Он делал на правительстве доклад

Обновлено: 02.07.2024

Работа журналиста по созданию материала, предназначенного для публикации, осмысляется как особый вид деятельности – текстовая деятельность. Объектами этой деятельности являются реальное событие – медиа-событие (модель действительности, полученная в процессе деятельности журналиста) – медиа-текст,в котором ищут баланс сложная природа языка – материал творчества, личностные приоритеты и вкусы творца, интересы и возможности печатного издания. Комплексный характер журналистской деятельности по созданию текста предполагает осмысление её в нескольких аспектах: языковом, функциональном, нормативном, социокультурологическим.

Содержание

Введение. 3
Критерии оценки правильности речи. 4
Стилистические ошибки и способы их редактирования. 12
Коммуникативные ошибки и способы их редактирования. 20
Нарушение языковых норм и способы коррекции изложения. 23
Заключение. 28
Список использованной литературы . 31

Работа содержит 1 файл

черновик.doc

Непреднамеренные отступления от системы норм (стилистических, коммуникативных и языковых) являются дефектом, который должен быть исправлен.

Наблюдения за практикой прессы последнего десятилетия позволили представить типологию ошибок в текстах прессы и определить приёмы их корректировки.

Стилистические ошибки и способы их редактирования

Стилистические нормы имеют характер общественных обычаев и тенденций,связанных с отдельными сферами общения, но не бывают настолько всеобщими, как нормы языка. Так же как и языковые нормы, с развитием они меняются.

Отступление от стилистических норм в современном медиа-тексте выглядит как столкновение разных стилевых потоков. В то время, как в текстах советского периода наблюдалась однонаправленность выбора стилистического регистра.

Нарушение стилистических норм приводит к возникновению стилистических ошибок, которые проявляются в неоправданном целями высказывания размывании границ того функционального стиля, в котором происходит общение. Результатом их появления становится несоответствие способа выражения предмету речи и ситуации общения, заданной стилевой прикреплённостью текста. Стилистические дефекты возникают из-за слабого владения ресурсами литературного языка и из-за недостаточно развитых навыков коммуникантов непринужденно, полно, лаконично выражать свои мысли.

Неоправданное использование в речи журналиста профессионального канцелярского жаргона. В официальной речи он нужен для компрессии текста. Результатом такой компрессии становится соединение слов, которые в полном высказывании не могли бы иметь непосредственной синтаксической связи друг с другом. Но для текстов СМИ такие конструкции не рекомендуются.

Кроме нарушения норм языка (неверная грамматическая связь в словосочетании поздравлять за работу), нарушены и стилистические нормы (работа по Ленину).

Надо: . поздравляет его с отличной работой о Ленине.

Подобные модели с предлогом по свойственны для деловой речи. В публицистическом тексте их употребление рассматривается как стилистическая ошибка. Однако, активизация предлога по, вытесняющего другие предлоги и при существительных, и при глаголах, яркая примета речевой практики конца века (дебаты по закону, высказывались по кандидатуре, долги Украины по газу, погашение задолжености по зарплате). Экспансия предлога по заставила исследователей языка этого периода разделить случаи, когда конструкции с по считаются нормативными и когда употребление предлога приводит к ошибке. Использование его приемлемо только в рамках семантического пространства, связанного с идеей целенаправленной деятельности. По-настоящему безсодержательным предлог предстаёт в тех случаях, когда он употребляется для компрессии текста для связи оставшихся элементов. Предлог в этой ситуации употребляется для связи оставшихся слов, которые в принципе не могут быть связаны между собой. Именно в таких случаях упоребление предлога по воспринимается как ненормативное. Этот вывод можно проиллюстрировать примерами из текстов СМИ:

Активизация клише канцелярского стиля – следствие возросшей политизированности населения и приобщения к публичной речи социальных слоёв, не владеющих нормами литературного языка. Фразы, в запале высказанные с экрана, быстро тиражируются в спонтанной речевой практике и попадают на страницы газет.

Особое внимание на соблюдение стилистических норм следует обращать при подготовке к печати пресс-релизов, насыщенных конструкциями официально-деловой речи и терминологией. Часто редакции и издательства публикуют полученный пресс-релиз – деловой текст или документ – почти без соответствующей нормам газетно-публицистического стиля обработки. Сравнение двух типов таких текстов помогает обнаружить стилистические ошибки.

В газетном тексте ещё больше усложнён синтаксис (одно союзное сложное предложение, части которого содержат однородные и обособленные конструкции). Кроме того, сохранена модель канцелярской речи (группа в составе сотрудников), в которой очевидно нарушение норм сочетаемости слов.

Надо (с опорой на публицистический стиль): . сейчас обрабатывают и анализируют первую информацию. Её получили эксперты на месте преступления. Из сотрудников ФСБ, МВД, ГУОП и прокуратуры уже сформировали оперативно-следственную группу.

Надо: Нас заинтересовало и количество киосков с хлебом.

Узкоспециальный экономический термин диверсификация не знаком обычному читателю. Его содержание лучше раскрыть, увеличивая информативную сторону изложения.

Надо: . поэтому необходимо постоянно заниматься диверсификацией предприятий, т. е. расширением ассортимента производимых изделий или видов предоставляемых услуг.

Употребление термина снижает ясность высказывания. Хотя объективно ошибка из-за его использования не возникает, но в изданиях, предназначенных для широкого читателя, следует комментировать значение узкоспециального слова.

Снижает ясность высказывания и нарушает эффективность процесса коммуникации и употребление неадаптированного языком, плохо освоенного речевой практикой иноязычного слова. Использование слова с иноязычной основой при наличии у него русского синонима, более понятного читателю, рассматривается как стилистическая погрешность, снижающая ясность высказывания.

Аналогично должно осмысляться и использование жаргонизмов.

Единичные вкрапления просторечной лексики в текст СМИ – свидетельство низкой культуры журналистов. Любой отход от нормы должен быть обработан как приём, организующий всё изложение. Обращение журналистов к упрощённому, просторечному способу номинации ситуаций – примета текстов СМИ последних десятилетий.

Стилистические ошибки возникают и из-за речевой избыточности. К ней относятся плеоназм и тавтология.

Причины возникновения тавтологии и способы её исправления могут быть чрезвычайно разнообразными. Чаще всего в текстах СМИ тавтология появляется при контактном использовании однокоренных слов. Более сложная форма тавтологии – повторение уже выраженного смысла. В таких случаях сближаются синонимы и синонимические обозначения.

Варианты русского литературного произношения

Динамика сюжетов в русской литературе XIX века

Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа

К истокам Руси

О языке Древней Руси

Не говори шершавым языком

МАТЕРИАЛЫ 1999 ГОДА

1. ПИШУЩИЕ ЖУРНАЛИСТЫ; ВЕДУЩИЕ ТЕЛЕ- И РАДИОПЕРЕДАЧ; РЕДАКЦИИ СМИ

Имя, фамилия, должность или профессия

Допущенное нарушение норм русской речи, ошибка, некорректный речевой оборот

Теле-, радиопередача, публикация, дата

Илья КУН,
корреспондент

“Теперь настало время ОБРАЗНО ЖИВОПИСАТЬ картину” (избыточность речи, стилистическая неряшливость)

газета “Капитал”, 28 апреля—4 мая, заметка “Искусство влиять на людей. ”

варианты: 1. дать образную картину; 2. живописать (без слова “образно”)

Валерий КОМИССАРОВ,
телеведущий

“Есть тут у нас один МИЛЛИОНЕР В ДОЛЛАРАХ” (речевая небрежность, ложный лаконизм)

РТР, “Моя семья”, 29 мая

вариант: богатый человек, состояние которого исчисляется в миллионах долларов

Юлия КАЛИНИНА,
обозреватель + корр. служба газеты “МК”

“Наиболее толковые депутаты ПРЕтворились олигофренами и испортили бюллетени, исчеркав их вдоль и поперек” (орфографическая ошибка )

“Московский комсомолец”, 22 мая, статья “Последний штурм”, (3 полоса)

Александр АНДРЕЕВ,
сотрудник службы информации р/с “Эхо Москвы”

“Что касается Примакова, то за него проголосовало триста семьдесят депутатов при ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ против” (нарушение литературной нормы склонения числительных)

несклонение числительных характерно для нестрогой разговорной речи; только: при шестидесяти трех

Николай НИКОЛАЕВ,
корреспондент

“Во всех ЧЕТЫРЕХСОТ семидесяти томах этого дела. ” (нарушение литературной нормы склонения числительных)

НТВ, “Сегодня”, (утренний блок новостей), 24 мая

надо: четырехстах; успешное владение склонением составных числительных — обязательное условие для профессионального тележурналиста

Инара ФИЛАТОВА и Марина ОЗЕРОВА ,
корреспонденты + корр. служба редакции “МК”

“Зная немного Степашина лично, я могу утверждать что он не БУДИТ мириться с ролью зиц-председателя и хлопнет дверью” (орфографическая ошибка)

“Московский комсомолец”, заметка “Кондуктор” (мини-интервью Вячеслава Никонова), 28 мая

Ольга РОМАНОВА,
заместитель шеф-редактора газеты “Версия”

“Все-таки удивительно: как это мы все ухитрияемся привыкнуть жить в возу сена, с интересом наблюдая процесс горения серных спичек в непосредственной близости от собственной ЗАДНИЦЫ!” (нарушение стилевых норм, использование грубопросторечного слова)

газета “Версия”, заметка “Сербы не сдаются”, . №19 (43) 25-31 мая, 10 полоса

использование грубопросторечной лексики в СМИ не рекомендуется

Екатерина ПРИДОРОГИНА,
корреспондент

“Между тем международные организации пытаются хоть как-то облЕгчить участь беженцев” (грубая орфоэпическая ошибка)

НТВ, “Сегодня”, 26 мая

только: облегчИть; грубые орфоэпические ошибки особенно досадны в речи тележурналистов, работающих на каналах, влияющих на речь многомиллионной аудитории

Валерий КОМИССАРОВ,
телеведущий

“СЛУШАЯ все эти истории, во мне ВЗЫГРАЛО мужское САМОЛЮБИЕ” (ошибка в использовании деепричастного оборота)

РТР, “Моя семья”, 26 мая

ср. у А.П. Чехова в “Жалобной книге”: “Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа”; варианты: 1. когда я слушал все эти истории; 2. слушая. я подумал о мужском самолюбии

Вита РАММ,
обозреватель

“Этот протест против буржуазного общества выражается в свальном грехе, в СЛЮНАХ во время еды и так далее” (неправильная падежная форма)

р/с “Эхо Москвы”, утренний обзор “Кинотавра”, 7 июня

надо: в слюнях; слово “слюна” употребляется только в ед. ч., во мн. ч. — “слюни”, “слюнями”, “слюнях” и т.д.

Инга АРТАМОНОВА,
корреспондент

“Не менее ВОЛНИТЕЛЬНЫМ было первое явление народу белокурого Буйнова” (стилистическая неряшливость )

“Московский комсомолец”, заметка “В “России” было стопудово”, 4 июня

устар. прилагательное “волнительный”, закрепленное ныне за разговорной речью, не рекомендуется использовать в печати и в эфире

Ольга СИТНОВА,
журналист

“Он же [Иванов] ОЗВУЧИЛ ИНФОРМАЦИЮ о том, что. ” (неправильный выбор слова, немотивированное расширительное употребление слова “озвучить”, характерное для канцелярски-бюрократической речи)

р/с “Европа Плюс”, 8 мая, утренний блок новостей

глагол “озвучить” в русской литературной речи имеет значение “записать звуковое сопровождение (фильма) отдельно от съемки”; остальные его варианты — за пределами литературной нормы; вариант: огласил; сообщил, что

Светлана КОЛОСОВА,
тележурналист

“Он делал НА ПРАВИТЕЛЬСТВЕ доклад” (неправильное управление, канцелярски-бюрократический жаргонизм, не рекомендуемый для СМИ)

ОРТ, “Время”, 27 мая

неоправданное использование в эфире канцелярского жаргонизма — вместо общеупотребительного “на заседании правительства”

Мария ДЕМЕНТЬЕВА,
журналист

“Таким образом Сысуев ОЗВУЧИВАЛ скорее личную ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, чем администрации” (неправильный выбор слова, немотивированное расширительное употребление слова “озвучить”, характерное для канцелярски-бюрократической речи)

газета “Новые Известия”, статья “Сысуев не вписался в поворот”, 27 мая

глагол “озвучить” в русской литературной речи имеет значение “записать звуковое сопровождение (фильма) отдельно от съемки”; остальные его варианты — за пределами литературной нормы; возможные варианты: сообщал скорее о..; приводил скорее. ; информировал скорее о.

Е. АДРЕЕВА,
тележурналист

“Натовская авиация продолжает по ошибке бомбить албанцев, ДЛЯ КОТОРЫХ и была НАЧАТА ВОЕННАЯ КАМПАНИЯ” (ошибка в выборе предлога, стилистическая неряшливость)

ОРТ, “Время”, 23 мая

вариант: ради которых

Вера НАЗАРОВА,
Тележурналист

“Все зрители ОТМЕЧАЛИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНУЮ акустику” (тавтология, речевая небрежность)

ТВ-Центр, 28 мая вечерний блок новостей

вариант: говорили о замечательной (прекрасной) акустике

Б. КОРОЛЕВ,
радиожурналист

“ПЯТЬЮ минутами СПУСТЯ прозвучала. ” (не учтена сочетаемость слов)

“Русское радио”, 23 мая, дневной блок новостей

надо: пять минут спустя (спустя пять минут)

Светлана СОРОКИНА,
телеведущая

“Как вы думаете, СТЕПАШИНА все-таки ПРОГОЛОСУЮТ в Государственной Думе?” (неправильное управление, “канцелярит”)

НТВ, “Герой дня”, 17 мая

не рекомендуется в СМИ

Вадим ГЛУСКЕР,
тележурналист

“До этого места (где проходила церемония закрытия фестиваля в Каннах) мы ПРОДЕЛАЛИ ДВАДЦАТЬ МИНУТ в автомобиле” (ложный лаконизм)

НТВ, “Итоги”, 23 мая

варианты: 1. проехали 20 минут в автомобиле; 2. проделали двадцатиминутный путь в автомобиле

Евгений КИСЕЛЕВ,
телеведущий

“В нем [письме] Людендорф ПОЗДРАВЛЯЕТ его ЗА отличную РАБОТУ ПО ЛЕНИНУ” (неправильное управление, “канцелярит”)

НТВ, 1 июня, цикл “Новейшая история”, передача “Самый человечный человек”

варианты: 1. поздравляет его с отличной работой; 2. хвалит за

Шод МУЛАДЖАНОВ,
главный редактор

“Есть в любом городе районы КРИМИНАЛЬНО ОПАСНЫЕ” (ложный лаконизм)

ТВ-6, “В мире людей”, 2 июня

варианты: 1. опасные в криминальном отношении; 2. повышенной криминальной опасности

Валерий КОМИССАРОВ,
телеведущий

“Спасибо вам за то, что вы сейчас, может быть, КОМУ-ТО ВСЕЛИЛИ НАДЕЖДУ” (неправильное управление, речевая небрежность в результате контаминации словосочетаний)

РТР, “Моя семья”, 8 мая

допускается только: вселить надежду — в кого? подать надежду — кому?

Виталий ВУЛЬФ,
телеведущий

“Она [Фурцева] уже тогда нАчала увлекаться волейболом” (неправильное ударение)

ОРТ, “Серебряный шар”, 19 мая

Редакция и корректоры газеты “Метро”

“. Что на митинге будет распространяться литература националистического характера, ДЕ еще, не дай Бог, содержащая фашистские символы” (орфографическая ошибка)

газета “Метро”, 21 мая

Павел ЛОБКОВ,
тележурналист

“Отснятая пленка была без звука” (неправильное ударение в слове “отснятая”)

НТВ, “Сегодня”, 31 мая

Павел ЛОБКОВ,
тележурналист

“ГОВОРЯ О РАЗГОВОРЕ со Степашиным, он подчеркнул, что. ” (тавтология)

НТВ, “Сегодня”, 31 мая

вариант: говоря о беседе со.

2. ПОЛИТИКИ, ЧИНОВНИКИ, БИЗНЕСМЕНЫ, ВОЕННЫЕ, ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ и др.

Имя, фамилия, должность или профессия

Допущенное нарушение норм русской речи, ошибка, некорректный речевой оборот

Теле-, радиопередача, публикация, дата

Юрий ЛУЖКОВ,
мэр Москвы

“Сейчас на этой площади ЗАЖГЕТСЯ звезда Олега Газманова” (грубая орфоэпическая ошибка, распространенная в просторечии)

РТР, “Звезда Олега Газманова”, 22 мая, (репортаж о событиях 9 мая)

В. АКСЕНЕНКО,
первый вице-премьер Правительства РФ

“. Этого человека нет необходимости ПОДРОБНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ, рассказывая всю его АВТОБИОГРАФИЮ” (ошибка в выборе слов, не учтена их сочетаемость; грубая лексическая ошибка в использовании слов “биография”/“автобиография”)

НТВ, “Сегодня”, 27 мая

надо: долго представлять. ; подробно говорить об этом человеке; биографию (без “авто-”)

Дмитрий ЯКУШКИН,
пресс-секретарь Президента РФ

“Они СТАЛИ В КУРСЕ этого решения. ” (неправильная сочетаемость, канцелярско-бюрократический жаргонизм)

ОРТ, “Здесь и сейчас”, 12 мая

вариант: они знали об этом решении

Дмитрий ЯКУШКИН,
пресс-секретарь Президента РФ

“Он принял такие решения совершенно САМ. ” (ошибка в выборе слов, не учтена их сочетаемость)

ОРТ, “Здесь и сейчас”, 12 мая

варианты: 1. . только сам; совершенно самостоятельно

Юрий ЛУЖКОВ,
мэр Москвы

“Правительство может кондитерАм дать оборотные средствА” (две орфоэпические ошибки, недопустимые в литературной речи; данное ударение свойственно профессиональной речи)

ТВ-Центр, пресс-конференция, 28 апреля

надо: кондИтерам, срЕдства

Юрий ЛУЖКОВ,
мэр Москвы

“. Разделение прибылЕй” (грубая орфоэпическая ошибка, недопустимая в литературной речи; данное ударение свойственно профессиональной речи)

Анатолий ЛУКЬЯНОВ,
председатель Комитета по законодательству ГД РФ

“Я думаю, что не только я, но и вы НЕ ВЕРИТЕ О ТОМ, что это может быть” (неправильное управление)

НТВ, “Сегодня”, 18 мая

надо: не верите в то, что

Виктор ИЛЮХИН,
председатель Комитета по безопасности ГД РФ

“Да, я ОЖИДАЛ О ТОМ, что такое решение состоится” (неправильное управление)

РТР, “Вести”, 21 мая

допускается только: ожидал, что

Борис НЕМЦОВ,
политик

“Он [Милошевич] НЕСЕТ не меньшую ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТОМ, что сейчас происходит” (неправильное управление)

РТР, “Вести”, 1 июня

вариант: ответственность за

Геннадий ЗЮГАНОВ,
лидер КПРФ

“Они [члены правительства] будут провоцировать столкновения на Красной площади. Уже ОЗВУЧИЛИ 0 ТОМ” (неправильный выбор слова, немотивированное расширительное употребление слова “озвучить”, характерное для канцелярско-бюрократической речи)

глагол “озвучить” в литературной речи имеет значение “записать звуковое сопровождение (фильма) отдельно от съемки”; остальные его варианты — за пределами литературной нормы; вариант: об этой версии уже сообщили

Юрий ЛУЖКОВ,
мэр Москвы

“Какие претензии к Примакову? За то, что ОТСТАБИЛИЗИРОВАЛ СИТУАЦИЮ? Это абсурд” (неоправданный окказионализм)

НТВ, “Сегодня”, 11 мая

надо: стабилизировал ситуацию (без приставки)

Сергей СТЕПАШИН,
премьер-министр РФ

“Я могу СКАЗАТЬ только ИДЕОЛОГИЮ СВОЮ” (ошибка в выборе слов, не учтена их семантика)

РТР, “Вести”, 2 июня

варианты: 1. изложить свою идеологию; 2. рассказать о.

Владимир РЫЖКОВ,
лидер фракции НДР

“Мы не хотим ТОРМОЗИТЬ ПЕРЕГОВОРОВ” (неправильное управление)

возможный источник ошибки — пропуск существительного “ход”

Михаил ЕВДОКИМОВ,
артист эстрады

“Сибирская областная филармония меня не прИняла” (неправильное ударение)

РТР, “Старая квартира”, 29 мая

Георгий ГАЧЕВ,
ученый-культуролог и писатель + редакция газеты “Книжное обозрение”

“Вместо того, чтобы любить живую бабу, вызывает какой-то образ и с ним ОНАНИРУЕТ. Уж лучше с БЛЯДЬЮ. Вот Скуратов. Дай ему Бог! Настоящий мужик, не ПЕДИК!” (сознательное использование грубой инвективной, матерной и просторечной лексики)

газета “Книжное обозрение”, 5 с. — интервью “Детский сад им.маркиза де Сада, или Национальный детектив Георгия Гачева”, № 23, 8 июня

нарочитое использование ученым-культурологом (!) грубой инвективной лексики, оскорбляющей нравственность читателя, в интервью газете, редакция которой также несет за это ответственность

Были особо отмечены:

сотрудник службы информации радиостанции “Эхо Москвы” Александр АНДРЕЕВ — за ошибку в использовании составных числительных;

телеведущий Валерий КОМИССАРОВ — за грубую грамматическую ошибку и стилистическую неряшливость речи

мэр Москвы Юрий ЛУЖКОВ — за игнорирование норм русской орфоэпии;

учёный-культуролог и писатель Георгий ГАЧЕВ и редакция газеты “Книжное обозрение” — за использование грубой инвективной, матерной и просторечной

Валютные ссуды выдает только Пресненское отделение банка, да и то в самых исключительнейших случаях.

Применение этой санкции будет способствовать более скорейшему разрешению конфликта.

Обычно такие решения принимают люди более старше.

1) Валютные ссуды выдает только Пресненское отделение банка, да и то только в исключительных случаях.

2) Применение этой санкции будет способствовать скорейшему разрешению конфликта.

3) Обычно такие решения принимают люди постраше.

Склонение числительных традиционно сопровождается огромным количеством ошибок – либо склоняют неправильно, либо не склоняют вовсе. Например:

1) Семидесятью голосами это решение Думе принять не удалось.

2) Около четыреста картин еще вчера были здесь.

3) Ежегодно Московский метрополитен перевозит около двести миллионов человек. Во всех четырехсот семидесяти томах этого дела.

1) Семьюдесятью голосами это решение Думе принять не удалось.

2) Около четырехсот картин еще вчера были здесь.

3) Ежегодно Московский метрополитен перевозит около двухсот миллионов человек. Во всех четырехстах семидесяти томах этого дела…

Омонимия средневозрастного и пассивного залогов – ошибки, связанные с образованием форм глаголов. Например: После училища выпускники направляются в Военную академию имени М. В. Фрунзе. (Это ошибочный вариант.) После окончания училища выпускники поступают в Военную академию имени М. В. Фрунзе. (Это исправленный вариант).

Синтаксические погрешности

Из синтаксических ошибок отметим наиболее распространенные, и прежде всего многочисленные нарушения норм образования словосочетаний.

Такие ошибки встречаются в словосочетаниях, компоненты которых связаны управлением, и мотивированы чаще всего грамматической аналогией, когда управление, свойственное одному слову, в силу близости значений распространяется на другие слова. Так, сочетание говорить о чем мотивирует появление ненормативных сочетаний утверждать о чем, понимать о чем, означать о чем вместо утверждать что, понимать что, означать что; сочетание свойственный чему порождает сочетание характерный чему вместо характерный для чего; сочетание следить за чем мотивирует появление сочетания отслеживать за чем вместо отслеживать что. Также по аналогии управление одного из однородных членов приписывается и другому.

Лучше намекнуть о волнующей вас теме в присутствии подозреваемого. (Аналогия с сочетанием сказать о чем?)

Книга, предназначенная широкому читателю, не является популярной в полном смысле слова. (Аналогия с сочетанием адресованная кому?)

Он осужден к трем годам заключения. (Аналогия с сочетанием приговорен к чему?)

Наше кредо – уход и оздоровление волос. (Управление последнего однородного члена распространяется на первый).

Лучше намекнуть на волнующую вас тему в присутствии подозреваемого.

Книга, предназначенная для широкого читателя, не является популярной в полном смысле слова.

Он осужден на три года заключения.

Наше кредо – уход за волосами и их оздоровление.

Контаминация словосочетаний – слияние двух сочетаний в одном, стяжение – пропуск малозначимых элементов и образование новых связей, влияние просторечного или профессионального управления.

Люди становятся из врагов в оппонентов. (Контаминация словосочетаний становиться кем? Превращается из кого в кого?).

Голодовка на визу. (Стяжение словосочетаний голодовка в знак протеста на отказ выдать выездную визу

Затишье по кредитам. (Влияние канцеляризмов с предлогом по, стяжение словосочетания затишье в выдаче кредитов.)

Ему гарантирован главный приз по благотворительности. (Влияние канцеляризмов с предлогом по.)

Виктор Степанович только что вернулся с Лиссабона (просторечное управление).

Этот стиль больше подходит к принцессе - ураган Стефани. (Смешение управления подходить к чему? В значении приближаться и подходить кому? в значении соответствовать.)

Люди превращаются из врагов в оппонентов.

В визе отказано – объявлена голодовка.

Кредиты больше не выдают.

Ему гарантирован главный приз за благотворительность.

Виктор Степанович только что вернулся из Лиссабона.

Этот стиль больше подходит принцессе - ураган Стефани.

Потеря дополнения при сильноуправляющем слове. К таким словам относятся переходные глаголы, отглагольные существительные, десемантизированные слова, к примеру идея, проблема. Отсутствие дополнения при переходных глаголах может использоваться как риторический прием (Пришел. Увидел. Победил; Их принцип – наказать и не пущать), указывать на более абстрактное содержание высказывания (Он поет обозначает способность что-то делать, а не обязательно выполнение действия), на другое значение слова (Он пьет). Но чаще это порок предложения или результат неудачного обыгрывания слова, как в приводимых ниже примерах:

1) Есть смысл сравнить наши цены.

2) Михалков решил снимать и наказать.

3) Нас умоют, нам зальют, болт подтянут, хит споют (речи идет об автосервисе).

4) А если ученик не знает?

Сравните цены у нас и наших конкурентов.

Михалков решил снимать кино и наказать виновных.

Нас умоют, бак зальют, болт подтянут, хит споют.

А если ученик не знает темы?

Омонимия падежных значений часто является причиной двусмысленности. Она возникает, когда авторы выбирают неправильный порядок слов или неудачные падежные формы.

Шикарные особняки теснят жалкие лачуги. (Непонятно, лачуги вытесняются особняками или наоборот, так как формы именительного и винительного падежей совпадают.)

Победит ли Интернет талант художника? (Случай, аналогичный предыдущему.)

Джеймс Бонд из Санкт-Петербурга перебрался в Сайгон. (Омонимия определительного и обстоятельного значений родительного падежа – Джеймс Бонд какой? И перебрался откуда?)

Моющие пылесосы 25 видов лучших мировых производителей. (Наряду с правильным прочтением пылесосы 25 только марок, а не видов возникает комическое 25 видов производителей по той же причине, что и в предыдущем примере.)

1) Жалкие лачуги потеснены шикарными особняками.

2) Будет ли талант художника побежден Интернетом?

3) Из Санкт-Петербурга Джеймс Бонд перебрался в Сайгон.

4) 25 марок моющих пылесосов от лучших производителей.

Неправильное употребление союзов в сложном предложении и само предложение может быть перегруженным частями, грамматически и по смыслу плохо оформленным, с неправильным порядком частей:

1) Да, трагедии произошли с В. Листьевым, А. Менем и с тысячами Листьевых и Меней, которые произошли в нашей стране (придаточная часть, которая относится не ко всей главной части, а к одному слову в ее составе, должна следовать за этим словом; кроме того, придаточная часть по смыслу повторяет главную).

2) Он вышел на пенсию, где больше не танцевал.

Да, в нашей стране произошли трагедии с В. Листьевым, А. Менем и с тысячами Листьевых и Меней.

Он вышел на пенсию и больше не танцевал.

Синтаксические погрешности обусловлены, с одной стороны, языковой модой (смешение стилей, отрицание предшествующих традиций), а с другой – слабым владением ресурсами языка, неумением выбрать такой способ формулировки мысли, который соответствовал бы общепринятому в данный момент стилевому стандарту.

Смешение стилей – одно из наиболее распространенных нарушений. Часто его допускают как сознательно, но неоправданно, так и по небрежности. Проявляется оно и на уровне синтаксиса - в выборе нехарактерных для данного стиля слов, и на уровне синтаксиса – в выборе иностилевых конструкций, как в приводимых ниже примерах.

1) Быть без денег по этому направлению, надеюсь, не придется. (Канцелярский оборот с предлогом по.)

2) Степашина все-таки проголосуют в Думе? (Управление, свойственное канцелярскому стилю.)

3) Он делал на правительстве доклад. (Метонимическое стяжение, свойственное устной деловой речи.)

4) До тех пор пока наши чиновники собственной задницей не почувствуют состояния российских дорог, ждать улучшения экономической ситуации не приходится. (Грубость в публичном общении.)

Правильнее было бы так:

Деньги на развитие этого направления, надеюсь, будут выделены.

За Степашина все-таки проголосуют в Думе?

Он делал доклад на заседании правительства.

До тех пор пока чиновники собственной пятой точкой не почувствуют состояния российских дорог, ждать улучшения экономической ситуации не приходится.

Нарушение границ сочетаемости слов – частый стилистический порок текста. Ее изменение, расширение – активный процесс в семантике и синтаксисе, поэтому наряду с грубыми нарушениями и небрежностью возможны возникающие, утверждающие варианты. Установить, где небрежность, а где новый вариант, бывает довольно трудно, и требуется предельное внимание, чтобы избежать субъективности. Приведем примеры грубого нарушения сочетаемости:

1) Нужно принимать такие гарантии.

2) С окончанием матча количество звонящих должно активизироваться.

3) Я не буду лить много слов.

1) Нужно давать такие гарантии.

2) С окончанием матча количество звонящих должно увеличиться.

3) Я не буду говорить много.

Избыточные неоправданные сочетания – плеоназм и тавтология – также распространенный порок текста. Плеоназм – это употребление лишних по смыслу, пустых слов и слов-паразитов; тавтология – неоправданное употребление одних и тех же или однокоренных слов, приводящее к появлению в тексте смысловой избыточности. Плеоназм и тавтологию надо отличать от экспрессивных сочетаний типа давным-давно, подобру-поздорову, волей-неволей, туча тучей и подобных.

Выделяют следующие категории наиболее распространенных "лишних" слов:

Пустые определения, либо предполагающие как само собой разумеющийся обозначенный признак (имеющиеся резервы, целый ряд, проведенные исследования), либо не сообщающие ничего нового (определенное влияние, конкретные меры, плотно занять свою нишу);

Глагольно-именные сочетания, такие, как осуществлять координацию вместо координировать, при условии, что они не выполняют стилистического задания;

Плеонастические и тавтологические сочетания (на самом деле и вправду экипаж находился…, выпускает небольшой выпуск, внутренние помещения);

"солидные" сочетания канцелярского стиля (в зимний период вместо зимой, чтобы холод не поступал вместо чтобы было тепло).

3. Нарушения коммуникативных норм

Нарушения коммуникативных норм многообразны. Это может быть как этикетная избыточность – приторно вежливое, переходящее в угодничество общение, так и нарушение норм речевого этикета: грубость, злословие, неуважение к собеседнику, оппоненту, намеренное введение его в заблуждение и т. п. Неуважение к аудитории и оппонентам проявляется по-разному. Это могут быть ярлыки, прозвища, неуместное обыгрывание имен собственных и просто оскорбление тех, с кем автор не согласен: Грач прилетел (Л. Грач), Лебедь раскрыл клюв (А. Лебедь), Степаша (С. Степашин) заменит Барсушу (М. Барсукова), маршал Чепчиков (маршал Е. Шапошников), Придавленный Шпалой (министр МПС Н. Аксененко), Ястреб Женский (С. Ястржембский). Также не иначе как оскорбление аудитории расцениваются случаи, когда, например, журналисты, следуя моде или потакая низменным человеческим инстинктам, позволяют себе ругательства, уголовный жаргон, грубое просторечие, ерничество, намеренное опошление общепринятых культурных ценностей. Употребление грубой лексики настолько очевидно противоречит нормам общественной морали, что в Уголовном кодексе РФ рассматривается как мелкое хулиганство и по идее подлежит наказанию. Тем более таких слов не должно быть в массовой коммуникации и в устной речи. И не важно, в каком виде – целиком, с точками или в виде намека. Оскорбление аудитории может иметь внешне пристойные формы, не содержать ни одного грубого слова: В Амстердаме во время праздников проблема общественных туалетов решена. Прямо на людных улицах устанавливаются писсуары. Подходи, вставай спиной к публике, расстегивай ширинку и делай свое дело, ни на кого не обращая внимания. Нарушение коммуникативных норм – проблема не только культуры речи, но и эффективности общения: таким образом лелеют примитивизм одних и вызывают протест и отвращение других, но поставленной цели не достигают.

Заключение

Современный русский литературный язык — это нормализованная форма общенационального языка, существующая как в устной, так и в письменной разновидностях и обслуживающая все сфер общественной и культурной жизни нации.

Отметим, однако, что, во-первых, норма русского литературного языка постоянно изменяется. Как литературный язык оказывает воздействие на разговорный, на язык массовой культуры, так и последний не может не влиять на изменения морфологической, синтаксической, орфографической норм русского литературного языка. Потому представляется достаточно трудным определить границы нормы словоупотребления, и проанализировать текст на наличие в нем ошибок.

Самым распространенным сейчас является подход к языку с позиций психо и социолингвистики, как к речевому действию.

Наиболее общая операционная структура речевого действия включает в себя, во-первых, звено ориентировки, во-вторых, звено планирования, или программирования. От программы мы переходим к ее реализации в языковом коде. Здесь мы имеем ряд механизмов, в совокупности обеспечивающих такую реализацию. Это механизмы:

- перехода от программы к ее реализации,

- перебора и сопоставления синтаксических вариантов,

- закрепления и воспроизведения грамматических "обязательств". Параллельно с реализацией программы идет моторное программирование высказывания, за которым следует его реализация.

Итак, речевое действие, как и любое другое:

-характеризуется собственной целью и задачей (промежуточной по отношению к деятельности в целом и подчиненной цели деятельности);

-вообще определяется структурой деятельности в целом и в особенности теми речевыми и неречевыми действиями, которые предшествовали ему внутри акта деятельности;

-имеет определенную внутреннюю структуру, обусловленную взаимодействием, во-первых, тех его характеристик, которые связаны со структурой акта деятельности и общи для многих однотипных ее актов, во-вторых, тех конкретных условий и обстоятельств, в которых это действие осуществляется в данный момент.

Речь — способ формирования и формулирования мысли посредством языка, и "язык не есть то же самое, что речь". И более того, речь — не только "манифестация", "действительность", "реализация" языка, но качественно своеобразное психическое явление, как "форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним…" В речи мы формулируем мысль, но формулируя, сплошь и рядом формируем. На основе этих посылок речь о определяется как своеобразный, специфический человеческий способ формирования и формулирования мысли посредством языка как системы "объективно-общественных смыслов явлений", отработанных и зафиксированных в языковых значениях.

Человеческая деятельность, речь, как способ формирования и формулирования мысли посредством языка, является основой, сущностью коммуникативно-общественной деятельности, деятельности общения, при этом общение рассматривается как необходимое и специфическое условие процесса присвоения индивидами достижений исторического развития человечества. Коммуникативно-общественная деятельность включает все формы опосредствованного взаимодействия людей — вербальную форму, жесты, мимику, голосовые реакции, условные знаковые системы и т. д.

Список использованной литературы

Блакар Р. -М. Язык как инструмент социальной власти. — М., 2004.

Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека. Калинин, 1975.

Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика. — М.: Просвещение, 1987.

Брызгунова Е. А. Интонация. – М.: Наука, 2006. – 120 с.

Вопросы порождения речи и обучения языку. Под. ред. А. А. Леоньтьева и Т. В. Рябовой. М., 1967.

Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2006

Выготский Л. С. Собрание сочинений: в шести томах. Т. 2, 3. - М., 1982

Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. – М.: Новое литературное обозрение, 2006 – 352 с.

Зиндер Л. Р. Общая фонетика. – М.: Высшая школа, 1979.– 312 с.

Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987.

Колошанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. М., "Наука", 1984.

Крылова О. А. Русский речевой этикет приветствия // 1 сентября – М., 2007.

Культура русской речи и эффективность общения. М., 2003.

Леонтьев А. А. Речь и общение. – Ин. языки в школе, 1974 №6

Лурия А. Р. Язык и сознание. - М., 1979

Немов Р. С. Психология: в 3-х т. Т. 1. – М., ВЛАДОС, 2008

Новоселова С. А. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. - М., 1985

Оганесян С. С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 – 2004г.

Основы теории речевой деятельности. Под. ред. А. А. Леонтьева. М., "Наука", 1974.

Психология формирования и развития личности/ Отв. ред. Л. И. Анцыферова. — М.: Просвещение, 1987.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии (в двух томах). Т. 1. - М., 1989

Солнцев В. М. Язык как системно-структурное образование. М., "Наука", 1977.

Сусов. Введение в теоретическое языкознание. – М.: Педагогика, 2000. – 422 с.

Формановская Н. И. Культура общения и речевой этикет /Н. И. Формановская. -Науч. -попул. изд. -М.: ИКАР, 2002.

Честара Дж. Деловой этикет. – М., 1997.

Шабанова М. П. Русский язык и культура речи – М., 2004.

Похожие страницы:

Речевые ошибки в электронных СМИ

Языковая норма. Понятие речевой ошибки

Речевое поведение при олигофрении

. картине олигофрении трудно выделить типичные для всех форм умственной . деятельность. Значения коэффициентов и речевые ошибки при анализе аудиозаписи психодиагностического . и замещение. - Подстановка – речевая ошибка, при которой происходит дополнение слова .

Речевая деятельность (2)

. ) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями . более высокого порядка. Например, типичное речевое высказывание - это высказывание, так . могут проверяться ошибки: соответствует ли текст речевой ситуации; раскрывает .

Речевая коммуникация (5)

. в деятельность более высокого порядка. Например, типичное речевое высказывание - это высказывание, так или . . В действительности тот руководитель, который допускает ошибки, явившиеся следствием непродуманных оценок, решений .

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Из письма советского писателя в Правительство СССР (1930 г.).

«. Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, — мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати. Вот одна из черт моего творчества и её одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: чёрные и мистические краски. в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране.

22.

Объяснения:

2. Булгакова, как и Толстого, интересуют не военные события сами по себе, а то, что происходит с людьми, их отношениями, чувствами и т.д. на фоне этих событий.

«Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных

Комиссаров развёрстка отменяется, и вместо неё вводится налог на продукты сельского хозяйства.

Этот налог должен быть меньше, чем хлебная развёрстка. Он должен назначаться ещё до

весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее учесть, какую долю урожая он должен

отдать государству и сколько останется в его полное распоряжение. Налог должен взиматься без

круговой поруки, то есть должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и

трудолюбивому хозяину не приходилось платить за неаккуратного односельчанина. По

выполнении налога оставшиеся у крестьянина излишки поступают в его полное распоряжение. Он

имеет право обменять их на продукты и инвентарь, которые будет доставлять в деревню

государство из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на

22. Каковы были последствия государственных мер по отношению к крестьянству, определенных в обращении? Укажите не менее трёх последствий.

22. Последствия изменения политики государства по отношению к крестьянам:

1) стабилизация ситуации в сельском хозяйстве;

2) восстановление довоенного уровня производства в сельском хозяйстве;

3) экспорт зерна за границу;

4) создание условий для начала индустриализации;

5) прекращение массового протеста крестьян против Советской власти;

6) расслоение крестьянства, появление нэпманов.

Из совместного заявления двух политических деятелей.

«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание – значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции.

Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что [наше] влияние… начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать [наше] выступление… в условиях благоприятных для наших врагов. [Наше] влияние… растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании.

Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы – вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем.

Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! – ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.

В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное – под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это – случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас.

22. Укажите не менее трех аргументов, которые приводятся в заявлении против идеи проведения вооруженного восстания на данном историческом этапе.

22.

- влияние большевиков не падает, а со временем только растет

- у большевиков большие шансы получить более трети голосов в Учредительном собрании и законным путем стать преобладающей политической силой

- большевики сейчас не могут опереться на поддержку всего народа (крестьяне – за эсеров)

- в случае захвата власти большевикам придется вести революционную войну, а это вызовет недовольство солдатской массы

«Фактически большевики оказались победителями. В их руках находился весь Петроград со всеми его учреждениями. Правительство заключено было в Петропавловскую крепость, вся военная сила была на стороне большевиков. Тем не менее, никто не верил в окончательную победу тех, кто совершил переворот, и меньше всех в победу верили сами большевики. Всем было ясно, что один Петроград ещё ничего не значит. Знали, что под Петроградом готовятся, если уже не происходят, бои между армией Керенского и большевиками, знали, что там решится судьба восстания. Кроме того, большие надежды возлагались на Москву, где происходили ожесточенные уличные сражения между большевиками, с одной, и юнкерами и частью армии, с другой стороны.

22. Какую из сторон, участвовавших в событиях, поддерживает автор? Что свидетельствует о его отношении? Назовите не менее трёх положений.

22.

1. Внимательный анализ текста дает основание считать, что автор поддерживает свергнутую большевиками власть, относится к выступлению большевиков отрицательно.

2. Об упомянутом отношении автора свидетельствует следующее:

- выступление большевиков названо переворотом

- автор говорит об общем неверии в окончательную победу большевиков

- автор уделяет особое внимание действиям антибольшевистских сил

- приводится оценка петроградской Думы как демократического представительного органа, противостоявшего большевикам

Из выступления Н. И. Бухарина.

22.

1) нерешительность Военно-революционного комитета;

2) лучшая организованность юнкеров;

Из статьи западного историка Б. Л. Гарта.

«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам. Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.

На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов.

22. Приведите не менее трёх причин, по которым защитники города, всё же сумели выстоять.

22.

причины: 1. непревзойденное мужество и героизм защитников города; 2. преимущество обороняющихся в условиях уличных боев; 3. постоянное подкрепление обороняющихся людскими резервами, боеприпасами и т.д.

Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова.

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы.

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.

Наша авиация шла над полем боя волнами. Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, миномётами. появилась группа бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага.

22. Какое значение для общего хода войны имело описываемое сражение? Какие события последовали за ним? Укажите всего не менее трёх положений.

22.

1. значение: Берлинская операция стала завершающим сражением Великой Отечественной и Второй мировой войн в Европе;

а) был взят Берлин;

б) представители германского командования подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития,

22. Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

22

1. Частичная свобода слова, гласность, отмена цензуры, ликвидация спец-хранов;

2. Плюрализм мнений;

3. Введение плюрализма власти и отмена однопартийной системы;

4. Разрешение частного предпринимательства (движение кооперативов) и частной собственности.

Из исторического источника.

«Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали?

Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим? Что значит согласиться с этими требованиями? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы же апеллируете не к разуму, а хотите нас запугать. Я не могу с этим согласиться… Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров.

22. Как автор относится к проблеме, возникшей в международных отношениях? Приведите не менее двух его высказываний.

22.

1. Автор демонстрирует негативное отношение к ультиматуму, выдвинутому СССР.

Из договора о запрещении испытаний ядерного оружия.

«Правительства Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки. стремясь достичь навсегда прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия, исполненные решимости продолжать переговоры с этой целью и желая положить конец заражению окружающей человека среды радиоактивными веществами, согласились о нижеследующем:

1. Каждый из Участников настоящего Договора обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем:

а)в атмосфере; за её пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море; и

22. Определите по тексту, в чем состояли основное содержание, цель и значение договора. Назовите не менее трёх положений.

22.

1. основное содержание договора заключалось в том, что участники обязывались прекратить испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой;

2. цель договора — защита человека и природы от возможных последствий ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой;

3. значение договора:

Из исторического источника.

«В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете… и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной в референдуме 25 апреля…

1.Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функции Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации до начала работы нового двухпалатного парламента… - Федерального Собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами президента и постановлениями правительства…

22. Какие последствия для государства и общества имел данный указ? Назовите не менее трех таких последствий.

22.

2. Принятие новой Конституции

3. Упразднение Верховного Совета

Из воспоминаний О.Лациса о докладе руководителя СССР на XX съезде КПСС

22. Какое отношение слушателей к докладу выразил автор? В чём оно проявилось? Приведите не менее двух подтверждений этого отношения.

22.

Может быть указано, что

1) отношение слушателей к докладу может быть определено как сочетание потрясения и сомнения;

3) возникли возражения и сомнения;

4) недоумение было вызвано несостоятельностью сведения всех проблем к одной личности;

5) в докладе отсутствовали упоминания о гарантиях, что подобное не повторится.

Читайте также: