Особенности социальной адаптации детей сирот доклад

Обновлено: 03.05.2024

Социальный сирота — это ребенок, у которого есть биологические родители, но по каким-то причинам они не участвуют в воспитании и заботе о ребенке. В этом случае о детях заботятся общество и государство.

Для смягчения влияния этих негативных факторов необходимо качественное обновление существующей образовательной и педагогической практики. Таким образом, анализ опыта работы детских домов показывает, что в настоящее время в них используются образовательные технологии, разработанные 20-40 лет назад и рассчитанные на совершенно иную социально-экономическую и социально-психологическую ситуацию в обществе.

Последствия, отсталые технологии работы с детьми-сиротами и их недостаточное психологическое сопровождение, выражаются в том, что воспитанники детских домов значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях, по всем важным параметрам социальной адаптации, в том числе по способности получить профессию и трудоустроиться; по способности избежать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; по способности создать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные задачи и т.д.

Обобщение современных образовательных, реабилитационных технологий и коррекционных программ, знакомство и передовой опыт в данной области позволяют существенно изменить устоявшиеся стереотипы и подходы в работе с воспитанниками детских домов.

Особенности социальной работы с детьми, оставшимся без попечения родителей

Основные подходы к проблеме социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей

Ребенку для полного и гармоничного развития его личности просто необходимо семейное окружение, атмосфера счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство безопасности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, лишенный опыта семейной жизни, неизбежно деформируется как личностно, индивидуально, так и социально.

Возможно, это не так очевидно для тех из нас, кто всю жизнь рос в семье и каждую минуту чувствует поддержку родных и близких. Прежде всего, это требует понимания того, что обычные, типичные и стандартные моменты жизни для нас не такие, как для сирот. Другими словами: Мы видим мир разными глазами благодаря нашему уникальному опыту. А что если именно этого уникального опыта лишены дети-сироты? В их глазах мир выглядит фрагментарным, с отсутствием целостности, присущей нашему восприятию.

О том, насколько та или иная технология отвечает потребностям и интересам ребенка, можно судить по уровню его опыта, умственного, психологического и физического развития. Представляется возможным назвать это одним из основных критериев формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

По мнению Л. Бенджамина, ребенок строит отношения с родителями на основе двух стратегий: стратегия дополняющего поведения — ребенок отвечает инициативой на предоставление независимости, бегством на преследование; стратегия защитного поведения — ребенок в ответ на отвержение начинает вести себя так, как будто его любят, как будто он просит родителей изменить их поведение по отношению к нему. Стратегия защитного поведения — ребенок в ответ на отвержение начинает вести себя так, как будто его любят, как будто он просит родителей изменить их поведение по отношению к нему.

Причины и виды сиротства

Наиболее распространенной причиной отказа от ребенка является тяжелая болезнь. Но необходимо отметить, что в случаях отказа от ребенка из-за аномального развития скрытой причиной является та же социальная депривация. Родители считают аномальное развитие неизлечимой болезнью, и у них нет средств для поддержки и тем более лечения такого ребенка. Поэтому возникает необходимость взять больного ребенка на полное попечение государства.

Растущее число разводов является одним из факторов, негативно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, в которых детей воспитывает только один отец. Растет число детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, ограниченный круг внутрисемейного общения в неполных семьях оказывают негативное влияние на детей. Им труднее устанавливать контакты со сверстниками, и они более склонны, особенно мальчики, к невротическим симптомам. Более 50% несовершеннолетних правонарушителей росли в неполной семье, а более 30% детей с задержкой психического развития росли без отца.

Выделяют следующие причины сиротства:
1. Бедность, которая характеризуется не только отсутствием денег, но и недоеданием, голодом, болезнями, неграмотностью и отсутствием безопасности. Она проявляется как в виде массовой бедности в развивающихся странах, так и в виде отдельных микрорайонов бедности в богатых странах. Войны и социальные потрясения. Они заставляют людей покидать свои дома, разлучая детей с родителями и родственниками.

2. Молодые матери. Во всем мире половое созревание женщин происходит раньше. В то же время традиционный социальный контроль над гендерными отношениями стал неэффективным в обществах, переживающих быстрые социальные изменения, и не хватает современного семейного консультирования и подготовки к жизни молодых людей. В результате каждый год 15 миллионов девушек в мире в возрасте от 14 до 20 лет беременеют и рожают детей, как правило, под присмотром родителей или старших родственников. Часто эти дети оказываются брошенными, лишенными заботы или помещенными в специальные учреждения.

3. Насилие и жестокое обращение. Многочисленные виды насилия и жестокого обращения с детьми в семьях (пренебрежение интересами и потребностями детей, физическое, психическое или эмоциональное насилие, сексуальное насилие) приводят к тому, что дети вынуждены оставаться без крова или оказываются в учреждениях лишенными заботы или помещенными в специальные учреждения.

Детская дисфункция. Во всем мире от 6 до 7% всех детей рождаются с той или иной формой функциональных нарушений. В большинстве стран мира дети не имеют возможности получить ту практическую, материальную, психологическую и образовательную поддержку, которая необходима для жизни с ребенком-инвалидом в семье.

В последнее время достигнут определенный прогресс в создании стройной системы правовой защиты интересов детей применительно к новым социально-экономическим реалиям. Конституция Российской Федерации закрепляет, что детство находится под защитой государства. За последние годы принято более 100 нормативных правовых актов, затрагивающих интересы детей, в том числе федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Меры по улучшению положения детей-сирот

В настоящее время основная работа по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, делегирована федеральными властями регионам. Это означает, что местные власти каждого отдельного региона имеют право самостоятельно формировать законодательную политику, направленную на улучшение положения детей, нуждающихся в государственной помощи.

К сожалению, в реальности такая самостоятельность местных властей в установлении дополнительных мер социальной защиты детей наряду с федеральными зачастую приводит к созданию неравных условий по всей стране для несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Так, на сегодняшний день не во всех субъектах Российской Федерации приняты законы о предоставлении рабочих мест для социально незащищенных несовершеннолетних, о сохранении жилищных прав выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о патронатном воспитании, об опеке и усыновлении, о комиссии по делам несовершеннолетних и др. Практически нигде в местном законодательстве не учитывается проблема обеспечения прав несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях или освободившихся из них. Из-за отсутствия достаточного финансирования местные органы власти часто искусственно занижают количество выявленных детей, нуждающихся в государственной поддержке. При составлении статистики местные власти опираются на наличие мест в учреждениях по защите детей или возможность выплаты пособий на детей, находящихся под опекой.

Кроме того, в Российской Федерации широко распространены нарушения законодательства в сфере социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Этот вывод в основном касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как наименее защищенных групп несовершеннолетних граждан страны.

В соответствии с требованиями международного права, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может оставаться в этом окружении, имеет право на особую защиту и помощь со стороны государства (статья 20 Конвенции о правах ребенка). Хотя государство несет ответственность за систему детских домов, оно не решает всех проблем в этой сфере. В последние годы появились новые силы (политические партии, религиозные и общественные организации), которые готовы взять на себя или уже взяли значительную часть заботы о детях и пытаются усилить свое влияние на образование, выбор форм устройства детей, контроль и управление. Государство не несет ответственности за заботу о сиротах.

Поэтому для улучшения положения детей-сирот и обеспечения их прав необходимо:

  1. Продолжить работу по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработать новые формы семейного устройства данной категории детей (в рамках действующего законодательства);
  2. Продолжение работы по совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства;
  3. Обеспечить охрану и защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на жилье, образование и трудоустройство) путем регулирования межбюджетных отношений между органами власти;
  4. Привлечение внебюджетных средств для финансирования образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  5. Включать в бюджет Российской Федерации ежегодные расходы на строительство и приобретение жилья для выпускников детских домов, на выплату денежных средств опекунам (попечителям) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях.

В соответствии с вышеизложенным, можно определить приоритетные направления защиты детей в Российской Федерации:

Социальная адаптация как основное направление социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей

Основными направлениями социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, являются социальная профилактика, социальная реабилитация и социальная адаптация. Однако именно она является основной технологией в работе с данной категорией детей, что обусловлено особенностями их психоэмоционального развития и спецификой воспитания в государственных учреждениях опеки. С его помощью решается целый ряд проблем, с которыми сталкиваются студенты и выпускники интернатных учреждений.

Поскольку существуют различные направления в изучении процессов адаптации, существует множество определений, характеризующих различные аспекты этого явления. Однако многие ученые сходятся во мнении, что среди всех видов адаптации социальная занимает важнейшее место.

Согласно Словарю по социальной работе под редакцией Е.И. Холостовой, социальная адаптация — это процесс приспособления индивида к условиям социальной среды; способ взаимодействия индивида или социальной группы с социальной средой. По мнению И.Г. Зайнышева, социальная адаптация — это не только состояние индивида, но и процесс, в ходе которого социальный организм обретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Он считает, что социальная адаптация приобретает исключительное значение в критические периоды жизни человека.

Специалисты отмечают основные типы социальной адаптации человека через приспособление к существующим условиям путем врастания в среду или изменения себя (в этом случае деятельность человека направлена на лучшее и все более полное приспособление к среде за счет собственных резервов и личных ресурсов) и самоадаптацию, отказ от среды, когда невозможно принять ценности среды как свои собственные и не удается изменить и покорить среду.

Процесс социальной адаптации традиционно рассматривается на трех уровнях:

1) Общество (макросреда) — адаптация индивида и различных социальных классов к различным изменениям в социально-экономических, политических, идеологических и культурных отношениях общества. Это может включать адаптацию новых постояльцев дома престарелых к жизни вне дома и адаптацию выпускника государственного дома престарелых к самостоятельной жизни;

2) Социальная группа (микросреда) — адаптация индивида или, наоборот, несовпадение интересов человека с социальной группой (учреждения, организации, рабочие группы, изменившиеся отношения между носителем учреждения по уходу и студентом и т.д.);

3) Сам человек — это стремление человека достичь гармонии, сбалансированной внутренней позиции, соответствия самооценки уровню требований.

В содержании социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, социальная адаптация занимает значительное место. Перед коллективом воспитателей таких учреждений стоит задача не только помочь ребенку адаптироваться в новой для него среде, но и организовать жизнь второклассников так, чтобы после выхода из детского дома они чувствовали себя социально защищенными и психологически готовыми к самостоятельной взрослой жизни. В формировании личности и отношения к жизни очень многое зависит от того, как и в какой степени воспитанник интерната подготовлен к интеграции в общество. Социальная адаптация учащегося интернатного учреждения заключается в том, чтобы дать ему понимание его социальных ролей в обществе, то есть помочь ему приобрести набор норм, определяющих, как люди должны вести себя в той или иной социальной ситуации.

Однако жизнь показывает, что выпускники интернатных учреждений зачастую оказываются не готовы к самостоятельной жизни и сталкиваются с целым рядом проблем

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей затруднена вследствие отсутствия у них нормального взаимодействия с близкими взрослыми. На раннем этапе развития дети получают стимул к развитию и познанию мира через эмоциональное общение со взрослыми людьми. Поэтому семья является важнейшим фактором развития ребенка. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей не имеют возможности воспитания в семье, поэтому они лишены возможности положительной социальной адаптации. Эти дети не видели счастливого детства, они имели лишь огромный опыт беды, неустроенности и безразличия к их судьбе со стороны самых близких людей. Главная трудность в том, что ребёнку нельзя помочь, просто накормив и согрев его. С ним происходит гораздо большая трагедия, чем голод, отставание в развитии и лишении каких-то человеческих радостей: он не знает, что такое любовь. Любви можно научиться только видя любовь в постоянном общении с любимыми людьми. Каждому нужна пища для души, идеал, которому можно следовать, а ребёнку, лишённому естественного семейного тепла, такой идеал нужен как никому другому.

Эта первая проблема социальной адаптации детей, вторая проблема - это жизнь в детском доме. Дети в нем живут как в замкнутом территориальном пространстве, не имея возможности полноценного общения с социумом. Живут как в коконе, где их опекают, где они получают всё, не имея представления о ценности, получают всё готовое: пищу, одежду, учебные принадлежности и т. д. Поэтому, немаловажной считается работа по формированию у детей таких качеств, как бережливость, умение знать всему ценность и умение самому воспроизводить труд, чтобы понимать значение своего труда для пользы в жизни в дальнейшем. Нужно учить детей самостоятельности, самореализации и самосовершенствованию. Потому что многие дети, покидая детский дом, теряются в самостоятельной жизни, оказываются неприспособленными, невостребованными обществом из-за неуверенности в себе и пониженной самооценке. Многие возвращаются к пьющим родителям в ту же негативную среду, откуда были изъяты в детстве, и поддаются их влиянию. Многие не могут трудоустроиться, а многие не желают работать, привыкнув жить на всём готовом, не могут самостоятельно вести свой быт, обеспечивать себя. Поэтому проблема социальной адаптации детей на сегодняшний день очень актуальна.

Для решения данной проблемы необходимо чтобы процесс адаптации детей-сирот проходил в развивающей социальной среде, которая должна способствовать включению ребенка в развивающийся социум для возможности самореализации и лучшей реализации своих возможностей.

Для повышения социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома необходимо комплексно подходить к данной проблеме. Жизнь детей в детском доме не похожа на школы, детского лагеря и других детский учреждений. Но в нашем детском доме администрация и коллектив всего детского дома стараются максимально улучшить условия проживания и максимально приблизить жизнь в детском доме к жизни детей в семье.

В нашем детском доме для успешной адаптации воспитанников к современным требованиям общества созданы благоприятные условия. На базе детского дома функционирует множество кружков и секций, каждый воспитанник находит занятие по душе. Именно на этих занятиях в спортивных кружках, на уроках в кабинете домоводства, на занятиях в компьютерном классе, при занятости на экспериментальных участках и теплицах, на хореографических занятиях дети раскрываются, находят себя, утверждаются, в первую очередь в своих глазах.

Большое внимание уделяется в детском доме вопросу трудового воспитания. Воспитатели формируют у детей положительное отношение к труду, бережное отношение к результатам своего труда, стремление оказывать взрослым посильную помощь, привычку к трудовому усилию, ответственность, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде. Основными видами труда в детском доме являются самообслуживающий труд, хозяйственно-бытовой труд. В летний период на приусадебном участке выращиваем зелень, овощи, в том числе и картофель. Имеются насаждения ягодных кустарников, среди которых особенно хорошо растёт малина, вишня, яблони, слива, смородина. Так же дети принимают участие по выращиванию огурцов и помидор, зелени в теплицах детского дома.

(Фото фруктового сада и огородного участка, фото в теплицах)

Одно из важных направлений в работе педагогического коллектива детского дома для успешной адаптации воспитанников является физкультурно-оздоровительная работа. Эта работа предполагает формирование потребности в

(фото спортивные)

В детском доме оформлены кабинеты домоводства, компьютерный класс, столярная мастерская, библиотека. На занятиях кружков руководители формируют умения и навыки детей, развивают кругозор, творческие способности, художественный вкус. Многие воспитанники детского дома в кабинете домоводства научились готовить различные блюда, почти все умеют вязать, шить, мастерить поделки из различного материала. Дети наши являются участниками и призёрами конкурсов, выставок и соревнований самого различного уровня. Все воспитанники с большим удовольствием посещают

занятия в компьютерном классе.

(Фото домоводства и компьютерного класса)

Особое место детского дома - библиотека. Она эстетично оформлена. Её фонд ежегодно пополняется. В библиотеке занимаются дети всех возрастов. Ежедневно сюда приходят дети и в одиночку и группами. Библиотека – не только источник информации и пункт выдачи книг. Библиотека стала центром неформального общения детей и взрослых, местом, где легче решать самые сложные педагогические задачи. Библиотечная работа в нашем доме направлена на развитие у детей интереса к книге, стремлению к общению с ней, к самостоятельному чтению, к воспитанию вдумчивого читателя. Формы работы для достижения этих задач разнообразны: проведение занятий внеклассного чтения, тематические выставки книг, различные игры-путешествия, конкурсы на лучшую иллюстрацию к произведению, проведение различного рода викторин и конкурсов, беседы и праздники к юбилеям писателей, разнообразная наглядная агитация.

Таким образом, процесс социальной адаптации воспитанников детских домов выступает пространством многообразных взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы, самостоятельности, силы достигать желанных целей, или теряет чувство достоинства, уважения окружающих, приобретая страхи, неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности, стремление утвердить свою самость, свое "Я", создавая тем самым свой социальный образ. Процесс воспитания и социальной адаптации может быть обеспечен включением ребенка в пласт культуры и приобщения к правилам, регулирующим жизнедеятельность людей в сообществе. Всегда приятно слышать положительные отзывы о наших выпускниках, о том, что воспитанники детского дома имеют хороший запас знаний, дисциплинированны, имеют навыки самообслуживания, достаточно хорошо адаптируются в обществе.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста средствами ознакомления с трудом взрослых Работая по программе развития и воспитания детей в детском саду, Детство,, под редакцией Т. И. Бабаевой и В. И. Логиновой. Одно из главных.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Приход ребенка в детский сад или, другое дошкольное учреждение, означает новый этап в жизни ребенка. Воспитание и игра позитивно влияют.

Социальная адаптация детей с аутизмом Социальная адаптация детей с аутизмом Ранний детский аутизм (РДА) является одним из наиболее сложных нарушений психического развития и.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных.

Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада Все дети в нашей стране имеют одинаковые права на жизнь, здоровье, получение медицинской помощи и т. д. Одним из прав является получение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс социальной адаптации воспитанников детских домов выступает пространством многообразных взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы, самостоятель ности,силы достигать желанных целей или теряет чувство достоинства,уважения окружающих,приобретая страхи,неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности,стремление утвердить свою самость, свое "Я",создавая тем самым свой социальный образ.


Ребенку для полного и гармоничного развития его личности просто необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане.

Возможно нам, воспитывающимся всю жизнь в семье и ощущающих каждую минуту поддержку близких и родных, это и не столь очевидно. Для этого в первую очередь необходимо понимать, что обыденные, типичные и стандартные моменты жизни для нас, это не то же самое для детей сирот. Другими словами мы смотрим на мир разными глазами в силу своего уникального опыта. А что если как раз этого уникального опыта и лишены дети-сироты. Мир в их глазах представляется осколочным с отсутствием свойственной нашему восприятию целостности. Поэтому и социальная адаптация проходит не так гладко, как хотелось бы.

Социально адаптация – это вхождение в социально-ролевые связи и отношения, в процессе которого личность овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями. Выделяют две формы социальной адаптации:

Активная, когда индивид стремиться к воздействию на окружающую среду с целью ее изменения;

Пассивная, когда индивид не стремиться к воздействию на нее.

Социально – психологическая адаптация – это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом. Исследователи выделяют 4 этапа социально-психологической адаптации.

2 стадия - псевдоадаптация. Отличительные черты этой стадии: сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям, противоречие между ориентациями, взглядами, убеждениями, интересами, с одной стороны, и реальными действиями или поведением, с другой. Индивид знает, как он должен действовать в новой среде, как вести себя, но внутренне в своем сознании не признает этого и, где может, отвергает принятую в этой среде систему ценностей, придерживаясь своей прежней.

3 стадия – приноровление. Базируется на признание и принятии основных систем ценностей новой ситуации и связана со взаимными уступками. Индивид отказывается от некоторых ценностей, при этом ограничивая в какой-то мере свою самостоятельность и свободу решений.

4 стадия – уподобление. Характерной особенностью рассматриваемого этапа является психологическая переориентация индивида, т.е. трансформация прежний взглядов, установок, ориентаций в соответствии с новой ситуацией, существенное изменение в моделях поведения. Рассмотренные выше стадии или этапы социальной адаптации фиксируют разные степени включенности индивида в новую ситуацию. Индивид может последовательно пройти все этапы, постепенно все более адаптируясь к социальной среде, от стадии уравновешивания до стадии уподобления, а может одну из них миновать или остановиться на какой-то из них.

Социально – психологическая адаптация личности – это процесс приобретения ею определенного социально – психологического статуса, овладение теми или иными социально – психологическими равными функциями. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус ребенка в новой социальной среде, а также его психологическая удовлетворенность ею. Признаками низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (другое образовательное учреждение) и отклоняющееся поведение.

Также к причинам, затрудняющим процесс успешной адаптации можно отнести:

Различные виды депривации, а мы знаем, что это - недополучение необходимого, (материнская, двигательная, сенсорная, психическая, эмоциональная).

Непостоянство (частая сменяемость) взрослых, воспитывающих детей.

Отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, без чего не возможна успешная социализация воспитанников.

Недостатки программ воспитания и обучения, не учитывающих проблем развития детей и компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи.

Хочу перечислить вам зоны адаптационного риска, которые очерчивают область трудностей для выпускников, по ним вы можете определить актуальное содержание мер по социальной адаптации детей-сирот.

Иждивение. Ожидание постоянной заботы, обязательной помощи со стороны, извне.

Труд, трудовая деятельность в коллективе. Неразвитость должного отношения к труду и опыта осмысленного заинтересованного труда. Отсутствие опыта эффективного взаимодействия в трудовом коллективе.

Ответственность. Отсутствие опыта достаточной ответственности, выполнения определенной роли, ответственного действия, разделения ответственности в коллективе.

Семья. Искаженный образ и стереотип семьи.

Гедонистические установки. Взрыв установок на наслаждение, чрезмерное удовольствие по выходу часто становятся причиной социальной дезадаптации. Желание все попробовать, что не пробовал.

Секс. Искаженное отношение к половым отношениям, отсутствие соответствующей культуры, ранний опыт, аборты, залеты и др.

Жилье. Отсутствие жилья или отсутствие реальных представлений о том, что с ним делать, если оно есть.

Законы, право. Правовая и юридическая безграмотность, неумение воспользоваться пакетом гарантий и льгот, предусмотренных государством.

Информация. Информационная бедность среды детского дома, её замкнутость и ограниченность, как следствие ведет к неразвитости информационной компетентности. Выходя в открытый информационный мир, ребенок имеет большие трудности с поиском, обработкой, отсевом, фильтрацией, трансляцией информации.

Предубеждения окружения, негативный образ сироты в общественном мнении. Наличие мифов и искаженных представлений о детях-сиротах. Предвзятость общественного мнения, которое создаёт ощущаемый дискомфорт и напряжение.

Образ выпускника детского дома. Чаще основан на историях выпускников конкретного учреждения, чаще несозидательном, узком.

Условия организации жизнедеятельности детей в детских домах создают внешние трудности для успешной социализации, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.

У детей нет собственного личного пространства, где ребёнок мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством может считаться стены над кроватью, которую ребёнок может украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в детском доме задаёт вынужденную публичность проживания.

В детском доме жестоко регламентирован режим проживания (когда вставать, принимать пищу, играть, учиться, гулять, спать), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Таким образом, искажение межличностных отношений, социальная деформация среды, искажение отношений в детском доме и социуме, ограниченность жизненного пространства и круга общения; регламентация основных жизненных проявлений; недостаток информации; отсутствие прав и обязанностей, полная зависимость от взрослых, все это обуславливает нарушение процесса адаптации.

2 часть Чтобы процесс социальной адаптации проходил успешно, нужно дать нашим детям знания и средства для этой успешности.

- отсутствие наркотической, алкогольной и других деструктивных зависимостей, состояние здоровья, позволяющее быть участником элементарных социальных отношений - я способен жить в обществе;

- жизнь в рамках закона - я не нарушаю закон;

- наличие стремления жить, отсутствие, минимум суицидальных порывов- я хочу жить.

Рассмотрим многообразие мероприятий, предпринимаемых для успешной социальной адаптации детей-сирот :

Основными формами работы по социальной адаптации детей-сирот являются:

-выездные события: экскурсии, поездки, путешествия;

- комнаты социально-бытовой адаптации;

-специальные занятия, лекции, тренинги, мастер-классы по развитию различных адаптационных компетенций;

-передача детей в семью на время (гостевой режим);

- профориентационные мероприятия, знакомящие детей с разными профессиями, производствами, специалистами;

- деловые игры, тренинги, обеспечивающие получение детьми разностороннего социального опыта;

- работы специальных кружков, секций, мастерских, обеспечивающих развитие адаптационно значимых компетенций

- издание специальной литературы, аудио и видеопродукции для детей, отражающих идеи социальной адаптации (справочники, комиксы, видеоролики и др.)

- создание системы социального лифта, обеспечивающего запрограммированный социальный, личностный и профессиональный рост воспитанника;

- адаптация через творчество, самореализацию и другие терапевтические техники;

-создание среды общения со сверстниками из семей.

Таким образом, процесс социальной адаптации воспитанников детских домов выступает пространством многообразных взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы, самостоятельности, силы достигать желанных целей, или теряет чувство достоинства, уважения окружающих, приобретая страхи, неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности, стремление утвердить свою самость, свое "Я", создавая тем самым свой социальный образ. Процесс воспитания и социальной адаптации может быть обеспечен включением ребенка в пласт культуры и приобщения к правилам, регулирующим жизнедеятельность людей в сообществе.

Читайте также: