Великий зодчий и лекарь древности имхотеп доклад

Обновлено: 30.06.2024

Обучение у Сокровенника

Имхотеп родился близ Мемфиса, тогдашней столицы Древнего Египта. Он был сыном простолюдина, великолепного каменщика по имени Кнофер. В те времена школ, как таковых, не было. И обучение детей проводилось в семье. Как правило, какую специализацию имели родители, ту осваивало и их потомство. В общем, профессия была делом семейным, и передавалась из поколения в поколение. Имхотеп унаследовал от отца мастерство каменщика ещё в юном возрасте. И так бы и остался им, если бы его путь не пересёкся с Сокровенником, по достоинству оценившим не только его пытливый ум, но и человеческие качества. Имхотепу было двенадцать лет, когда он встретил Сокровенника и сделал по-настоящему достойный Человека выбор своего жизненного пути.

Ещё в детстве Имхотеп выделялся, в первую очередь, своей чистотой нравственных качеств и искренностью духовных побуждений, которые ему заложили родители. Поэтому Сокровенник и взял его в ученики. Имхотепу было гораздо легче воспринимать знания Сокровенника, чем, к примеру, сейчас современному человеку, убежденному Архонтами в преимуществе материального бытия.

Но получить знания — это ещё пол дела. Гораздо важнее ими достойно воспользоваться! Ведь как говорится, теория без практики мертва. Имхотеп, как Личность, чем примечателен? Тем, что он не просто с ответственностью подошёл к данным знаниям, воспользовавшись ими для развития своей души, но и сделал очень много полезного для людей. Причём настолько постарался, что тем, что он заложил в те времена, благодаря знаниям Сокровенника Шамбалы, воспользовались потом не только потомки египтян, но и народы Азии, Африки, Европы. Не зря Архонты так опасаются деятельности духовно сильной, свободной Личности, ибо знают, насколько для них непредсказуемо она способна повлиять на сознание целых народов.

Имхотеп при дворе фараона Джосера

Имхотеп зарекомендовал себя не просто как выдающийся врач, но и мудрый человек, хорошо разбирающийся в естественных науках (сегодня у нас эти науки именуются как астрономия, математика, химия, физика, геометрия), да к тому же, как потом оказалось, имеющий талант оратора и отличного организатора. Вскоре фараон Джосер назначил его на должность своего верховного сановника, первого человека в государстве после фараона, вроде визиря или нынешнего премьер-министра в Западных странах. Этот случай в те времена, вообще был беспрецедентным, поскольку данную должность занимали люди из потомственной знати. Имхотеп же был выходцем из семьи простолюдина, и достиг этого положения, что называется своим умом и трудом.

Египет до появления Имхотепа во власти

Так что, тогда религия была больше политикой и жрецам было выгодно держать свою паству в повиновении. Так вот, в самих номах правили наместники фараона, такая провинциальная аристократия, в основном прозябающая в праздности. И если в каких-то вопросах они нуждались в поддержке народа, то обычно заручались лояльностью своих подданных опять-таки с помощью жрецов. Некоторые наместники номов приходились родственниками фараону, так как тогда у монархов был такой обычай брать себе в жены дочерей правителей номов, или же заключать браки между ними и своими детьми.

Но такие политические браки не всегда приносили провинциальной аристократии долгожданную связь с правящим домом. Иногда это оборачивалось непримиримой враждой и соперничеством. А когда у фараона появлялось несколько наследников от разных жен — претендентов на престол — то и вовсе могло перерасти в заговоры и контрзаговоры с тайной поддержкой этого процесса некоторых жрецов и заинтересованных вельмож, которые в свою очередь тоже мечтали пропихнуть своего сына или близкого родственника в правители номов. (Как видите ничего особо не изменилось и в наши дни).

В общем, почти каждый, начиная от фараона, высокопоставленных жрецов, вельмож, правителей номов и заканчивая сборщиком натуральных налогов, был занят насущной идеей: как бы чего где украсть, побольше себе отхватить, расширить сферу своего влияния. А простой народ в основном был обделён вниманием власти и предоставлен сам себе, как говорится, выживал, кто как мог. Коммерческая деятельность страны контролировалась крупными городами, вернее теми, кто ими управлял. Даже Мемфис, важный в то время ремесленный и торговый центр государства с большим многонациональным населением, жил своей отдельной жизнью. Короче говоря, всё как всегда. Каждый был занят своими проблемами: у кого-то суп редкий, а у кого-то жемчуг мелкий.

Государственные преобразования Имхотепа

Государственный аппарат

Практически за короткий срок он навёл в стране порядок. В первую очередь он отстранил людей Архонтов от власти, поставив на их места ответственных людей, хорошо знающих своё дело, которым доверял. Реорганизовал чиновничий аппарат и заставил чиновников работать. Ввёл среди них строгую дисциплину: любое воровство, обман, взяточничество, корыстное использование своего положения пресекалось и жестко наказывалось. Он сделал фараона защитником всех подданных больших и малых.

Строительство ирригационной системы

Система образования

Так вот, эти затраты времени и средств на обучение талантливой молодёжи настолько оправдали себя, что вскоре Имхотепу удалось добиться повсеместного открытия подобных школ при храмах, где стали готовить будущих чиновников, законников, докторов. И что самое примечательное, туда начали набирать, в том числе и талантливых, способных детей из народа. А позже открылись школы и при некоторых государственных организациях, где способных детей (даже из бедных семей) готовили к конкретной, заранее выбранной самими учениками профессии, к примеру, скульптора, торговца, каменщика и так далее. И чем способнее и одареннее был молодой человек, тем больше его посвящали в более углубленные науки. Имхотеп сделал так, что молодёжь была сама заинтересована в том, чтобы обрести прочный и качественный фундамент знаний. Почему? Потому что чем талантливее, профессиональнее и способнее был человек, тем государство больше открывало перед ним возможностей карьерного роста, а, следовательно, улучшения условий его жизни.

Причём, революционным являлось то, что неважно было, из какой семьи ты вышел (бедной или богатой), ибо в первую очередь ценились твои способности и высокие нравственные качества. В конечном счёте, такая политика привела к тому, что дала людям реальную возможность проявить свои лучшие качества и способности. К примеру, даже простой писарь, обладающий высокими нравственными и профессиональными качествами, а также организаторскими способностями мог стать наместником какого-либо города (вроде царского губернатора) и даже нома, то есть войти в привилегированный класс. Короче говоря, реализовать себя как Личность, благодаря своему таланту.

Понимаете, что происходило?! Способные люди стали интенсивно выдвигаться на передний план, начиная от высших эшелонов власти и заканчивая низшими, начиная от управленческих структур государства и заканчивая наукой, образованием, медициной и искусством. В обществе стало модным быть нравственно воспитанным, вежливым, умным, грамотным, ставить перед собой высокие цели. А почему? Потому что государство стало активно поощрять моральные и интеллектуальные достижения своих граждан.

Социальные преобразования

Но Имхотеп пошёл ещё дальше. Мало того, что он заинтересовал человека в повышении свого профессионализма, он ещё и поднял его значимость в лице других людей. Он сделал почётной чуть ли не каждую профессию и тем самым заставил людей уважать себя и свой труд, вне зависимости на какой ступеньке социальной лестницы они стояли, к какому классу принадлежали.

Даже каждый принц в системе госзанятости Имхотепа, получал конкретный общественный пост, где от него требовалось эффективно выполнять свои обязанности. Ибо фараоном было объявлено (не без подсказки ему этой идеи Имхотепом), что только достойный наследник займёт его место. А это, в свою очередь, стимулировало жен фараона активно помогать своим сыновьям в общественных делах, дабы именно их сын стал достойным трона. Такая общественная нагрузка и ежедневная занятость жен фараона была только во благо государства. Ведь, как известно, праздный мозг — мастерская дьявола. А тут интриги и козни уступили место деловой хватке и здоровой конкуренции.

Так вот, все были заняты, начиная от фараона и заканчивая простым человеком. И бездельникам, лентяям, хапугам и ворам больше не было места в этой стране, ибо исчезли условия для их процветания и уже само общество отвергало их. И как следствие такой мудрой политики Имхотепа, для людей этого государства наступила эпоха стремительного прогресса.

Новая идеология

Но самым беспрецедентным была та идеология, которая благодаря Имхотепу, установилась в обществе. Причём, в отличие от перечисленных его заслуг, Имхотеп специально даже не занимался таким массовым её внедрением в народ. Он всего лишь был тем, с кого люди желали брать пример: жил просто, говорил мудро и поступал справедливо, по-человечески. За что он и его мировоззрение приобрело столь широкую популярность среди народа.

Именно благодаря широкой славе Имхотепа идеалом древнего египтянина стал считаться его образ, то есть человек немногословный, мудрый, стойкий к лишениям и ударам судьбы, с гуманистическими взглядами, глубоко человечный, с абсолютной верой в послесмертное существование души. Многие люди последующих поколений (не говоря уже о тех, кто жил в его время) были воспитаны на таких популярных пословицах и изречениях Имхотепа как:

Строительство ирригационной системы

Имхотеп довольно лояльно относился ко всем религиозным концепциям государства. Он заслужил неподдельное уважение и расположение к своей особе не только фараона, но и влиятельных жрецов различных религий, поскольку даже в отношении политики жрецов он вёл себя очень тонко и мудро. Сам же он занимал твёрдую позицию веры, базирующейся на Знании. В нём не было сомнений в том, что он говорил, в нём не было двуличности, как это просматривалось у многих жрецов и вельмож. В нём чувствовался Человек Знания. Поэтому для многих людей, нашедших в нём этот невидимый, но вполне ощущаемый фундамент веры, Имхотеп стал открывателем Истин. Именно во многом благодаря его стилю жизни и мировоззрению в понятия египтян вошла абсолютная уверенность в том, что эта жизнь временна, и она дана для того, чтобы человек своей праведностью, честностью мыслей и поступков перед Богом (а не перед людьми) заслужил лучшую жизнь в загробном мире. В этом обществе верования в загробную жизнь стали доминирующими.

Конечно же, такая вера родилась не на пустом месте. Вера в загробную жизнь бытовала у египтян с древнейших времён и первоначально была основана на знаниях. Просто со временем знания частично утратились, и эти верования приняли форму путанной и непонятной религии. Поэтому большинство людей, так сказать по инерции поклонялись древним богам, зачастую не понимая и не вникая в саму религию. Это было для них всего лишь дань традиции предков, не более того. Однако, благодаря невидимой работе Имхотепа, всё изменилось.

Глобальный архитектурный проект

Все перечисленные заслуги Имхотепа — это была лишь видимая часть из той огромной работы, которую он успел сделать за свою жизнь. Но более ценная и значимая была та невидимая работа, которая тщательно скрывалась от посторонних глаз. Высокая должность открывала Имхотепу реальную возможность внести свою лепту в реализацию поведанного Сокровенником глобального архитектурного проекта мирового масштаба, который мог оказать неоценимую помощь человечеству далёкого будущего. Имхотеп в решении этого сложнейшего вопроса тоже поступил очень мудро. По сути видимая часть его работы — это есть подготовка к основной работе. Ведь создать то, что хотел Имхотеп, возможно было лишь в условиях высокоорганизованного общества. Так вот, как он поступил. Досконально изучив нравы и психологию правящей элиты — жрецов и в особенности фараона, он, сыграл на их же слабостях ради реализации своих планов, которые впоследствии принесли неоценимую духовную помощь многим людям.

Идея строительства ступенчатой пирамиды

Имхотеп предложил Джосеру на то время совершенно небывалый по размаху проект, от которого фараон просто не смог отказаться. Поскольку Джосер, так же как и другие египтяне, по своей вере должен был заботиться, в первую очередь, о своей жизни после смерти и как это было принято у фараонов, он обязан был построить себе гробницу ещё при своей жизни. Имхотеп подал ему идею — воздвигнуть необычную усыпальницу. Необычность заключалось в том, что это была не просто мастаба.

Имхотеп был более всех заинтересован в этом проекте. Он смог заинтересовать в нём не только фараона, но и влиятельных жрецов, поскольку данный проект предполагал строительство кроме необычной усыпальницы для фараона, целого комплекса, включающего в том числе и храмы. Да ещё за счёт фараоновой казны. А, следовательно, это обеспечивало жрецам будущий доход от служения в этих храмах.

Зернохранилище

Более того, он включил в план строительства даже огромное зернохранилище, так сказать, государственного уровня. И надо отметить, что впоследствии, благодаря большим запасам хранящегося там зерна, египтяне достаточно безболезненно переживали годы неурожая и засухи.

Весь комплекс окружает очень красивая и сложная стена. От главного входа в восточной стене до выхода на южной - один вход, который ведет в длинный зал с 40 колоннами, по 20 на каждой стороне. Каждая колонна связана с главной стеной перпендикулярной ей перегородкой, формируя маленькие "кабинки" между каждой колонной.

Когда Вы выходите из этой колоннады и проходите прямо вперед, Вы приближаетесь к ряду очень больших бункеров, которые уходят глубоко в землю. Они чрезвычайно велики в своих размерах, намного больше, чем любые известные погребальные палаты, и, вдобавок, соединены туннелем, который проходит намного ниже уровня основания земли. Кроме того, каждый бункер имеет лестницу, доходящую до его основания. Каждый город хранил зерно в своем регионе, но в этом комплексе в Саккаре такие огромные бункеры, которые могли хранить невероятное количество зерна - больше, чем нуждался бы отдельный город.

При входе в этот комплекс, как описано ранее, есть сорок маленьких кабин, каждая из которых имеет такой размер, что в эту кабину мог помещается один человек, который управлял бы выдачей квитанций и получением оплаты от людей, прибывающих с целью купить зерно. Могло быть также несколько таких "кассиров" для каждой группы языка, чтобы управляться с закупками тех, кто говорил на различных языках. Конечно, египтологи думают, что все эти небольшие кабины были предназначены для статуй, однако никаких опор там не было найдено, а статуи всегда устанавливались на опорах (или постаментах). Статуи могли исчезнуть, но опоры обычно остаются.

Комплекс в Саккаре уникален, так как ничего подобного ему никогда не было найдено. Он был описан Уильямом Хейесом как являющийся "настоящим городом по своей сути, запланированным и выполненным как отдельная единица и был построен из прекрасного белого известняка с близлежащих Мукаттамских Холмов" ("Скипетр Египта", том 1, стр.60).

Место, выбранное Имхотепом для строительства данной усечённой пирамиды, было отнюдь не случайным. Оно располагалось на краю плоскогорья, того самого плоскогорья, на котором в нескольких километрах к северу находился Большой Сфинкс. Имхотеп, объясняя план строительства фараону, жрецам и вельможам, мотивировал выбор этого места на пустынном плато якобы более близким расположением к Мемфису и прекрасным видом, который открывается оттуда на Мемфис.

Строительство пирамиды Джосера

Посох Имхотепа

Символика в творениях Имхотепа

В Персии был Авиценна. В средневековой Европе — Леонардо да Винчи. В России — Михаил Ломоносов. Подобных людей в истории человечества легко пересчитать по пальцам. Они появляются в переломные моменты истории, в годы особо яркого подъема государств и становления наций, и делают картину мира более цельной и четкой. Не стал исключением и Египет, где во время объединения Верхнего и Нижнего Египта при фараоне Джосере в полной мере проявились удивительные таланты Имхотепа. Точнее, Имхотеп был первым в списке многогранных гениев, облагодетельствовавших человечество своим присутствием на грешной земле.

Имхотеп-строитель

Шестиступенчатая пирамида Джосера изначально, видимо, планировалась как несколько модернизированная мастаба. Затем, как предполагают историки, появились дополнительные уровни-ступени, превратившие строение в ступенчатую пирамиду. Ступеням нашлась и символически-мифологическая роль — им суждено было стать лестницей на небеса для души фараона. Удивительная конструкция имеет общие черты с мастабами и более поздними пирамидами, но в то же время сильно отличается и от тех и от других. В необычном сооружении есть огромная шахта, сверху закрытая куполом и вмещающая в себя очень большой гранитный саркофаг, установленный на плохо сохранившемся мраморном сооружении неизвестного назначения.

Резюмируя архитектурные достижения Имхотепа, недостаточно упомянуть изобретение пирамиды и формирование базовых традиций культового зодчества Древнего царства. Стоит отметить, что храм Эдфу, второй по размерам после Карнакского древнеегипетский храм, также был предположительно возведен под руководством Имхотепа. Ему приписывают и изобретение колонны в архитектуре.

Имхотеп-целитель

Имхотеп становится богом

Homo universalis Древнего царства достиг небывалых для простого человека высот. Он был и практически премьер-министром страны, и священнослужителем в главном культовом центре государства, и зодчим номер один, и основателем медицины, а заодно и ведущим целителем. Если зайти в Каирский музей, можно увидеть на статуе царя упоминание Имхотепа — уникальный случай, когда придворный чиновник упоминается на статуе фараона. Но Имхотеп сумел стать большим, попав в древнеегипетскую мифологию, а затем и в верования греков и римлян.

Много лет египтологи сомневались в том, что Имхотеп был реальным человеком - так как они нашли довольно затруднительным поверить различным достоинствам, приписываемым ему в записях, написанных о нем спустя более чем тысячу лет после того, как он, как предполагалось, жил. Время от времени Имхотеп назывался "Леонардо Да Винчи" древнего Египта, но фактически он был ещё большим. Да Винчи получил репутацию гения, а Имхотеп был в конечном счете возвеличен в статус бога.

Манефон писал, что "во время правления фараона Джосера третьей династии жил Имутес ( Имхотеп ), который из-за своих медицинских навыков среди египтян имел репутацию Асклепиуса (греческого бога медицины) и который был изобретателем искусства строительства из тёсаного камня". Именно это утверждение заставило специалистов сомневаться относительно существования реального человека по имени Имхотеп . Но в 1926 году вопрос был улажен раз и навсегда - Имхотеп был реальным человеком.

Когда на ступенчатой пирамиде в Саккаре были закончены раскопки, там были найдены фрагменты статуи фараона Джосера. На её пьедестале вместе с именем фараона Джосера была написана следующая надпись: " Имхотеп - хранитель сокровищницы царя Нижнего Египта, первый после царя в Верхнем Египте, распорядитель великого дворца, наследник Бога, главный жрец Гелиополя, строитель, архитектор, ваятель каменных ваз".

С годами Имхотепа стали почитать как сына бога Птаха ( покровителя ремесленников) и богини Сахмет , и поклонялись ему вплоть до эпохи Птолемеев. В честь обожествленного Имхотепа строились храмы в Карнаке , Саккаре . Часовню в Саккаре называли Асклепейоном , больницей, где Имхотеп лечил. Именно в честь Имхотепа у греков потом появился бог врачевания Асклепий, а в римской мифологии - бог Эскулап. В конце-концов его стали называть Тотом , богом мудрости, создателем наук и иероглифов.

Имхотеп - архитектор первой пирамиды!

Именно Имхотепу приписывают то, что он разработал проект первой пирамиды и начал строить из высеченного камня вместо распространённого повсюду сырцового кирпича, изготавливаемого из глины с добавлением соломы.

Ступенчатая пирамида Джосерра в Саккаре

Ступенчатая пирамида Джосерра в Саккаре

Человек, вдохновивший фараона и жрецов на такое колоссальное строительство, должен был обладать особым авторитетом и мудростью, а его идея создания пирамид должна была совпадать и с интересами самих фараонов. Этой личностью оказался жрец, зодчий Имхотеп. Им был построен знаменитый мемориальный комплекс фараона Джосера в Саккаре. Предположительно, строительство комплекса пирамид в Гизе велось по единому проекту главного архитектора - Имхотепа.

Комплекс в Саккаре.

Комплекс в Саккаре

Колоннада из комплекса в Саккаре

Построенную первой из всех известных, ступенчатую пирамиду и её комплекс окружает очень красивая и сложная стена. От главного входа в восточной стене до выхода на южной есть только один вход, который ведёт в длинный зал из 40 колонн, по 20 на каждой стороне. Каждая колонна связана с главной стеной перпендикулярной ей перегородкой, формируя маленькие "кабинки" между каждой колонной.

Когда Вы выходите из этой колоннады и проходите прямо вперед, Вы приближаетесь к ряду очень больших бункеров, которые уходят глубоко в землю. Они чрезвычайно велики в своих размерах, намного больше, чем любые известные погребальные палаты. Они все соединены туннелем, который проходит намного ниже уровня основания земли, а также каждый бункер имеет лестницу, доходящую до его основания. Глубина этих огромных сооружений довольно велика и опускается намного ниже уровня земли.

В погребальном комплексе фараона под пирамидой находятся соответствующие бункеры для загробной жизни фараона и его семьи, и в них при раскопках были найдены зерно и остатки других пищевых веществ.

Размеры комплекса:
По периметру стены: 549*274 м.
Размер пирамиды: 125*115*61 м.
Высота стен: 9 м.

Статуя фараона Джосерра (2 ф. 3дин., 2668 - 2649 до н.э. )

Главная должность Имхотепа - премьер-министр, и Имхотеп , вероятно, был первым, кто мог похвастаться таким широким диапазоном полномочий в древнем Египте. Имхотеп был также "священником Гелиополя"

Два блока белого извесняка из облицовки пирамиды Джосерра

Свидетельство показывает, что Имхотеп не был премьер-министром Джосера с начала его правления. Фактически, не было сделано никаких упоминаний об Имхотепе на более ранних памятниках Джосера. (Например, Имхотеп не был архитектором могилы Джосера, построенной в Бейт Халлаф, строительство которой было вероятно предпринято вскоре после того, как он стал фараоном. Имени Имхотепа там нет, что указывает на то, что в то время он пока ещё не был назначен на его высокий пост. )

Людей на государственные должности обычно назначали из семьи или приближённых фараона, премьер-министром фараона обычно был его сын.

Но, некоторые записи о титулах Имхотепа указывают, что он не был ни сыном, ни кем-либо другим, кроме как "человеком, добившимся своего положения своими собственными силами". Этот случай был уникальным!

Древнегреческие тексты говорят о некотором месте около Мемфиса, куда прибывали люди поклониться Имхотепу и излечиться (с его помощью). Когда археологи продолжили искать могилу Имхотепа около ступенчатой пирамиды, совсем рядом они нашли невероятный лабиринт подземных туннелей, заполненных мумифицированными птицами ибисами и в отдельных галереях быками. Они нашли усыпальницу Имхотепа, описанную греками. Надписи и монеты, найденные здесь, показывают, что люди прибывали сюда с целью быть излеченными, обнаружена даже надпись анонимного грека о том, что он прибыл сюда после того, как он был вылечен через сон!

После обожествления Имхотепа, ставшем теперь богом медицины, ему дали название "Главный Покровитель Ибисов", и это послужило связью этого лабиринта с ним. Эти сотни тысяч ибисов, которыми были заполнены все туннели, были мумифицированы и принесены сюда как приношение Имхотепу.

Позднее было обнаружено, что эти галереи соединены с помещением, которое продлевает вход до погребальной палаты, содержащей пустой саркофаг. Также обнаружено, что эта палата принадлежала очень большой мастабе (гробнице), которая содержала вторую палату, наполненную разбитыми каменными вазами, и там были найдены кувшины с оттисками печати Джосера!

Вот абсолютное доказательство того, что это было могилой высокопоставленного лица времени правления Джосера. Никаких надписей не было найдено на стенах. . Это было чей-то важной могилой со времени Джосера, но саркофаг, к сожалению, был пуст.

Гробница была обнаружена в 1928 году, тогда же ей и присвоили название "Южная Могила".


Он был гением — первым гением в истории человеческой цивилизации. Его признали при жизни и почитали после смерти несколько тысячелетий. Его называют предшественником Леонардо да Винчи.

Подробностей о жизни Имхотепа почти не сохранилось. Возможно, Имхотеп родился в пригороде Хет-Ка-Пта (Мемфис). Однако другие классические авторы предполагают, что он был родом из деревни Гебелейн, к югу от древних Фив. Его отцом был архитектор по имени Канофер. Имхотеп был женат на знатной госпоже по имени Ронфре-ноферт. Однако у данных сведений нет достоверного подтверждения. Предположительно, Имхотеп жил в эпоху четырех фараонов. Он был современником Джосера — фараона третьей династии (Старое Царство). До этого времени в Египте каменных зданий почти не строили. Дома египтян были из глины и тростника, а дворцы и гробницы-мастабы сооружали из кирпича.

Джосер, как было принято фараону, начал строить сеґбе гробницу ещё при жизни, эта крупная мастаба частично сохранилась. Однако помимо этого фараон решил начать строительство первой пирамиды, предложенной Имхотепом. План постройки выглядел так: на крупной мастабе-основе возводилась другая поменьше, и так далее до шести уменьшающихся мастаб. Так появилась ступенчатая пирамида высотой около семидесяти метров.

Второе изобретение Имхотепа в области строительства также связано с пирамидой Джосера. Имхотеп первый спроектировал и воздвиг каменный храмовый комплекс у усыпальницы фараона, который стал первым сооружением Египта, полностью построенным из известняка. Однако декоративные элементы, колонны, крыши, карнизы и стены этих строений точно повторяли детали и формы традиционных кирпичных и деревянных построек той эпохи. Центром комплекса стала ступенчатая пирамида, окруженная культовыми постройками. Общая площадь комплекса составила 540 х 278 метров.

Считается, что главные культовые центры Имхотепа находились в птолемеевском храме Хатхор в Дейр эль-Медине; в Карнакском храме в Фивах, где его почитали вместе с Аменхотепом сыном Хапи; на верхней террасе храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри было построено святилище Имхотепа; а на острове Филе перед восточным пилоном храма Исиды располагалась его часовня. В Мемфисе, в Нижнем Египте, в честь Имхотепа был воздвигнут храм около Серапеума.

Гений прожил долгую жизнь и умер в период правления фараона Хуни. Место погребения Имхотепа не найдено, но есть предположения относительно Саккары, возможно, это мастаба N3518. Статуя Имхотепа стала первым портретом ученого — ее обломки обнаружили в заупокойном храме фараона.



Имхотепа неспроста называют изобретателем каменного зодчества. Несмотря на то, что с камнем были знакомы многие другие архитекторы, именно Имхотеп предпринял удачную попытку построить из него царскую усыпальницу. Кроме того, многие современные математики удивляются точности расчетов египетского архитектора, которые позволили не только создать, но и сохранить для потомков прекрасное древнее сооружение.

Выбрав подходящее место для царской усыпальницы (на территории Саккары), Имхотеп, прежде всего, велел рабочим построить глубокую погребальную камеру, в которую впоследствии будет помещен саркофаг с мумией фараона Джосера, а также подземные галереи, в которые безутешные потомки смогут поместить различные ритуальные предметы. Кроме того, были предусмотрены помещения для всех членов семьи фараона, которые впоследствии были объединены с царской камерой.

Имхотепу приписывают возведение храма в Эдфу, однако до сих пор этому нет никаких определенных доказательств.

После своей смерти (кстати, гробница великого зодчего не была обнаружена, хотя многие исследователи утверждают ее близость к Ступенчатой пирамиде Джосера) Имхотеп был наделен древними египтянами божественными свойствами, которые позволяли даже в поздний — греко-римский период — исцелять всех, посещающих посвященные ему храмы в Мемфисе и Филэ на Ниле. В наши дни имя древнеегипетского архитектора увековечено не только на нашей планете, но также и в названии меркурианского кратера.

Имхотеп — почитали, как бога


Ритуально-погребальный комплекс фараона III династии Джосера в Саккара включает в себя первое каменное здание древнего мира – ступенчатую пирамиду. Она стала прародительницей всех пирамидных сооружений Древнего Египта. Статуя Имхотепа — египетского зодчего и греческого бога Асклепия

Несмотря на то, что пирамида Джосера является самым древним сооружением такого типа, она сохранилась в значительно лучшем состоянии, чем подавляющее большинство более поздних конструкций пирамидальной формы (всего в Египте их известно около ста).

Египтологи точно знают имя гениального зодчего, который спроектировал и руководил строительством этого грандиозного сооружения. Им был Имхотеп — визирь (премьер-министр) при фараоне Джосере (ок. 2667-2648 до н.э.).

Именно этот сановник стал архитектором первой пирамиды и всего великолепного ритуально-погребального комплекса для своего фараона.

Творение Имхотепа настолько впечатляло своей грандиозностью, монументальностью и величием как современников, так и потомков, что покрыло его имя неувядаемой славой.

Награда фараона


На основании статуи фараона Джосера вырезаны имя и титулы визиря Имхотепа. Фараон удостоил своего архитектора небывалой награды. Данный фрагмент хранится в Каирском музее. Сам фараон остался очень доволен результатом творчества своего разностороннего министра. До нашего времени дошел постамент скульптуры фараона Джосера, на котором вырезаны имя и титулы Имхотепа – небывалая почесть для того времени.

Это также и подтверждение того, что Имхотеп – не только легендарная личность, но и человек, реально существовавший на самом деле.

Со временем и сам Имхотеп был обожествлен – один из немногих людей нецарского звания, обожествленных за всю историю Древнего Египта. Он присоединился к триаде богов, которым поклонялись в Мемфисе (древняя столица Египта).

Причем спустя много веков Имхотепу поклонялись в первую очередь не как строителю и архитектору первой каменной пирамиды, а как богу мудрости и медицины. А уже от древних египтян Имхотеп под именем Асклепий попал в пантеон богов древних греков в качестве бога-покровителя медицины.

Паломники к могиле

Многочисленные паломники стекались в Саккара, где, предположительно, был похоронен Имхотеп. Однако реальная могила этого великого человека до сих пор не найдена. Археологи обнаружили большое количество мумифицированных ибисов (ибис был связан и с богом Тотом, богом мудрости, и Имхотепом, который тоже почитался в этом же качестве). Иногда паломники оставляли глиняные модели рук, ног, или частей тела, надеясь быть излеченными.

Бронзовые скульптуры Имхотепа, держащего в руках свиток папируса, были широко распространенными храмовыми подношениями в Поздний и Птолемеевский периоды истории Древнего Египта. Культовый центр поклонения Имхотепу был в Саккара, но святыни, посвященные ему, были найдены и в других храмах Египта, в частности в Карнаке и на острова Филе.

Основоположник пирамидного строительства


Пирамидный комплекс фараона Джосера. На переднем плане восстановленные сооружения. Они в отличие от самой пирамиды дошли до нас только в виде руин. Архитектор первой пирамиды разработал проект и построил не только саму усыпальницу Джосера, предшественницу всех подобных сооружений, но и весь комплекс окружающих ее строений. Он заложил архитектурные основы строительства пирамидных комплексов на многие века.

Огромная территория ритуально-погребального комплекса Джосера, площадью около 150 000 квадратных метров, была обнесена Имхотепом каменной стеной высотой 10 метров. В стене имелись четырнадцать ворот, из которых только одни были настоящими, а все остальные — ложными.

Внутри, за стеной, были построены дворцы и святилища, располагавшиеся вокруг шестиступенчатой, прямоугольной пирамиды, высотой более 60 метров.

Таким образом, Имхотеп использовал при строительстве комплекса Джосера определенные архитектурные модели, которые были известны в Древнем Египте и раньше. Но мы не знаем, как и почему ему пришла в голову идея возвести огромные мастабы одна над другой и получить в итоге огромную по размерам каменную пирамиду.

Ученые предполагают, что в усыпальнице Джосера самым наглядным образом нашла воплощение идея той лестницы, по которой фараон после смерти поднимается на небо, чтобы обрести вечную жизнь. Так как сами пирамиды нужны были египетским фараонам не для земной славы, а для обретения бессмертия.

Гениальный замысел, ставший реальностью

Грандиозной является и подземная часть сооружения, состоящая из сложных ходов и большого числа камер, уходящих в землю на глубину 28 метров. Внутреннее устройство пирамиды Джосера в целом сложнее, чем у многих других, не имеющих такой разветленной сети подземных помещений.

Строители предусмотрели много секретов, которые должны были защитить внутренние помещения от грабителей (однако мы сейчас знаем, что грабители все-таки смогли проникнуть в пирамиду Джосера).

Весь пирамидный комплекс Джосера построен из камня. До Имхотепа никто не использовал камень так широко – строили в основном из сырцового кирпича, тростника, обмазанного глиной, и дерева. Технология работы с камнем была известна, но не в таких масштабах.

Вот этот масштаб построенного и вызывает наибольшее удивление – как мог человек вообще решиться взяться за такое грандиозное строительство? Это было новаторством во всех отношениях – и по проекту, и по форме, и по материалам, и по технологиям, и по мастерству исполнения.

Если с неквалифицированной рабочей силой в Древнем Египте не было проблем, то каким образом Имхотеп сумел подготовить, воспитать и обучить сотни, если не тысячи квалифицированных мастеров, необходимых для такого строительства?

Это пока неизвестно. Скорее всего, никогда точно этого не узнаем, и будем строить только предположения более или менее правдоподобные. Слишком мало достоверных источников дошло до нас из глубины прошедших с тех пор тысячелетий.

Но одно можно сказать достаточно уверенно и точно: взяться за такое дело мог только исключительно умный, волевой и целеустремленный человек, наделенный гениальными архитектурными и организаторскими способностями. Словом, такой, каким и был строитель и архитектор первой пирамиды на земле — Имхотеп.

Великие архитекторы Древнего Египта

Позже был обожествлён и почитался в качестве бога врачевания. Имхотеп считается первым известным в мировой истории универсальным человеком, архитектором, инженером и учёным, а иногда также и первым врачом (хотя приблизительно в то же время жили двое других врачей, Мерит-Птах и Хеси-Ра).

Имхотеп спроектировал первую ступенчатую пирамиду в Саккаре близ Мемфиса — усыпальницу Джосера, а также комплекс архитектурных сооружений, окружающих пирамиду. Имхотеп считается изобретателем пирамидальной архитектурной формы: он предложил надстроить над каменной мастабой (прямоугольной усыпальницей) фараона ещё три мастабы размером поменьше, превратив мастабу в четырёхступенчатую пирамиду (в дальнейшем количество ступеней пирамиды было увеличено до шести, и она достигла 61 м в высоту). Таким образом, Имхотеп выступает в качестве основоположника архитектурной традиции всего Древнего царства, строившейся на использовании пирамидальной формы в проектировании царских захоронений. Кроме того, есть основания считать Имхотепа также изобретателем колонны в зодчестве.

Имхотеп пережил Джосера. На северной стене, окружающей комплекс недостроенной пирамиды преемника Джосера Сехемхета, было обнаружено имя Имхотепа, что делает возможным его участие в строительстве и этой гробницы. Обычно его также считают творцом храма в Эдфу.

В египетской мифологии Имхотеп считался сыном мемфисского бога-творца Птаха (и чаще всего, богини-львицы Сехмет). Он изображался в виде юноши, сидящего с развернутым папирусом. Иногда он также выступал в роли бога воздуха Шу, отделяющего небо (богиня Нут) от земли (бог Геб), и в таком качестве предотвращал наступление хаоса. Будучи также покровителем искусств, он был связан с Хатхор, Маат и другим визирём и архитектором, позже обожествлённым, — Аменхотепом, сыном Хапу, жившим во времена фараона XVIII династии Нового царства Аменхотепа III.

Паломники посещали Саккара, отдавая дань как гробнице Имхотепа, так и захоронениям мумий ибисов — птицы, которая ассоциировалась как с Имхотепом, так и с Тотом (как богом мудрости, письма и науки). Мумии ибисов тысячами хоронили в некрополе для животных на северо-востоке от комплекса ступенчатой пирамиды. Другие культовые центры Имхотепа находились в Карнакском храме в Фивах (где его почитали вместе с Аменхотепом, сыном Хапу) и в святилище на верхней террасе храма женщины-фараона Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, а в позднейшее время — в птолемеевском храме Хатхор в Дейр эль-Медине.

Читайте также: