Прочитай доклад миши иванова о животных арктики

Обновлено: 28.06.2024

1. ФГОСТ второго поколения Универсальные учебные действия

Ученики решают
предметные
задачи, а в жизни
все проблемы
межпредметны
Формирование
общеучебных
умений, навыков
и компетенций

Особенности стандарта:
Компетентностный подход
в образовании
Результаты
образования
Личностные
Мета
Предметные
(УУД )
Предметные
деятельностный подход
в построении УВП ( урок в логике формирования УД)5

Основные результаты
начального образования
•формирование предметных и универсальных
учебных действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
•индивидуальный прогресс в основных сферах
личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции
6

7. ЧТО ЗАМЕРЯЕМ?

Результаты общего начального образования
• Предметные результаты (ЗУНы, опыт
творческой деятельности и др.)
• Общепредметные результаты (УУД,
освоенные на базе предметного содержания,
применяемые как в области
образовательного процесса, так и в реальных
жизненных ситуациях)
• Личностные результаты (система
ценностных ориентаций, интересы,
толерантность)

8. ЧЕМ УПРАВЛЯЕМ? (объект контроля, инструментарий)

• Знания, умения, навыки предметного
содержания (программы обучения по
русскому языку, литературному чтению,
иностранному языку, математике,
окружающему миру, музыке+ИЗО,
технологии, физической культуре);
• Универсальные учебные действия,
освоенные на базе предметного содержания,
применяемые как в области
образовательного процесса, так и в
реальных жизненных ситуациях.

Механизмы воздействия стандарта
на учебный процесс (документация как
объект контроля)
•Базисный образовательный план
•Программа формирования и развития
универсальных учебных действий
•Планируемые результаты и примерные
учебные программы по отдельным предметам
•Модели оценочной деятельности
•Базовые образовательные технологии
9

10. Виды универсальных учебных действий

11. Универсальные учебные действия (стандарт второго поколения)

Личностные УУД (самоопределение,
нравственно-этическое оценивание …)
Познавательные УУД (общие учебные
умения, постановка и решение практических
задач, логические…)
• Регулятивные УУД (целеполагание,
планирование, самоконтроль, самооценка …)
Коммуникативные УУД (планирование
учебного сотрудничества, согласование
действий с партнером, построение речевых
высказываний, работа с информацией …)

12. Стандарты первого и второго поколения 6

Общие учебные умения
• Познавательная
деятельность
• Речевая деятельность и
работа с информацией
• Организация деятель ности - целеполагание,
определение способов
контроля и оценки
деятельности, учебное
сотрудничество …)
Универсальные учебные
действия (УУД)
Личностные УУД
Познавательные УУД
• Регулятивные УУД
(целеполагание,
планирование,
самоконтроль, самооценка
• Коммуникативные УУД
(учебное сотрудничество,
согласование действий с
партнером, построение
речевых высказываний,
работа с информацией …)

13. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности (Стандарт, 2004)

• Познавательная деятельность (наблюдение объектов
окружающего мира, опыты, работа с информацией, работа со
знаковыми, графическими моделями, умение решать творческие
задачи…)
• Речевая деятельность и работа с информацией (работа с
учебными, художественными, научно-популярными текстами ,
участие в диалоге, передача, поиск, хранение информации …)
• Организация деятельности (выполнение инструкций,
следование образцу и простейшим алгоритмам, определение
способов контроля и оценки деятельности, учебное
сотрудничество …)

14. Личностные УУД

15. Виды УУД – Регулятивные действия

Регулятивные
действия
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Волевая
само
регуляция
Коррекция
Оценка

16. Познавательные УУД

17. Коммуникативные УУД

Коммуникативные
действия
Планирование
учебного
сотрудничества
Постановка
вопросов
Построение
речевых
высказываний
Лидерство и
согласование
действий с
партнером

18. Речевая деятельность и работа с информацией- основа формирования КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

• Первоначальные умения передачи,
поиска, хранения, преобразования,
использования информации:
• умение работать с учебником, словарем,
схемами, таблицами, иллюстрациями,
каталогом, художественными и
адаптированными научно-популярными
текстами;
• умение использовать компьютерную
технику

19. Основные читательские умения-коммуникативные УУД (стандарт второго поколения)

Основные читательские умениякоммуникативные УУД
(стандарт второго поколения)
• Навык чтения - как общеучебное умение понимать и
воспроизводить смысл прочитанного.
• Аналитические умения работать с учебными,
художественными и научно-популярными текстами.
• Библиографические умения.
• Овладение алгоритмом информационного поиска
( поиск информации из различных источников)
• Экранное чтение

20. Аналитические умения работы с учебной, художественной и научно-популярной литературой (стандарт второго поколения)

• Умение воспринимать
изобразительно-выразительные
средства языка, авторскую позицию.
• Умение устанавливать причинноследственные связи, выделять главную
мысль текста.

21. Библиографические умения работы с учебной, художественной и научно-популярной литературой (стандарт второго поколения)

• Умение правильно называть книгу - автора
и заглавие произведения.
• Умение ориентироваться в учебной книге –
пользоваться оглавлением, прикнижными
словарями.
• Умение пользоваться методическим и
справочным аппаратом учебника.

23. Предшкольная ступень образования

УУД
Результаты развития УУД
Значение для обучения
Личностные –самоопределение и
смыслообразование
ВПШ (внутренняя позиция
школьника)
Мотивация УД
Общепознавательные и
коммуникативные
Преодоление эгоцентризма и
децентрация в мышлении и
межличностном взаимодействии
Предпосылки формирования
понятия числа. Условие освоения
математики
Общепознавательные знаковосимволические
Дифференциация планов – знаксимвол
Предпосылка и условие
успешности овладения чтением
(грамотой) и письмом
Регулятивные УУД
Произвольность поведения –
действие по образцу и правилу
Направленность на овладение
эталонами обобщенных способов
действий
Коммуникативные УУД
Коммуникация как общение,
кооперация, условие осознания и
усвоения
Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Осознание и усвоение
учебного содержания

24. Начальное образование

25. Все ли три головы Горыныча согласны, что новому содержанию нужны новые технологии проведения учебных занятий ? (20)

26. Новая технология – сущностная часть содержания образования (15)

- изменение характера взаимодействия учителя с
классом
- личностное включение всех учащихся в процесс
взаимного общения;
- внешняя мотивация вытесняется формированием
осознанного мотива учения;
- репродукция знаний заменяется решением
творческих учебных и практических задач

Некоторые примеры учебной
деятельности: Русский язык
Игры и эксперименты (со звуками и буквами,
словами, грамматическими структурами, текстами )
Работа с учебными моделями (слова, устные
высказывания, тексты)
Наблюдения, обсуждения, описание и анализ
Группировка, упорядочивание, маркировка,
классификация, сравнение
Преобразование и создание (списки слов, тексты,
Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо
(слова и конструкции, тексты; особенности их построения
и употребления; порядок действий)
памятки, плакаты и т.д.)
(списывание, письмо под диктовку, ведение дневников,
28
творческие работы и т.д.)

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ:
• Программно формируется умение детей работать в
группе, принимать помощь от одноклассников и
оказывать помощь, вести урок (фрагмент урока),
формулировать содержательную часть проекта,
оформлять результат (доклад, выпуск газеты,
репортаж, презентация…)
• Особое внимание уделяется обучению детей работе с
источниками информации ( оглавление учебника как
программа ученика; таблицы, диаграммы,
иллюстрации учебников, их справочники и словари).

Базовые образовательные
технологии
ЦОР как новое дидактическое
средство обучение
Экранное чтение
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
Образовательная деятельность на основе ИКТ:
•открытое (но контролируемое) пространство
информационных источников,
• информационная поддержка учебного процесса,
32

35. Планируемые результаты (русский язык, литературное чтение) УУД

• Классифицировать, маркировать, обозначать,
находить по оглавлению…
• Экспериментировать, выявлять, находить,
выполнять, анализировать…
• Демонстрировать понимание/осознание,
использовать…
• Слышать, артикулировать, интонировать …
• Распознавать, определять, пояснять…
• Оказывать и принимать помощь при
затруднениях

36. Планируемые результаты (математика) УУД

• Находить решение, вычислять,
измерять, моделировать
• Решать практические задачи
• Оказывать и принимать помощь
при затруднениях
• Экспериментировать,
исследовать, выявлять

37. Примеры заданий для оценки достижений требований к результатам освоения программы начального общего образования (31)

Что оценивается: функциональная
грамотность в области математики,
чтения и русского языка,
естествознания, т.е. способность
решать учебные задачи на основе
сформированных предметных и
универсальных способов действий

Математика, 4 класс
Летом четвероклассники отдыхали в
лагере. Для проведения соревнований
понадобилось оборудовать спортивную
площадку. Было решено расположить на
ней яму для прыжков в длину,
волейбольную площадку, мишень для
стрельбы из лука и доску для записи
результатов соревнований.
План спортивной площадки

41. Задание 1.)

Вожатая
дала
четвероклассникам
план
спортивной площадки.
Она попросила отметить на нём расположение
мишени и доски, соблюдая следующие условия:
– мишень надо расположить в пяти
метрах от лестницы;
– доску надо расположить более чем в
шести метрах от лестницы, между флагом и
елью, но ближе к ели.
--Отметь на плане место расположения
мишени знаком М, а
доски для записи
результатов Д.

43. Наш мир. 4 класс

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЬНОЙ
ОЛИМПИАДЕ!
1. Изобрази Солнце и
орбиту вращения Земли!
Зарисуй Землю и её ось
вращения. Какое время года в
Северном полушарии на твоём
рисунке?
2. Рассмотри рисунок. В
первом случае Солнце идёт
по низкой дуге, во втором —
проходит по более высокой
дуге.
ЛЕДЯНАЯ ЗОНА
(Второе заседание клуба)
Задание для всех присутствующих:
подготовить доклад об Арктике. Можно
воспользоваться
планом:
1)
местоположение ледяной зоны (на
карте); 2) особенности природы (неживая
природа, живая природа, взаимосвязи в
природе); 3) значение Арктики для человека, её использование; 4) влияние
человека на природу Арктики; 5) охрана
Арктики.

3 Это один из комплектов учебного книгоиздания, воплотивший в жизнь требования нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования и нового базисного учебного плана. Проект – результат многолетней работы коллектива сотрудников РАН, АПКиППРО,МГПУ, ресурсных центров. УМК раскрывает содержание русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, информатики, музыки, иностранного языка.

4 ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ НОВОГО КОМПЛЕКТА УЧЕБНИКОВ: 1. Учесть характеристику современного младшего школьника и модель классного коллектива начального звена образования. 2. Учесть изменившиеся требования к образованию (Концепция модернизации российского образования; Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (начальное образование). 3. Учесть новые требования к учебнику, продиктованные развитыми информационными технологиями.

6 Дидактические принципы: Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка Принцип целостности картины мира Принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников Принцип прочности и наглядности Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей

8 Содержательные линии Формирование познавательных интересов школьников и готовность к самообразовательной деятельности ; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание уважения к эрудиции и предметной компетентности; Воспитание социально-психологической адаптированности к УВП и жизни в коллективе; Воспитание физической культуры; Социально-нравственное воспитание; Формирование эстетического сознания младшего школьника и его художественного вкуса.

12 Приоритетом начального общего образования становится формирование деятельности: познавательной, речевой, организационной

13 Типические свойства методики обучения Сочетание продуктивных и репродуктивных методов и приемов обучения. Условие реализации требований непрерывного развития каждого ребенка, психологической комфортности, прочности. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Условие реализации требования обучения каждого школьника в зоне ближайшего развития. Создание условий для психологической комфортности. Условия реализации требования обучения каждого школьника в зоне ближайшего развития, наглядности.

14 Характеристика общих учебных умений и навыков I. Познавательная деятельность 1. Наблюдение объектов и явлений окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектами и явлениями. Наш мир 2 класс Рассмотри рисунки. Объясни, чем опыт отличается от наблюдения. Миша заметил, что днём сосульки тают. Миша изменил условия, и лёд быстро превратился в воду. Вспомни, какие опыты и наблюдения ты проводил в 1-м классе?

16 3. Проведение измерений разными способами с помощью простейших приборов Русский язык, литературное чтение: цветные карандаши, маркер, лупа, рамочки Математика: циркуль, линейка, угольник, цветные карандаши, палетка, модели плоских и объемных геометрических фигур Окружающий мир: лупа, бинокль, часы, компас, пробирки, темные очки, цветные стекла, флюгер, водомер, рамочка, цветные карандаши, маркер, глобус, электрический фонарик, модели и др.+ компьютер Технология: все необходимы инструменты для трудового обучения + компьютер (3-4 кл.)

18 3. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРИРОДНЫМ ЗОНАМ РОССИИ ЛЕДЯНАЯ ЗОНА (Второе заседание клуба) Задание для всех присутствующих: подготовить доклад об Арктике. Можно воспользоваться планом: 1) местоположение ледяной зоны (на карте); 2) осо­бенности природы (неживая природа, живая природа, взаимосвязи в природе); 3) значение Арктики для че­ ловека, её использование; 4) влияние человека на природу Арктики; 5) охрана Арктики. ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЕ! 1.Изобрази Солнце и орбиту вращения Земли! Зарисуй Землю и её ось вращения. Какое время года в Северном полушарии на твоём рисунке? 2.Рассмотри рисунок. В первом случае Солнце идёт по низкой дуге, во втором проходит по более высокой дуге. Наш мир. 4 класс

22 Задание 5. Вычисли число взмахов крыльями колибри в секунду (можешь составить соответствующее уравнение и найти его корень). Полет колибри еще и очень быстрый. Если расстояние, которое пролетает колибри за час увеличить на 40 км, то мы получим расстояние в 120 км, которое пролетает за час стриж. Стриж самый быстрый из всех пернатых. Задание 6. Вычисли расстояние, которое колибри пролетает за час (можешь составить соответствующее уравнение и найти его корень). При необходимости колибри могут летать очень долго. Например, крохотная рубиновогорлая колибри весной и осенью пролетает над морем без посадки огромные расстояния. Если это расстояние уменьшить на 100 км, то оно будет равно, например, расстоянию Москвы до Санкт- Петербурга в 700 км. Задание 7. Вычисли расстояние, которое колибри пролетает без посадки (можешь составить соответствующее уравнение и найти его корень). Задание 8. Подготовь рассказ о маленькой птичке колибри для первоклассников.

25 3 класс Работа с физической и контурной картами России, полушарий, планом; Работа с компасом; Погодные явления; Св-ва воды и воздуха; Св-ва полезных ископаемых; Состав почвы; Экологическая деятельность (подкормка птиц, озеленение пришкольного участка и др.) Работа с исторической картой. 4 класс Работа с гербарием; Экологическая деятельность; Работа с картой мира; Режим дня; Первая помощь при легких травмах; Работа с исторической картой.

27 2. Определение способов контроля, нахождение ошибок в работе и их исправление. ВЫПОЛНЯЕМ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ С ПОМОЩЬЮ ОБРАТНОГО СЛОВАРЯ КАК ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ НАД ОШИБКАМИ? 1.Найди название орфограммы, которая вызывает у тебя затруднение. 2.Выполни одно из заданий. 3.Количество слов для работы над ошибками определи самостоятельно. БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ В КОРНЕ СЛОВА а.Открой словарь на букву -Ь, на -ить. Найди слово на синем фоне ЛИТЬ. Прочитай 9 слов, которые идут до него. Запиши с ними словосочетания. В скобках пи­ ши проверочные слова.

28 3. Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него. Наш мир. 3 класс БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ЛЕСУ (Восьмое заседание клуба) Задание для всех присутствующих: составить для первоклассников правила безопасного поведения в лесу. Евдокия Васильевна напомнила, что по плану работы клуба в конце учебного года должна состояться экскурсия в лес. Поэтому необходимо обсудить правила безопасного поведения во вре­мя похода в лес, которые необходимо довести до сведения младших школьников.

Казалось трудно выжить в суровых климатических условиях. Особенно в тех местах, где царит вечная мерзлота, дует холодный ветер, а все берега покрыты твердыми льдами и снегами. Оказывается, многие животные привыкли к таким условиям, и такой непредсказуемой холодной погоде. Эти места находятся в Арктике, которая захватывает северные пространства недалеко от Исландии и протягивается до самых Алеутских островов. Если хорошо изучить и узнать этот регион можно выяснить, что здесь, как и во многих других местах кипит жизнь. Животных, которые нашли здесь свой дом, составляют особенный животный мир Арктики. Именно они не побоялись вступить в схватку с природой, обуздав ее, поселились здесь. Даже сегодня эти храбрые животные мирятся с суровым климатом, но продолжают существовать и давать потомства. Арктика уникальное место, с такими же уникальными животными.

В Арктике много самых разнообразных птиц. Начать свой рассказ стоит с розовой чайки. Она слишком мало весит и на вид выглядит очень хрупкой. Однако здесь она чувствует себя в безопасности и полностью адаптировалась к холодам. Еще одна интересная птица - кайра. Она очень шумная и общительная. Птица занимает места для гнезд среди скал, а зимовать, как ни странно, предпочитает на льдине. Немало интересна здешняя жизнь утки гаги. Она без всякого труда спокойно ныряет в ледяную воду, чтобы добыть себе пищу. Самым страшным хищником считается полярная сова. Ее добычей становятся как грызуны, так и другие птицы. Иногда сова не брезгует детенышами песца.

Живут в Арктике еще тюлени. Самый красивый гренландский тюлень, на его шкуре есть удивительный узор. Самый большой среди всех тюленей - морской заяц. Родственником тюленя является морж. Он имеет большой размер туловища и мощные клыки. Благодаря клыкам моржи отлично добывают себе пищу и защищаются от хищников. Самым крупным хищником на суше является белый медведь. Это животное отлично плавает и имеет крепкие зубы. Питается он моржами, тюленями и нерпами. Арктические воды стали отличным домом для нарвала и гренландского кита. Здесь же рядом обитают дельфины. На суше живет писец, который имеет очень ценный мех. Животное не любит сидеть на одном месте, поэтому часто изучает территорию Арктики. Иногда писец следует за белым медведем, придерживаясь при этом определенного расстояния. Завершают цепь животных грызуны. Это пища для всех остальных видов животных. Их очень любят хищные птицы, и даже писец не отказывается отведать на вкус мясо грызуна.

Доклад Животные Арктики

Арктика - один из самых труднодоступных районов Земли. Она примыкает к Северному полюсу. Несмотря на очень низкую температуру, здесь бурлит жизнь. Животные приспособились к суровым условиям. У них внушительный слой подкожного жира и густой мех, это помогает им выжить.

В Арктике обитает самый крупный хищник на земле - белый медведь. Вес взрослого самца достигает одной тонны, а рост может доходить до 3,5 метров. Эти животные - великие странники. Значительную часть жизни они проводят на дрейфующих льдинах в поисках добычи. На сушу эти хищники выходят редко. Загадочным образом белые медведи точно прокладывают дорогу в темноте полярной ночи, сквозь снегопады и метели.

Массивная и неуклюжая росомаха прекрасно приспособлена для жизни в холодной Арктике. Ее большое тело отлично сохраняет тепло, широкие лапы не дадут провалиться в снегу, внушительные когти и зубы справятся с любой добычей. Обладая острым чутьем, росомаха найдет падаль даже под толстым слоем снежного покрытия.

Песец

Песцы – ценные пушные звери. У них густой и очень красивый мех. Эти зверьки абсолютно всеядны. Их главный рацион – лемминги – тундровые грызуны, но они охотятся и на птиц, разоряют гнезда, питаются рыбой.

Живут в Арктике и копытные млекопитающие. Это северный олень и овцебык. К началу 18 века люди почти полностью истребили мускусных быков. В 1917 году Канада приняла закон о защите этих животных. В наше время большие стада овцебыков снова бродят по арктическим землям. Длина их шерсти может достигать 60 см и свисает почти до земли.

При приближении холодной зимы мускусные быки мигрируют к незащищенным от ветров возвышенностям в горах. Там они выкапывают из-под снега траву и низкорослые растения.

В холодных водах севера планеты обитают ластоногие млекопитающие. Значительную часть жизни эти удивительные животные проводят в воде. Например, морской котик по полгода может не выходить на берег.

Арктические моржи – настоящие гиганты. Их длина может достигать четырех метров, а вес – двух тонн. Это единственный вид тюленей, у которых есть бивни. С помощью такого вооружения взрослые самцы отпугивают своих соперников.

В поисках пищи моржи способны нырять на глубину более 70 метров. Длинные усы помогают им находить добычу на дне моря. Главные враги этих животных – косатки и белые медведи.

Морские слоны – самые крупные среди ластоногих. Массивное образование в форме хобота на голове самцов объясняет название этого животного. Толстый слой подкожного жира обеспечивает хорошую термоизоляцию и является резервом энергии. Морские слоны хорошо плавают благодаря задним плавникам. В поисках еды они мигрируют два раза в год, вторая миграция может длиться до восьми месяцев.

Нарвала называют морским единорогом. Его ближайший родственник – белуха. Эти животные образуют семейство зубатых китов. Отличительная особенность нарвала в том, что у него всего 2 зуба. Зато один из них вырастает до 3 метров, образуя спиралеобразный бивень. Белухи и нарвалы держатся вместе. Большими стадами они бороздят северные моря в поисках рыбы и кальмаров, своей основной пищи.

Косатка – самый грозный хищник. Это красивые морские млекопитающие с черно – белым туловищем. Они охотятся стаями, сообща расправляясь с добычей. В то же время косатки – очень заботливые и нежные родители.

Многообразен мир фауны в холодном арктическом регионе. Красивые и необыкновенно выносливые животные существуют в тесной взаимосвязи друг с другом и нуждаются в защите. Некоторые из них занесены в Красную Книгу и охраняются законом от браконьеров.

Для 1, 4 класса окружающий мир

Животные Арктики

Животные Арктики

Воды, текущие под землей, не всегда бывают спокойны. Иногда они вырываются наружу. Когда это происходит тихо, образуются родники – из-под земли течет чистая вкуснейшая вода. Бывает, вода вырывается внезапно,

С. А. Аксаков появился на свет в 1791 году в Уфе. Отец будущего писателя работал земским судьёй. Мальчик провёл всё своё детство в имении семьи на Оренбургщине. После окончания гимназии в Казани поступил

Территория России протянулась на 17,1 миллиона квадратных километров с севера на юг. Как не в одной из стран мира наша страна-это многообразие растительного и животного мира.

Климат Арктики довольно-таки суров. Снегопады, сильные холодные ветра, туманы и мрачность – все составляющее этого северного региона. Несмотря на это, животные Арктики научились выживать и отстаивать свою территорию на этой ледяной земле.

Природа здесь сохранилась в первозданном виде, однако, постоянное таяние льдов, добыча нефти и браконьерство могут привести к тому, что многие виды, обитающие исключительно в этом уголке Земли, навсегда исчезнут.

Травоядные животные

Огромные северные пространства приютили на своей территории многих представителей животного мира. И как бы ни звучало это странно, но на ледяной Земле живут и травоядные представители фауны. Каждый день у них начинается с поиска пищи. Только в постоянном движении можно преодолеть естественный отбор.

Холодная Арктика и животные, обитающие на этой земле

Арктический беляк

Этот представитель зайцеобразных является удивительным животным. Раньше его относили к подвиду зайца-беляка, но сегодня он выделяется как отдельный вид. Имеет короткие уши, при помощи чего уменьшается теплоотдача. Мех пушистый и очень густой, который также спасает животное от сильного холода. Хвост всего 5 см, а вот задние лапы длинные и мощные, что позволяет ему передвигаться по глубоким снежным сугробам.

Арктический беляк

Бегает заяц очень быстро – 60-65 км в час. Такая скорость часто спасает его от хищника. Пищу находит себе с помощью отличного обоняния, а когти помогают добраться до растений, раскапывая слои снега.

Лемминг

Лемминг

Северный олень

Изящное животное, которое носит на голове ветвистые рога и имеет теплую и плотную шерсть. Отлично приспособился к суровому климату Арктики. Питается северный олень мхом ягелем. Весит около 200 кг, в высоту достигает 1,5 метров. Обитает не только по всему региону, но и заселяет близлежащие острова. Растительность добывает себе при помощи широких копыт.

Интересный факт! Северный олень обладает переменными копытами. Летом они рыхлые, что улучшает амортизацию на мягкой земле. В зимний сезон поры стягиваются, копыта становятся плотными и заостренными, что исключает скольжение по льду.

Северный олень

Овцебык

Крупное и мощное животное. Высотой овцебык может быть до 1,5 метров, а весом до 650 кг. Эти травоядные млекопитающие обладают густой и длинной шерстью, которая сохраняет тепло и защищает от сильного ветра в таком суровом климате региона нашей планеты. Живут в больших стадах по 20-30 голов. Так они защищаются от хищников. Питаются мхом, корнями деревьев, лишайником, травой и цветами. Округлые копыта помогают свободно передвигаться по льду и скалам, а также разгребать слои снега для поиска растительности.

Справка! Овцебык имеет древние корни. На этих млекопитающих охотились еще первобытные люди. Сегодня на нашей планете обитает всего один единственный вид. Животное занесено в Красную книгу, как редкое животное Арктики.

Овцебык

Снежный баран

Его также называют толсторогом или чубуком. Это красивое парнокопытное животное, на голове которого имеются красивейшие рога. Снежный баран медлителен и миролюбив. Больше активен днем, но может искать пищу и в ночное время. Обитает в горах группами по 20-30 голов. Питается лишайником, мхом, корнями деревьев, хвоей, сухой травой и другой растительностью, которую раскапывает из под снега мощными копытами.

Несмотря на массивное тело, чубуки легко перемещаются прыжками в высоту до 2 метров. Численность этих парнокопытных понемногу увеличивается, однако, снежный баран на сегодняшний момент находится под охраной и внесен в Красную книгу.

Снежный баран

Опасные сухопутные хищники

Животные Арктики, несмотря на сильные ветра и отсутствие тепла, разнообразны. Среди обитателей северного пространства есть много хищных млекопитающих. Их способ жизни заключается в постоянном движении и поиске пищи.

Песец обыкновенный

Справка! Примечательной особенностью полярных лисиц (второе название песцов) является смена окраса меха. В летнее время она коричневого цвета, а ближе к зиме становится белоснежной.

Белый медведь

Самый крупный и грозный хищник, который обитает на суше этого ледяного региона. В длину животное может достигать около 2,5-3 метров, а вес до 500 кг. Кожа медведя темная, практически черная. Мех белоснежный, но в летнее время под лучами солнца может покрываться желтыми пятнами. Под кожей находится толстый слой жира. Зверю свойственна выдержка и терпение в добыче пищи.

Белый медведь

Охотится на моржей, пингвинов, тюленей, дельфинов. Белый медведь не только быстро бегает, но и хорошо плавает, и добыть пищу ему не составляет особого труда. Поэтому все животные Арктики могут попасть в лапы этого хищника. В зимнюю спячку в основном впадают беременные самки.

Еще с младенчества эти представители животного мира становятся безжалостными хищниками, хотя рождаются глухими и слепыми. Вес взрослого волка составляет 70-80 кг. Свою жертву волки съедают заживо, так как из-за строения зубов у них не получается быстро ее убить. Этот хищник всеяден и может питаться любым видом корма. Неделю может прожить без еды.

Внешне напоминают пушистую остроухую собаку. Полярных волков природа наделила густой белоснежной шерсткой и острыми когтями, при помощи которых животное легко передвигается по ледяной поверхности.

Волк

Водные жители Арктики

Животный мир Арктики приютил на своих просторах огромное количество водных представителей фауны. Рассмотрим самых удивительных животных, которые приспособились к вечным льдам.

Морской леопард

Это свирепый и опасный хищник Северного Ледовитого океана. Относится к семейству тюленей, хотя внешне на них не похож. У животного змеинообразное тело, приплюснутая голова с двумя рядами острых зубов. Весят морские леопарды 270-400 кг, в длину бывают до 3-4 метров. Подкожного жира практически нет. Окраска кожного покрова темно-серая, брюхо белое. По бокам и на голове есть темные пятна, благодаря которым он и получил свое свирепое название.

Морской леопард

Гренландский кит

Полярный кит – это его второе название. Млекопитающее занимает второе место во всем мире по своей массе. Длина самцов 17 метров, самки немного мельче. Вес может варьироваться от 70 до 100 тонн. Подкожный жир около 60 см. Кит имеет крупный череп с огромной ротовой полостью. Отличительной чертой является U-образная нижняя челюсть, которая покрыта светлой кожей. Продолжительность жизни может составлять 180 лет. Рацион состоит в основном из ракообразных и мелкого зоопланктона.

Гренландский кит

Обитает в прибрежных водах океана. Это довольно-таки крупный представитель водного пространства. В длину может достигать 3,5 метров (самки крупнее самцов). Масса до 800 кг. Уникальной особенностью моржей являются их огромные клыки до 80 см, торчащие изо рта. Вес каждого 2,5-3 кг. Ластоногие имеют широкую морду и специальные усы под названием вибриссы, которые помогают уловить запах моллюсков (в день он поедает их около 45 кг). Животное близорукое. Глаза очень маленькие.

Морж

Нарвал

Млекопитающий житель прибрежных вод, который внешне напоминает крупного дельфина длиной 4-6 метров. Называют его еще единорогом, поскольку самцы имеют прямой длинный (3 м) бивень. Кожные покровы нарвала бурые в крапинку, брюхо светлое. Голова круглая с четко выделяющейся лобной частью. Ротовая полость расположена низко, глаза маленькие с острым зрением. Питание состоит в основном из моллюсков, рыбы и ракообразных.

Нарвал

Удивительные птицы

Холодный с суровым климатом регион под названием Арктика удивляет своим разнообразием фауны. Свое место на этом участке суши нашли и птицы.

Белая сова

Очень красивая птица. Это суровый хищник, который находится в постоянном полете за добычей. Размах крыльев у совы может достигать до 1,5 метров. Самцы по размерам уступают самкам и имеют особенность в виде черных крапинок. Глаза желтые, уши настолько маленькие, что их и не видно. Клюв черный, но полностью спрятан под оперением.

Белая сова

Длинные когти помогают охотиться и удобно устраиваться на возвышенном месте. Рацион состоит из мелких млекопитающих.

Интересный факт! В те времена, когда пищи недостаточно, совы на это время перестают размножаться и улетают ближе к южным районам.

Розовая чайка

Несмотря на сильные холодные ветра эта маленькая птица нашла в Арктике свой дом. Гнезда сооружает на берегах океана. Длина чайки не более 35 см, а весит всего 250 грамм. Голова имеет бледно-розовый окрас, а спина и крылья серый. Лапки ярко-красные, а на ее шее есть черный ошейник, который с наступлением сильных холодов исчезает. Хорошо плавает по воде, иногда может садиться на льдины. Питается в основном мелкими насекомыми, рыбой, ракообразными и моллюсками. Эти хрупкие птицы часто становятся объектом хищника. За ними охотятся песцы и северные олени.

Розовая чайка

Люрик

Малая гагарка – это второе название этих птиц. Гнездятся они в высоких широтах. Люрики являются самыми подвижными и мелкими обитателями Арктики среди птиц.

Передвигаются по суше очень ловко и быстро. Уверенно себя чувствуют и в море. Большая маневренность и частые взмахи напоминают во время полета скорей крупного насекомого, нежели птицу. Окрас оперения напоминает фрак.

Люрик

Животные Арктики находятся в ежедневной борьбе за жизнь. Природный отбор жесток. Несмотря на это, северный регион приютил на своей земле разнообразных представителей фауны.

Читайте также: