Роль эмоций в познании доклад

Обновлено: 19.05.2024

Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Более того, в жизни человека они несоизмеримо важнее, чем в существовании любого животного. Это одна из характерных черт, которая выделяет человека из животного мира. Эмоции напрямую функционально связаны с органами чувств, которые играют важнейшую роль в процессе познания. Учитывая то, что магистральный путь познания – конструктивный, представляющий собой построение гипотез, теорий, моделирование процессов и явлений в опытах, нужно отметить, что вычленение рациональных знаний не является единовременным актом, а длительным и медленным процессом.

Показательно, что генезис мифа и теории или гипотезы одинаковы, и в основе их лежат конструктивные закономерности человеческого мышления. Очевидно, что структурной оппозицией как мифу, так и теории могут быть только рациональные знания. Эта третья оппозиция предполагает наличие других, уже связанных с ней оппозиций, чем обеспечивается непрерывность структуры модели. По сути дела это тот же информационный уровень, о котором говорит С.Д. Шаш,[3] однако для полевого этнографа достаточно приведенной нами интерпретации в рамках генетической антропологии.

К этому нужно добавить, что передача информации без участия эмоций в общении между людьми принципиально невозможна. Роль эмоций в формировании сознательного и бессознательного после З. Фрейда, К. Юнга и других школ и направлений психоанализа не оспаривает никто. Наличие эмоций в интеллектуальной деятельности – одно из основных отличий человека от даже самой совершенной машины, существование которой можно предположить. Поэтому создание искусственного интеллекта по существу должно означать сотворение человека. Но это в настоящее время вопросы теологии и философии, а не науки.

В нашем случае задачей науки является изучение эмоций с точки зрения их роли в познании. Эмоции у человека стали частью интеллектуальной деятельности, хотя уходят своими корнями в животный мир. Замечено, что с усложнением организмов увеличивается богатство эмоциональных переживаний и благодаря интеллектуальной деятельности достигает своей вершины у человека. Человек – единственный вид, чья деятельность может быть обусловлена только эмоциями. В известном смысле можно сказать, что через эмоции природа, биологическое начало доведены в человеке до совершенства. Эмоции – это не только то, что выделяет человека из животного мира, но и то, что связывает его с этим миром и в итоге с биосферой. Очевидно, что в моделировании недостаток элементов, которые поставляют рациональные знания, должен восполняться эмоциональными элементами.

Действительно, существует целая отрасль человеческого знания, которая базируется в основном на эмоциях. Это разнообразные отрасли, виды и жанры искусства, включая и так называемое профессиональное. При изучении искусства прежде всего следует обращать внимание на его связь с другими элементами интеллектуальной деятельности. И в этой связи функциональная сторона искусства должна быть в центре внимания. Поэтому важно выяснять, когда, где и какие виды и жанры искусства бытуют и для чего предназначены. Первостепенный интерес представляет также соединение функциональных предметов материальной культуры с искусством. Важно выявить роль искусства в обычае и обряде. По возможности нужно фиксировать толкование элементов произведения искусства, объяснение их значения и происхождения, равно как объяснение и толкование сюжетов и композиции. Особое значение имеет изучение орнамента и его элементов. Орнамент чаще всего уходит своими корнями в глубокую древность, и, как правило, его толкование невнятно. Поэтому необходимо фиксировать, когда и в каких случаях применяется тот или иной орнамент а также зону его распространения. Необходимо кроме того выяснять, какие предметы и какие части предметов чаще всего покрывались орнаментом. (Технологию фиксации явлений искусства мы рассмотрим ниже).

Важно также выяснить роль искусства в игре и сравнение этой роли с искусством в обряде и обычае.

Выяснение отношения данного этноса к различным видам и жанрам искусства тоже весьма важно. У одного народа могут преобладать изобразительные виды, у другого – музыкальные и песенные и т.д. Это во многом может объяснить особенности психологии этноса.

Для запоминания:

1. В связи с тем, что эмоции неразрывно связаны с органами чувств, передача информации без участия эмоций в общении между людьми принципиально невозможна.

2. Есть отрасль человеческого знания, которая полностью базируется на эмоциях, – все виды и жанры искусства. Эту отрасль мы называем эмоциональным познанием.

3. Искусство присутствует во всех видах человеческой деятельности, и выяснение его места и роли составляет одну из основных задач полевого этнографа.

Рекомендуемая литература:

Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.

Музичний фольклор з Полісся у записах Ф. Колесси та К. Мошиньского. – Київ: “Музична Україна”, 1995.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Новосибирской области

Роль эмоций в процессе познавательной деятельности студентов

Эмоции влияют на когнитивную переработку информации в сочетанной зависимости от знака эмоции и от требований к деятельности. Если задача обращается к внимательности или к тщательности, исполнение выигрывает от негативных настроений. Если задача формулируется в терминах удовольствия, более вероятно, что её выполнению помогут позитивно-аффективные состояния. Отрицательные эмоции в отличие от положительных усиливают установку на восприятие деталей и способствуют их скрупулезному анализу, в то время как положительные – приводят к игнорированию деталей, зато усиливают ориентацию на глобальность. Аффект может оказывать влияние на выбор стратегии обработки информации. Обнаружено, что бдительность, постоянное внимание к деталям внешнего стимула, вызываемые плохим настроением, имеют тенденцию уменьшать или вообще упразднять такие ошибки суждений, как тенденция придавать большее значение личностным факторам и игнорировать ситуационные влияния при интерпретации поведения людей. Когда человеку необходим способ быстрого вынесения суждения (например, в состоянии гнева), он вынужден использовать стереотипные реакции. Хорошее настроение и положительные эмоции способствуют гибкости мышления и выработке оригинальных идей. Влияние эмоционального переживания на процесс мыслительной деятельности может быть и не столь однозначным. Положительный эффект эмоционального процесса при повышении его интенсивности может перейти в свою противоположность и привести к дезорганизации деятельности при чрезмерном усилении эмоционального возбуждения (так, средний уровень тревожности стимулирует мыслительную активность, в то время как высокий – её дезорганизует). Иногда эмоция, повышая активность в одном направлении, может снижать её, дезорганизуя умственную деятельность, в другом направлении.

Умение управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих – важный фактор эффективности познавательной деятельности в студенческом возрасте. С одной стороны, юношеский возраст является важным этапом развития эмоциональной саморегуляции. С другой стороны, это период активного усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для предстоящей профессиональной деятельности. Для того чтобы интеллектуальная деятельность был эффективной, необходима готовность к мышлению, определённый уровень которой поддерживается возникающими в процессе познавательной деятельности эмоциями. При переживании положительных эмоций во время учебных занятий работоспособность студентов повышается на 30-40%, а эмоциональность лежит в основе около 30% факторов, которые формируют отношение студентов к лекциям. ( приложение )

Задание 1. Какова роль эмоций в познавательной деятельности человека [4;5;6].

По мнению Ильина А.И. эмоции играют значимую роль в когнитивных процессах и творчестве. Наличие эмоциональных явлений в процессе познания отмечалось еще древнегреческими философами (Платон, Аристотель).

В настоящее время большинство психологов, занимающихся изучением интеллектуальной деятельности (Симонов; Тихомиров; Виноградов; Вилюнас; Путляева, и др.), признает роль эмоций в мышлении. Больше того, высказывается мнение, что эмоции не просто влияют на мышление, но являются обязательным его компонентом, или что большинство человеческих эмоций интеллектуально обусловлено. Выделяют даже интеллектуальные эмоции, отличные от базовых.

Правда, мнения авторов о конкретной роли эмоций в управлении мышлением не совпадают. С точки зрения О.К.Тихомирова, эмоции являются катализатором интеллектуального процесса; они улучшают или ухудшают мыслительную деятельность, убыстряют или замедляют ее. В другой работе [5] он идет еще дальше, считая эмоции координатором мыслительной деятельности, обеспечивая ее гибкость, перестройку, коррекцию, уход от стереотипа, смену актуальных установок. По мнению же П.В. Симонова, эмоции являются лишь пусковым механизмом мышления. Л.В.Путляева считает гиперболизированными обе эти точки зрения и выделяет, в свою очередь, три функции эмоций в мыслительном процессе:

1) эмоции как составная часть познавательных потребностей, являющихся истоком мыслительной деятельности;

2) эмоции как регулятор самого познавательного процесса на определенных его этапах;

3) эмоции как компонент оценки достигнутого результата, т. е. как обратная связь.

..Но гаснет краткий день, и в камельке забытым
Огонь опять горит — то яркий свет льет,
То тлеет медленно, — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен своим воображеньем,
И просыпается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей,
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.

Вывод: Эмоции играют значимую роль в познавательной деятельности человека, при этом оказывая как положительное, так и отрицательное влияние, то есть может являться стимулятором (удивление, интерес, радость) ее, либо наоборот тормозить (эмоции страха, гнева, испуга).

Задание 2. Привести примеры проявления сверхчувствительности людей [2;7].

Одна из теорий объясняющих тактильную сверхчувствительность состоит в том, что наша осязательная система делится на две основные - у одной есть функция исследовать окружающую среду, у второй защищать человека от потенциальной опасности. Например, если мы берем в руку камень - наш мозг "включает" исследовательскую систему, и мы исследуем камень на ощупь. С другой стороны - если нас укусит пчела, включается защитная система, мы чешем укушенное место и таким образом смягчаем боль и зуд.

У большинства людей эти две системы работают слаженно и уравновешивают одна другую. Исследовательская система подавляет гипертрофированную реакцию на внешние осязательные возбудители, а защитная защищает нас от потенциальной опасности. У некоторых людей исследовательская система работает несколько слабее чем нужно, и тогда "неопасные" возбудители воспринимаются как опасные, и реакция человека на них выглядит преувеличенной. Как ведет себя ребенок с осязательной сверхчувствительностью? Он избегает прикосновения с определенными материалами, песком, пластилином, тестом, глиной, клеем и т.д. Ему очень мешает бирочка сзади на одежде (часто родители этих детей знают это и сразу спарывают бирочку). Он не любит новую одежду или соглашается носить одежду только из определенных тканей. Он не любит ходить босиком по траве, по песку и т.д. Он предпочитает одежду с короткими рукавами или, наоборот, хочет носить только длинные. Он очень не любит причесываться, мыть голову, стричь ногти, мыть лицо или чистить зубы - речь не идет о ребенке который просто упрямится, а именно о тех детях которым это явно очень неприятно. Он очень не любит, когда до него дотрагиваются, особенно если он этого не ожидает в данный момент. В саду или в школе ему очень трудно стоять в очереди (стоящий сзади ребенок может нечаянно дотронуться), или играть с другими детьми - например, дети толкаются, дотрагиваются до него, и эти прикосновения ему очень неприятны. Иногда это выливается в агрессию - ребенок "ни с того ни с сего" бьет сверстников, а причина лишь в том, что обычные прикосновения других детей, не мешающие им, вызывают у него неприятные ощущения, иногда невыносимые - он может чувствовать сильную щекотку, это место может чесаться и т.д. Родители иногда замечают, что после простого прикосновения ребенок постоянно сильно трет то место, к которому прикоснулись.

Ребенок гиперактивен, в саду не сидит на месте ни минуты, в школе постоянно ерзает на парте, не слушает учителя. На перемене все время носится, не в состоянии владеть собой, не контролирует собственное поведение. Многие из этих признаков присутствуют у многих из нас (например, многие не терпят бирки на одежде или шерстяной одежды на голое тело) и они не мешают нам нормально функционировать. В некоторых, относительно редких случаях, тактильная сверхчувствительность мешает ребенку в саду, в школе, в повседневной жизни.

Например, такой ребенок может постоянно ерзать, не слушать на уроке, так как ему постоянно мешает его одежда, у него все чешется, и он не в состоянии сосредоточиться. Он может быть агрессивным. Он бывает гиперактивным, особенно в присутствии большого количества людей (которые представляют для него постоянную угрозу). Ему бывает трудно заснуть или трудно проснуться, он ненавидит одеваться и предпочитает старую, стираную одежду или одежду, которую носил вчера. Особо сильная тактильная сверхчувствительность мешает развитию мелкой моторики, правильной схемы тела и т.д.

Пример 3. Сверчувствительность к восприятию и быстрому усвоению любой зрительной и звуковой информации и называется ультраридинг.

Пример 4. Сверчувствительность к восприятию и стремительному овладению иностранными языками и другими знаниями называется мнемотаксис и характеризуется явлением абсолютной памяти, зрительной и звуковой; цитированием наизусть обширных текстов, способность к детальному описанию событий, произошедших много лет назад.

Пример 5. Сверхчувствительность к восприятию времени называется хроносенсинг У носителя этого свойства, проявляется чувство времени, он умеет прислушиваться к своим "внутренним часам" и определять время с точностью до минуты.

Пример 6. Ортодромия - буквально "прямой путь"; интуитивное чувство направления, помогающее находить верную дорогу в горах, в море, в лесах, пустынях и огромных городах.

Пример 7. Суперсенсинг - сверхчувствительность по отношению к окружающей среде: к запахам, звукам, к изменению температуры, влажности, давления, солнечной радиации, магнитного поля и т.д. Типичными носителями этого качества являются лозоходцы, способные проследить течение подземных вод и залегание минералов, отыскивать утечки в газовых магистралях и электросетях, а также потерянные предметы.

Пример 8. Экстрасенсинг - аналог суперсенсинга, направленный на человеческий организм. Этим качеством обладают целители-экстрасенсы, способные диагностировать и излечивать заболевания, осуществлять мобилизацию внутренних сил организма пациента, влиять на чужое тело - именно на чужое, в отличие от упоминавшихся прежде эндовиатов. Впрочем, таланты эндовиации, супер- и экстрасенсинга могут быть присущи одной и той же личности.

Пример 9. Сверчувствительность к восприятию и угадыванию мысли по выражению лица, голосу, поведению. Предполагает наличие развитого логического мышления и наблюдательности (Конан Дойл, цикл историй о Шерлоке Холмсе).

3. Список использованной литературы

Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. 157 с.

Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. М., 1984. С 3—28.

Тихомиров О.К., Клочко В.Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии, № 5, 1980, с.23-31.

Чебыкин А.Я. Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся. // Вопросы психологии, №3, 1987, с.41-45.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

психология.docx

П. Жане указывал, что эмоция - это дезорганизующая сила. Эмоция вызывает нарушения памяти, навыков, приводит к замене трудных действий более простыми. О дезорганизующей роли некоторых эмоций психологи говорили и позже (Фортунатов, 1976; Young, 1961). Выявлено отрицательное влияние переживаний, связанных с предыдущим неуспехом, на быстроту и качество интеллектуальной учебной деятельности подростков (Носенко, 1998).

Однако имеет значение и модальность эмоции. Страх, например, может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Это приводит либо к отказу от деятельности, либо к замедлению темпов овладения какой-либо деятельностью, представляющейся человеку опасной, например при обучении плаванию (Дашкевич, 1969; Шувалов, 1988). Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху. При сильном волнении человеку бывает трудно сосредоточиться на задании, он может позабыть, что ему надо делать. Один курсант летного училища при первом самостоятельном полете забыл, как сажать самолет, и смог совершить это только под диктовку с земли своего командира. В другом случае из-за сильного волнения гимнаст - чемпион страны - позабыл, выйдя к снаряду, начало упражнения и получил нулевую оценку. Отрицательное влияние сильных эмоциональных реакций на поведение обнаруживается и в опытах на животных. В опытах Е.Л. Щелкунова (1960) крыс обучали находить выход из лабиринта, а потом постепенно убирали часть перегородок. Оказалось, что при сильном болевом наказании они переходили к стереотипному повторению однажды выработанного навыка, вместо того чтобы искать короткий путь, как это наблюдалось при пищевом подкреплении.

Рис. 4.1. Изменение эффективности деятельности и поведения при различной выраженности эмоционального возбуждения

9. Роль эмоций в педагогическом процессе

К сожалению, это чувственное (аффективное) направление в формировании личности ребенка, указанное К.Д. Ушинским и другими великими педагогами прошлого, в настоящее время предано забвению. Как отмечает немецкий психоаналитик П. Куттер, сейчас проповедуется воспитание, лишенное чувств и эмпатии в отношениях с ребенком. Современное образование сводится к познанию, но не является аффективным. С самого раннего возраста человека приучают к рационализму, он не получает ни одного урока чувственной жизни. А человек, не получивший урока сердечности - существо бесчувственное, заключает Куттер.

Английский педагог и психолог А. Бэн полагал, что предметы, внушившие страх, сильно врезаются в память человека. Именно поэтому мальчиков секли на меже, чтобы они тверже запоминали границы полей. Но, как отмечает К.Д. Ушинский, лучшее запоминание - это свойство всех аффективных образов, а не только страха. Правда, при этом возникает вопрос: какие эмоции - положительные или отрицательные сильнее влияют на запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

П.К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повторного совершения ошибок, блокируют образование условного рефлекса. Показательны в этом плане эксперименты на крысах. Когда им вводили морфин прямо в желудок, что быстро вызывало у них положительное эмоциональное состояние, условный рефлекс вырабатывался; когда же морфин вводили через рот, то благодаря своему горькому вкусу он перестал быть подкреплением условного сигнала, и рефлекс не вырабатывался (Симонов, 1981).

В отношении обучения и воспитания детей это значит, что, для того чтобы воздействие воспитателя или педагога стало значимым для ребенка, его нужно сочетать с испытываемой ребенком в данный момент эмоцией, вызванной той или иной ситуацией. Тогда это воздействие, слова воспитателя получат у воспитуемого эмоциональную окраску, а их содержание приобретет для его будущего поведения мотивационную значимость. Но это означает, что педагог может рассчитывать лишь на случай, на то, что нужная ему эмоциогенная ситуация возникнет сама собой и тогда он ее использует в воспитательных целях.

Современному человеку в своих поступках часто приходится руководствоваться главным образом не эмоциями, а разумом, но во многих жизненных ситуациях влияние эмоций на поведение человека весьма велико. А всеобщее стремление к поддержанию у себя и у окружающих положительного эмоционального состояния - это залог здоровья, бодрости и счастья. Т. о. ключи к здоровью и счастью находятся в наших собственных руках.

Читайте также: