Подготовка концертмейстера к концертному выступлению доклад

Обновлено: 25.06.2024

Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.

Рабочий процесс делится на 4 этапа:

1) – работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения. Профессионализм концертмейстера во многом зависит от его способностей, включающих навыки визуального прочтения партитуры, а также умения зрительно определять её особенности (внутренний слух). Музыкальность выступает как сложная интегральная система, куда входят: музыкальный слух музыкальная память, эмоционально-волевые качества исполнителя, музыкальное мышление и воображение, чувство ритма и прочее;

2) – индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая: разучивание фортепианной партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приёмов, правильное исполнение мелизмов, выразительность динамики и т.п.

3) – работа с солистом – предполагает безупречное владение фортепианной партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, знание партии партнёра. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени;

4) – рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкального исполнительского образа.

Результатом всего длительного и непростого процесса подготовки является публичное сценическое выступление.

Проводя занятие в классе, концертмейстер не только готовит певца к будущему выступлению, но и сам тщательно работает над своей партией, ибо в момент выступления на эстраде (или экзамене) он является творческим партнёром солиста. В период подготовки произведения к концертному выступлению певец и пианист совместно проходят целый ряд стадий: неоднократное повторение целого и деталей, остановки в наиболее сложных эпизодах, апробирование различных темпов, анализ характера произведения, координация динамики.

Ещё более сложные задачи встают перед слухом концертмейстера тогда, когда ему приходится работать над разучиванием вокального ансамбля. Хорошее знание партий каждого голоса, создание ясного слухового представления общего звучания всех голосов требуют от пианиста тщательной тренировки и укрепления внутренних слуховых представлений.

В работе с певцом на концертмейстере лежит обязанность не только установления ансамбля, но и помощи певцу в изучении им своей партии, в достижении точной интонации, в правильном формировании фразы, в наиболее выразительной передаче слов текста через интонации композитора. Творческое осмысление концертмейстером авторского текста, всестороннее проникновение в образную сущность музыки и слова воспитывает исполнительскую индивидуальность певца, формирует его художественный вкус.

Есть ещё одна область в исполнительстве концертмейстера, требующая внимания. Речь идёт о мелодическом движении басового голоса. Вследствие своего низкого регистрового положения он обычно скрыт от сознательного восприятия (а часто также и исполнителя). Но, в то же время, качество звучности басового голоса, ясность его мелодического движения предопределяет характер и качество общего звучания.

Творческое участие концертмейстера особенно ярко проявляется в местах, в которых партия рояля выступает самостоятельно, - в основном во вступлениях и заключениях произведения, а также в связующих частях внутри произведения. Здесь концертмейстер наравне с солистом участвует в развитии и творческом прочтении-толковании музыкального содержания произведения.




Основной художественной целью аккомпанирования является достижение общего ансамбля. Хороший ансамбль обусловливается единством художественных намерений обоих партнёров – солиста и пианиста – и одновременно пониманием каждым из них своих функций в воплощении содержания произведения.

Настоящий ансамбль предполагает неделимость пары: солист, концертмейстер. Именно единое восприятие интерпретаторами всей музыкальной ткани исполняемого произведения, такое ощущение партнера, как продолжение самого себя, потребность в слиянии совместных намерений и усилий – является настоящим творческим содружеством артистов.

Следует отметить, что качество ансамбля во многом зависит от качества человеческого взаимодействия между исполнителями; между певцом и пианистом обязательно должны устанавливаться глубокие психологические и музыкантские связи – контакты. Только в таком случае возможно ансамблевое взаимодействие, способствующее успешности выступлений на сцене.

Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.

Рабочий процесс делится на 4 этапа:

1) – работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения. Профессионализм концертмейстера во многом зависит от его способностей, включающих навыки визуального прочтения партитуры, а также умения зрительно определять её особенности (внутренний слух). Музыкальность выступает как сложная интегральная система, куда входят: музыкальный слух музыкальная память, эмоционально-волевые качества исполнителя, музыкальное мышление и воображение, чувство ритма и прочее;

2) – индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая: разучивание фортепианной партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приёмов, правильное исполнение мелизмов, выразительность динамики и т.п.

3) – работа с солистом – предполагает безупречное владение фортепианной партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, знание партии партнёра. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени;

4) – рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкального исполнительского образа.

Результатом всего длительного и непростого процесса подготовки является публичное сценическое выступление.

Проводя занятие в классе, концертмейстер не только готовит певца к будущему выступлению, но и сам тщательно работает над своей партией, ибо в момент выступления на эстраде (или экзамене) он является творческим партнёром солиста. В период подготовки произведения к концертному выступлению певец и пианист совместно проходят целый ряд стадий: неоднократное повторение целого и деталей, остановки в наиболее сложных эпизодах, апробирование различных темпов, анализ характера произведения, координация динамики.

Ещё более сложные задачи встают перед слухом концертмейстера тогда, когда ему приходится работать над разучиванием вокального ансамбля. Хорошее знание партий каждого голоса, создание ясного слухового представления общего звучания всех голосов требуют от пианиста тщательной тренировки и укрепления внутренних слуховых представлений.

В работе с певцом на концертмейстере лежит обязанность не только установления ансамбля, но и помощи певцу в изучении им своей партии, в достижении точной интонации, в правильном формировании фразы, в наиболее выразительной передаче слов текста через интонации композитора. Творческое осмысление концертмейстером авторского текста, всестороннее проникновение в образную сущность музыки и слова воспитывает исполнительскую индивидуальность певца, формирует его художественный вкус.

Есть ещё одна область в исполнительстве концертмейстера, требующая внимания. Речь идёт о мелодическом движении басового голоса. Вследствие своего низкого регистрового положения он обычно скрыт от сознательного восприятия (а часто также и исполнителя). Но, в то же время, качество звучности басового голоса, ясность его мелодического движения предопределяет характер и качество общего звучания.

Творческое участие концертмейстера особенно ярко проявляется в местах, в которых партия рояля выступает самостоятельно, - в основном во вступлениях и заключениях произведения, а также в связующих частях внутри произведения. Здесь концертмейстер наравне с солистом участвует в развитии и творческом прочтении-толковании музыкального содержания произведения.

Основной художественной целью аккомпанирования является достижение общего ансамбля. Хороший ансамбль обусловливается единством художественных намерений обоих партнёров – солиста и пианиста – и одновременно пониманием каждым из них своих функций в воплощении содержания произведения.

Настоящий ансамбль предполагает неделимость пары: солист, концертмейстер. Именно единое восприятие интерпретаторами всей музыкальной ткани исполняемого произведения, такое ощущение партнера, как продолжение самого себя, потребность в слиянии совместных намерений и усилий – является настоящим творческим содружеством артистов.

Следует отметить, что качество ансамбля во многом зависит от качества человеческого взаимодействия между исполнителями; между певцом и пианистом обязательно должны устанавливаться глубокие психологические и музыкантские связи – контакты. Только в таком случае возможно ансамблевое взаимодействие, способствующее успешности выступлений на сцене.

Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.
Успех концертмейстера будет полноценным только после тщательно отработанной и отшлифованной партии фортепиано. Основной целью всей проделанной работы является создание единого музыкально - художественного образа.
Именно этот этап определяет настрой концертмейстера на концертное выступление
Чтобы концерт прошел успешно, исполнителям нужен определенный настрой и артистизм. Необходимо мобилизовать все силы. умение держать себя на сцене.

Оценить 523 0

Подготовка концертмейстера к концертному выступлению

Творческая деятельность концертмейстера включает две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.

Рабочий процесс делится на четыре этапа.

Первый этап - работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения. Профессионализм концертмейстера во многом зависит от его способностей, включающих навыки визуального прочтения партитуры, а также умения зрительно определять ее особенности (внутренний слух). Музыкальность выступает как сложная интегральная система, куда входят: музыкальный слух, музыкальная память, эмоционально-волевые качества исполнителя, музыкальное мышление и воображение, чувство ритма и пр.

Второй этап - индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая в себя: разучивание фортепианной партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приемов, правильное исполнение мелизмов, соблюдение "люфтов", подбор удобной аппликатуры, умение пользоваться педалью, "держание" темпа (не исключая агогики), выразительность динамики, точную фразировку, профессиональное туше.

Огромное значение имеет владение основами фортепианной культуры. Успех аккомпаниатора будет полноценным только после тщательно отработанной и откорректированной партии фортепиано.

Третий этап - работа с солистом - предполагает безупречное владение фортепианной партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии партнера, "отход" концертмейстера на второй план по отношению к вокалисту (к инструменталисту это не относится, так как они находятся почти на равном положении). Занятия с вокалистами, хором и инструменталистами содержат одинаковые компоненты, что и в работе с солистом, но осложняются количеством партнеров.

Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать партнера при совместном музицировании. Главным образом это зависит от контакта партнеров, от интуитивного фактора. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени.

Четвертый этап - рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкального исполнительского образа.

Между тем следует подчеркнуть, что с самого раннего возраста ученику следует прививать чувство ответственности перед слушателем и перед собой. Ему необходимо привыкнуть к мысли о том, что качество исполнения зависит лишь от него и что любовь к публике с его стороны даст положительную ответную реакцию.

Подход к подготовке публичного выступления глубоко индивидуален. Опыт музыкантов-исполнителей свидетельствует о различии ее форм, это может быть:

полная готовность всех музыкальных произведений, включенных в концерт за 5 - 7 дней;

"отлёживание" вещей, включенных в выступление перед публикой за несколько дней;

занятия в день концерта по 5 - 6 часов, включающие музыкальные произведения, исполняемые на эстраде;

репетиция в день концерта по 1 - 2 часа, включающая в программу не только концертные произведения;

проигрывание в день выступления отдельных частей музыкальных произведений, исполняющихся в концерте;

обыгрывание в день концерта всех сочинений, входящих в программу, целиком;

проигрывание в день публичного показа музыкальных произведений, не исполняющихся на эстраде.

Наряду с различиями существуют и общие закономерности:

планирование работы над наиболее трудными музыкальными произведениями заранее, во избежание плохих результатов и срывов, приводящих к появлению страха перед публикой;

постоянное внимание, необходимое при выступлении на эстраде;

проигрывание музыкальных произведений или программы целиком с ощущением взаимосвязи между сочинениями;

чувство уверенности в достаточной подготовке к концерту;

разумное распределение своих сил перед выступлением, благоприятный психологический и физический настрой музыканта.

Концертное исполнение - итог и кульминационный момент всей проделанной работы концертмейстера над музыкальным произведением. Его главная цель - совместно с солистом раскрыть музыкально-художественный замысел произведения при высочайшей культуре исполнения сочинения. Для того, чтобы концерт прошел успешно, обязательными условиями становятся артистизм и интуитивная установка исполнителей. При этом концертмейстеру необходимо: мобилизовать духовные и физические силы, иметь соответствующий внутренний настрой, уметь держаться на сцене, любить и проявлять интерес к исполнительской деятельности, обогащать собственный фортепианный репертуар, включающий старинную музыку и произведения современных композиторов, разбираться в музыке разных эпох и стилей, пропагандировать свое искусство.

Концерт является одной из форм исполнительской практики. Важным фактором успешной концертной деятельности является умение создать контакт с аудиторией. Этому в немалой степени способствуют профессиональные качества концертмейстера. При положительной реакции со стороны публики аккомпаниатор сможет беспрепятственно осуществить свои художественные замыслы, а это в свою очередь даст возможность вокалисту или инструменталисту достигнуть нужной цели.

Нередко камнем преткновения для уже сформировавшихся музыкантов-исполнителей является волнение на эстраде. Оно может либо способствовать более яркому исполнению, либо отрицательно сказаться на выступлении. Волнение проявляется у каждого по-разному: одни начинают играть в искусственно преувеличенных тонах, другие более зажато и сухо, третьи запинаются, останавливаются, пропускают целые "куски", "мажут" пассажи. Конечно, факт отрицательного влияния волнения встречается в практике куда чаще, чем положительного. Поэтому очень важно воспитывать в сознании учащихся чувство огромной радости и одухотворенности от общения с публикой. Лишь тогда можно говорить о настоящей удовлетворенности от концертного исполнения.

Методический доклад на тему: «Роль концертмейстера в подготовке ученика

Концертмейстер: Козулина Кристина Алексеевна

В детской школе искусств концертмейстер – это пианист, помогающий

исполнителям разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах1. Как

правило, концертмейстер исполняет аккомпанирующую партию в

произведениях, написанных для солирующего инструмента с

сопровождением фортепиано. Его работа предполагает глубокое понимание

специфики исполнения на солирующем инструменте, умение контролировать

качество исполнения, понять причины возникновения недостатков в

исполнении и подсказать при необходимости правильный путь к их

1. Психологическая сторона.

Функции концертмейстера носят во многом педагогический характер,

так как участие в подборе педагогом программы, совместное разучивание

музыкального произведения способствуют развитию индивидуальности и

музыкальности солиста. Педагогическая сторона деятельности пианиста

требует использования собственного концертмейстерского опыта

(выразительное исполнение, которое способствует восприятию формы,

метроритма, лада и других средств художественной выразительности), ряда

специальных умений и навыков в области смежных исполнительских

дисциплин, знаний в сфере психологии и педагогики. Концертмейстер

должен обладать чувством профессионального долга, ответственности за

художественный результат, культурой общения, проявлять педагогический

такт, терпение, оптимизм в решении поставленных задач. Концертмейстер

обязан ознакомиться с историей создания сочинения, с жанровой и

Необходимо хорошо знать партию партнера (особенности развития мелодии,

ритма, фактурного изложения, динамики развития и пр.), так как

фортепианная партия и партия солиста представляют собой единое целое.

Отсутствие творческой инициативы не вызывает вдохновения у партнера по

взаимодействии. Опытный концертмейстер, как и чуткий педагог, помогает

выступающему устранить эмоциональное напряжение, предконцертное

волнение и достигнуть ощущение комфортности сценического выступления.

Он создает необходимое эмоциональное состояние, увлекает солиста и

помогает ему осмыслить содержание произведения, подводит к

предчувствованию кульминации, концентрирует внимание на

художественной стороне исполнения, избавляет от излишнего волнения.

2. Условия успешного выступления ученика на сцене

Концертное выступление на сцене – очень ответственный момент не

только для начинающего исполнителя, но и для артиста, имеющего за

плечами немалый жизненный и исполнительский опыт. Как может

силах, переживанием за успешность выступления?

Успешность публичного выступления ученика зависит не только от

качества его работы над произведениями, но и от его психологической

подготовки к общению со слушателями. Ведь как часто приходится педагогу

испытывать чувство мучительной неудовлетворенности и разочарования,

когда достаточно хорошо подготовленный к концертному произведению

ученик со срывами, забыв о художественном образе, музыкальности,

отчаянно пытается побороть свой страх, нервозность, исполняет

произведения на сцене, забыв задуманное и наработанное за долгое время

подготовки. Сценическое волнение, перерождающееся в панику, испытывают

многие ученики. В такой момент игра лишается управления, память

подводит, движения зажимаются, ученик путается, и даже хорошо выученное

произведение исполняется им не лучшим образом. Удовольствия от такой

игры нет, а результат – жестокая психологическая травма, вплоть до

нежелания заниматься музыкой дальше. Концертмейстер может помочь

дает достаточную установку на успех, часто выражает сомнения в

доученности исполняемой программы, подбирает завышенный по сложности

в техническом и художественном плане репертуар. Играют роль и личные

особенности педагога и родителей. Важна и надежность концертмейстера,

уверенность в нем ученика, слаженность и выраженность ансамбля с ним.

Чем выше удовлетворенность ученика своим обучением музыке, тем сильнее

его возможность реализовать себя в музыкально-исполнительской

деятельности и, соответственно, тем ниже будет его тревожность. Напротив,

страх перед наказанием, заниженная самооценка, раздражительность

педагога и концертмейстера, создают подъем личной тревожности ребенка.

Умение тонко чувствовать настроение ученика в трудный момент, поддержать

его при подготовке к концерту и непосредственно перед ним, помогают

снизить волнение и тревожность ученика. Таким образом, улучшение

качества исполнения на концертном или конкурсном выступлении возможно

лишь в едином комплексе: ученик –родитель –преподаватель -

концертмейстер. Порой недостаточный контроль со стороны родителей или

попросту их безразличное отношение к музыкальным занятиям подростка,

также создают моменты тревожности. Пробудить у ученика подлинный

интерес к музыке, повысить эффективность занятий возможно только если и

дома, и на уроке царит дух любви и взаимного уважения уважение.

Одной из распространенных причин волнения является страх перед

неудачей. Ребенок беззащитен на сцене, и даже невинное на первый взгляд

замечание о возможном провале может повлиять на успех. Опытный

концертмейстер может снять неконтролируемое волнение и нервное

напряжение солиста, как перед выступлением, так и во время самого

выступления. Лучшее средство для этого - сама музыка: особо выразительная

Дата публикации: 10.08.2015

В период обучения в детской музыкальной школе, обучающийся должен привыкать к тому, что выступление – это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой, перед своим педагогом, концертмейстером, что вместе с тем это – праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение. Несмотря на весь процесс воспитания, который проходит под сильнейшим контролем педагога, концертное выступление в большей степени зависит от индивидуальных способностей музыканта. Поведение на эстраде, самочувствие во время выступления, реакция на отношение аудитории – все это выявляется у каждого исполнителя по-своему.

В обязанности пианиста-концертмейстера вокального класса, помимо аккомпанирования в классах и на концертах, входит помощь обучающимся в подготовке к выступлению. В этом плане функции концертмейстера носят в значительной мере педагогический характер. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо фортепианной подготовки и концертмейстерского опыта, ряда специфических знаний и навыков, и в первую очередь умения корректировать обучающегося, как в отношении точности интонирования, так и многих других качеств исполнительства. При этом резко повышается роль внутреннего слуха в концертмейстерской работе. Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и в поэтический текст, ведь эмоциональный строй и образное содержание вокального сочинения раскрываются не только через музыку, но и через слово. Разучивая с обучающимся программное произведение, концертмейстер наблюдает за выполнением певцом указаний его педагога по вокалу. Он должен следить за точностью воспроизведения певцом звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала –

особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов, характерными для голосов тесситурами, особенностями певческого дыхания и т.д.

Особенность вокальной литературы – наличие словесного текста. В работе над текстом прежде всего надо почувствовать его основное настроение. Уже потом, в процессе дальнейшей работы выявляются отдельные значительные фразы или слова, но их не должно быть слишком много, иначе они могут отвлечь внимание от музыки, сделать ее вычурной, неестественной.

Публичное выступление представляет собой наиболее ответственный и волнительный момент в жизни любого музыканта – исполнителя. Это итог и показатель правильности всей предыдущей работы обучающегося, преподавателя и концертмейстера. К концертным выступлениям относятся все публичные выступления ученика от зачетов, академических концертов, до конкурсов различных уровней.

Подготовка к публичному выступлению является важным моментом в образовательном процессе. Для всех детей концертное выступление - это стрессовый момент, сложный психологически. Огромная ответственность ложится на педагога и концертмейстера, чтобы максимально подготовить учащегося с технологической стороны и создать комфортные условия на сцене.

- функциональные, обусловленные особенностями психофизиологической реактивности, нейродинамики, темперамента;

- мотивационные и характерологические, связанные с развитием личности (потребности, отношения, идеалы, характер, склонности и др.);

- операционные - производные деятельности уровень мастерства и развития специальных способностей, опыт, тренированность, подготовленность.

Одну из главных причин эстрадного волнения, связанных с операционным компонентом состояния, очень удачно выразил Н.А. Римский - Корсаков: оно обратно пропорционально степени подготовки. Предконцертная уверенность всегда находится в прямой зависимости от степени тренированности, навыков, уровня подготовки. Польский пианист И. Падеревский подчёркивает, что причиной концертного волнения может быть чувство ненадёжности из - за одного не выученного отрывка или даже одной фразы, которое создаёт состояние тревожности, отрицательную психологическую доминанту. Выявить причины возникновения того или иного неблагоприятного психического состояния можно лишь на основе анализа конкретного индивидуального случая. У одних исполнителей состояние тревоги, являясь ситуативным, обусловлено недостаточным уровнем подготовки, у других оно связано с тревожностью как свойством личности, у третьих вызвано неблагоприятным физическим состоянием.

Подготовка к выступлению.

При подготовке к ответственному выступлению особенно важно находиться на одной психоэмоциональной волне с обучающимся. Общие цели (например, получение места на конкурсе) объединяют. Можно записывать свои исполнения на видео и совместно их анализировать. Большое количество совместных выступлений рождает у учащегося уверенность в своих силах, доверие к концертмейстеру, уменьшается боязнь сцены.

Очень важно, чтобы концертная обстановка для учащегося не стала полной неожиданностью. Для этого существуют разные методы психологического воздействия:

1. Репетиции в зале, в котором будет проходить выступление.

2.Прослушивания в классном порядке перед учениками и педагогами.

3. Мини - концерты для родителей ученика.

4.Запись репетиции на камеру, с последующим анализом.

Отработка выхода на сцену.

Солист и концертмейстер – это ансамбль, а ансамбль - это единый организм. Поэтому столь важен выход на сцену и уход со сцены. Выходить на сцену нужно вместе, концертмейстер пропускает солиста вперед. Одновременный поклон легким кивком головы до выступления, является приветствием для слушателей. Перед началом выступления солист и концертмейстер обмениваются взглядами, для определения готовности друг друга.

Отработка ухода со сцены.

Как правило, многие педагоги репетируют выход на сцену, а вот к моменту ухода со сцены, относятся не так трепетно. Тем не менее, уход со сцены ещё важнее, чем выход на неё. Так как первым поклоном при выходе на сцену мы здороваемся со слушателем, а итоговым поклоном мы говорим зрителям спасибо. Это исполнительский музыкальный этикет, владение которым для людей музыкально

воспитанных, является очень важной деталью для оценки исполнения в целом. Необходимо добиться синхронности в заключительном поклоне.

После выступления нужно обязательно отметить положительные стороны исполнения, поддержать обучающегося. Особенно, когда речь идет о подростках – их эмоциональное состояние нестабильно и все реакции обострены. Подробное обсуждение концертного выступления лучше проводить не сразу после концерта, а в последующие дни, похвалить за удачи, наметить пути исправления недостатков. Отмечая положительные моменты выступления, мы способствуем более свободному поведению обучающегося на сцене, развитию его артистизма. Нужно научить будущего музыканта преодолевать временные неудачи.

Наличие сильной воли, под которой чаще всего понимаются способности человека к преодолению препятствий как внешнего, так и внутреннего плана на пути движения к цели, необходимо музыканту. Умение затормозить нежелательные импульсы и усилить те, которые представляют желательными, составляют суть волевого поведения. В деятельности музыканта такие ситуации чаще всего возникают в процессе публичного выступления.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает наличие у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

Список используемой литературы

5. Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента.-М.,1972.

7. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., Наука, 2001.

8. Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов – исполнителей. Вопросы психологии. 1975. № 1.

9. Григорьев В. Исполнитель и эстрада. М., 1991.

10. Кузнецов В. Как научить играть на гитаре. Классика – XXI. М., 2006.

11. Мастера Советской исполнительской школы. М., 1961.

12. Метнер Н.К. повседневная работа пианиста и композитора. М., 1963.

13. Нейгауз Г.Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М., 1983.

Читайте также: