Доклад на тему одежда ингушей

Обновлено: 02.07.2024

IMG 7296

Национальный костюм является одной из важных составляющих культуры того или иного народа, рассказывающих о его обычаях и истории развития.

Ингушская национальная культура является самобытной и своеобразной, а еще она универсальна, поскольку находится в тесном взаимодействии с культурами других кавказских народов. Как и все жители гор, ингуши обладают свободолюбивым характером, и их традиционное одеяние является таким же ярким, немного торжественным, как и сами носящие его люди. Археологические и этнографические сведения и ряд других источников свидетельствуют о том, что основной тип вайнахского костюма сложился в процессе развития мужского костюма других народов Кавказа в 16-18 вв. Несмотря на этническую пестроту, к этому периоду в мужской одежде почти всех кавказских народов сложились сходные черты, т.е. сформировалась так называемая мужская одежда кавказского типа. Вместе с тем в ингушском мужском костюме четко выделяются локальные особенности в манере ношения, форме головных уборов и т.д. Роль мужчины в вайнахском обществе как воина-всадника, землепашца, скотовода обусловило то, что его одежда характеризовалась простотой конструкций, строгим силуэтом, сдержанным колоритом. Она надежно защищала при любых погодных условиях, была удобна при верховой езде по крутым горным тропам, подчеркивала мужественность, ловкость и романтичность горца.

На формирование традиционного одеяния того или иного народа, безусловно, влияют условия жизни, климат, географические особенности, приверженность к той или иной религии, а также его социально-экономическое положение. Костюм ингушского народа – не исключение. Ингуши — истинные жители гор, такие гордые и свободолюбивые, как орлы, которые кружат над их селениями, расположенными высоко под самым небом. На протяжении многих веков ингуши занимались овцеводством, а следовательно, обработкой и прядением шерсти. Именно этот материал был взят за основу при создании их традиционной одежды. Кроме шерсти и овчины, также использовалось такое натуральное сырье, как кожа и мех. Ингуши очень давно научились изготавливать сукно и войлок, а затем из них умелые местные мастера шили те или иные элементы, которые включала в себя ингушская национальная одежда.

Наиболее ярким и выразительным предметом материальной культуры каждого народа является одежда. У ингушей она была разнообразной. Потребности в одежде и тканях удовлетворялись за счет местной сырьевой базы, в то же время использовались и привозные ткани. В каждой семье умели шить, этим занимались женщины. Мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям, и вместе с тем отличалась простотой и элегантностью, что отвечало их нравственным и эстетичным запросам. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. Бешмет был повседневной одеждой, черкеску одевали в тех случаях, когда шли в гости, на вечеринку, в мечеть, сельские сходы. По обеим сторонам черкески нашивались газырницы. Из верхней одежды еще были бурка и шуба из овчины. В качестве головного убора ингуши зимой носили шапку (элтар-кий), летом — шляпу (мангал-кий).

Важным элементом одежды была бурка, которую носили зимой и летом. Она изготавливалась из овечьей шерсти, по форме напоминала усеченный конус и защищала от любой непогоды. Легкая и теплая, бурка служила и подстилкой, и одеялом одновременно, была удобна при верховой езде. Традиционный мужской костюм ингушей имел много общих черт с костюмом других народов Северного Кавказа, что объясняется тесными и длительными взаимными связями народов Кавказского региона и сходными условиями жизни. Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы — карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри — деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. К концу 19 века, с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет.

В начале XX в. стали носить фуражки, позднее — шляпы. Обувь была разнообразной – ноговицы, чувяки из сыромятной кожи. Позже появились сапоги (иккаш), и калоши. Повседневной одеждой женщин были платье-рубаха (коч). Праздничным костюмом женщин было чукхи, которое шили из шелка, бархата и парчи. Атрибутами чукхи были шапочки в форме усеченного конуса с золотым и серебряным шитьем, а также специальные нагрудники с застежками и пояс из бронзовых и серебряных пластин, украшенных гравировкой, чернью, зернью, позолотой, полудрагоценными камнями.

Головные уборы женщин были разнообразными – это платки, шали, а также встречается и особый головной убор рогообразной формы – курхарс. Обувь ингушек состояла из мягких сафьяновых сапожек, из туфель с глухим носком без задника. Обувь шили из сыромятной кожи и сафьяна, что подтверждало распространение у ингушей кожевенного ремесла. Из кожи помимо обуви изготовляли кисеты, ремни, чехлы, седла, сбруи и т.д. О развитии ткачества свидетельствуют пряслица, найденные в результате археологических раскопок. Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно, что было связано с развитием овцеводства.

IMG 7225

Ингушские женщины пользовались различными украшениями. Они носили медные, бронзовые и серебряные височные кольца, а также сердоликовые и стеклянные бусы. Производство височных колец, по-видимому, было освоено ингушскими мастерами.

Каждый из дошедших до нашего времени ингушских костюмов шился вручную. Девушек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Сегодня, к сожалению, у нас практически позабыли о том, как одевались их предки. Национальные костюмы лишь изредка используются на праздниках и торжественных мероприятиях, посвященных истории народа. Чаще их можно увидеть на фото. Одежда отражает внутренний мир человека, который формировался и передавался от поколения к поколению. Т.е. костюм отражает те понятия и ценности, которые нельзя выразить другими способами. С одной стороны он служит для обеспечения жизненных потребностей, а с другой — отражает ментальность общества. Одежда ингушей отличается исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений. Надеемся, что праздник День национального костюма поможет привить интерес молодежи к национальным костюмам и традициям ингушей.

Национальный костюм является одной из важных составляющих культуры того или иного народа, рассказывающих о его обычаях и истории развития. Ингушская национальная культура является самобытной и своеобразной, а еще она универсальна, поскольку находится в тесном взаимодействии с культурами других кавказских народов. Как и все жители гор, ингуши обладают свободолюбивым характером, и их традиционное одеяние является таким же ярким, немного торжественным, как и сами носящие его люди. Археологические и этнографические сведения и ряд других источников свидетельствуют о том, что основной тип вайнахского костюма сложился в процессе развития мужского костюма других народов Кавказа в 16-18 вв. Несмотря на этническую пестроту, к этому периоду в мужской одежде почти всех кавказских народов сложились сходные черты, т.е. сформировалась так называемая мужская одежда кавказского типа. Вместе с тем в ингушском мужском костюме четко выделяются локальные особенности в манере ношения, форме головных уборов и т.д. Роль мужчины в вайнахском обществе как воина-всадника, землепашца, скотовода обусловило то, что его одежда характеризовалась простотой конструкций, строгим силуэтом, сдержанным колоритом. Она надежно защищала при любых погодных условиях, была удобна при верховой езде по крутым горным тропам, подчеркивала мужественность, ловкость и романтичность горца.

На формирование традиционного одеяния того или иного народа, безусловно, влияют условия жизни, климат, географические особенности, приверженность к той или иной религии, а также его социально-экономическое положение. Костюм ингушского народа – не исключение. Ингуши — истинные жители гор, такие гордые и свободолюбивые, как орлы, которые кружат над их селениями, расположенными высоко под самым небом. На протяжении многих веков ингуши занимались овцеводством, а следовательно, обработкой и прядением шерсти. Именно этот материал был взят за основу при создании их традиционной одежды. Кроме шерсти и овчины, также использовалось такое натуральное сырье, как кожа и мех. Ингуши очень давно научились изготавливать сукно и войлок, а затем из них умелые местные мастера шили те или иные элементы, которые включала в себя ингушская национальная одежда.

Наиболее ярким и выразительным предметом материальной культуры каждого народа является одежда. У ингушей она была разнообразной. Потребности в одежде и тканях удовлетворялись за счет местной сырьевой базы, в то же время использовались и привозные ткани. В каждой семье умели шить, этим занимались женщины. Мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям, и вместе с тем отличалась простотой и элегантностью, что отвечало их нравственным и эстетичным запросам. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. Бешмет был повседневной одеждой, черкеску одевали в тех случаях, когда шли в гости, на вечеринку, в мечеть, сельские сходы. По обеим сторонам черкески нашивались газырницы. Из верхней одежды еще были бурка и шуба из овчины. В качестве головного убора ингуши зимой носили шапку (элтар-кий), летом — шляпу (мангал-кий).

Важным элементом одежды была бурка, которую носили зимой и летом. Она изготавливалась из овечьей шерсти, по форме напоминала усеченный конус и защищала от любой непогоды. Легкая и теплая, бурка служила и подстилкой, и одеялом одновременно, была удобна при верховой езде. Традиционный мужской костюм ингушей имел много общих черт с костюмом других народов Северного Кавказа, что объясняется тесными и длительными взаимными связями народов Кавказского региона и сходными условиями жизни. Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы — карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри — деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. К концу 19 века, с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет.

В начале XX в. стали носить фуражки, позднее — шляпы. Обувь была разнообразной – ноговицы, чувяки из сыромятной кожи. Позже появились сапоги (иккаш), и калоши. Повседневной одеждой женщин были платье-рубаха (коч). Праздничным костюмом женщин было чукхи, которое шили из шелка, бархата и парчи. Атрибутами чукхи были шапочки в форме усеченного конуса с золотым и серебряным шитьем, а также специальные нагрудники с застежками и пояс из бронзовых и серебряных пластин, украшенных гравировкой, чернью, зернью, позолотой, полудрагоценными камнями.

Головные уборы женщин были разнообразными – это платки, шали, а также встречается и особый головной убор рогообразной формы – курхарс. Обувь ингушек состояла из мягких сафьяновых сапожек, из туфель с глухим носком без задника. Обувь шили из сыромятной кожи и сафьяна, что подтверждало распространение у ингушей кожевенного ремесла. Из кожи помимо обуви изготовляли кисеты, ремни, чехлы, седла, сбруи и т.д. О развитии ткачества свидетельствуют пряслица, найденные в результате археологических раскопок. Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно, что было связано с развитием овцеводства.

Ингушские женщины пользовались различными украшениями. Они носили медные, бронзовые и серебряные височные кольца, а также сердоликовые и стеклянные бусы. Производство височных колец, по-видимому, было освоено ингушскими мастерами.

Каждый из дошедших до нашего времени ингушских костюмов шился вручную. Девушек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Сегодня, к сожалению, у нас практически позабыли о том, как одевались их предки. Национальные костюмы лишь изредка используются на праздниках и торжественных мероприятиях, посвященных истории народа. Чаще их можно увидеть на фото. Одежда отражает внутренний мир человека, который формировался и передавался от поколения к поколению. Т.е. костюм отражает те понятия и ценности, которые нельзя выразить другими способами. С одной стороны он служит для обеспечения жизненных потребностей, а с другой — отражает ментальность общества. Одежда ингушей отличается исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений.

Надеемся, что праздник День национального костюма поможет привить интерес молодежи к национальным костюмам и традициям ингушей.


Ингушский костюм — комплекс традиционной национальной одежды, обуви и аксессуаров, использовавшийся ингушами в повседневном и праздничном обиходе.

Описания элементам ингушского костюма давали в своих трудах: в начале 80-х гг. XVIII в. Якоб Рейнегс; побывавшие на Северном Кавказе в начале XIX в. Юлиус фон Клапрот и чуть позже — Мориц фон Энгельгардт, а также известные кавказоведы Генко А. Н., Семенов Л. П., Крупнов Е.И. и др.

Мужская одежда

Судя по археологическим материалам, полученным из погребальных памятников Горной Ингушетии, средневековый костюм мужчины состоял из двух одежд. На нижнюю (нательную) одежду надевался длинный шерстяной кафтан, доходящий до колен, и широкие шаровары из грубой шерстяной ткани, на ноги надевались мягкие козловые сапоги (ноговицы), а на голову — мягкая стеганая шапка. В погребениях более позднего времени встречаются черкески с газырями, меховые барашковые шапки (папахи). Кафтаны и черкески опоясывались одним или двумя кожаными поясами с железными и бронзовыми пряжками, тонкие пояса украшались серебряными и бронзовыми наконечниками и бляшками. К поясам подвешивались кисеты из кожи с огнивом, кресалом и трутом. И обязательно холодное оружие: железные ножи с деревянными и костяными рукоятками, в кожаных ножнах, а также сабли и кинжалы.

Обувь составляли сафьяновые чувяки, иногда − башмаки или сапоги, подбитые железными скобками.

Головной убор

В качестве головного убора ингушами использовалась цветная стеганая шапка (иногда с кисточкой), реже − меховая с цветным верхом.

Аксессуары

Некоторые функциональные компоненты мужского костюма могли служить и украшениями, такие как пояс (ингуш. тIexкap), газыри (ингуш. бустамаш), часы (ингуш. сахьат) и др. Выделяли два типа мужских поясов: кожаные с металлическим набором; из ткани или войлока. Во второй половине XIX — начале XX в. более всего были распространены пояса в виде узкого кожаного ремня. На одном конце пояс имел пряжку, в которую продергивался другой конец пояса, снабженный металлическим наконечником. Пояс туго затягивался на талии, а длинный кончик продевали в подвижную обоймочку. Такие пояса носили повседневно, они были доступны любому горцу. Праздничные пояса украшали многочисленными, часто серебряными бляшками и подвесками разной формы.

Отличие черкески от сходных по покрою кафтанов и т. п. видов одежды составляют карманчики для газырей, которые с конца XVIII в. стали нашивать на черкеску по обеим сторонам груди. В эти карманы вставлялись газыри (по 7-9 штук). Изначально они выполняли не столько декоративную, сколько практическую функцию. В узких длинных карманчиках хранились заряды для кремневых ружей и пистолетов, помещавшиеся в специальных емкостях, патронах, имеющих декоративные крышки, украшенные серебряным чеканным или литым навершием, часто с чернью. Охватывая практически всю грудь, газыри выполняли и защитную функцию, прикрывая тело от рубящих ударов холодным оружием.

В позднесредневековых погребениях Ингушетии обнаружены мужские кольца из бронзы, однако данные относительно существования подобных украшений в более поздний период очень скудны.

Со второй половины XIX в. роскошным дополнением мужского костюма стали карманные часы. Часы выполняли не только практическую функцию, но и использовались как дорогой престижный аксессуар. По мере расширения их производства и удешевления главным образом серебряные часы стали использоваться как вид подарка.

Женская одежда

Согласно материалам приводимым, в частности, Е. И. Крупновым:

«Женщины одеты в длинные платья-рубахи с неглубоким разрезом на груди. Нижнее платье – с короткими рукавами из грубого белого холста. Нередко встречается и третье платье, сшитое из плотной грубоватой шерстяной ткани собственного производства. Это платье также имеет длинные рукава и разрез на груди, застегивающийся пуговицами. Все верхние платья, особенно шелковые, обычно имеют яркие цвета: красный, синий, зеленый, оранжевый. Кроме рубах и платьев женщины имели шаровары из холста или тонкой материи. Ноги были обуты в чувяки или сапожки на мягкой подошве из цветного сафьяна.

Головы ингушских женщин украшали массивные плоские медные или бронзовые и серебряные височные восьмилопастные кольца. У шеи находились низки, состоящие из набора разнообразных бус: сердоликовых, стеклянных и из цветной пасты. На пальцах рук надето иногда по нескольку бронзовых и серебряных колец и перстней с глазками из цветного стекла. Талию опоясывал кушак из шелка или холста, к которому привязывались железные ножницы, а также сумочки с шелковыми цветными нитками, иглами и наперстками, деревянные гребни и очень редко стеклянные зеркальца в деревянной оправе.

Головной убор

Профессиональная одежда

Охотник

Письменные источники сохранили информацию о некоторых особенностях профессиональной одежды у ингушей. Например, описывается одежда охотника (ингуш. чарахь), который надевал чувяки с сафьяновыми ноговицами, поршни из сыромятной кожи, с плетеными ременными подошвами; в газыри был насыпан порох, который затыкался круглою свинцовою пулею, обернутой в засаленную тряпочку; к поясу привешивался старый кинжал и кисет из бычьего пузыря, наполненный махоркою. С собой бралась мохнатая кожаная котомка с провизией, состоявшая из овечьего сыра и кукурузных лепешек; за пояс затыкалась веревка со связкою стальных кошек и коротенькая трубка.

Пастух

Косарь

Национальный ингушский костюм

Лоамий мехка хозагIа дола дакъа ДIа а лаьца улл хьо, ГIалгIайче, Курра йолаш никъ хьо хьай дIахо Дуне мел латт яха хьо, ГIалгIайче. Аллах - Даьла, низ ба ГIалгIайченна, Везан - Даьла, йоахае ГIалгIайче.

Гимн Республики Ингушетия Цуров

Гимн Республики Ингушетия Цуров

Гимн Республики Ингушетия Цуров Рамзан – дешаш яздяр (автор слов гимна РИ) Зангиев Руслан – мукъам (композитор гимна РИ)

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Национальный ингушский костюм

Лоаццача Iаьржача алтаза гIовтал тIа гIолла юкъ эзза хьоарчадаьча тIехкарах улла дотоца кхаьла шалта ботт маьлха зIанарех къегар, кхыметтел цун тIехкарах

Лоаццача Iаьржача алтаза гIовтал тIа гIолла юкъ эзза хьоарчадаьча тIехкарах улла дотоца кхаьла шалта ботт маьлха зIанарех къегар, кхыметтел цун тIехкарах

Говраш а яр бIарг хьесташ хоза

Говраш а яр бIарг хьесташ хоза

ГIалгIай маIача сага гIирс Одежда ингушского мужчины

ГIалгIай маIача сага гIирс Одежда ингушского мужчины

ГIалгIай маIача сага гIирс Одежда ингушского мужчины

ГIалгIай маIача сага гIирс – Одежда игушского мужчины

ГIалгIай маIача сага гIирс – Одежда игушского мужчины

ГIалгIай маIача сага гIирс – Одежда игушского мужчины

ГIалгIай маIача сага КИЙ Головной убор ингушского мужчины

ГIалгIай маIача сага КИЙ Головной убор ингушского мужчины

ГIалгIай маIача сага КИЙ Головной убор ингушского мужчины

Цхьаболча наха ювц Элтар кий, Цо доаккхаш санна хет

Цхьаболча наха ювц Элтар кий, Цо доаккхаш санна хет

Цхьаболча наха ювц
Элтар кий,
Цо доаккхаш санна хет
Царна шоай сий

Шеко яц, хоза тов
Элтара кий,
Бакъда, хьанна хов
Кийна кIалха хьаькъал дий?
Хьаькъало доаккхаргда
Элтарча кийна сий.
Iовдалча керто йохийтаргья
Эздеча кийнах вий.

Элтара кийнах доаккхал деш,
Баьсса корта сонта баргба,
Шийла эсалагIа хеташ,
Хьаькъала керта тIа туллача
Кийнаца дов доаккхаргда.

Шин кийнах цаI
Йожанза яьргьяц хоттала
Элтара кий —
Сов беза мухь ба Iовдала.
Элтарча кийно куц доаккх
Куц даргдолчун.
Iовдалал а гучайоаккх
Йолш волчун.

Элтара кий – Каракулевая шапка

Элтара кий – Каракулевая шапка

Элтара кий – Каракулевая шапка

Сира устагI - Серая овца

Сира устагI - Серая овца

Сира устагI - Серая овца

КIайча гата коч а ювхаш, Бений тхан из кий а туллаш,

КIайча гата коч а ювхаш, Бений тхан из кий а туллаш,

КIайча гата коч а ювхаш,
Бений тхан из кий а туллаш,
Из каIьнк сенга водал-теш,
Тайп-тайпара уйлаш еш,
КIанто санна болар деш?

Кхакха кий (Бене кий) Шапка из овечьей шкурки

Кхакха кий (Бене кий) Шапка из овечьей шкурки

Кхакха кий (Бене кий) Шапка из овечьей шкурки

УстагIийи, Iахииргаши Овцы и овечки

УстагIийи, Iахииргаши Овцы и овечки

УстагIийи, Iахииргаши Овцы и овечки

Кхакхий (кIай, Iаьржа, мура) Овечьи шкурки (белая, коричневая, черная)

Кхакхий (кIай, Iаьржа, мура) Овечьи шкурки (белая, коричневая, черная)

Кхакхий (кIай, Iаьржа, мура) Овечьи шкурки (белая, коричневая, черная)

БIегIинга кий (мангала кий) Войлочная шапка-шляпка

БIегIинга кий (мангала кий) Войлочная шапка-шляпка

БIегIинга кий (мангала кий) Войлочная шапка-шляпка

Лоргаш латта устагIий, дутташ латта тха…

Лоргаш латта устагIий, дутташ латта тха…

Лоргаш латта устагIий, дутташ латта тха… Стрижка овец и стирка шерсти…

МалагIа кино чура да я сурт? Малав я актёр?

МалагIа кино чура да я сурт? Малав я актёр?

МалагIа кино чура да я сурт? Малав я актёр? Из какого фильма данный кадр? Кто этот актер?

Мамилов Суламбек Актер, режиссёр

Мамилов Суламбек Актер, режиссёр

Мамилов Суламбек Актер, режиссёр

ГIалгIай маIача сага тIабувха гIирс…

ГIалгIай маIача сага тIабувха гIирс…

ГIалгIай маIача сага тIабувха гIирс… Одежда Ингушского Мужчины

Палчакхаш

Палчакхаш

Хетта палчакх

Хетта палчакх

КIуч бола палчакх

КIуч бола палчакх

КIуч бола палчакх

Ега палчакх

Ега палчакх

Тамара Яндиева «Сийна палчакх"

Тамара Яндиева «Сийна палчакх

Тамара Яндиева «Сийна палчакх"

КIайи - Iаьржи ферташ

КIайи - Iаьржи ферташ

КIайи - Iаьржи ферташ

КIай ферта – Белая бурка

КIай ферта – Белая бурка

КIай ферта – Белая бурка

Iаьржа ферта – Черная бурка

Iаьржа ферта – Черная бурка

Iаьржа ферта – Черная бурка

Даьша наькъа болхача хана
ЩийлагIа болча Iана бетта,
ДIайха цIа мо, лоархIаш хиннай
Тхах хьаяь из Iаьржа ферта.
ЖагIа санна, деттачча догIах
Ара виссача лоамаро,
Новкъа егIа ягIа бIу мо,
Ферта лоархIаш хиннай цо.
Е, йIовхало са а дукъаш,
ДIайха деча ахкан ди,
Попа IиндаргIа санна, фертах
КIаьдвенначоа хиннад Iи.

Еза йоI шоаш йодайича
Белаш тIара лостайий,
Хийла юкъехьерчабаьб цун
Лоаман хоза мехкарий.

Мехкараша, ха яххалца,
УрабагIаш гIалгIай мехка
Ферта еш хиннаяц, лоаман
Башха кIантий юкъебехка.

Бакъда, юкъехьерчабаьб цун
Лоаман эздий къонахий –
МоастагIчунна герзах байна,
Лорадеш Нана-Даьхен сий.


Памятную дату, которая станет ежегодной, будут отмечать в последнее воскресенье апреля. В этот день в республике будут организованы различные культурные мероприятия: конкурсы, фестивали, выставки и т.д

Национальный костюм является одной из важных составляющих культуры того или иного народа, рассказывающих о его обычаях и истории развития. Ингушская национальная культура является самобытной и своеобразной, а еще она универсальна, поскольку находится в тесном взаимодействии с культурами других кавказских народов. Как и все жители гор, ингуши обладают свободолюбивым характером, и их традиционное одеяние является таким же ярким, немного торжественным, как и сами носящие его люди. Археологические и этнографические сведения и ряд других источников свидетельствуют о том, что основной тип вайнахского костюма сложился в процессе развития мужского костюма других народов Кавказа в 16-18 вв. Несмотря на этническую пестроту, к этому периоду в мужской одежде почти всех кавказских народов сложились сходные черты, т.е. сформировалась так называемая мужская одежда кавказского типа. Вместе с тем в ингушском мужском костюме четко выделяются локальные особенности в манере ношения, форме головных уборов и т.д. Роль мужчины в вайнахском обществе как воина-всадника, землепашца, скотовода обусловило то, что его одежда характеризовалась простотой конструкций, строгим силуэтом, сдержанным колоритом. Она надежно защищала при любых погодных условиях, была удобна при верховой езде по крутым горным тропам, подчеркивала мужественность, ловкость и романтичность горца.
На формирование традиционного одеяния того или иного народа, безусловно, влияют условия жизни, климат, географические особенности, приверженность к той или иной религии, а также его социально-экономическое положение. Костюм ингушского народа – не исключение. Ингуши — истинные жители гор, такие гордые и свободолюбивые, как орлы, которые кружат над их селениями, расположенными высоко под самым небом. На протяжении многих веков ингуши занимались овцеводством, а следовательно, обработкой и прядением шерсти. Именно этот материал был взят за основу при создании их традиционной одежды. Кроме шерсти и овчины, также использовалось такое натуральное сырье, как кожа и мех. Ингуши очень давно научились изготавливать сукно и войлок, а затем из них умелые местные мастера шили те или иные элементы, которые включала в себя ингушская национальная одежда.
Наиболее ярким и выразительным предметом материальной культуры каждого народа является одежда. У ингушей она была разнообразной. Потребности в одежде и тканях удовлетворялись за счет местной сырьевой базы, в то же время использовались и привозные ткани. В каждой семье умели шить, этим занимались женщины. Мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям, и вместе с тем отличалась простотой и элегантностью, что отвечало их нравственным и эстетичным запросам. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. Бешмет был повседневной одеждой, черкеску одевали в тех случаях, когда шли в гости, на вечеринку, в мечеть, сельские сходы. По обеим сторонам черкески нашивались газырницы. Из верхней одежды еще были бурка и шуба из овчины. В качестве головного убора ингуши зимой носили шапку (элтар-кий), летом — шляпу (мангал-кий).
Важным элементом одежды была бурка, которую носили зимой и летом. Она изготавливалась из овечьей шерсти, по форме напоминала усеченный конус и защищала от любой непогоды. Легкая и теплая, бурка служила и подстилкой, и одеялом одновременно, была удобна при верховой езде. Традиционный мужской костюм ингушей имел много общих черт с костюмом других народов Северного Кавказа, что объясняется тесными и длительными взаимными связями народов Кавказского региона и сходными условиями жизни. Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы — карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри — деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. К концу 19 века, с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет.
В начале XX в. стали носить фуражки, позднее — шляпы. Обувь была разнообразной – ноговицы, чувяки из сыромятной кожи. Позже появились сапоги (иккаш), и калоши. Повседневной одеждой женщин были платье-рубаха (коч). Праздничным костюмом женщин было чукхи, которое шили из шелка, бархата и парчи. Атрибутами чукхи были шапочки в форме усеченного конуса с золотым и серебряным шитьем, а также специальные нагрудники с застежками и пояс из бронзовых и серебряных пластин, украшенных гравировкой, чернью, зернью, позолотой, полудрагоценными камнями.
Головные уборы женщин были разнообразными – это платки, шали, а также встречается и особый головной убор рогообразной формы – курхарс. Обувь ингушек состояла из мягких сафьяновых сапожек, из туфель с глухим носком без задника. Обувь шили из сыромятной кожи и сафьяна, что подтверждало распространение у ингушей кожевенного ремесла. Из кожи помимо обуви изготовляли кисеты, ремни, чехлы, седла, сбруи и т.д. О развитии ткачества свидетельствуют пряслица, найденные в результате археологических раскопок. Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно, что было связано с развитием овцеводства.
Ингушские женщины пользовались различными украшениями. Они носили медные, бронзовые и серебряные височные кольца, а также сердоликовые и стеклянные бусы. Производство височных колец, по-видимому, было освоено ингушскими мастерами.
Каждый из дошедших до нашего времени ингушских костюмов шился вручную. Девушек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Сегодня, к сожалению, у нас практически позабыли о том, как одевались их предки. Национальные костюмы лишь изредка используются на праздниках и торжественных мероприятиях, посвященных истории народа. Чаще их можно увидеть на фото. Одежда отражает внутренний мир человека, который формировался и передавался от поколения к поколению. Т.е. костюм отражает те понятия и ценности, которые нельзя выразить другими способами. С одной стороны он служит для обеспечения жизненных потребностей, а с другой — отражает ментальность общества. Одежда ингушей отличается исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений.
Хочется надеяться, что праздник День национального костюма поможет привить интерес молодежи к национальным костюмам и традициям ингушей.

№ 61 (12196), шинара, 23 апрель, 2019 шу / вторник, 23 апреля 2019 года

Читайте также: