Доклад мониторинг как средство оценки результатов изучения

Обновлено: 18.05.2024

Диагностирование помогает рассматривать результаты в связи со способами их достижения, выявлять тенденции, динамику учебного процесса и его результатов. Диагностирование включает проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, прогнозирование дальнейших способов педагогического взаимодействия учителя и ученика .

Суть и содержание диагностики предметной обученности становится составляющей целостного педагогического мониторинга. Основные потребители информации о результатах образовательного процесса – все его участники: учителя, ученики и родители.

Мониторинг - это непрерывные контролирующие действия в системе "педагог - обучающийся ", позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе.

Педагогический мониторинг позволяет учителю при меньших затратах добиваться более значимых результатов, более высокого качества обученности. Это, в свою очередь, положительно влияет на профессиональное развитие учителя, приносит ему удовлетворение, повышает авторитет среди коллег и родителей.

Ученику мониторинг дает возможность отслеживать свой рейтинг, приобретать позитивную мотивацию, успешнее продвигаться к учебной цели. Родители же постоянно видят реальную картину достижений своего ребенка, получают достоверную оценку его учебной деятельности, участвуют в его развитии, т. к. информированы о психологических барьерах ребенка.

Руководители школы получают возможность в динамике контролировать совместную деятельность учителя и учащихся, объективно проводить сравнительный анализ образовательного процесса, целенаправленно, а главное, адресно планировать методическую работу в школе на основе диагностического анализа затруднений учителя и учеников. И, как следствие, компетентно и более эффективно управлять образовательным процессом.

Диагностика предметной обученности по предмету проводится в несколько следующих этапов .

Анализ минимума содержания образования и учебных программ по предмету показал, что сегодня классифицированы лишь знания и умения. Обобщенные показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированности умений. Диагностируемые ЗУНы классифицируются в той логической последовательности, в какой они изучаются.

1) Первоначальные (предварительные) знания, умения и навыки. Их диагностика проводится в начале учебного года для определения усвоенного в прошлом году, для выявления готовности ребенка к обучению в следующем классе.

2) Тематические. Диагностируются в процессе усвоения каждой темы.

3) Периодические. Диагностируются по разделу или значительной теме с целью определения качества усвоения взаимосвязей между структурными элементами учебного материала. Цель такой диагностики - систематизация и обобщение знаний.

4) Итоговые знания, умении и навыки, приобретенные на всех этапах образовательного процесса. Диагностика проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года для того, чтобы определить качество фактической обученности в соответствии с поставленной на этом этапе целью.

2. Подбор заданий для диагностических работ.

Инструментом детального и достоверного определения степени сформированности предметных навыков и умений являются тексты диагностических заданий (работ), составленные учителем. В диагностических заданиях следует учитывать степень сложности, рассчитывать время их выполнения. Они могут выполняться на одном уроке или на нескольких учебных занятиях.

Крайне важно, чтобы каждая диагностическая работа не превращалась в контрольную и не оценивалась традиционной отметкой, ведь важнейшие принципы диагностирования обученности – достоверность оценивания, систематичность, наглядность, гласность .

3. Проверка работ учащихся.

Работы учащихся тщательно проверяются учителем: ошибки, допущенные каждым учеником, классифицируются в соответствии с заданными критериями.

4. Анализ результатов диагностики.

На этом этапе подсчитывается количество учащихся, имеющих пробелы в конкретных знаниях, умениях и навыках в конкретный период обучения. Одновременно по всем показателям приводятся статистические выводы, которые позволяют учителю провести анализ полученных результатов и выявить степень сформированности требуемых умений и навыков школьников в классе.

Для повышения информативности анализа диагностической работы мы считаем необходимым подсчитывать показатели качества, успеваемости и степени обученности учащихся.

Диагностическое сравнение эффективности образовательного процесса

В данной диагностической части педагогического мониторинга учителя мы выделили два компонента:

индивидуальный педагогический мониторинг по предмету;

педагогический мониторинг класса по предмету.

По данным индивидуального мониторинга выстраиваются графики, показывающие динамику уровня усвоения материала и эффективности протекания образовательного процесса для данного учащегося.

Индивидуальный педагогический мониторинг лежит в основе педагогического мониторинга класса по предмету.

Данный компонент педагогического мониторинга был разделен нами на следующие составляющие:

мониторинг качества образовательного процесса по периодам обучения;

динамика качества образовательного процесса по годам обучения;

сохранность качества образовательного процесса при смене содержания программ и учебников.

Данная форма педагогического мониторинга позволяет отслеживать результаты образовательного процесса в течение учебного года и, по мере необходимости, вносить в систему управления качеством образовательного процесса необходимые коррективы.

Сравнение результатов образовательного процесса по годам обучения позволяет выяснить как сработал учитель, идет ли процесс ухудшения или улучшения.

Недостатки существующей системы оценивания:

Процедура оценивания носит субъективный характер, так как уровень подбора контингента класса существенно влияет на оценку;

Результаты обучающихся фиксируются периодически, то есть не все абсолютные отметки (за выполнение домашней работы, работы на уроке, перспективной работы и т.д) выставляются в журнал. Учитель может выставить или наоборот неудовлетворительную отметку, как и отличную. Если, например, в классах младшего и среднего звена на уроке русского языка плюс дома в общей сложности ученик получает три-четыре отметки, а то и более. Какую выставит учитель?;

Полученные данные практически не используются для коррекции процесса обучения и построения индивидуальных траекторий обучения, то есть не ведется графический анализ усвоения каждой темы по предмету, нет возможности повторить с учащимся, не усвоившим тему, еще раз, так как уровень учащихся в классе различен. Хотя в настоящее время это можно устранить через неаудиторную нагрузку;

Причины достигнутых результатов оцениваются на основе интуитивных представлений, жизненного и профессионального опыта, чаще всего в конце учебного периода и отслеживаются стихийно;

Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность учителя осуществлялась им в интересах развития ребенка. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной.

К наиболее распространенным типичным ошибкам оценивания относятся:

ошибки великодушия, ореола, центральной тенденции, контраста, близости,

Ошибки "великодушия", или "снисходительности", проявляются в выставлении учителем завышенных оценок.

Ошибки "центральной тенденции" проявляются у учителя в стремлении избежать крайних оценок. Например, - не ставить двоек и пятерок.

Ошибка "ореола" связана с известной предвзятостью предметников и проявляется в тенденции оценивать положительно тех школьников, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное. Ошибки "контраста" при оценивании других людей состоят в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога. Например, менее собранный и организованный учитель будет выше оценивать обучающихся, отличающихся высокой организованностью, аккуратностью и исполнительностью.

Ошибка "близости" находит свое выражение в том, что учителю трудно сразу после двойки ставить пятерку. При неудовлетворительном ответе "отличника" он склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения.

"Логические" ошибки проявляются когда за одинаковые ответы по учебному предмету нарушителю дисциплины и примерному в поведении школьнику выставляют разные оценки.

Перечисленные типичные ошибки оценивания обучающихся часто допускаются бессознательно всеми учителями. Иногда осознанное, преднамеренное искажение оценок рассматривается как способ стимулирования обучающегося.

Учителя, вынося оценку, должны каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями. Опытные учителя знают об этом и постоянно обращаются к такому обоснованию, что и предохраняет их от конфликтов с обучаемыми.

Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для коррекции учебного процесса. Для проведения мониторинга важно знать:

— что собираются отслеживать;

— какие возможные результаты предполагают получить;

— как можно повлиять на эти результаты;

— каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных в процессе обучения целей.

Основой учебного мониторинга являются уровни планируемых результатов обучения, сформулированные в виде системы задач:

— минимального уровня (набор шаблонных заданий, обязательных для решения всеми);

— общего уровня (задачи, представляющие собой комбинации подзадач минимального уровня с явными ассоциативными связями);

— продвинутого уровня (задачи, являющиеся комбинациями подзадач минимального и общего уровней, связанными явными и латентными ассоциативными связями).

Основным методическим звеном в предметном учебном мониторинге является анализ результатов учебной работы . Учитель-предметник в рамках предметного мониторинга может:

анализировать индивидуальные результаты каждого ученика, сводные результаты по целому классу или по произвольной группе учеников;

анализировать степени усвоения конкретных учебных элементов или усредненные степени усвоения произвольных наборов учебных элементов;

получить список тех учебных элементов, которые ученики на данный момент усвоили хуже всего или с которыми они еще не работали;

анализировать динамику усвоения учебного курса каждым учеником;

просматривать результаты выполнения контрольных тестов, оценивать распределение ошибок по учебным элементам, которые в эти тесты вошли, сравнивать результаты выполнения нескольких контрольных тестов классом в целом (например, до и после коррекции);

создавать свои собственные схемы анализа, которые будут адаптированы к условиям индивидуальной педагогической деятельности.


На основе предметного мониторинга учитель-предметник может:

формировать учебные группы;

выдавать рекомендации ученикам и их родителям по организации самостоятельной работы с учетом имеющихся пробелов в знаниях;

вносить временные или постоянные изменения в повседневную практику преподавания предмета с целью повышения его эффективности.

Методы контроля знаний учащихся разнообразны: формы устного опроса и проведение письменных контрольных работ, материалы - тесты.

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.

Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.

В разных источниках педагогической литературы существует несколько понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг- это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.

Я представляю свою систему работы по проведению мониторинга на уроках математики в 5-х классах.

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Для себя я поставила следующие задачи:

  • определение достижений учащихся по темам изучаемого курса математики;
  • реализация индивидуальных возможностей учащихся;
  • отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.

Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мне помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:

  • Подготовка и проведение тестов, контрольных работ (сентябрь).
  • Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.
  • Определение уровня учебных достижений учащихся.
  • Определение задач по коррекции ЗУН.
  • Проведение коррекционной работы.
  • Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (декабрь).
  • Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков.
  • Итоговое оценивание уровня учебных достижений.
  • Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.
  • Анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов.
  • Корректирование календарно-тематического планирования.

Мониторинг базовый состоит из входной, промежуточной и итоговой контрольных работ.

На основании приведенной таблицы делаю сравнительный анализ, при помощи которого можно проследить динамику изменения успешности каждого ученика.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турткараева Гульнара Баяновна

В статье рассматривается один из важнейших инструментов, способствующий объективной и научно обоснованной оценке качества образовательной деятельности , педагогический мониторинг .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турткараева Гульнара Баяновна

Личностно ориентированная профессиональная подготовка будущих педагогов дошкольного образования в вузе

MONITORING AS A METHOD OF EDUCATIONAL ACTIVITY''S VALUATION AND DIMENSION

This article contemplates one of the main tools which contributes objective and scientific-based valuation of educational activity and pedagogical monitoring ''s quality.

Турткараева Гульнара Баяновна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики и математики

МОНИТОРИНГ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ И ИЗМЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Gulnara B. Turtkarayeva

PhD of Pedagogical Sciences, Associated Professor of Physic and Mathematic Department

Kokshetau State University named after Sh.Ualikhanov, Kokshetau, Kazakhstan,

MONITORING AS A METHOD OF EDUCATIONAL ACTIVITY'S VALUATION AND DIMENSION

Аннотация. В статье рассматривается один из важнейших инструментов, способствующий объективной и научно обоснованной оценке качества образовательной деятельности, - педагогический мониторинг.

Ключевые слова: мониторинг; оценка качества; образовательная деятельность; технология.

Abstract. This article contemplates one of the main tools which contributes objective and scientific-based valuation of educational activity and pedagogical monitoring's quality.

Key words: monitoring; quality valuation; educational activity; technology.

Одним из важных направлений повышения качества образования в современных реалиях становится процедура оценивания и измерения.

В решении проблемы качества образования в вузе выделяют несколько основных направлений:

- управленческая, связанная с процессами обеспечения технологиями и факторами повышения качества образования в высшем учебном заведении;

- качество подготовки специалистов;

- качество образовательных стандартов, учебных программ и учебников;

© Турткараева Г.Б., 2014

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

- качество организации учебного процесса и качество его научно-методического, информационного, кадрового и материально-технического обеспечения [2, с. 36].

Внедрение и использование современных методов управления с целью повышения качества образования - главная задача сегодняшнего дня. Одним из важнейших элементов в системе оценки качества образовательного процесса в вузе, определяющим принятие адекватных управленческих и практических решений, является педагогический мониторинг.

Проблема применения педагогического мониторинга в системе высшего образования исследовалась в работах В.Г. Горба, О.А. Абдуллиной, С.Н. Силиной. Так, В.Г. Горб раскрывает теоретические основы мониторинга образовательной деятельности, дает характеристику принципов педагогического мониторинга, выделяет опытно-поисковый и конструктивно-организационный компоненты в структуре педагогического мониторинга. О.А. Абдуллина выделяет ведущие требования к педагогическому мониторингу в системе высшего педагогического образования: объективность, валидность, надежность, систематичность, учет особенностей объекта изучения и условия проведения, гуманистическую направленность. Исследователь С.Н. Силина представляет технологию организации профессиографического мониторинга, которая, по мнению автора, может быть широко использована в любой системе профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием. Она выделяет содержательные функции мониторинга: информационно-оценочную, поисково-исследовательскую, формирующую, коррекционную,

системообразующую, прогностическую. В исследованиях А.А. Орлова, С.А. Равичева, А.С. Белкина, Н.Д. Малахова и др. освещались вопросы управления образованием. В них особо подчеркивалось, что управление образовательным процессом, осуществляемое на основе устаревших механизмов, значительно снижает результативность и эффективность новшеств, вводимых в педагогический процесс [1, с. 56]. Показана необходимость разработки новых моделей деятельности педагога, нестандартных методов и средств (диагностические таблицы, оценочное шкалирование, контекст-анализ и т.д.). К их числу относится и педагогический мониторинг, необходимость которого вызвана технологизацией современного общества и образования.

Ценность мониторинга как целенаправленного длительного наблюдения и оценивания качества образовательных услуг состоит в том, что он позволяет диагностировать состояние данного процесса, вносить своевременные коррективы в цели, содержание и технологии преподавания дисциплин, а также проектировать ход и результаты личностного развития студентов в образовательном процессе. Мониторинг позволяет определить состояние образования на каждом этапе, рациональность использования педагогических средств, их соответствие заданным целям, эффективность педагогических технологий. Длительность слежения за состоянием педагогических явлений дает возможность определить тенденции их изменения, установить зависимость их от определенных факторов.

Следует отметить и социальную направленность такого мониторинга, поскольку сам процесс профессионального образования, его содержание, форма, структура и организация на всех уровнях (государственном, региональном, местном) подвержены постоянному влиянию социальных, экономических, политических и духовных процессов. Поэтому необходимо постоянно отслеживать и учитывать изменяющиеся условия жизни общества. Иными словами, мониторинг должен быть достаточно динамичен, иначе может быстро превратиться в некую заданную схему, а его задачи могут свестись лишь к простой регистрации наблюдаемых фактов и педагогических явлений. Благодаря такому подходу результаты мониторинга могут дать богатый материал для анализа и оценки социальной мотивации, устойчивости или изменения поведения, профессиональных устремлений студентов, а также для определения факторов, влияющих на формирование личности будущего специалиста.

Мониторинг как метод научного познания, подразумевающий научно-обоснованное наблюдение за состоянием и развитием объектов педагогической действительности, неразрывно связан с методом анализа, который выступает в нем как один из инструментов познания.

С целью выявления степени удовлетворенности преподаванием дисциплин с последующим анализом, выявления более продуктивных форм занятий в мониторинговых исследованиях используются такие методы

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

познания, как анкетирование и социологические опросы. Службой СМК университета была предпринята попытка осуществить анализ состояния уровня преподавания психолого-педагогических дисциплин и определить отношение студентов к этим предметам. Данные, полученные в результате анонимного анкетирования студентов, были подвергнуты анализу, явились предметом обсуждения на заседании кафедры педагогики и психологии.

В структуре внутривузовского педагогического мониторинга важное место занимает мониторинг динамики личностного развития студента и мониторинг деятельности преподавателей.

Одним из методов мониторинга деятельности преподавателей может быть рейтинг. Целью определения рейтинга является объективная оценка качества работы профессорско-преподавательского состава, создание конкурсной системы, стимулирование работы по совершенствованию квалификации профессорско-преподавательского состава.

В связи с трудностями в установлении количественной соизмеримости различных видов деятельности профессорско-преподавательского состава рейтинг преподавателя выводится из варьируемого соотношения четырех частных рейтингов по компонентам деятельности преподавателя:

- доктора наук (доценты, профессора);

- кандидаты наук (академические профессора, доценты, старшие преподаватели);

- все преподаватели без ученой степени (старшие преподаватели, преподаватели).

Проводятся частные рейтинги по следующим компонентам деятельности профессорско-преподавательского состава:

- учебно-методическая работа. Воспитательная работа и общественная деятельность.

В индивидуальном порядке рассматриваются рейтинги преподавателей, достигших высших результатов в научной и педагогической деятельности: защита диссертаций, победа на международных конкурсах, избрание членами-корреспондентами академии и т.д.

Педагогический мониторинг регулирует учебно-воспитательную деятельность вуза по следующим параметрам:

- другие виды деятельности.

Одним из составляющих элементов педагогического мониторинга является самооценка деятельности вуза. Методы, с помощью которых оценивается учебно-воспитательная деятельность преподавателя:

- анализ деятельности преподавателей (анкетирование студентов, экспертный опрос, социометрия и др.);

- метод статистического анализа количественных и качественных показателей деятельности.

Педагогический мониторинг позволяет также установить имидж и рейтинг вуза в системе высшего и послевузовского образования. Методами определения их является:

- методы отбора кадров;

- моделирование и проектирование образовательного процесса;

Результаты рейтинга и анализ учебной документации позволяет создать общую картину образовательного процесса и уровень личностного развития конкретного студента. Технология мониторинга способствует объективной и научно-обоснованной оценке качества подготовки специалистов и позволяет привести содержание и технологию их профессиональной подготовки в соответствие с современными достижениями науки, потребностями и реальными возможностями обучающихся в вузе.

1. Горб В.Г. Теоретические основы мониторинга образовательной деятельности // Педагогика. - 2003. - № 5. - С.10-14.

2. Малое И.В., Яновский Л.М. Система управления качеством деятельности образовательного учреждения: рейтинг в вузе // Качество, инновации, образование. - 2007. - № 3. - С. 35-38

3. Силина С.Н. Профессиографический мониторинг в педагогических вузах // Педагогика. - 2001. - № 9. - С. 47-53.


Автор: учитель трудового обучения

Смоленцева Ирина Евгеньевна

Основы построения системы мониторинга в специальной (коррекционной) школе для лиц с умственной отсталостью.

Социальное развитие человека проявляется в способах его познания окружающего мира и использовании своих знаний в различных жизненных ситуациях. Каждый умственно отсталый ребенок постепенно учится понимать самого себя. Понять особенности такого ребенка можно только в динамике коррекционного обучения, длительного и целенаправленного его изучения.

Лишь имея такую информацию, учитель можем в общих чертах, в рабочем порядке определить плоскость воздействий и цель работы.

Приоритетной задачей педагога специальной (коррекционной) школы в работе с умственно отсталыми детьми становится их социальное развитие в целом, а не только систематическое обучение. На уроках создаются такие условия обучения и воспитания детей, которые способствуют:

формированию познавательной активности;

социализации личности ребёнка, овладению им всеми возможными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Специфика построения системы мониторинга в специальной (коррекционной) школе.

Учитель коррекционной школы находится в круглогодичном педагогическом поиске: в построении образовательного маршрута обучающихся, в создании условий для эффективной реализации программ и разработки критериальной оценки результатов её освоения. Из личного опыта работы могу утверждать, что обучение школьников с ОВЗ (УО) является специфическим. Отличия заключаются в том, что невозможно заранее отнести определенные задачи и учебный материал к отдельным этапам обучения, описать портрет будущего выпускника, наметить процедуры достижения целей и выставлять оценки согласно принятой системе баллов.

Согласно новым ФГОС ОВЗ и УО (ИН) мною создается система мониторинга школьников по освоению АРПУП, это необходимо:

для получения объективной информации о результатах обучения;

для выявления условий повышения успеваемости обучающихся;

для эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.

В педагогической литературе существует ряд понятий и определений мониторинга. Более подходящим для моей работы я выбрала следующее: Мониторинг - это постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью сопоставления наличного состояния с ожидаемыми результатами, отслеживание хода каких – либо процессов по четко определенным показателям. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.

Специфика учебной деятельности умственно отсталых школьников

По отношению ко многим обучающимся с особыми образовательными потребностями (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС, за все время их пребывания в школе базовые учебные действия (БУД) не могут выходить за определенные рамки. Невозможно предсказать, сколько времени он потратит на овладение каким-либо навыком, можно лишь спрогнозировать желаемый результат личностного и познавательного развития. При это работа учителя заключается в терпеливой и настойчивой индивидуальной и дифференцированной работает с каждым учеником, чтобы тот овладел данным навыком. В соответствии с реализацией ФГОС по профильному труду учителем разрабатываются АРПУП с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, обучающихся С(К)Ш.

Для регистрации оценки изменений функционирования ученика учителем используются различные документы: дневники наблюдений, характеристики, план реабилитации подростка, план работы с семьёй и подростком и т.д. Документирование хода обучения помимо формальной стороны имеет очень большое значение как для понимания специфики развития конкретного ребенка, так и для профессионального развития учителя. Ученик с интеллектуальными нарушениями, испытывает затруднение в оценке багажа своих знаний, поэтому документация педагогической деятельности дает возможность принимать оптимальные педагогические решения. Анализируя историю реабилитации конкретного ученика (или группы), я рассматриваю проблему целостно, во временном контексте и на основании этого делать выводы о дальнейшей работе с ребенком, теоретически и творчески изменяя свой инструментарий. Грамотное оформление документации процессов изменения обучения помогает рационально составлять плана дальнейшей работы.

Практические аспекты мониторинга оценки результатов обучения в специальной (коррекционной) школе для УО школьников.

Цель задачи и принципы построения мониторинга оценки образовательных результатов.

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки обучающихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Для себя я поставила следующие задачи:

реализация индивидуальных возможностей обучающихся;

отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.

Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга мной разработан алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности учащихся:

входной контроль (подготовка и проведение тестов- сентябрь);

стартовая диагностика (оценивание базовых учебных действий);

определение уровня учебных достижений учащихся;

определение задач по коррекции БУД;

проведение коррекционной работы;

промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (по четвертям);

коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков;

итоговое оценивание уровня учебных достижений (за год).

составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга.

анализ процесса отслеживания БУД и обобщение результатов.

корректирование календарно-тематического планирования.

Мониторинг знаний учащихся как один из способов повышения качества обучения учебному предмету профильный труд.

Определять для каждого ученика через определенные промежутки времени, но не реже чем раз в четверть, оценку уровня функционирования. Для профильного трудового обучения параметрами мониторинга обученности будут:

рациональное выполнение трудовых приемов;

организация рабочего места;

самостоятельность в работе;

соблюдение техники безопасности;

время, затраченное на выполнение работы.

В ходе мониторинга отмечаются и записываются для дальнейшей работы с учеником типичные повторяющиеся ошибки, западающие темы и продумывается коррекционная работа, наделяющая ученика навыками, позволяющими ему самостоятельно применять социальные и технические устройства общего пользования согласно их предназначению. Для достижения этой цели необходимы упражнения на повышение четкости мануальных движений, ориентации в пространстве, зрительно-моторной координации и концентрации внимания. Развитие индивидуальных способностей, понимание и принятие своего Я- как будущего работника, формирование черт характера и интересов будущего выпускника в тех направлениях, которые могут обеспечить ему успешную трудовую деятельность и социализацию после окончания школы:

рабочие места и профессии;

наличие профессиональных компетенций;

формальности, связанные с поступлением на работу;

основные права и обязанности работника.

Для определения оценки уровня развития учеников могут быть использованы различные диагностические средства.

В группе 3 ученика. У одной — легкая форма УО, у двоих — УО сложная структура дефекта, при этом один ребенок уже освоил элементарные правила работы в группе, поскольку ранее обучался в классе, остальные девочки раннее обучались индивидуально на дому.

У учеников нет проблем с двигательным аппаратом, у них средний уровень самостоятельности, они понимают речь, общаются понятным окружению способом. У них не большой запас практических знаний об окружающем мире.

И снова без погружения в подробности видно, что потребности всех учеников в определенном воздействии сходны. Все будут развивать навыки самообслуживания, приобретать необходимые социальные навыки, а также изучать простейшие навыки профильного труда. В связи с похожими навыками будет возможна (по крайней мере теоретически, ибо практика внесет свои коррективы) работа со всей группой на основе сходной тематики, выполнение одинаковых заданий, а индивидуализация будет в основном касаться степени сложности этих заданий. В ходе текущей работы формулируются показатели, связанные с определенной темой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребёнка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты, причём на результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой и личностным развитием, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты. Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия, которые могут быть применены на любом материале, в том числе в новых ситуациях, в которых может оказаться ребёнок. Введение метапредметных результатов в стандарт позволяет говорить о том, что начальное образование чётко сориентировано не только на обучение (приобретение предметных знаний), но на развитие ребёнка.

Сейчас очень много говорят об образовательном мониторинге.

Два уровня мониторинга в школе.

Мониторинг первого уровня (индивидуальный) осуществляет сам учитель. Это наблюдения, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определённым направлениям.

Мониторинг второго уровня (внутришкольный) осуществляет администрация школы.

При проведении мониторинга учитываем: учебные возможности младших школьников; индивидуально-дифференцированный подход при его проведении; коррекционную работу на перспективу. Мониторинг представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды детей с целью управления качеством образования.

Определив учебные возможности каждого ученика, благодаря мониторинговым исследованиям, можно теперь проводить мониторинг результатов учебной деятельности учащихся.

Мониторинг в начальной школе включает в себя следующее:

1) проверка навыка чтения; административные контрольные работы по русскому языку и математике, проводимые три раза в год, входные и итоговые диагностические работы по русскому языку, математике, окружающему миру, результаты которых обязательно анализируются, сравниваются, намечаются пути решения выявленных пробелов, составляются таблицы, диаграммы, помогающие наглядно увидеть картину.

2)олимпиады различного уровня, являющиеся одним из важнейших составляющих качества образования. В этом годы мы продолжаем активно принимать участие в разног рода конкурсах и олимпиадах, результаты которых являются одним из критериев оценивания учебного рейтинга. (зачитываю список). Задания носят творческий характер, выполнение которых позволяют применять стандартные знания в нестандартных ситуациях. Несомненно, все это способствует развитию интеллектуальной культуры младших школьников, выявлению и развитию творческих способностей обучающихся, поддержке одаренных детей.

5)мониторинг качества знаний каждого обучающегося в отдельности по итогам учебной четверти, учебного года и класса в целом;

6)учебный рейтинг, поддерживающий мотивацию и повышающий интерес к обучению

Всю информацию по учебной деятельности вы можете найти на наших информационных стендах. Это итоги четверти по классам и по каждому ребенку, и результаты административных контрольных работ и навыка чтения, и расписание внеурочной деятельности, и график работы консультативного пункта при ПМПк, где вы вместе со своими детьми можете получить консультацию и логопеда, социального педагога, итоги учебного рейтинга, который подводится каждые две недели и многое другое.

Благодаря мониторингу мы имеем оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебно-воспитательного процесса, что позволяет своевременно принимать решения, проводить коррекцию деятельности учителя и обучения учащихся.

Помимо внутреннего мониторинга проводится и внешний.

А в мае 2017 года пройдут ВПР в 4 классах за курс начального общего образования по трем предметам: русский язык, математика и окружающий мир. Процедура проведения ВПР нам уже хорошо знакома, в прошлом году мы участвовали в этом мониторинге.

Не могу не сказать о выполнении домашнего задания. Трудно переоценить их роль в обучении, воспитании и развитии младших школьников. Домашняя работа воспитывает внимательность, трудолюбие, ответственность, наблюдение, настойчивость; формирует у ребенка способность планировать свою работу; развивает навыки самостоятельности и способствует более успешному восприятию учебного материала.

И поэтому качественное выполнение домашнего задания является одним из важнейших составляющих качества образования ребенка (я сейчас говорю о выполнении домашнего задания в выходные дни), где, несомненно, необходим строгий контроль, ув.родители, требуется ваша помощь, ваше внимание, ваше участие. Особенно обращаюсь к родителям четвероклассников, на плечи которых легла дополнительная нагрузка по подготовке к ВПР. И помимо основного домашнего задания необходимо выполнять дополнительную часть в рамках подготовки к ВПР. Я, думаю, что вы понимаете, что без дополнительной подготовки мы не сможем получить желаемые результаты.

Только единые согласованные требования семьи и школы способствуют высокому качеству образования и воспитания наших детей.

Читайте также: