Социальный паспорт семьи доклад

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

__________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. учащегося

Дата рождения:_______________________________

Класс _____ учебный год___________

Класс _____ учебный год___________

Класс _____ учебный год___________

Класс _____ учебный год___________

Класс _____ учебный год___________

Класс _____ учебный год___________

Класс _____ учебный год___________

Класс _____ учебный год___________

Адрес проживания:_________________________________

Поставлена на учет _____________________________________ Снята с учета __________________________________________

Содержание папки учета неблагополучной семьи

1.Сведения об учащемся.

4.Выполнение учебной программы.

5. Информация о пропусках уроков.

6. Акты посещения семьи: первичный и контрольные.

7. График бесед с учащимся.

8. Программы социальной реабилитации семьи.

9. Отчеты по программе социальной реабилитации семьи

10. Текущая работа. Учет индивидуальной воспитательно-профилактической работы.

12.Постановления из КДН и ЗП.

13. Ходатайства в ПДН.

14. Информация из ПДН.

15. Копия свидетельства о рождении или копия паспорта учащегося __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата постановки на учет: ____________________________________________________________________

Причина постановки на учет:_________________________________________________________________

Прибыл из школы № _______ в ______класс ____________года

Оставался на повторный год обучения (сколько раз) _____________________________________________

Отношение к учебе, труду, общественным поручениям:_______________________________________

Наличие девиации, склонность к: употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению, бродяжничеству, суициду_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

I . Категория семьи:

Асоциальная семья (многодетная, неполная, малообеспеченная)

Кризисная и проблемная семьи (с недееспособными членами, с приёмными детьми, с опекаемыми детьми)

Семья переселенцев, вынужденных беженцев (многодетная, неполная, малообеспеченная, с недееспособными членами, с приемными детьми, с опекаемыми детьми)

II . Состав семьи

Мать (мачеха, сожительница)

Ф.И.О._____________________________________________________ Год рождения_________________

Отношение к детям:______________________________________________________________________

- не занимается воспитанием________________________________________________________________

Отец (отчим, сожитель)

Ф.И.О._____________________________________________________ Год рождения_________________

Отношение к детям:________________________________________________________________________

- не занимается воспитанием_________________________________________________________________

lll . Члены семьи (др. члены семьи (дети):

дата рождения _____________ место учебы (работы) ____________________________________________

дата рождения _____________место учебы (работы) _____________________________________________

lV . Потребность подростка в социальной помощи:

В улучшении жилищных условии_____________________________________________________________

В предоставлении материальной помощи______________________________________________________

В предоставлении вещевой помощи___________________________________________________________

В организации досуга подростка______________________________________________________________

В других видах помощи (консультации психолога, юриста, нарколога и др.) __________________________________________________________________________________________

V . Основные проблемы подростка, рекомендации по их решению

( Правонарушения и преступления, совершенные несовершеннолетним) __________________________

___________________________________________________________________________________

Работа социального педагога начинается со сбора данных для социального паспорта дошкольного учреждения. Для этого ему требуется информационная помощь воспитателя, родителей, администрации садика и других организаций (отдела опеки, детской поликлиники и т.д.).

Социальный паспорт включает в себя следующие разделы:

 характеристика семей по уровню дохода (на основе оценки своего дохода родителями);

 характеристика семей по языку общения (русскоязычные, двуязычные, плохо владеющие русским языком, не владеющие русским языком (один из родителей не владеет русским языком);

 характеристика семей по уровню образования (среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее, родители имеют ученую степень);

 выделение в особую группу детей, растущих с опекунами или в семьях приемных воспитателей;

 выделение в особую группу детей с особенностями в развитии;

 выделение групп детей, растущих в неполных семьях (воспитываются матерью, отцом);

 выделение группы детей из семей безработных;

 выделение группы детей из семей беженцев и вынужденных мигрантов (если имеются);

 выделение группы детей из семей военнослужащих (если имеются);

 выделение группы детей, родители которых алкоголики, наркоманы, находятся в местах заключения, жестоко обращаются с детьми, психически неуравновешенные, педагогически несостоятельные и т.д.;

 выделение группы детей, родители которых являются студентами.

Каждая выделенная группа связана с возникновением или существованием определенных проблем, поэтому она должна находиться в поле зрения социального педагога.

При этом главное не упустить из поля зрения семьи, которые мы можем отнести к категории неблагополучных семей.

В некоторых семьях с небольшим достатком, в малоимущих семьях могут пренебрегать нуждами детей. Однако это не означает, что все бедные родители плохо относятся к своим детям и все малоимущие семьи являются семьями группы риска по социальному сиротству. Главное здесь не потерять из виду семьи, в которых существует настоящая угроза здоровью и жизни ребенка.

Работая с такими семьями, сталкиваешься с рядом проблем:

 какую документацию должен вести сам социальный педагог;

 какую работу выполняет социальный педагог и многое другое.

1. Методическая копилка: проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы в этом направлении.

2. Документация: по учету правонарушений родителями, отклонений в развитии детей, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных развивающих маршрутов семей, стоящих на контроле; по контролю движения детей; действий и результатов преодоления нарушений. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах;

6. Учет обращений родителей, воспитателей, детей и разрешение поставленных ими проблем;

7. Данные по изучению социального состава семей, группы, ДОУ, социальных ожиданий родителей и педагогов, как субъектов образовательного процесса;

9. Методические рекомендации для родителей. Методические рекомендации для воспитателей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях;

10. Систематизированная информация по городским службам для родителей о возможных путях решения их проблем.

-семьи с опекаемыми детьми и приемные семьи

-семьи с детьми – инвалидами

Для правдивости сведений желательно прилагать:

По каждой категории я завожу папку, это удобно.

Эти сведения обновляются 2 раза в учебном году: в начале учебного года (в октябре) и в середине учебного года (январе).

1. Характеристика на ребенка (написанная воспитателем)

2. Акты контрольного обследования материально-бытовых условий

3. Состояние здоровья ребенка (заполняется мед.сестрой)

4. Посещаемость ребенком ДОУ

5. Результаты наблюдения за ребенком

6. Результаты анкетирования детей и родителей

7. Заключение по результатам социально-педагогического обследования

8. Социальный паспорт семьи

9. Выписки протоколов ПМПк

10. План индивидуальной работы с семьей (составляется совместно с родителями)

11. Список оказанных видов помощи данной семье

12. Ходатайство о постановке семей на учет в КДН, ОДН, ГБД

13. Сигнальные карты

14. Оказанные виды помощи данной семье

15. Ходатайство о снятии семьи с учета (указать причину снятия).

Иными словами, это возможность предотвратить появление будущего преступника и еще одного социального сироты — малыша, оставшегося без родителей.

Составление социально-педагогического паспорта семьи позволяет выявить целый ряд воспитательных возможностей и потребностей:

во-первых, диагностика взрослого окружения дает возможность определить наиболее традиционные формы профессиональной, культурной и бытовой ориентации.

во-вторых, она позволяет определить тех конкретных людей, которые реально или потенциально могут- быть центром внимания детей, могут стать для последних своеобразным образцом для подражания (в положительном или отрицательном плане).

в-третьих, диагностика выявляет людей, которые участвуют в воспитании детей, и тех которых можно привлечь к этой работе с целью повышения ее эффективности или людей, влияние которых на ребенка следует ослабить или нейтрализовать.

В процессе составления социально-педагогического паспорта семьи социальный педагог взаимодействует с различными специалистами: классными руководителями, педагогами организаторами, психологами, местными поликлиниками, органами внутренних дел, представителями общественности, соседями исследуемой семьи, непосредственно с семьей и ее членами.
Социальный паспорт семьи (1-й вариант)
В карту вносятся следующие данные:

Какое образовательно* учреждение посещает ребенок?

Домашний адрес ребенка (прописан и фактический)

Возраст родителей: мать , отец

Образование родителей: мать , отец_____________

Род занятий родителей и их профессии

Сколько лет существует семья _

Тип семьи (подробно охарактеризовать)

Состав семьи (перечислить всех совместно проживающих и указать
степень родства) Материальное положение семьи (указать доход на каждого члена семьи,

получение пособий, пенсий, дотаций и т.д.)

нормальные (благоустроенная квартира, дом), неблагоустроенная

квартира, комната, общежитие, подробно описать все особенности

Наличие помощи семье (кто и какую помощь уже оказывал семье, каковы

ее результаты?) _ ——— —

В каких видах помощи нуждается семья?_

Какие ведомства и учреждения необходимо подключить к работе с данной

семьей и ее отдельными членами? ___

Какова помощь образовательного учреждения ребенку?

Отношения в семье.

Знание интересов детей

Забота родителей о детях _

Суть конфликтов родителей с детьми

Какие проблемы существуют у ребенка в образовательном учреждении?

Кто в данный момент оказывает существенное влияние на формирование

ребенка в семье? (подробно описать)

Какое влияние на поведение ребенка оказывают друзья, окружение,

родственники и т.д.?

Что мешает родителям в воспитании детей (недостаток свободного времени, незнание возрастных особенностей, отсутствие единых

требований в воспитании, другие причины)?

Какие недостатки присущи, по мнению родителей, их детям: равнодушие, эгоизм, потребительство, нежелание учиться, жестокость, лень, грубость, невнимательность, жадность, несамостоятельность, плохие способности, и

Анализ ситуации в семье

Неблагополучие семьи (описать, в чем оно проявляется)

Цели работы с семьей

Основные направления работы для составления программы
Карту заполнил:

Ф.И.О. социального педагога

Социальный паспорт семьи (2-й вариант)
В карту вносятся следующие данные:

Адрес (населенный пункт, улица, дом, телефон)

Ф. И. О. мужа, дата рождения _—

Ф. И. О. жены, дата рождения —. _

Имена детей, даты рождения _______ _ ——

Возрастные категории детей (указать пол и возраст):

/ до 6 лет: пол . __, возраст .

/ от 6 до 16 лет: пол , возраст _____

• от 16 до 18 лет: пол , возраст,

6. Категории семей:
Sполная семья

• неполная семья: воспитывает одна мать, воспитывает один отец,
воспитывает одна бабушка, дедушка или кто-то один из
родственников

7. Число детей в семье:

многодетные: (кол-во детей) ___

если есть опекаемые дети, то их Ф.И.О. и даты рождения
8.Категория семьи: беженцы, многодетная, безработная,

малообеспеченная, семья военнослужащих и т.д.

9.Подростки до 18 лет, которые не работают и не учатся

Ю.Образование родителей (опекунов): (подчеркнуть)

высшее, среднее специальное, среднее, классов и меньше: (расшифровать)

Гуманитарная, техническая, медицинская, педагогическая,
экономическая, торговля, снабжение, сельская, строительная, мастера
различных профилей: (расшифровать)
12.Место работы и должность:

13.Доход семьи (нуждается или нет)

14.Наличие приусадебного участка

15.Наличие подсобного хозяйства

16.Наличие жилья (нуждается или нет)

17.Жилищные условия: ветхое жилье (не пригодное для проживания), требуется капитальный ремонт, требуется частичный ремонт или переоборудование, требуется расширение жилплощади и т.д.

18. Состояние здоровья членов семьи: взрослые инвалиды, дети-инвалиды,
хронические заболевания

19.Награды, почетные звания, льготы

20.Состоит на учете в Центре (помощи семье и т.п.) или нет

21.Основные проблемы семьи

22. Программа помощи семье:

Ф.И.О. социального педагога
Как составить социальный паспорт

Социальный паспорт означает собой набор характеристик социального благополучия семьи, класса, той или иной организации, коллектива, области и даже страны. Но наибольшее распространение социальный паспорт получил в образовательной системе.
Вам понадобится

- опрос детей и родителей;

Составляя паспорт класса, разделите его на четыре основных раздела: семьи, в которых дети растут без отца, многодетные семьи, неблагополучные семьи, дети, которые находятся на контроле.

Существует множество анкет и тестов, которые позволяют раскрыть личностные данные человека и составить его социальный паспорт. В личностной карточке подростка напишите его интересы, успехи в учебе, активность, ответственность, инициативность, общительность, уверенность в себе, решительность, положение в коллективе, проявление агрессии, отношение к алкоголю, никотину. Обратите внимание на культуру речи: сквернословит ли он в общественных местах или воздерживается от нецензурных выражений.

В социальном паспорте группы (класса, коллектива) укажите количество человек, их возраст, наиболее предпочитаемые совместные занятия, излюбленные темы бесед, используемые жаргонные слова, клички, лидеров и аутсайдеров, конфликты в группе и их причины, увлечения и т. п.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный документ поможет классным руководителям (1-11 классов) получить полные сведения о семье ребенка, жилищно-бытовых условиях, в которых проживает семья. Удобная форма заполнения.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ

1. Ф., И.,О. ребенка ___________________________________________________________________

Дата и место рождения ________________________________________________________________

Адрес проживания ___________________________________________________________________

Адрес фактического проживания________________________________________________________

телефон ребенка ____________________________________________________________________

2. Ребенок проживает (подчеркнуть):

- отец - мать - отчим - мачеха - бабушка - дедушка

Фамилия _______________________________ ___________________________________

Имя _______________________________ ___________________________________

Отчество ________________________________ ___________________________________

Дата рождения ________________________________ ___________________________________

Образование _______________________________ ___________________________________

Место работы ________________________________ __________________________________

Должность ________________________________ ___________________________________

Телефон _______________________________ ___________________________________

Дата рождения ________________________________

Место работы ________________________________

3. Жилищно-бытовые условия:

- съёмное жильё (кол-во комнат___)

- благоустроенная квартира (кол-во комнат ____)

- частный дом (без удобств, частичные удобства, все удобства, кол-во комнат ____)

- площадь ____ (м 2 )

- состояние жилья (требует ремонта, санитарное состояние) _____________________________

- наличие своей комнаты у ребенка___________________________________________________

- наличие собственного рабочего места у ребенка_______________________________________

4. Категория семьи (подчеркнуть)

- полная - неполная - многодетная - опекунская

Если неполная, то указать причину неполноты:

-развод - смерть одного из родителей - иная причина_____________________________

5. Кол-во детей в семье (Ф.И. О., дата рождения, школа, класс, д/с, иное учебное заведение)

Сведения о других родственниках проживающих совместно (Ф.И.О., дата рождения, степень родства, место учебы (работы), должность)_____________________________________________

6. Статус семьи (подчеркнуть)

- обеспеченная - со средним достатком

- с низким достатком - малообеспеченная (на учете УСЗН)

7. Дети-инвалиды _______________________________________________________________________

8. Родители-инвалиды (группа)____________________________________________________________

9. Социальный статус семьи (подчеркнуть или дописать):

Малообеспеченная, находящаяся в социально опасном положении, полная, многодетная, неполная, в разводе, мать-одиночка, вдова/вдовец, вторичный брак матери/отца, беженцы, вынужденные переселенцы _____________________________________________________________________________

10. Организация труда и отдыха:

какие обязанности выполняет в семье _______________________________________________________

соблюдается ли режим дня ________________________________________________________________

кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания ___________________

11. Направленность интересов:

проявляет интерес к деятельности (физический, умственный труд, техническая, организаторская, художественная, спортивная) ______________________________________________________________

в каких кружках (секциях) состоит, состоял __________________________________________________

культурный кругозор (узкий, посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки) ______________

12. Состояние здоровья и развития учащегося:

общая оценка здоровья _________________________________________________________________

признаки повышенной нервозности (отсутствуют, повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленное настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к учителям, к сверстникам, отказ от контактов)

13. Статус родителей (подчеркнуть или дописать):

Ограничены в правах (мать, отец), лишены родительских прав (мать-отец), безработные (мать, отец), _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Социально-бытовые условия (подчеркнуть или дописать):

Созданы благоприятные условия для проживания_____________________________________________

Санитарное состояние соответствует нормам_________________________________________________
Отопление (печное,газовое)________________________________________________________________


Помимо других обязательных документов, гражданам при обращении в органы опеки и попечительства необходимо предоставить также документ, подтверждающий прохождение обязательной программы подготовки кандидатов на роль замещающих родителей. Одной из форм подготовки кандидатов на роль замещающих родителей является обучение в Школе приемных родителей.

Реализацию запланированных мероприятий в рамках деятельности Школы осуществляют специалисты различного профиля: социальный педагог, педагог-психолог, юрист, учитель-логопед.

Целью деятельности Школы является психологическая и медико-социально-правовая подготовка потенциальных замещающих родителей к приему ребенка, оставшегося без родительского попечения, и к жизнедеятельности в замещающих семьях.

Целью социально-педагогической деятель­ности с кандидатами в замещающие родители- сопровождение процесса нормального воспитания и развитие приемного ребенка в семье.

При подборе приемных семей социальному педагогу наряду с другими специалистами важно знать, кто может выступать в качестве приемных родителей, каковы мотивы принятия ребен­ка в семью, каковы условия проживания семьи, позволяют ли они осуществлять достойное воспитание и развитие ребенка.

Собранные сведения являются начальным этапом по выявлению семейного неблагополучия на ранних этапах кризиса. Защита детей — одна из важнейших функций всех взрослых, соприкасающихся с детьми. В том числе — важнейшая задача социального педагога. Своевременное выявление кризисных моментов семьи позволяет оказать необходимую для ее реабилитации социально-психологическую помощь и предотвратить нарушение прав ребенка.

Иными словами, это возможность предотвратить появление будущего преступника и еще одного социального сироты — малыша, оставшегося без родителей.

Особое место в деятельности социального педагога занимает работа с семьей и проблемы семейного воспитания. Решение этих проблем целиком зависит от состава семьи, материальных условий, существующих ценностей, воспитательной целенаправленности, нравственной культуры.

Составление социального паспорта семьи позволяет выявить целый ряд воспитательных возможностей и потребностей:

1) диагностика взрослого окружения дает возможность определить наиболее традиционные формы профессиональной, культурной и бытовой ориентации;

2) определение тех конкретных людей, которые реально или потенциально могут- быть центром внимания детей, могут стать для последних своеобразным образцом для подражания (в положительном или отрицательном плане);

3) диагностика выявляет людей, которые участвуют в воспитании детей, и тех которых можно привлечь к этой работе с целью повышения ее эффективности или людей, влияние которых на ребенка следует ослабить или нейтрализовать.

Важнейшим условием эффективности использования социальной сферы в воспитании детей, формирование их ценностных ориентации являются знание всех особенностей этой сферы и факторов, влияющих на формирование личности.

Социально-педагогическое обследование, изучение особенностей микросреды должно предшествовать, быть основой построения планов и прогнозов воспитательных воздействий.

Социально-педагогический паспорт и является тем первичным документом, в котором обобщаются данные, позволяющие делать те или иные оценки дающие представления об обстановке в социуме.
Социально-педагогический паспорт кандидата в замещающие родители включает в себя следующие аспекты.

Ф.И.О.родителей___________________________________________________
Пол родителя, заполняющего анкету________________________________
Возраст родителей 20-30, 30-40, 40-50, 50-60, старше.
Образование: начальное, среднее специальное, аспирантура, неполное среднее, неполное высшее, кандидат наук, среднее, высшее, доктор наук.

Профессия (отрасль общественного производства) каждого родителя:
машиностроение, обслуживание, легкая промышленность, образование, химия, медицина, торговля, культура.

Каков состав Вашей семьи:

мать, отец, бабушка, дедушка, другие родственники; детей: одни, двое, трое, четверо, пять и более.

Каковы жилищные условия Вашей семьи:

общежитие, коммунальная квартира, отдельная квартира, частный дом, собственная комната у ребенка.

Какие предметы культурного обихода Вы имеете дома:
радиоприемник, телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, акустическая система, фотоаппарат, киноаппарат, кинопроектор, пианино, скрипка, гитара, баян, электромузыкальный инструмент, записи классической музыки, картины и репродукции, художественные коллекции (марки, открытки, монеты, значки, другое).

Чему Вы предпочитаете отдавать свое свободное время:
домашнему хозяйству, посвящаю воспитанию детей, туризму, свободное время я отдаю культурной жизни (посещение кино, театра, выставок, концертов), чтению, спорту, самодеятельному творчеству (хобби), самообразованию, общественной деятельности, телевизору или радио, неформальному общению с родственниками, друзьями, знакомыми.
Как Вы считаете, от каких причин (факторов) зависят результаты воспитания Вашего ребенка (т.е. каким он станет, человеком)
идеология общества, общественно-политический строй, уровень экономики, уровень культуры общества, трудовая деятельность в которую включен ребенок, игровая деятельность, учеба в школе, коллектив класса, учителя, коллектив учителей, классный руководитель, директор школы, отношения взрослых в семье, отношение, внимание к ребенку, педагогическая грамотность родителей, наследственность, материальная обеспеченность семьи, улица (неформальное общение), состояние досуговой сферы микрорайона, средства массовой информации.

Как Вы относитесь к учебе ребенка: считаю, что это его дело, переживаю неудачи, радуюсь его успехам, систематически оказываю помощь в подготовке домашних заданий, осуществляю контроль за результатами.

Как часто Ваша семья собирается вместе? ежедневно, по выходным дням, редко, никогда.
Что делает Ваша семья, собравшись вместе?

решаете сообща жизненные проблемы, занимаетесь семейно-бытовым трудом, работаете на приусадебном участке, вместе проводите досуг, смотрите телепередачи, обсуждаете вопросы учебы, работы, делитесь впечатлениями о прожитом дне, поете, музицируете, играете в общие игры, каждый занимается своим делом.

Сколько примерно времени семья уделяет воспитанию детей (сколько времени родные находятся в контакте с детьми, гуляют, делают уроки, читают, и т. д.)? весь день, полдня, 3 часа, 2 часа, 1 час, менее часа.

Вы считает взаимоотношения в Вашей семье:

очень хорошими, хорошими, не очень хорошими, плохими.
Едины ли взрослые в Вашей семье в своих требованиях к детям? да, нет, не всегда.

Принимаете ли вы вашего ребенка как человека которого надо уважать и мнение которого учитывать в семейной жизни? да, нет, не всегда.
Какие методы воспитания Вы применяете и как часто: ласка, поощрение, убеждение, разъяснение, жесткие требования, приказы, физическое наказание.

Участвует ли Ваш ребенок в коллективном труде семьи по самообслуживанию, домашнему хозяйству? да, нет, не всегда.

Каково ваше отношение к различным предполагаемым явлениям? (не верю, нейтрален, испытываю интерес, верю): народные приметы, нечистая сила, потусторонний мир, бог, инопланетяне, гадание на картах, хиромантия (гадание по руке), астрология (гадание по звездам), телепатия (передача мыслей).

Таким образом, работа социального педагога с кандидатами в замещающие родителиначинается с установления контакта с ними и заполнения социального паспорта. Цель этого этапа - получить предварительное представление о возможности создать замещающую семью во главе с данным кандидатом.

В качестве основных задач этапа можно обозначить следующие: получение объективной информации о кандидате в воспитатели и его семье, всестороннее изучение личности потенциального замещающего родителя; выявление намерений кандидата в воспитатели и побудительных причин и истинных мотивов к созданию замещающей семьи; обогащение представлений кандидата в воспитатели о замещающей семье; побуждение кандидата в воспитатели к дополнительному осмыслению своих намерений с учетом полученной информации; выделение специфических проблем кандидата в воспитатели, требующих особого внимания специалистов на следующем этапе; диагностика профессиональной и личностной готовности кандидата в замещающие родители к выполнению данной роли и внутрисемейных отношений потенциальных родителей.

Статья

Целью социально-педагогической деятель­ности с приемной семьей является — нормальное воспитание и развитие ребенка в семье.

При подборе приемных семей социальному педагогу наряду с другими специалистами важно знать, кто может выступать в качестве приемных родителей, каковы мотивы принятия ребен­ка в семью, каковы условия проживания семьи, позволяют ли они осуществлять достойное воспитание и развитие ребенка.

В качестве приемных родителей могут выступать: семейные пары, имеющие собственных детей, семейные пары без детей, неполные семьи, одинокие люди.

Читайте также: