнеля и Расина, в которых основной трагической коллизией является столкновение между личным чувством и долгом.

В произведениях Корнеля, самого боевого, самого политического из всех трагических поэтов Франции, который никак не укладывался в предписываемую Ришелье придворно-монархическую форму, отразилась бурная общественно-политическая борьба его времени.

Конфликт между любовью и долгом разрешается третьей силой — королем Фернандо, воплощающим идею разумной и справедливой государственной власти. Эта власть стоит на страже новой, гуманистической морали, которой она ставит задачу служения родине, государству.

Ришелье и послушная его воле Академия осудили в великой трагедии все, что нравилось в ней народу. Они пытались повернуть творчество Корнеля в русло правоверного классицизма и сделать его верноподданным поэтом.

Но старческие слабости Корнеля не умаляют огромного исторического значение его лучших произведений, которые позволяют поставить его на одну доску с Шекспиром и Лопе де Вега. Эти лучшие трагедии Корнеля явились подлинной школой героизма и гражданственности. От них протягивается нить к просветительским трагедиям Вольтера и Альфьери, к революционным трагедиям Шенье, к романтическим трагедиям Байрона и Гюго.

Читайте также: