Доклад педагог физической культуры

Обновлено: 18.05.2024

Профессия специалиста по физической культуре является одной из самых благородных. Значимость специальности в современных условиях становится актуальной, так как связана с выполнением следующих важных функций: образовательной, познавательной, оздоровительной, а также играет огромную роль в профилактике заболеваемости.

Адаптивная физическая культура (АФК) - это комплекс мер спортивно - оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни.

Одно только название адаптивная подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

Основной целью АФК является совершенствование и гармонизация всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья, реабилитация и социализация его личности с помощью физических упражнений и гигиенических факторов.

Основным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности.

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

  • осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
  • способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
  • способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
  • потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
  • желание улучшать свои личностные качества;
  • стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Основные функции учителя адаптивной физической культуры.

Организаторская, связанная с организацией:

  • уроков АФК;
  • физкультминуток (физкультпауз) и семинаров по их проведению с учителями начальной школы и учителями - предметниками;
  • подвижных игр на переменах;
  • спортивно - физкультурных праздников школы.

Образовательная - заключается в содействии формированию у учащихся знаний, умений и навыков по адаптивной физической культуре. Так, в процессе занятий необходимо информировать занимающихся о том, какое значение имеет систематическое выполнение физических упражнений в жизни человека (оздоровительное и прикладное), какие бывают виды упражнений, о технике их выполнения, о нормативах, о гигиенических особенностях выполнения некоторых из них и многое другое.

Развивающая - заключается в том, что наряду с познавательными способностями у занимающихся тем или иным видом, необходимо развивать интеллектуальные способности, способствующие быстроте и точности ориентации в получаемой информации.

Воспитательная - направлена на воспитание личностных качеств учащихся. Это чувства коллективизма, трудолюбия, смелости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности и др. Воспитанию их способствует само содержание занятий по АФК и педагогическое мастерство учителя АФК: владение методами убеждения, умения использовать воспитательную силу личного примера, а также использовать метод практического приучения, который обеспечивает выработку конкретных навыков поведения, положительных привычек в общении с окружающими

Основные педагогические принципы работы с детьми.

  • единство диагностики и коррекции;
  • принцип дифференциации (объединение детей в относительно однородные группы) и индивидуализации (учет особенностей, присущих одному человек;
  • принцип учета возрастных особенностей;
  • принцип адекватности педагогических воздействий (решение коррекционно-развивающих, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов);
  • принцип оптимальности педагогических воздействий (разумно сбалансированная величина психофизической нагрузки);
  • принцип вариативности (бесконечное многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования эмоционального состояния);
  • принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями.

Физическая нагрузка регулируется учителем соответствующим подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, последовательностью. В отличие от программы общеобразовательной школы в разделы вносят общеразвивающие упражнения, дыхательную гимнастику, так как они способствуют коррекции нарушения дыхания.

  • упражнения для укрепления кистей рук - способствуют успешному овладению письмом;
  • упражнения для осанки - помогают ребенку правильно держать голову, свое тело сидя, стоя, при ходьбе и беге;
  • в связи с затруднениями в пространственно - временной ситуации, нарушениями точности движений, включаются упражнения, направленные на коррекцию и развитие этих способностей (упражнения с гимнастическими палками, флажками, малыми и большими обручами, мячами);
  • для развития силы и ловкости, координации - упражнения в лазании и перелезание.
  • упражнения на равновесие способствуют развитию вестибулярного аппарата, выработке координации движений, ориентировке в пространстве;
  • особое место уделяется метанию мяча (катанию), при выполнении которых, развивается ловкость, глазомер, меткость, правильный захват.

Оценивание и итоговая аттестация обучающихся.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены ученику и родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка.

Положительная отметка должна быть выставлена обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры.

При выставлении текущей отметки необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства обучающегося, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физкультурой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самое важное для большинства людей – это здоровье, здоровье его собственное и его близких. Человек, живя в обществе, является его неотъемлемой частью и должен понимать, что здоровый образ жизни – это не просто красивые слова, а одно из важнейших требований, диктуемых современностью. Физическая культура как часть общей культуры человека призвана помочь в решении этого вопроса.

Доклад на РМО учителей физической культуры.

Введение

Самое важное для большинства людей – это здоровье, здоровье его собственное и его близких. Человек, живя в обществе, является его неотъемлемой частью и должен понимать, что здоровый образ жизни – это не просто красивые слова, а одно из важнейших требований, диктуемых современностью. Физическая культура как часть общей культуры человека призвана помочь в решении этого вопроса.

И всё-таки, почему в настоящее время так важно хорошее, качественное преподавание физической культуры? Во–первых потому, что процветает безразличие учащихся., которое является производной индифферентности и массовой безработицы, особенно в сельских районах, существенно влияющее на снижение учебной мотивации учащихся. Во–вторых, в какой-то период в стране резко упал престиж образования и знаний, в том числе и уроков физической культуры. В-третьих, недостаточная материальная база. В-четвёртых, непригодность ряда традиционно применяемых приёмов обучения для нынешнего контингента учащихся. В–пятых, ныне много детей, слабо подготовленных, из неблагополучных и неполных семей, не мотивированных на самосознательные занятия физической культурой. В–шестых, государство настоятельно нуждается в здоровом, крепком поколении. Этот ряд можно продолжать довольно долго.

В связи с этим чрезвычайно велика роль школьного учителя физической культуры как проводника в мир здоровья. А самому учителю в современном, часто меняющем свои приоритеты мире необходимо регулярно проводить анализ и самоанализ своей деятельности, чтобы не оказаться в положении водителя тихоходной техники на скоростном автобане, который от всех отстаёт и всем мешает.

Таким образом, основной целью проведения самоанализа своей деятельности я считаю необходимость сохранения высокого уровня физической культуры в нашей школе и, как следствие, привитие и поддержание интереса к регулярным, в том числе и самостоятельным, занятиям физической культурой и спортом. Важна для меня как стимул и направление для дальнейшего развития и внешняя оценка со стороны учеников, родителей, коллег, представителей общественности и просто небезразличных людей.

Система работы

Каждый человек в ходе своей трудовой и общественной деятельности выбирает какое-то основное направление, которого и старается постоянно придерживаться. Для себя в качестве ключевой концептуальной идеи я определил идею создания условий для того, чтобы ребёнок сам осознавал необходимость и важность занятий физической культурой. Другими словами, нужно развивать и поддерживать мотивацию ученика в процессе овладения им ценностями, накопленными в сфере физической культуры.

Система работы педагога по развитию мотивации учащихся состоит из следующих компонентов:

1. Диагностика уровня учебной мотивации каждого ученика с целью выявления общего отношения к занятиям физической культурой; определение сущности того, что побуждает ученика учиться.

2. Перспективное планирование развития учебной мотивации каждого ученика с учётом следующих факторов:

-опора на достижения учащегося и зону развития его учебной мотивации ( что знает ученик (знания), как он умеет учиться(учебная деятельность), как умеет ставить и реализовывать цели);

-у каждого ученика есть наличный уровень положительной мотивации, на который можно опереться, и перспективы, резервы её развития.

3. Создание психолого-педагогических и организационно-педагогических условий для развития учебной мотивации учащихся при занятиях физической культурой:

-средствами постановок задач (факторы, связанные с содержанием задачи, с организацией деятельности по её решению, определяющиеся отношениями между участниками, включёнными в деятельность по решению задачи);

-средствами форм организации учебно-познавательной деятельности (разнообразные формы уроков и внеклассной работы);

4. Планирование учебного процесса с учётом развития мотивации учащихся через систему уроков, каждый урок, отдельные этапы урока, порции материала

5. Оценка и анализ эффективности работы учителя по развитию мотивации, планирование дальнейшей работы на основе данных выводов о результативности.

Как это происходит на практике

Диагностика уровня учебной мотивации ученика проводится с помощью следующих методов:

Но наибольшее значение для развития мотивации ученика к занятиям физической культурой имеет внеурочная деятельность. В нашей школе в течение учебного года проводится порядка не менее 1-2 физкультурно-массовых мероприятий в четверть, многие из которых традиционны уже несколько лет (теннис, стрельба из пневматической винтовки, бег на коньках, на лыжах, хоккей, футбол).

Родители постоянно интересуются спортивной жизнью школы, помогают и морально, и материально, оказывая денежную помощь для выездов на республиканские соревнования, для покупки экипировки и инвентаря.

Всё вышеизложенное, возможно, было бы не так эффективно по отдельности, но в комплексе, работая, как единая система, даёт мощный толчок к занятиям физической культурой и спортом.

Что имеем в результате

Объективную оценку результативности физкультурно-массовой работы с применением данной методической системы можно дать по нескольким направлениям. Основным я считаю направление оздоровительно-массовое, поскольку сохранение и улучшение здоровья детей считаю основной задачей учителя физической культуры.

Следующее направление - спортивное. В нашем районе ежегодно проводятся спартакиады (Районная спартакиада среди общеобразовательных школ), каждые 2 года проводятся детские спартакиады (Зимняя детская спартакиада, Летняя детская спартакиада), которые включают в себя от 4 до 10 видов спорта. Несмотря на то, что школа наша небольшая (около 100 человек), мы каждый год находимся в числе призёров.

Анализ данных даёт представление о том, что, несмотря на небольшой контингент учащихся, наша школа имеет стабильно хорошие результаты районного и республиканского уровня, учащиеся с удовольствием занимаются и на уроках, и внеурочной деятельностью. Всё это является доказательством действенности и полезности работы методической системы.

Заключение

Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Формы организации образовательного процесса………………5
1.1. Урок физической культуры……………………………………. 5
1.2. Физкультурно - оздоровительные мероприятия ………………7
1.3. Внеклассные формы организации занятий.…………………. 8
Выводы по первой главе………………………………………………..9
ГЛАВА 2. Методы проведения урока физической культуры в условиях ФГОС…………………………………………………………………………….10
2.1. Специфические методы…………………………………………..10
2.2. Общепедагогические методы…………………………………….10
Выводы по второй главе………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………….14
ВВЕДЕНИЕ
Актуальным вопросом на сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:
“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.
Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Цель современного образования: формирование компетенции – умения учиться; формирование творческой само реализующей личности, готовой к саморазвитию, самосовершенствованию.
В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
• укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
• формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
• освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
• обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
• воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности);
3) выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
В основной школе такие уроки проводятся преимущественно, как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков. Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий. Отличительные особенности этих уроков:
— обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
— планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);
— использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
— обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних занятий, при выполнении которых они закрепляются.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. В процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий решаются следующие задачи: активизация двигательного режима в течение учебного дня и внедрение физической культуры в повседневный быт школьников; поддержание оптимального уровня работоспособности в учебной деятельности
Утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основа гимнастики до занятий – это комплексы из 7–9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы.
Физкультминутки и физкулътпаузы на уроках. Их цель – снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности и т.п.)
Игры и физические упражнения на удлиненных переменах являются хорошим средством активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления работоспособности учащихся в процессе учебного дня. Важными условиями проведения физических упражнений и игр на перемене являются наличие хорошо заранее подготовленных мест занятий, достаточное количество инвентаря и оборудования. Как правило, во всех играх дети участвуют добровольно, по желанию.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
К специфическим методам физического воспитания относятся:
1) методы строго регламентированного упражнения;
2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.
В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Соревновательный метод— это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:
1) в виде официальных соревнований различного уровня (спортивные игры, соревнования по различным видам спорта;
2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.
Соревновательный метод позволяет:
стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;
выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;
обеспечивать максимальную физическую нагрузку;
содействовать воспитанию волевых качеств.

физические качеств а, а также развивать творческ ий потен циал обу чающихся.

Здоровьесберегаю щие технологии Учитель физической культу ры –

профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей,

их физическое, псих ическое, нравств енное и социальн ое развитие. Поэтому

важное место в про фессиональной деятельност и отводить ся

здоровьесберегающ им технологиям, цель которых, обеспечить школьнику

возможность сохранения здоровья за период об у чения в школе, сформир овать у

него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жи зни, н ау чить

использовать полу ченные зн ания в повс едневной жиз ни.

Здоровьесбе регающие образователь ные технологи и являются самым и

значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так

как основаны на возрастн ых особенн остях познавательной деятельности детей,

оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок , обучении в малых

группах, использовании наглядности и сочетании различных форм

Педагогическая технол огия здоровьесбережен ия в педагогическ ой

деятельности деятель ности включает в себя: знакомство с резуль татами

медицинских осмотров детей; их учёт в учебно - воспитательной работе; помощь

родителям в построении здоров ой жи зн едеятельности учащихся и семьи в цело м;

создание у словий для заинте ресованно го отношения к учёбе.

Одним из гл авных направл ений здор овьесбережени я считаем с оздан ие

здорового психологи ческого климата на уроках. Так, ситуация успеха

способствует формирова нию положитель ной мотивации к процессу обучения в

целом, тем самым с нижая эмоцио нальную напряже нность, улу чшая комфортно сть

взаимоотношен ий всех у частников обра зовательного процесса.

На своих уроках уделяю внимание организац ии здоровьесбе регающих

факторов. Контроль ные испытания, задания, тестирование дают исходную (и

текущу ю) информацию для разработки индивиду альных заданий, су ть которых –

учащийся должен в каждый очередной период времени продвину ться дальше, что

Принципиальн о важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с

другими, а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра

постараюсь стать л у чше, чем сегодня. Для этого зад ания делаю реальн ыми и

стимулиру ю учащихся к актив ной работе. Во время урока чередуем различные

виды учебной деятельности; используем методы, способству ющие активизации

инициативы и творческого самовыраж ения учеников. Большое значение имеет и

урока, эмоциональная мотивация в начале урока, со зда ние ситуации успеха. И,

конечно же, при выборе форм, с одержания и мет одов работы у читывается

возраст, пол учащихся, сост ояние здоровь я, уровень их развития и

подготовленн ости. На уроках обеспечиваем необходи мые условия в соо тветст вии

с санитарно - гиг иеническ ими нормам и (освеще ние, ха рактеристика в озду ха,

температурн ый режим). За нятия провод ятся преиму щественно на свежем воз духе.

Игровая технология . Практика показывает, что применение и гр овых

технологий с учетом возрастных особенностей не теряет акту альности. Каждому

возрасту соответству ет свой набор игр, хотя бывают и и сключения. Игровая

технология являетс я уникальной формой обу чения, которая позволяет сдел ать

обычный у рок инт ересным и у влекательным. И гровая деятельн ость на у роках

физической ку льту ры занимает важное место в образ овательном процессе.

Ценность игровой деятель ности заключается в том, что она учитывает

психолого - педаго гическую природу ребенка, отвечает его потребностям и

Игра формиру ет тип овые навыки социального поведения, специфические

системы цен ностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия,

развивает сте реотипы п оведения в чел овеческих общностях.

Игровая деятельность на уроках в школе дает возмож ность повысить у

обучающихся интерес к учебным занятиям. Позволяет усвоить большее

количество информации, о снов анной на примерах конкретно й деятельн ости,

моделиру емой в игр е, помогает ребятам в пр оцессе игры научиться принимать

Использование иг ровых форм занятий ведет к повышен ию творческог о

потенциала обучаемых и к более глубокому , осмысленному и быстрому освоению

материала. Игровые формы работы в у чебном процессе могу т нести ряд функций:

обучающая, воспитатель ная, коррекционно - развивающая, психотехнич еская,

Ускорение темпа современной жизни ставит задачу бо ле е активно

использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно,

что игры необходимы для обеспече ния гармоничног о сочетания умственн ых,

физических и эм оциональ ных нагрузок, общ его комф ортного состояния.

Особое внимание следует уделять подвижным играм в начальном и

среднем звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой

деятельности, н аправл енные на со ве ршенствование игровых умений и техн ико -

тактических взаимодейств ий, необхо димых при даль нейшем изу чении и

И, конечн о, подв ижные иг ры, это прекрасная база по развитию

использу ются подвижные игры, направленные на закрепление и

совершенствован ие навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростн ых,

скоростно - силов ых способностей, способностей ориентиров ания в пространстве и

тактико - техническ ими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе

детей не всяку ю игру мо жно испол ьзовать, необходим о учитывать уровень

трудности иг ры и сложность ее во взаимодейств ии игроков. Игра будет

Для этого можно использовать различные варианты одной игры, которые

предусматр ивают сохранение ее правил и умений детей с учетом их возраста и

индивидуаль ных особенностей. Для того, чтобы игра приносила пользу ,

необходимо продумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры,

технику безопас ности, как для играющ их, так и для на блюдающих за и грой.

Игры с дидактической направленн остью учат детей объединять движения

и полученные на за нятиях и в повседневной жиз ни знания, факт ы, сист ематизи руя

их в единое цел остное представл ение об окружающей действитель ности.

- в игре должны развиваться способно сти правильно оцениват ь

пространствен ные и временн ые отношения, быстро реагировать на часто

- дидактическое и двигательное содержание и гры должно соответствовать

- степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и

При организации и проведении игры необходимо придержив аться

- каждый ребен ок должен быть акт ивны м участником иг ры;

- исключить малейш ую возможность риска, у грозы здоровью детей;

В ходе м одернизаци и образова ния, одной из осн овных зада ч в

физической ку льтуре и спорте, их истории и современ ном развити и, роли в

Лишение детей н ео бходимой двигатель ной активности в п ользу изучения

теории, либ о изучение те оретическо й части , н е акцентир уя на этом большого

внимания, заставляет учителя искать новые стратег ии в преподаван ии именно

теоретической части физической культуры. Практика пока зывает, что наиболее

рациональным явл яется вне дрение мет ода проектов.

Метод проек тов . Метод п роектов позв оляет решать сразу несколько

- развитие личн остных ком петентносте й обучающихся;

Технология проектов подхо дит для обучающихся начальной, основной и

средней школы, интересующихся иссле довательской и про ектной деятельност ью,

Проектная технология на уроке фи зич еской к ульту ры позволяет строить

обучение на активной основе, через целенаправле нную деятельность о бу чаемого,

сообразуясь с его личным интересом. Составл яя проект, он прев ращается из

объекта в субъект обучения, самостоятельн о учится и активно влияет н а

содержание собстве нного о браз ования. Такая работа дает возможность осознат ь,

что уроки физической культуры р азвивают не только физически, но и

Проектная деятель ность – это создан ие проблемн ых ситуаций, акт ивизация

познавательно й деятельности обучающихся в п оиске и решении сложных

вопросов, требу ющих акту ализации знаний, п остроения гип отез.

Метод проектов всегда ор иентирован на самостоятельну ю деятельн ость

обучающихся (индивидуаль ную, парную, групповую ), которую они выполня ют в

отведенное для этой р аботы время (от нескольких минут урока до нескольких

Виды проектов разнообразн ы. Выделяют четыре основн ые категории :

Проекты на уроках физкультуры - это проекты по и сслед ованию влияний

ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и

проведению с оревнований и спортив ных праздник ов и т.д.

Применение технологи и проектног о обучения сделает у чебны й процесс

более у влекательным для учащихся: самостоятельн ый сбор обуча ющимися

материала по теме, теоретическое обоснование необходимости выполне ния того

или иного комплек са физических упражнений или овладения теми и ли иными

физическими умениями и навыками д ля собственного со ве ршенствован ия,

У обучающихся при разработке собственн ого проекта будут закладываться

основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и

Информация, сам остоятельно доб ытая обучающимися дл я собственных

проектов, позвол ит ос ознать жизнен ную необходимость п риобретаем ых на у роках

двигательных умений. Обучающие ся, таким образом, станут ко мпетент ными и в

теории предм ета, что необходимо как условие грамотног о испо лнения

физических упражнений. Проектные технологии позволяют сделать из урока

двигательной акт ивности в у рок образо вательного нап равления.

В каждой школе есть обучающиеся, имеющие ограничения в двигательной

активности, для которых так ой вид деят ельности дает возможность п роявить себя.

Использование информ ационных компь ютерных т ехн ологий (ИКТ) в о

внеурочной деятельности и на уроках делает предмет фи зичес кая ку льту ра

современным. Сост авными частями ИКТ являются электронный, программный и

информационн ый компонен т ы, со в местное функционирова ние кот орых позволяет

Не смотря на то, что урок фи з куль туры - это практика, здесь есть место и

теории. Учителю необходимо находить и использовать такие методы обучения,

которые позволили бы каждому ученик у проявить свою актив ность, свое

творчество, активизировать двигатель ную и по знават ельну ю д еятельность .

Современные пе дагогические технологии, а так же ис пользование И нтернет –

ресурсов, новых информационных технологий, дают во зможность педагогу

ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком

уровне, обеспечи вать более полное усвоение учебного материа ла.

Информационн о коммуникативные технол огии позволяют р ешить проблему

поиска и хранения информации, плани рования, контроля и управления занятия ми

физической ку льтурой, диагностик и состояния здоровья и уровня физической

Использование презентаций на у роках позвол яет боле е подробно и

наглядно предоставлять теоретический материал, что делает процесс образования

наиболее эффективным. Этот вид работы может быть использован при изучении

техники в ыполнени я разу чиваемых движений, так как с помощью наглядной

картинки данное движение можно р азб ивать не только на этапы выполнения, но и

более короткие фрагменты и создать правильное представл ение обучающихся о

технике двигательных действий. С помощью презентации также можно доступно

об ъяснить правила спортивных игр, тактические действия игроков, красочно

преподнести историческ ие события, биографии спортсменов. Наличие

визуаль ного ряда информации п озволяет закрепить в памят и.

Создание флеш - през ентаций и видеороликов с ко мплексам и

общеразвивающ их упражнений (ОРУ) могут стать помощниками учителю. Такой

материал может быть использ ован также учителями – предметникам и при

Одним из видов домашнего задания может быть создан ие презентации по

самостоятельно, так и в группах, что по звол яет переходить им к выполнению

проектов (проект ная работа «Влияние двигательной активн ости на здоров ье

На уроках также возможно проведен ие тестирования с целью проверки и

закреплении знаний учащихся. Применени е тестирующих программ ( Генератор

тестов) позволяет включать неограниченно большое количество разделов и

во просов, что поз воляет варьи ровать тесты под непосре дственные нужды и

Во в неурочной работе также можно использовать ИКТ: представление

команд, офо рмление соревн ований, о писание конку рсов и т.д.

Электронные образ овательные ресурсы также позв оляют обу чающимся

дома более подробно познакомиться с изу ченной тем ой на уроке, на йти

необходимые упражнения для с овершенств ования своих физических качеств и

пополнить багаж своих знаний в области физической культу ры и здорового

Технология уровн евой дифференци ации. С помощью примен ения

технологии уровневой дифференциации в обучении на уроках физку льтуры

можно укрепить здоровье и развивать двигательную активность обучающихся.

Основные результаты занят ий – профилактика заболеваемост и у детей, а также

повышение интереса к занятиям физическими упражн ениями, возможность

каждому реализоваться, д обиватьс я успеха. Данный вид технол огии может быть

- задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и

- учет не только д остигну того результата, но и динамики изменений

- распределени е обучающихся на гру ппы с учетом состоя ния здоровь я;

- для обучающихся , о свобожденн ых от занятий по состоянию здоровья,

разработаны и утверждены темы рефератов, либо о ни привлекаются к судей ству,

- привлече ние обу чающихся на д ополн ительные занятия различными

- участие одарен ных детей в с оревнованиях различных у ровней.

Дифференциац ия обучения (дифференци рованный п од ход в обучении) –

это создание р азно образных у словий обучения д ля различных школ, классов,

групп с цель ю учета особенн остей их к онтингента с пом ощью применения

психолого - педаго гических и организационн о - управлен ческих

мероприятий, о беспечивающ их обу чение в гомогенн ых группах.

По характерным индивидуаль но - псих ологическим особенностям детей,

составляющим основу формирова ния гомогенных групп, различают

- п о возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели,

- по полу (мужские, женс кие, смешанн ые классы, кома нды, школ ы);

- по области и нтер есов (гуманита рные, фи зик о - математич еские, биолого -

химические и другие группы, н аправлен ия, отделени я школы);

- по уровню у мственного разв ития (у ровню достижени й);

- по личност но - психологическ им типам (ти пу мышления, характера,

- по уровню здоровья (физкультурные гру ппы, групп ы ослабленного

Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным

способностям и возможностям, то можно обеспечить гаранти рованное усвоение

Технология личнос тно - ориентированног о обучения. Технология

личностно - ориент ированног о обучения предполагает развитие личностных

(социально - знач имых) качеств учащихся посредством учебных предметов.

Современный у рок физической ку льтуры и повышение его эффектив ности

невозможно без разработ ки вопроса ли чностно - ориентированн ого обу чения.

В начале учебного года выявить урове нь физической подготовленности с

помощью тестов и со стоя ние здоровья обучающихся (по данным медицинских

карт). Личностно - ориент ированный и дифференцированный подходы важны для

обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области

физической культуры. Низкий уровень развития д в игательных качеств часто

бывает одной из главных причи н неуспеваемости учеников по физической

куль туре, а учащимся с высоким уровнем не и нтерес но на уроках, рас считанн ым

Помимо деления обучающихся на основну ю и п одготовите льну ю группы,

почти в каждом классе условно можно разделить детей еще на несколько групп

Читайте также: