Что такое обж доклад

Обновлено: 02.07.2024

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

В задачи ОБЖ входит:

  • предвидеть опасность,
  • распознать опасность,
  • классифицировать опасность,
  • избегать опасность,
  • правильно действовать в опасной ситуации.

Содержание

Основы безопасности и защиты человека в ЧС

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основные инфекционные заболевания,первая помощь, доврачебная помощь при различных повреждениях. Здоровый образ жизни и его составляющие, вредные привычки

Основы военной службы

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "ОБЖ" в других словарях:

обжёг — ОБЖЁГ, обжёгся, обожгла, обожглась. прош. вр. от обжечь, обжечься. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

обжёг(ся) — [обжечь(ся)] … Словарь употребления буквы Ё

обж. — обж. обжимной … Словарь сокращений и аббревиатур

ОБЖ — Ж, БЖ, ОБЖ юр. пометки на тексте контракта, означающие степень проблемы: просто проблема (Ж), большая проблема (Большая Ж, БЖ) и очень большая проблема (ОБЖ) … Словарь бизнес-сленга

ОБЖ — см. Основы безопасности жизнедеятельности … Педагогический терминологический словарь

обж. — обжимной … Словарь сокращений русского языка

ОБЖ — Основы безопасности жизнедеятельности (школьный предмет) основы безопасности жизнедеятельности … Словарь сокращений русского языка

ОБЖЁВАННЫЙ — ОБЖЁВАННЫЙ, обжёваная, обжёванное; обжёван, обжёвана, обжёвано (прост.). прич. страд. прош. вр. от обжевать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ОБЖЁВЫВАТЬ — ОБЖЁВЫВАТЬ, обжёвываю, обжёвываешь (прост.). несовер. к обжевать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

заблудился в лесу

Что делать, если заблудился в лесу Что нельзя делать и как правильно себя вести в случае, если Вы потерялись в лесном массиве. Полезные советы для взрослых, чтобы ребенок не пропал в лесу.

Пожар в подвале

Пожар в подвале жилого дома: ваши действия В статье рассказывается о том как себя вести если случился пожар в подвале жилого дома. Что необходимо делать, куда звонить и какая опасность может вас поджидать.

Химические аварии

Химические аварии и план действий для населения Опасность аварий с выбросом АХОВ. Причины и последствия химических аварий. Что делать и какие действия на улице, дома, в школе. Ликвидация и защита при авариях.

Автобусный тур

Правила поведения туристов на отдыхе Правила безопасности в горах. Безопасность пассажиров автобусного тура. Походы на велосипедах и правила безопасности велопоходов. Безопасность лыжных походов. Аптечка туриста

Так расшифровывается ОБЖ, знакомая многим аббревиатура, связанная с обучением в современной системе дошкольного, общего, а также специального и среднего образования в нашей стране.

Дисциплина ОБЖ появилась в учебных школьных программах с 1991 года в качестве обязательного предмета, предназначенного для усвоения правил и навыков поведения в быту, при возникновении опасных, чрезвычайных природных ситуаций или аварий на промышленных предприятиях.

ОБЖ определяют как междисциплинарную область современных научных познаний, прикладных приемов и навыков, которые охватывает как теоретические проблемы, так и практику защиты людей от опасного или вредного воздействия среды обитания в любых жизненных ситуациях, сферах человеческой деятельности.

Государственная программа обучения подрастающего поколения основана на реализации требований многих Федеральных законов об охране здоровья людей, обеспечении дорожной, радиационной, пожарной безопасности; о защите населенных пунктов, их жителей от ЧС различного характера их возникновения; о воинской обязанности и прохождении военной службы.

Но, кроме этих необходимых элементарных навыков выживания ОБЖ включает другие цели и задачи в обучении подрастающего поколения – от детей до выпускников учреждений среднего образования.

Цель предмета ОБЖ – это формирование здорового, безопасного поведения в быту, а также правильных действий при возникновении различных ЧС, получение необходимых знаний, навыков оказания первичных мер медицинской помощи как самому себе, так и рядом находящимся пострадавшим людям.

Задачи учебного предмета ОБЖ – это передача базовых знаний и навыков в различных областях жизнедеятельности, с которыми дети, а затем школьники неизбежно столкнутся как в период обучения, так и став взрослыми гражданам нашей страны, обретя не только права, но и обязанности:

  • По организации здорового образа жизни, обеспечивающего как ее продолжительность, так и качество, то есть минимизацию количества заболеваний, сохранение физического, психического здоровья; возможности выполнения своих планов, удовлетворения желаний.
  • Изучение норм безопасного поведения, находясь дома, на улицах населенных пунктов, на отдыхе, включая побережье озер, рек, морей; правил купания, нахождения на транспортных средствах.
  • Обучение первичным и базовым навыкам оказания медпомощи раненым, травмированным людям в различных ситуациях, в том числе обходясь исключительно подручными средствами.
  • Изучение правил безопасного поведения в дорожных ситуациях, включая все виды транспорта – от автомобильного до железнодорожного.
  • Обучение своду правил безопасности, навыкам неотложных действий при возникновении как природных стихийных бедствий – землетрясений, наводнений, ураганов, так и ЧС техногенного характера – промышленных аварий, сопровождающихся взрывами, пожарами, распространением ядовитых, радиоактивных веществ.
  • Инструктирование по вопросам обеспечения пожарной безопасности при нахождении дома, в школе, в местах отдыха на природе. Учитывая количества пожаров и возможной опасности для людей в зданиях универсального торгово-развлекательного назначения, которые дети, подростки посещают вместе с родителями, так и самостоятельно; особое внимание уделяют правилам пожарной безопасности в общественных местах, что способствует выработке верного алгоритма поведения при возникновении нештатных ситуаций в них.
  • Обучение по программам гражданской обороны, навыкам действий при получении сигналов ГО.
  • Ознакомление с основами военной службы, усвоение базовых знаний о системе обороны Российской Федерации. Фактически цель преподавания по этому важному разделу ОБЖ содержит задачи военно-патриотического воспитания, взамен отмененной начальной военной подготовки, которая была обязательным предметом в системе образования советской школы.

Необходимость формирования привычек безопасного поведения у детей дошкольного возраста во время посещения ими дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и в период обучения в средней школе обусловлена обязанностью государства и общества сохранить жизнь, здоровье подрастающего поколения, так и легкостью восприятия новых знаний, правильных навыков детьми, подростками.

Если учитель любого основного предмета, давая знания, например, по географии или математике, не без оснований считает, что плохое усвоение материала не отразится на здоровье, жизни учеников, то преподаватель ОБЖ понимает, что знания и навыки, полученные на его уроках, правильно осмысленные и усвоенные, могут их спасти в сложных, опасных жизненных ситуациях; обязательно пригодятся в будущем.

Большинство преподавателей ОБЖ – это вышедшие в отставку офицеры министерства обороны, МЧС, МВД, специалисты по гражданской обороне различных муниципальных образований и ведомств.

При этом не следует думать, что все обучение ОБЖ преподавателями, вышедшими на пенсию из силовых ведомств, построено исключительно на их жизненном опыте.

Существует немало учебных центров, ведущих профессиональную подготовку, переподготовку как учителей ОБЖ для средних учебных заведений, так и воспитателей детских учреждений, основой которых служат программы, методические рекомендации, утвержденные Министерством образования, по согласованию учебных материалов с другими заинтересованными ведомствами – МЧС, МВД.

Во многих средних образовательных заведениях выделен, оснащен класс ОБЖ, где для практического изучения хранятся, используются на уроках защитные устройства органов дыхания; углекислотные, воздушно-пенные огнетушители; учебное оружие и другие, необходимые для выработки навыков, приемов обращения с ними, предметы, оборудование.

Для наглядного изучения выпускаются и развешиваются на стенах кабинетов, выделенных под классы ОБЖ, тематические наборы плакатов, где каждый плакат дает представление о тех или иных необходимых действиях, мерах безопасности при возникновении ЧС, а так же правилах пользования различными защитными средствами, обращения с первичными средствами тушения пожаров, оружием.

Для изучения теории каждый ученик средней школы имеет учебник ОБЖ, соответствующий программе для своего класса. Кроме того, выпускаются научно-популярные книги, посвященные различным разделам, аспектам основ безопасности жизнедеятельности. Реферат, написанный учащимся, которому интересна эта учебная дисциплина, после изучения дополнительной литературы, закрепляет полученные знания, что в своей практике часто используют опытные преподаватели ОБЖ. В данном разделе собрана и обобщена полезная информация для учеников и преподавателей по этому направлению.

Гражданская оборона и ОБЖ

химическая разведка

Химическая разведка: назначение, задачи, методы ведения Способы и методы индикации в химической разведке, правильная организация ведения и цели разведки. Основные приборы контроля при ведении химической разведки.

убежища классификация

Убежища и укрытия: виды, классификация, назначение Какие убежища и укрытия существуют, правила размещения. Укрытие населения в защитных сооружениях. Виды временных и простейших укрытий. Разбор и примеры.

Основные способы защиты населения

Основные способы защиты населения Совершенствование и видео о способах защиты населения: применение средств индивидуальной защиты, укрытие населения в защитных сооружениях, эвакуация населения.

Самоизоляция

Самоизоляция: мероприятия, штрафы и ответственность Определение. На сновании чего вводится режим самоизоляции. Проводимые мероприятия в этот период. Штрафы и ответственность (наказание) за нарушение режима

Действия при пожаре или возгорании

загорелась одежда

Если загорелась одежда на человеке: как правильно ее потушить Как потушить горящую одежду на человеке. Основные правила. Помощь при ожогах. Инструкция для загоревшегося человека и как помочь в такой ситуации другим

Пожар во дворе

Пожар на улице или во дворе: причины и что делать В статье описываются причины и признаки начинающегося пожара на дворовой территории, а так же необходимые действия которые надо предпринять.

Пожар в квартире и что делать

Пожар в квартире: причины, признаки и что делать Причины пожара в квартире. Что нужно знать и как правильно действовать при нём, а также знать основные правила поведения при эвакуации

пожарная безопасность в общественном месте

Пожарная безопасность в общественных местах: основные правила Алгоритм действий при возникновении пожара в общественном месте и требования пожарной безопасности в них. Общие требования. Как вести и защитить себя и детей

Действия в чрезвычайных ситуациях

Метро

Что делать, если Вы упали на рельсы в метро Во время давки в метро могут упасть на рельсы мужчина, женщина и даже ребенок, как действовать в этой ситуации, что нельзя делать. Как оказать помощь человеку.

Весенний паводок

Подготовка к паводку населения и служб Мероприятия по подготовке к паводку, а так же основной план мероприятий по к весеннему паводку на дорогах. Предупредительные действия оперативных служб.

как правильно себя вести в толпе

Безопасность в толпе: основные правила и психология поведения Как определить толпу и на какие виды она подразделяется. Безопасность в толпе: правила и психология поведения. Что делать, если Вы оказались в толпе

что делать если на вас напали

Правила поведения при нападении: разбой на улице или похищение Рекомендации, помогающие снизить риск разбойного нападения. Правила поведения при нападении. Как избежать нападения с целью похищения.

Действия при авариях и катастрофах

аварии на жд

Действия при аварии на железнодорожном транспорте и правила поведения в поездах Причины аварий на железнодорожном транспорте и поездах, ликвидация их последствий. Правила поведения во время катастрофы и крушении.

Аварийный выход

Аварийные (запасные) пути и выходы Понятие, назначение и что относится к аварийным (запасным) путям и выходам. Требования пожарной безопасности и нормы СП 1.13130.2020 и ГОСТ 31471-2011.

безопасность в общественных видах транспорта

Правила безопасности в общественном транспорте Безопасность в наземном городском транспорте. Безопасность в метро. Как обезопасить себя на железнодорожном виде транспорта. Что делать при возгорании.


Взрыв: действия ударной волны и поражающие факторы Отличия взрыва от хлопка и вспышки. Причины и радиусы действия взрыва на здания и сооружения. Что делать после если произошел ядерный взрыв. План спасения, правила поведения

Эвакуация при пожаре

trenirovka-po-evakacii-pri-pozhare

Организация тренировок по эвакуации при пожаре Организация тренировки на объекте. Разработка годового плана графика тренировок. Обязанности руководителя тренировки и персонала при эвакуации

правила при пожаре в торговом центре

Эвакуация из торгового центра при пожаре: основные правила Правила эвакуации и общие рекомендации для населения и посетителей при чрезвычайной ситуации и пожарах в торговых (развлекательных) центрах.

оповещение о пожаре

Способ оповещения людей при пожарах Представляется статья посвященная способу оповещения людей в офисных и административных зданиях при пожаре, пути реализации и применения.

Пожарный выход

Пожарные выходы и их типы: аварийный и эвакуационный Аварийный и эвакуационный пожарные выходы из здания или помещения. Сколько их должно быть. Условные обозначения на плане (схеме) эвакуации

Принципы, методы и средства безопасности жизнедеятельности. Основные теоретические знания и навыки для выявления, оценки и контроля опасностей окружающей среды и на производстве. Основополагающие понятия и аксиоматика безопасности жизнедеятельности.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 03.10.2017
Размер файла 24,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Цели безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины формулируются как приобретение теоретических знаний и навыков для выявления, оценки и контроля опасностей окружающей среды, в том числе производственной, а также разрабатываемой техники и технологии, разработки и осуществления мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, создания безопасных условий жизнедеятельности, проектирования оптимальных производственных и трудовых систем, прогнозирования и принятия правильных решений в условиях чрезвычайных ситуаций. безопасность жизнедеятельность контроль

Предметом изучения получение знаний о методах и средствах обеспечения безопасных и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла.

Главной задачей работы является определение основных понятий безопасности жизнедеятельности.

1. Основополагающие понятия БЖД

Рассмотрим некоторые основополагающие понятия БЖД. Одним из них является опасность.

Характерным свойством (непременным условием) процесса взаимодействия человека со средой его обитания является потенциальная опасность. Опасность это центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Мы представляем себе опасность как возможность, угрозу бедствия, катастрофы, любого нежелательного явления, процесса.

Можно дать следующее определение опасности: опасность - это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека. Говорят также, что такие системы обладают так называемым остаточным риском, т.е. способностью к потере устойчивости или длительному отрицательному воздействию на человека, окружающую среду.

Опасности носят потенциальный характер. Актуализация, или реализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Для живых организмов опасность реализуется в виде травмы., заболевания, смерти.

Признаками, определяющими опасность, могут быть:

· угроза для жизни;

· возможность нанесения ущерба здоровью;

· нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

· нарушение условий нормального функционирования экологических систем

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа.

Источниками формирования опасностей в конкретной деятельности могут быть:

· элементы среды обитания, которыми для любой деятельности являются: предметы, средства и продукты труда, используемая энергия, климатические условия жизни или микроклиматические условия труда (температуры, влажность и скорость движения воздуха), животный и растительный мир, коллектив людей, отдельный человек;

· процессы взаимодействия человека и среды обитания.

Потенциальный характер опасностей проявляется также и в том, что для человека опасность может реализоваться только в тех случаях, когда зона воздействия опасностей пересечется с зоной деятельности (нахождения) человека. Например, человек попадает в зону действия электрического тока, шума, вибраций, криминальных структур, движения транспорта и т.д.. В терминологии безопасности жизнедеятельности используются в связи с этим такие термины как:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ООО Учебный центр

Реферат по дисциплине:

Новоселова Юлия Васильевна

Москва 2019 год

1. Предмет безопасности жизнедеятельности. 4

2. Основные понятия, термины и определения. 6

3. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций. 8

4.Основы национальной безопасности. 10

5.Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности 12

Список литературы 14

Преподавание предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" является серьезным и сложным вопросом педагогической науки. Основной задачей преподавания можно назвать формирование положительного отношения учащихся к предмету, к его важности в жизни каждого человека, а также к применению полученных знаний в случае возникновения критической ситуации. Я считаю, что начинать изучение предмета ОБЖ необходимо со знакомства учащихся с теоретическими основами, основными терминами и определениями безопасности жизнедеятельности, которые обладают высокой практической ценностью.

Цель данной работы состоит в рассмотрении теоретических основ безопасности жизнедеятельности, знакомстве с основными терминами и определениями данной дисциплины. Включая такие вопросы как, классификация опасных и чрезвычайных ситуаций, основы национальной безопасности, а также правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

1. Предмет безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это наука, изучающая проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде в процессе различных видов ее деятельности.

Несмотря на то, что понятие жизнедеятельности существовало с начала существования человечества, но сам термин "жизнедеятельность" является сравнительно новым, но все шире используется во всех сферах нашей жизни: мы говорим о жизнедеятельности села, города, района, жизнедеятельность микроорганизмов, хотя с научной точки зрения это не совсем правильно.

Жизнь - это одна из форм существования материи, которую отличает от других способность к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, различных форм движения, возможность приспособления к среде и наличие обмена веществ и реакции на раздражение. Неотъемлемым свойством всего живого есть активность. То есть срок "жизни" в определенной степени предусматривает активную деятельность. Деятельность - является специфической человеческой формой активности, необходимым условием существования человеческого общества, содержание которой заключается в целесообразном изменении и превращении в интересах человека окружающей среды.

Человеческая активность имеет особенность, которая отличает ее от активности остальных живых существ и организмов. Эта особенность заключается в том, что человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и трансформирует его для удовлетворения собственных потребностей, активно взаимодействует с ним, благодаря чему и достигает поставленной цели, возникшей вследствие проявления у нее определенной потребности.

Как элемент природы и звено в глобальной экономической системе человек

ощущает на себе влияние законов естественного мира. В то же время благодаря своей деятельности, объединяет ее биологическую, социальную и духовно-культурную сущности, человек сам влияет на природу, изменяя ее в соответствии с законами общественного развития для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

Жизнедеятельность - это свойство человека не просто действовать в жизненной среде, которая его окружает, а процесс сбалансированного существования и самореализации индивида, группы людей, общества и человечества в целом в единстве их жизненных потребностей и возможностей.

Учитывая, что деятельностью занимаются все - дети, взрослые, старики - понятие безопасность деятельности имеет отношение к людям разного возраста.

Безопасность человека - неотъемлемая составляющая характеристика стратегического направления человечества, определенная ООН как "устойчивое развитие общества", такое развитие, которое ведет не только к экономическому, но и социальному, культурного, духовного роста, способствует гуманизации менталитета граждан и обогащению положительного человеческого опыта.

Опасность - это негативное свойство живой и неживой материи, способной вызывать вред самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Опасность - это условие или ситуация, которая существует в окружающей среде и способна привести к нежелательному высвобождение энергии, что может привести физический вред, ранения и / или повреждения.

Таким образом, безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это область знания и научно-практическая деятельность, направленная на изучение общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий воздействия на организм человека, основ защиты здоровья и жизни человека и среды его обитания от опасностей, а также на разработку и реализацию соответствующих средств и мероприятий по созданию и поддержке здоровых и

безопасных условий жизни и деятельности человека как в повседневных условиях быта и производства, так и в условиях чрезвычайных ситуаций.

2. Основные понятия, термины и определения

В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ежегодно от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс. человек. В стране ежегодно регистрируются более 3-5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей социально-криминального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Факторы, негативно действующие на человеческий организм, принято делить на вредные и опасные. К вредным относят факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности человека.

Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травмам и нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все системы, имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут

поджидать на улице во время игры, по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в период школьных каникул.

Все опасные и вредные факторы образуют вокруг человека опасные ситуации, при которых возможно возникновение несчастных случаев.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.

В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в любой опасной ситуации (заблудился в лесу, получил травму, подвергся нападению хулиганов и т.д.), когда для выживания потребуется мобилизация всех сил, умений и навыков. Такая обстановка, где присутствует угроза жизни и здоровью человека, называется экстремальной. При этом ограничена или исключена возможность помощи от других людей. По определению группы авторов экстремальная ситуация - это такие возникшие сложные опасности, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил (М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, С.В. Петров, Е.Н. Литвинов и др.).

Часто на определенной территории в результате опасных социальных ситуаций, природных явлений, техногенных аварий и катастроф, а также экологических бедствий нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает реальная угроза их жизни и имуществу. Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует определенных усилий

государственных структур и населения по предотвращению и ликвидации ее последствий.

3. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций

Все ч резвычайные ситуации классифицируются по трем признакам:

1) сфера возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации;

2) ведомственная принадлежность, т.е. где, в какой отрасли народного хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация;

3) масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.

1) Сфера возникновения. Чрезвычайные ситуации бывают природного, техногенного, социально-криминального, экологического, биологического, военного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера - это стихийные бедствия, которые бывают литосферного, атмосферного, гидросферного происхождения.

Под ЧС техногенного характера понимают аварии и катастрофы, происходящие в техносфере и связанные с производственной, бытовой деятельностью человека и транспортом. К ЧС социально-криминального характера относятся проблемы, не согласующиеся с Российским законодательством. Они подразделяются на опасности без физического воздействия (мошенничество, шантаж и т.д.), с физическим воздействием на человека (изнасилование, убийство, террор и т.д.), общественные выступления (демонстрации, беспорядки, революции и т.д.). Биологические ЧС - это массовые заболевания населения и животных в связи с распространением инфекционных заболеваний. Они подразделяются на эпидемии, эпизотии, эпифитии. Военные ЧС связаны с применением оружия различного типа против населения другого государства или с целью подавления воли своего народа.

2) Ведомственная принадлежность: в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном); в промышленности (атомной, химической, пищевой, металлургической, машиностроительной, горнодобывающей, удобрений); в коммунально-бытовой сфере (на водопроводно-канализационных системах, газовых, тепловых, электрических сетях, при эксплуатации зданий и сооружений); на транспорте (железнодорожном, автомобильном, трубопроводном, воздушном, водном); в сельском и лесном хозяйстве.

3) М асштаб возможных последствий. ЧС классифицируются в зависимости от: количества людей, пострадавших в этих ситуациях, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности; размера материального ущерба; границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные; местные; территориальные; региональные; федеральные; трансграничные.

4.Основы национальной безопасности

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране. Российская Федерация является многонациональной великой страной, которая играет немаловажную роль в мире.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России должны быть направлены на: сохранение стабильности конституционного строя;

обеспечение территориальной целостности государства; создание единого правового пространства; становление правопорядка и демократического общества; обеспечение гражданского мира и межнационального согласия;

защита личности, общества от терроризма, религиозного экстремизма, чрезвычайных ситуаций; обеспечение высокого, достойного уровня жизни народа; укрепление духовных, нравственных ценностей общества;

воспитание патриотизма человека.

Во внешней политике соблюдение национальных интересов предполагает: обеспечение суверенитета и укрепление позиции России во всем мире; развитие экономических, политических и других связей со всеми странами; соблюдение и защита прав и свободы гражданина России.

Несмотря на определенные усилия со стороны Президента и Правительства, для укрепления национальной безопасности России остается еще множество факторов, угрожающих наци, шальной безопасности страны:

в экономике: нестабильность банковской системы; экспорт сырья и импорт предметов потребления; отток научных кадров и другие страны; неразумная приватизация рентабельных предприятий; коррупция в государственной структуре и т.д.;

во внутриполитической сфере: продолжающиеся межнациональные конфликты; рост и развитие религиозного экстремизма, терроризма и преступности; расслоение людей на богатых и бедных и т.д.; в социальной сфере: реформы в системе образования, я и социальной защиты; распространение наркомании, алкоголизма, курения среди молодежи; расслоение общества на богатых и бедных; продолжающееся сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни и т. д.; в международной сфере: расширение НАТО; появление вблизи России военных баз других стран; осложнение межгосударственных отношений с соседними странами; территориальные претензии других стран; в информационной среде: преобладание в средствах массовой информации культа насилия и агрессии; пропаганда и реклама табака, спиртных напитков; в воспитательной сфере: свертывание работы спортивных и культурных учреждений, особенно детских; недостаточное финансирование учебно-воспитательных программ; ликвидация многих молодежных организаций; в военной сфере: нескончаемая реформа военных сил; ослабление военной мощи России; уменьшение военного присутствия России в странах СНГ; активизация спецслужб других стран на территории страны; в экологической сфере: бесконтрольный вывоз природных ресурсов России в другие страны; низкая экологическая культура населения; превращение России в мировую свалку радиоактивных отходов; продолжающееся ухудшение экологической ситуации в стране.

В таких условиях Россия обязана обеспечить защиту своей национальной безопасности. Для этого государство, прежде всего, должно укрепить целостность страны и повысить ее авторитет во всем мире.

5.Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Российская Федерация является демократическим, правовым государством с республиканской формой правления. Каждый гражданин России должен хорошо знать законы и нормативно-правовые акты, направленные на обеспечение безопасности человека.

Основным законом государства является Конституция Российской Федерации, где изложены права и свободы человека и гражданина . Главными положениями Конституции РФ, гарантирующие личную безопасность гражданина, его семьи являются:

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав, свободы человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 6. Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами, и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федераций.

Статья 19. Государство гарантирует равенства прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств,

Статья 45. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В Конституции Российской Федерации также отражены определенные обязанности человека по обеспечению безопасности государства и самого гражданина.

В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей.

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них – актуальная проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Безопасность – это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности.

Результатом данной работы является формирование соответствующего уровня знаний, мышления и поведения человека и общества в целом. А начинать нужно с самого главного – знакомства с основами безопасности жизнедеятельности еще в школе. Изучая теоретические основы безопасности жизнедеятельности, знакомясь с основными терминами и определениями данной дисциплины.

1. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Методическое пособие / В.Н. Латчук, В.В. Марков. - М.: Дрофа, 2010. - 639 c.
2. Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Методическое пособие / В.Н. Латчук, В.В. Марков, А.Г. Маслов. - М.: Дрофа, 2010. - 799 c.
3. Малов-Гра, А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование. К учебнику под редакцией Ю. Л. Воробьева / А.Г. Малов-Гра. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 288 c.
4. Маслов, А. Г. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Методическое пособие. К учебнику А. Г. Маслова, В. В. Маркова, В. Н, Латчука, М. И. Кузнецова / А.Г. Маслов, С.К. Миронов, В.Н. Смагин. - М.: Дрофа, 2014. - 128 c.
5. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы. Учебно-методическое пособие / В.Н. Латчук и др. - М.: Дрофа, 2014. - 258 c.
6. Подолян, Ю. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Тематическое и поурочное планирование / Ю.П. Подолян. - М.: Астрель, 2014 . - 336 c.
7. Подолян, Ю. П. Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности. 9 класс / Ю.П. Подолян. - М.: АСТ, Астрель, 2015 . - 272 c.
8. Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы. Поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - Л.: Просвещение, 2010 . - 160 c.

Читайте также: