Доклад школа безопасности как результат курса основ безопасности жизнедеятельности

Обновлено: 30.06.2024

п.Саланчик 2014 г.

Дети ложатся на спину на ковёр, закрывают глаза, расслабляя все мышцы. На фоне спокойной музыки и звуков леса звучит голос воспитателя:

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко и ровно,

Наши ручки отдыхают,

Ножки тоже отдыхают,

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Родители заинтересованы в безопасности и охране здоровья своих детей. И чтобы родители были помощниками в решении этих задач, они должны обладать этими знаниями сами. И поэтому рекомендации для родителей я подбираю наиболее актуальные. В течение года организовывала выставки творческих детских работ для родителей, родительские собрания.
Очень интересно проходит практическая работа с родителями: обучение приемам закаливания, точечного массажа, техники выполнения упражнений, оказания первой помощи.

«Чтобы, чтобы, чтобы

Все свои микробы

Дом в порядке содержи:

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки

Ты на место положи!

«Не пускайте дядю в дом,

Если дядя незнаком,

И не открывайте тете,

В стихотворной форме дети легко запоминают правила поведения:

«Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

«Если кто-то лезет в дом,

Пробивая двери лбом,

Двери держатся едва –

Надо помнить: такая еда

Принесет вам немало вреда!

Нам он – как хороший друг –

Лечит раны ног и рук.

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

В этом блоке знакомлю детей с природным явлением – гроза, ураган, наводнение, землетрясение:

Если загремит гроза,

В страхе закрывать глаза

Неразумно и смешно.

Надо закрывать окно.

Не ходи зимой по льду:

Можешь ты попасть в беду –

В лужу или в полынью –

«Если в речке тонет друг,

Если он идет на дно,

Кинь ему веревку, круг

Палку, мяч или бревно.

Чтоб могли леса цвести

Все живое береги

Ты на этом свете!

С детьми придумали и нарисовали знаки безопасности в природе, где дети проявили свои знания и творчество.

Знакомлю детей с правилами поведения на улицах города, рассказываю о правилах дорожного движения; объясняю, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города; почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

Я скажу вам по секрету,

Что в полиции служу.

Потому что службу эту

Очень важной нахожу!

Чтобы вызвать у ребёнка интерес к данной проблеме и избежать излишнего морализирования в формировании у него самостоятельности и ответственности, применяла увлекательные игры, задания и проблемно – игровые ситуации. Работая по этой теме, стараюсь не сдерживать мыслительную активность детей, терпеливо выслушиваю все их догадки, суждения, стараюсь находить подходящие примеры из жизни и сообщать дополнительную информацию. Главное, чтобы дети думали и сами или с помощью взрослого делали правильные выводы. Ведь сохранить жизнь и здоровье детей – это одна из главных задач педагога.

1.Анастасова Л.П., ИжевскийП.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности, 2002.

2.Авдеева М., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста,1997.

3.Белая К.Ю, Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников,2001.

4.Баль Л.В. Букварь здоровья,2000.

5. Горькова Л.Г., Кочергина А. В., Обухова А.А. Экологическое воспитание дошкольников,2005.

6. Глазырина Л.Д. Очарование,1996.

7.Алиева Т., Артаутова Е., Протасова Е. Безопасность и компетентность ребёнка на ули-

цах города, 1997.

8.Загвоздкина Т.В. Обучение дошкольников противопожарной безопасности. ,1997.

9.Зайцев Г. Уроки Айболита. Расти здоровы, 1994.

10.Зайцев Г. Уроки Мойдодыра,1994.

11.Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам

15. Авдеева М., Князева О., Стеркина Р. Учебное пособие по основам безопасности

Жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста,1998.

Дошкольное воспитание,1996. № 1.

17.МеньшовС.Я. Детка: Природное оздоровление: теория и практика,1996.

18.Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду,1988.

19Панько А. Оберегать детей от травм,1996

20. Сапронов В. Современный комплекс проблем безопасности: Авторская программа

и методические рекомендации по курсу ОБЖ.,1998.

21. Статмен П. Безопасность вашего ребёнка. 1996.

22. Чупаха И.В.,Пужаева Е. З, Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таким образом, безопасность образовательного учреждения – это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников, работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев.

Рассмотрим, какие же негативные факторы могут действовать на человека (преподавателя, ученика, техперсонал) в школе, а также как с этими факторами можно и нужно бороться.

1. Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Направление: пожарная безопасность.

Для обеспечения пожарной безопасности учебно-образовательном учреждения оборудуются:

пожарными сигнализациями, датчиками дыма и огня;

щитами с противопожарным инвентарем;

пожарными рукавами и кранами;

ящиками с песком и т.п.

Загорания и пожары могут быть предупреждены и значительно ослаблены благодаря проведению профилактических мероприятий. Проводиться они должны постоянно, быть в поле зрения не только руководителей, но и всего состава образовательного учреждения. Это очистка от горючего мусора территории, отказ от деревянных построек, применение негорючих материалов, возведение огнестойких преград, обеспечение свободного подъезда к пожарным гидрантам, незахламление запасных выходов и т.п. К мероприятиям профилактики можно отнести также проведение объектовых тренировок.

Главное – это соблюдение мер пожарной безопасности, тогда возможность загорания и пожара сводится к минимуму.

2. Защита личности, общества и государства от терроризма, согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, является важной составляющей национальных интересов России.

Направление: противодействие терроризму.

Террористическая акция – это непосредственное совершение преступления террористического характера в различных формах: взрыв, поджог, применение или угроза применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, ядовитых веществ; уничтожение, повреждение или захват транспортных средств или других объектов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захват заложников, похищение человека; создание опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу лицам путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространение угроз в любой форме и любыми средствами; иные преднамеренные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба.

В качестве предупредительных мер необходимо:

ужесточить режим пропуска на территорию организации,

ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью обнаружения подозрительных предметов,

тщательно проверять поступающее имущество, оборудование по количеству предметов, состоянию упаковки и.т.д.,

иметь план эвакуации персонала и учащихся,

подготовить средства оповещения личного состава,

организовывать подготовку сотрудников учреждения совместно с правоохранительными органами путем практических занятий по действиям в условиях проявления терроризма,

освободить от лишних предметов служебные помещения, лестничные клетки, помещения, где расположены технические установки,

обеспечить регулярное удаление из здания отходов,

контейнеры-мусоросборники по возможности установить за пределами зданий объекта,

довести до всего персонала учреждения номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения террористического акта.

3. Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного действия, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, ущерб окружающей природной среде.

Направление: предупреждение и ликвидация ЧС. С этой целью в образовательном учреждении разрабатывается и реализуется (по введению режима ЧС) специальные приказы на период ЧС, создаются местные КЧС, штаб и оперативные формирования и команды, проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

4. Период военных действий, состояния войны.

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этого.

Защита осуществляется по двум направлениям: в мирное время, в военное время.

Можно выделить мероприятия:

обучение работников учреждения способам защиты от опасностей, возникающих во время или вследствие военных действий,

разработка специальных планов и мероприятий по ГО,

строительство и обслуживание укрытий различного назначения,

предоставление средств индивидуальной защиты,

аварийно-спасательные и другие неотложные работы и т.п.

5. Иные неблагоприятные факторы, которые формируются в ходе учебного процесса.

Направления: санитарно-гигиеническое, психологическое, инженерное.

Требования с целью обеспечения условий безопасности организации учебного процесса:

к размещению образовательного учреждения,

к участку, где находится указанное заведение,

к зданию (например, определенное количество этажей),

к помещениям (глубина стены не более 6 метров, тона классной комнаты – светлые, окраска столов и стульев – зеленая, светло-синяя, цвета дерева),

к воздушно-тепловому режиму (влажность 40-60%, температура +18..+20 С, в спортзале +16..+18С, аналогично в мастерских),

к естественному и искусственному освещению (естественное левостороннее освещение в классных кабинетах, общее освещение 500 люкс, индивидуальное – 300 люкс, светильники должны располагаться параллельно светонесущей стене),

к водоснабжению и канализации,

к режиму (расписание, рабочий график),

к организации медобслуживания,

к организации питания,

к санитарному состоянию здания,

к зеленым насаждениям (эстетическое значение, уменьшение запыленности территории, снижение уровня шума, обогащение воздуха кислородом) и т.п.

Ястребов Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. – Ростов-на-Дону, 2005.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе дана информация о различных современных технологиях обучения на уроках ОБЖ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Джебарики-Хаинская средняя общеобразовательная школа

Томпонского района (МБОУ ДХСОШ)

учитель ОБЖ – Макарова Наталья Валерьевна

Введение________________________________________________ 3

Основная часть:

Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОБЖ.___________________________________________ 4

Использование игровых технологий_______________________ 7

Технология уровневой дифференциации___________________ 7

Технология интегрированного обучения____________________ 8

Здоровьесберегающие технологии_________________________ 9

Технология проектной и исследовательской деятельности___ 10

Информационные и коммуникационные технологии________ 11

Заключение.____________________________________________ 12

Список используемой литературы.

Поиск путей совершенствования системы образования в Российской Федерации заставляет пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывает возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.

Традиционные методы образовательного процесса, ориентированные на подачу готовых знаний, конечно, значимы, но не позволяют школьникам ориентироваться в больших потоках информации. Они способствуют, как правило, выработке стереотипного поведения и главным образом ориентированы на запоминание и сохранение материала в памяти. Безусловно, они уже мало удовлетворяют современным требованиям, поэтому постепенно уходят в прошлое.

Наилучшие результаты для решения этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе. В этой связи в учебной деятельности актуальным становится применение новых подходов к организации учебного процесса и современных технологий как методов обучения. Урок, построенный на современных технологиях, в том числе на уроках ОБЖ, позволит сформировать у школьников не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у учащихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические умения. Современные технологии рассматриваются сегодня, как педагогическая деятельность учителя по созданию учимся оптимальных условий на уроках ОБЖ для развития и самореализации потенциальных возможностей, способности к самообразованию и саморазвитию обучающихся, формированию безопасного типа поведения и отношения к здоровому образу жизни.

В своей работе я отдаю предпочтение следующим технологиям:

Технологии проблемного обучения (включая технологию проблемного диалога);

Технологии дифференцированного обучения;

Технологии интегрированного обучения;

Проектная и поисково-исследовательская деятельность;

Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках ОБЖ.

Мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников, активизирующим и направляющим их мышление, является создание проблемных ситуаций в обучении использование в работе проблемно-диалогической технологии, обеспечивающей творческое усвоение знаний. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-нибудь понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Мы можем определить проблемно-диалогическое обучение как тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

Существует три основных метода постановки учебной проблемы:

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Учитель создает проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы.

2.Использование игровых технологий

позволяет развивать познавательный интерес к предмету. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Наибольшей популярностью среди учащихся в ходе изучения предмета ОБЖ пользуются игровые технологии, которые способствуют активизации и интенсификации учебного процесса.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект и познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с предметами. На уроках ОБЖ изучение правил дорожного движения может происходить в игровой форме с использованием дорожных знаков, регулировочного жезла, светофора..

III группа игр- которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, так называемые – дидактические. Дидактические игры составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют учеников на овладевание знаниями и умениями. К ним относятся развивающие игры – кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады и т. д. Дидактические игры вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности ученика, воспитывают познавательную активность.

IV группа игр – строительные, трудовые, поисковые, конструкторские, спасательные . Часто в урок ОБЖ вводится деловая игра. Примером таких игр являются игры-путешествия. Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи изучаемых ситуаций. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач.

V группа игр – интеллектуальные игры, игры-упражнения, игры-треннинги. Они основаны на соревновании и поэтому ярко показывают школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную и творческую активность.

Таким образом, использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию мышления, творческой деятельности. Обеспечивает комфортный психологический микроклимат, эмоциональную удовлетворенность всех участников игры.

3.Технология уровневой дифференциации.

Не секрет, что подгонка знаний учащихся к формальным одинаковым требованиям тормозит умственное развитие школьников, снижает их учебную активность. Как сделать процесс обучения более гибким, более приспособленным к каждому ученику? Ответ на этот вопрос и дает данная технология.

Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он сможет в себя вместить. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала, уроки закрепления.

Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить образовательные потребности всех учащихся, право выбора уровня задания, обеспечивает стремление к росту, формирует ощущение успешности, высокую самооценку. В процессе изучения курса ОБЖ, начиная с 5 класса, формируются навыки работы с тестовыми заданиями, которые тоже могут быть разноуровневыми.

Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося.

Технология интегрированного обучения.

Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Обучающиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. На интегрированных уроках рассматриваются многоаспектные объекты, которые являются предметом изучения различных учебных дисциплин.

Интеграция позволяет формировать новый интерактивный способ мышления современного ученика. На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из разных предметов, совершенно по0новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной.

Здоровьесберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Система обучения и воспитания способна подготовить личность к преодолению отрицательно окрашенных сторон реальной жизни, значительно уменьшить влияние негативных факторов на жизнедеятельность личности и реализовать это через передачу подрастающему поколению интеллектуального, нравственного, практического опыта; через формирование разумных потребностей обучающихся; через развитие у школьников духовности.

Школьный курс предмета ОБЖ играет большую роль в реализации целей здоровьесберегающих технологий. Кроме того, одним из главных направлений здоровьесбережения является создание благоприятного психологического климата на уроках и повышения интереса к предмету. В связи с этим во время урока чередуются различные виды учебной деятельности, большое значение уделяется эмоциональному микроклимату, созданию ситуации успеха. Сохранение здоровья и повышение адаптивных свойств организма обучающихся очень важная задача образовательного процесса.

Технология проектной и исследовательской деятельности.

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Использование проектного образования позволяет:

Актуализировать знания и умения, имеющиеся у учащегося.

Позволяет каждому ученику участвовать в учебном процессе.

Помогает выполнять работу в собственном ритме.

Использовать полученные знания в практическом применении.

Четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и примы деятельности.

Видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности.

Корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.

Проектно-исследовательская технология – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методы и средства обучения.

Используя данную технологию на уроках ОБЖ, учащиеся сами ставят цели и задачи проекта, разыскивают необходимую информацию в разных источниках. Продуктом проектной деятельности могут являться: ситуационные задачи, плакаты с призывами к ЗОЖ, буклеты по профилактике вредных привычек, видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни; видеоролики о вреде курения, алкоголя; презентация о правильном питании и о вреде пагубных привычек; инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времени.

Информационные и коммуникационные технологии.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса.

Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ:

Улучшение качества обучения.

Изменения в методах и организационных формах работы учащихся.

Готовность и способность учащихся эффективно работать в новой информационной среде.

Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен владеть основами информационных технологий, иметь представление о наиболее распространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенных компьютерных программах, в частности, Word, Excel, PowerPoint и рядом других специализированных программ, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на уроках информационных технологий.

Таким образом, использование компьютера - это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность урока.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы урока.

Самым оптимальным вариантом является использование разных технологий, в различных вариантах.

Современные педагогические технологии дали положительный результат в моей педагогической деятельности. Применяемые мною элементы данных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, повысилась результативность обучения, а также, в максимальной степени учесть личностно – ориентированные потребности и особенности учащихся. Использование педагогических технологий дало мне, как учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов. Подтверждение всему выше сказанному – рост качества обучения учащихся по ОБЖ. Участие в олимпиадах и их результативность.


Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей.

Статические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей природного, техногенного, антропогенного, биологического, экологического, социального происхождения.

Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности.

Аристотель (384–322 до н. э.,) и Гиппократ (460–377 до н. э.) в своих трактатах рассматривали условия труда.

М. В. Ломоносов (1711–1765) написал основополагающие работы по безопасности труда в горном деле.

Значительный вклад внесли в развитие теории безопасности русские ученые: В. Л. Кирпичев (1845–1913), А. А. Пресс (1857–1930), Д. П. Никольский (1855–1918), В. А. Левицкий (1867–1936), А. А. Скочинский (1874–1960), С. И. Каплун (1897–1943) и др.

Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Комплексной научной дисциплиной, изучающей опасности и защиту от них человека, является безопасность жизнедеятельности.

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявлений разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей.

За последние годы увеличилось число школьников, болеющих инфекционными, гельминтозными, кожными и другими заболеваниями. Возросло число бытовых травм у детей младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России, увеличилось число детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия.

В связи с этим возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, и выработку у них здорового образа жизни. Эта работа должна начинаться уже с начальной школы.

Сегодня, чтобы понять смысл опасностей, угрожающих человеку, выработать механизмы их преодоления, купирования, нужно сосредоточить внимание на знаниях, традициях, идеалах, которые призваны уберечь социум от гибели.

Итак, актуальность работы связана прежде всего с актуализацией одной из задач образования — воспитания безопасного поведения детей младшего школьного возраста.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и была предложена новая учебная дисциплина — основы безопасности жизнедеятельности. Можно дать такое определение этой дисциплины: безопасность жизнедеятельности — это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Основные положения учебной дисциплины ОБЖ:

- С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформулировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.

- Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности — это то, что угрожает не только человеку, но и обществу и государству в целом.

Значит, профилактика опасностей и защита от них — актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.

Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

В начальной школе у школьников наряду с развитием представлений о научной картине мира идет формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Дети учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. Знания о безопасной жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире, и поэтому развитие содержания начальной школы идет по линии интеграции, которая сохраняет целостность восприятия окружающего мира.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет представить разработку оптимальных педагогических условий как определение путей воспитания безопасного поведения, этапов работы, последовательное прохождение ребенком которых способствует его освоению. При этом нужно учитывать, как происходит процесс познания у ребенка правил поведения, накопления соответствующего опыта.

Мыслительная деятельность как процесс познания окружающей среды играет большую роль в формировании поведения ребенка. В исследованиях П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной и др. описаны компоненты, последовательное поэтапное выполнение которых обеспечивает интериоризацию, усвоение умственных действий, на основе которых происходит формирование знаний и умений. Исходя из этого, методика, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка должна осуществляться поэтапно, ступенчато:

На 1 этапе важно заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

На 2 этапе необходимо вводить правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать школьников в умении проявлять эти правила;

На 3 этапе на основе усвоенных знаний и умений (превращение правил из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное овладение реальными практическими действиями.

ОБЖ обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший ОБЖ, надежно защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности.

Учителю на уроках ОБЖ необходимо опираться на знания учащихся об опасности и безопасности, одновременно помогая детям преодолевать страхи и тревоги, учить правильно реагировать на опасность. Для профилактики психотравм на уроках ОБЖ необходимо соблюдение ряда условий. Информация о факторах риска должна сочетаться со сведениями о том, как научиться избежать опасности и как действовать в опасной ситуации. Учащиеся должны научиться анализировать причины возникновения опасности и действовать так, чтобы избежать беды. Еще важнее научить их правильно реагировать на факторы риска, формировать уверенность в своих силах, готовность в случае необходимости обратиться за помощью к взрослым.

Практическое исследование показало, что уровень знаний учеников об основах безопасности значительно выше при использовании дидактических и сюжетно-ролевых игр, игр-тестов, стихов, загадок и пословиц, учебных задач, кроссвордов, инсценировок.

Поэтому в качестве основных задач учителя выступает подбор наиболее эффективных форм работы по ознакомлению младших школьников с опасностями и их предупреждению. И как следствие — создание отдельного направления ОБЖ во внеурочной деятельности младших школьников.

Основные термины (генерируются автоматически): опасность, безопасное поведение, безопасность жизнедеятельности, начальная школа, окружающий мир, младший школьный возраст, ребенок, горное дело, дорожная безопасность, повседневная жизнь.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

n1.doc

1. Система комплексной безопасности общеобразовательных учреждений. 4

2. Цели мероприятий по обеспечению безопасности школы. 7

3. Задачи мероприятий по обеспечению безопасности школы. 7

4 Основные направления комплексной системы

безопасности школы 8

5. Элементы основных направлений комплексной системы безопасности школы. 10

5.1 Обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения 10

5.2 Обеспечение охраны здания школы и территории, прилегающей к зданию школы 12

5.3 Инженерно-техническое обеспечение безопасности образовательного учреждения. 13

5.4 Организация в школе мероприятий по гражданской

5.5 Профилактика правонарушений в школе 16

5.6 Основные организационные мероприятия школы 18

5.7 Оказание первой медицинской помощи 19

Список использованной литературы 22

Введение.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу.

В настоящее время вопрос обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.

В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций в последние годы одной из важнейших задач общего и профессионального образования стали вопросы формирования культуры безопасности. Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, вооруженной охраны не снижает последствий чрезвычайных ситуаций, если учащиеся, педагоги и персонал сами не готовы к правильным действиям.

Обучение таким действиям наиболее эффективно может осуществляться не в виде разовых компаний, а исключительно в рамках систематического преподавания курсов ОБЖ в полном соответствии с решениями Правительства и МЧС России по данному вопросу.

Безопасность как насущная жизненная потребность все чаще становится обязательным условием и критерием эффективности деятельности образовательного учреждения.

Безопасность и охрана труда в школе должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить возможные неблагоприятные происшествия в учебно-воспитательном процессе.

В зависимости от источника возникновения и характера действующих факторов опасные и чрезвычайные ситуации подразделяются на:

- социальные.
ОПАСНЫЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Читайте также: