История гражданской авиации доклад

Обновлено: 05.07.2024

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузьмина Людмила Викторовна, Хоанг Виет Хунг

Сегодня мир тяжело представить без самолетов , в частности, без гражданской авиации . За последние 70 лет рынок гражданской авиации активно развивался и достиг внушительных размеров. Авиатранспорт стал самым популярным видом транспорта для преодоления дальних расстояний по вполне очевидным причинам. Наибольшую долю пассажиров авиатранспорта составляют туристы более 60% (на отдельных направлениях в пиковый сезон до 90%). Однако данный путь развития был долгим и в большинстве своем связан с конкретными историческими событиями, которые происходили во всем мире.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузьмина Людмила Викторовна, Хоанг Виет Хунг

HISTORY OF INITIATIVES AND DEVELOPMENT OF THE WORLD MARKET OF CIVIL AVIATION

Today, our world is hard to imagine without aircraft, in particular, without civil aviation . Over the past 70 years, the civil aviation market has been actively developing and has reached impressive proportions. Air transport has become the most popular mode of transport for overcoming long distances for quite obvious reasons. The largest share of air transport passengers is made up of tourists more than 60% (in some areas during the peak season up to 90%). However, this path of development was long and mostly related to specific historical events that occurred all over the world.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЕ МИРОВОГО РЫНКА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Аннотация. Сегодня мир тяжело представить без самолетов, в частности, без гражданской авиации. За последние 70 лет рынок гражданской авиации активно развивался и достиг внушительных размеров. Авиатранспорт стал самым популярным видом транспорта для преодоления дальних расстояний по вполне очевидным причинам. Наибольшую долю пассажиров авиатранспорта составляют туристы - более 60% (на отдельных направлениях в пиковый сезон до 90%). Однако данный путь развития был долгим и в большинстве своем связан с конкретными историческими событиями, которые происходили во всем мире.

Ключевые слова. Гражданская авиация, авиаперевозчик, самолеты, low-cost, point-to-point, hub-and-spoke, альянсы, либерализация.

Kuzmina L.V., Hoang V.Kh.

HISTORY OF INITIATIVES AND DEVELOPMENT OF THE WORLD MARKET OF CIVIL AVIATION

Abstract. Today, our world is hard to imagine without aircraft, in particular, without civil aviation. Over the past 70 years, the civil aviation market has been actively developing and has reached impressive proportions. Air transport has become the most popular mode of transport for overcoming long distances for quite obvious reasons. The largest share of air transport passengers is made up of tourists - more than 60% (in some areas during the peak season up to 90%). However, this path of development was long and mostly related to specific historical events that occurred all over the world.

Keywords. Civil aviation, air carrier, airplanes, low-cost, point-to-point, hub-and-spoke, alliances, liberalization.

Согласно существующей классификации, авиация подразделяется на: гражданскую, государственную и экспериментальную (рис. 1). Первая волна развития мирового рынка гражданской авиации началась относительно недавно, а именно в начале 20-х годов XX века, сразу же после окончания Первой Мировой войны. Произошло активное развитие авиации общего назначения (грузоперевозка и пассажи-роперевозка), из которой в дальнейшем появилась отдельная сфера гражданской авиации. Изначально эти действия представляли собой единичные полеты. Тогда не существовало ни частных компаний, ни специализированного авиатранспорта, а сам перелет достигал нескольких сотен километров. В начале 30-х годов XX века общая протяженность авиалиний составляла 560 тыс. км, а общий пассажиропоток составлял порядка 23 млн человек в год.

© Кузьмина Л.В., Хоанг В. Х., 2018

Людмила Викторовна Кузьмина - научный стажер кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Хоанг Виет Хунг - научный стажер кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

сле окончания войны военных пилотов и быстрого развития НТП (в частности, следует отметить такое достижение, как развитие реактивных двигателей). Растущим крупным американским компаниям, которые в силу своих географических и территориальных особенностей находились на большом расстоянии друг от друга, стал необходим вид транспорта, который бы смог перемещать быстро пассажиров на большие расстояния. Именно таким видом транспорта стала гражданская авиация [2].

| Гражданская авиация 1

Авиация общего назначения

Рис. 1. Классификация авиации в соответствии с Воздушным кодексом РФ [3]

Применение реактивных двигателей в гражданской авиации привело к ее стремительному развитию международной вследствие сокращения удельных эксплуатационных расходов. Сократились затраты на один пассажиро-километр, что впоследствии позволило снизить тарифы на авиаперевозки. В период с 1950 по 1960 гг. цены на авиаперевозку сократились в 3,5 раза, что привело к стремительному росту пассажиропотока во всем мире. Как раз в этот период гражданская авиации и стала уверенным лидером рынка транспортных услуг, обойдя железнодорожный, автомобильный транспорт и морские пассажироперевозки.

В развитых странах гражданская авиация долгое время была монополизирована. Государство регулировала тарифную политику на внутренних авиалиниях и выставляло входные барьеры для новых участников рынка. Это, в свою очередь, привело к тому, что многие авиакомпании в условии равных цен на авиаперевозки могли конкурировать только за счет увеличения количества рейсов и улучшения сервисного обслуживания, как на борту самолета, так и за его пределами.

Дальнейшая либерализация рынка повлияла на трансформацию экономической модели поведения всех игроков рынка гражданской авиации. Авиаперевозчики могли самостоятельно устанавливать цены на авиаперевозки и совершать их по любым маршрутам. Именно США в 1979 году стали первой страной, которая внедрила у себя данный подход и заложили основу свободных рыночных отношений на данном рынке. К началу 90-х годов XX века США стали мировым лидером, как по количеству международных рейсов, так и по количеству внутренних пассажироперевозок.

• Снижение цен на авиаперевозки для клиентов • Снижение затрат в расчете на пассажирокилометр

• Повышение загрузки самолетов

• Изменение маршрутной системы

Рис. 2. Этапы по снижению цены на авиаперевозки для клиентов компании

На базе создания принципиально новой концепции развития бизнеса, в основу которой заложена высокая производительность труда и низкие расходы, многие авиакомпании смогли предоставить населению возможность летать по рекордно низким ценам, несвойственные большинству авиаперевозчиков. Общая характеристика снижения затрат в условиях применения модели low-cost приведена на рисунке 3.

Совокупные операционные затраты

□ Техническое обслуживание и ремонт

Q Маркетинг и продажи

Аренда площади для стоянки

Рис. 3. Преимущества low-cost по расходам [4]

С новым веком произошли новые корректировки на рынке гражданской авиации. Развитие НТП и внедрение передовых информационных технологий позволило создать новые способы и области сотрудничества между авиакомпаниями и клиентам:

• бывшие конкуренты объединяются для создания единого блока по приобретению запасных частей и расходных материалов;

• авиабилеты начали продаваться через интернет, став одним из наиболее часто продаваемых продуктов данного ресурса;

Наиболее популярными в мире на сегодняшний день являются такие альянсы, как Skyteam, Oneworld, Star. Создание альянса авиаперевозчиков направлено на [1]: получение дополнительной прибыли, путем привлечения новых пассажиров за счет расширения маршрутной сетки; минимизацию затрат за счет совместной деятельности; сплочение авиакомпании за счет смешивания и совместного использования активов.

Таковы основные тенденции развития рынка авиаперевозок в современном мире - рынок быстро развивается, стремительно реагирует на инновационные предложения и совершенствуется, как система и институция с одной стороны, и как инструмент для удобства потребителей - с другой.

1. Гарейшин Р.З., Ромашкина О.П. Рынок мировых пассажирских авиаперевозок в туризме: история, современные тенденции, перспективы развития // Вестник МГЛУ. 2014. № 6 (692).

2. Грек К.К. Развитие мирового рынка деловой авиации // Транспортное дело России. 2009. № 1. С. 29-32.

3. Грек К.К. Рынок деловой авиации: мировой опыт и российская деятельность // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. № 12. С. 63-72.

5. Айрапетова А.Г., Бабалян Н.С. Стратегия как основа функционирования производственных систем // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 4 (106). С. 46-50.

История развития гражданской авиации

Гражданская авиация развивалась и продолжает развиваться невиданными темпами. Самолеты, по сравнению с другими видами транспорта, позволяют людям сэкономить время на преодолении расстояний. Представляем вашему вниманию этапы развития авиации.

Американский изобретатель Орвилл РайтOrville Wright совершил первый управляемый полет на летательном аппарате тяжелее воздуха. Историческое событие состоялось неподалеку от городка Китти Хок в штате Северная Каролина. Самолет Wright Flyer (его изобрели и собрали два брата - Орвилл и Вилбур Wilbur Райт) пролетел 36.5 метров и продержался в воздухе 12 секунд. Немедленно после этого были проведены еще три полета, один из них продолжался почти минуту.

Любопытно, что изобретатели самолета, как и многие другие изобретатели, были уверены, что их детище послужит исключительно делу мира. Братья Райт верили в то, что самолет сделает возможным достижение мира во всем мире. Войн больше не будет потому, что в мире не останется безопасных мест, поэтому сильные мира сего не захотят рисковать своими жизнями. Как известно, братья Райт ошибались - причиной трагедий Герники, Дрездена и Хиросимы были самолеты.
Менее известно, что первопроходцем авиации был французский изобретатель Клемент Адер, который в 1890 году собрал самолет Eole и оснастил его паровым двигателем. В том же году, неподалеку от Парижа Eole пролетел около 50-ти метров. Однако именно самолет братьев Райт, снабженный двигателем внутреннего сгорания, стал концептуальным образцом для иных изобретателей.

Установлен первый авиационный рекорд. Французский летчик Альберто Сантос-Дюмон поднялся на высоту 6 метров и преодолел дистанцию в 220 метров.

Построен первый в мире аэропорт с самолетными ангарами - он находился во французском городе Исси-ле-Мулино.
Американский бизнесмен Глен Куртис Glenn Curtiss основал первую в мире авиационную компанию.

Житель города Дайтона (США, штат Огайо) Чарльз ФарнесCharles Furnas стал первым в мире авиационным пассажиром. Уилбур Райт прокатил друга на своем самолете: полет продолжался 29 секунд, Фарнес преодолел дистанцию в 600 метров.
Братья Райт заключили первый в мире контракт с государством. Администрация США согласилась заплатить $25 тыс. за двухместный самолет, который мог бы преодолеть расстояние в 160 км со скоростью 60 км в час. В текст контракта было включено символичное добавление "самолет должен быть способен пролететь это расстояние, не упав на землю".
Лейтенант Армии США Томас СелфриджThomas Selfridge стал первым пассажиром, погибшим в авиакатастрофе. Самолет, который пилотировал Орвилл Райт, потерпел крушение. Пассажир погиб, сам Райт получил тяжелые травмы.
Француженка Тереза Пелтье стала первой авиапассажиркой. Ее взял на борт своего самолета французский летчик Леон Деланардж.

Во Франции опубликована первая в мире навигационная карта для авиаторов.

Аэроклуб Франции выдал первую в мире лицензию пилота. В число первых 16-ти дипломированных летчиков не попал Шарль Возен (первый француз, поднявшийся в воздух на самолете), но вошли пять человек, которые вообще никогда не летали. В том же году лицензию пилота впервые получила женщина - француженка Элиз Дерош (в списке Аэроклуба она находится на 36-м месте).

Совершен первый транспортный перелет. Американский летчик Филип ПэлмэлиPhilip Palmalee перевез груз шелка из города Дэйтон в город Коламбус. Первым в мире заказчиком авиакарго стала компания Morehouse-Martens.

Американская фирма American Aeroplane Manufacturing Company впервые в мире организовала пошив формы для пилотов.

Впервые в мире в воздух поднялась группа пассажиров числом более 10-ти человек. Самолет пилотировал французский пилот и изобретатель Луи Бреге, который доставил своих пассажиров на расстояние 5 км.

Совершен первый безостановочный международный полет с пассажирами на борту. Француз Пьер Приер совершил перелет из Лондона в Париж, дорога заняла 3 часа 45 минут.

Британский авиатор Том Сопвич Tom Sopwith совершил первый в мире чартерный рейс. Компания Wanamaker наняла его, чтобы доставить пару очков для одного из пассажиров лайнера Olympic. Olympic вышел из гавани Нью-Йорка и отошел от берега на несколько миль, Сопвич догнал его и сбросил на палубу пакет с очками.

Начало авиапочты. Первый подобный рейс был совершен в Италии - самолет, нагруженный письмами и бандеролями, облетел три города - Болонью Венецию и Римини.

В США началась доставка авиапочты по заранее оговоренному маршруту: корреспонденцию раз в неделю начали доставлять из города Минеола в город Лонг-Айленд.

Изобретатель Игорь Сикорский построил первый пассажирский самолет ("Русский Витязь"), снабженный туалетом. На тот момент "Русский Витязь" был крупнейшим самолетом мира, размах его крыла составлял 28 метров.

Начало пассажирской авиации. Американская компания St. Petersburg Tampa Airboat Line впервые в мире создала расписание полетов из города Санкт-Петербург в город Тампа (расположены во Флориде, на противоположных берегах залива). Первым пассажиром, купившим подобный билет стал мэр Санкт-Петербурга - он приобрел его на аукционе за фантастически высокую цену - $400 (обычный билет стоил $5).

Начало транспортной авиации. В Юго-Западной Африке (ныне - Намибия) начались регулярные полеты самолетов, доставлявших партии алмазов из городка Карибиб (центр алмазных приисков) в Виндхук (административная столица).

Итальянская почта впервые в мире выпустила марки авиапочты.

Первая в мире регулярная доставка международной авиапочты организована в Австрии: корреспонденция доставлялась по маршруту: Вена - Лемберг (ныне - украинский Львов) - Краков (ныне Польша, тогда де-юре часть России) - Проскуров (ныне Украина, тогда Россия) - Одесса (ныне Украина, тогда Россия). Чуть позже к этим городам был добавлен Будапешт. В конце года, из-за распада Австро-Венгерской империи, этот сервис прекратил свое существование.

Первая международная пассажирская авиалиния открыта между Парижем (Франция) и Брюсселем (Бельгия). Ее создала компания Lignes Aériennes Farman. Полет занимал 2 часа 50 минут.

В Брюсселе впервые в мире введена практика таможенного досмотра авиапассажиров.

Впервые авиапассажирам начали предлагать напитки и холодные закуски.

Лига Наций (предтеча ООН) приняла Парижскую Конвенцию, которая впервые в мире регулировала систему международных перелетов и правила регистрации летательных аппаратов.

В США Лаборатория ВМФNaval Aircraft Radio Laboratory впервые провела успешные испытания радара.

В США впервые в мире взлетно-посадочные полосы начали оснащать сигнальными огнями.

Сформирована авиакомпания Deutsche Lufthansa - старейшая из ныне существующих компаний, занимающихся перевозкой пассажиров. В 1934 году она первой из мировых авиакомпаний перевезла миллионного пассажира.

Впервые в мире пассажир доставлен на борту самолета через океан (Атлантический). Бизнесмен Чарльз ЛевинCharles Levine перелетел из Нью-Йорка в Эйслебен (Германия).

Американская медсестра Эллен ЧерчEllen Church стала первой в мире стюардессой. Ее наняла компания United Airlines (существует поныне). В первом рейсе стюардесса обслуживала 11 пассажиров. Два месяца спустя United Airlines приняла решение, что стюардессы должны обслуживать все их самолеты. Это объяснялось тем, что на самолетах компании пассажиров впервые в мире начали кормить горячими обедами. Первое авиаменю состояло из фруктового коктейля, жареного цыпленка, печенья, чая и кофе. В последующие годы этот опыт был подхвачен другими авиакомпаниями.

Впервые в мире совершен "слепой" авиаперелет - летчик руководствовался исключительно показаниями пилотов (рейс совершил американский летчик Альберт ХегенбергерAlbert Hegenberger на учебном самолете).

В Великобритании создан первый автопилот.

На германском самолете He-178 впервые успешно испытаны реактивные двигатели.

В Гаване (Куба) сформирована Международная Ассоциация АвиатранспортаInternational Air Transport Associaition (IATA).
В США создан первый в мире центр контроля за воздушным движением.

Образована Международная Организация Гражданской АвиацииInternational Civil Aviation Organisation (ICAO) с штаб-квартирой в Монреале (Канада).

Впервые в мире выпущен специальный бортовой журнал -Clipper (его предоставляла пассажирам американская авиакомпания
Pan American World Airways (Pan-Am).

Появление пассажирского авиалайнера в современном смысле слова - Comet 1. Он был создан во Франции.

В Австралии исследовательская организация Aeronautical Research Laboratories впервые создала "черный ящик", который ныне установлен абсолютно на всех самолетах и фиксирует переговоры пилотов и показания приборов.

В самолетах, совершавших полеты через Атлантический океан, впервые введена градация пассажирских мест. Появился эконом-класс.

Американская авиакомпания Trans World Airlines (TWA) первой в мире стала показывать кинофильмы во время полета. Первый киносеанс был проведен во время рейса из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Причиной появления этого сервиса были взгляды тогдашнего владельца авиакомпании - эксцентричного бизнесмена Говарда ХьюзаHoward Hughes, который очень увлекался кино и сам продюсировал фильмы.

1962 год.
Trans World Airlines первой в мире позволила пассажирам звонить по телефону с борта самолета (первый маршрут, где такие звонки стали доступными - Сент-Луис-Чикаго).

В СССР выпущен первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет - Ту-144.

Члены Народного Фронта Освобождения Палестины захватили пассажирский самолет израильской авиакомпании El Al и угнали его в Алжир. Это был первый в истории захват пассажирского самолета палестинской террористической группой. Пассажиры и экипаж самолета удерживались в заложниках шесть недель. После этого и подобных инцидентов во многих странах мира появились авиамаршалы, которые тайно находятся на борту самолета и призваны контролировать безопасность в салоне.

В США выпущен первый в мире широкофюзеляжный авиалайнер - Boeing 747, по образу и подобию которого ныне производятся все большие пассажирские самолеты.

В аэропорту Мемфиса (США) создана первая в мире система распределения багажа -багаж и иные грузы распределялись с помощью системы транспортеров.

Американская авиакомпания Northwest Airlines впервые установила телеэкраны на спинках пассажирских кресел. Первыми были снабжены подобным сервисом самолеты, летавшие по маршруту Детройт-Токио.

Первый пассажир

Изображение 1.jpg

Первый чартерный рейс

Изображение 2.jpg

Лайнер Olympic стал пунктом назначения первого чартерного рейса

Он получился совсем необычным. Один из уважаемых пассажиров лайнера Olympic забыл свои очки и вспомнил об этом только тогда, когда судно уже вышло из гавани Нью-Йорка. Компания-перевозчик Wanamaker настолько любила своих клиентов, что они специально наняли британского авиатора Тома Сопвича. Том захватил очки, поднялся в воздух на своём самолёте, догнал лайнер и скинул очки на палубу.

Первая авиакомпания

Изображение 3.JPG

Самолет компании St. Petersburg Tampa Airboat

В 1914 году, через 10 лет после полёта братьев Райт, появилась первая авиакомпания, самолёты которой летали по расписанию. В первом расписании полётов значились два города: Санкт-Петербург и Тампа. На самом деле, конечно, полёт из России в Америку на тот момент не был возможен. Санкт-Петербург, или Сент-Питерсбург, — город в штате Флорида, на западном побережье. На восточном как раз находится город Тампа. Поэтому первые клиенты первой авиакомпании St. Petersburg Tampa Airboat Line могли позволить себе только небольшой получасовой перелёт с одной части полуострова на другую.

Милионный пассажир и рейс на автопилоте

Изображение 4.jpg

Первая авиакомпания, которая перевезла больше миллиона пассажиров

Символичной отметки в миллион перевезённых пассажиров уже в 1934 году достигла старейшая из существующих ныне авиакомпаний — DeutscheLufthansa, открытая в 1926. Через два года после её образования в Великобритании создали первый аппарат, который мог без помощи пилота какое-то время управлять самолётом.

Первая стюардесса

Изображение 5.jpg

Элин Чёрч — медсестра и первая стюардесса

Американская медсестра Эллин Чёрч в 1930 раз и навсегда решила связать свою жизнь с авиацией. Но поскольку ей не суждено было стать пилотом, она начала обслуживать пассажиров на борту. В первом её рейсе таких было 11.

Компании UnitedAirlines так понравилась эта идея, что через два месяца они начали набирать стюардесс для всех своих рейсов. В то время, к слову, работы у них было довольно много — горячий обед на борту самолёта включал в себя обычно фруктовый коктейль, жареного цыпленка, печенье и горячий кофе.

Тем временем в России

Изображение 6.jpg

Ситуация сегодня

Изображение 7.jpg

Модель авиалайнера МС-21

Изображение 8.jpg

МИ-38 будет строить на Казанском вертолётном заводе


Развитие Гражданской авиации началось лишь в начале 20 века, когда общими усилиями России и некоторых стран Европы (Германия, Англия, Франция) удалось создать такие виды авиатехники, как пассажирско-грузовые дирижабли и самолеты. В имперской России гражданская авиация не успела получить должного развития по причине надвигавшихся войн и потребностью в создании военно-воздушных сил, вследствие чего в области транспортной и гражданской авиации дореволюционная Россия не оставила советской власти почти никакого производственного и инфраструктурного наследства. Поэтому при рассмотрении истории и современном положении авиатранспорта России нам приходится говорить в основном о советском Гражданском воздушном флоте.

Как это ни удивительно, по-настоящему вопрос о пассажирских самолетах решался в разгар войны. К концу 1943 г., когда наша авиация полностью господствовала в воздухе, когда авиационная промышленность работала на полную мощность и удовлетворяла потребности фронта в боевых самолетах, было решено начать производство транспортных и пассажирских самолетов. Причем это должно было делаться без ущерба для боевой авиации. Нужен был самолет, способный летать быстрее и дальше, чем Ли-2,-- тогда основной пассажирский самолет. В январе 1944 г. обсуждался вопрос о пассажирском экспрессе, способном перевозить 10--12 пассажиров на расстояние 4-- 5 тыс. км. без посадки. Речь шла и о возможности приспособить для этой цели какой-либо из имеющихся бомбардировочных самолетов. Например, бомбардировщик Ер-2 конструктора В.Г. Ермолаева. Вызывало, однако, сомнение, можно ли будет без радикальной переделки разместить в фюзеляже этого самолета 12 пассажиров и обеспечить им комфорт, необходимый для полета в течение 10--15 час. В эту пору С. В. Ильюшин работал над двухмоторным транспортно-пассажирским самолетом Ил-12. В связи с этим переделка Ер-2 в пассажирский самолет оказалась, естественно, нецелесообразной. Вскоре самолет Ил-12 пошел в массовое производство. И с 1947 г. на гражданских авиалиниях СССР стали курсировать двухмоторные поршневые самолеты Ил-12, а в последующем -- модификация этого самолета Ил-14. Для своего времени это были отличные машины, весьма экономичные и в высокой степени безопасные в полете. За годы Великой Отечественной войны экипажами Гражданской авиации СССР на фронте и в тылу перевезено более 2 млн. 350 тыс. чел. и 278 тыс. т грузов. Только с посадкой в тылу врага ими совершено св. 19 тыс. вылетов, перевезено 27 574 чел., 4549 т грузов. В результате напряжённой работы к концу 1945 были подготовлены к эксплуатации в сложных метеоусловиях и ночью аэропорты на трассах Москва--Иркутск, Москва--Ташкент -- Алма-Ата, Москва-- Баку -- Ашхабад. В целом по стране в 1945 объём авиаперевозок возрос вдвое по сравнению с 1940.

Вопрос о новых современных пассажирских самолетах для Гражданского воздушного флота обсуждался в Центральном Комитете партии. Конструкторам Туполеву, Ильюшину, Антонову и руководителям авиационной промышленности было поручено в кратчайший срок продумать возможность создания пассажирских самолетов, отвечающих современным нуждам и международному престижу СССР. В 1954 г. Туполев, Ильюшин и Антонов получили конкретные задания на новые пассажирские самолеты, конкурентоспособные с западными образцами. Через короткий срок на испытательных аэродромах появились самолеты Ил-18, Ан-10 и Ан24, а также для своего времени самый большой в мире авиалайнер Ту-114.

Ту-114 рассчитан на 170 пассажиров. Дальность полета без посадки у него была больше, чем у любого другого пассажирского самолета. Самолет развивает скорость около 900 км/час. Расстояние от Москвы до Нью-Йорка Ту-114 покрывает за 11--12 часов летного времени. Все перечисленные самолеты после всесторонней проверки были запущены в серийное производство и стали поступать в эксплуатацию на воздушные линии ГВФ. Характерной особенностью наших пассажирских самолетов того времени являлось то, что все они, за исключением самолета Ту-104, на котором стояли турбореактивные двигатели, были оснащены более экономичными по расходу топлива турбовинтовыми установками. С 1954 началось широкое внедрение в эксплуатацию вертолётов Ми-1 и Ми-4. В сер. 50-х гг. аэропорты 1-го класса начали оборудоваться курсоглиссадной системой посадки СП-50. Широкое внедрение УКВ радиосвязи значительно повысило оперативность управления воздушным движением и качество радиообмена между работниками службы управления воздушным движением и командирами воздушных судов.

В 60-е годы заметное место в Гражданском воздушном флоте заняли пассажирские самолеты, созданные в конструкторском бюро О. К. Антонова. Из числа построенных здесь машин следует отметить 100-местный транспортно-пассажирский самолет Ан-10. Вслед за ним на воздушные линии вышел Ан-24 -- 50-местный пассажирский самолет с двумя турбовинтовыми двигателями по 2550 л. с. и, наконец, самолет Ан-22 с четырьмя турбовинтовыми двигателями по 15 тыс. л. с. каждый. Ан22 дважды демонстрировался на Парижской авиационной выставке и привлек внимание своими необыкновенно большими размерами: грузовая кабина самолета так просторна, что в ней легко размещается несколько автобусов.

Был создан сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144. В 1967 г. вышел на летные испытания 24-местный самолет местных линий Як-40, специально предназначенный для эксплуатации с аэродромов ограниченных размеров. В Советском Союзе, как и в других странах, большая часть пассажиров местных воздушных линий перевозилась на устаревших тихоходных поршневых самолетах, давно нуждавшихся в замене. Таким образом, в 1967 г. Аэрофлот получил целое семейство новых машин: 186-местный межконтинентальный Ил-62, 80-местный Ту-134 для линий средней протяженности и 24--32-местный Як-40 для коротких линий.

В декабре 1980 г. на воздушные трассы вышли новые современные лайнер Ил86 и Як42. Самый вместительный после Ил-96 отечественный самолет 350-местный Ил-86 создан для магистральных авиалиний средней протяженности с большими потоками пассажиров. Он позволил связать крупные центры европейской части страны с курортами и с городам Урала и Средней Азии. Ил-86 позволил также увеличить объем перевозок и одновременно снизить интенсивность движения в самых напряженных воздушных зонах. В 80-е гг. созданы пассажмрские самолёты нового поколения -- широкофюзеляжный дальний магистральный самолёт Ил-96-300, средний магистральный самолёт Ту-204, самолёт Ил-114 для местных воздушных линий и др.

Крупнейшим авиатранспортным узлом России и стран СНГ является Москва. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково) приходится 30% (данные 1994 г.) всех отправлений пассажиров воздушным транспортом России. Крупными (более 500 тыс. отправлений пассажиров в 1994 г.) авиатранспортными узлами являются также- Санкт-Петербург (Пулково) -- второй по значению после Москвы, Уфа. Самара, Екатеринбург (Кольцове), Минеральные Воды, Сочи -- в европейской части страны, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск (Толмачово)- в Западной Сибири, Красноярск и Иркутск- в Восточной Сибири, Хабаровск и Владивосток -- на Дальнем Востоке.

Таким образом, развитие авивции в России имеет богатую историю, открывая путь грандиозным перспективам.

Читайте также: