Сознание и здоровье доклад

Обновлено: 27.04.2024

Человек — единственное животное, которое способно выбраться благодаря труду из чисто животного состояния: его нормальным состоянием является то, которое соответствует его сознанию и должно быть создано им самим.

Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его.

Животно здоровой организации недостаточно для человека: для него нужно здоровье человеческое.

Здоровье человека, заболеваемость,

И нет и не будет ему спасения, пока сами люди не изменят своих привычек, нравов и поведения. Люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же

Обобщая ряд классификаций, Ю.

XX век дал людям электричество, радио, телевидение, современный транспорт и много других благ. Медицина избавила человека от ряда инфекционных заболеваний, дала ему различные средства и способы лечения других болезней. Обычно пишут о том, что текущий век принес уменьшение объема двигательной активности, увеличение нервно-психического и других видов стресса, химическое загрязнение внешней и внутренней среды и другие негативные явления, связанные с научно-технической революцией. Реже обращают внимание на существенные изменения в стиле и укладе самой жизни.

ритм в течение 11 месяцев и стремится разделить свой отпуск на две части.

Еще сравнительно недавно все необходимое человеку для жизни было воочию конечно: догорала свеча, кончались вода, топливо и запасы пищи. И все это человек должен был возобновлять сам. Теперь же все кажется бесконечным: вода льется из кранов, в нужное время начинает работать центральное отопление, всегда к услугам электроэнергия и газ. Если раньше человек одновременно был и производителем, и потребителем, то теперь эти функции четко разделились. Так же, по-видимому, и со здоровьем.

Раньше в структуре общества превалировали микроколлективы: семья, община, небольшие ремесленные предприятия и т. п. У преобладающего тогда сельского населения основу основ составляла семья. Семьи были большими. Вместе жили три поколения, и здоровье каждого из членов было важным для всей семьи. Теперь же семьи значительно меньшие, члены ее намного реже связаны общим трудом. Таким образом, здоровье не всегда и не в должной степени является предметом забот самого труженика и предприятия, где он работает. Все предоставлено

Надо думать, что сами по себе достижения научно-технической революции не сократят отставания адаптационных возможностей человека от изменений природной и социально-производственной среды его обитания. Чем большими будут автоматизация производства и кондиционирование среды обитания, тем менее тренированными окажутся защитные силы организма. Породив своей производственной деятельностью экологическую проблему, обеспокоенный сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть природы, и свои усилия направляет главным образом на сохранение и улучшение окружающей среды. Но совершенно очевидно, что биосфера не может не изменяться в связи с производственной деятельностью человека. Пожелания уберечь природу от воздействия человека по меньшей мере наивны, так как равносильны призывам прекратить человеческую деятельность. Необходимо обеспечить здоровье человека в реальных условиях его существования, а не заниматься утопическими планами ограждения его от всех возможных вредных воздействий [281].

Становится все более очевидным, что подлинная научная медицина призвана обеспечить здоровье человека в условиях изменяющегося и усложняющегося мира [279, 280].

Культура и здоровье. Казалось бы, велика ли связь между ними? Больными могут быть люди различного уровня культуры. Но сохранение и воспроизводство здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры.

сознание, самопроизводство человека в конкретных формах его общественно-преобразовательной (материальной и духовной) деятельности [142]. Таким образом, под культурой более конкретно понимается особого рода отношение — отношение к самому себе, свойственное только человеку. Культура не только сумма знаний, это поведение и сумма нравственных начал.

Наши предки очень многого не знали как об опасностях, грозивших здоровью, например о болезнетворных микроорганизмах и вирусах, так и о гигиенических правилах.

Современный человек знает несоизмеримо больше своих предков о природе, о своем организме и, конечно, о болезнях, о том, что полезно и вредно для здоровья. О болезнях он читал и слышал больше всего. Почему же, живя в несоизмеримо лучших социально-бытовых условиях и пользуясь услугами столь научно умудренной и щедрой медицинской помощи, люди так много болеют? Болеют такими болезнями, для профилактики которых не нужны вакцины, сыворотки и специальные лекарства, а достаточно только вести правильный образ жизни: соблюдать двигательный режим, не переедать, не курить и не злоупотреблять алкоголем. Почему люди не избегают этих факторов риска, почему и во имя чего они рискуют?!

В статьях о проблеме алкоголизма часто пишут о неинформированности детей и подростков о вреде алкоголя. Они не знают об опасности рождения неполноценных детей, которые в 40 лет могут выглядеть стариками, и многого другого. Не знают, в частности, потому, что

неосведомленными были их родители. Так ошибки незнания могут накапливаться из поколения в поколение. Наконец, еще об одном, самом распространенном и обезоруживающем виде незнания. Очень часто люди не знают, что они способны сделать с самими собой, какими огромными резервами физического и психического здоровья обладают, сумей они сохранить и задействовать их, вплоть до увеличения продолжительности активной и счастливой жизни.

Здоровье в иерархии потребностей. Оно занимает у человека далеко и не всегда первое место, которое у неко-

Лсмин В. И. Лучше меньше, да лучше // Поли. собр. соч. Т. 45. С. 390. 63

торых отведено вещам и другим материальным благам жизни, карьере, успеху. Конечно, здоровье в большей степени зависит от благосостояния, и повышение его у всего советского народа — первейшая задача Коммунистической партии и Советского правительства. Но что понимать под благосостоянием, разве только вещи?

Крайних и уродливых форм вещизм достигает при капитализме. Джеймс Олдридж [198] считает, что одно из самых ошибочных представлений о капитализме заключается в том, что это лишь частная собственность на средства производства. Капитализм — также и психология, жажда материального обогащения, приводящая к эгоизму, своекорыстию. Борьбу людей за повышение материального уровня капитализм сделал капканом для развращения при помощи денег. Автор подчеркивает, что наибольшей опасности подвергается молодежь, которая всегда жаждет перемен в мире и вкусах. На этом основан великий материальный соблазн. К сожалению, в нашем обществе тоже немало людей, для которых ближайшие потребности в модных вещах затмевают важность главных целей жизни — физического и духовного совершенствования и гармонического развития личности.

' Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3. С. 245. 64

Вывод из сказанного здесь однозначен: здоровье должно занимать первое место в иерархии потребностей человека.

Мотивация. Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа рано или поздно сделает свое дело. Человек сам должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив — осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Совокупность мотивов — мотивация, в большей степени определяющая modus vivendi — образ жизни. Следовательно, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни.

Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация — вылечить болезнь, стать здоровым. Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Вопрос этот очень сложный и требует специального исследования психологами, социологами, медиками и представителями других наук.

Оказывается, что положительной мотивации явно недостаточно. И причины тут двух родов: человек не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов,

его качества и заботу о нем Откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Здоровый человек может и должен основывать свой образ жизни на положительном опыте старшего поколения и на отрицании опыта больных людей. В какой-то степени это действует, но далеко не на всех и не с должной силой.

К сожалению, нет моды на здоровье. В утверждении ее большую роль могли бы сыграть художественная литература и искусство. Но они мало работают на идеалы здоровья. Чаще пишут о людях, которые героически, чрезмерно много работают, преодолевая болезни. Если эти люди не повинны сами в своих болезнях, то почему бы не воздать им должное? Но много ли в литературе примеров людей, которые правильным образом жизни сохранили здоровье до преклонных лет и благодаря этому совершили большое полезное для общества дело? К сожалению, таких примеров почти нет.

Велико значение отношения окружающих, общественное мнение. Оно на стороне больных и не отдает должного здоровым. Мало того, заботящиеся о своем здоровье рискуют прослыть чудаками, себялюбцами, отличающимися от большинства людей, фатально безразлично относящихся к своему здоровью.

Наконец, что, вероятно, самое главное: а выгодно ли быть здоровым? Больной человек, особенно в социалистическом обществе, окружен большой заботой. К его услугам бесплатное лечение в поликлиниках и больницах, санатории и дома отдыха, освобождение от работы и многих других общественных обязанностей.

Таким образом, приходится констатировать, что положительная мотивация для здоровья явно недостаточна. Очень многие люди всем своим образом жизни и поведением идут не к здоровью, а от него. Очевидно, что явно недостаточны материальные стимулы. Но в них ли только дело? Ведь в капиталистических странах, где лечение болезней стоит больших денег, многие заботятся о своем здоровье тоже явно недостаточно. Следовательно, главная причина — в сознании человека, в его психологии.

Обратные связи. Это важнейший фактор эффективной деятельности любой системы. Организм человека — весьма сложная система с множеством безусловных и условных реакций, обеспечивающих высокую адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. Многие люди, однако, неразумно долго и упорно испытывают стойкость своего организма неправильным образом жизни, алкого-

Медленно реализуются обратные связи не только на негативные, но и на позитивные воздействия на организм человека. Например, эффект утренней зарядки, занятий физической культурой и закалки проявляется не через несколько дней, а через месяцы и даже годы. Люди этого не понимают, им этого не объясняют, и, не получив эффекта через несколько дней от полезных для своего здоровья действий, они не возвращаются к ним уже никогда. Медленность и долгая неочевидность обратных связей — одна из главных причин негигиенического поведения людей, пренебрежения здоровым образом жизни.

Обратные связи свойственны всему живому. Каждое живое существо для своего выживания обязано постоянно оценивать, отличать вредное от того, что полезно или не имеет значения.Человек с помощью символов, слов и понятий оценивает всевозможные ситуации на уровне не инстинктов, а мышления. И тем не менее человек разумный ведет себя столь неразумно.

Таким образом, сохранение у человека определенных инстинктивных реакций и свойственный только ему более высокий уровень отражения — сознание — служат двойной гарантией эффективности мер, направленных на

оживление обратных связей как на отрицательные, так и на положительные для здоровья воздействия на организм.

Установка (настройка) на долгую здоровую жизнь.

Эта категория субъективная, но она может иметь значение важного объективного фактора здоровья. Подтверждение тому — множество хорошо известных примеров негативного действия установки на болезнь, уход в болезнь. Страх, конечно, сильная мотивация, но основанное на нем поведение трудноуправляемо. Человек думает только о болезни, раскрывается ей, впускает ее в себя, не мобилизует резервы своего здоровья — универсального внутреннего лекарства. Фокусирование на здоровье, наоборот, мотивирует поведение, ориентированное на положительные цели, когда любое достижение рассматривается как победа1. Для сохранения здоровья еще в большей степени, чем для избавления от болезней, человек должен принять новое отношение к своей жизни, к труду, новую философию.

Так сколько же возможностей и резервов для долгой и

Жиліь по капельке цеди,

гінай: так пить ее не глупость!

И окупится та скупость

всем, что будет впереди.

(Лит, газ. 1981. 21 окт.)

Третье правило — продолжение второго: я должен прожить до 8 5—() 0 лет, моя преждевременная смерть будет бедствием для общества, я так много должен человечеству. Народная артистка СССР Ф. Раневская, прожившая 87 лет, незадолго до смерти писала: «Я в

Четвертое правило: надо делиться с другими секретом полезной жизни. И пятое: не надо стоять на пути молодежи. Оба последних правила призывают щедро отдавать себя в течение всей жизни.

Очень важно привлечь внимание к установке (настройке) на долгую здоровую жизнь. Это должно стать объектом глубоких научных исследований. Но когда эти рекомендации науки появятся, не менее важны будут личные примеры и свидетельства выдающихся деятелей культуры и науки.

за столом. «Лучший педагог — родители; они для детей и компас, и маяк, и барометр.

Что касается людей взрослых, то на них направлены усилия санитарного просвещения, но оно в течение столь долгого времени делало крен в сторону повествований о болезнях и их лечении, что очень трудно повернуть его к пропаганде прямого пути к здоровью, здоровью как таковому, а не только обретаемому в результате излечения от болезней. Мало того, до настоящего времени основное внимание в большинстве научных работ уделялось формам поведения, наносящим ущерб здоровью, а не способствующим его укреплению. В материалах ВОЗ подчеркивается, что ученые не располагают достаточной информацией о том, из каких компонентов состоит соответствующее укреплению здоровья поведение и каким образом можно приучить человека к необходимости уделять больше внимания своему собственному здоровью и здоровью окружающих [112, с. 85]. Следует подчернуть, что «. прису-

Совершенно очевидно, что необязательного санпросвета явно недостаточно для исправления антигигиенического поведения людей. «Обучение здоровью для желающих — первая цель. Воспитание общей культуры здоровья — цель более глобальная и отдаленная* [176, с. 109]. Вопрос об обучении здоровью — часть глобальной пробле-

Оказалось, что при первом типе на выучивание написания и запоминание всех букв русского алфавита в среднем на одного ребенка понадобилось 1238 повторений, при втором — 265, при третьем — 48. Таким образом, дети, обучавшиеся по методике второго типа, примерно в 4,5 ра-

за, а обучавшиеся по третьему типу — в 25 раз (!) быстрее усваивали знание алфавита и его написания, чем по первому типу. Известны и другие, еще более впечатляющие примеры несоизмеримо большей эффективности третьего типа ориентировки в обучении подростков техническим навыкам и иностранным языкам [175, 176].

Есть основания думать, что все знания и навыки, важные для здоровья, ребенок, молодой и зрелый человек получают посредством первого пути ориентировки, т. е. бездумно, нетворчески, по готовому образцу от родителей, старших, учителей, из статей, брошюр, а нередко у него вообще нет никаких ориентиров и хороших образцов для подражания. Если серьезно ставить задачу всенародного обучения здоровому образу жизни, обучению здоровью, то оно должно быть новаторским, эффективным, а результаты — стойкими.

Здесь следует затронуть вопрос о поисковой активности, под которой понимается любая активность, направленная на поиск путей изменения неудовлетворяющей субъекта ситуации. Поисковая активность является важным общим неспецифическим фактором, определяющим устойчивость организма к стрессу и вредным воздействиям при самых различных формах поведения; стресс сменяется дистрессом тогда, когда поиск уступает место отказу от него [234].

О другом примере рассказал известный новатор школьного образования из Тбилиси, доктор психологических наук III. А. Амонашвили во время своего выступления в Концертной студии Останкино. В колонии для трудновоспитуемых подростков один из самых трудных вдруг стал совсем другим, почти образцовым. Выяснилось, что он украл и прочитал книгу. Этой книгой была . «Педагогическая

К сожалению, примеров столь эффективного воздействия слова на гигиеническое поведение людей в самом широком смысле этого понятия нет. Книг о здоровом поведении много, есть среди них и хорошие [8, 4, 66, 82, 143, 144, 146, 174, 188, 229, 230, 232], раскупают эти книги в считанные дни, возможно, что даже читают, некоторые сдвиги есть (бег, ходьба, физкультурно-оздоровительные центры и др.), но они совершенно недостаточны. Проблема эта требует серьезного внимания писателей, публицистов, радио и телевидения. Но первостепенная роль принадлежит науке.

В данной главе затронуты не все вопросы, связанные с ролью самого человека, его сознания в сохранении и восстановлении здоровья. Однако даже пунктирно очерченный круг вопросов о роли образа и уклада жизни, мотивации и обратных связей, культуры и прочего показывает наличие достаточно большого числа путей и способов воздействия на человека во имя его же здоровья. Подчеркивается важность обучения людей во все возрастные периоды здоровому образу жизни, необходимости поиска и использования новых путей и средств обучения здоровью. Достижение указанных целей ставит большие задачи перед биологией, медициной, педагогикой и другими науками. Самое главное — найти такие методы, такие слова, которые бы западали глубоко в сознание, были бы ярко убедительными для человека. Вполне закономерно, что в этом деле большое значение имеет психология.

Есть основания думать, что в науке о здоровье, которая рождается на стыке ряда наук, психология здоровья должна занять центральное место. Это будет соответствовать центральному месту психологии в общей системе научного знания, которое отводит ей Б. М. Кедров [131].

Каждая эмоция имеет своего адресата - определенную систему организма. Например, подавленный гнев гложет печень и, как следствие, тонкий кишечник; страх гложет почки и, естественно, кишечник. Установлено, что пережитое потрясение, сильная эмоция неизгладимы - это эмоционально-телесная память. Более того, законсервированная отрицательная эмоция может стать доминантной психологической установкой.

Многие болезни могут возникнуть и в том случае, если вы соблюдаете все правила естественного питания и физической активности. Например, язва желудка может быть не оттого, что вы неправильно питаетесь, а в результате фиксированного неотступного переживания.

Капитулирующий духом неизбежно капитулирует телом. Прав был В.Гумбольд, известный философ, полагавший, что со временем болезнь будет расцениваться как извращенное мышление и болеть будет постыдно.

Следует помнить одно простое правило: диагноз для врача, здоровье - для вас. Наш мозг способен сам себя кодировать. Уж если он настроился на определенную болезнь, если человек, допустим, убедил себя в том, что у него онкозаболевание, приучил себя к этой мысли и смирился с ней, то в такой ситуации ничего хорошего ожидать нельзя.

Человек должен сознательно относиться к своему здоровью, то есть после проведенного лечения сам контролировать свое состояние и при необходимости улучшать его проходя следующий курс. Наш организм - это очень умная система, которую можно сравнить с компьютером, он нередко способен помочь сам себе, если ему дадут дополнительный указатель. Возможности мозга намного больше, чем мы привыкли себе представлять. Мозг - это сложный биокомпьютер, а программистом, который обучает нервную систему, какие действия ей следует выполнять и каким именно образом, является сложная иерархия многомерных энергетических систем, руководит которыми наш ум - сознание.

Человеческий ум подразделяется на 3 уровня: инстинктивный, интеллектуальный и духовный.

Сознание формирует носитель восприятия человеческое тело, которое бесчисленным множеством нитей связанно с окружающей Вселенной. В течение многих лет врачи были уверены, что сознание - продукт деятельности головного мозга, подобно тому, как желчь является продуктом работы желчного пузыря. В настоящее время ученые признали, что сознание может воздействовать на биомолекулярные механизмы, регулирующие работу человеческого тела. Сознание - это один из факторов, непрерывное воздействие которого стимулирует либо здоровье, либо болезни.

  • Саморегуляция - это метод лечения болезней через трансформацию (изменение) сознания, а также работа с энергетическими полями, окружающими (эфирное, астральное, ментальное, каузальное) и пронизывающими (чакры, нади, каналы рефлексотерапии). Наличие энергетических полей доказано, определена их частотная характеристика и размеры.
  • Сознание - вершина всего психического: инстинктов, темперамента, эмоций, установок несознаваемого. В нем наша ориентация в себе, в людях и в жизни. Одна из задач нашего разума вести свой организм по пути здоровья и долголетия, но для этого он должен руководствоваться мировоззрением, мировосприятием, несущими в корне принципы добра и справедливости.

Каждая наша мысль буквально творит наше будущее. Таким образом, мы сами становимся источником собственных переживаний, окружающей действительности и всего остального в ней. Но, установив гармонию и баланс в своем сознании, мы обнаруживаем то же самое в жизни.

Как часто прошлое мешает нам жить. Бесчисленные разочарования, чувства беспомощности и обиды, накопленные в течение долгого времени, начинают поедать тело. Считая себя беспомощной жертвой, а жизнь безнадежной, мы позволяем Вселенной поддержать наши убеждения, и наша жизнь становится помойкой. Прошлое ушло навсегда. Это факт. Глупо наказывать самих себя в настоящий момент за то, что кто-то обидел вас давным-давно.

Мы все представляем собой нечто гораздо большее, чем наш разум. Разум - это орудие, которое можно использовать и так и этак. Мысли и слова - это сила, они создают все ваши жизненные ситуации. Научитесь их контролировать, и вы будите в гармонии с этой силой.

Иногда вам необходимо расслабиться физически. Занятия различным спортом или быстрая прогулка помогают освободиться от негативных эмоций.

В прощении заключается ответ на все вопросы и проблемы. Прощение растворяет обиду. Обида - это подавляемый в течение долгого времени гнев, который скапливается в определенном месте нашего тела. Наступает время, когда он поднимает голову и начинает пожирать организм, превращаясь в опухоль, иногда злокачественную. Поэтому хранение в себе гнева не является залогом здоровья, позвольте чувствам вырваться на свободу.

Подумайте, что лучше для вас: быть правым или счастливым? У нас есть собственное мнение о том, кто прав, а кто виноват. Это мнение соответствует особенностям нашего мировосприятия.

Как правило, прощать приходится тех, кто, с нашей точки зрения, меньше всего этого заслуживает. Непрощение не причиняет никакого вреда нашим обидчикам, зато разрушает нас самих. Это не их проблема; это проблема наша. Ощущаемая нами злость и обида имеет отношение только к нам, к нашему умению прощать себя. И на практике не имеют никакого отношения к прощению другого человека.


1. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний (учебное пособие по оказанию первой медицинской помощи) Астрель. – М., 2005.

4. Мезенцев С.А., Никифоров С.А., Иванов А.И. Пути обновления (системно-целевой подход к жизнеустройству в ХХI Веке.). – М., 2008. – 418 с.

6. Бузова С.В., Левин А.М. Природно-очаговые инфекционные заболевания на территории Республики Коми (учебное пособие), Сыктывкар, 1998.

10. Бузова С.В. Образовательная область: Основы здорового образа жизни для безопасности жизнедеятельности в социальной структуре российского общества ХХI века (социальная инноватика для России ХХI века.): Учебное пособие. М. 2009.

13. Бузова С.В. Фундаментальные основы здоровья Здравоохранение Российской федерации, стран СНГ и Европы 6-8 июня 2011, Москва. Россия.

15. Бузова С В Концептуальные основы здоровья для безопасности жизнедеятельности Сыктывкар, 2012. (Моногрфия. Гриф УМО по безопасности жизнедеятельности М., 2013).

Если проследить динамику изменения сознания в вопросах изучения концептуальных основ здоровья в последние годы можно выделить следующие этапы познания. В 70-е годы 20-го столетия ВОЗ было дано определение Здоровья – как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Каждый период времени отражает суть определения по-разному, соответственно развитию общества в тот или иной период, согласно раскрытию потенциала мышления человека, общества различной общественно-экономической формации .Развитие общества зависит от способности его познать Вселенские законы Разума, законы Цивилизации, в которой это общество находится. Где-то это потенциальный процесс развития, он зависим от возможности познания законов Вечной Абсолютной Истины, в свою очередь, возможность постичь эти законы отождествляет и корригирует, по-видимому, и сама Истина или Бог, Первотворец, Высший Космический Разум ,Отец Абсолют.

В 80-е годы прошлого столетия-при исследовании патогенетических механизмов развития дистрофических процессов в организме, при которых поражается система адаптации, увеличивается активность симпатико-адреналовой системы, вызывающей расстройство микроциркуляторных процессов и поражение клеточных межклеточных структур – мы пришли к выводу, что подходить к профилактике дистрофических заболеваний необходимо с позиции целостного организма (Царфис П.Г., Бузова С.В., 1983 г.). Знание патогенетических основ дистрофических заболеваний (а это заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно сосудистой системы ,желудочно-кишечного тракта), давало возможность представить механизм регуляции основных систем и функций организма в норме и при патологии.

В 90-е годы чрезвычайно актуальным становиться определение Здоровья по Мезенцеву С.А.:

Здоровьем называется эволюционно-экологически ограниченный потенциал жизненной энергии, предназначенный для более или менее гармоничного выполнения целостным организмом 5-ти ОЖФ, оперативно регулируемый на 7-ми уровнях (внутренними и внешними факторами) и обеспечивающий большую или меньшую социально-трудовую активность и продолжительность жизни человека (и его последующих поколений) (схема).

buz1.tif

Саморегуляция организма (по С.А. Мезенцеву)

2) физиологический (гуморальный)

4) уровень сознания

5) уровень социально-трудовых отношений

6) экологический (планетарный)

1. Энергообеспечение физического плана человека Физический план – всего лишь УПЛОТНЕНИЕ гармонизированных ВОЛНОВЫХ процессов, которые составляют ОСНОВУ энергоинформационного Пространства Высшего РАЗУМА

2. Энергообеспечение в структурах ДНК (плотного и тонкого планов Весь процесс ЭВОЛЮЦИИ, от зачатия до человека – проявленного плана Самого Бога, говорит о том, что без ЭВОЛЮЦИИ, без осознанной ЭВОЛЮЦИИ не обойтись, ибо самосовершенствование заложено в программе ДНК Плотного плана и ДНК Тонкого плана, и эту ГАРМОНИЮ Миров в человеке, дарованную Мной, нарушить практически невозможно

3. Волновые процессы энергообмена Запомните: вашу основу составляют не молекулы Физического Мира, а ВОЛНОВЫЕ ПРОЦЕССЫ всего спектра энергий Высшего Разума, поэтому не увлекайтесь изучением строения, в том числе и на наноуровне, Материального Мира, ибо вы не придёте к пониманию ИСТИНЫ, а натолкнётесь на ДУАЛЬНОСТЬ Плотного плана! Поймите, что ваш Проявленный план, как и весь низкочастотный Материальный Мир, не является критерием СОВЕРШЕНСТВА, ибо несёт ДУАЛЬНОСТЬ как промежуточный уровень СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ волновой природы человека

ОТВОРЕЦ (или Со-Знание СОТВОРЦА) тоже ДУАЛЕН, как и ДУАЛЬНО ПРОСТРАНСТВО четвёртого уровня, но это – первый шаг к вершинам СОВЕРШЕННОГО Со-Знания! Со-Знание человека проходит несколько этапов постижения Творца, и первым этапом, безусловно, является получение и усвоение ЗНАНИЙ, на основе которых к человеку приходят ПОНИМАНИЕ и ОСОЗНАНИЕ структуры Мироздания, не засорённые никакими религиозными догмами, а значит, открывающие в Со-Знании человека картину Мироздания, как объективную реальность! Объективная реальность, в данном случае, есть ПОНИМАНИЕ сложности и многоуровневости Миров (связанных между собой энергоинформационными потоками, или причинно-следственными связями), что для человеческого Со-Знания является предтечей истинной ВЕРЫ! Принимая многоуровневый Мир, как объективную реальность, человек также принимает и Самого Творца, как объективную реальность, ТВОРЯЩЕГО Пространство Высшего Разума Истинная ВЕРА и Любовь Создателю перерастают в полное ДОВЕРИЕ Создателю, ибо только ЛЮБОВЬ является основой эволюции Со-Знания человека до высот СОТВОРЦА, а это значит, является ПРОЯВЛЕНИЕМ Создателя в каждом человеке! Принятие Со-Знанием человека Творца порождает не только полное ДОВЕРИЕ (своей судьбы) Творцу, но, как Я уже говорил, самое главное, ОТКРЫВАЕТ в человеке ДАР ничем не ограниченного ТВОРЧЕСТВА, ибо только при полном ДОВЕРИИ в человеке открывается истинный ДАР СВОБОДНОГО ТВОРЧЕСТВА – ДАР СОТВОРЦА! Вам дано ПРАВО СВОБОДНОЙ ВОЛИ и вам дарована возможность почувствовать этот Мир ГАРМОНИИ человека и Пространства для ОСОЗНАНИЯ себя БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТЬЮ. Для человека образцом СОВЕРШЕНСТВА был и остаётся только ТВОРЕЦ, поэтому задача вашего Проявленного плана состоит в том, чтобы увидеть в себе СВЕТ СОТВОРЦА, чего можно достичь только ВЕЛИКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ ВНИМАНИЯ, а это и есть СОВЕРШЕНСТВО ДУХА! Пространство Великого Космоса является ИНФОРМАЦИОННЫМ ОКЕАНОМ, в котором ВСЁ находится в ГАРМОНИИ вибраций, подчиняющихся Канонам Вечности! Бесконечность проявления вибраций является основой вечной эволюции и ПРЕОБРАЖЕНИЯ Пространства, создающей Великую МУЗЫКУ КОСМОСА, несущую Любовь, ГАРМОНИЮ и высшую ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ вечной жизни! Если вы хотите остаться на Планете, которая очень скоро претерпит кардинальные изменения , то вам всё равно придётся пройти трудный путь ОЧИЩЕНИЯ через ПОКАЯНИЕ, как индивидуальное, так и КОЛЛЕКТИВНОЕ, и, конечно же, через ПРЕОБРАЖЕНИЕ собственного Со-Знания до уровня ХристоСознания!

7. ТРАНСМУТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

8. ПИРАМИДА ОТВЕТСТВЕННОСТИ (ОЛИМП БОГОВ)

9. ВЕЛИКИЙ ПЕРЕХОД

Нет ничего лучше, чем ТВОРИТЬ рядом с Богом, и этого мгновения Великого СОТВОРЧЕСТВА удостаиваются далеко не все, а только те, кто в Духе и Великой ВЕРЕ!

10. БОЖЕСТВЕННАЯ МОНАРХИЯ-УПРАВЛЕНИЕ В ДУХЕ.

11. Заповеди Творца

12. Каноны Творца

В связи с этим мною была представлена программа для обучения студентов образовательной системы Учебно-методический комплекс – «Здоровый образ жизни как инновационно-ноосферный аспект для безопасности жизнедеятельности в период эволюционного изменения в России в ХХ1 Веке.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы (бакалавр):

– владеть навыками ноосферного мышления, владеть базисом разумного и духовного аспектов мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

– осознать социальную значимость дисциплины, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности в области медицинских знаний и здорового образа жизни (ОПК-1).;

Раздел 1 (тема 1-7)

I. Здоровый образ жизни – это основной аспект инновационно-ноосферной технологии в развитии Просвещения и Безопасности жизнедеятельности человека, экологии, экономики, политики социального общества России ХХI века.

П. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблемы. Определение Здоровья – (Устав ВОЗ 1975 г.)

Ш. Методы здорового образа жизни

Студент должен иметь представление:

а) о современной негативной социально-демографической ситуации в стране

б) о социальной экономике

в) ознакомиться с прогнозами экспертов ООН и Института демографии и экологии человека РФ, (преобладание смертности над рождаемостью, деградация и постепенное исчезновение духовно-нравственного начала из сознания и жизни соотечественников)

б) о состоянии здоровья детей на современном этапе.

2. Прогностический метод. Подвести к осознанию, что в стране должна быть социально-ориентированная и демографическая экономика, она должна способствовать восстановлению и развитию родовой семьи и базироваться на интеллектуально – нравственных, духовных ценностях. Такая экономика и развитие общества может быть создана только высоко-духовными, нравственными и интеллектуальными людьми

3. Стратегический метод

7. Сотворчество – фундаментальный метод осознания и развития здоровой личности на всех уровнях развития общества в ХХI веке.

2) Профилактика заболеваний, связанных с факторами риска (курения, алкоголизма, наркомании) как негативных информационных факторов жидкой кристаллической энергетической среды организма.

3) Профилактика различных нозологических форм заболевания

4) Восстановление основных функций организма.

Охарактеризовать духовно-нравственные, интеллектуальные критерии здоровья. Дать представление о ноосферном мышлении, как духовно- нравственном и интеллектуальном потенциале человека. И дать возможность осмыслить основные базовые информационные критерии для сохранения жизни и здоровья в системе мироздания.

Модернизировать систему полученных знаний в инструмент инновационного характера базового образования экономики знаний

Определение групп здоровья по Апанасенко Л.Г. (функциональные показатели здоровья).

VI. Охрана здоровья. Охрана труда, отдыха. Санаторно-курортное лечение.

VII. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса.

Роль учителя в формировании здоровья учащихся.

Изучая основы медицинских знаний – студенты овладевают вопросами этиопатогенетических основ воспалительных и дистрофических, инфекционных заболеваний, методами профилактики их, способами оказания помощи при неотложных состояниях:

1. Инфекционный и эпидемический процессы

Перечень угроз биологической опасности на современном этапе. Существующие актуальные для здравоохранения патогены человека: детские капельные инфекции, ВИЧ-инфекция, СПИД, гепатиты А, В, С, энтеровирусы, коронавирусы, ротавирусы, туберкулез, энтеропатогенные бактерии. Массовые вспышки известных инфекционных заболеваний животных и бактерий (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии). Зоонозных инфекции: вирус Западного Нила, ТОРС-коронавирус, вирус гриппа птиц Н5N1, H9N2, H7N7. Кишечная паразитарная флора (описторхоз ,лямблиоз)

Рост половой патогенной флоры (папиллома-вирус, цитомегаловирус, герпес, хламидиоз, микоплазмоз, кандидоз, уреаплазмоз) – как информационных вирусов в развитии патологических процессов в организме, в том числе онкологических. СПИД и его профилактика.

2. Внутренние болезни

3. Признаки основных травматологических и хирургических состояний.

4. Кожные болезни . Меры профилактики

5. ПМП при неотложных состояниях

Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Технические средства обеспечения:

– компьютерное и мультимедийное оборудование

– приборы и оборудование учебного назначения

– пакет прикладных обучающих программ

– видео – аудиовизуальные средства обучения

– ссылки на интернет-ресурсы.

– таблицы по изучению раздела

2. Научные фильмы:

Организация текущего контроля

Текущий контроль проводится во время практических занятий, когда группа делится на подгруппы и каждой подгруппе задается по теме по три тестовых задания. Студенты обсуждают тему самостоятельно, дискутируют по данн данной теме и в конце занятия выдают оптимальные ответы преподавателю. Выставляется бальная система оценки преподавателем для каждой группы и для каждого студента в течение обучения дисциплине.

Бально – рейтинговая система оценивания учитывает деятельность каждого студента в течение обучения дисциплины, учитывая его:

1. знания по дисциплине;

2. способности овладения методами профессиональной и культурной компетенциями по данной дисциплине:

а) способности к ноосферному мышлению, философскому рассуждению

б) способности использовать полученные теоретические данные на практике (способности овладеть методами, принципами и методиками здорового образа жизни и использовать их в своей жизни)

в) способностью овладеть методами первой медицинской помощи при кризовых и неотложных состояниях

д) способности творчески участвовать в диспутах, научных докладах взаимодействуя с коллегами.

ж) способности использовать технические компьютерные, мультимедийные средства обучения

з) способности использовать и донести в своем докладе научные методические материалы при создании рефератов, курсовых работ

е) способность донести до аудитории свои подготовленные научные доклады по дисциплине.

Промежуточная аттестация по дисциплине имеет вид отдельной процедуры (зачета), либо оценка ставится преподавателем по материалам текущего контроля.

1. Методические рекомендации для преподавателя

2. План самостоятельной работы студентов.

На современном этапе актуальность проблем психологии здоровья диктуется нарастанием нагрузки на нервную систему, психику человека и т.д. Информационный прессинг, ускорение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих взаимоотношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки, национальная, имущественная, религиозная разобщенность) – всё это формирует эмоциональное напряжение как один из факторов развития различных заболеваний. Жизнь в условиях неопределенности обусловливает психическую и психосоматическую патологию. Здоровье даруется нам вместе с жизнью, как обычная функция или принадлежность – как дыхание, пищеварение, кровообращение и т.д. Может быть, поэтому никто и не думает о здоровье, пока его не потеряет.


1. Педагогика и психология: темы для самостоятельной работы студентов лечебного факультета. Часть I: учебное пособие / сост. П.З. Абдулаева, З.Э. Абдулаева, Н.М. Вагабова. – Махачкала: Издательско-полиграфический центр ДГМА, 2014. – 386 с.

12. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения: учебник для вузов – М., 2013.

13. Психология: учебник для вузов / М.А. Лукацкий, М.Е. Остренкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2013.

20. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Журкова, Л.А. Петровской и др. – М., 1996.

– как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;

– как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;

– как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Таким образом, понимание здоровья различно, но в каждом определении упоминается психологическое (духовное) здоровье личности в качестве важного звена в понимании здоровья.

Отношение к здоровью – фундаментальная характеристика человеческого бытия. Она довольно изменчивая, в разных культурах и цивилизациях, в разные исторические эпохи отношение к здоровью приобретало свои специфические черты.

Отношение к здоровью как феномену многократно становилось предметом изучения, в ходе которого выявлялись биомедицинские, социально-экономические, социально-демографические, культурные, поведенческие и психологические факторы.

Полученные в ходе исследований факты однозначно свидетельствуют о генетической обусловленности многих распространенных сегодня заболеваний: гипертонии, язвенной болезни, шизофрении, псориаза, атеросклероза, глаукомы и др. На сегодняшний день выявлено более 2000 наследственных заболеваний. Более 50 % детской слепоты и глухоты детерминированы генетически. Данных, подтверждающих значимость биологических факторов, собрано множество [1].

Большое влияние на здоровье человека оказывают и социально-экономические факторы. Установлены корреляционные связи между показателями здоровья и образованием, доходом, занятостью, социальным статусом. Определено влияние и социально-демографических факторов на здоровье человека. Пол, возраст, национальность, место проживания влияют на показатели здоровья и продолжительность жизни. Выявлено отрицательное влияние таких на здоровье поведенческих факторов, как употребления алкоголя, курения, приема наркотиков, девиантного и делинквентного поведения и, напротив, положительное – занятия физкультурой, здорового образа жизни и др.

Каждая культура отличается от других своей неповторимой системой ценностей, в частности отношением к здоровью, выявлено влияние культурных факторов. Национальные обычаи, традиции, ритуалы, система воспитания, неразрывно связаны с тем как выстраивается жизнь человека, как относится он к другим, к себе, к своему и здоровью. В одних обществах представление о здоровье связывают с долголетием, в других – с физической силой, в третьих – с полнотой тела.

Сказываются на состоянии здоровья и психологические факторы: отношение к своему телу, болезням, своему возрасту, продуктивная и непродуктивная жизненная ориентация, понимание себя, довольство собой, своими ближними, своим социальным статусом и многое другое.

Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности.

Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.

Одной из основных задач ПЗ является разработка способов мотивации человека к сохранению, укреплению, и развитию своего здоровья. Попутной задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья.

Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию.

Психолог Н.М. Амосов писал: Здоровье ради здоровья не нужно, оно ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье.

Таким образом, психология здоровья – это комплекс специфических образовательных, научных и профессиональных вкладов психологии как научной дисциплины по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней, идентификации этиологических и диагностических коррелятов здоровья, болезни и связанных с ней дисфункций, а также по анализу и улучшению систем здравоохранения и формирование стратегии (политики) здоровья.

Психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования человека в социуме, что определяет неразделимость телесного и психического. Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему, психику человека. Информационный объем, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки, возрастание агрессивных факторов и т.д.) и другие патогенные особенности современной жизни приводят к чрезмерному эмоциональному напряжению не только взрослых людей, но и детей.

Психологическое здоровье формируется в детстве и на протяжении жизни – главная задача – его сохранение. Его нельзя развивать, его нужно сохранять. На психологическое здоровье влияют генетически обусловленные качества (тип высшей нервной деятельности, особенности анатомо-физиологического развития сенсорных систем, выраженность моторно-двигательной активности и т.п.), т.е. врожденные особенности психики и приобретенные, воздействующие в процессе жизни факторы (индивидуальные особенности поведения, развившиеся в ходе приобретения личного опыта).

Для психологического здоровья норма – это присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь самому, содействовать его развитию. Норма – это некий образ, который служит ориентиром для организации педагогических условий ее достижения. Альтернатива норме в случае психологического здоровья – отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

В.С. Мухина, О.В. Хухлаева, Т.Н. Счастная выстраивают свою концепцию психологического здоровья на положении, что развитие является необратимым процессом, заключающимся в изменении типа взаимодействия с окружающей средой. Эти изменения проходят через все уровни развития психики и сознания, где и формируется качественно иная способность интегрировать и обобщать опыт, получаемый в процессе жизнедеятельности. С этих позиций понимание нормы должно основываться на анализе взаимодействия человека с окружающей средой, что предполагает гармонию между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями. Соотношение между приспособляемостью и приспособлением среды не является простым равновесием, оно зависит не только от конкретной ситуации, но и от возраста человека.

Рассмотрим основные характеристики психологического здоровья:

1. Гармония личности как некий баланс между своим внутренним и внешним состоянием (внутренняя гармония и гармония с окружающим миром). Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими, гармония между окружающими людьми и человеком, с природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.

2. Саморегулирование – его два аспекта – внутренний и внешний. Внутренний аспект саморегулирования – равновесие внутри самого человека, насколько быстро он может восстановить свои силы, переходя от высокого психического и физического напряжения к низкому уровню. Какие способы выработаны у личности, чтобы в нужный момент сконцентрироваться на решении проблемы, а потом суметь расслабиться. Внешний аспект саморегулирования включают те свойства личности, которые позволяют успешно адаптироваться к внешним условиям среды.

Неуспешность адаптации к внешним условиям приводит к регрессу личности. При этом парадоксально, что иногда людям тяжелее адаптироваться к благоприятным изменениям жизни в случаях ее внезапного быстрого улучшения, чем к ухудшению качества жизни. Можно предположить, что неблагоприятные условия – это фактор развития личности, которой приходится бороться за существование.

3. Принятие человеком самого себя и других людей. Наличие у него развитой рефлексии и потребности в саморазвитии.

Принятию себя способствует умение оценивать себя не с точки зрения своей успешности – неуспешности по сравнению с другими, а с позиции уникальности своего жизненного пути. Путем рефлексии осознавать какие изменения с вами произошли в течении лет.

Зачатки рефлексии формируются с начала дошкольного возраста, в младшем школьном возрасте появляется критерий объективного оценивания себя со стороны других – собственно проявляется рефлексия, в старшем подростковом возрасте и юношестве – происходит ее развитие.

4. Принятие на себя ответственности за собственную жизнь. Это задача юношеского возраста 17–18. 21–23 лет. Сегодня происходит некоторая инфантилизация юношеского возраста. Хотя паспорт у нас в стране получают подростки в 14 лет, но родители психологически начинают отпускать детей после 18 лет, снижая внешний контроль. В Дагестане в силу особенностей нашей коллективистской культуры родительский контроль зачастую не ослабевает и после 20 лет. В юношеском возрасте происходит окончательное личностное самоопределение (становление этнической, религиозной, профессиональной идентичности). (О.В. Хухлаева). Обратная сторона свободы – принятие ответственности на себя за свою жизнь. Во всех жизненных ситуациях – мы творцы собственной жизни.

5. Удовлетворенность собственной жизнью – некое ощущение счастья. По данным ряда исследований в России на низком уровне ощущение счастья у людей. Мало кто признает себя счастливым, при этом счастье не зависит ни от экономического уровня страны и собственного, ни от уровня образования человека. Помогает быть счастливым – ощущение гордости за свой этнос, наличие семьи, детей. В тех странах, которые занимают первые места по числу счастливых людей, их отличает то, что ощущение счастья воспринимается ими как имплицитная, присущая им характеристика, независимо от каких-то жизненных проблем и ситуаций.(Сахарова Т.Н., 2012).

Главные критерии психологического здоровья

В качестве главных критериев психологического здоровья можно выделить следующие.

– Позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), позитивное восприятие окружающего мира.

– Высокий уровень развития рефлексии.

– Наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности.

– Успешное прохождение возрастных кризисов.

– Адаптированность к социуму, умение выполнять основные социальные и семейные роли.

Понятно, что представленный образ психологически здорового человека следует рассматривать как идеальный, как эталон. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально.

Другими словами, к критериям психологического здоровья относятся оптимизм, уравновешенность, уверенность в себе, чувство юмора, креативность, адекватное восприятие окружающего мира, интеллектуальный потенциал, ощущение психологического комфорта, адекватная самооценка, адекватное психологическое отражение, адекватное восприятие самого себя, интерес к окружающим, стрессоустойчивость, ориентация на саморазвитие и способность к творчеству.

Критериями психологического нездоровья являются повышенная внушаемость, беспричинная злость, враждебность, пассивная жизненная позиция, наличие вредных привычек, жестокость и бессердечность.

Таким образом, путем познания и улучшения психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать и человека, и его здоровье.

Исходя из вышеизложенного, можно определить главную цель психологии здоровья, как всестороннее совершенствование человека (личности).

Для достижения этой цели ставятся теоретические и практические задачи, направленные не только на предупреждение развития психической и соматической патологии, но и на общее совершенствование личности.

В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от него, и это нормально. Но нередко встречаются существенные нарушения психологического здоровья. Остановимся кратко на наиболее вероятных нарушениях.

Типология нарушений психологического здоровья

В качестве оснований для выделения типов нарушений психологического здоровья мы будем использовать время его появления в онтогенезе и преобладающий стиль реагирования ребенка на внутренний конфликт: активный или пассивный.

Рассмотрим кратко каждое из представленных в данной таблице нарушений психологического здоровья.

Если следствием развития ребенка в младенчестве является закрепление у него чувства небезопасности, страха окружающего мира, то при наличии активной позиции в поведении ребенка отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция агрессии в этом случае – защита от внешнего мира, который представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают. Если же у детей преобладают пассивные формы реагирования на внутренний конфликт, то в качестве защиты от чувства небезопасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи, внешне проявляющиеся как страх темноты, боязнь остаться одному дома и т.п.

Время появления и основное содержание внутреннего конфликта

Младенчество. Чувство небезопасности, стремление к безопасности

Страх уничтожения (смерти)

Ранний возраст. Чувство несвободы, зависимости – стремление к самостоятельности

Социальные страхи (не соответствовать нормам, образцам поведения)

Дошкольный возраст. Чувство одиночества, стремление к близости, сопричастности

Младший школьный возраст. Чувство неумелости, неполноценности – стремление к ощущению собственной значимости, ценности

Страх самоопределения (страх принятия самостоятельных решений)

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здоровья, истоки которых лежат в раннем возрасте. Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассивном – социальные страхи не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту.

Детей с социальными страхами легко выделить – они обычно робкие, аккуратные, угождают окружающим, стремятся услышать слова поощрения, а вот деструктивная агрессивность не всегда заметна, поскольку проявляется часто косвенно, в виде насмешек над окружающими, побуждения к агрессивным действиям других, воровства или внезапных вспышек ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии в данном случае – стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения, основная форма – разрушение чего-либо.

Результатом нарушения развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование у него чувства одиночества из-за невозможности по тем или иным причинам поддерживать близкие эмоциональные отношения со значимыми взрослыми. Тогда активно реагирующий ребенок прибегает к демонстративной агрессивности – привлечению внимания любыми доступными ему способами. В пассивном варианте у него формируется страх самовыражения. Ребенок замыкается в себе, отказывается говорить со взрослыми о своих проблемах. Как правило, через некоторое время становятся заметными телесные изменения: скованность движений, монотонность голоса, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает в защитной маске.

Если истоки проблем лежат в младшем школьном возрасте, то ребенок, как правило, испытывает выраженное чувство собственной неполноценности. В этом случае в активном варианте он стремится компенсировать это чувство через проявление агрессии к тем, кто слабее его. Это могут быть сверстники, а иногда даже родители и педагоги. Чаще всего агрессия проявляется в виде насмешек, издевательств, использования ненормативной лексики. Особый интерес при этом представляет унижение другого человека, а негативная реакция окружающих только усиливает стремление ребенка к этим действиям, поскольку служит доказательством собственной полноценности. Можно предположить, что в основе многих форм асоциального поведения лежит именно компенсаторная агрессивность.

Чувство неполноценности в пассивном варианте принимает форму страха взросления, когда подросток избегает принятия собственных решений, демонстрирует инфантильную позицию и социальную незрелость.

Итак, мы рассмотрели наиболее типичные проявления нарушений психологического здоровья, возникающих в процессе развития ребенка.

Взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом. Детей нужно тренировать, настраивать на здоровый образ жизни.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Читайте также: