Особенности национальной политики доклад

Обновлено: 04.05.2024

Для российского федерализма как формы государственного устройства и в прошлом и теперь характерно соединение национально-государственных и территориальных принципов формирования федерации.

Национальные проблемы приобрели с 90-х гг. относительную самостоятельность, нередко становятся самодовлеющими, начинают влиять (как положительно, так и отрицательно) на социально-политические, экономические, демографические, культурные процессы, происходящие в регионах.

Выделение национально-этнических факторов и при рассмотрении региональных проблем вполне оправдано: Российская Федерация является не только многонациональным государством, но и включает в свой состав 32 национально-территориальных образования. Известно, что численность русских превышает 120 млн. человек, при этом основная часть размещена на территории России вне автономий и республик. Остальное население России чаще всего делят на 5 групп (по численности этносов): 1) численность более 1 млн. (татары, украинцы, чуваши, башкиры, белорусы, мордва); 2) численностью от 300 до 990 тысяч человек (чеченцы, удмурты, марийцы, немцы, казахи, аварцы, евреи, армяне, буряты, осетины, кабардинцы, якуты, даргинцы, коми, азербайджанцы); 3) численностью от 100 до 300 тысяч человек (кумыки, лезгины, ингуши, тувинцы, молдаване, калмыки, цыгане, карачаевцы, коми-пермяки, грузины, карелы, адыгейцы, корейцы, лакцы), 4) этносы с численностью от 10 до 100 тысяч человек (таких этносов более 30); 5) этносы с численностью от 1 до 10 тысяч человек (таких этносов свыше 20).

По данным журнала "РБК" (№11, 2007 г.) национальный и этнический состав Москвы выглядит следующим образом: русские - 31%, азербайджанцы - 14%, татары, башкиры, чуваши - 10%, украинцы - 9%, корейцы, китайцы, вьетнамцы - 6%, таджики, узбеки, казахи, киргизы - 5%, чеченцы, дагестанцы, ингуши - 4%, армяне - 4%, белорусы - 3%, грузины - 3%, молдаване - 3%, цыгане - 2%, евреи - 1%, другие народы - 5%. В Москве реально проживает свыше 12 млн человек, из них русских – 3.720.000. В столице Государства Российского русские – национальное меньшинство.

Разумеется, далеко не все народы имеют формы государственной самоорганизации (таких национальностей более 80). Среди подобных этносов можно выделить те, которые обладают собственной государственностью за пределами России — украинцы, белорусы, казахи, молдаване, грузины, армяне, немцы, корейцы, поляки и др.

На долю национально-территориальных образований приходится 52% территории России, в них проживает 46% населения страны.

Говоря о формировании государственной политики в отношении национальностей, в первую очередь разберемся в понятиях.

Разработкой государственной политики в сфере национальных отношений занимаются многие государственные и общественные структуры. Так, в 1994 г. на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной проблемам федерализма и межнациональных отношений, была одобрена государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России (основные направления), а также концепция федеральной национальной политики, разработанной Российским независимым институтом социальных и национальных проблем. В том же 1994 г. в Северо-Кавказском кадровом центре (так раньше называлась Северо-Кавказская академия государственной службы) был проведен целевой семинар по межнациональным отношениям с участием специалистов из аппарата Правительства, Министерства по делам национальностей и региональной политике Российской Федерации, ведущих ученых Юга России. На этом семинаре рассматривались такие важные вопросы, связанные с региональными этнонациональными отношениями, как реализация принципа федерализма в Конституции РФ и Федеральном договоре, методологические проблемы национальной государственности; региональная экономическая политика и национальные отношения; стратегическое планирование национальных отношений, про­блемы правового регулирования деятельности национальных общественных движений, современные этнополитические процессы на Северном Кавказе; разработка концепции национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе; освещение межнациональных проблем в средствах массовой информации; наука, высшее образование и культура в межнациональных отношениях, национально-государственное строительство на Северном Кавказе в 20—80-е гг. и другие.

Создание оптимальных условий для развития народов Российской Федерации опирается на эффективное разрешение противоречий на основе обеспечения баланса интересов всех народов, всех субъектов Федерации, экономических районов с учетом соблюдения прав человека.

Проблемы государственной политики в отношении национальностей специалисты делят на 3 группы:

1) Государственно-правовые проблемы:

а) обеспечение реального равноправия граждан всех регионов России во всех сферах общественной жизни независимо от национальности, социального положения, места рождения и проживания;

б) создание на федеральном уровне достаточной правовой базы регулирования национальных процессов;

в) укрепление российской государственности в процессе становления федеративных отношений;

г) создание правовой основы национально-культурной автономии в России;

д) завершение намеченных программ по реабилитации депортированных народов;

е) установление в рамках федерального законодательства равного правового статуса всех исповеданий, гарантирование верующим реального равноправия независимо от их численности и национальной принадлежности.

2) Социально-экономические проблемы:

а) реализация экономических интересов народов и регионов с учетом их исторических производственных традиций, потребностей общероссийского рынка, обеспечение равенства возможностей для представителей разных национальностей;

б) развитие хозяйственной основы жизнедеятельности национальных и политических общностей, сохранение традиционных систем их жизнеобеспечения;

в) рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей регионов, объективных преимуществ территориального разделения труда;

г) соединение процесса федерализации государственного устройства с формированием общероссийского рынка как суммы всех региональных рынков.

3) Духовные проблемы:

а) государственная поддержка национальных языков и национальных культур, реальное равноправие языков народов Российской Федерации, функционирование русского языка как общегосударственного и средства межнационального общения;

б) укрепление центров культуры и образования федерального значения как главного элемента сохранения духовного единства России;

в) распространение объективной информации о жизни и проблемах народов, населяющих российские регионы, пропаганда общенационального мира и согласия, идей духовного единства;

г) развитие и укрепление национальной шкалы как важнейшего условия сохранения и развития этнического своеобразия культур;

д) создание условий для освоения народами достижений культуры российского общества на всем его историческом пути, включая и культуру, созданную разными поколениями российской интеллигенции за пределами России.

В Государственной программе национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России выделены и основные принципы в сфере национальных отношений. Под этими принципами понимаются основополагающие ценности, которые могут быть внедрены на всех уровнях формирования и осуществления государственной политики в сфере национальных отношений:

1. Безусловное уважение международно-признанных прав и основных свобод граждан независимо от их социального положения, национальности, места проживания.

2. Восстановление справедливости по отношению к депортированным народам, при одновременном исключении новых нарушений прав человека.

3. Равные права национальностей при различных формах мирного, конституционного самоопределения народов с обязательным условием сохранения целостности Российской Федерации.

4. Равные возможности при равной суверенности и ответственности всех регионов — субъектов Федерации.

5. Мирное урегулирование межнациональных конфликтов во всех регионах, отказ при этом от применения силы, кроме адекватных мер со стороны государства при угрозе массового нарушения прав человека.

6. Государственная поддержка малочисленных народов, сохранение их культуры, языка и среды обитания.

7. Государственная поддержка национально-культурной автоно­мии, представляющей собой форму культурного самоопреде­ления и самоорганизации народов, этнических групп, национальных меньшинств в целях сохранения и реализации их самобытности.

8. Создание международных гарантий защиты прав и свобод россиян в иностранных государствах.

9. Отказ от жесткой регламентации, попыток давления в отношении национальностей со стороны государства и региональных органов власти. Утверждение принципа вариативности с учетом региональных, национальных, религиозных особенностей субъектов Федерации.

10. Признание позитивного межнационального сотрудничества высшим этическим достижением и его поощрение со стороны государства.

Многие из этих положений были положены в основу Концепции Государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ в мае 1996 г., а 15 июня 1996 г. — Президентом Российской Федерации.

Концепция государственной национальной политики представляет собой систему современных взглядов, принципов, приорите­тов деятельности органов государственной власти в сфере национальных отношений.

Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции РФ, договорах о разграничении полномочий и предметов ведения, Всеобщей декларации прав человека, других общепризнанных нормах международного права.

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерацииявляются:

— равенство прав и свобод человека независимо от его национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

— сохранение исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации;

— равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях между собой и с федеральными органами государственной власти;

— гарантия прав коренных малочисленных и дисперсно проживающих народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, признанными Российской Федерацией;

— право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения извне;

— содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

— запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам национальной, языковой, социальной и религиозной принадлежности;

— своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов путем разработки и реализации согласительных процедур;

— запрещение общественных объединений и организаций, равно как и пропаганды, агитации, направленных на подрыв безопасности государства, на разжигание национальной и религиозной розни;

— защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами в соответствии с нормами международного права;

— поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, укреплении их связей с Родиной.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Гост

ГОСТ

Понятие и сущность национальной политики государства

Национальная политика является целенаправленной деятельностью по урегулированию взаимных отношений меж этническими группами, нациями, которая закреплена в соответственных политических документах и правовых государственных актах.

Данная система мер, которые осуществляются государством, направлена на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на разрешение противоречий в области национальных отношений.

На практике и в теории важно учитывать, что национальная политика имеет тесную взаимосвязь с региональной, социальной демографической и иными направлениями деятельности политики. В разнообразных системах связи они имеют соотношение в форме общего и особенного, целого и части. Это отражается в том, что национальная политика включает в себя экономические, социальные, региональные, языковые, миграционные, демографические аспекты. Заодно с этим в многонациональном государстве при реализации политики государства в какой-либо сфере жизни общества важно учитывать национальные и этнические аспекты.

Важная задача многонационального государства представляется в оптимизации межнациональных отношений, то есть реализация и поиск более благоприятных вариантов взаимного действия субъектов межнациональных отношений.

Главным в содержании национальной политики является отношение к национальным интересам с учетом их: расхождения; столкновения; общности.

Общность коренных интересов конкретных субъектов межнациональных отношений и общенациональных интересов в формате государства обладает объективными основаниями.

Расхождение интересов связывается с объективно находящимися специфическими условиями и потребностями в развитии национальных этнических общностей. При переплете национальных и политических интересов их расхождение может перерасти в конфликт, столкновение. В таких условиях необходимой является координация национальных интересов в форме предпосылки их реализации, в чем и заключен смысл национальной политики. Ее главное назначение - управление интересами и через интересы национальностей.

Готовые работы на аналогичную тему

Национальная политика различна по содержанию, цели, направлению, методам и формам осуществления, результатам.

По содержанию национальная политика подразделена на:

  • гуманистическую;
  • интернационалистическую;
  • антигуманную;
  • националистическую;
  • великодержавно-шовинистическую.

По направленности национальная политика может быть: демократическая, миротворческая, созидательная, прогрессивная и тоталитарная, воинственная, разрушительная, реакционная.

По итогам национальной политики междунациональные отношения отличны, с одной стороны, единением, согласием, дружбой, сотрудничеством, а с другой — охарактеризованы напряженностью, конфликтностью, конфронтационностью.

Национальная политика должна вырабатываться в соответствии с особенностями страны, уровня ее социального и экономической развития.

Необходимое условие эффективной, действенной национальной политики - ее научность, именно это предполагает строгий учет тенденций и закономерностей развития наций и национальных отношений, научно-экспертную разработку вопросов, которые связаны с урегулированием межнациональных отношений. Определение целей национальной политики, поиск форм, путей и методик для их достижения имеют нужду в опоре на истинно научный анализ реализующихся процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки представленных альтернатив курса политики.

В практической реализации национальной политики в республиках и регионах необходимо применение дифференцированного подхода. Притом важно учесть природные и климатические условия, социальные исторические особенности образования этноса, его государственности, миграционные и демографические процессы, этно-состав населения, соотношение титульных с не титульными национальностями, конфессиональную характеристику, особенности национальной психологии, степень этнического самосознания, национальные обычаи, традиции, взаимные отношения титульного этноса с иными социально-этническими общностями и т.п.

Функции национальной политики

Функциями национальной политики являются:

  • целеполагания: выделение задач и целей, разработка программы деятельности по соответствию с интересами всех наций и этнических группировок государства;
  • организационно-регулятивная, то есть функция урегулирования деятельности политических и социальных институтов, групп общества, национальных организаций и групп, движений населения и т.п.;
  • интеграции, сближения национально-этнических общностей на основании общности коренных целей и интересов;
  • разрешения межнациональных противоречий, разработки эффективных путей и методик регулирования конфликтов межэтнического характера;
  • прогностическая, включает разработку мер превенции в целях предотвращения всевозможных обострений и осложнений этнополитической ситуации в регионе, государстве;
  • воспитание населения в духе интернационализма, уважения национального достоинства каждого, высочайшей культуры межнационального общения, непримиримости к проявлению шовинизма и национализма.

Высшей целью национальной политики Российской Федерации является создание всем народам России на основании соблюдения прав и свобод человека и народов необходимых условий для их полноценного национального и социального культурного развития в составе одного многонационального государства.

Россия — многонациональная страна. Веками, словно в огромном плавильном котле, смешивает и соединяет она судьбы больших и малых народов и народностей, многие культуры и многие языки. Россия на протяжении столетий ломала этнические перегородки, взрывала замкнутость народов, формируя уникальную цивилизацию.

↑ Принципы национальной политики РФ

Национальная политика — комплекс мер и действий государства в отношении народов, проживающих на его территории. Главная задача

национальной политики — согласование интересов народов, создание гармоничных и мирных отношений между ними, основанных на взаимном уважении и сотрудничестве. Национальная политика выражается в документа (конституция страны, законы, договоры), в практической деятельности государственных органов и чиновников.

При несбалансированности национальной политики обостряются отношения между нациями, между центральной властью и отдельными ее национально-территориальными образованиями. Это может привести к национальным конфликтам.

Основой национальной политики РФ является Конституция. В ее преамбуле и главах можно выделить основные идеи политики в сфере межнациональных отношений: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Еще одним важным документом является "Концепция государственной национальной политики Российской Федерации", приведем некоторые положения:


Российская Федерация – одно из крупнейших в мире полиэтничных и многоконфессиональных государств, поэтому национальный вопрос всегда приобретал в нашей стране особую актуальность. Впрочем, уникальность России не в том, что мы страна, объединяющая почти 200 народов, говорящих на разных языках, а в том, что у нас есть более чем 1000-летний опыт государственно-правового регулирования межнациональных отношений в многонациональной и многоконфессиональной стране.

В своем развитии государственная национальная политика прошла несколько больших этапов. Несмотря на то, что каждый этап отличался от предшествующего, определенные тенденции развития, заложенные при возникновении российской государственности, продолжали сохраняться на протяжении всей отечественной истории. Чем же характеризуется современный этап российской этнополитики? Не будет преувеличением сказать, что одной из примечательных его характеристик является широкое внедрение новых, инновационных подходов в межнациональных отношениях.

В настоящее время наша страна сталкивается с новыми геополитическими вызовами, требующими реагирования в том числе и в сфере этнической политики. Рост международного терроризма на Ближнем Востоке, резкая активизация миграционных потоков, политический кризис на Украине, серьезное обострение отношений с Западом, санкционное давление на нашу страну требуют принятия взвешенных шагов и корректировки традиционных подходов управления миграционными и межнациональными отношениями.

В 2016–2017 гг. были предприняты новые политико-управленческие меры по повышению эффективности реализации Стратегии. Был осуществлен перенос центра тяжести практической работы на уровень федеральных округов, субъектов РФ и муниципальных образований. При этом особая ответственность легла на органы местного самоуправления, т.к. именно на уровне муниципальных образований принимаются практические решения, выделяются места для строительства культовых сооружений, образуются общественно-консультативные советы и дома национальностей, формируются школьные классы с этнокультурным компонентом. Кроме того, именно на местном уровне рождается большинство противоречий, которые могут привести к межнациональным конфликтам.

Проект Стратегии прошел общественное обсуждение, в том числе на площадках Государственной Думы и в ходе ежегодных окружных семинаров-совещаний, организуемых Федеральным агентством по делам национальностей.

Одним из недостатков в управлении этнополитикой на протяжении длительного времени являлась слабая межведомственная координация, порой отсутствовавшая вовсе. Только на федеральном уровне этим важным направлением внутренней политики занимались 19 министерств и ведомств. В результате на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям было предложено три пути решения данной проблемы:

Возобновить работу межведомственной рабочей группы при Правительстве страны (руководитель – В.А. Мутко), что уже сделано.

Усилить Госпрограмму по реализации Стратегии, уточнить число и содержание ее подпрограмм. Они должны быть синхронизированы с целями, задачами, которые обозначены в Послании Президента Федеральному Собранию и его майском Указе, а также с другими документами стратегического планирования, в том числе в сфере пространственного развития страны.

Необходимо, чтобы во всех субъектах РФ по аналогии с Президентским Советом по межнациональным отношениям действовали консультативные Советы. В полную силу они должны работать и на муниципальном уровне.

Откорректированный документ Стратегии государственной национальной политики, утвержденный Указом Президента РФ от 6 декабря 2018 года, содержит шесть разделов, содержащих немало концептуальных новаций. Впервые закрепляется концепт российской нации, основные цели действующий Стратегии, среди которых укрепление гражданского единства многонационального народа Российской Федерации; сохранение этнокультурного многообразия; поддержка языков, в том числе русского как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. В новом тексте Стратегии (ст. 17) обозначены шесть целей государственной национальной политики на современном этапе: укрепление национального согласия, обеспечение политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов; укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации); обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества; гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений; успешная социальная и культурная адаптация иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграция в российское общество.

Стратегия содержит немало и других инновационных моментов и положений, которые дают ответ на новые риски и вызовы, связанные с политикой санкций в отношении нашей страны и опасность международного терроризма. Впервые в доктринальном документе, регулирующем сферу государственной национальной политики, формулируются основные дефиниции как результат выполнения Поручения Президента РФ Российской академии наук о создании Научного совета РАН по комплексным проблемам этничности и межнациональных отношений (руководители – академики В.А. Тишков и Т.Я. Хабриева).

В тексте Стратегии зафиксированы концепция российской нации и об- щегражданского патриотизма. Идея гражданской консолидации и объединяющей идентичности при сохранении этнокультурной уникальности народов и этнических сообществ страны как магистральная идея Стратегии очень значима для такой полиэтничной и многоконфессиональной страны, как Россия. В условиях вызовов современности российская гражданская нация как феномен и институт настоятельно требует своего осмысления не только в культурологической, исторической и ментальной парадигмах, но и в системе политического и управленческого знания.

Важное значение имеют также институциональные инновации, которые свидетельствуют о том, что российское государство вернулось в сферу этнополитики. 7 июня 2012 года был образован Совет при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям. Он является совещательным и консультативным органом при главе государства, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации.

31 марта 2015 года было образовано согласно Указу Президента № 168 Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России) – федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по реализации государственной национальной политики и реализации государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений. Впоследствии, в связи с реорганизацией системы управления миграционной политикой в стране согласно Указу Президента РФ от 05.04.2016 г. № 15636, вопросы социальной адаптации и интеграции иностранных рабочих были переданы в ведение ФАДН.

Следует указать также на механизмы реализации российской этнополитики на современном этапе. Важнейшим инновационным механизмом стала разработка и принятие Государственной программы по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, федеральных и региональных целевых про- грамм в сфере межнациональных отношений. Была разработана и внедряется государственная система мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений.

Важные инновационные решения принимались и на инфраструктурном уровне реализации государственной национальной политики. Важнейшими элементами инфраструктуры являются: региональные дома национальностей и дома дружбы (прежде всего, Московский дом национальностей, накопивший за 20 лет своего существования колоссальный практический опыт); этнокультурные деревни, парки и усадебные комплексы, занимающие существенное место в развивающейся сфере этнотуризма; созданный в 2016 г. при Государственном доме народного творчества им. В.Д. Поленова Министерства культуры РФ Центр культуры народов России.

В 2018 г. было принято решение о создании в нашей стране Дома народов России – организации, призванной координировать работу по выстраиванию партнерских отношений между органами государственной власти и федеральными национально-культурными автономиями и национальными общественными организациями.

Подводя итог, следует отметить, что российская этнополитика опирается на традиционные подходы регулирования межнациональных отношений, которые оправдали себя за постсоветский период, а также использует инновационные методы, доказавшие свою актуальность. Эксперты отмечают улучшение состояния межэтнических отношений в нашей стране на протяжении последних пяти лет. Немаловажную роль в этом сыграло последовательное воплощение в жизнь принципов Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, восстановление этнокультурного суверенитета нашей страны, возвращение государства в сферу этнополитики. Удалось выстроить работающую модель партнерских взаимоотношений органов государственной власти и институтов гражданского общества.

Обновленная редакция Стратегии задает нам новые ориентиры, и мы можем выразить уверенность в том, что последовательная реализация заложенных в ней целей и принципов способна оказать длительное положи- тельное влияние на укрепление межнационального мира и согласия.

Очевидна необходимость в комплексных подходах в работе всех акторов государственной национальной политики, укрепления согласия в российском обществе, тесного взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, национальных общественных организаций и научно-экспертного сообщества в деле реализации Стратегии. Научный анализ и постоянный мониторинг межэтнических и межконфессиональных отношений, этнополитических и этнокультурных процессов должен всегда находиться в центре внимания российских ученых. Кроме того, нужно постоянно совершенствовать старые и искать новые формы и методы работы, учитывать традиции и смелее внедрять полезные инновации.

Именно в этом и заключается залог успешного развития нашей многонациональной страны.

Орешин Сергей Александрович – научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, кандидат исторических наук.

Читайте также: