Первые шаги в музыке доклад

Обновлено: 30.06.2024

знаний, но и формируется музыкальное мышление и уме ние работать.

Основным отличием работы с начинающими, является то, что педагогу приходится

встречаться с учениками, не имеющими никаких му зыкальных представлений.

музыкальные данные к числу их относятся: музыкальный слу х, память, ритм. Для

проверки музыкальных данных ребёнку предлагают обычно спеть одну или две знакомых

песни, дают отрывок известной ему мелодии и просят спеть , её от разных звуков или

берут отдельные звуки и просят спеть ребенка. Иногда фортепиано это инстру мент не

знакомый ученику и имея м у зыкальный слу х , он не может правильно воспроизвести

мелодию, а может воспроизвести лишь с голоса уч ителя. След у ет дать ученик у

прослушать мелодию ему знакому ю и предложить её спеть. А детям у же пробующим

подбирать, попросить подобрать мелодию от дру гих зв у ков. Так же поп росить ребёнка

найти на клавиатуре тот или иной звук, взятый заранее перед тем на фортепиано

педагогом. Для проверки ритма обратить внимание на ритмическу ю сторон у его

исполнения песни. Можно сы грать короткий му зыкальный отрывок яркий по

ритмическому рису нк у и попросить прохлопать его или просту чать карандашом. При

прослушивании песен нужно обращать внимание так же на передачу ребёнком характер а

Результатом такой проверки не могут служить основанием для их окончательного

определения, так как многое зависит от му зыкального опыта ребенка. Возможно, что ему

совсем не приходилось соприкасаться с му зыкой, многие смущаются, теряются при

опросе. Педагогу нужно узнать какая среда окружает его дома, прих одилось ли ему дома

На протяжении двух или трёх месяцев последующих занятий можно до конца

выявить степень одарённости ребёнка и его восприимчивости к му зыке. Часто

музыкальная школа является первой школой, порог которой пересту пает реб ёнок, а

педагог по музыке первый с которым он общается. Первое впечатле ние сохраняется на

всю жизнь. И эта встреча самый подходящий момент для нахождения ду шевной близости.

Маленький ребенок- это личность, он способен на свое, собственное мышление, у него свои взгляды ,свое мироощущение. Музыкальная деятельность обогащает воображение ,эстетический вкус, воспитывает трудолюбие и формирует общую культуру ребенка.

Прежде всего, принимаясь за работу с маленькими детьми, нужно знать особенности психологии и темперамента детей дошкольного и раннешкольного возраста и обязательно учитывать их в работе. Чем младше ребенок, тем ярче проявляются его индивидуальные особенности . Требования взрослого для одного могут быть посильными, а для другого- нет . А непосильные требования ведут к упрямству, к конфликту. Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте, когда нервная система в стадии становления. Давайте коротко познакомимся с признаками, характерными для детей разных темпераментов.

Сангвиник .Такой ребенок очень подвижен. Быстро переключается с одного задания на другое. Он может быть рассеянным, несерьезным, но он приятен в общении , выдумщик ,фантазер. Удерживать внимание ребенок- сангвиник, может научиться с помощью взрослого ,отдающего ему много времени в совместных занятиях.

Меланхолик. В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Он рассудителен, но с трудом переключается на другой вид деятельности .Педагог должен знать, что грубое обращение неприемлемо для ребенка – меланхолика.

Холерик. Настойчив, решителен. С трудом идет на компромисс. В обращение с ребенком – холериком необходимо много терпения и спокойствия, нельзя стыдить перед другими.

Флегматик. Медлительный, спокойный. Схватывает и запоминает медленно, но надежно. Рекомендуются занятия музыкой, рисованием, лепкой. Надо постоянно заинтересовывать ребенка, прививать привычку быть деятельным и активным.

Познакомимся с некоторыми особенностями психологии детей :

1 Дети этого возраста не способны надолго сосредотачиваться на какой- либо одной проблеме. Поэтому содержание урока должно быть разнообразным и красочным.

2 Огромная восприимчивость к чувственным впечатлениям.

3 Ребенок легко воспринимает новое ,но также быстро забывают выученное на уроке . Поэтому надо взять себе за правило постоянно возвращаться к пройденному заданию ,даже если ученик перед этим хорошо его усвоил.

4 Иной темп мышления у детей. Ребенок думает медленнее. Поэтому всякое принуждение к спешке, к быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям.

Среди множества первостепенных задач образовательно – воспитательного процесса наиглавнейшими являются :

· Обучающие (приобретение определенных знаний и умений , овладение техникой игры на фортепиано)

· Развивающие (приобщение к лучшим образцам русской и классической музыки ,умения слушать ,анализировать и понимать музыку ,развитие творческих способностей)

Воспитательные (формирование таких качеств, как добросовестность, настойчивость ,воспитание уважительного отношения друг к другу и к старшим ,формирование общественно – активной личности ,стремящейся нести музыкальную культуру окружающим и т.д)

Часто мы на уроке импровизируем, это требует от нас эмоциональной гибкости ,а главное интуиции. Каждый новый ученик – индивидуальность и естественно , что приходится искать новые методы работы.

Ни в коем случае нельзя диктовать ,навязывать свою точку зрения. Это полностью подавляет его инициативу. Возможны только благожелательные советы, творческий союз .Не надо упрекать ребенка в непонятливости, нерасторопности и любых других недостатках. Лучше пользоваться для воспитания его положительными сторонами ,стараться их развивать и поощрять.

В становлении личности маленького музыканта большую роль играют родители. Родители вникающие в процесс занятий , становятся главными помощниками не только своему ребенку, но и педагогу. Присутствуя на уроках ,родители в полной мере могут помочь ребенку и дома. Домашнее повторение – эффективный способ закрепления и накопления багажа.

Музыкальное обучение ребенка, первые шаги

В процессе исполнения музыкальных примеров задаю ребенку вопросы:

- Как звучит тот или иной фрагмент (форте или пиано)?

- Какая эта музыка по настроению (грустная или веселая,задумчивая или задорная)?

- Какая эта музыка: быстрая или медленная?

- О чем эта музыка, что ты себе представляешь?

Продолжая знакомство с инструментом, знакомимся с регистрами. Изучаем три регистра: нижний, средний, верхний. Для более образного и быстрого запоминания исполняем:

· В среднем любые знакомые детские песенки (можно из любимых мультфильмов)

В связи с этим уже при первых попытках извлечь звук ребенка надо научить ,чтобы он следил за гибкостью руки и после нажатия клавиши прислушивался к звучанию струны. Можно сказать , что у детей которых с первых уроков приучили следить слухом за высотой и качеством звука, не возникает в дальнейшем особых проблем с двигательным аппаратом.

Для максимального разнообразия урока пригодны разные слуховые и ритмические упражнения, носящие специфически развлекательный характер. Например,загадки:

1) Более высокие (тонкие ) и более низкие (толстые ) звуки

2) Один звук или два звука

3) Более сильные (громкие) звуки или более слабые (тихие) звуки

5) Отгадывание настроения ,характера (колыбельная, танец, марш и т.д)

7) Игра в жмурки (отгадывание сыгранного звука)

Составной частью урока являются и ритмические упражнения. Мы должны обратить внимание ребенка на существование более длинных и более коротких звуков в песенках. Учитель играет ,ребенок хлопает и сам определяет ,в каких местах мелодия делает остановки.

С детьми, не имеющими предварительной подготовки ,рекомендуется позаниматься танцевальной импровизацией, используя классическую и джазовую музыку. Хорошо , если ребенок потанцует 5 минут перед началом и после домашних занятий за фортепиано (можно устраивать танцевальные минутки и во время занятий . как дома , так и на уроке. В таком легком и приятном времяпровождении ребенок укрепит мышцы, освободится от зажатости, разовьет ритмическое чувство и пластику движений. В домашнюю гимнастику надо включить упражнения для плечевого пояса, туловища.

Теперь приведем несколько общеизвестных упражнений на постановку руки:

3 То же , но рука падает на подушечки пальцев

4То же . но рука падает на 3 палец ,сначала на колени, потом на крышку инструмента , затем на клавишу. Упражнение выполняется поочередно всеми пальцами

Затем можно приступить к более сложным упражнениям, развивающим координацию движений, цепкость и свободу рук, глубину взятия звука, глубокое легато .

Описание одного из возможных путей обучения детей игре на фортепиано.

На первых уроках обращаем внимание на посадку ученика. Сидеть надо свободно и в то же время стройно и удобно для себя с тем, чтобы можно было легко использовать при игре плечевой пояс и верхнюю часть корпуса. Нельзя допускать напряженности в плечах и спине. Высота стула и расстояние от инструмента для каждого учащегося определяется исходным положением предплечья, локтя и плеча: предплечье и локоть при поставленных на клавиши пальцах должны быть чуть выше уровня клавиатуры. Плечо опущено вниз, локоть не прижат к корпусу, не вытянут вперед , не отведен назад. Необходимо следить .чтобы ребенок не сидел слишком близко или слишком далеко от инструмента . При необходимости надо ставить подставку под ноги.

Проработав основательно материал донотного периода ,переходим к объяснению записи нот.В качестве подготовительных упражнений можно порекомендовать упражнения на графическое изображение движения мелодии (вверх, вниз). Ученику надо рассказать, для чего нужна запись, что собой представляет нотоносец и т.д. Объяснить принцип нотной записи, показав сначала расположение нот на линейках и сопоставить его с клавиатурой.

Басовый ключ лучше вводить позже, когда будет хорошо усвоен скрипичный. Объясняя басовый ключ, в качестве отправного лучше брать соль большой октавы. Схема объяснений при этом остается прежней.

После ознакомления с нотной грамотой, длительностями. Размерами следует вводить не только разбор, но и разучивание песенок по нотам. Когда песенки будут выучены, педагог может присоединить к ним простейшее гармонической сопровождение. Приступать к игре по нотам можно приступать только после того, как ученик хорошо усвоит нотную запись и при игре ему будет все известно и понятно.

: "Поистине неоценима в формировании человеческой личности роль музыки. Обладая способностью затронуть самые сокровенные струны души, пробудить в человеке светлые, благородные порывы, охватить единым настроением массы, музыка по праву считается одним из самых высших проявлений человеческой культуры. Но так же, как неграмотный человек с низкой культурой не может понять всю красоту поэзии, человек с односторонним развитием не может разобраться в музыке: Искусство обогащает человека, двигает его вперёд, но оно в то же самое время требует неустанного духовного совершенствования.
(А.Б. Гольденвейзер)

Эти слова как нельзя лучше отвечают не только на вопрос, следует ли учить ребёнка музыке в современном "компьютерном" мире, да если у него нет "данных" (музыкальной памяти, слуха, ритма), но и на вопрос, как надо учить. Учить, открывая всё богатство мира, формируя отношение к нему, развивая эмоциональную жизнь ребёнка.

Знает ли кто-нибудь ребёнка, который с первых лет своей жизни не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался сам "напевать", "дудеть", отбивать ритм рукой или ритмически топать? Не пробовал бы освоить музыкальную игрушку, барабан, дудочку, металлофон и др.? Не слушал бы музыку с сознательным желанием или случайно? Мир звуков окружает ребёнка буквально с момента его рождения.

В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей, и педагогам не следует проходить мимо благодарной задачи: помочь ребёнку сделать верные, нужные шаги к тому, чтобы музыка стала богатейшим достоянием его жизни с самых ранних лет.

Вероятно, не нужно доказывать никому, как это хорошо - приобщать ребёнка к музыке. Многие родители, едва их ребёнок подойдёт к 5-6 годам, начинают задумываться о музыкальных занятиях. Учить своих детей музыке хотят многие. Но сколько потом бывает разочарований! А намаявшись с "Нерадивым" (неусидчивым, ленивым и т.п.) ребёнком, родители делают вывод: "Неспособный к музыке!". И на том дело кончается. У ребёнка же надолго, если не навсегда, остаётся отношение к музыке, как к чему - то трудному, недоступному или скучному, неинтересному.

К сожалению, беда многих педагогов - музыкантов в том, что не удаётся найти подходящего ключика к прекрасной музыкальной шкатулке, которая есть в сердце любого ребёнка. Любого, а не только одарённого, с музыкальным талантом. Найти этот ключик необходимо.

Воспитание чувств - одна из важнейших задач гармоничного развития личности. И сточки зрения этой общей задачи главным на первом этапе может быть и не музыка сама по себе, а музыка как замечательное воспитательное средство. Постигая мир музыкальных звуков, ребёнок учится слышать и слушать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучается к целенаправленной работе, занимается элементарной творческой деятельностью. Успех воспитания зависит от того, насколько интересны для ребёнка такие занятия.

Уроки подготовительного класса специальности: "Музыкальное исполнительство" будут связаны с определённым инструментом: скрипкой, фортепиано, флейтой, баяном и др.

Естественная деятельность дошкольника - игры, а на наших занятиях это игры с целью музыкального развития, а для кого-то более глубокого освоения инструмента. Основным содержанием уроков в начальный период будет работа с музыкальными звуками. Важно с первого урока вызвать у детей не только интерес к созданию звука на инструменте, но и желание "выразить" звуками что-то определённое, а не механически работать пальцами на нём. Как этого добиться? У вас на занятиях не раз появится необходимость прибегать к конкретным образам, игрушкам, картинкам и т.п., которые призваны пробудить фантазию, воображение ребёнка. Дети могут достаточно хорошо представить себе разницу между падающей снежинкой и каплей дождя, движением птичьей лапки и лапы медведя. Решая такую задачу с конкретным, постоянным образом, ребёнок сразу же будет самостоятельно действовать - искать по внутреннему представлению нужный звук на музыкальном инструменте, т.е. он по образу будет находить выразительное средство и нужные для него движения руками и пальчиками.

Итак, ребёнок сделал первые шаги в мир звуков и музыкальных инструментов. Что дадут ему эти знания? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит остановиться на другом, который волнует многих родителей. Вопрос этот о музыкальных способностях ребёнка. Предположим, родители замечают, как их дети далеко не всегда могут верно пропеть услышанную мелодию, а любимые песенки поют неточно. Исходя из этого, они делают поспешные выводы, что у ребёнка нет слуха, он не имеет музыкальных способностей. Возникают сомнения, стоит ли заниматься их малышу музыкой? Поэтому, воспитание детей следует начинать с воспитания родителей. Сделать их своими союзниками - вот главная задача.

У родителей нередко есть желание, как можно раньше определить музыкально-профессиональные возможности ребёнка. Однако следует заметить, что сделать это на первых уроках по освоению инструмента очень трудно и не очень нужно. Поспешность и стремление к ранней "специализации", просто опасны и могут дать обратный эффект, оттолкнуть ребёнка от музыки. Но нужно особенно подчеркнуть: музыка может быть доступна всем, и само музыкальное развитие ребёнка в дошкольный период гораздо важнее, чем быстрота в овладении техникой игры на инструменте.

Педагогу же, в его нелёгком труде необходимо руководствоваться таким принципом как: :"Отдача без сдачи - вот полнота отдачи" - М.Цветаева.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Преподавателя Ю.В. Деевой

Содержание

Глава 1. Доинструментальный период ׃ ………………………………… 4

1.1. Первая встреча с учеником…………………………………. ……5

1.2. Планирование и организация первых уроков……………………..6

1.3. Освоение ритмической графики………………………………. 8

1.4. Посадка и постановка……………………………………………. 9

Глава 2. Инструментальный период ׃ …………… ……………………… .13

2.1. Игра на открытых струнах………………………………………….14

2.2. Первые упражнения для левой руки……………………………… 17

2.3. Первые упражнения на совместную игру правой и левой руки. 21

2.4. Знакомство с гаммой………………………………………………. 21

2.5. Переход в первую позицию………………………………………. 22

2.7. Дальнейшее развитие большого пальца. Педаль…………………..24

3.1. Подбор по слуху.Транспонирование…………………………………. 25

3.3. Репертуар на начальном этапе обучения………………………………26

Список используемой литературы………………………………………. 28

Введение

Художественное воспитание ребенка справедливо считается ответственным и сложным делом, требующим специальных данных и соответствующих знаний. Ведь именно первые впечатления от соприкосновения с искусством оказывают часто если не решающее, то, во всяком случае, очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие ученика. Умелое и последовательное руководство первыми шагами ученика в музыкальный мир дает хорошие результаты.

Азы музыкального мастерства необходимо закладывать и воспитывать у детей с первых шагов знакомства с инструментом, ведь ошибки начального обучения приходится исправлять всю жизнь.

Поэтому работа педагога с учеником должна быть продуманной и методически выстроенной системой последовательного освоения умений и навыков профессионального владения инструментом. Цель данной работы показать последовательные шаги на начальном этапе развития и обучения ученика, начиная от первого знакомства с инструментом, освоения посадки, постановки инструмента, положения рук на инструменте и приобретения первых навыков профессиональной игры, в сочетании с развитием творческого и образного мышления, эмоционального восприятия. Так как педагог должен не только прививать профессиональные навыки, но и пробуждать у ученика любовь к музыке, своему инструменту, развивать способности эмоционально воспринимать и понимать музыкальный язык. Образное восприятие, активная работа воображения – отличительная особенность детского мышления. Поэтому нужно с самого начала обращать внимание на то, чтобы материал был художественным, доступным и интересным для ребенка. Начало занятий по изучению игры на гитаре, как и начало обучения на любом другом музыкальном инструменте, должно заложить прочный фундамент, прежде всего музыкальному развитию. Работа рассчитана на применение в течение первых 2-3х месяцев в подготовительном или 1 классах обучения в музыкальной школе. В данной работе обобщены методические работы нескольких авторов : Замятиной, Шуваловой, Гитмана, Кузина, Дункана и синтезированы в стройную систему, основанную на последних рекомендациях и достижениях педагогической методики.

А в этом году к нам впервые приезжал Калининградский симфонический оркестр! Правда неполный состав, было по одному представителю каждого инструмента. Но и этого было достаточно. Когда мои малыши зашли в музыкальный зал, то увидели перед собой 15 взрослых, которые держали в руках настоящие музыкальные инструменты. Восторгу малышей не было предела. А когда дирижер оркестра, заслуженный деятель искусств России, Аркадий Фельдман стал показывать и рассказывать про каждый инструмент и тут же музыканты демонстрировали, как этот инструмент играет, какие звуки издает, то тут эмоции начали захлестывать детей. Они дружно аплодировали каждому музыканту. Особенно понравились гобой, контрабас и труба.







Оркестр сыграл несколько произведений П. И. Чайковского, А. Вивальди, В. А. Моцарта.




Мы сформулировали цель проекта, продумали задачи, план совместной работы, распределили обязанности, обговорили сроки нашего проекта. И работа закипела. Каждый день в группе появлялись новые, незнакомые детям инструменты. Настоящая шестиструнная гитара, небольшая гармонь, игрушечная электрогитара, балалайка. Дети с удовольствием играли на них. Было видно, что происходящее им интересно и доставляет удовольствие.










Наша медиатека пополнилась видеороликами и аудиозаписями классической музыки. Наши дети познакомились с различными музыкальными инструментами, стали узнавать их звучание, разучили про них стихи. В конце проекта была успешно проведена музыкальная гостиная, на которую были приглашены родители дошкольников.

Читайте также: