Обзорный доклад о модернизации в мире и в китае

Обновлено: 02.07.2024

Бывают естественные модернизации: эпохальные задачи не спускаются сверху, люди сами создают новое – а потом вдруг находят себя в другой стране, уже современной. У нас не так: без осмысленного усилия инерцию не преодолеть. Выйти на мегапроект можно, только развернув мозги – и во власти, и в самом обществе. Модернизация в России все еще остается проблемой сознания: исследовательской, интеллектуальной, нравственной.

Тут можно с ходу наговорить резкостей, но сильнее задевает чужой опыт, особенно соседский. Китай тоже озадачен модернизацией, и тоже в плановом режиме. Но там это делают иначе. В китайской академии наук создан специализированный центр исследования модернизации. Центр издает ежегодные доклады о модернизации в стране и мире, тематические сборники, электронный журнал Modernization Science Newsletters.

Проект построен не на голой эконометрии, но на концепциях. Обычное различение первичной и вторичной, индустриальной и постиндустриальной модернизации (экономика знания, инновации и проч.) дополнено понятием интегральной модернизации. Эпитет и даже контекст создают иллюзию, что добавлен еще один этап – за постиндустриальной фазой. Но в прямом общении с авторами и под давлением улик выясняется, что все проще: это путь для стран, не завершивших первичную модернизацию, но уже посягающих на вторичную (ровно как в Китае и России).

Отрезвляющий эффект усиливается тем, что в этой и без того суровой аналитике слабо учтен зазор между экономиками перераспределения и производства. Эта наша фатальная развилка не сразу понятна людям, у которых недра не ломятся, а народ упорно и массово делает вещи. Пекин забит новыми иномарками, произведенными тут же, и не всегда отверткой. Для нас это будущее: проблему первичной модернизации России придется решать а) в режиме реиндустриализации и ломая вектор деиндустриализации; б) в крайне враждебной институциональной среде (от реалий нашего регулирования и контроля глаза китайских институционалистов делаются европейскими).

Модернизация в XXI веке есть комплексный способ решения политических и управленческих, экономических и социальных, культурных и личностных задач, которые в полном объеме стоят перед государствами, обществами и индивидами в контексте внутренних и внешних угроз и рисков; это совокупность процессов технического, экономического, социального, культурного, политического развития общества (страны и ее регионов). Целевые функции современной модернизации: безопасность государства и общества, устойчивое функционирование всех их структур, включая повышение условий жизнедеятельности населения (качества жизни) не ниже среднего состояния, достигнутого странами того мегарегиона человеческого сообщества, к которому относится данное общество. Достижение этих целей той или иной страной требует отчетливого знания состояния и динамики ее модернизации в сравнении с другими странами.

В Китайской академии наук создан и активно работает Центр исследования модернизации, а в его составе — Группа по изучению стратегии модернизации Китая. Директор Центра и руководитель Группы — профессор Хэ Чуаньци; имеется представительная группа советников; издается электронный журнал на английском языке Modernization Science Newsletter, главным редактором которого также является Хэ Чуаньци. Систематизированные результаты исследований опубликованы в в виде 10 ежегодных докладов. Их содержание подытожено в обзорном докладе «China Modernization Report Outlook Настоящая книга представляет собой перевод этого доклада под названием «Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае

Книга состоит из двух частей. В первой части изложены концепция и систематизированные (ранжированные) данные о состоянии и тенденциях модернизации в 131 стране мира, включая Россию. В первой главе Хэ Чуаньци предлагает проверить красивую мифологическую и одновременно философско-историческую гипотезу о типах сообществ людей, живущих в долине длинной реки Янцзы (третья в мире по протяженности), являющуюся моделью исторических эпох человеческой цивилизации. Автор приглашает читателя совершить путешествие от верховьев этой реки, находящихся на западе страны, высоко в Тибете, к среднему, затем нижнему ее течениям и, наконец, к ее устью на востоке Китая, при впадении в залив Желтого моря, недалеко от Шанхая. При этом он прослеживает типы сообществ людей, ныне живущих по всему течению реки. Перед взором путешественника предстает картина четырех исторических эпох, которые перетекают одна в другую, воплощаясь в смене типов обществ: первобытного общества — аграрным, из которого возникает индустриальное общество, а из него вырастает информационное общество, основанное на знаниях. Эта картина проиллюстрирована рисунками и снабжена таблицами статистических данных, которые подтверждают исходную гипотезу.

Во второй главе профессор Хэ Чуаньци излагает свою концепцию модернизации как одного из видов глубоких изменений цивилизации, начавшихся с промышленной революции XVIII века. Вначале автор приводит анализ основных стадий всемирного процесса модернизации, затем рассматривает эволюцию теорий модернизации, возникших с середины ХХ века, оценивает вклад каждой из них и прослеживает эволюцию их совокупности вплоть до начала XXI века. Большое внимание он уделяет проблеме стадий модернизации, которые представлены в существующих теориях модернизации, и этапам исторического развития самих теорий — от классических до новейших: теории экологической, рефлексивной, продолжающейся модернизации и т. д. К новейшим концепциям Хэ Чуаньци относит и собственную теорию вторичной модернизации, основные положения которой были впервые опубликованы в 1998 году.

Подытоживая, автор отмечает, что модернизация является частью межстрановой конкуренции: страны стараются обогнать друг друга и достичь высокого уровня по мировым меркам. Вместе с тем модернизация затрагивает и жизнь отдельных людей, отношение к ней характеризует их личный выбор; если кто-то не принимает ее, то уровень его жизни будет все более отставать от уровня жизни людей, участвующих в модернизации.

Используя эту концепцию, китайские специалисты обобщили в мировом масштабе статистические данные, взятые из авторитетных международных источников. Их систематизация и анализ представлены в третьей главе, автором которой является Чжан Фэн (Управление планирования и стратегии, Китайская академия наук).

Для каждой из двух стадий модернизации создана своя модель количественной оценки, включающая свой набор индикаторов и их стандартных значений; для оценки фаз каждой стадии используется лишь часть индикаторов соответствующей стадии. А процесс и метод оценки, по сути, идентичны для обеих стадий и достаточно просты. Результатом оценивания служат итоговые индексы и значения фаз каждой стадии модернизации.

Характеризуя модель количественной оценки первичной модернизации, Чжан Фэн отметил, что она разработана с учетом индикаторов, которые были предложены известным американским профессором А. Инкелесом. Учитываются 10 индикаторов, которые характеризуют три области жизни индустриального общества: экономическую, социальную, уровень знаний. В качестве стандартных для этой стадии модернизации были приняты средние значения индикаторов, которые были достигнуты к 1960 году в 19 наиболее развитых индустриальных странах. Отношение фактического значения индикатора к стандартному (в процентах) в каждой из 131 страны в тот или иной год принимается за значение оценочного индикатора; в качестве максимального учитывается значение не более 100% (если оно больше, то также считается равным 100% — это значит, что по данному индикатору в этой стране полностью осуществлена первичная модернизация). Для оценки фаз данной стадии модернизации используются 4 экономических индикатора: 2 из числа 10, учитываемых в общей модели, и 2 дополнительных. Фазовым интервалам их фактических величин формально придаются значения от 1 до 4.

Модель оценки вторичной модернизации относится к информационному обществу, основанному на знаниях. Автор отмечает, что эта стадия модернизации началась лишь около 30 лет назад, ее характерные черты еще формируются. Поэтому методы и индикаторы ее оценки впоследствии могут быть скорректированы. На данном этапе учитываются 16 индикаторов, характеризующих 4 области жизни информационного общества: инновации в знаниях, передача знаний, качество жизни, качество экономики. Для оценки фазовых значений данной стадии модернизации используются всего 2 индикатора: доля добавленной стоимости и доля занятости в материальной сфере экономики (их нет среди 16 индикаторов, учитываемых в общей модели данной стадии модернизации). Фазовым интервалам фактических величин придаются значения от 0 до 3. Определить фазу вторичной модернизации можно только для стран, которые как минимум вошли в переходную фазу первичной модернизации. Вместе с тем есть страны, которые на 100% завершили первичную модернизацию, но еще не вступили в начальную фазу вторичной модернизации.

Интегрированная модернизация понимается как совокупное состояние двух ее стадий, фиксирующее характер их взаимной координации в данной стране (или регионе) и отличие от передового мирового уровня такой координации. В модели оценки интегрированной модернизации учитываются 12 индикаторов: 10 из них используются в моделях первичной и вторичной модернизации, а 2 введены дополнительно: доля занятых в сфере услуг в общей занятости и эффективность использования энергии. Фазы и фазовые значения интегрированной модернизации не рассматриваются.

С помощью описанной выше методики китайские специалисты ежегодно определяют три вида индексов модернизации для каждой из стран, численность населения которых более одного млн. человек, при наличии надежных статистических данных. В годы такие данные отсутствовали для ряда восточно-европейских и других стран. Поэтому на первых этапах исследований количество изучаемых стран составляло 108. Однако затем повысилось качество статистики в прежде не учитывавшихся странах. Это позволило включать в исследование уже 131 страну — в них проживают 97% всего населения нашей планеты. Поскольку неизбежен временной лаг на получение и обработку данных, последней датой большинства данных, анализируемых в обзорном докладе 2010 года, стал 2006 год.

Результаты подлинно всемирного исследования свидетельствуют о том, что в 2006 году 12 стран (из 131) еще не начинали модернизацию, оставаясь на уровне традиционного аграрного общества; 90 стран находились в стадии первичной модернизации; 29 стран уже вступили во вторичную модернизацию. Интервалы между индексами вторичной модернизации исследователи приняли как основание для выделения четырех групп стран по уровню их развития. Средний индекс вторичной модернизации для всего мира в 2006 году был равен 51. Поскольку самый низкий индекс был равен 12, то исследователи приняли такие (примерно равные) интервалы для двух групп стран ниже среднего уровня развития: и А поскольку самый высокий индекс был равен 109, то были приняты следующие интервалы для групп стран выше среднего уровня развития: и В результате оказалось, что в современном в мире (131 страна) имеются: 49 низко развитых стран (38%), 37 предварительно развитых (28%), 25 среднеразвитых (19%) и 20 развитых стран (15%). В целом эти результаты представляются достаточно убедительными.

Согласно этим расчетам, Китай оказался в числе предварительно развитых стран и имеет следующие индексы и места: по первичной модернизации — 87% и место, по вторичной — 40% и место, по интегрированной — 38% и место. Большой заслугой исследователей является то, что они не ограничились получением индексов модернизации по стране в целом, а определили индексы стадий и фаз модернизации для каждого из 34 регионов. В 2006 году 3 провинции Китая оставались неразвитыми, 22 — предварительно развитыми, 4 — среднеразвитыми, а 5 провинций вошли в стадию вторичной модернизации и относились к развитым (Пекин, Шанхай и 2 специальных административных района — Гонконг (Сянгон), и Макао (Аомынь), а также Тайвань).

Вторая часть книги представляет собой совокупность резюме и оглавлений 10 ежегодных докладов. В каждом докладе рассмотрена одна из ключевых тем процесса модернизации, а также приведены и проанализированы данные о состоянии всемирной модернизации (первичной, вторичной, интегрированной) на соответствующий год. Их тематика обобщенно представлена в предисловии Хэ Чуаньци к настоящему изданию.

Согласно расчетам китайских специалистов, индекс реализации вторичной модернизации в России в поднялся с 57% до 66%, а затем оставался на этом уровне в 2005 и 2006 гг. Из четырех групп параметров этой стадии модернизации две группы (передача знаний и качество жизни) имеют достаточно высокие индексы (по 82%). Из 8 индикаторов этих параметров 3 имеют значения 100% и более: это доля студентов среди соответствующих возрастов населения; распространенность телевидения; число врачей на 1000 жителей. Но качество жизни омрачено высокой детской смертностью (индекс составляет 44% от стандартного значения), а передача знаний — малой распространенностью сети Интернет (31%). Безрадостная картина сложилась в двух других группах параметров: инновациях в области знаний (51%) и качестве экономики (46%).

Первый из них снижен из-за малой доли жителей, получающих патенты (21% от стандартного значения), а второй — из-за низкого уровня ВНП на душу населения (16% от стандарта вторичной модернизации). В целом из двух индикаторов фазовых значений вторичной модернизации в России один (отношение добавленной стоимости в материальной сфере к ВВП) свидетельствует о ее подготовительной фазе, а второй (доля занятости в материальной сфере) — о ее начальной фазе. Задача выхода России даже в фазу развития вторичной модернизации, не говоря уже о ее расцвете, представляется весьма сложной, а для ее решения требуется значительное время.

Индекс интегрированной модернизации для России (59%) означает место среди 131 страны и место среди 25 среднеразвитых стран, к которым она отнесена. Из трех групп параметров этого индекса, включающего 12 индикаторов, в России наиболее высокое значение имеет социальный индекс — 75%, что достаточно высоко для среднеразвитых стран. Из четырех его индикаторов медицинские услуги в 1,6 раза превышают стандартное значение (100% и выше). Близка к стандартному значению доля городского населения (93% от стандарта). Но существенно отстает ожидаемая продолжительность жизни (83%) и катастрофически низка экологическая эффективность, измеряемая эффективностью энергетической сферы, точнее, соотношением ВВП на душу населения и потребления энергии на душу населения. Низкий уровень этого соотношения (24% от стандарта) служит главным тормозом дальнейшего повышения социального индекса в России, а достижение 100%-й его реализации — задача длительного времени, решение которой требует роста эффективности энергозатрат в несколько раз.

Еще сложнее оценить состояние экономической сферы России. В целом ее индекс по нормам интегрированной модернизации составляет лишь 53%. В рамках этого индекса значения выше среднего имеют индикаторы сферы услуг: доля занятых в этой сфере (83%) и ее доля в добавленной стоимости (77%). Но очень низок показатель ППС на душу (36%) и катастрофически низок уровень ВНП на душу (16%). Рост этих показателей требует структурных изменений экономики и качественного повышения доли оплаты труда в добавленной стоимости.

Совсем плоха в России ситуация в области эффективности знаний — 49% (от стандарта). С одной стороны, здесь на 100% (и более) достигнута доля студентов среди молодежи соответствующих возрастов. С другой стороны, индекс финансирования затрат на исследования и разработки по отношению к ВВП составляет лишь 45%, число пользователей сети Интернет на 100 жителей составляет 31%, а число жителей, получающих патенты (на 1 млн человек), составляет 21%.

Наблюдается позитивная динамика индекса интегрированной модернизации России в в этот период значения индекса выросли с 54 до 59, т. е. примерно на 1 пункт в год. Это может порадовать тех, кто склонен к простой экстраполяции: пусть медленно, но к середине XXI века Россия станет вполне модернизированной страной! Однако это не самоосуществляющийся прогноз.

На наш взгляд, результаты фундаментальных и прикладных исследований китайских специалистов свидетельствуют о том, что и в России важно различать две стадии модернизации — индустриальную (первичную) и информационную (вторичную), а также различные фазы их динамики в разных по экономическому и социокультурному уровню группах регионов (субъектов Российской Федерации). Требуются большие скоординированные усилия, направленные одновременно на скорейшее завершение первичной и развитие вторичной модернизации. Необходимо учитывать, что вторичная модернизация не может успешно развиваться без завершения первичной, т. е. без значительного повышения качества рабочих мест, улучшения благосостояния и здоровья населения, обеспечивающего рост продолжительности жизни. По сути, речь идет об интегрированной модернизации России — координации путей и результатов двух стадий модернизации.

Более конкретные ориентиры модернизационной политики предполагают фазовый анализ состояния модернизации в каждом регионе (субъекте Российской Федерации) и их типологию по соответствующим группам. Это позволит определить задачи институциональных изменений, направления и объемы инвестиций для каждой группы регионов. В результате можно будет надежнее прогнозировать эффективность использования финансовых ресурсов страны, определять потребности развития банковской системы и ее саморегулируемых организаций, возможности повышения их участия в процессах модернизации России и ее регионов.

Кроме того, необходима оценка социально-политических и гуманитарных ограничений, не позволяющих откладывать сроки завершения первичной модернизации. Чтобы получить такую оценку, требуется знать, как само население оценивает условия своей жизнедеятельности, т. е. знать состояние и динамику человеческих измерений модернизации. Теперь многие люди в мире, в том числе граждане России, сравнивают ключевые параметры жизни в своей стране с жизнью в других странах и по-своему действуют: изобретают новое или следуют рутинным навыкам труда, адаптируются или протестуют, эмигрируют в другие регионы или страны, спиваются или отдаются во власть наркотикам, убивают себя или других. Острота задач, стоящих перед политическими деятелями и всеми гражданами каждой страны, определяется человеческими измерениями модернизации или ее отсутствия, т. е. стагнации. Нерасчетливо рискует своей репутацией и карьерой, судьбой страны и ее граждан политический деятель, не углубляющийся в анализ модернизации и ограничивающийся общей ее характеристикой или видящий лишь техническое и экономическое ее содержание.

Опыт социологических исследований показал, что для действительного понимания характера успехов и неудач модернизации необходимы не только данные официальной статистики и оценки экспертов, но и социологические опросы населения страны и ее регионов.

Для России особую актуальность имеет проблема соотношения условий жизни ее населения с условиями в других странах того мегарегиона человеческого сообщества, который можно назвать Европейско-Российским мегарегионом (от Атлантического до Тихого океана). Острый характер этой проблемы — вызов, адресованный современной России. Конструктивный ответ на этот вызов могут дать дифференцированный анализ первичной и вторичной модернизации российских регионов, сбалансированная политика интегрированной модернизации всей страны в первой трети XXI века.

Материалы настоящей книги полезны для изучения процессов модернизации в России и субъектах Российской Федерации, повышения эффективности их регулирования. Книга предназначена для специалистов и всех интересующихся проблемами модернизации в России, Китае и других странах мира.

Н. И. Лапин, член-корреспондент РАН,
руководитель Центра социокультурных изменений Института философии РАН

Г. А. Тосунян, доктор юридических наук, профессор,
Президент Ассоциации российских банков

Факты и перспективы модернизации Китая

Достижение модернизации является целью многих поколений китайского народа – целью, к которой Новый Китай стремился два столетия. Китайский народ ждал этого 260 лет – с 1840 года по конец XXI века. Теперь, по прошествии 160 лет, страна стала предварительно развитой. Но в течение века предстоит пройти еще через многое, чтобы достичь статуса среднеразвитой страны, затем развитой, а затем – полноценной модернизации. Ниже кратко изложены 20 фактов, 20 перспектив и 10 особенностей модернизации Китая.

1. Основные сведения о модернизации Китая

Модернизация Китая будет национальной модернизацией, которая затронет рекордное количество населения; сложность и комплексность ее может превысить аналогичные параметры во всех развитых странах. Анализ фактов о модернизации Китая не может быть всеобъемлющим: ниже изложены 20 основных фактов, но и они составляют лишь малую часть того, что можно сказать о модернизации в Китае.

1) Начало модернизации: середина XIX века (1840–1860 годы).

2) Конечная точка модернизации: сила динамичности модернизации, хотя в данный момент не представляется возможным определить ее конечную точку.

3) История модернизации: три фазы – начальная модернизация, частичная и полноценная.

4) Главная черта модернизации: она является национальной модернизацией, которая затронет рекордное количество населения.

5) Природа модернизации: первичная модернизация с некоторыми элементами вторичной.

6) Тип модернизации Китая: догоняющая.

7) Модель модернизации: большую часть времени – ориентированная на индустриализацию.

8) Начало модернизации: более чем через сто лет после начала упреждающей модернизации в развитых странах.

9) Ход модернизации: уже пройден путь до предварительно развитой страны.

10) Скорость модернизации: прирост за последние 15 лет составляет 3,5 %, что превышает средние показатели по миру.

11) Фаза модернизации в 2006 году: период расцвета первичной модернизации.

12) Уровень модернизации в 2006 году: уровень предварительно развитых стран, далеко позади развитых.

13) Международный рейтинг модернизации в 2006 году: индекс вторичной модернизации находится на 70-м месте в мире (из 131-го).

14) Уровень первичной модернизации в 2006 году: завершена на 80 %.

15) Уровень вторичной модернизации в 2006 году: приблизительно 40 % от уровня развитых стран.

16) Разрыв в модернизации в 2006 году: наибольший международный разрыв в национальном доходе в расчете на душу населения (30-кратный).

17) Модернизация в шести областях: низкий уровень экономической и экологической модернизации, все еще отстающей в развитии.

18) Распределение модернизации в Китае: равное между севером и югом, существенно ниже на западе.

19) Региональная модернизация Китая (первичная): в 2006 году. 4 региона, включая Пекин, вступили в период вторичной модернизации, остальные все еще находятся в разных фазах первичной.

20) Региональная модернизация Китая (вторичная): в 2006 году некоторые индексы в Пекине и Шанхае сопоставимы с аналогичными индексами в Италии.

Важнейшей чертой модернизации Китая в 2006 году является совместное существование двух фаз. Распределение неравномерное: большинство регионов было в фазе первичной модернизации, существенно меньшее число достигло начала вторичной, приближаясь к развитым странам.

2. Перспективы модернизации в Китае

На перспективы модернизации Китая влияют как собственные старания страны, так и международная обстановка. Если в XXI веке не произойдет какого-либо важного кризиса, мы можем приблизительно обозначить перспективы модернизации Китая, основываясь на подсчетах среднего ежегодного роста уровня развития в период с 1990 по 2005 год.

1) Задача модернизации (I): базовое достижение модернизации к 2050 году.

2) Задача модернизации (II): полное достижение модернизации к концу XXI века.

3) Уровень модернизации (I): завершение первичной модернизации к 2020 году.

4) Уровень модернизации (II): превышение среднемирового уровня к 2040 году.

5) Уровень модернизации (III): достижение высокого уровня развития по мировым стандартам к концу XXI века.

6) Рейтинг модернизации (I): среди первых 60 стран мира к 2020 году.

7) Рейтинг модернизации (II): среди первых 40 стран мира к 2050 году.

8) Рейтинг модернизации (III): среди первых 20 стран мира к концу XXI века.

9) Фаза модернизации (I): вступление в период вторичной модернизации к 2020 году.

10) Фаза модернизации (II): завершение вторичной модернизации в конце XXI века.

11) Вероятность модернизации: примерно 4%-ная вероятность становления как развитой страны в XXI веке, основываясь на международном опыте.

12) Путь модернизации: наиболее вероятна интегрированная модернизация (основная стратегия).

13) Развитие модернизации: возможно достижение уровня развитых стран, наподобие США, к концу XXI века.

14) Экономическая модернизация: достижение высокого уровня развития экономики в конце XXI века.

15) Социальная модернизация: достижение высокого уровня социального развития в конце XXI века.

16) Международная модернизация: уровень международной конкурентоспособности в десятке лучших в мире – к 2050 году.

17) Культурная модернизация: достижение высокого уровня культурной жизни к концу XXI века.

18) Модернизация человеческих ресурсов: ИЧРП на уровне развитых стран к 2050 году.

19) Экологическая модернизация: высокий уровень развития экологии в конце XXI века.

20) Региональная модернизация: более половины регионов Китая достигнут развитого уровня к концу XXI века.

Если цель третьего шага будет достигнута, о модернизации Китая к 2050 г. можно будет сказать примерно следующее.

1) Экономическая модернизация: ежегодный доход на душу населения превысит 20 000 долларов США, а ключевые индикаторы по своим значениям будут среди 40 лучших в мире.

2) Социальная модернизация: 100%-ное обеспечение пенсионными выплатами и медицинским страхованием, около 80 % урбанизации и информатизации.

3) Политическая модернизация: будет построена политическая цивилизация, характеризующаяся демократией, равенством, свободой и высокой эффективностью; уровень международной конкурентоспособности – в десятке лучших в мире.

4) Культурная модернизация: качество культурной жизни превысит среднемировые показатели, ключевые индикаторы способности к культурным инновациям по своим значениям будут среди 20 лучших в мире.

5) Модернизация человеческих ресурсов: величина ИРЧП среди 20 лучших в мире, охват более 80 % населения высшим образованием, средняя ожидаемая продолжительность жизни превысит 80 лет.

6) Экологическая модернизация: полное разделение экономического роста и экологической деградации, условия жизни людей по своему качеству будут сопоставимы с условиями в крупнейших развитых странах.

Модернизация Китая является составляющей всемирной модернизации, так что в данном контексте возможно обращение к международному опыту. Согласно подсчетам, сделанным на основании этого опыта, вероятность становления Китая как развитой страны в XXI веке составляет около 4 %. Это значит, что, опираясь лишь на международный опыт, мы не можем быть полностью оптимистичными относительно будущего модернизации Китая. В XXI веке численность населения Китая составит 1,4 млрд.; так что если Китай станет развитой страной, структура населения мира существенно изменится. Китаю следует активно развивать свои исследования в области модернизации для нахождения наиболее эффективных ее путей, снижения затрат и трудностей модернизации и повышения национальной способности к инновациям и вероятности достижения модернизации.

3. Важные особенности модернизации Китая

За последние 160 лет модернизация Китая принесла много важного опыта. С учетом известных на весь мир достижений в числе важных особенностей модернизации Китая можно назвать следующие.

1) Модернизация Китая относится к догоняющему типу.

Модернизация Китая является не спонтанной, а целенаправленной, что характерно при догоняющем типе модернизации. Для модернизации такого типа особенно важно учиться на опыте стран-первопроходцев, выбившихся в лидеры по уровню развития. Но, разумеется, речь не идет об имитации: слишком велики различия в международной обстановке.

2) Модернизация Китая удовлетворяет основному закону всемирной модернизации.

Модернизация Китая охватывает образование, развитие, изменения и международное взаимодействие современной цивилизации, включая инновации, выбор, диффузию и рецессию цивилизационных факторов, а также международную конкуренцию и смену статуса, что составляет основное содержание модернизации. Из этого следует, что базовые принципы модернизации применимы и к Китаю. В целом модернизация включает в себя как универсалии, так и различия в разных странах и сферах жизни. Модернизация Китая должна одновременно удовлетворять основным законам и сохранять свою индивидуальность.

3) Процесс модернизации Китая переживал как провальные, так и крайне успешные времена.

В течение трех столетий – между XVIII и ХХ веками – Китай упустил множество блестящих возможностей, но в то же время очень многого достиг. В число упущенных возможностей входят: участие в распространении первой промышленной революции в 1793 году, начало второй промышленной революции в период с 1840 по 1860 год, участие в распространении второй промышленной революции в 1895 году, третья промышленная революция (наилучший момент для автоматизации и создания индустриальной экономики) в период с 1945 по 1970 год и т. п. В числе успешных моментов стоит отметить следующие: в 1945 году Китай был в числе стран – учредителей ООН и стал постоянным членом Совета Безопасности; Китай не упустил период с 1970 по 2000 год, когда началась четвертая промышленная революция (информатизация); за-рождение экономики знаний и начало вторичной модернизации в целом совпало с началом политики реформ и открытости. Упущенные возможности ускоряли деградацию Китая, в то время как все успехи помогали ему возрождаться.

4) Задачи модернизации Китая сложнее задач, с которыми столкнулись развитые страны, поэтому международный опыт не может послужить единственным решением проблем.

На данный момент модернизация Китая – это модернизация страны с наибольшей численностью населения в мире. В 2005 г. общая численность населения 20 развитых стран составляла около 820 млн. человек: 330 млн. в Западной Европе, 300 млн. – в США, 130 млн. – в Японии.

В Китае же проживало 1,3 млрд. человек. С точки зрения охвата населения задачи модернизации Китая существенно сложнее, чем те, с которыми столкнулись развитые страны: это число в четыре раза превышает суммарную численность населения 12 западноевропейских стран, более чем в четыре – США и в 10 раз – численность населения Японии. Таким образом, задачи модернизации Китая – беспрецедентно сложные и объемные. Опыт стран, которые ранее провели модернизацию, не может быть единственным примером решения проблем Китая. Для этого потребуются более глубокие исследования во всех областях и большое число инноваций во всех сферах жизни.

5) Модернизация Китая подвергается давлению с разных сторон, и должен быть найден путь, который подходит для такой ситуации.

Процесс всемирной модернизации состоит из двух стадий – первичной и вторичной. Всемирная модернизация – нелинейный процесс, и вторичная модернизация отчасти является развитием и продолжением первичной, а отчасти – вступает с ней в противоречие. На данный момент в ходе всемирной модернизации осуществляется поиск компромисса между странами, которые уже вступили в период вторичной модернизации, и теми, которые все еще продолжают работать над осуществлением первичной, при этом подвергаясь влиянию вторичной. Первичная модернизация Китая еще не завершена, но она включает в себя некоторые элементы вторичной, благодаря чему некоторые регионы уже перешли на этот новый уровень. Таким образом, Китай находится под давлением необходимости завершения первичной и одновременно – осуществления вторичной модернизации в максимально сжатые сроки. Подобный одновременный вызов никогда не вставал перед развитыми странами. Китаю требуется найти подходящий путь, и основная стратегия интегрированной модернизации представляется наиболее рациональным вариантом.

6) Перед модернизацией Китая встает проблема ресурсов и необходимости в большем международном пространстве.

Для модернизации требуется материальная поддержка ресурсами. На данный момент население мира, пользующееся благами модернизации, составляет более 1 млрд. человек. Уже такие масштабы модернизации оказали серьезное воздействие на мировые запасы ресурсов и окружающую среду. Достижение модернизации для 1,3 млрд. человек, проживающих в Китае, будет не меньшим ударом по запасам мировых ресурсов и окружающей среде, даже без учета эффекта замещения, оказываемого экономикой знаний на материальные ресурсы. Китаю необходимо всячески улучшать свое международное положение и расширять международное пространство.

7) Модернизация систем и мысли неотделима от модернизации Китая в целом.

Всемирная модернизация включает в себя не только модернизацию жизни и структуры, но и модернизацию систем и мысли. В век экономики знаний модернизация знаний, систем и мысли является еще более важной. В последние 100 лет основной приоритет в модернизации Китая отдается индустриализации; после начала вестернизации модернизация в аспектах материалов и технологий приковывает к себе все более пристальное внимание, что вполне закономерно; однако модернизация систем и мысли является крайне нестабильной. Отрицательные эффекты отставания в этой области развития постепенно станут ясны по мере дальнейшей модернизации материалов и технологий, все более становясь ключевым фактором общей модернизации Китая. Таким образом, упор на модернизацию систем и мысли является неизбежным стратегическим выбором.

Феодальные идеи в Китае обладают длительной историей, потому отказаться от них не слишком просто. Однако без отказа от этих идей и полной эмансипации сознания людей достижение модернизации в Китае представляется весьма сомнительным.

8) В ходе модернизации Китая необходимо учитывать региональное неравенство и культурное разнообразие.

Всемирная модернизация характеризуется асинхронностью и разнообразием способов осуществления. В ходе процесса модернизации разрыв между богатыми и бедными, а также региональное неравенство вполне естественны. Однако до определенной степени их необходимо держать под контролем. В Китае эти разрывы лишь увеличиваются. В стране проживают представители различных этнических групп с совершенно разной культурой и разными характеристиками. Культурная модернизация – всемирный тренд, о культурном разнообразии можно сказать то же самое. В ходе модернизации Китая необходимо рационально относиться к асинхронности развития и культурному разнообразию: говоря конкретнее, к последнему требуется относиться с уважением, но при этом внедрять общепринятые нормы культуры, ликвидировать разрывы между богатыми и бедными и региональные разрывы, поддерживать гармонию в обществе.

9) Политические цели модернизации Китая должны со временем развиваться.

10) Модернизация Китая одновременно является мировой тенденцией и национальным возрождением.

* Deng Xiaoping. 1993. Selected Works of Deng Xiaoping. Vol. 3. Beijing: People Press.


Экономический подъем в Китае стал одним из важнейших событий на мировой арене во второй половине ХХ столетия. Всего за три десятилетия социалистическому государству удалось добиться впечатляющих результатов, благодаря которым страна вышла на принципиально новый уровень развития. Высокие темпы экономического роста стали возможны за счет проведения социально-экономических и системно-структурных преобразований в стране.

Строительство социализма

В первую очередь, новое правительство занялось реформированием аграрной сферы. Все земли, сельскохозяйственное оборудование и скот, принадлежавшие монастырям и зажиточным помещикам, были распределены между всеми крестьянами. Поскольку 80% страны составляли именно крестьяне, подобные меры встретили большую поддержку в адрес правительства.

Распределение земель среди крестьян

Рис. 1. Распределение земель среди крестьян.

Следующим шагом Мао Цзэдуна стало строительство социализма в стране по примеру дружественного СССР. Правительство КНР начало предпринимать самые решительные меры в этом направлении:

  • создание крестьянских кооперативов;
  • национализация фабрик, банков, железных дорог;
  • развитие образовательной системы;
  • строительство предприятий тяжелой промышленности.

которые читают вместе с этой





В деревнях создавались сельскохозяйственные коммуны, и крестьяне должны были выкладываться в полную силу при самом скудном прожиточном минимуме. Кроме аграрной продукции, коммуны обязаны были обеспечивать страну продуктами промышленного производства. В Китае повсеместно стали создавать примитивные плавильные печи, однако выпускаемая продукция была столь низкого качества, что не могло быть и речи об ее использовании в промышленных целях.

Как следствие, экономика Китая стала стремительно ухудшаться, и в 1959 году в стране начался голод, ставший причиной гибели более 20 миллионов человек. В происшедшем руководство КНР обвинило внутреннюю оппозицию и советских специалистов, которые в 1960 году были отозваны обратно в СССР.


Рис. 2. Голод 1959 года.

Ситуация в Китае начала меняться лишь со смертью Мао Цзэдуна в 1969 году, однако его влияние сказывалось на политике страны еще в течение нескольких лет.

Китай на пути модернизации и реформирования

В 70-х годах правительство Китая сделало ставку на прагматические реформы, которые бы смогли обеспечить получение видимого результата в обозримом будущем. К ним следует отнести такие преобразования в стране:

  • Роспуск коммун. Крестьяне получили возможность арендовать государственную землю и свободно работать на ней, приобретать необходимую технику и скот, и продавать свою продукцию на рынке.
  • Создание кооперативных предприятий, предоставление большей самостоятельности государственным организациям.
  • Активное привлечение иностранного капитала.

Проведение реформ в области экономики никоим образом не коснулось изменений в политической жизни страны. Устроенный в 1989 году митинг интеллигенции и студентов с требованиями демократизации политики оказался провальным. Китайская компартия сохранила лидирующую позицию в обществе.

Активное развитие промышленности в КНР

Рис. 3. Активное развитие промышленности в КНР.

Что мы узнали?

Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010)

Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010)

В книге подытожены материалы 10 ежегодных докладов (2001-2010 гг.), подготовленных Центром исследования модернизации и Группой исследования стратегий модернизации Китая, специалистами, работающими в Китайской академии наук (директор Центра и руководитель Группы — профессор Хэ Чуаньци). В первой части книги в широком цивилизационном контексте представлены данные о состоянии и тенденциях модернизации в 131 стране мира, включая Россию. Авторы различают две исторические стадии модернизации — первичную, при переходе к индустриальному обществу, и вторичную, при переходе к обществу, основанному на знаниях. Китайские специалисты разработали способы измерения состояния и динамики каждой стадии модернизации; они используют единые для всех стран индикаторы, сведенные по специальной методике в три индекса: для каждой из двух стадий и для интегрированной оценки обеих стадий. Состояние каждой стадии модернизации дифференцировано по фазам ее эволюции, приведена методика определения каждой фазы. На примере Китая показана необходимость дифференцированного учета состояния и динамики модернизации в различных регионах страны. Во второй части книги приведены резюме и оглавления десяти ежегодных Докладов о модернизации в Китае, начиная с 2001 г.: каждый из них содержит анализ одного из ключевых аспектов модернизации и одновременно — характеристику общего ее состояния в мире и Китае на соответствующий год. Материалы книги полезны для изучения процессов модернизации в России и ее регионах. Книга предназначена для специалистов и всех интересующихся проблемами модернизации в России, Китае и других странах мира.

Книга Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) скачать

Оставьте ваш отзыв о книге Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010)

Читайте также: