Доклад по преподаванию истории

Обновлено: 05.07.2024

Введение новых стандартов образования становится причиной, заставляющей учителя и общество в целом, пересматривать ключевые вопросы относительно обучения и воспитания. На данный момент образования позиционируется в качестве услуги, которая ориентирована на реализацию социального общественного заказа, основная цель которого состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся гражданскую ответственность, духовность и культуру, а также самостоятельность, инициативность и способность успешной социализации в условиях общества. Преподавание истории в новых условиях должно базироваться на использовании различных методов, которые должны быть правильно и грамотно использованы. Кроме того, важно и применение новых методик и информационных технологий, о чем и пойдет речь в данной статье.

Ключевые слова: методы преподавания, методы обучения, образование, история.

Школа должна подготавливать подростков к жизни, а также труду, оказывая содействие для раскрытия и развития его личности, сил, для того, чтобы к периоду самостоятельной жизни, они уже владели всем тем, что потребуется им для осуществления практической деятельности. Современный учитель призван играть важную роль в развитии умственной деятельности учеников, а также в процессе усвоения ими разных навыков и знаний, выходящих за рамки программного материала [5, c.31].

Методика обучения любому предмету в школе будет создаваться позднее, чем начнется его изучение. Вопросы о методах начинают привлекать к себе внимание тогда, когда иметься необходимость для того, чтобы провести анализ приемов преподавания с целью их осмысления и совершенствования. Именно так обстояло дело с обучением всемирной истории: оно началось раньше, чем разработали методику. Примерно аналогично обстоит дело и с методикой преподавания истории России [7].

Российские ученые и педагоги полагали, что реформирование средней школы в формировании новой образовательной структуры, которая построена на базе линейного принципа в хронологической последовательности, является эффективной. Во второй половине 1990-х гг. была начата работа, связанная с обновлением исторического образования, которая способствовала возникновению новых тенденций. Начиная с отбора содержания российской истории в целом, а также в технологии установки целей и задач, она характеризовалась за счет усиления демократизации и гуманизации российского общества, а также за счет резкого расширения круга доступных источников, устранением наличия закрытых схем, что привело к существенным качественным сдвигам [2, c.67].

Технология обучения, несущая в себе личностные авторские качества органично связана с содержанием исторического образования. Порой одна и та же технология может быть различно применена. Причем это может быть более творчески и добросовестно. Несмотря на получение разных результатов, они окажутся близки к определенному значению, что характерно для конкретной технологии. Текущая ситуация принципиально поменялась и обеспечила простор для инновационного поиска. Речь идет об организационных преобразованиях и интеграции учебных предметов, целевом отборе содержания исторического образования, об экспериментальной подготовке и проверке новых технологий обучения, а также о новых диагностических сдвигах, которые обеспечивают возможность получения объективной информации касательно разных сторон педагогического процесса и его результативности [1, c.34].

За счет постепенного перехода от педагогической помощи к оказанию педагогической поддержки, а позднее и к педагогическому продвижению, будет предполагаться изменение акцента с методов и приемов работы учителей к способам учебной деятельности самого ученика. В качестве методик и приемов, которые симулируют развитие познавательного потенциала учеников, выступают [9]:

  1. Оказание педагогической помощи в виде поощрения или порицания, технологии педагогического образования, а также в качестве применения игр и игровых форм организации учебной деятельности,
  2. Оказание педагогической поддержки, представленной в качестве аргументированного выбора учебного содержания, тематики, источников, а также способов ее исполнения, форм отчетности, рабочего режима, определения рационального способа реализации заданий,
  3. Обеспечение педагогического продвижения посредством самооценки по плану, схемам, а также за счет проведения самоанализа содержания, самооценки собственных познавательных способностей, наряду с выбором коррекционных занятий, связанных с развитием памяти. Кроме того, важную роль здесь будет играть и самостоятельность составления опорных схем по изучаемому материалу.

Ученики в школе, на любом из уроков будут заниматься изучением общественно-исторического человеческого опыта, познавать окружающий мир. За последние годы был существенно усилен интерес к теории оптимизации процессов образования за счет широкого использования современных обучающих технологий, наряду со значительными финансовыми затратами, что нужны для того, чтобы получить образования высокого качества. Достижение оптимальности построения обучения является возможным только на базе такого управления им, которое организовано с учетом закономерностей в обучении, на базе использования современных методик и форм преподавания [8].

Метод представлен в качестве способа достичь конкретной цели или решить какую-то конкретную задачу.

Объяснительно-иллюстративные – методы, где знания предлагаются в готовом виде. Учитель организует продуктивное восприятие этих знаний. Учащиеся осуществляют восприятие, осмысливают знания и фиксируют их в памяти через наглядное восприятие информации; рационализация учебного процесса [4, c.38].

Репродуктивные – (достигаются путем упражнений, лабораторных работ) методы, которые отличает сознательное усвоение понимания, запоминания, воспроизведение знаний учащихся, многократное повторение знаний

Проблемные – методы, при которых развивается самостоятельность и активность мышления.

Исследовательские – методы, при которых учитель приближает учащихся к самостоятельному поиску способов решения проблем, творческое применение знаний и самостоятельное оперирование в нестандартных условиях.

Частично-поисковые – методы, при которых учитель ставит проблему перед учащимися и сам показывает путь ее решения, вскрывая противоречия.

Введение в процесс образования метода проектов заставляет посмотреть на предназначение информационно-коммуникационных технологи в образовательном процессе под другим углом [7].

На данный момент речь идет не о самоценном объекте изучения, а о средстве, которое позволит учителю формировать основных компетентности учеников и организовать самостоятельное освоение учениками информации.

В качестве одного из актуальных направлений по внедрению информационных технологий в процесс образования выступают мультимедийные презентационные технологии.

В рамках основной школы необязательна установка возрастных ограничений для того, чтобы реализовать данную технологию, итогом чего становится успешное внедрение данной технологии на уроках, как в пятых, так и в одиннадцатых классах. За счет мультимедийных презентация появляется возможность интенсификации образовательного процесса, увеличивая скорость восприятия, понимания и глубины усвоения больших массивов знаний.

Определим основные этапы работы учеников по созданию мультимедийной презентации [9]:

Такая работа крайне интересна для учеников, ведь у них появляется возможность стать творцами собственного образовательного продукта, который смогут использовать и их одноклассники, а также остальные ученики и учителя школы.

Навыки и способности, которые ученики получают в процессе создания презентации – это ресурсы, овладение которыми нужно для того, чтобы сформировать информационную и коммуникативную компетентности.

На данном этапе развития актуальны различные методические аспекты использования информационных технологий на уроках гуманитарного профиля, включая также вопрос о применении информационных технологий на уроках обществознания [9].

Современные условия таковы, что в качестве основной задачи образования выступает не просто получение со стороны учеников какого-либо объема знаний, а также формирование умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. На практике было доказано, что у учеников, которые активно работают с компьютером, будет формировать максимально высокий уровень самообразовательных навыков и умений ориентироваться в бурном информационном потоке, наряду с умением выделения основного, обобщения и формулирования выводов.

Таким образом, преподавание истории базируется на ряде применения комбинаций методов и применении информационных технологий, которые в условиях современности способствуют улучшения изучения учебного материала [8].

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное (областное) образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональный лицей №12

Традиционный урок истории предполагает яркий, увлекательный рассказ учителя об историческом событии, работа учащихся над историческими источниками, изучение исторической карты, наконец, тщательная работа над хронологией и обязательные ответы учащихся у доски. Как правило, письменные работы не приветствовались, надо было научить учащихся красноречию, умению точно формулировать мысль, делать сравнения и выводы, знать исторический материал. Наши выдающиеся ученые Карцов В.Г., Стражев А.И., Вагин А.А., Дайри Н.Г. в своих учебниках уделяли большое внимание вопросам методики преподавания истории, и учителя истории, работающие по их методическим пособиям, добивались хороших результатов. Кажется, было учтено всё: устная беседа и работа над портретом исторического деятеля, формирование понятийного аппарата и межпредметные связи, тематическое планирование и поурочные планы. Странно, но учитель, работающий по старинке в настоящее время, выделяется как нечто выцветшее, утерявшее связь с жизнью, надежду на перспективу в будущем.

При переходе к новым формам аттестации учащихся выпускных классов, к ЕГЭ учитель должен подготовить учащихся к необходимости владеть большим объёмом исторической информации, знать досконально понятийный аппарат, уметь критически анализировать исторические документы, выстроить историческую вертикаль, сформулировать свое суждение о важнейших исторических событиях, знать историографию вопроса.

В связи с модернизацией Российского образования, концепцией профильного образования осуществляется переход к новым стандартам, программам и учебникам. Нетрадиционные методы преподавания истории привлекают учителей истории возможностью форсированно изучить большой объём исторического материала, подготовить учащихся к ЕГЭ.

Развивающие технологии обучения истории. Развивающее обучение – это специально организованное, в соответствии с законами психического развития школьников, обучение. Результат – формирование человека, способного самостоятельно поставить задачи и найти оптимальные способы и средства их решения. Учитель организует высокую мотивацию и активную деятельность ученика по овладению знаниями.

Для этого нужна система дидактических условий: - умения слушать, читать, наблюдать; - умения классифицировать, обобщать; - умение самоконтроля.

Дидактическая структура знаний по истории: факты, представления, понятия, причинно–следственные связи, закономерности и мировоззренческие идеи. Успешное овладение структурой знаний по истории возможно, если ученик владеет общеучебными умениями и навыками.

Метод развивающего обучения – метод постановки учебных задач. Различие между вопросом как методом проверки знаний в традиционной системе обучения и учебной задачей в развивающем обучении: вопрос предполагает ответ по тексту учебника: кто, что, когда, зачем и т.д. Задача предполагает поиск информации, перенос усвоенных знаний и умений: установите, объясните, определите, найдите и т.д.

Показатели развивающего обучения личности:

- уровень сформированности понятийного мышления,

- самостоятельное нахождение учащимися логических связей, закономерностей,

- деятельностный подход учащихся к усвоению знаний.

Таким образом, развивающая система – это знания + умения + учебная деятельность + система специальных заданий. В итоге, учащиеся должны уметь обозначить проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы, должны знать специфику эпох и вклад исторических деятелей, знать дискуссионные темы и уметь раскрывать их содержание.

Мозговой штурм . Учитель формулирует учебную проблему, определяет правила и условия коллективной работы. Образует группы по 3 – 5 человек и экспертную группу (хорошо подготовленные учащиеся, которые умеют аргументировать своё мнение). Затем учитель ставит вопросы, подводящие учащихся к проблеме, которую надо быстро решить. Штурм поставленной проблемы во всех группах одновременно – 10–15 минут. Эксперты фиксируют идеи, оценивают работу каждого ученика, соблюдение правил. Затем эксперты обсуждают, отбирают и оценивают лучшие идеи, сообщают о результатах работы, публично защищают наилучшие идеи.

Примерные проблемы для мозгового штурма:

- Сравните культуру европейского и русского крестьянства, найдите отличия между ними

- Л.Н. Гумилёв высказывал мысль, что монголо–татарского ига не существовало на Руси; приведите аргументы, за или против данной точки зрения.

- Определите преимущества и недостатки политического курса московских князей в XIV веке по сравнению с другими русскими князьями.

- Покажите роль Реформации и Контрреформации в формировании ценностей и идеалов европейцев.

- Сравните католическое, православное и лютеранское учения. Что

общего и различного в этих учениях?

- Роль интеллигенции в культурной и общественной жизни России в XIX веке.

- Возможные альтернативы развития СССР в 1960 –е годы.

Технология метода проекта при обучении истории .

Проект – это модель будущего, то есть прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности.

Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности (творчества) и одновременно формирования определённых личностных качеств. Три кита, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность.

Виды проектов (зависит от возраста): информационные, игровые, исследовательские, творческие.

По содержанию: межпредметны (история, литература, искусствознание).

По способу выполнения: индивидуальные и групповые.

Примерные темы проектов:

- Мир глазами жителей России Петровской эпохи.

- Нравы и быт москвичей второй половины XIX века.

- Наука и образование в Древней Руси.

- Альтернативы объединения Руси и их реальные перспективы.

- Феномен православной русской культуры.

- История развития нефтяной промышленности в России.

- Галерея знаменитых художников России.

- От каменного рубила до компьютера.

- Альтернативы развития России в XVI веке.

- История России в портретах.

Последовательность действий учащихся в работе над проектом:

1. определение темы и цели проекта, формирование рабочих групп;

2. планирование работы над проектом, постановка задач перед каждой группой;

4. выполнение проекта;

5. описание проекта;

6. защита проекта;

7. оценка результатов.

Результативность работы над проектом определяется по формированию практических учебных умений, а также личностных качеств: умению работать в группе, считаться с чужим мнением. Учебно–познавательный проект – это поиск решения проблемы учащимися.

Модульная технология. При обучении учащихся в 10-11 классах учитель призван не только насыщать учащихся исторической информацией, но и учить учащихся самостоятельно добывать знания. Самообразование является условием развития интеллектуальной личности. Методика модульной технологии основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.

Модульная (блочная) организация подачи материала:

- лекция (урок изучения нового материала),

- семинар, исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков),

- коллоквиум, зачет (контрольные уроки, уроки учета и оценки знаний и умений).

Существенные элементы модульной технологии:

- блочное (модульное) построение учебного материала;

- мотивация учебной деятельности на основе целеполагания;

- преобладание самостоятельной работы учащихся над документами на уроках истории;

- организация самоконтроля и внешнего контроля учебной деятельности на основе рефлексии ученика и учителя.

Традиционные методики преподавания истории применяются в репродуктивной образовательной модели, модульная технология способствует формированию творческой, самостоятельно мыслящей личности.

Информационные технологии.

Информационные технологии используются для организации проектной и исследовательской деятельности учителей и учащихся. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяют поднять учебный процесс на новый уровень. Учащиеся получают учебную задачу, определяют основные пути её решения, находят эффективные приёмы и средства самостоятельной работы. Необходимо отобрать текстовый, иллюстративный материал, сделать подборку документов, карт, схем, фото, видеофрагментов. Учащиеся следуют принципам развивающего обучения: исследуют источники, сравнивают их, знакомятся с различными точками зрения, составляют их описание, систематизируют справочный материал, составляют таблицы. Информационные технологии способствуют развитию познавательных и когнитивных способностей учащихся: умение решать поставленные задачи, заниматься сбором, анализом и синтезом данных, извлекать из них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками. Информационные технологии развивают у учащихся информационную культуру. В результате обучения по информационной технологии учащиеся критически относятся к информации в сети Интернет, они умеют отделять правду от вымысла.

Интервью как метод активизации познавательной деятельности учащихся .

Интервью дают богатую информацию о бытовой стороне жизни, которая является важной составляющей истории общества в определенный период, о деталях событий, о личном отношении участника к историческим событиям. И бывает, что мнение современника об определённом историческом событии совсем не совпадает с общепринятой точкой зрения, помещенной в учебнике. Таким образом, субъективное мнение о развитии событий в переломные периоды жизни общества дают пищу для размышления, критического анализа, оценки исторического материала.

Использование интерактивных форм обучения .

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и востребовать определённые знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам открывает путь к познанию, усвоение знаний в этом случае – следствие, продукт опыта переживаний. Ученик становится главной действующей фигурой. Учитель становится в этой ситуации активным помощником, его главная функция – организация и стимулирование учебного процесса. Усвоение исторических реалий путем погружение в мир прошлого – вот что дают интерактивные формы обучения. Но главное – развить способности ученика, подготовить обществу личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

Традиционная цель исторического образования: усвоение, запоминание фактической истории. Современная тенденция в условиях безграничного расширения информационного поля, множественности систем интерпретации и оценок прошлого: смещение цели исторического образования к обучению способам обработки, структурирования, анализа, критики исторической информации. Таким образом, наряду с репродуктивным образованием, следует обучить учащихся таким мыслительным операциям и способам деятельности, как знание и запоминание, умения и навыки, коммуникацию и анализ. Использование интерактивных форм обучения, интервью как метод активизации познавательной деятельности учащихся, информационные технологии, модульная технология и технология метода проекта при обучении истории, мозговой штурм, развивающие технологии обучения истории – вот небольшой перечень нетрадиционных возможных методов и средств обучения учащихся истории в настоящее время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Качество образования определяется тем, насколько общество, работодатель и сам обучающийся удовлетворены результатами обучения.

В новом поколении российских образовательных стандартов внимание в первую очередь обращено именно на результаты освоения образовательных программ, кроме того стандарты устанавливают требования к условиям реализации программ и их структур.

Формирование Федеральных государственных образовательных стандартов осуществлялось в 2007-2010 годах.

ФГОС общего образования разрабатывается на конкурсной основе по заказу Министерства или в инициативном порядке. Но порядок рассмотрения одинаков для всех. Он включает этап общественного обсуждения, независимой экспертизы и утверждения.

ФГОС общего образования разрабатывается и вводится в действие поэтапно по ступеням общего образования. В пилотном режиме по новым стандартам с 1 сентября 2010 года начали обучение 200 тысяч первоклассников (15 % от их общего количества), с 1 сентября 2011 года все первоклассники начали учиться по новому стандарту. Это означает, что с 1 сентября 2015 года по новым стандартам будет учиться вся начальная школа. После чего начинается следующий этап –обязательное введение стандартов средней школы в 5 класса. Соответственно этап обязательного введения стандарта старшей школы начнется только в 2020 году. Разработчиком федеральных государственных образовательных стандартов начальной и основной школы является Российская академия образования.

На этапе основного образования ФГОС состоит задача вырастить индивидуальность. Её смысл состоит в создании пространства для самостоятельной работы обучающихся в рамках учебного плана. Учитывая особенности восприятия необходимо делать 3 урока в день, тогда освободившиеся уйдут на самостоятельную работу. Что повлечет за собой изменение учебного плана. Поэтому в ООП отдельно прописаны инструменты для концентрированного обучения.

Включение в учебный процесс учебно-исследовательской проектной деятельности также потребуется изменения программы. Детская проектная деятельность проводится в разных формах: в их числе учебное проектирование ( встроенная в учебный процесс и предмет), социальное проектирование, педагогический проект, а так же лаборатории и социальные практики. Все это должно быть встроено в 32 часа предельной нагрузки, что в свою очередь, также требует другой модели учебного плана.

Что касается актуальных проблем, и вопросов, то они заключаются в следующем.

1. Каким должен быть современный урок в современных условиях. Сухомлинский В.А. связывал урок с педагогической культурой учителя:

“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

время-сбережение и здоровье-сбережение;

в центре внимания урока – дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

2. Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

быть способны к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

3. Принципы педагогической техники на уроках:

свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи)

4. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

5. Методы и формы современного урока:

здоровьесберегающие технологии (интеграция);

6. Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

создание презентаций к урокам;

работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

И последнее, это повышение уровня учебной мотивации обучающихся. Задача преподавания истории и обществознания заключается в том, чтобы формировать и развивать культуру мышления у обучающихся, навыки критического мышления, воспитание любви и уважения к Отечеству и окружающим людям. Одной из важных результатов работы я считаю, должно быть формирование у ребят нравственных ценностей, определяемых понятиями долг, честь, достоинство и патриотизм.

С введением ФГОС в развитии образовательной системы начался новый этап, сущность которого выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов. В их основе – процесс развития личности ребёнка как цель и смысл образования.

ФГОС акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. Стандарт второго поколения меняет ситуацию в системе образования. Новизна образовательной системы в том, что она должна быть ориентирована на формирование инновационной экономики, важнейшим условием её эффективности является способность гибко реагировать на запросы личности, потребности нового общественного устройства. Повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. Именно в этом целевое отличие стандарта второго поколения.

Учитывая переходный характер российского общества, особенности процесса его социальной модернизации, в содержании исторического образования современной России можно выделить две тенденции. Первая - заключается в том, чтобы теснее связать обучение истории с развитием личности, с формированием умений самостоятельного творческого критического мышления и качеств, позволяющих любому гражданину делать сознательный выбор жизненной позиции, проектировать свою траекторию. Эта тенденция отражает ценности и социальную практику демократического общества .

К важным признакам современного урока истории в условиях открытого и вариативного образования относится интерактивный характер учебных занятий. Они отличаются от пассивных и активных форм обучения не только применением информационно-компьютерных технологий и взаимодействием рабочих групп школьников на уроках, в дискуссиях, дебатах и т.п. Линия раздела между традиционными и инновационными уроками проходит намного глубже, внутри самого учебного процесса.

Интерактивные формы учебных занятий основаны на межличностном взаимодействии между всеми участниками образовательного процесса. Преподаватель становится организатором и координатором учебного процесса, протекающего в формате дискуссий, подготовки и презентации рабочими группами индивидуальных творческих, проблемных и проектных заданий, с использованием широкого спектра источников и способов поиска и обработки информации, в том числе с применением информационно-компьютерных технологий. Возникает многообразие видов коммуникации внутри рабочих групп и между ними, а также между отдельными учениками и преподавателем. Межличностное взаимодействие обеспечивают их эмоциональные, ценностно-ориентированные высказывания, во время обсуждения которых рождаются и обновляются смыслы образования и самообразования личности.

Таким образом,в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностныйподход, которыйпредполагает:

а) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поли конфессионального состава;

б) формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

в) ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

г) признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

д) учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

е) разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, одной из актуальных задач учителя является поиск образовательных технологий, которые позволяют реализовать компетентностный и деятельностныйподход в обучении.

• проблемный заголовок урока;

• целевая установка, всесторонне и вместе с тем целостно раскрывающая образовательные ресурсы темы занятия;

• четкая структура, где все на своих местах: компоненты и этапы учебного занятия, приемы и средства обучения, познавательные задания и т.д.;

• логически завершенные комплексы источников, которые предлагаются школьникам для самостоятельной работы в группах или индивидуально;

• последний этап урока, резюмирующий ответы учащихся на ключевой вопрос темы занятия, их эмоции и настроения, перспективы дальнейших исследований.

Все эти требования объединяет понятие архитектоника учебного занятия (общий план его построения), а критерии современного урока слаженно работают на главную цель изучения истории в школе.

Изменилось представление об образовательных результатах – ФГОС ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

• Предметные результаты выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов и представляют собой усвоенные учащимися при изучении учебного предмета (истории, обществознания и др.) знания, умения, навыки, а также специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфические для изучаемой области знаний.

• Метапредметные (компетентностные)результаты представляют собой освоенные учащимися на базе всех или нескольких учебных предметов обобщенные, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира.

• Личностные результаты представляют собой сформировавшиеся в образовательном процессе ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Это система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

В соответствии с реализуемой ФГОС деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основеуровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны надифференциации требований к подготовке обучающихся.

Основные типы уроков истории по ФГОС.

Выделяют следующие типы уроков:

1. Урок изучения нового материала – традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний – практикум экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний – практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

5. Урок контроля, оценки, коррекции знаний – контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. – имеет целью определить уровень знаниями, умениями и навыками.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в котором дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д. частично запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

 специфики преподавания истории (обществознания).

Деятельность учащихся на каждом этапе урока истории по ФГОС

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим универсальные учебные действия (УУД):

В составе основных видов универсальных учебных действий выделено четыре блока:

Характеристика входящих в них учебных действий дана в Фундаментальном ядре содержания общего образования безотносительно к какому-либо учебному предмету. Но, знакомясь с ней, можно легко перенести особенности каждого блока УУД на учебную деятельность школьников, изучающих историю и осознать важность их совокупности в достижении личностных, мета -предметных и предметных результатов исторического образования.

В блоке личностных УУД выделяют три типа действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется);

• нравственно-этическая ориентация, в том числе оценивание учебного содержания на основе социальных и личностных ценностей.

В блок регулятивныхдействий включаются УУД, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности от целеполагания и планирования до прогнозирования, контроля, коррекции реальных действий и их результатов, оценки достигнутого и само регуляции.

В познавательном блоке УУД делятся на обще учебные и логические действия. В состав первых входят разнообразные действия для поэтапной работы с разными видами информации и источников (выделение и формулирование познавательной цели и проблемы, поиск информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, моделирование и т. д.); ко вторым относятся действия по обработке, конструированию новой информации и презентации своих результатов (анализ и синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей и т.д.) [17].

В коммуникативный блок отнесены действия, обеспечивающие конструктивное взаимодействие участников образовательного процесса, инициативное сотрудничество и преодоление конфликтных ситуаций.

В примерной программе по истории деятельностный аспект предметной подготовки учащихся представлен:

а) как задачи изучения истории:

в) как требования к учебной деятельности школьников.

Способности и умения связывает с учебными действиями целенаправленный процесс развития познавательных возможностей школьников: овладевая содержанием учебного предмета с помощью адекватных приемов, которые могут состоять из одного или нескольких учебных действий, учащиеся одновременно овладевают и соответствующими способами исторического познания. Если они осваивают учебные действия (приемы) на таком уровне, который позволяет им самостоятельно применять их в новой учебной ситуации, то можно вести речь о сформированных умениях. Другими словами, умение показывает степень владения школьником приемом учебной работы и входящими в его состав учебными действиями .

Общей основой разнообразных инновационных моделей обучения является интегративная над- предметная поисковая учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия.

Например, в основе метода развития критического мышления лежит непосредственная работа ученика с текстом, сопровождаемая действиями ученика (ведение дневника, составление таблиц, маркировка), которые позволяют отслеживать собственное понимание. На этапе осмысления ученик формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его с помощью собственного текса, либо своей позиции в дискуссии. На этапе рефлексии - оценивается глубина, четкость, логичность высказывания. Высоко оценивается культура речи и историзм мышления.

Таким образом, роль учебного предмета истории в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на сущностные вопросы миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет история дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знаний прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие же личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. Урок истории должен ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Важная цель уроков истории – способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.

Главное требование к современному уроку истории в нашей стране – воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры. Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ – часть мировой цивилизации.

Исходя из концепции исторического образования в реформируемой школе на первое место ставитсягуманизация истории. И это еще одно требование к уроку истории.

Преподавание этого предмета в школе должно способствовать формированию ценностных ориентаций ученика, решению им морально-нравственных проблем, ориентации прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.

Предметом истории как науки является человек в бесконечной смене поколений, поэтому гуманизация истории означает ее очеловечивание. Познание исторических закономерностей, решение исторических проблем, понимание смысла истории должно идти не путем отвлеченных абстракций, а от человека и через человека. Гуманизация урока истории означает также повышение внимания к историческим личностям. Социально- психологические портреты, политические и интеллектуальные биографии должны стать важными элементами современного урока истории .

Гуманизм истории как науки в значительной степени определяется тем, что она способна формировать представления о непреходящем значении общечеловеческих ценностей. Гуманизация истории – это обращение ее к личности ученика, удовлетворение его познавательных, нравственных мировоззренческих запросов. Требуется, чтобы урок истории был интересным, художественным и эмоциональным, он должен учить думать и сопереживать.

В этом и заключается особенность урока истории по ФГОС.

Особенность урока обществознания по ФГОС состоит в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать: воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

 развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровне ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин, формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

 формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

 овладению учащимися умению получать из разнообразных источников и критически анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

 формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. ​​​​​​​

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподавание истории – это сложное и многогранное педагогическое явление. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием обучающихся. Методика изучает учебную деятельность обучающихся, в связи с целями и содержанием обучения истории, приемы руководства усвоением учебного материала. Методика преподавания истории имеет свой предмет. Это научная дисциплина, которая исследует процесс обучения истории с целью использования его закономерностей для повышения эффективности образования, воспитания и развития подрастающего поколения. Методика разрабатывает содержание, организацию и методы обучения истории в соответствии с возрастными особенностями обучающихся

Управление образования и науки Тамбовской области

«Методологические и методические вопросы преподавания

Подготовил: преподаватель Гончарова Л.Ю.

Преподавание истории – это сложное и многогранное педагогическое явление. Его закономерности раскрываются на основе объективных связей, существующих между образованием, развитием и воспитанием обучающихся. Методика изучает учебную деятельность обучающихся, в связи с целями и содержанием обучения истории, приемы руководства усвоением учебного материала. Методика преподавания истории имеет свой предмет. Это научная дисциплина, которая исследует процесс обучения истории с целью использования его закономерностей для повышения эффективности образования, воспитания и развития подрастающего поколения. Методика разрабатывает содержание, организацию и методы обучения истории в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. 1

Модернизация образования, углубление и усложнение содержания исторического образования настоятельно требуют от нас, преподавателей, применения инновационных методов работы: активных, нестандартных, развивающих вовлеченность обучающихся в процесс обучения и увлеченность им.

Актуальность темы, на мой взгляд, заключается в том, что в условиях модернизации исторического образования необходим переход на такие формы, методы, приемы организации учебного процесса, которые в большей степени помогут выпускнику войти в новое пространство. Время движется вперёд, и преподаватель тоже должен идти вперед вместе со временем. Использование интерактивных форм обучения и различных педагогических технологий –

вот перечень нетрадиционных возможных методов и средств обучения истории в настоящее время. Считаю, что одним из условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса, является использование современных образовательных технологий.

1.Проблемное обучение.

Технология проблемного обучения не нова. Под проблемным образованием понимаю такую организацию занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности.

-раскрыть смысл поговорки, употребляя социально - экономические термины: капиталистические крестьяне, мануфактура, денежный оброк, отходники и другие, кратко охарактеризовав явление и вскрыв его механизм;

-определить историческую значимость, последствия, противоречивый характер развития явления в условиях XXI века.

2.Личностно-ориентированное обучение. Применяя личностно-ориентированное обучение в истории, нужно стараться добиваться максимальных результатов развития познавательных процессов у обучающихся, формирование устойчивого интереса к урокам. 2 Благоприятный эмоциональный климат на уроках дает положительный устойчивый результат.

Достичь этого возможно с помощью использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть опыт обучающихся:

-создание атмосферы заинтересованности каждого студента в работе группы;

-использования в ходе урока дидактического материала, позволяющего

студенту выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

-оценки деятельности студента не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;

-создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

-создание обстановки для естественного самовыражения студента.

По моему мнению, реализация личностно-ориентированного подхода в обучении истории и обществознания способствует раскрытию потенциальных возможностей личности обучающихся.

4. Проблемное обучение. Студенты должны научиться обозначать проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы. Преподаватель или студенты формулируют учебную проблему. Примерные проблемы для мозгового штурма: было ли монголо-татарское иго на Руси; альтернативы развития России после февраля 1917 года; 1941 год – пути решения проблемы надвигающейся войны и т.д. Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как ребята добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию.

6.ИКТ технологии.

ИКТ можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, так как позволяет с интересом учиться, находить нужную информацию, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает аналитические способности. Студенты с удовольствием создают презентации к урокам на различные темы, причем я предоставляю им возможность самим определиться с выбором темы. Студенты охотно участвуют в учебных проектах. Также при использования интернет – ресурсов студенты готовятся к конференциям, докладам, пишут рефераты. ИКТ, позволяющие, визуализацию на уроке, незаменимы для меня на уроках по темам, связанных с культурой и искусством различных эпох. Сейчас вопрос дачи материала на таких уроках решается проще. Можно продемонстрировать всё, что нужно для раскрытия конкретной темы. Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках приводит к целому ряду практических положительных результатов:

Повышение уровня использования наглядности на уроке.

Повышение производительности труда.

Установление межпредметных связей с информатикой.

Позволяет существенно углубить содержание материала.

Оказывает заметное влияние на формирование практических умений и навыков обучающихся в освоении исторического материала.

Думаю, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование.

В современном обществе, преподаватель должен уметь не только давать крепкие и прочные знания, воспитывать личность, но и задавать вектор её развития, приоткрыв дверь в огромный мир, где можно увидеть звёзды. Путеводной звездой, является метод проектов, который позволяет обучающимся развить навыки критического мышления и сотрудничества, овладеть информационной грамотностью, учиться адекватно оценивать свою работу, т.е. получить навыки, необходимые, чтобы стать успешными в XXI веке. 3 В заключении мне хотелось бы сказать, что сегодня в образовании современные методы и технологии ведут, прежде всего, к повышению активности обучающихся в процессе получения знаний. Успех обучения определяется отношением обучающихся к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.

Читайте также: