Доклад на тему образ человека в искусстве возрождения

Обновлено: 02.07.2024

Пример готового реферата по предмету: Культурология

ВВЕДЕНИЕ

1. НАЧАЛО НОВОГО ЧЕЛОВЕКА НОВОЙ ЭПОХИ

2. ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Выдержка из текста

Теоретической базой исследования для нас послужили работы по теории и истории искусств и искусству Возрождения, затрагивающие весь период и его особенности в целом, — работы В.А. Кузьмичева, И.В. Крайневой, Н.А. Дмитриевой, из которых конкретно особенностям периода кватроченто посвящена книга И.Б. Крайневой; также более подробно изучить особенности немецкого возрождения нам позволила работа М.Я. Либмана, посвящённая этому периоду истории и искусства Германии. Сведения о жизни, творческом пути и эстетических и научных поисках Леонардо и Дюрера нами почёрпнуты из работ Ч. Николла, Ф. Капра (Леонардо), Д. Бартрума и М.В. Еговровой (Дюрер).

Ренессансное мироощущение нашло художественное воплощение в одухотворенной картине мира, человек, как и в античной культуре стал воплощением гармонии. Это касалось, прежде всего, мира искусства, способного, как считала ренессансная мысль, воплотить идеал гармонично-организованного мира и человека.

В классических формах Возрождение сложилось в Западной Европе, прежде всего в Италии, однако аналогичные процессы протекали в Восточной Европе и в Азии. В сходных условиях развивались сходные процессы в искусстве, философии, науке, морали, социальной психологии и идеологии.

Философские идеи о взаимодействии человека с миром и внешними силами чаще всего были зависимы от тех идей, которые выдвигались в ту эпоху.Объектом работы становится взгляд на человека в истории цивилизации.Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Список источников информации

1.Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

2.Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

3.Безелянский Ю.Н. Улыбка Джоконды: Книга о художниках. М.,1999.

4.Колпинский Ю. Образ человека в искусстве Возрождения. М., 1941.

5.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

6.Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М.,1996.

7.Мирецкая Н.В. Мирецкая Е.В. Культура эпохи Возрождения. М., 1996.

8.Федорова Е.В. Знаменитые города Италии. М., 1995

9.Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. Т.1 / Сост. В.П.Шестаков. М., 1981.

В основе всех новаторских открытий эпохи Возрождения лежит осознание ценности человеческой личности. Осознание ее достоинства и ценности, а также ее возможностей составляет сущность гуманистической направленности Ренессанса. В новых исторических условиях он продолжает традицию античного гуманизма. Но реальное содержание эпохи породило новый образ, идеальный по своему существу, и даже несколько героизированный — образ волевого, интеллектуального человека, творца своей судьбы и самого себя.

искусство возрождения

В изображении художников эпохи Возрождения люди выглядят одновременно и совсем живыми и необыкновенными, как бы переведенными в какой — то высший, монументальный план бытия. Ренессанс — это период бурного творческого подъема.

искусство возрождения

искусство возрождения

Периоды эпохи Возрождения.

В целом, эпоху Возрождения можно условно разделить на несколько периодов, имеющих свои характерные стилистические признаки:

Произведения искусства Проторенессанса подготовили и сформировали мироощущение эпохи Ренессанса, выдающими представителями которого являются Данте, Петрарка и скульптор Никколо Пизано.

искусство возрождения

Фрески Джотто ди Бондоне.

Одним из величайших представителей Проторенесссанса в XIII веке по праву считается Джотто ди Бондоне ( 1266 — 1337 годы жизни). Именно он ввел в живопись чувство трехмерного пространства и стал писать фигуры объемными с помощью моделирования светотени.

искусство возрождения

В его фресках выразилось новое ощущение человеческого достоинства. В интерьере Капеллы дель Арена в Падуе фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники — здесь уже торжествует принцип расчленения и равновесия.

искусство возрождение

искусство возрождения

Эпоха Кватроченто.

Кватроченто в XV веке — это триумфальный период в истории искусства, которое приобрело черты индивидуальности. Родоначальниками искусства периода Раннего Возрождения считают трех художников :

  • Мазаччо — росписи Капеллы Бранкаччи ( Церковь Санта Мария дель Кармине ) , фрески в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции.

искусство возрождения

  • Скульптор Донателло — создал тип самостоятельно стоящей круглой статуи, создал целую школу мастеров рельефа, покрывающего фризы ренессансных зданий ( Конный монумент Кондотьера Гаттамелаты в Падуе, портреты — бюсты, напоминающие по своей стилистике римские портреты, статуя Давида).

эпоха возрождения

  • Филиппо Брунеллески — архитектор и скульптор, один из создателей теории научной перспективы, который новаторски использовал античные традиции и создал светскую по духу архитектуру ( Капелла Пацци и воспитательный дом Оспедале дельи Инноченти во Флоренции).

искусство возрождения

искусство возрождения

Период Кватроченто воплотил в себе анализ, непрерывный поиск новых форм и методов воссоздания действительности, творческие находки и свежесть мироощущения. А искусство Чинквеченто, являющееся завершающим этапом культуры Ренессанса, стало всемирно известным наследием, потому что помогло воплотить главные ценности человеческого общества — интеллект, красоту души и гармонию с природой.

искусство возрождения

Творчество Рафаэля Санти.

искусство возрождения

В 1503 году Рафаэль переехал во Флоренцию, и выступил как талантливый поэт. Им был создан живописный панегерик — хвалебная ода в честь герцогини, которую автор сравнивал с самой девой Марией.

В период с 1509 по 1517 годы художником были расписаны три зала, лучшим из которых считается зал печати Станца делла Синьятура. Поверхность каждой из четырех стен покрывают фрески, изображающие Поэзию, Богословие, Правосудие и Философию.

искусство возрождения

искусство возрождения

искусство возрождения

Рафаэль также известен и в качестве архитектора. В 1514 году началось строительство купольного храма — Собора Святого Петра в Риме, одного из самых огромных и величественных сооружений в Италии. Несмотря на достаточно молодой возраст, архитектурный проект Рафаэля завоевал всеобщее признание и во многом определил облик этой будущей жемчужины архитектуры периода Возрождения.

искусство возрождения

искусство возрождения

Микеланджело Буонаротти.

Великий Микеланджело ( 1475 — 1564 годы жизни) в каждой из областей искусства оставил свой вклад. Он был скульптором, поэтом, художником — живописцем, архитектором , рисовальщиком и военным инженером.

искусство возрождения

искусство возрождения

искусство возрождения

Искусство Возрождения : 1 комментарий

Эпоха Возрождения ярко выразилась во всех сферах. Особенно это можно сказать об искусстве — многие художники в этот период создают свои лучшие произведения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образ человека в живописи и скульптуре ВозрожденияПодготовила: Учитель истори.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Образ человека в живописи и скульптуре ВозрожденияПодготовила: Учитель истори.

Образ человека в живописи и скульптуре Возрождения
Подготовила: Учитель истории и МХК
Попкова Т Ю

Цель урока:Познакомить учащихся с периодами итальянского Возрождения и его пр.

Цель урока:
Познакомить учащихся с периодами итальянского Возрождения и его представителями;
Выявить связь культуры эпохи средневековья с культурой Средневековья и античностью;
Показать величие человека в период Возрождения через его образ в живописи и скульптуре.

Образ человека в живописи и скульптуре ВозрожденияЭто, несомненно, золотой ве.

Образ человека в живописи и скульптуре Возрождения
Это, несомненно, золотой век,
который вернул свет
свободным искусствам.
Марсилио Фичино

Периоды итальянского ВозрожденияПроторенесанс (Xlll-XlVвв) – Джотто: «Распяти.

Джотт ди Бондоне (1266 ли 1267 – 1337)Джотто – современник и друг Данте, кото.

О мастерстве Джотто ходили легенды…«Папа Бенедикт Xl, намереваясь произвести.

Возрождение, или Ренессанс — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени.

Приходится — в Италии — на начало XIV века — последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.

Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIV веке. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259—1344), Симоне Мартини (1284—1344) и (в первую очередь) Джотто (1267—1337) при создании полотен традиционной религиозной тематики отталкивались от традиции интернациональной готики, однако начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными.

Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении. Для обозначения их творчества используется термин Проторенессанс.

Общая характеристика

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся. Так, под впечатлением от выступления византийского лектора, Козимо Медичи основал Академию Платона во Флоренции.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеров и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Тони Парамони, Пизано, Джотто, Орканья и других), но оно твёрдо установилось только с 1420-х годов. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Изобразительное искусство

Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.

Художники Возрождения, работая над картинами традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении


Проторенессанс

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, собственно и появился в Позднем средневековье, с византийскими, романскими и готическими традициями, этот период явился предтечей Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/be/Gozzoli_magi.jpg/800px-Gozzoli_magi.jpg

Беноццо Гоццоли изобразил поклонение волхвов как торжественную процессию придворных Медичи, ок. 1459

Беноццо Гоццоли изобразил поклонение волхвов как торжественную процессию придворных Медичи, ок. 1459

Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

В начале XV века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский учёный и архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи. Это позволило художникам получать совершенные изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины.

Другим важным шагом стало появление нерелигиозного, секулярного искусства. Портрет и пейзаж утвердились как самостоятельные жанры. Даже религиозные сюжеты приобретали иную трактовку — художники Возрождения стали рассматривать их персонажей как героев с ярко выраженными индивидуальными чертами и человеческой мотивацией поступков.

Наиболее известные художники этого периода — Мазаччо (1401—1428), Мазолино (1383—1440), Беноццо Гоццоли (1420—1497), Пьеро Делла Франческо (1420—1492), Андреа Мантенья (1431—1506), Никколо Пиццоло (1421-1453), Джованни Беллини (1430—1516), Антонелло да Мессина (1430—1479), Доменико Гирландайо (1449—1494), Сандро Боттичелли (1445—1510).

Большое распространение получила скульптура. В творчестве скульпторов получили развитие многие формы: статуя, рельеф, бюст и т. д. Ими были достигнуты новые высоты в изображении пластики человеческого тела: эмоций, движений тела, сложных сцен в многоплановых, перспективных рельефах. Наиболее известными скульпторами этого периода являются Донателло (1386—1466) и Лоренцо Гиберти (1381—1456).

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Uffizi_Donatello.jpg

Донателло (ок. 1386 - 13 декабря 1466 или 1466)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/96/Masaccio_Self_Portrait.jpg?uselang=ru

Мазаччо (21 декабря 1401 - осень 1428)

Высокое Возрождение

Подходя к живописи с точки зрения естествоиспытателя, Леонардо да Винчи добился высокого мастерства в передаче мимики лица и тела человека, способах передачи пространства, построения композиции. Вместе с тем его работы создают гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам. В дальнейшем эти новации были развиты Рафаэлем Санти.

Картины и скульптуры Микеланджело Буонарроти полны героического пафоса и, одновременно трагического ощущения кризиса гуманизма. Его картины прославляют силу и мощь человека, красоту его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире[источник не указан 2559 дней].

Творчество Джорджоне и Тициана отличает интерес к пейзажу, поэтизации сюжета. Оба художника достигли большого мастерства в искусстве портрета, с помощью которого передавали характер и богатый внутренний мир своих персонажей.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f6/Raffaello_Sanzio.jpg

Рафаэль Санти (28 марта 1483 - 6 апреля 1520)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5e/Miguel_%C3%81ngel%2C_por_Daniele_da_Volterra_%28detalle%29.jpg

Микеланджело Буонарроти (6 марта 1475 - 18 февраля 1564 )

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/73/God2-Sistine_Chapel.jpg


Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (15 апреля 1452 - 2 мая 1519)

Позднее Возрождение

После разграбления Рима имперскими войсками в 1527 году итальянское Возрождение вступает в период кризиса. Уже в творчестве позднего Рафаэля намечается новая художественная линия, получившая название маньеризма. Для этой эпохи свойственны взвинченность и изломанность линий, удлинённость или даже деформированность фигур, зачастую обнажённых, напряжённость и неестественность поз, необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д. Первые мастера маньеризма — Пармиджанино, Понтормо, Бронзино — жили и работали при дворе герцогов дома Медичи во Флоренции. Позднее маньеристская мода распространилась по всей Италии и за её пределами. В 1590-е годы на смену маньеризму приходит искусство барокко (переходные фигуры — Тинторетто и Эль Греко)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/78/Parmigianino_Selfportrait_1540.jpg?uselang=ru

Джироламо Франческо Мария Маццола (11 января 1503 – 24 августа 1540)

Северное Возрождение

Художники, жившие к северу от Альп, не имели перед своими глазами образцов античного искусства. Археологическое измерение итальянского Ренессанса, состоявшее в изучении вновь открытых памятников античности, было им совершенно чуждо. Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследования и познанию анатомии человека. Портреты северных художников (например, Гольбейна) лишены гармонизации и идеализации действительности, которые свойственны их южным собратьям; в своей реалистичности они доходят до натурализма. С другой стороны, они не порывают со стихией народной, крестьянской жизни и фольклорными традициями; особенно показательно в этом отношении творчество Питера Брейгеля Старшего.

На стыке интернациональной готики и предренессансных веяний в Бургундских Нидерландах 1-й половины XV века родилось старонидерландское искусство. Усложнённая иконография и запутанный символизм сочетались с предельным вниманием к подробностям домашнего обихода. Переход от темперы к масляной живописи позволял художником более рельефно и разносторонне передавать многообразие, глубину и блеск предметного мира. Все эти достижения связаны с именами Робера Кампена и его учеников — братьев ван Эйков и Рогира ван дер Вейдена. Во второй половине века пережитки готики и итальянские влияния причудливо переплелись в творчестве Мемлинга.

Хотя в Италии эпохи кватроченто с интересом следили за достижениями нидерландских художников, итальянское влияние стало проникать в эти края только в XVI веке, когда баварец Альбрехт Дюрер ездил совершенствовать своё искусство в Венецию, а в Нидерландах сформировалась школа антверпенского маньеризма, к которой принадлежал, в частности, Мабюз. С началом Реформации религиозная живопись на севере Европы попала под запрет, зато стали формироваться новые жанры, основанные не столько на переосмыслении художественных достижений предыдущих поколений (как в Италии), сколько на непосредственном наблюдении за природой, — именно, пейзаж, натюрморт, жанровая живопись.

Возрождение в России

Тенденции Возрождения, существовавшие в Италии и Центральной Европе, повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традициям и византийскому наследию с другой стороны.

Великого князя Ивана III можно считать родоначальником Ренессанса в России, поскольку именно при нём в России начал работу ряд архитекторов из Италии, которые принесли новые технологии строительства и некоторые элементы Ренессанса, в целом не отдаляясь от традиционной конструкции русской архитектуры. В 1475 году архитектор из Болоньи Аристотель Фиораванти был приглашён, чтобы восстановить Успенский собор в Московском Кремле, повреждённый во время землетрясения. В качестве образца архитектор использовал Владимирский собор XII века, и разработал проект, сочетающий традиционный русский стиль с присущим Возрождению чувством простора, пропорции и симметрии.

File:Ivan III of Russia 3.jpg

Ивана III

File:Pietro Antonio Solari and Marco Ruffo.jpg

Зодчие Пьетро Антонио Солари и Марко Руффо (внизу). Фрагмент миниатюры Лицевого летописного свода (1568—1576 гг.)

К XVII веку в результате влияния живописи эпохи Возрождения, русские иконы становятся немного реалистичнее, в то же время следуя самым старым канонам иконописи, как например в работах Богдана Салтанова, Симона Ушакова, Гурия Никитина, Карпа Золотарёва и других русских художников. Постепенно появляется новый тип светского портрета — парсуна, который был промежуточным этапом между абстрактной иконографией и картинами, отражающими реальные черты портретируемого.

Читайте также: