Уроки стресс теста вузы в условиях пандемии и после нее аналитический доклад

Обновлено: 28.04.2024

В состав рабочей группы, обсуждавшей доклад, вошли 13 ректоров отечественных вузов, в числе которых ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев, ректор РАНХиГС Владимир Мау, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор Московского педагогического университета Игорь Реморенко и многие другие.

Помимо этого, в большинстве вузов также не были реализованы эффективные программы психологической помощи учащимся, обострились и социальные вопросы. К примеру, возвращение значительного числа студентов домой потребовало оказания материальной помощи для покупки билетов.

По данным, предоставленным авторами доклада, серьёзной проблемой стала и массовая потеря студентами работы: у 40% обучающихся снизились доходы.

Помимо всего прочего, в сложной ситуации, как отмечают авторы доклада, оказались преподаватели, которым для обучения требовалось специальное оборудование. Методические рекомендации для преподавателей вузы направили позже, во многих учебных заведениях перейти в онлайн-режим педагогам помогали студенты.

Было отмечено также, что определённая часть преподавателей негативно настроены к онлайн-обучению, которое практически за время работы на удалёнке не изменилось. Причиной этому является увеличившаяся трудоёмкость и неготовность педагогов к эффективному использованию технологий.

Ещё в марте выяснилось, что в 20% вузах РФ есть направления подготовки, курсы по которым не могут быть завершены в дистанционном формате. Речь идёт, к примеру, о таких областях, как медицина, творчество или индустрия. В результате занятия по таким курсам были или отменены, или перенесены на следующий учебный год.

Также авторы доклада подчеркнули, что переход на дистанционный формат обучения привёл к активному внедрению высшими учебными заведениями технологий прокторинга (это технологии наблюдения за процессом дистанционной сдачи студентом экзамена или защиты выпускной контрольной работы). По словам ректоров, оказалось, что на рынке РФ почти нет конкуренции среди поставщиков данной услуги, а те, которые имеются, очень дороги.

Весной 2020 из-за карантина вузы вместе с преподавателями и студентами перешли на дистанционное обучение. Сейчас проходит период адаптации образовательных процессов к изменившимся условиям. Ректоры российских топ-вузов подвели итоги стресс-теста для образования на совещании Минобрнауки.

Основные выводы:

1. Вузы перестроились под дистанционный формат, кроме того, отдельные университеты уже имели подобный опыт. К 23 марта 450 учебных заведений за две недели перешли на удаленное обучение. Не оценить заслуги вузов в оперативном переходе было бы несправедливо.

2. Вместе с тем нереально полностью перевести все учебные заведения на дистанционку. Тем более в Минобрнауки намерены сделать все возможное, чтобы с 1 сентября учеба продолжилась в очном формате. Так или иначе преподаватели и студенты будут пользоваться дистанционными ресурсами, например курсами других вузов.

3. Основной успех — темп роста заболеваемости среди студентов и преподавателей был в три раза ниже, чем в целом по России.

Но не все так радужно — карантин выявил и проблемы:

● обучение по отдельным специальностям не подходит для дистанционного формата — например, курсы для врачей и творческих работников пришлось перенести на следующий год;

● многие преподаватели не справились с дистантом, не получилось организовать вовлечение студентов в учебный процесс, было немало тревоги по поводу студенческого обмана на экзаменах;

● пандемия укрепила экономическое неравенство среди студентов, почти у половины упали доходы.

Руководители вузов отметили необходимость комплексной переподготовки преподавателей под дистанционный формат. И речь не о компьютерной грамотности, а о конкретных курсах по организации дистанционного обучения, использованию digital-сервисов для образования.

Авторы доклада, обсуждаемого на совещании в Минобрнауки, считают: вузам стоит помогать студентам с трудоустройством, чтобы ослабить экономическое расслоение, предоставить рассрочку для оплаты образования.

Сегодня не подойдет какое-то одно решение, для выхода из кризиса нужен комплексный подход. Курсы, которые нельзя перевести в онлайн, придется вне вуза поддерживать в очном формате.

Опытом Московского государственного университета пищевых производств в организации удаленного обучения поделилась Альбина Бикбулатова, кандидат технических наук, проректор по учебно-воспитательной работе МГУПП.

Альбина Ахатовна также отметила необходимость стандартов и требований к онлайн-курсам. Они должны полностью соответствовать рабочим программам, содержать теоретический материал, презентации по каждому разделу, практические работы и оценочные средства.

Проректор подчеркнула, что в университете при создании курсов используют материалы открытых образовательных платформ. Авторские курсы размещаются в электронной среде МГУПП, также работает электронная библиотека. С авторами заключены лицензионные соглашения.

На VII Летней школе присутствовал врио проректора по учебной работе Донского государственного аграрного университета Сергей Ширяев.

Сергей отметил, что проводить программу повышения квалификации преподавателей нужно в основном дистанционно, используя лучшие разработанные практики. В программах желательно анализировать применение этих практик при решении конкретных задач. Основным требованием к курсам Сергей Ширяев считает разнообразие форм представления материалов, четкую структуру с включением актуальных на сегодня практических решений.

По мнению эксперта, разработка на основании федерального законодательства локальных нормативных актов по всем вопросам, возникающим при реализации образовательных программ, поможет университету решить проблему легальности и актуализации учебного контента в новом цифровом образовании.

Юрайт.Академия

Юрайт.Статистика

Образование, как и весь мир, переживает сложные времена. Кризис — это не только потери, но и возможности: для творчества, прогресса и экспериментов.

Дистанционный формат может быть препятствием или, наоборот, стимулом для развития. Давайте учить и учиться вместе!

По оценке ректоров ведущих вузов России, система высшего образования справилась со стресс-тестом пандемии коронавируса. Однако существующих цифровых возможностей вузов недостаточно для эффективной работы дистанционного формата

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Несмотря на то что система высшего образования справилась со стресс-тестом во время коронавируса, пандемия выявила чрезмерные жесткость и негибкость образовательного процесса в вузах. Существующих возможностей университетов недостаточно для эффективного и удобного дистанционного формата обучения для студентов и преподавателей, к таким выводам в аналитическом докладе пришла рабочая группа, в которую вошли 13 ректоров российских вузов. В их числе ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев, ректор РАНХиГС Владимир Мау, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, ректор Московского педагогического университета Игорь Реморенко и другие.

Как готовился доклад

При его подготовке использовались результаты ранее опубликованных исследований НИУ ВШЭ, института РАНХиГС, Агентства стратегических инициатив (АСИ) и других.

Как пандемия повлияла на студентов

Другой серьезной проблемой, по данным авторов доклада, стала массовая потеря студентами работы — у 40% учащихся снизились доходы.

Какие задачи нужно решить:

Как пандемия повлияла на преподавателей

Ярослав Кузьминов

Какие задачи нужно решить:

Как изменился формат обучения из-за пандемии

Уже в марте выяснилось, что в каждом пятом вузе есть направления, к примеру в области медицины, индустрии или творчества, курсы по которым не могут быть завершены в дистанционном формате. Занятия по таким курсам были либо отменены, либо перенесены на следующий учебный год.

Переход на дистанционное обучение привел к активному внедрению вузами технологий прокторинга, то есть технологий наблюдения за процессом дистанционной сдачи студентом экзамена или защиты ВКР. Как отмечают ректоры, оказалось, что на российском рынке почти нет конкуренции среди поставщиков этой услуги, а имеющиеся чрезвычайно дороги.

Какие задачи нужно решить:

  • Часть вузовской программы может быть реализована в очном формате вне университета.
  • Создание свода методик и правил преподавания онлайн (цифровой дидактики).
  • С точки зрения цифровой инфраструктуры дистанционное обучение выявило серьезные трудности с обеспечением информационной безопасности. Необходимы решения, которые могут обеспечить такую безопасность.

Что нужно решить в первую очередь


В пятницу, 3 июля, прошло онлайн-заседание Общественного совета при Министерстве науки и высшего образования. Его темой стала пандемия коронавируса и ее влияние на работу российских университетов. Участники встречи обсудили доклад, подготовленный ректорами 13 ведущих вузов России о том, как вузовская система страны справляется с глобальными сложностями, вызванными распространением COVID-19.

Система прошла стресс-тест



График распространения коронавируса. Иллюстрация из презентации доклада на онлайн-заседании

Также в ходе заседания отмечалось, что после пандемии необходимо максимально загрузить лаборатории и творческие классы для реализации тех практических проектов, которых не хватает в настоящий момент.

Цифровая педагогика и проблема социальной ответственности

Несмотря на то, что в целом система высшего образования смогла успешно переформатировать свою работу в условиях пандемии, она столкнулась с рядом вопросов, на которые только предстоит найти ответы.

В первую очередь с проблемами при переходе на онлайн-занятия столкнулись студенты-первокурсники. Ситуация показала, что у них не хватает навыков самоорганизации, горизонтального взаимодействия, самостоятельной работы в группах, что усложнило для них обучение в сложившихся условиях. Поэтому особенно возросла роль тьюторов и менторов. Впрочем, с проблемами столкнулись и студенты старших курсов.

При этом, работая над адекватным переходом занятий в дистанционный формат, вузам и министерству также было важно решить социальную проблему. Более половины студентов столкнулись со снижением доходов, что побудило вузы принять программы поддержки занятости студентов в кампусе, чтобы снизить социальную напряженность и дать студентам дополнительные возможности для заработка и продолжения обучения.

Болевые точки: неравенство и инфраструктура

Ситуация с коронавирусом обнажила и старые проблемы, которые требуют решения. Стало особенно заметным неравенство на самых разных уровнях: между вузами, имеющими разное финансирование и статус; неравенство между преподавателями, имеющими разные навыки работы с онлайн-площадками; между студентами с разным достатком.



Иллюстрация из презентации доклада на онлайн-заседании

Также стала очевидна проблема инфраструктуры, в первую очередь аппаратной и программной. Так, выяснилось, что около трети вузов не располагают адекватно функционирующей LMS (системой управления обучением). Возникали сложности с использованием онлайн-площадок для проведения занятий, что вызывало дискомфорт для обучающихся.

При этом он отметил, что вузам необходимо пересмотреть свою работу в части коммуникации со студентами, представленности в цифровом пространстве, в первую очередь в социальных сетях.

Также ректор Университета ИТМО отметил, что необходимо создание распределенной по России сети консультационных и методических центров на базе ведущих региональных вузов, которые могли бы разрабатывать, хранить и предоставлять ядро программного обеспечения, необходимого для организации новой работы университетов.

Как было отмечено в ходе заседания, подготовка и представление доклада – это только первый шаг в осмыслении уроков пандемии для высшего образования в стране. В конце августа – начале сентября рабочая группа представит конкретные рекомендации регулятору и университетам, основанные на анализе и лучших практиках.

Доклад был подготовлен ректорами и рабочими группами 13 ведущих российских вузов и инициирован министром образования и науки РФ Валерием Фальковым. Цель этого глобального исследования – извлечь уроки из опыта экстремального режима работы системы высшего образования в первые месяцы пандемии.

– Сфера высшего образования (в период пандемии) была фронтиром, на котором нужно было быстро принимать решения. Авторам доклада удалось посмотреть на себя со стороны, взять глобальный контекст и ответить на вопрос: как же мы смотрелись в условиях пандемии по сравнению с другими системами, – отметил на заседании министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Доклад состоит из семи разделов. В первом представлена общая картина развития ситуации в последние три месяца с учетом действий Минобрнауки. Два раздела отражают, как менялась реальность высшего образования для ключевых действующих лиц – студентов и сотрудников университетов. Три раздела обобщают материал о том, как в чрезвычайной ситуации показали себя значимые элементы образовательного процесса: содержание и технологии обучения, инфраструктура, система управления в вузах. Приводятся как положительные, так и проблемные практики. Седьмой раздел посвящен анализу мер, принимаемых в российском образовании в международном контексте.

– Этот доклад – рефлексия профессионального сообщества по поводу того, что происходило. Нам важно было сравнить наш внутренний взгляд, то, как мы диагностируем состояние нашей системы, с внешней экспертной оценкой, – подчеркнул Эдуард Галажинский во время презентации.

Анализ вузовских практик показывает, что в период удаленной работы сложилось несколько режимов организации образовательной деятельности: асинхронный (студенты изучают материал в удобное им время), синхронный (одновременное участие в занятии, например, в формате вебинара) и смешанный (совмещение синхронного и асинхронного взаимодействия). В значительной степени различия в этих режимах отразили сильную внутреннюю дифференциацию системы высшего образования, проявившуюся в условиях пандемии. Тем не менее, авторы доклада указывают на то, что немалая часть студентов фактически была переведена на заочное обучение, а инфраструктура и опыт работы с цифровыми технологиями в ряде вузов оказались недостаточными для эффективного перехода в удаленный формат работы.

В докладе отмечается, что пандемия усилила запрос на социальную ответственность всех участников процесса: вузов, преподавателей, студентов, Минобрнауки. Она стала катализатором для открытия бесплатного доступа к онлайн-курсам сильных вузов, проектам по трудоустройству студентов и психологической помощи в сложный период, привела к тому, что вузы приняли решение не повышать в этом году стоимость обучения.

При этом в обсуждении доклада ректоры ведущих вузов подчеркнули, что хорошее дистанционное образование не может быть дешевым, так как требует больших затрат на создание контента и обеспечение инфраструктуры.

– Этот краткий период жизни высшего образования стал точкой бифуркации всей системы. Мы, с одной стороны, резко увидели проблемы, ограничения, с другой – получили возможность серьезно сформулировать рекомендации для вузов, – подытожил ректор ТГУ.

В августе рабочие группы представят следующий доклад, в котором планируют обосновать оперативные и стратегические меры по решению проблем высшего образования. Проведенный анализ сделал очевидной необходимость разработки и реализации новой модели высшего образования, которую можно назвать комбинированной.

Читайте также: