Сальвадор дали постоянство памяти доклад википедия на французском языке

Обновлено: 05.07.2024

Вы же наверняка слышали это выражение? Я придерживаюсь той же позиции при анализе творчества любого из созидателей. Так что давайте вспомним, каков был Сальвадор Дали в далёком тысяча девятьсот тридцать первом году.

В тот момент Сальвадору было двадцать семь лет. Он недавно открыл для себя движение сюрреалистов и уже встретил главную женщину своей жизни. Позади - несколько персональных выставок, знакомство с Пикассо, ссора с отцом, впереди - слава и богатство, в которых Дали не сомневался. И вот, однажды, буквально за несколько часов, пока Гала была в кинотеатре с друзьями, Дали создаёт картину, которая войдёт в историю как самое его известное творение.

Постоянство памяти?

Что мы видим на этой небольшой картине размером 24х33 сантиметра? Давайте посмотрим на фон. А там расположился незыблемый пейзаж каталонского побережья с видом на мыс Креус. А само действие разворачивается уже новыми слоями. Так на картине появилась сухая олива и знаменитые текучие часы, созданные под впечатлением от камамбера, которым Дали ужинал накануне с Галой. Давайте взглядом пройдёмся слева снизу направо вверх, как привычно нашему взгляду. И по пути мы увидим ещё одни часы на ярком ребре геометрически правильного камня, в нижней части мы натыкаемся на нечто похожее на голову с длинными ресницами, поверх которой расплавились ещё одни часы. Завершаем мы путешествие взгляда на залитых солнцем скалах.

Достаточно пустынный пейзаж, с несколькими явными акцентами и тревожной цветовой гаммой, выполненной преимущественно в коричневых и бежевых тонах. Но вот взгляд при повторном просмотре цепляется за детали, которые сначала и не замечаются. В левом нижнем углу муравьи пожирают бронзовый циферблат времени настоящего. В системе символов Дали муравьи всегда означают разложение, поэтому данную часть достоверно интерпретировать проще всего. Рядом стекают расплавленные позолоченные часы, на которых удобно примостилась муха.

Так говорил Сальвадор Дали о сне, и именно спящую голову расплавил на картине, набросив сверху текучее время в виде расплавленных часов. Быть может, ему хотелось скрыться от своей мигрени и "перемотать" время при помощи сна, чтобы скорее избавиться от недуга.

The Persistence of Memory

"The Persistence of Memory" is perhaps the most famous painting by Salvador Dali, better known under the "popular" name "Soft Watches". When, in the "hungry year" of 1931, the artist painted this canvas, which is by no means impressive in size (24 X 33 cm), he probably did not even imagine that the image of his "soft watches" would become known to every inhabitant of the Earh, including the newborn and people infinitely far from art.

We mentioned the "hungry year" for a reason. For a better understanding of each and every piece of art by Salvador Dali, it is always important to know when, under what circumstances, this or that picture was painted. Why?

The answer is because every painting, sculpture or surrealictic object created by Salvador Dali is Dali himself, that very set of his views, thoughts, beliefs, phobias, obsessions, fantasies, financial and everyday circumstances at a particular moment of his life. Actually, the total stock of his works forms the complete biography of the Catalan artist captured by means of art.

Let us emphasize one tiny but prominent detail - a particular work relates to a specific moment of his biography, because in the life of Salvador Dali, all these "thoughts, views and circumstances" were constantly and rapidly changing beyond recognition - with the same delightful ease with which his "soft watch " changes its shape.

In 1931, Dali was expelled from his father’s house for his connection with Gala - the artist’s father categorically did not accept his son’s chosen one - a stranger, alien and rather "elderly", from the point of view of Salvador's father, a woman of dubious moral qualities, if not stronger.

Let us remind you that Salvador, who rebelled against his father's oppression, was not only "expelled", but also deprived of material support. At that time, Dali and Gala had to literally survive in a fishing hut on the very edge of the Catalan world - in the village of Port Lligat.


Subsequently, this hut will become the nucleus of the amazing house of Dali, and the landscapes of Port Lligat and Cape Creus, captured in numerous paintings by Dali, will be recognized by the whole world. But this would become true much later - and then one could only dream of it.

Then, in 1930, El Salvador and Gala were experiencing an unsettling time of great hopes and little cash. Sometimes, according to Dali's recollections, there was no money in the household at all, and he and his wife enjoyed every little thing - such as food, bought with borrowed 20 pesetas.

In a sense, it was food, according to the recollections of Dali himself, that became the prototype of his soft watches. Once friends came to them from Gala, and after an unexpectedly plentiful lunch, the crown of which was a delicious Camembert, the only event available in these wild lands was planned - a trip to the cinema, located 4 km away, in the wonderful fishing town of Cadaqués.


Dali refused to go to the cinema - he had a terrible migraine, which happened extremely rarely, and he did not feel able to get out of the house somewhere. After everyone had left, he sat for a while at the table, watching the half-eaten Camembert melt, swelling in the warm rays of the evening sun, then got up and went to the bedroom.

On the way, the artist decided to look into the studio for a second to glimpse the canvas on which he was working at that moment: a small landscape with views of the cliffs of Cape Creus and a dry olive tree in the foreground on the left.

The landscape, permeated with soft evening light, was good, but Dali, according to the artist himself, felt that the picture was missing something: a unifying idea, an image that would tie the disparate objects together and give the canvas completeness - but this image stubbornly did not find.

Dali turned to turn off the light, then looked at the canvas again - and saw! I saw that very soft watch melting and flowing in the same way as Camembert just melted and flowed! This idea captured him so much that he, forgetting about the headache, quickly prepared a palette and began painting, feverishly and recklessly trying to fix the marvellous image. Returning from the cinema, Gala had only one glance to understand: this time Salvador created a truly masterpiece!

She herself may not have been a creative person (although recently the point of view on this issue began to change), but she had an unmistakable instinct in matters of art. When Dali asked if she would remember this thing three years later, honestly and, as it turned out, quite prophetically, Gala answered: "Everyone who sees this picture once will never be able to forget it."


This creature is not accidentally placed in the center: for us the world around exists only because we exist, and for the egocentric and egoist Dali, such an existentialist approach is completely normal and even the only correct one.

The creature is clearly in a state of sleep, which, according to the Freudian and surrealist Dali, is essential for creativity. By the way, to those who believe that this image was generated by the painful fantasy of young Dali, I responsibly declare that this is not so. The source of inexhaustible inspiration for Salvador Dali was the quite real cliffs of Cape Creus, next to which, in fact, Dali's house is located.


The cliffs of Cape Creus are truly amazing, and therefore, excuse the pun, it is not at all surprising that such a receptive young man like Dali found in them an infinite number of images for his paintings.

In particular, a boulder called "Cavallera", which can be seen in the photo, served as a prototype for Dali's self-portrait. But unconditional luck and the main find of the picture is, of course, the "soft watches" themselves. In the picture we see three pairs of melting clocks - precisely because, according to the generally accepted tradition, it is customary to divide time into Present, Past and Future.


But the soft, fluid form of the clock is Dali's statement that time perceived by us subjectively (otherwise we cannot perceive it) has the property of running at completely different speeds. Let me give you a simple example: imagine you have not been on vacation for a long time and are literally burning with the desire to quickly, finally, to leave the routine and jump on a plane that will take you to Barcelona. And there in Barcelona, as usual, there is a whole sea of unearthly pleasures that will not wait for your arrival!

As long as half a year is left before the coveted vacation, your time will flow at an average cruising speed, without giving you much trouble. But when the count goes on for days, then time will unbearably slow down and crawl with the speed of a dying snail. And then everything will happen, and finally, that wonderful vacation will come, two weeks of which will fly by for you like one sparkling day!

Dali's melting clocks is just about this: about the fact that in addition to the generally accepted time invented by people for the convenience of life, there is subjective time: our private and personal time that exists exclusively in our perception - and its course may coincide with the generally accepted one, or maybe on the contrary, it should be radically different from it.

By the way, the time "generally accepted" (time by agreement) is also presented in the picture - in the form of an onion clock, turned with the dial down. This dial turned down is not accidental - by doing so, Dali emphasizes all the vanity and unnecessary use of the generally accepted time - after all, it, by and large, does not exist.

Note: ants crawl on the back of this watch, in Dali's works they always symbolize the negative: rotting, decay, death. In the context of the painting "The Persistence of Memory" ants, of course, symbolize the all-consuming and indifferent course of physical time, which you know steadily strides forward, leaving behind mountains of skulls, erased from the face of the Earth by civilization and the ancient stone of ruins.

Everything passes, ends, perishes and collapses - from the insignificant human life to the whole Universe. At that time, the young Dali was often haunted by the fear of death - this meant that the artist had finally matured.

Do you know when a person becomes an adult? When he first realizes that he is not immortal. Immortality is the lot of happy children. Having matured, Dali, like all adults, lost his immortality, and perceived an ordinary clock as a countdown timer, into an elegant sarcophagus of which absolutely faceless and deadly identical seconds, minutes and hours of his life are squeezed and twisted into tight spirals of springs.

And each click of the arrow is another reminder of death. Click, click, click - with the gentle tinkle of a spring and the relentlessness of the executioner. As if death is walking in a distant corridor. Not from you - to you. And then the sound of these steps will come close to you, it will become unbearably loud, frightening, terrible - and you will die .

But back to the soft watch: the clock-present, no doubt, is located closer to Dali himself, who is in a state of sleep. The clock-past hangs on a fragile branch of an old, surviving olive tree - but Dali placed the clock-future on the edge of the table - like some kind of daily bread, eagerly awaiting the artist's awakening.

Creativity has always been such "spiritual bread" for Dali, and if we pay attention to the dial of the present clock, we will see a fly on it, in Dali's iconography always acting as a conductor of the divine energy of the sky - that is, inspiration.

Yes, it is: Dali will wake up with the first rays of the sun, as he actually did - perhaps it will be five minutes to seven - and, shining with inspiration, rushes to create.

At that time, the artist worked a lot, trying to somehow rectify the deplorable financial situation - and finally began to fully understand the full potential of the talent given to him by God. Dali was still poor and not very famous, but he already hoped to blow up the world of art with his painting, or rather, save it from inevitable degradation and death.

Dali's ambition, which he distinguished already in those years, is well known. Subsequently, he directly and without false modesty (and not without reason) called himself the savior of modern art - exactly to the extent that Jesus Christ was the savior of mankind.

Here we come to the solution to another image of the picture - an egg located at the very edge of the Ampordan plain, next to the cliffs of Cape Creus - that is, exactly where Dali was born. The egg is a well-known symbol of Christ the Savior (remember the Easter eggs), and in the context of the picture - the symbol of Dali the Savior, who is to become the "savior of modern art".

Even if this has not happened yet, but already in 1931 Dali is firmly convinced: very soon he, the "divine" Dali, will have to hatch out of the "ampurdan egg", soar to the heights of world fame and by his miraculous appearance, save contemporary art of total decay! (read the original text in Russian)


The author of the article is Sergei Zakharov, a writer and tour guide. When reprinting materials, please indicate the active link to the source. You can learn more about our books and buy them in the "Where and what to read" section. We invite you to our tours of the Dali museums in Catalonia. revealing secrets, debunking myths, telling the truth - we promise full and deep immersion in the amazing Universe of Salvador Dali!

Дали. Постоянство памяти

Плавящиеся часы – очень узнаваемый образ Дали. Даже более узнаваемый, чем яйцо или нос с губами.

В чем же секрет такого успеха картины? Почему она стала визитной карточкой художника?

Попробуем разобраться. А заодно пристально рассмотрим все детали.

У Сальвадора Дали многие работы неповторимы. За счет необычного сочетания деталей. Это подталкивает зрителя задавать вопросы. К чему это все? Что художник хотел сказать?

Но не только часы заставляют задуматься. Вся картина пропитана множеством противоречий.

Начнём с цвета. На картине много коричневых оттенков. Они горячие, что усиливает ощущение пустынности.

Но это жаркое пространство разбавлено холодным голубым цветом. Таковы циферблаты часов, море и поверхность огромного зеркала.

Изогнутость циферблатов и веток сухого дерева находятся в явном контрасте с прямыми линиями стола и зеркала.

Видим мы и противопоставление реальных и нереальных вещей. Сухое дерево реально, а вот плавящиеся на нем часы – нет. Море вдали реально. А вот зеркало с него размером в нашем мире вряд ли встретишь.

Такое смешение всего и вся наводит на разные мысли. Думается и про изменчивость мира. И про то, что время не приходит, а уходит. И про соседство реальности и сна в нашей жизни.

Каждый задумается, даже если ничего не знает о творчестве Дали.

Интерпретация Дали

Сам Дали мало комментировал свой шедевр. Только рассказал, что на образ плавящихся часов его вдохновил растекающийся на солнце сыр. А при написании картины он думал об учении Гераклита.

Но почему именно так художник назвал свою картину? Может, потому что верил в постоянство памяти. В то, что, только память о каких-то событиях и людях может сохраняться, несмотря на течение времени.

Может быть и поэтому картина так успешна. Потому что это копилка самых удачных образов художника.

Дали даже любимое яйцо нарисовал. Хотя и где-то на заднем плане.

Дали любил переносить на свои картины воспоминания из детства. Вот и этот знакомый ему с рождения пейзаж кочует из картины в картину.

Автопортрет Дали

Конечно, в глаза ещё бросается странное существо. Оно, как и часы, текучее и бесформенное. Это автопортрет Дали.

Мы видим закрытый глаз с огромными ресницами. Высунутый длинный и толстый язык. Он явно без чувств или плохо себя чувствует. Ещё бы, на такой жаре, когда даже металл плавится.

Это метафора упущенного времени? Или человеческая оболочка, которая бессмысленно прожила свою жизнь?

Взять похожий образ – вполне в духе Дали. Ведь его творчество отличалось откровенностью, желанием показать все свои страхи и желания. Образ человека с содранной кожей вполне ему подходил.

И вот можно уже сделать вывод ещё об одном секрете успеха картины. Все приведённые для сравнения картины имеют одну особенность. Как и многие другие работы Дали.

Ссылка на бесплатный курс

Пикантные подробности

В работах Дали много сексуального подтекста. Их так просто не покажешь аудитории младше 16. Да и на плакатах не изобразишь. А то ведь обвинят в оскорблении чувств прохожих. Как это случилось с репродукциями Босха.

Сложно не обратить внимание и на насекомых. На одном циферблате сидит муха. На перевёрнутых красных часах – муравьи.

Муравьи у Дали ассоциировались с разложением и смертью после крайне неприятного инцидента в детстве. Однажды он увидел, как муравьи пожирают труп летучей мыши.

Вот именно за этим художник их и изобразил на часах. Как пожирающих время. Муха изображена скорее всего с тем же смыслом. Это напоминание людям, что время уходит без возврата.

Подведем итог

– Очень запоминающийся образ плавящихся часов.

– Картина заставляет думать. Даже если Вы мало разбираетесь в творчестве Дали.

– В картине собраны все самые интересные образы художника (яйцо, автопортрет, насекомые). Это не считая самих часов.

– Картина лишена сексуального подтекста. Она может быть показана любому человеку на этой Земле. Даже самому маленькому.

– Все символы картины до конца не расшифрованы. И гадать над ними мы можем бесконечно. В этом сила всех шедевров.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Похожее

Вячеслав, спасибо за такие подробные дополнения!

Добавить комментарий Отменить ответ

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать что Вас это устраивает. Ok

Топ-15 самых известных картин Сальвадора Дали

Эта картина , написанная в сюрреалистический период Дали , сейчас экспонируется в Центре искусств королевы Софии в Мадриде. Работа отражает крайне противоречивое отношение художника к сексу. Будучи мальчиком , он нашёл оставленную отцом книгу с фотографиями гениталий , поражённых запущенными венерическими заболеваниями. Они ужаснули и очаровали молодого Сальвадора , и в зрелом возрасте он продолжал ассоциировать секс с гниением.

Сальвадор Дали. Великий мастурбатор

Эта картина из собрания Музея современного искусства в Нью-Йорке — культовое произведение сюрреализма и одна из наиболее узнаваемых работ Сальвадора Дали. Знаменитые мягкие часы он придумал , глядя на сыр камамбер , который плавился на обеденном столе под жарким солнцем. Эту деталь автор добавил к неоконченному виду мыса Креус , который неоднократно появлялся в его работах. Гала , вернувшись в тот день из кино , сказала , что зритель , который увидит картину однажды , уже не сможет её забыть.

Сальвадор Дали. Постоянство памяти

Сальвадор Дали. Мягкая конструкция с вареной фасолью. Предчувствие гражданской войны

Это одна из нескольких картин , в которых Дали , как говорят историки , выражает предчувствие Второй мировой войны.

Сальвадор Дали. Метаморфозы Нарцисса

Сальвадор Дали. Лебеди, отражающиеся в слонах

Сальвадор Дали очень ценил сон как источник необычных идей для своих картин. В течение дня он несколько раз засыпал на 20 минут и , проснувшись , зарисовывал увиденное в это время. Кстати , учёные из Сорбонны подтвердили эффективность техники интервального сна при решении трудных задач.

Сальвадор Дали. Сон

Это была первая картина , которую Дали написал в Соединенных Штатах после того , как они с Галой бежали из Европы от ужасов Второй мировой войны. Художник больше не принадлежал к сюрреалистам , и эта работа отмечает его переход к классицизму.

Сальвадор Дали. Вечерний паук сулит надежду

Дали , окруженный элементами войны. Крылатый купидон прикрывает глаза , указывая на разворачивающиеся ужасы: пушка извергает безглазую лошадь , на землю стекает мягкий самолет , из которого рождается Ника , греческая богиня победы , с одним крылом. Фигура Дали с женской грудью держит виолончель , которая больше не может играть. Из тела прорастают чернильницы , как намёк на профессию его отца ( нотариус) или возможные договоры , которые разрешат кризис. В том же году Дали сказал репортеру , что , согласно старому крестьянскому поверью во Франции , увиденный вечером паук-сенокосец сулит удачу на следующий день.

Сальвадор Дали. Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения

Штык , как символ жалящей пчелы , может обозначать внезапное пробуждение женщины от безмятежного сна. Слон на ногах фламинго — искажённая версия скульптуры Бернини на площади Минервы в Риме. Маленький гранат , парящий между двумя каплями воды , может обозначать Венеру — особенно учитывая его тень в форме сердца. Он также может быть христианским символом плодородия и воскресения.

Сальвадор Дали. Искушение Святого Антония

Что же касается цели создания картины — это было единственное художественное состязание , в котором участвовал Дали. Но его обошёл Макс Эрнст , который получил 2500 долларов , а его работа — 8 секунд экранного времени.

Макс Эрнст. Искушение святого Антония

высокомерного , жестокого и сентиментального императора. О том , что он приписывал Пикассо именно этот титул , свидетельствует свидетельствует литография

Читайте также: