Звуки музыкальные и шумовые доклад

Обновлено: 15.05.2024

Граница между шумом и музыкой субъективна: люди, которые любят классику, называют шумом поп-музыку, и наоборот — те, кто любит легкую музыку, воспринимают академические произведения как непонятный шум.

Если мы представим себе оба типа звуков на плоскости, то музыкальный звук, тон, будет выглядеть как строго периодическое колебание, а шум — хаотически. В природе же шум и звук соседствуют друг с другом; только человек их классифицирует.

Ближе к XIX веку, в эпоху романтизма, шумовые звуки начинают внедряться в европейскую классическую музыку как музыкальные краски. К началу XX века, когда существующий музыкальный язык зашел в тупик, художники-новаторы увидели в шуме возможность общения с окружающим миром для современного человека. В среде русского футуризма выросли идеи введения, с одной стороны, музыки в производство (таким образом, чтобы она оказывала стимулирующее влияние на трудящихся), с другой — машин в музыку (создавая, например, симфонии на основе звуков заводов). С середины 1920-х годов уже даже в среде школьников, пионеров большую популярность приобрели шумовые оркестры, где зазвучал весь окружающий быт.

В начале 1930-х годов, с приходом звукового кино, эксперименты с шумами появляются и в кинематографе. Одновременно на Западе возникает экспериментальная музыка, прежде всего связанная с именами Джона Кейджа, Пьера Шеффера, Эдгара Вареза, — много рефлексирующая на тему шума. Продолжившись уже после войны в Мекке современных авангардистов —германском Дармштадте, эти эксперименты привели даже к своего рода табу на традиционные (в бытовом понимании) музыкальные звуки: из инструментов стали извлекать любые звуки, кроме собственно музыкальных. Так, движение смычка поперек струны заменяется движением смычка вдоль струны или же сам смычок заменяется куском пенопласта; используются различные части инструмента для извлечения разного рода шумов и так далее.

Различия между инструментами и не инструментами стали стираться, и весь мир стал своего рода инструментом. Любой звук (в том числе и шумовой) для музыканта стал просто-напросто средством выразительности.

Как Лотман играл на фортепиано, героически воевал и ненавидел культ войны, учился у русских формалистов, поселился на краю советской империи, создал передовую научную школу и стал одним из самых известных русскоязычных ученых XX века

Какие слова открывают каменную дверь, что сказать на пороге чужого дома на Новый год и о чем стоит помнить, когда пытаешься проникнуть в сокровищницу разбойников? Тест и шесть рассказов ученых о магических паролях

Название работы: ЗВУКИ И ШУМЫ

Предметная область: Культурология и искусствоведение

Описание: ЗВУКИ И ШУМЫ Все звуки делятся на тоны звуки и шумы. Музыкальный звук беспредметен тогда как все остальные шумы и звуки связаны либо с явлениями природы либо с действиями человека или какихто предметов то есть они конкретны. В зрелищных программах все шумы и звуки в зависимости от метода включения в действие делятся на три группы: 1. В связи с тем что подобные шумы в настоящее время воспроизводятся преимущественно с помощью фонограммы следует особенно внимательно следить за расположением динамиков на игровой площадке.

Размер файла: 15.02 KB

Работу скачали: 10 чел.

Все звуки делятся на тоны, звуки и шумы.

Тон — это восприятие на слух какого-либо одного колебания, т. е. звука без обертонов. В качестве примера может служить звук камертона.

Звук — восприятие нескольких тонов, которые находятся между собой в простом соотношении (гудки, свистки, колокола).

Музыкальный звук — звук, который воспроизводится певческим голосом или музыкальным инструментом.

Шум — сочетание нескольких тонов, частоты которых находятся в сложных соотношениях (шум листвы, вьюги, прибоя и т. д.).

Музыкальный звук беспредметен, тогда как все остальные шумы и звуки связаны либо с явлениями природы, либо с действиями человека или каких-то предметов, то есть они конкретны. Это весьма важное обстоятельство, так как во многом определяет использование шумов и звуков в качестве изобразительно-выразительного средства.

В зрелищных программах все шумы и звуки в зависимости от метода включения в действие делятся на три группы:

1. Группу игровых шумов составляют те, которые являются результатом деятельности исполнителей. Они сопровождают действие синхронно. Источник шума, его причины явно обозначены и находятся в зоне действия исполнителя. Они не только результат жизнедеятельности исполнителей, но и средство обозначения места действия: солдат бросает гранату; за кулисой слышен взрыв — туда брошена граната, там враг.

В связи с тем что подобные шумы в настоящее время воспроизводятся преимущественно с помощью фонограммы, следует особенно внимательно следить за расположением динамиков на игровой площадке. Еще нередки случаи, когда брошенная за кулисы граната "взрывается" в противоположном конце сцены, ибо звук транслируется на динамик, расположенный у портала или даже на стене партера. Подобная ситуация способна вызвать смех в аудитории даже в самые напряженные моменты действия.

2. Следующую группу составляют так называемые сценические шумы . Это те шумы, которые не являются результатом деятельности исполнителей. Они продукт сценических обстоятельств: пение частушек где-то вдали, проход оркестра за стеной по улице, приход поезда и т. д.

Нетрудно заметить, что сценические шумы имеют ярко выраженную способность передавать действие, невидимое аудитории.

Не будучи связанными непосредственно с действиями исполнителей, сценические шумы часто являются причиной их дальнейшего поведения (услышал раскаты грома — раскрыл зонт, заторопился домой и т. д.).

3. Группа шумов, которая называется "фоновые шумы", служит преимущественно для того, чтобы создать, отметить место действия: если купе поезда, то дается стук колес, если берег моря — шум моря и т. д. Исполнители часто вообще не реагируют на них, "не замечают"; поэтому фоновые шумы вскоре после начала действия, как правило, постепенно убирают, а возвращают только в конце сцены или эпизода.

Все группы шумов в клубных фонограммах способны убедительно выполнять разнообразные сценарно-режиссерские функции, среди которых наиболее распространенными являются три:

— быть средством показа действия "за кадром" (шум приближающихся танков, рев пикирующих самолетов и т. п.);

— выступать в качестве своеобразной увертюры или финала эпизода или всего клубного мероприятия (шум цеха, смена караула и т. п.). Часто вводимые в качестве рефрена шумы не только "цементируют" композиционное построение, но одновременно могут быть сильнейшим средством эмоциональной подготовки восприятия эпизода (набат Хатыни и т. д.);

— обозначать время и место действия (как, например, звук метронома в блокадном Ленинграде).

В современной культурно-досуговой деятельности, и прежде всего в массовых тематических мероприятиях, все эти творческие функции шумов явно недооцениваются. В процессе сценарно-режиссерской разработки клубных мероприятий их авторы в области звукового решения в первую очередь обращаются к использованию песенно-музыкального материала. Это не всегда дает хорошие результаты по двум причинам. Во-первых, песенно-музыкальный материал, будучи самостоятельным художественным произведением, как правило, не полностью совпадает с направленностью остального материала. С целью "корректировки" звучания часто приходится накладывать на текст песни текст ведущего или диктора, что уже само по себе снижает качество восприятия. А, во-вторых, выбор песенно-музыкального материала довольно ограничен. Да и сказывается некоторый шаблон в самом отборе: если, например, речь идет о начале войны, то почти непременно вы услышите "Священную войну" или "Марш нашествия" из Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

А вместе с тем тема войны может быть весьма выразительно и емко в звуковом плане решена при помощи шумовой фонограммы. Вот оборвалась на полуслове мирная песня 30-х годов, и в наступившей тишине в полной темноте раздался очень низкий удар колокола — и вспыхнул первый экран: летят бомбы, горят посевы, дома, гибнут люди. Вновь ударил колокол — вспыхнул второй экран рядом: марширующие по дорогам России фашисты, грабители, расстрелы.

Еще сильнее ударил колокол — вспыхнул третий экран: плакат "Родина-Мать зовет!", раздача оружия ополченцам, клятва партизан, первые наши победы.

Эпизод производит очень сильное впечатление прежде всего благодаря образности, смысловой и эмоциональной емкости звукового решения.

Звуки, которые мы слышим каждый день, очень разнообразны. Любой из нас достаточно отчетливо отличает так называемые музыкальные звуки от шумов. К первым, например, относится пение, звучание натянутых струн музыкальных инструментов, свист.

Шумы возникают при взрывах, работе двигателей внутреннего сгорания, шипении змеи, скрипе несмазанных дверных петель и т. д. Мы в состоянии с помощью своих органов речи воспроизвести более или менее гармоничный звук и, конечно, шум.

Резкой границы между музыкальными звуками и шумами нет. Испорченный музыкальный инструмент или заигранная грампластинка создает хриплые, дребезжащие звуки, весьма похожие на шум. С другой стороны, некоторую музыкальность можно уловить в шуме дождя или вое ветра.

Чем с точки зрения физики отличаются музыкальные звуки от шума и по какой при-чине столь несхожими могут быть музыкальные звуки между собой?

Чистый музыкальный звук можно полу-чить с помощью простого прибора, называемого камертоном. На рисунке 4.26 показан камертон, который закреплен на деревянном ящике, открытом с одной стороны. Ударив молоточком по одной из ветвей камертона, мы

услышим музыкальный звук. Постепенно звук ослабевает вследствие затухания колебаний ветвей. Звуковая волна возбуждается колеблющимися ветвями камертона. Характер этих колебаний можно установить, если

прикрепить к ветви камертона иглу и провести ею с постоянной скоростью по поверхности закопченной стеклянной пластинки. На пластинке появится линия, очень близкая к синусоиде (рис. 4.27). Это временная развертка колебаний, подобная той, которую получают с помощью маятника с песочницей. Отсюда можно заключить, что колебания ветвей камертона очень близки к гармоническим.

Звук, издаваемый гармонически колеблющимся телом, называют музыкальным тоном или просто тоном.

Музыкальные тоны отличаются на слух громкостью и высотой.

Громкость звука определяется амплитудой колебаний давления.

Чем сильнее удар молоточка по камертону, тем громче звучит камертон. А более сильный удар вызывает колебания большей амплитуды. Можно не сомневаться, что и громкость любого звука определяется амплитудой колебаний в звуковой ¦волне.

Нужно, однако, иметь в виду, что чувствительность нашего уха зависит от частоты звука. Звуковые колебания одинаковых амплитуд не кажутся нам одинаково громкими, если частоты их различны. Наше ухо, как уже говорилось, наиболее чувствительно к колебаниям с частотой около 3500 Гц.

В акустике вводят специальную величину — интенсивность звука. Интенсивность звука равна отношению энергии, переносимой звуковой волной за время t через поверхность площадью S, перпендикулярную к направлению распространения волны, к произведению площади S и времени t. Энергия колебаний в волне пропорциональна квадрату амплитуды. Поэтому и интенсивность звука определяется амплитудой колебаний: пропорциональна квадрату амплитуды.

Громкость характеризует субъективное звуковое ощущение и пропорциональна интенсивности звука — объективной энергетической характеристике акустических волн.? Высота звука

Для того чтобы определить, с чем связана определенная высота звука, нужно располагать несколькими камертонами различных размеров. Проводя иглой, прикрепленной к ветви звучащего камертона, вдоль закопченной пластинки, можно заметить, что, чем выше звук, издаваемый камертоном, тем меньше период появляющейся на пластинке синусоиды и, следовательно, тем больше частота колебаний камертона. Высота звука (точнее, высота тона) определяется частотой колебаний.

То же самое можно наблюдать при колебаниях струны. Увеличение натяжения струны приводит к увеличению частоты свободных колебаний. Поэтому, натягивая струны гитары с помощью колков, мы делаем звук более высоким.

Кроме того частота колебаний струны зависит (при данной силе натяжения) от ее длины [см. формулу (4.7.2)]. При игре гитарист прижимает пальцами струны к грифу. Благодаря этому меняется высота звука инструмента.

Шум и борьба с ним

Шум отличается от музыкального тона тем, что ему не соответствует какая-либо определенная частота колебаний и, следовательно, определенная высота звука.

С шумом борются простыми административными мерами: в городах запрещено пользоваться автомобильными сигналами, отменены полеты самолетов над городами и т. д. Борются с шумами и с помощью технических устройств. Так, все автомобили, тракторы и мотоциклы снабжены глушителями. На пути выхлопных газов сооружают сложный металлический лабиринт с перегородками и отверстиями, в которых звуковая волна теряет энергию. Кто хотя бы раз слышал рев мотоцикла без глушителя, хорошо представляет себе, насколько успешно глушитель справляется со своей задачей.

Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках.

Музыкальное произведение состоит из музыкальных звуков, организованных в определённую систему. Музыкальные звуки обладают 4я свойствами.

1). Высота. Высота звука зависит от частоты колебания источника звука. Чем чаще колебание, тем выше звук. И наоборот.

Звуки разделяются на 2 группы:

- имеющие ярко выраженную высоту

- звуки, не имеющие ярко выраженной высоты (производятся шумовыми музыкальными инструментами, ударными инструментами).

2). Длительность звука – это продолжительность колебания источника звука

В музыке длительность – это продолжительность звука или паузы.

Основные длительности в музыке:


3). Громкость – это сила размаха колебательного движения, или амплитуда колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот.

Например, мы различаем песни, исполняемые высоким женским голосом и низким мужским. Легко отличить громкое звучание марша от тихого, мягкого звучания лирической песни, короткие звуки, быстро следующие друг за другом, - от более продолжительных. В разнообразии звуков по окраске (тембру) мы можем убедиться, послушав одну и ту же мелодию в исполнении на различных инструментах – например, на фортепиано, гитаре, баяне.

Для определения особенностей тембра музыкального инструмента применяются слова, заимствованные из самых различных областей человеческий ощущений и переживаний. Например, тембр светлый, блестящий, яркий, темный, матовый, мягкий, резкий, густой, тонкий, свистящий, бархатный, угрюмый, сдавленный, стеклянный, металлический. Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи

В следующем видео вы можете услышать на примере одного произведения насколько тембр инструментов может изменить звучание.

И.С. Бах "Шутка"

Видео YouTube

Звуки – это все что мы слышим вокруг себя.
Их великое множество и они все разные.
Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а можем вспомнить и представить их, даже не слыша. Это благодаря тому, что у нас есть слуховая память.


Звуки бывают речевые, неречевые и музыкальные.

Речевые звуки – это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим.
(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша, Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.
Для того чтобы изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты:
Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.
Шелест деревьев могут изобразить маракасы (привести пример игрой на этих музыкальных шумовых инструментах)

Музыкальные звуки

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.
У них есть мелодия.
Звуки музыкальные различаются тембром– окраской звука.
Громкостью
Длительностью
Высотой
Человеческий голос – это тоже музыкальный инструмент
По высоте звуки бывают:
Высокие и низкие
По громкости :
Громкие и тихие
По длительности:
Длинные и короткие
По тембру:
Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.(примеры проиграть на баяне).
В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя определить
их высоту.

Без мелодии музыка немыслима.
Музыкальные инструменты способны передать очень много разных оттенков в музыке.


Человеческий голос – это волшебный инструмент

Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос–сопрано, мужской низкий голос – бас)

Смена времен года – это ритм планеты


Метроном – источник ритма в музыке

Средства музыкальной выразительности в музыке


Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами:

Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: Ау,
ну-ка, глазки закрывай, не робей,
Кто позвал тебя узнай поскорей!


Лад: мажор, минор

Темп: быстро, медленно

Чижик-пыжик, где ты был?
Я всю зиму в клетке жил
Где ты клювик замочил?
В клетке я водичку пил.
Что ты чижик похудел?
Я всю зиму проболел
Чем же клеточка плоха?
Ведь неволя так горька.
Чижик, хочешь к нам сюда?
Ой да да да да да да!
Ну-ка, чижик, вылетай!
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает медленный, умеренный и быстрый.
Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.
Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп – анданте; медленный адажио.

Еле, еле, еле, еле,
закружились карусели
а потом, потом, потом.
Все бегом бегом, бегом
Тише тише, не спешите
Карусель остановите.
Раз, два, раз два.
Вот и кончилась игра.

Читайте также: