Права ребенка в современном мире доклад

Обновлено: 04.07.2024

Абсолютно у каждого, родившегося на Земле человека, есть права и обязанности. Разумеется, определенными правами с рождения наделены все дети. К правам ребенка относятся те права и свободы, обладателем которых является любой ребенок до достижения им возраста восемнадцати лет.

Для того чтобы узнать о правах ребенка необходимо обратиться к Всеобщей декларации о правах человека, в которой отдельный раздел посвящен непосредственно детям.

Первым в списке стоит право ребенка на жизнь и здоровое развитие. Далее – право на сохранение индивидуальности, свободу личности, выражение собственного мнения, защиту от жестокого обращения в любых проявлениях, образование и отдых. Кроме того, все дети имеют право на семью, защиту со стороны государства, неприкосновенность родного языка, исповедование религии родителей.

Очень важно, чтобы ни одно из прав ребенка не было нарушено, за этим осуществляют постоянный контроль государственные организации. Нарушение прав и свобод ребенка преследуется по закону.

Таким образом, роль общепринятых прав и свобод ребенка велика, так как с их помощью ребенок получает все то, что необходимо ему для полноценного развития, взросления, существования в социуме.

Вариант №2

Основополагающим документом в вопросе защиты прав ребёнка является Федеральный закон от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ", который в полной мере соответствует Конвенции ООН о правах ребёнка 1989 года. Более того, все права гарантируются Конституцией РФ. Начинаются они с права на жизнь родившегося человека и действуют до достижения восемнадцатилетнего возраста. Множество существующих самых разных документов регламентируют буквально все стороны жизни ребёнка, подростка, юноши или девушки.

Разработаны и используются различные психологически - педагогически обоснованные методики для воспитания ребёнка в семье. Широко применяются индивидуальные методики, практики с особым статусом свободного развития личности ребёнка, например, Вальдорфская школа. По большому счёту, в нашей стране права ребёнка защищены. За этим следят правозащитные организации, прокуратура и просто неравнодушные люди. Предлагается более подробно остановиться на одном из аспектов вопроса: ребёнок в школе.

Таким образом, даже при сложившемся высочайшем уровне защищённости прав ребёнка, обеспеченном Государственным и Международным правом, ребёнок остаётся наиболее уязвимым, и в ряде случаев - беспомощным. Все ситуации в рекомендациях не пропишешь. Проблема шире, глубже и тоньше. Решение вопроса зачастую находится в личности учителя. Их, замечательных учителей, очень много в Российских школах- они всегда рядом с детьми. История педагогики хранит имена великих педагогов. Один из них Януш Корчак, польский врач, учитель, шагнувший в жерло газовой камеры в Освенциме вместе с детьми. А у него был выбор. Он мог остаться живым, но сделал единственно возможное для себя. Ради детей.

Абсолютно каждый человек в мире должен знать свои права и законы. Это также касается и детей. Это необходимо для того, чтобы знать, как поступить в той или иной ситуации. Наиболее заметным в этой теме является школьное российское образование. Государство решило, что такой школьный предмет как право человека вовсе не обязателен для преподавания детям.

Стоит отметить, что дети в России по определённой статистике имеют крайне нестабильное положение. Это касается насилия, которому зачастую подвергаются дети дома. Большинство детей постоянно убегают из дома, а некоторые так и не возвращаются больше. Многие совершают необдуманные поступки и в итоге попадают на учет в комиссии по делам несовершеннолетних.

Чтобы вовремя избежать таких печальных последствий стоит вовремя получить всю необходимую информацию о правах ребенка, как детям, так и их родителям. Но это также должно распространяться на учителей в школах или работников детских садов и больниц.

Право должно также принимать во внимание детей близких к совершеннолетию. Это уже не дети, но и взрослыми их еще назвать нельзя. Поэтому их также стоит защищать и оберегать от различных нарушений или других взрослых. Подростки обязаны понимать, какими правами они обладают и что будет в случае из не исполнения.

В России всегда существовала огромная проблема по тому, как защитить и уберечь детей от всевозможных влияний. Так как с каждым годом увеличиваются показатели детской преступности, а также рост сирот, подростков убегающих из дома и других.

К теме о том какими правами обладают дети всегда было повышенное внимание от общества .В 1924 году на Лиге Наций приняли декламацию о правах детей. В те далекие времена права детей касались в основном детского рабства, детского труда и даже в отношении проституции и торговле детьми. Но уже в 1959 году была принята декларация прав несовершеннолетних, в которых обозначались законы о защите детей. Со временем и этого стало недостаточно для рамок современного сообщества. Была установлена новая декларация, в которой недостаточно было просто обозначить права ребенка, но и подкрепить это юридическим путем. Таким образом, появился документ конвенции по правам детей. В декларации от 1959 года было прописано только 10 коротеньких пунктов, а современная конвенция насчитывала уже около 54 положений касающихся прав и сосуществовании несовершеннолетнего в обществе.

14 декабря 1990 года была принята резолюция о главных принципах для предостережения преступности среди детей, в которой обозначалось следующее:

  1. Самые главные усилия для того, чтобы предотвратить преступность среди несовершеннолетних детей, должны исходить непосредственно от общества, в котором они находятся.
  2. Детская преступность - одна из самых главных проблем для любого общества. Для того, чтобы избежать по максимуму правонарушений со стороны несовершеннолетних, стоит больше уделять внимания детям и должным образом учувствовать в их воспитании и повседневной жизни.

2, 3, 4, 5, 6, 7, 9 класс. Права ребенка и их защита

Права ребенка

Права ребенка

Безусловно, кувшинку белоснежную, можно отнести к семейству Кувшинковых. Привычным местом обитанием для благоприятного роста и развития являются реки и озера, а также немало водные болота. При благоприятной среде может разрастаться по всех

Законы Ньютона — законы классической механики в количестве трёх штук, которые позволяют составить равенство системы, основанной на механике, при условии, что то, что действует на тела внутри системы, то есть сила, известна как величина.

Каждый из нас знаком с творчеством гениального австрийского композитора Вольфанга Амадея Моцарта. Но, наверняка всем нам интересно узнать, как - же он добился такого признания и славы? Будущий гений родился в семье придворного капельмейстера,


Дети — это будущее каждого государства. И от того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.

Основной целью работы является анализ соблюдения прав ребенка в современном обществе.

Бесправное рабское положение детей в процессе исторического развития, пренебрежительного отношения к ребенку было свойственно практически всем странам.

Анализ материалов о системах и методах воспитания детей в разных странах свидетельствуют о том, что дети всегда подвергались различным наказаниям, включая смертельную казнь и каторжные работы. К осознанию того, что ребенок обладает теми же правами, что и все люди, человечество пришло в конце XIX начале XX веков.

В Женеве в 1924 году Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка. Но только с образованием в 1945 г. ООН проблема защиты прав ребенка вышла на международный уровень. Впервые Генеральная ассамблея ООН провозгласила 1917 г. Международным годом ребенка. Этим она не только еще раз обратила внимание мирового сообщества на положение детей, но и заставила мир перейти к конкретным действиям по защите прав детей. Значительно международно-правовым документом стала Конвенция о правах ребенка. И 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно, приняла Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный Юридический механизм, обеспечивающий правовую защиту самой уязвимой части мирового сообщества — детей.

1. Ребенок обладает личными правами — такими как: право на жизнь, приобретение гражданства, право на свободное выражение своих взглядов и т. д.

2. Ребенку гарантируются социальные права — это права на защиту и помощь, на пользование благами социального обеспечения.

3. Ребенку гарантированы как политические, так и права на образование и культуру — это право на свободу мысли, религии, доступ к образованию и т. д.


Ребенку гарантируются социальные права

На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении (ст.20)

На пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья (ст.24)

На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчает егоактивное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении (ст.23)

На пользование, благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст.26)

На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

Ребенок обладает личными правами:

Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие [ст.6].

На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу [ст.7].

На сохранение своей индивидуальности [ст.8].

На поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними [ст.9–10].

На свободное выражение своих взглядов по всем по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) [ст.12].

На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на его честь и репутацию [ст.16].

На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов общения [ст.9, 33, 34, 35, 37].

На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет [ст.37].

На защиту от призыва на военную службу детей, не достигших возраста 15 лет, недопущение участия детей, не достигших 15 — летнего возраста, в прямых боевых действиях.

Современная жизнь часто ставит ребенка в чрезвычайные ситуации, когда он нуждается в особой защите. К таким чрезвычайным обстоятельствам Конвенция относит вооруженные конфликты, природные и экологические бедствия, все виды эксплуатации детей привлечение к уголовной ответственности, жестокое обращение и многое другое.

По данным государственной думы в России не соблюдается 13 основополагающих статей Конвенции по правам ребенка. Обратите внимание, что 18 из 37 млн. детей в настоящее время находится в зоне социального риска. Численность беспризорных детей в России от 2,5 млн. (по данным МВД), до 4 млн. (по данным независимых экспертов). Расчет число детей, занимающихся бродяжеством и попрошайничеством. Масштабы этой трагедии еще до конца не осознаны.

Серьезные нарушения прав ребенка имеются в области образования. Это чрезмерные учебные нагрузки, и авторитарные методы воспитания и управления со стороны многих педагогов, и низкое материально — техническое обеспечение учебного процесса, имеющего место необоснованные переводы детей в коррекционные классы, спецшколы и т. д.

Все чаще и чаще дети подвергаются не только насилию со стороны взрослого (это 25–30 т. Преступлений, по которым потерпевшими признаны дети до 13 лет, регистрируется свыше 80т. случаев сексуального насилия или развратных действий), но также дети становятся жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов.

Работая над данной темой в детском саду было проведено исследование по проблеме соблюдения взрослыми прав ребенка. В ходе беседы с дошкольниками старшей и подготовительной группы выяснилось:

50 % опрошенных — родители за различные проступки ругают детей.

23 % опрошенных — родители нарушают права ребенка — ругают и ставят в угол.

27 % опрошенных родителей — родители оказывают физическое насилие — бьют, шлепают.

Организация досуга детей тоже в основном проходит авторитарно.

Из 87 опрошенных:

- 47 % — это родители спрашивают мнения детей.

- 13 % — это родители, которые редко спрашивают мнения детей и редко организуют досуг.

- 40 % — родители ставят детей перед фактом куда пойдут.

На вопрос беседуют с вами родители о ваших правах, из 28 опрошенных подготовительной группы:

- 6 % — ответили положительно.

- 94 % — ответили, что родители не говорят о правах ничего.

На вопрос проводят ли беседы воспитатели о ваших правах:

- 68 % — ответили, что да проводят

- 32 % — ответили, что не проводят.

Из всего выше сказанного следует, что права ребенка часто нарушаются самими взрослыми, теми людьми, кто должен в первую очередь защищать и охранять эти права.

Детство — надежда и будущее человечества, ребенок — существо, которому еще только предстоит стать человеком.

Поэтому работу по ознакомлению детей со своими правами необходимо проводить еще с дошкольного возраста. В нашем детском саду разрабатывается система мероприятий — беседы, игры, занятия для дошкольников.

Уже в старшей группе воспитатели проводят с детьми беседы об их правах, обсуждают и рассматривают их. В других группах, детей в игровой форме, используя различные пособия и методики, знакомят детей с их правами.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, Россия, генеральная Ассамблея ООН, детский сад, мировое сообщество, мнение детей, подготовительная группа, приобретение гражданства, свободное выражение.

Похожие статьи

Международно-правовое закрепление статуса ребенка как.

ребенок, Украина, семья, защита, конвенция, отрасль защиты, материальное обеспечение, конвенция ООН, детский труд, генеральная Ассамблея ООН. Этапы формирования современной системы.

Значение Конвенции о правах ребёнка 1989 г. для механизма.

ребенок, Украина, семья, защита, конвенция, отрасль защиты, материальное обеспечение, конвенция ООН, детский труд, генеральная Ассамблея ООН.

Особенности правового регулирования статуса несовершеннолетних

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества.

Этапы формирования современной системы.

В 1948 г. Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившая, что все дети имеют право на особое попечение и помощь.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка.

Детский правозащитный университет | Статья в журнале.

Когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка? а) 20 ноября 1989года.

г) по совету друзей или взрослых людей. Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения.

Право на образование как одно из конституционных прав человека

Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (данная конституционная

Это право на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение мнений и убеждений, свободное.

Правовое воспитание детей как инновационная форма.

Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, жестокое обращение, детский сад, родитель, проблема защиты.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями.

Приобретение практического опыта. Возможность обмена опытом с другими родителями группы.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение.

Право ребенка на образование и защита прав учащихся.

Основным правозащитным документом прав детей, провозглашённым на международном уровне является на сегодняшний день Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи после одиннадцатилетних переговоров 20 ноября 1989 года и.

Не быть подчиненным никакому закону –

значит, быть лишенным самой спасительной

защиты, ибо законы должны нас защищать

не только от других, но и от себя самих.

История происхождения права очень интересна. Изначально первые сборники законов были божественного происхождения. Например, законы Хаммурапи были начертаны на базальтовом столбе для созерцания всеми. Этот столб был украшен изображением бога Солнца, вручающего Хаммурапи символы царской власти, что символизировало, что царь Вавилона получает право судить население своей страны по законам божьим, которые незыблемы. И каждый в государстве чтил и уважал закон! Впоследствии на территории одной местности стали проживать люди разных народностей, вероисповеданий, обычаев… Тогда начали появляться разные нормы, которые уже не принадлежали ни к одной конкретной религии. Тогда и начали развиваться правовые нормы, разные для определенных групп людей.

Разные страны, разные законы… Но в каждом государстве существует основной закон – Конституция. Все граждане, проживающие на территории данного государства, обязаны соблюдать установленные государством общеобязательные правила, нормы, к исполнению которых принуждает государство. Значит, можно не соблюдать, не принимать и не уважать законы другой страны, права ее граждан? Вот тогда и встал вопрос о соблюдении сначала общих прав человека, а впоследствии и прав ребенка! Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.

Для соблюдения прав ребенка в нашем государстве в 2009 году была введена должность уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. В данное время это Астахов Павел Алексеевич, который отвечает за улучшение положения детей в России, обеспечение соблюдения прав и свобод ребенка и восстановление нарушенных прав детей. В каждом субъекте Российской Федерации, в каждом учебном заведении действуют уполномоченные по правам ребенка, которые напрямую помогают решать вопросы детям и подросткам, которые попадают в трудную ситуацию.

Но и сам уважающий свои права ребенок и подросток должен осознавать, что он обязан не только отстаивать свои права, но и уважать права другого ребенка, подростка, взрослого, уметь отвечать за свои взгляды и поступки! Обязанности и ответственность также прописаны в законодательстве Российской Федерации. И как бы ни хотелось заявлять только о своих правах, нужно и важно думать об ОБЯЗАННОСТЯХ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ!

Но всегда ли соблюдаются права человека, а тем более ребенка? Нестабильные, тревожные события в современном мире, сейчас, к примеру, на Украине, в Сирии, ярко показывают, как нарушаются права человека, как враждующие стороны не смотрят на возраст и грубо нарушают права человека, раненого человека и тем более ребенка! Нарушаются самые неприкосновенные права: право на жизнь, право на образование, право на получение медицинского обслуживания… Кто на все это дал право? Кто позволил так нарушать закон?

Помогаем учителям и учащимся в обучении, создании и грамотном оформлении исследовательской работы и проекта.

Темы исследований

Оформление работы

Наш баннер

Сайт Обучонок содержит исследовательские работы и проекты учащихся, темы творческих проектов по предметам и правила их оформления, обучающие программы для детей.


Код баннера:

Исследовательские работы и проекты

Права подростка в современном обществе


В процессе работы над детской исследовательской работой по обществознанию на тему "Права подростка в современном обществе" автором была поставлена цель, повысить правовую культуру, законопослушное поведение и гражданскую ответственность подростков в школе, в связи с тем, что в современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест в международных отношениях.

Подробнее о работе:


В ученическом проекте по обществознанию "Права подростка в современном обществе" автором была исследована литература по данной теме, рассмотрены понятия "право", "правовой статус" "правовой статус подростка", дана характеристика основных законодательных документов, регламентирующих права и свободу подростков в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.

Готовая исследовательская работа по обществознанию на тему "Права подростка в современном обществе" содержит теоретические сведения о праве и правовом статусе подростка, содержит выдержки о правах подростков из основных законодательных документов, подробно изучает вопрос о правах ребенка в сфере образования. Автор проводит анкетирование среди одноклассников, по результатам которого определяет уровень их осведомленности в вопросе о правах подростка.

Оглавление

Введение
1. Право и правовой статус подростка.
2. Документы, отражающие права подростка.
3. Права ребенка в сфере образования.
4. Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7 -8 классов.
Заключение
Литература

Введение


Цель проекта: повышение правовой культуры, законопослушного поведения и гражданской ответственности подростков в школе.

Проблемный вопрос: какие права имеет подросток в нашей стране?

Краткое описание хода выполнения работы и полученных результатов:

  1. Формулирование проблемы
  2. Выявление гипотез решения выявленной проблемы
  3. Этап изучения права подростков в современном обществе,
  4. сбор информации;
  5. работа с полученной информацией (анализ данных полученных в результате исследования, формулировка выводов);
  6. защита проекта (презентация).

В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро.

Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях

Практическая значимость полученных результатов: материалы данной проекта могут использоваться в качестве пособия на классных часах при обсуждении данной темы, на уроках обществознания.

Актуальность исследования. В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании.

Конституция России провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием. Каждый человек, в какой бы стране он не жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности.

И у детей, и у взрослых есть человеческие права и разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей.

О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить дети. Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер…Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?

Мы – дети своих мам и пап, в школе мы – ученики; на улице мы – пешеходы; в театре – зрители; а еще все мы имеем права.

Мы живём в правовой стране. Право - это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности.

В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет.Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трёх лет, попадают в специальные интернаты, 348 тыс. семей состоят на учете в ОДН.

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых – помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.

В настоящее время достаточно актуален вопрос о соблюдении и защите прав ребенка, о построении в обществе правовых отношений. Все чаще попадают в поле зрение общественности факты нарушений прав детей в основных сферах их жизнедеятельности: образовании, медицинском и социальном обслуживании, воспитании в семье и специальных учреждениях.

В масштабах страны всё это приводит к росту преступности несовершеннолетних, детскому алкоголизму и наркомании, социальному сиротству и педагогической запущенности, безнадзорности, беспризорности и другим негативным явлениям, которые препятствуют успешной социализации.

Предмет исследования: права подростков в современном обществе

Методы исследования: анализ литературы и нормативно- правовых документов, обобщение и систематизация материала по данной теме.

Право и правовой статус подростка

Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.

Впервые подросток рассматривается не как объект правовой деятельности, за которого все решают взрослые, но и как субъект, имеющий собственные интересы и взгляды.

Многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта правопослушного поведения, правовой компетентности.

Мы можем сказать, что права человека – это способ разрешения неизбежно возникающих в обществе конфликтов, это те правила отношений, которые обязательны и для государства и для отдельной личности.

Документы, отражающие права подростка


Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.

Основными международными документами по защите прав ребенка являются:

  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Декларация прав ребёнка;
  • Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Права и обязанности ребенка отражены в следующих нормативных документах федерального уровня:

В течение 10 лет (с 1979г. по 1989г.) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Если будут соблюдаться все потребности и права ребенка, то мы получим счастливого, здорового, умного, образованного, талантливого гражданина.

В соответствии с этими принципами:

  1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
  2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
  3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
  4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
  5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
  6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
  7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
  8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
  9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
  10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
  11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
  12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм эксплуатации и совращения.
  13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
  14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
  15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Общество меняется и развивается, будет меняться и развиваться, а, следовательно, меняются и представления людей о своих правах.

Права ребенка в сфере образования


Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации.

Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования: на уважение своего человеческого достоинства; на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования; выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения; на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений; на перевод в другое образовательное учреждение; на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения.

Также следует отметить, что в образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на самообразование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.

Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7 -8 классов

Цель опроса - выявить степень осведомленности обучающихся об их правах и обязанностях, провести сравнительный анализ уровня правовой грамотности среди обучающихся 7 и 8 классов ; проверить знание ребятами документов , отражающих их права и обязанности,; исполнение ребятами своих обязанностей, соблюдение прав ребенка в данном учебном учреждении.

Итоги анкетирования

Для выяснения осведомленности моих сверстников о своих правах и обязанностях , нами была проведен анкета. в которых приняли обучающиеся 7-8 классов.(см. приложение)

84%ребят ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома , в семье. 76% в анкете заявили, что узнают о своих правах и обязанностях от родителей и учителей. Только 50 % респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка. На вопрос о соблюдении прав ребенка в школе 76% ребят ответили положительно, 24 % испытывали затруднение при ответе на данный вопрос

По результатам анкетирования родителей мы выяснили, что взрослые считают, что правовые знания нужны детям.

Заключение


Участники получили необходимые знания, умения, навыки в области прав и свобод человека, познакомились с правозащитными организациями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты прав и свобод человека). Данный проект дал возможность подросткам получить базовые знания в области правовой самозащиты.

Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, мы предлагаем выработать свой Кодекс класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для вашего класса:

  • Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
  • Быть лично ответственным за свои слова и поступки.
  • В классе должна существовать дружба между мальчиками и девочками .
  • В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.
  • Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
  • Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
  • Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.
  • Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее.
  • Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.
  • Следить за порядком и чистотой не только на своей парте, а в классе и школе.

Работа над проектом протекала интересно и увлекательно.

Тема эта достаточно актуальна и не нова, однако, я надеюсь, что своим проектом я помогу тем, кто только начинает углубляться в эту тему. Эта работа призвана помочь подросткам в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка

Читайте также: