Доклад по самообразованию на тему экологическое воспитание

Обновлено: 17.05.2024

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.

Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.

К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.

Цель саморазвития:

повысить профессиональное мастерство и компетентность в работе над формированием экологической культуры у детей дошкольного возраста;

повышение профессионального уровня и педагогического мастерства;

изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;

обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование;

создание методических наработок и внедрение эффективного педагогического опыта в работу с дошкольниками;

формировать знания, умения и навыки воспитанников;

Для успешной реализации поставленных задач, мною разработаны:

- План мероприятий по экологии.

- Пополнен уголок природы и экспериментирования с необходимым оборудованием.

- Создана картотека экологических игр, физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.

- Подобран демонстрационный материал.

- Создана картотека прогулок.

- Изучена методическая литература:

Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Н. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

С. Н. Николаева. Юный эколог . Москва. Мозаика-синтез 2010.

Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников Москва Мозаика-Синтез, 2014.,

Мною на начала учебного года был составлен план работы с детьми, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. А также я старалась создавать условия для самостоятельной деятельности детей, в процессе которой они проявляли интерес к природе, ее объектам.

В работе с детьми старалась использовать разнообразные формы и методы, как традиционные, так и современные.

В образовательную деятельность детей старалась включить запланированные мною занятия. Непосредственно – образовательная деятельность проводилась мною с детьми в форме бесед, игр – путешествий, эвристических бесед, игры с элементами экспериментирования. Использовала проблемные ситуации, поисковые вопросы, что заставляло детей думать, самостоятельно находить решение в сложившейся ситуации. Я считаю, что такие приемы развивают у детей самостоятельность, инициативу, формируют такие качества как, уверенность, решительность, любознательность.

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась мною в различных формах: игра - путешествие, беседа, экскурсия в ближайшее природное окружение,

Широко использовала и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них: игровой, сюрпризный момент, проблемные ситуации. Учитывая индивидуальные особенности детей, добивалась, чтобы каждый ребенок участвовал в работе. В процессе не скупилась на похвалу и словесное поощрение.

Зимой я проводила с детьми НОД в форме беседы о зиме. Во время, которой закрепляла знания детей о сезонных изменениях в природе зимой. Развивала внимание и память. Воспитывала любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира.

Весной я провела с детьми открытое занятие на тему «В гости к Хозяйке Луга”. Цель НОД: обогатить и закрепить знания детей о насекомых. Поставленную цель достигали с детьми, реализуя такие задачи:

Расширять представления детей о разнообразии насекомых ( пчела, бабочка, кузнечик, муравей, божья коровка)

Развивать мыслительную активность, внимание, любознательность, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру.

Воспитывать потребность в общение с природой, любовь и бережное отношени е к природе.

Дети получили удовольствие и удовлетворение, показали свои знания, старались работать совместно, я сделала соответствующие выводы.

С целью знакомства детей с природой, воспитания любви к ней, создания у детей практического опыта трудовой деятельности организую работу в уголке природы, где содержатся комнатные растения, за которыми дети ежедневно ухаживают. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.

На протяжении всего учебного года я проводила с детьми наблюдения разной направленности: за сезонными изменениями в природе, за природными явлениями, за объектами растительного и животного мира, знакомятся со свойствами песка, воды, снега, льда, определяют силу инаправление ветра. Во время прогулок, дети не только играют и проводят наблюдения за окружающим миром, но и помогают воспитателям ухаживать за растениями на огороде и участке. В процессе ухода дети получают представленияо многообразии растительного мира, формируется бережное и заботливое отношение к природе,воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. Доброй традицией становится и участие в акции “Эко-весна”, в которой дети с удовольствием принимают участие.

Для того, чтобы наблюдения были яркими и запоминающимися, использовала загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. Дети с интересом отгадывали загадки. Стихи являются прекрасным дополнением при проведении с детьми наблюдений за сезонными изменениями в природе, за природными явлениями.

В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы, организация систематических наблюдений за природнымиявлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно вели уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, также высаживали лук, сеяли и выращивали овощи,вели дневники наблюдений.

Также в течении года совместно с детьми и с участием родителей изготовили лепбуки по экологическому воспитанию – это дидактическое пособие, которое используется воспитателями дошкольного учреждения виндивидуальной работе с детьми, в самостоятельной и игровой деятельности.

И конечно же с особым восторгом дети участвуют в праздниках экологической направленности. В этом году в детском саду проводилась Масленница. А на праздники Пасха и День Земли в этом году у нас прошли дома. Но дети не грустили, рисовали рисунки и делились с нами.

В результате проделанной работы есть положительные результаты:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

В рамках данной цели, я поставила ряд задач, которые реализовала в работе с детьми во всех видах деятельности.

1. Обогащать знания детей о характерных особенностях времен года.

2. Расширять представления детей о животном мире (домашних, диких животных и птицах).

3. Формировать представления о растительном мире ближайшего окружения (деревья, цветы, комнатные растения).

4. Развивать любознательность, интерес к объектам живой и неживой природы, желание экспериментировать.

5. Воспитывать у детей эмоционально положительное, бережное отношение к объектам живой природы.

Мною на начала учебного года был составлен план работы с детьми, как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. А также я старалась создавать условия для самостоятельной деятельности детей, в процессе которой они проявляли интерес к природе, ее объектам.

В работе с детьми старалась использовать разнообразные формы и методы, как традиционные, так и современные. Хочется более подробно остановиться на некоторых из них. В образовательную деятельность детей старалась включить запланированные мною занятия. Непосредственно – образовательная деятельность проводилась мною с детьми в форме бесед, игр – путешествий, эвристических бесед, игры с элементами экспериментирования. Использовала проблемные ситуации, поисковые вопросы, что заставляло детей думать, самостоятельно находить решение в сложившейся ситуации. Я считаю, что такие приемы развивают у детей самостоятельность, инициативу, формируют такие качества как, уверенность, решительность, любознательность.

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась мною в различных формах: игра - путешествие, беседа, экскурсия в ближайшее природное окружение,

Широко использовала и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей. Среди них: игровой, сюрпризный момент, проблемные ситуации. Учитывая индивидуальные особенности детей, добивалась, чтобы каждый ребенок участвовал в работе. В процессе не скупилась на похвалу и словесное поощрение.

Зимой я проводила с детьми НОД в форме беседы о зиме. Во время, которой закрепляла знания детей о сезонных изменениях в природе зимой. Развивала внимание и память. Воспитывала любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира.

Цель НОД: обобщение представлений детей о характерных признаках весны. Поставленную цель достигали с детьми, реализуя такие задачи:

Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе весной.

Упражнять детей в умении классифицировать птиц, узнавать и правильно называть насекомых.

Развивать логическое мышление, память, внимание. Формировать умение работать в коллективе.

Вызвать у детей радость от проделанной деятельности. Дети совершили увлекательное путешествие, в ходе которого выполняли разнообразные задания. Что-то получалось хорошо, что-то давалось с трудом, но в итоге дети совместно с взрослым добились желаемого результата. Картина, которую им подарила Весна, была детьми восстановлена, дети получили удовольствие и удовлетворение. Дети показали свои знания, старались работать совместно, я сделала соответствующие выводы.

На протяжении всего учебного года я проводила с детьми наблюдения разной направленности: за сезонными изменениями в природе, за природными явлениями, за объектами растительного и животного мира. Были запланированы и проведены циклы наблюдений:

Для того, чтобы наблюдения были яркими и запоминающимися, использовала художественное слово (стихи, загадки). Дети с интересом отгадывали загадки про птиц: «В серой шубке перовой и в морозы он герой.

Стихи являются прекрасным дополнением при проведении с детьми наблюдений за сезонными изменениями в природе, за природными явлениями.

«Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета.

«Под голубыми небесами

«Выбрались из почек

Не поймут от сна:

- Нет, еще не лето,

2

Использование художественных произведений писателей-натуралистов помогает обогащать и углублять знания детей о мире природы и мире животных.

Не только художественное слово помогает детям более точно, глубоко понять признаки наблюдаемого явления, обогащает его словарный запас, приобщает детей к прекрасному, но и рассматривание репродукций художников, иллюстраций о природе, просмотр презентаций, познавательных мультфильмов. Все это обобщает и систематизирует полученные в процессе наблюдений знания детей, формирует интерес детей к природе. Дети становятся эмоционально отзывчивыми, видят красоту окружающих объектов и выражают свое отношение в художественно-творческой деятельности.

В своей педагогической деятельности я использую данные методы работы с детьми, активно пополняю предметно- пространственную среду.

В наше время, век современных информационных технологий, дети с интересом и большим желанием получают информацию из познавательных мультфильмов, телевизионных передач, видео презентаций. Поэтому, стараясь идти в ногу со временем и исходя из интересов детей, я стараюсь использовать эти технологии в своей работе с детьми. Я продолжаю пополнять коллекцию видео презентаций природоведческого характера и использовать их как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Хочется отметить вниманием некоторые из наиболее интересных и полюбившихся детям:

Мнемотехника - система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведения информации и конечно развития речи и мышления.

В процессе работы с детьми я использую мнемотаблицы. Данная методика используется мною для закрепления характерных признаков времен года, для составления описательных рассказов для заучивания стихов, в том числе и природоведческого характера.

Игровая деятельность – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. У детей среднего дошкольного возраста изменяется содержание общения со взрослыми и сверстниками, у детей появляются постоянные партнеры по играм. Дети самостоятельно организовывают и проводят настольные, сюжетно-ролевые, строительные, театрализованные и другие виды игр.

Труд детей в природе совместно со взрослым, способствовал воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям. В процессе труда дети осознавали зависимость состояния растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге. Они узнали о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Освоение этих связей и зависимостей оказало на детей влияние на отношение ребенка к труду. Труд становился более осмысленным и целенаправленным.

Дети с удовольствием оказывали посильную помощь в уходе как за комнатными растениями: поливали, рыхлили землю, протирали и опрыскивали листья растений, так и на участке. Осенью дети вместе со взрослым собирали семена бархатцев, космеи, васильков. Весной с огромным удовольствием сеяли эти семена в ящички для рассады и впоследствии ухаживали и с радостью наблюдали за их ростом и изменениями. Совсем скоро нам предстоит высадить рассаду на клумбу. В летний период дети будут активно помогать ухаживать за цветами в цветнике.

Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы воспитателя.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.

Работу с родителями проводила постепенно и непрерывно.

Информацию экологического содержания родители получали как в наглядной форме (консультации, папки – передвижки, буклеты), так и в ходе индивидуальных бесед.

Родители в текущем учебном году принимали участие в:

- создание гербария из листьев и цветов;

Родители с энтузиазмом и большим желанием участвовали в оформление группы к Новому году.

Воспитатели изготовили из бросового материала камин, а родители приобрели и изготовили атрибуты для его украшения. Силами родителей и педагогов были вырезаны украшения из бумаги, которыми совместно украсили группу и раздевалку. Получилось снежное царство, в котором приятно было находиться как детям, так и взрослым

Работу по формированию у детей экологической культуры буду продолжать и в следующем учебном году. Мною составлен примерный план работы с детьми и родителями, который я постараюсь реализовать в полном объеме. Так как считаю, что экологическое образование является приоритетным направлением обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Гост

ГОСТ

Природа - неотъемлемая часть той среды, в которой обитает человек. Мы сами являемся частью природы, хотя иногда можем об этом забывать. Воспитанный человек должен любить, ценить окружающий нас мир и нести ответственность за окружающую нас природу. К большому сожалению не все люди соблюдают эти нормы. Во многом это зависит от того, насколько человек воспитан. Именно поэтому экологическое воспитание является весьма актуальным.

Самообразование в экологическом воспитании

Самообразование неотъемлемая часть деятельности педагога. Самообразование способствует профессиональному росту, расширению кругозора. Воспитатель должен предварительно познакомится с методическим материалом, перед тем как начать работать с детьми по определенной теме. Федеральный государственный образовательный стандарт предоставляет педагогам, определенные темы, которыми педагоги должны владеть для осуществления успешной воспитательной деятельности в рамках процесса экологического воспитания.

Выделяют пять основных блоков, в тематике которых должен разбираться педагог, прежде чем приступить к воспитательной деятельности в рамках экологического воспитания:

  • формирование азов экологической культуры детей дошкольного возраста
  • экологическое воспитание детей в дошкольном учебном учреждении
  • экологическое развитие детей в дошкольном учебном учреждении
  • осуществление экологического воспитания детей дошкольного возраста через дидактическую игру
  • связь экологического воспитания с духовным развитие личности ребенка

Все эти темы изучаются педагогом в течении учебного года. Их освоение может происходить либо от более общих тем к более частным или наоборот от частного к общему.

Цели и задачи самообразования в рамках экологического воспитания

Основными целями педагога в рамках самообразования в концепте экологического воспитания являются:

  • воспитатель должен помочь ученикам сформировать личностную ответственность за окружающую природу
  • педагог должен помочь детям сформировать азы экологического поведения
  • педагог помогает детям осознать, что человек (сами дети) являются неотъемлемой частью природы, окружающей среды
  • педагог должен оказывать влияние на родителей с целью внедрения азов экологического воспитания в семью

Готовые работы на аналогичную тему

Для того чтобы воспитатель мог добиться этих целей, ему необходимо осуществить следующие важные задачи:

  • пополнять свои знания в отношении той темы, которую он изучает в данный момент
  • пополнять материалы с обучающими играми, темами для прогулок, развлекательных мероприятий по теме
  • пополнять материалы экологического уголка
  • предоставлять новую актуальную информацию в отношении выбранной темы как детям, так и родителям

Темы и цели экологического воспитания детей разного возраста в процессе самообразования

В младшей группе основной акцент в процессе экологического воспитания делается на создание дидактических игр, подходящих для этого возраста. Педагог должен реализовать следующие цели:

  • познакомить детей с разными классами животных
  • развить у детей эстетические чувства к природе
  • приобщать детей к уходу за животными и астениями
  • приобщение родителей к изготовлению поделок из природных материалов

В средней группе у детей побуждают к познавательной активности. Педагог в ходе воспитательной работы долен реализовать следующие основные цели:

  • объяснить детям, как бережно пользоваться природными богатствами
  • научить детей общаться в рамках совместной трудовой и игровой деятельности

В средней группе основной акцент воспитательной работы делается на обогащение у детей знаний в отношении мира флоры и фауны родного края, в данном случае должна прослеживаться еще и связь с патриотическим воспитанием. В рамках этой темы педагог должен реализовать следующие цели:

  • рассказать детям о животном и растительном мире родного края
  • рассказать детям о важности природных богатств, почему к ним нужно относиться бережно
  • привлекать родителей к экологическому воспитанию

В подготовительной группе необходимо больше обратить внимание на правила поведения на природе, так же идет знакомство с понятиями вселенной. Педагог реализовывает следующие цели:

  • педагог должен рассказать детям о том, что такое вселенная, из чего она состоянии
  • рассказать и наглядно продемонстрировать основные свойства воды
  • рассказать сформировать у детей бережное отношение к природе, объяснить важность чистоты окружающей среды

Методы и приемы самообразования в рамках экологического воспитания

В рамках самообразования по экологическому воспитанию педагоги обычно используют два основным метода:

В рамках проблемно- поискового метода осуществляется поиск источников информации, поиск методов работы, поиск вариантов оценивания результатов. Эту информацию педагог может найти в специальной методической литературе, в интернете, позаимствовать у коллег, перенять в ходе участив в педагогических мастер-классах.

Во время применения практического метода происходит внедрение отобранного теоретического материала в практическую воспитательную деятельность.

Во время подготовки к занятиям педагог должен учитывать основные важные формы работы с детьми дошкольного возраста, сюда входят:

  • наглядность
  • наблюдения
  • опыты
  • беседа, стихотворения, песни, загадки
  • рассказы
  • театральные представления
  • игровая деятельность

Отчет о проделанной работе

Кроме того, в обязательный список мероприятий по отчетности входит создание в группе природного уголка, который состоит из наглядного материла, демонстрационных образцов, поделок из природных материалов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать детей не только смотреть, но и видеть.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

План самообразования по теме:

" Экологическое воспитание

детей дошкольного возраста".

Хапачевой Саиды Махмудовны

воспитателя высшей квалификационной категории

на 2016 - 2017 уч.г.

Цель: Продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. Внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей. Привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Из всего многообразия мир природы наиболее доступны детям для непосредственного наблюдения растения и домашние животные.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать детей не только смотреть, но и видеть.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

1 этап: Информационно-аналитический

Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

Составление перспективного плана работы

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры

При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, педагогических часов, родительских собраний. При организации игровых досугов, праздничных утренников

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Выставка игр, пособий для практической деятельности.

Разработать карты мониторинга.

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.

"Под парусом Лето плывёт по Земле".

Июнь, июль, август

Организовать вместе с родителями выставку поделок из листьев, овощей и фруктов.

II. ЭТАП — внедрение в практику

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Календарно – тематическое планирование

Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей.

Просмотр деятельности педагога

Подготовка анкет,
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

Составление перспективного плана работы.

Подготовка материала к информационным стендам.

День открытых дверей

III. ЭТАП — представление опыта работы по теме

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования

Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.

Подготовка статьи для публикации в СМИ

Презентация опыта работы по теме самообразования

Творческий отчёт для педагогов ДОУ г. Майкопа.

Информационные листы в виде таблицы с результатами

IV. Работа с семьёй

1. Оформление родительских уголков по теме "Наш режим", "Примите наши правила" "Расписание НОД"

2. В родительских уголках отразить вопросы развития индивидуальных способностей детей в ДОУ и семье.

Групповые родительские собрания

По плану работы с родителями

День открытых дверей

Фотоотчет и презентация

V. Мероприятия для детей

Выставка поделок из природного материала и овощей

Выставка детских рисунков

"Земля - наш дом родной"

КВН и викторины по экологии

Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа.

Тип проекта: групповой, долгосрочный, творческо-исследовательский.

Интеграция образовательных областей: познаний (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд, социализация, здоровье, безопасность.

Участники проекта: педагоги, дети старшей группы, родители

Длительность проекта: долгосрочный

Цель проекта: Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Основные задачи проекта:

Сформировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах

Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т.е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям

Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе)

Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.

Актуальность проблемы:

От нас, взрослых, зависит какими вырастут наши дети! Мы, родители, воспитатели должны научить наших детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства.

Проблема загрязнения окружающей среды сейчас очень актуальна. Экономический рост, с точки зрения экологов, идёт дикими, необузданными шагами, не оглядываясь ни на что: зарабатывая деньги, бизнес губит леса, загрязняются и становятся безжизненными моря и реки, теряют плодородие почвы Страна в погоне за экономических процветанием приносит в жертву окружающую среду. Пришла пора осознать , что человек не властелин природы, а её часть и выходец, Человек – единственный зоологический вид, наделённый разумом и нарушает законы экологии, уничтожая собственную среду обитания. Учёные доказали, что ныне до 80 % заболеваний прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды. Это тревожный сигнал, призывающий нас разумно относиться к окружающему нас миру.

Дошкольный возраст является первым звеном в системе непрерывного экологического образования, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие , эмоциональные впечатления, которые надолго ( а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды , развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, основы познания окружающей действительности. Поэтому необходимо максимально использовать данный период времени, воспитывая у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологическим знаний, но и эффективная деятельность с их учетом. Единственный и надёжный помощник – культура, духовность. И вся нравственная направленность ребёнка ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. У них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка. Активная позиция детей – показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения, умение оценивать действия людей и формировать собственное отношение к природе.

Цель проекта: Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Основные задачи проекта:

Сформировать представление о растениях, животных, человеке как живых существах

Показать взаимосвязь живых систем с окружающей средой, т.е. приспособление растений и животных к среде обитания и её сезонным изменениям

Сформировать осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят и исчезновение любого звена нарушает равновесие в природе)

Убедить в жизненной необходимости разумного и бережного отношения человека к природе.

Формы и методы проекта:

- Интеграция образовательных областей: познание (природный мир), коммуникация, художественное творчество, труд.

- наблюдения за животными и растениями на прогулке и в уголке природы

-экскурсии и целевые прогулки на территории д/с (по экотропе) и в природе ( в парк, поле, луг)

-работа с календарями природы

- сбор коллекций семян, камней, листьев

- опыты, поисковая деятельность

- создание проблемных ситуаций

- экологические досуги, праздники, фольклорные вечера

- беседы, рассказы, чтение художественной литературы на экологические темы

- игры с моделями

- диагностика экологической воспитанности детей

- консультативная работа с родителями

Ожидаемые результаты:

повышение экологической грамотности , развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, эмпатии, образного мышления, творческих способностей.

приходит понимание в необходимости бережного, заботливого и созидательного отношения к окружающему миру, предметам созданным руками человека.

Совершенствование психических процессов:

Развитие чувства эмоциональной отзывчивости, экологической эмпатии, воображения;

Стимулирование активности, развитие сплоченности, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

Развитие логического мышления и памяти;

Линии развития личности:

Физическое развитие :

- формирование здорового образа жизни.

Социальное развитие:

- формирование способов общения.

Познавательное развитие:

-обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

- формирование системы экологических знаний и представлений.

Эстетическое развитие:

- развитие эстетических чувств (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть красоту природы, восхищаться ею, желание её сохранить)

Нравственное воспитание:

- воспитание гуманного отношения к природе.

Трудовое воспитание:

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными,

по охране и защите природы.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

Осознание поставленной цели.

Овладение различными способами решения поставленных задач;

Способность предвидеть результат, основываясь на своём прошлом опыте;

Поиск различных средств для достижения цели.

Задачи для педагога:

- развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Задачи для родителей:

- освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании;

- создавать в семье благоприятные условия для развития личности, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;

- объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

1 ЭТАП . ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ :

- определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результатов.

- вовлечение родителей в активное эколого-образовательное пространство детского сада

- выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского сада;

- сбор необходимой информации , литературы, материала, средств, необходимых для реализации проекта;

- определение содержания деятельности всех участников проекта.

2 ЭТАП .ОСНОВНОЙ :

- работа с детьми по перспективному плану;

- оформление выставок на разную тематику;

- оформление и создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада

Цель: создание нового культурного образа дошкольного учреждения через улучшение дизайна территории детского сада. Создание развивающей среды из бросового материала

( автопокрышек, пластиковых бутылок, брёвен и др)

Практические результаты:

- современный дизайн и создание развивающей среды на прогулочном участке детского сада с наибольшей пользой для детей;

- удовлетворение от того, что всем посетителям приятно прогуливаться с детьми по участку нашего детского сада, полюбоваться и подышать ароматами цветов, высаженных воспитателями на клумбах , отдохнуть на лавочке, оформленной в виде льва, а детям по кататься на импровизированной машине.

Цель: формирование первоначальных основ экологической культуры дошкольников на основе воспитания осознанного отношения детей к природе, исследования и природоохранная деятельность по изучению растений и животных во взаимосвязи с его экосистемой, развивать коммуникативные качества детей.

Цель: воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе изучения народного фольклора., воспитание творчески развитой личности.

Цель: расширение знаний детей о зависимости мира природы и деятельности человека, формирование представлений о целесообразности вторичного использования бытовых отходов в изготовлении новогодних украшений.

В ходе акции были проведены:

украшений для ёлки.

Мастерская природы . Цель: создание сувениров-подарков для мам и бабушек на 8 Марта, с использованием природного материала.

Цветочная мозаика. Цель: закреплять знания детей о цветочных растениях, правилах посадки и ухода за ними , формировать трудовые навыки ,учить пользоваться садово-огородным инвентарём, обучать правилам дизайна цветников,, развивать творчество и фантазию детей.

3 ЭТАП . ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

- Анализ деятельности и обобщение результатов работы

- Презентация проекта (фото, видеозаписи развлечений, выставки рисунков и поделок детей)

- Удовлетворенность всех участников проекта

Работа с родителями

- Беседы, консультации, собрания

Перспективное планирование по экологическому воспитанию в старшей группе

Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе.

Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков

Экскурсия в парк.

Беседа с детьми о животных леса, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

Читайте также: