Доклад на тему современный урок в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Никульникова Аида Дашдамировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ КЛЕПОВСКАЯ СОШ
Населённый пункт: село Клеповка, Бутурлиновского муниципального района, Воронежской области.
Наименование материала: статья
Тема: "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС"
Раздел: начальное образование

МКОУ КЛЕПОВСКАЯ СОШ

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

« Современный урок в начальной школе в

Подготовила: Никульникова А.Д.

учитель начальных классов

Современный урок в начальной школе в соответствии с

требованиями ФГОС

Приоритетной целью современного российского образования становится не

репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а

полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно

очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения,

контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного

процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является

универсальным. Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте

можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности

учащихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые

задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Каковы же особенности современного урока?

Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.

Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение

к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока.

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в

совместной деятельности детей и учителя;

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно

совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта

жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли

цели и никогда не выступая в роли средства.

Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и

технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов.

Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой

составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик,

родители.. Методические ресурсы включают в себя формы, технологии,

содержание, приёмы, методы обучения.

Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам

хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ,

развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска,

Модели современного урока: традиционная и инновационная.

Традиционная включает в себя следующие компоненты: триединая цель урока,

план-конспект, преобладающая фронтальная форма обучения, методы и приемы

обучения, типы уроков. Инновационная модель в свою очередь делится на

деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты:

ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока

учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока,

практический опыт деятельности.

Для более ясной картины остановимся на различиях традиционной

педагогики, которая продолжает иметь место в современном образовательном

процессе, и инновационной педагогике

Тенденции развития современного урока включают в себя формирование

потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение

новейших информационных технологий, разнообразие типов урока, тщательное

проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения,

применение идей личностно-ориентированного и личностно-развивающего

обучения, свобода в выборе структуры урока.

Какова же характеристика современного урока? Он включает в себя

компоненты содержания: знания, умения, навыки, творческая деятельность,

эмоционально- ценностный опыт; личностно-ориентированный,

индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций

ребенка; самостоятельная работа ученика, а не учителя; практический,

деятельностный подход; использование образовательных технологий

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее

отношение ребенка к самому себе, а также учителя к своей собственной

личности. Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих

универсальных учебных действий: развитие личности ребёнка, т.е. личностные

результаты, метапредметные умения, которые формируют у учащихся подход к

изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно

предметные результаты, т.е. результат изучения данной темы урока.

Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в

начальной школе таковы

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм и умение

им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить

свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение

видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на

вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные,

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что

уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планирование как способность самостоятельно определять последовательность

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в

- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты

своих действий, а также возможные ошибки;

- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно

усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например,

распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать

ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора

необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого

содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Структура урока в начальных классах.

I этап. Организация класса (орг.момент)

II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

IV этап. Открытие нового знания.

V этап. Первичное закрепление.

VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и

VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

VIII этап. Рефлексия деятельности ( итог урока).

Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока?

Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:

умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;

умение ставить перед собой цель, принимать решения;

умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;

умение проконтролировать себя, свои собственные действия;

умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и

скорректировать дальнейшую работу;

умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.

Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного

слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать

исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими

детьми или самостоятельно.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены

1. Урок изучения нового.

Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская

работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное

закрепление новых знаний

2. Урок закрепления знаний.

Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний.

Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку

умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение

единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью

определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

В отличии от стандартов2004 года новый ФГОС вносит существенные

изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса,

которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной

деятельности в начальной школе и в первую очередь УЧИТЕЛЯ , обеспечивающего

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и

профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это

всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к

организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его

профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на тему:

« Современный урок в начальной школе

Подготовила Умалатова Г.Г.

учитель начальных классов

Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюн

Что представляет собой для нас современный урок?

«Урок можно назвать современным, если он:

- рассматривает ученика и его личностное развитие как главную цель

- учит анализировать, рефлексировать, обобщать личный социальный опыт учащихся;

-учит работать не только с адаптированными текстами, а с разнородной, разноплановой информацией, учит структурировать и критически оценивать её

- учит самостоятельно ставить цели и задачи, оказывает помощь и поддержку в саморазвитии, в формировании личностной траектории;

- учит использовать теоретические знания для решения задач практической деятельности, действовать по образцу и в измененной ситуации;

-учит формулировать, занимать и отстаивать собственную позицию, одновременно прививая толерантность к иному мнению;

-готовит к непрерывному продолжению образования, поиску новой информации; учит различным социальным ролям, прививает нормы и ценности различных ролевых наборов;

Современный урок - это урок мастерства учителя, общение с каждым ребенком и со всеми вместе. По исследованиям психологов известно, что знания, не имеющие эмоционально-духовной нагрузки, ребенком не усваиваются. Современный урок закладывает основу для будущего ,это определенная атмосфера совместной деятельности.

«Расскажи мне и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

- гласит древняя китайская мудрость.

С учётом современных требований школа является не столько источником информации, сколько учит учиться. Учитель выступает в роли личности , которая обучает способам деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Урок - главная составляющая учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере происходит на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом зависит от уровня организации урока, методического содержания и его атмосферы.

Для того чтобы достичь высокого уровня , необходимо создать урок как произведение искусства со своим замыслом, завязкой и развязкой.

Всё, что происходит на уроке, вызывало бы у детей неподдельный интерес, настоящую увлеченность, развивало бы их творческие способности.
Урок – представляет собой целостную систему. Составление любого урока начинается с осознания четкого определения его конечного результата - чего учитель в итоге хочет добиться; затем выбор средства – для достижении цели, далее нахождение способа действий.

Цели современного урока должны отличаться конкретностью, чётко обозначенными дидактическими задачами. Такие уроки, способствуют целостному развитию личности и отвечают современным требованиям образования.

Модели современного урока: традиционная и инновационная .


Традиционная модель содержит следующие компоненты: триединая цель урока, план-конспект, фронтальная форма обучения, методы и приемы обучения, типы уроков.

Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, деятельностный подход.
В современном образовательном процессе и инновационной педагогике продолжает иметь место традиционная педагогика.
Современный урок включают в себя формирование потребности учащихся в познании и умений учиться (ОУУ), применение новейших информационных технологий , тщательное проектирование урока в процессе его подготовки, технологичность обучения, личностно-ориентированное и личностно-развивающее обучение.
Характеристика современного урока.


Содержание современного урока включает в себя следующие компоненты: знания, умения, навыки, творческую деятельность, эмоционально-ценностный опыт; личностно-ориентированный, индивидуальный характер; создание условий для формирования компетенций ребенка; самостоятельную работу ученика, а не учителя, практический, деятельностный подход; использование образовательных технологий .
Поэтому современный урок ставит целью формирование следующих универсальных учебных действий: развитие личности ребенка, т.е. личностные результаты, межпредметные умения, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире и, наконец, непосредственно предметные результаты, т.е. результат изучения данной теме урока.
Виды универсальных учебных действий формируемых на уроке в начальной школе: личностные, познавательные, коммуникативные.


Личностные :
- обеспечивают ценностную ориентацию детей: знание моральных норм (взаимопомощь, правдивость, ответственность);

- умение оценивать свои поступки (вина, совесть, стыд);

-желание и умение видеть нравственную сторону своих поступков;

-желание и умение ответить на вопрос, какое значение имеют получаемые


Регулятивные:
- обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности;
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
- планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.


Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной чётко и ясно выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.


Познавательные:
- включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Структура урока в начальных классах .


I этап. Организация класса (оргмомент)
II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III этап. Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)
IV этап. Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)
V этап. Рефлексия. Итог урока.


Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения.


1.Урок изучения нового - традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа и трудовой практикум.

Цель - изучение и первичное закрепление новых знаний.


2.Урок закрепления знаний – практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Цель - выработка умений по применению знаний.


3.Урок комплексного применения знаний – практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

Цель - выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.


4.Урок обобщения и систематизация знаний - семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Цель - обобщение единичных знаний в систему.


5.Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, смотр знаний и т.д.

Цель - определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.


Таким образом, подведём итог, что же присуще современному уроку?
Цель – готовность к саморазвитию.

На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Урок предполагает сотрудничество и взаимопонимание, атмосферу радости.

Успех современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и тяжелый материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке.

Как я считаю, то современный урок должен быть, прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером и пользоваться Интернетом. Заниматься самообразованием. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных качеств учителя. Учитель и ученик - это единое целое.

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. Поэтому чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.

В нынешнее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности . Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный , т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является

- применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог ;

-создание условий для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. .

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение новых знаний.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга. Каждый учитель должен умело подойти к подготовке урока.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Урок как целостная система

Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе обучения - это урок. По образному выражению Н.М. Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий.

Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

Каковы же особенности современного урока

Современные подходы к уроку: личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный .

Ситуация современного урока - это ситуация расставанияс уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встречас уроком свободным,характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Выделяет три постулата современного урока:

Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

Педагог должен иметь смелость жить на уроке, а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

Урок - это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.

К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. В педагогической литературе число таких требований колеблется от 6 до 18 и более. Рассмотрим систему требований к современному уроку, которую предлагает Ю.Б.Зотов [3]:

Требования к структуре говорят о необходимости:

Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения);

Выбрать тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом);

Данный урок связать с предыдущими и последующими уроками;

Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала;

Обеспечить разнообразный обучающий контроль знаний учащихся;

Продумать систему повторения и закрепления изученного материала;

Найти оптимальное место домашнему заданию.

Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим:

Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения);

Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме;

Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал;

Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме;

Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.

Требования к содержанию урока и процессу учения:

Урок должен быть воспитывающим;

Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов;

На уроке следует воспитывать любовь к природе;

Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска;

В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д. .

Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:

логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;

используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;

соблюдены нормы педагогической этики;

темп урока оптимален для данного коллектива детей;

в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности;

соблюдены гигиенические условия учебного труда;

созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей;

дидактическая задача урока решена.

Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главная задача современного учителя.

Цели современного урока:

Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребёнка и формирование УУД; предметные цели

Цели деятельности учащихся

- личностные

-познавательные

-регулятивные

-коммуникативные

обеспечивают ценностную ориентацию детей: знаниеморальных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

Регулятивные,

обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

-целеполаганиекак способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

-планированиекак способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

-коррекциякак способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

-самооценкакак способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- умение с достаточной полнотой и точностьювыражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации,принимать решение, брать ответственность на себя.

Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач

Типология современных учебных занятий

Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.

Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.

Урок применения предметных ЗУНов и УУД.

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД.

Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД.

Школа, функционирующая в режиме развивающего обучения, не ставит перед собой цель научить ребёнка всему и на всю жизнь, что в принципе невозможно, а пытается научить ученика учиться всю жизнь. Главная задача педагога в этом случае – помочь ребёнку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел педагогов нашей школы к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Нетрадиционные виды уроков

3. Кино-, теле-, видеоуроки

4. Уроки самоопределения, уроки самореализации

5. Урок-дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий

6. Модульный урок

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

Век XXI - век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Список литературы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность в рамках нового стандарта можно условно разделить на три этапа: знакомство с Федеральным государственным стандартом, овладение умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий.

Каковы же особенности современного урока?

Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.

Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Модели современного урока: традиционная и инновационная. (Слайд ). Инновационная модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую карту урока, практический опыт деятельности. (Слайд ).

Три постулата заложены в основание новой технологии урока. (Слайд ).

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;

Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и технологические ресурсы. Остановимся подробнее на каждом из видов. Человеческие ресурсы включают в себя три взаимосвязанные между собой составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители. (Слайд ).

Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения. (слайд ).

Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо известны. Вот некоторые из них: проектная деятельность, ИКТ, развивающее обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие технологии. (Слайд )

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных знаний.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться.

Выделяются познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.

Познавательные УУД (их не следует путать с предметными) предполагают умение учащегося формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами. Коммуникативные УУД – это владение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

Регулятивные УУД представляют собой умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока являются: (Слайд ).

субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

Урок должен включать следующие шесть основных этапов:

мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

взаимопроверка, взаимоконтроль;

рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Вооружившись знаниями об основных методических принципах и структуре урока, попробуем составить примерный план действий учителя при разработке его сценария. (Слайд ).

Во – первых, определим тип такого урока. Урок, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Для более ясной картины остановимся на различиях традиционной педагогики, которая продолжает иметь место в современном образовательном процессе, и инновационной педагогике. (Слайд 9-13).

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий: (Слайд ).

Читайте также: